УДК 159.95
Беляева А.С.
студент 1 курса факультета клинической психологии, социальной работы и адаптивной физической культуры, магистратура,
очно - заочная форма обучения Северный Государственный Медицинский Университет
Харькова О.А.
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Северный государственный медицинский университет (ФГБОУ ВО СГМУ),
Архангельск, Россия
РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ФОРМИРОВАНИИ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические аспекты, а также результаты эмпирических исследований других авторов о взаимосвязи эмоциональной сферы и девиаций в поведении подростков. Показано, что уровень сформированности эмоционального интеллекта является одним из факторов развития девиаций в поведении подростков. Следовательно, развитие эмоционального интеллекта является направлением экологичной социально-психолого-педагогической профилактики и коррекции девиаций в поведении подростков.
Ключевые слова:
девиантное поведение подростков, эмоциональная сфера, нарушения социальных норм,
эмоциональный интеллект.
Введение
Подростковый возраст является периодом сложного психологического развития и личностного роста, с наличием внутренних и внешних противоречий. Эти противоречия могут быть обусловлены как возрастными особенностями, так и противоречиями в отношениях с социумом. Особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы подростка становятся причиной и следствием появления протестного поведения и выделения группы «трудных» подростков с девиантным поведением. Согласно исследованиям, девиантное поведение характеризуется нарушением социальных норм, которое обусловлено трудностями интерпретации переживаемых эмоций и чувств, как собственных, так и эмоций другого.
Целью работы явилось изучение роли эмоционального интеллекта в формировании девиантного поведения подростков.
Материал и методы
Для сбора данных использовались научные электронные библиотеки е-ПЬгагуи Киберленинка, а также книги первоисточники. Ключевые слова, используемые для поиска статей: «девиантное поведение подростков», «эмоциональная сфера», «нарушения социальных норм», «эмоциональный интеллект».
Результаты исследования
Проблема отклоняющегося поведения - одна из актуальных психолого-педагогических проблем. Представителями различных наук (медицины, психологии, педагогики) даются различные определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения: система поступков или отдельные поступки, действия человека, характеризующиеся отклонением от принятых в обществе норм [12];специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий [14]; отдельные поступки (или их совокупность), противоречащие принятыми в обществе юридическими, моральными и
~ 73 ~
социальными нормами [13].
Выделяют следующие факторы, обусловливающие девиантное поведение: биологические, психологические, социально-педагогические, социально-экономические, морально-этические. Ведущее значение в формировании девиантного поведения отводится социальным факторам, а именно воспитательным институтам - семье и образовательным учреждениям. Изучение психологических особенностей, характерных для девиантных подростков, представляются важным направлением изучения правонарушительного поведения, так как именно эти особенности предопределяют его. По мнению О.В. Гридневой [4] проблема девиантного поведения подростков напрямую взаимосвязана с вопросами понимания и контроля эмоций. Именно сформированный эмоциональный интеллект в подростковом возрасте определяет девиантное или социально-нормативное поведение [9].
В современной психологической науке эмоциональный интеллект рассматривается как способность к пониманию и управлению эмоциями [10]; как черта личности, интегрирующая некогнитивные способности, знания и компетентности, с помощью которых человек успешно справляется с разными жизненными ситуациями [2]; как совокупность способности и черты [3]. Современные исследователи эмоционального интеллекта бесспорно принимают точку зрения о единстве эмоционального и общего интеллекта.
В формировании эмоционального интеллекта участвуют биологические (уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип мышления, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, свойства темперамента, индивидуальная специфика переработки информации) и социальные факторы (взаимоотношения в семье, образованность родителей, религиозность и другие) [2; 4; 5; 9].
О высокой вероятности роли эмоционального интеллекта в формировании девиантного поведения свидетельствуют результаты ряда исследований, в которых доказаны особенности эмоциональной сферы девиантных подростков. Рассмотрим их более подробно.
В эмоциональной сфере девиантных подростков доказаны недостаточная способность к эмпатии (сочувствию), равнодушие к чувствам других людей в сочетании с неспособностью устанавливать и поддерживать эмоционально насыщенные, стабильные отношения; стремление к получению простых удовольствий без определенного волевого усилия и труда; повышенная чувствительность к стимуляции извне; неустойчивое настроение со склонностью к раздражительности, гневливым реакциям, состоящим из безмотивного внутреннего напряжения в сочетании с неадекватным, аффективно усиленным реагированием по агрессивному типу на конфликтные ситуации; выраженная наклонность к индивидуальной и особенно групповой жестокости [1].
О. В. Гридневой[4] так же установлено, что трудности адаптации к проблемным и сложным ситуациям более вероятны для подростков с несформированным эмоциональным интеллектом. При решении сложных ситуаций они пассивны, предпочитают известные варианты решения проблем, отличатся конформностью.
В результате исследования Т.В Корниловой и Е.В. Новотоцкой-Власовой[7]была установлена тесная взаимосвязь эмоционального интеллекта с общей направленностью личности, т.е. с интересом к внутреннему миру своему и других людей, склонностью к рефлексии, ценностями. В результате авторами был сделан вывод, что нравственное самосознание является одним из факторов эмоционального интеллекта. Нравственная сфера девиантных подростков отличается корыстной, насильственной, паразитической или потребительской направленностью. Соответственно, нравственное самосознание так же не может являться фактором развития эмоционального интеллекта.
