Научная статья на тему 'Роль электронного портфолио в адаптивном сетевом образовательном пространстве'

Роль электронного портфолио в адаптивном сетевом образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДАПТИВНОЕ СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОРТФОЛИО / ФУНКЦИИ ПОРТФОЛИО / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО / ADAPTIVE NETWORK EDUCATIONAL SPACE / PORTFOLIO / PORTFOLIO FUNCTIONS / E-PORTFOLIO / E-PORTFOLIO STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бояринов Дмитрий Анатольевич

В статье анализируются современные подходы к определению понятия «электронное портфолио». Формулируются основные требования к образовательной среде, в рамках которой можно реализовать технологию электронного портфолио. Выделяются ведущие дидактические функции электронного портфолио в условиях адаптивного сетевого образовательного пространства. Описывается набор инструментов для создателей электронного портфолио. Предлагается структура электронного портфолио, ориентированного на мотивацию и развитие навыков рефлексии обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бояринов Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE ELECTRONIC PORTFOLIO IN ADAPTIVENETWORK EDUCATIONAL SPACE

The article analyzes modern approaches to the definition of the concept of «electronic portfolio». Basic requirements for the educational environment in which the technology of electronic portfolio can be implemented are formulated. The leading didactic functions of the electronic portfolio in the conditions of the adaptive network educational space are highlighted. The set of tools for the creators of electronic portfolio is described. The structure of the electronic portfolio focused on motivation and development of students’ reflection skills is proposed.

Текст научной работы на тему «Роль электронного портфолио в адаптивном сетевом образовательном пространстве»

Образовательные системы и технологии

Д.А. Бояринов

(г. Смоленск)

РОЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В АДАПТИВНОМ СЕТЕВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

THE ROLE OF THE ELECTRONIC PORTFOLIO IN ADAPTIVE NETWORK EDUCATIONAL SPACE

В статье анализируются современные подходы к определению понятия «электронное портфо-лио». Формулируются основные требования к образовательной среде, в рамках которой можно реализовать технологию электронного портфолио. Выделяются ведущие дидактические функции электронного портфолио в условиях адаптивного сетевого образовательного пространства. Описывается набор инструментов для создателей электронного портфолио. Предлагается структура электронного портфолио, ориентированного на мотивацию и развитие навыков рефлексии обучающихся.

Ключевые слова: адаптивное сетевое образовательное пространство, портфолио, функции портфолио, электронное портфолио, структура электронного портфолио.

The article analyzes modern approaches to the definition of the concept of «electronic portfolio». Basic requirements for the educational environment in which the technology of electronic portfolio can be implemented are formulated. The leading didactic functions of the electronic portfolio in the conditions of the adaptive network educational space are highlighted. The set of tools for the creators of electronic portfolio is described. The structure of the electronic portfolio focused on motivation and development of students' reflection skills is proposed.

Key words: adaptive network educational space, portfolio, portfolio functions, e-portfolio, e-portfolio structure.

Инструменты и технологии электронного обучения находят широкое применение в современной педагогике, в том числе для решения задач личностно ориентированного обучения [2, с. 65-82; 6, с. 1585]. Информационно-коммуникационные технологии в обучении, как правило, служат расширению традиционной парадигмы обучения за счет приобретения процессом обучения новых свойств, таких как гибкость и адаптивность. Достаточно устоявшийся к настоящему времени набор возможностей, предоставляемых системами электронного обучения, включает в себя основанные на гипермедиа учебные ресурсы, обеспечивающие реализацию учебного процесса, контроль за его ходом, сбор и анализ результатов. К ним относятся онлайн-форумы и он-лайн-консультации тьюторов, онлайн-мо-

ниторинги прогресса обучения, вебинары и т.д. Есть ещё один аспект применения информационно-коммуникационных технологий в обучении, который в последнее время привлекает всё большее внимание исследователей, - технология электронного портфолио (е-портфолио). В то же время в последнее десятилетие развивается интерес к информационным образовательным пространствам как форме информатизации образования [2, с. 4-19]. В качестве такой формы применительно к личностно ориентированному обучению предлагаем рассматривать адаптивное сетевое образовательное пространство. Под адаптивным сетевым образовательным пространством понимаем коммуникативную информационно-образовательную среду, отражающую личностные установки и личностные

смыслы субъектов, создающую условия для их вовлечения в разнообразные формы совместной деятельности, обеспечивающую условия для формирования динамической системы субъектов, объединяющихся в микро- и макрогруппы, реализующих различные взаимопересекающиеся и личностно значимые задачи.

Соответственно ставим перед собой следующие взаимосвязанные вопросы: какова основная роль электронного портфолио в сетевом адаптивном образовательном пространстве, какую структуру оно должно иметь в соответствии с этой ролью и какие требования предъявляются к нему в отмеченном контексте?

