УДК 159.9
РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ФОРМИРОВАНИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
Подзигун Ирина Валерьевна.
Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», магистрант, ir.podzigun@mail .ru.
Мозолевская Наталья Владимировна.
Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», канд. биол. Наук, доцент кафедры психологии, педагогики и правоведения, [email protected].
Аннотация. В статье затрагиваются теоретические аспекты эмоционального интеллекта, влияние его на формирование личности, а также проявление особенности эмоциональной сферы у подростков с девиантным поведением. Рассмотрено, как уровень эмоционального интеллекта подростка поможет выявить причины возникновения и протекания конфликтов среди подростков. Такие знания позволят внести практические рекомендации по коррекции безнадзорности, беспризорности и бродяжничеству.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональные компетенции, стратегии, подростковый возраст, девиантный подросток, конфликт.
THE ROLE OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN THE FORMATION
OF DEVIANT ADOLESCENTS
Podzigun Irina Valerievna.
Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State University of Economics and Management, 1st year Master student, [email protected].
Mozolevskaya Natalia Vladimirovna.
Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State University of Economics and Management, Ph. Doctor (Physiology), [email protected].
Abstract The article deals with the theoretical aspects of emotional intelligence, its influence on personality formation, as well as the manifestation of the emotional sphere peculiarities in adolescents with deviant behavior. It is considered how the emotional intelligence level of a teenager will help to identify the causes of the occurrence and course of conflicts among teenagers. Such knowledge will make it possible to inplement the recommendations for correcting neglect, homelessness and vagrancy.
Key words: emotional intelligence, emotional competence, strategies, adolescence, deviant adolescent, conflict.
Одно из явлений, представляющих угрозу безопасности общества, считается беспризорность, бродяжничество и безнадзорность подростков. Это всё возникает, в первую очередь, из-за индивидуальных и антисоциальных поступков, которые являются большой негативной нагрузкой для нормального протекания социальных и нравственных процессов общества в целом. Возникает нравственный регресс на уровне семьи и на уровне государства, который подразумевает увеличение количества социальных сирот и их правовую и социальную незащищенность.
Безнадзорность, беспризорность и бродяжничество можно отнести к сложным социально-психологическим явлениям, в частности самовольный уход подростка из дома и бездомное существование, а также формирование действий в поведении, как попрошайничества, нищенства, приобщение к хищению и кражам, убийства, наркомании и др.
Нарушение поведения возникает вследствие социально-экономических факторов и подразумевает индивидуальные и особенные причины, которые их обуславливают, характер поведения, личностные деформации и особенности во взаимодействии с окружающей средой. Девиацией поведения принято считать процесс, характеризующийся определённой временной длительностью и развитием, происходящий в конкретной среде. Таким образом, девиантное поведение возникает в определенной ситуации и обусловливает различные психические нарушения.
В неблагоприятной социальной среде обитания происходит формирование устойчивых новообразований личности, нарушений поведения и системы отношений, требующих большого времени и затрат в реабилитации, коррекции и интеграции в социокультурном пространстве общества. Это всё влияет на рассмотрение новых задач в науках, а именно психологической и педагогической.
Существуют документы, регламентирующие вопросы помощи и поддержки несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. С опорой на правовую и регламентирующую документацию были созданы центры, оказывающие социальную и реабилитационную помощь подросткам в затруднительном положении. Наличие таких центров говорит об увеличении количества несовершеннолетних «группы риска», которым не могут помочь в решении проблемной ситуации типовые образовательные учреждения. К уязвимой группе относят детей, оставшиеся без попечения родителей; которые не имеют места проживания и прописки; дети-беженцы; дети из неблагополучных семей, испытывающие разного вида насилие; дети, находящиеся в кризисной ситуации в семье или обществе, и другие подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Отклоняющее поведение у подростков подразумевает наличие проблемы в области взаимоотношений с окружающими людьми, они мало способны понимать свои чувства и чувства других людей. В подростковой среде возникает множество конфликтов, как среди своих ровесников, так и между подростком и взрослым человеком. Изучение эмоционального интеллекта несовершеннолетних помогает выявить причины возникновения и протекания
конфликтов среди подростков, что позволит внести практические рекомендации по коррекции безнадзорности, беспризорности и бродяжничеству.