А. В. Дегтяревым [6] девиантное поведение рассматривается как особая поведенческая реакция на собственные эмоции и чувства, которые подросток не способен дифференцировать самостоятельно.
Однако результаты эмпирических исследований являются несколько противоречивыми утверждению о несформированности всех компонентов эмоционального интеллекта у девиантных подростков. Так, в исследовании М. И. Кошеновой [15] было обнаружено, что при высоком уровне
эмпатии, низкой самомотивации более вероятно формирование зависимого поведения. Ю.В. Давыдова [5] установила, что эмоциональная осведомлённость у девиантных подростков даже несколько выше, чем у просоциальных ровесников. При этом у девиантных подростков достаточно высокий уровень самомотивации.
М.Л. Мельникова [11] на основании результатов собственного исследования делает вывод, что определенная социальная позиция девиантных подростков является фактором, снижающим эмоциональную вовлеченность и готовность к адекватному эмоциональному ответу. Автором были уточнены социальные позиции девиантных подростков и характеристики их эмпатии: «отчужденно-директивная» позиция(желание контролировать поведение окружающих, директивность, агрессия); «зависимо-неопределенная» позиция(зависимость, конформность, неуверенность в себе, неспособность к самоутверждению); «тревожно-отзывчивая» позиция(впечатлительность, склонность к рефлексии, эмоциональная вовлеченность, способность предвосхищать эмоциональные состояния и поступки людей). Заключение
Таким образом, проблема девиантного поведения подростков взаимосвязана с вопросами интерпретации, контроля, управления эмоциональной сферой - всем тем, что характеризуется как развитый эмоциональный интеллект. Несформированность эмоционального интеллекта является и причиной, и следствием девиантного поведения подростков. Исследователи эмоциональной сферы девиантных подростков сходятся во мнении о возможности его формирования и развития у подростков в социально-психолого-педагогической работе. Список использованной литературы:
1. Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевой и Б.В. Шостаковича. - Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2002. - 464 с.
2. Выскочил H.A. Детерминанты уровня эмоционального интеллекта / H.A. Выскочил // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 11-12. -С.123-129
3. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство. Искусство управлять людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, М. Энни. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 301 с.
4. Гриднева О.В. Сравнительный анализ эмоционального интеллекта у подростков с разным уровнем склонности к проблемному поведению / О.В. Гриднева // Студенческий: электрон.научн. журн. 2017. № 16(16) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sibac.info/journal/student/16/84352 (дата обращения: 29.04.2020).
5. Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Давыдова Юлия Викторовна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. - Москва, 2011. - 22 с.
6. Дегтярев А.В. Конструирование тренинговых программ по развитию эмоционального интеллекта у подростков с отклоняющимся поведением [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 3. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62524.shtml (дата обращения: 27.04.2020)
7. Корнилова Т.В. Соотношение уровней нравственного самосознания, эмоционального интеллекта и принятия неопределенности / Т.В. Корнилова, Е.В. Новотоцкая-Власова // Вопросы психологии. - 2009. -№ 6. - С. 61 - 71.
8. Леус Э.В. Диагностика девиантого поведения несовершеннолетних / Э.В. Леус, А.Г. Соловьев, П.И. Сидоров // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 9. - С. 268-277.
9. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - Москва: Институт психологии РАН, 2004. - С. 29-36.
10. Люсин Д.В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ / Д.В. Люсин, О.О. Марютина, А.С. Степанова // Сб. науч. трудов.
~ 75 ~
«Социальный интеллект: теория, измерение, исследования»/ Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 176 с.
11. Мельникова М.Л. Проблемы реализации эмпатических переживаний у подростков с девиантным поведением / М.Л. Мельникова // Инновационные условия развития науки и образования в межкультурном взаимодействии: комплексный подход. - 2015. - С. 220-224.
12. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик - М.: Академия, 2000. - 200 с.
13. Пятунин В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции / В.А. Пятунин. -М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010. - 282 с.
14. Рожкова М.И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / М.И. Рожкова. - М.: ТЦ Сфера, 2001- 230 с.
15. Кошенова М.И. Уровень интеллектуального развития как предикатор формы девиантного поведения подростков / М.И. Кошенова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2018. - № 2. - С. 102-112.
© Беляева А.С., Харькова О.А., 2020
УДК 159.99
Дмитриева Д.В.,
Студентка 1 курса, магистратура по Психологии здоровья Северный государственный медицинский университет (ФГБОУ ВО СГМУ),
Архангельск, Россия Харькова О.А., Кандидат психологических наук, PhD, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО СГМУ,
Архангельск, Россия
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Аннотация
Целью данной работы явилось изучение профессионального самоопределения личности как социально-психологического явления. В результате проведенного анализа, были уточнены понятия и современные научные взгляды на проблему профессионального самоопределения.
Ключевые слова:
профессиональное самоопределение, факторы профессионального самоопределения, профессиональная деятельность, карьера.
Введение
В современной психологической науке проблема профессионального становления приобрела особую популярность начиная со второй половины ХХ века, когда появилось много исследований, в которых представлены как общие подходы к решению этой проблемы, так и ее отдельные аспекты.
Однако несмотря на то, что были разработаны различные концепции профессионального становления и развития личности, многие научные проблемы так и остаются нерешенными. Это связано с тем, что социальные, политические, культурологические и экономические изменения, которыми пронизано современное общество, обусловливают появление новых внутриличностных и межличностных проблем и противоречий, требующих новых подходов к их решению.
Таким образом, целью данной работы явилось изучение профессионального самоопределения
~ 76 ~