Первоначально термин «эмоциональный интеллект» был связан с термином «социальный интеллект». Такое определение возникло в процессе разработки проблемы социального интеллекта, над которым работали исследователи Дж. Гилфорд, Х. Гарднер и Г. Айзенг. Д.В. Ушаков, в чьих работах обозначалось, что эмоциональный интеллект связан с социальным интеллектом, но отмечалось, что имеет свою особенность и специфику [14].
Клинический физиолог Р. Бар-Он ввёл выражение «коэффициент эмоциональности», по сходству с «коэффициентом интеллекта». Он рассматривал эмоциональный интеллект, как набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды [6]. Тогда как Д. Гоулман утверждает, что это способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других, для того, чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии друг с другом. Модель эмоционального интеллекта Д. Гоулмана разделяет на такие компоненты как: самосознание, самоконтроль, управление отношениями, эмпатия и мотивация [1].
При рассмотрении эмоционального интеллекта важно затронуть эмоциональные компетенции, которые напрямую связаны и отталкиваются друг от друга. Конкретный уровень эмоционального интеллекта нужен для освоения обучения определённым компетенциям, которые как раз связаны с эмоциями человека. Примером этому является, то, что благодаря способности понимать чувства другого собеседника, можно развить свои компетенции способности влиять на других людей. Людям способным управлять своими эмоциями, легче развернуть компетенции инициативности, а также конструктивно выстраивать поведение в преодолении стрессовых ситуаций. Чтобы уметь прогнозировать успешность какой-либо ситуации, необходима вести анализ эмоциональных компетенций.
В отечественной психологии рассматривали идеи единства аффекта и интеллекта. В связи с этим, можно выделить труды Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна [13]. При развитии идеи Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейн отмечал, что единство эмоционального и рационального само по себе является мышлением [3].
При запрете на выражение эмоций человек начинает их вытеснять из сознания. Это влечёт за собой невозможность психологической переработки эмоций, что способствует расширению их физиологического компонента. В улучшение модели эмоционального интеллекта входит разные ментальные способности, такие как: осознанная регуляция эмоций; понимание и осмысление эмоций; различение и выражение эмоций; ассимиляция эмоций в мышлении.
На данном этапе возникает актуальность рассматривать и изучать явление эмоционального интеллекта у подростков, анализировать его структуру и
затрагивать пути развития в современном обществе для уменьшения детей «группы риска». Это поможет улучшить взаимоотношения между людьми через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих при взаимодействии во время процесса межличностных отношений. Развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры общества в целом.
В развитии эмоционального интеллекта играют биологические и социальные воздействия на ребёнка. В биологические входит уровень эмоционального интеллекта самих родителей, наследственность эмоциональной восприимчивости, свойства типа темперамента, личная специфика структурирования полученной информации. Тогда как к социальным факторам относят само взаимодействие между ребёнком и окружающими, образованность родителей и др. [4].
Подростковый возраст отличается том, что у ребёнка возникает умение и потребность в познании себя как личности, актуализируется необходимость потребность в поиске смысла своего существования и окружающего мира, что приводит к развитию конфликтности мышления. Выделяют основные предпосылки, которые развивают конфликтность. К первым предпосылкам относят психофизиологические, а именно физиологическое развитие, половое созревание, рост бессознательных импульсов. Вторые это психологические предпосылки, к ним относят усложнение когнитивных процессов, потребность в самоидентичности, чувственно-эмоциональное развитие. И последние предпосылки - социокультурные, а именно рост социальных ожиданий, изучение социально-значимой деятельности [2, 5].
У подростков с девиантным поведением начинают доминировать такие особенности в эмоциональной сфере, как неумение проявить эмпатию к окружающим, равнодушное чувство к другим, неумение поддерживать эмоциональную связь с собеседником. Такой подросток стремиться получить простое удовлетворение без проявления своих волевых качеств и труда, а при неспособности осуществить желаемое появляется повышенная чувствительность, резкая смена настроения, агрессивность, неадекватное реагирование на конфликтную ситуацию [7,9,10].
К. Томас исследовал конфликтные ситуации и пришёл к пяти стратегиям взаимодействия: приспособление, компромисс, сотрудничество, избегание, соперничество. При выборе использования, каждая сторона конфликта сама выбирает себе стратегию, которая поможет достичь желаемого результата текущей ситуации. Стиль соперничества чаще выбирают подростки, которые считаются авторитетами среди сверстников. Такие проявления, как твёрдость характера, зрения, стремление удовлетворить свои интересы, сила воли. При всём этом, им не важны желания других участников конфликта [11].
Подростки, которые выбирают стиль сотрудничества, стараются не портить отношения. Таких детей характеризует наличие дипломатических способностей, обладают умением договариваться, способны выслушать других и могут контролировать свой эмоциональный фон. Эти подростки сами защищают свои интересы, но при всём этом учитывают интересы других
сторон конфликта. Данная стратегия среди подросткового возраста встречается крайне редко [5].
Стратегией компромисс пользуются подростки, которые способны давать взаимные уступки в разговоре. Участники договариваются о такой стратегии на ранних этапах конфликта. Даная стратегия характеризуется стратегией взаимных уступков. Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но также способствует их положительному развитию [8].
Подросток при использовании стиля избегания либо не уверен в правильности своего мнения и своей позиции, либо не сильно заинтересован в данном конфликте. Этот стиль может быть использован, когда другая сторона конфликта более подготовлена и имеет больше возможностей для достижения цели. В течении определённого времени решение конфликтной ситуации может самостоятельно ликвидироваться если придерживаться данной стратегии.
Несовершеннолетний при использовании стратегии приспособления может быть не мотивирован защищать свои интересы. Во время использования этой стратегии ребёнок больше стремиться к спокойствию, стабильности и к сохранению благоприятной обстановке с другим участником. Ребёнок жертвует своими интересами и идёт на сделку [8].
Заключение.
В подростковом возрасте с ребёнком происходят значимые изменения, как физиологические, так и психологические и они напрямую связаны со спецификой его поведении. У ребёнка начинает происходить сепарация, личность несовершеннолетнего активно развивается, а с этим и меняется мироощущение и сознание. Условия, в которых происходит личностное формирование, представляют важную роль в становлении подростка. В эти условия включают социальные процессы, а именно иерархия в семейной системе, принадлежность к какой-либо группе, взаимоотношения с окружающими людьми, условия и место проживания. Семьи, которые имеют личностные деформации и особенности во взаимодействии с окружающей средой могут повлиять на девиацию подростка. У несовершеннолетнего может нарастать агрессивность и конфликтность из-за поведения, демонстрируемого родителями и их образа жизни. Неприемлемое поведение ребёнка может говорит о нарушении привязанности между ним и родителем, что ведёт к образованию травмирующего опыта. В связи с этим, актуальным является изучение и диагностика эмоционального интеллекта у подростков с девиантным поведением для уменьшения агрессивности и конфликтности, что позволит внести практические рекомендации по коррекции безнадзорности, беспризорности и бродяжничеству.
Библиографический список.
1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. - Новополоцк.: ПГУ, 2011. - 388 с.
2. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. - М.: Академия, 2014. - 382 с.
3. Выготский Л.С. Проблема эмоций. - 1958. - № 3. - С. 125- 134.
4. Выскочил H.A. Детерминанты уровня эмоционального интеллекта. -Казань: Вижу, 2009. - 129 с.
5. Гомелаури М.Л. Конфликты в подростковом возрасте и социальные ожидания. - СПб.: Феникс, 2016. - 269 с.
6. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Паблишер, 2018.
7. Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте. - М.: Знание, 2011. - 22 с.
8. Данилова Е.А. Взаимосвязь конфликта самооценки и поведения младших подростков. - Ярославль: СКМ, 2013. - 355 с.
9. Дмитриева Т.Б., Шостакович Б. В. Агрессия и психическое здоровье. -СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. - 464 с.
10. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. - М.: Згание, 2016. - 1 26 с.
11. Леонов Н.И Индивидуальный стиль поведения в конфликтной ситуации.
- М.: Академия, 2014. - 271 с.
12. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональномьинтеллекте.
- М.: Институт психологии РАН, 2004. - 36 с.
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: ПИТЕР, 2002, -720 с.
14. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: теоретические подходы и методы измерения. // Вести. Рос. Гуманитар. Науч. Фонда. - 2005. -№ 4. - 139 с.