Понятие электронного портфолио активно разрабатывается и в отечественной, и в зарубежной педагогической теории [1, 3, 4, 5, 6, 7]. Э.Д. Алисултанова предлагает использовать такое определение электронного портфолио, заимствованное из зарубежной педагогики: «Электронное портфолио - это дифференцированная коллекция информационных материалов, отражающих достижения в течение непрерывного времени» [1, с. 3]. Ш. Гао, Дж. Колдвелл-Нель-сон и А. Госинский (S. Gao, J. Coldwell-Neilson, A. Goscinski) в своем исследовании предлагают использовать следующее определение: «Электронное портфолио представляет собой целенаправленно созданное объединение цифровых элементов - идей, доказательств, рефлексий, обратной связи и т.д., которое предоставляет избранной аудитории доказательства обучения и/или способностей субъекта процесса обучения» [6, с. 1587 со ссылкой на 5, с. 9]. При этом они отмечают его двойственную природу. С одной стороны, электронное портфолио может рассматриваться как продукт учебной деятельности, с другой - представлять собой инструмент или систему, используемую обучающимся для создания такого продукта.

Авторы коллективного обзорного труда под редакцией Л. Грей (L. Gray) приводят следующее определение электронного портфолио: «E-портфолио - это продукт, созданный учащимся, сборник результатов его учебной деятельности, представленных

в электронной форме, выражающих опыт, достижения и ход и результаты обучения» [5, с. 8]. Основные требования к образовательной среде, в рамках которой можно реализовать технологию электронного портфолио, выглядят, согласно их взглядам, как наличие:

- среды разработки портфолио;

- средства для обмена информацией и публикации;

- инструментов для планирования действий, обсуждения и обратной связи;

- пространства для хранения электронных документов, созданных в ходе работы над портфолио и, шире, в ходе всей учебной деятельности;

- возможностей коммуникации с другими информационными системами, в которых расположены данные, имеющие значение для обучающегося [5, с. 8].

Заметим, что существование единой информационной среды, необходимой для реализации технологии электронного портфолио, способствует интенсивному обмену жизненным опытом среди обучающихся. Также оно может способствовать развитию разнообразных навыков, которые необходимы члену современного информационного общества (поиск и анализ информации, обработка различных видов информации - графической, текстовой и т.п.), выработке навыков коллективной работы (в том числе формирование коллектива и отбор его членов, распределение частных целей между участниками коллектива, совместное продвижение к общей цели и т.п.). Наиболее важными являются навыки, которые связаны с планированием, целеполаганием и рефлексией. Заметим, что данные навыки являются для обучающегося универсальными и инвариантными по отношению к предметной области, которая определяет содержание учебного процесса.

В исследовании М.А. Пинской отмечается, что портфолио служит эффективным инструментом оценивания хода и результатов учебной деятельности и позволяет оперативно отслеживать и оценивать индивидуальные достижения обучающихся на всех уровнях системы образования [4]. Кроме

Бояринов Д.А. Роль электронного портфолио в адаптивном сетевом образовательном

того, автор отмечает роль портфолио для планирования и рефлексии обучающимися всего процесса своего обучения и развития навыков деятельности в сфере самооценивания, а следовательно, и рефлексии. Портфолио позволяет:

- построить траекторию индивидуального прогресса обучающегося за данный период обучения;

- оценить результаты процесса обучения и предоставить информацию для выставления итоговой оценки, дополняющую данные, полученные в результате реализации традиционных форм контроля;

- побудить учащегося к осуществлению рефлексии и основанного на ней самооценивания [1, с. 8].

Аналогичную оценку дает и Э.Д. Алисул-танова: «...е-порфолио развивает рефлексию и самооценку обучающихся» [1, с. 13].

Как отмечают авторы коллективного исследования, одной из функций электронного портфолио может быть сбор материалов и информации для выставления итоговой оценки, для демонстрации достижений обучающегося, анализа динамики развития обучающегося в процессе обучения [5, с. 8].

Э.Д. Алисултанова выделяет две разновидности портфолио: «позитивистские портфолио» и «конструктивистские портфолио». Цель позитивистских портфолио сводится к тому, чтобы «.оценить результаты учебной деятельности и те результаты, которые определены внешне. Позитивизм предполагает, что портфолио является накопительным сосудом для результатов студенческих разработок, используемым для того, чтобы вывести, какой результат был на каждой ступени обучения» [1, с. 11].

Конструктивистские портфолио представляют собой среду обучения, в которой обучающийся осуществляет проектирование целей и результатов учебного процесса. При этом предполагается, что результаты обучения изменяются индивидуально, в соответствии с целями, задачами и этапами процесса обучения. Таким образом, конструктивистское портфолио представляет собой в определенном смысле фиксацию, «запись» самого процесса обучения.

При этом портфолио выполняет несколько функций:

- диагностическую (фиксирует динамику изменений знаний, умений и навыков обучающегося за данный период времени);

- целеполагания (раскрывает цели обучения для обучающегося);

- содержательную (раскрывает для обучающегося всё содержание учебного процесса);

- развивающую;

- мотивационную;

- рейтинговую (позволяет представить индивидуальные учебные достижения в форме, допускающей их количественное и качественное описание и последующее сравнение) [1, с. 14].

Из выделенных Э.Д. Алисултановой шести основных функций портфолио в условиях сетевого адаптивного образовательного пространства ведущими будут функция це-леполагания и мотивационная.

Исключительно актуальной представляется высказанная Э.Д. Алисултановой идея придания электронному портфолио функции «обратной связи» с потенциальным работодателем [1, с. 15]. Механизмом реализации этой функции может быть привлечение представителей профессионального сообщества (руководителей и сотрудников организаций соответствующего профиля), в том числе посредством вовлечения их в учебную деятельность (чтение учебных курсов, руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами и т.д.). Заметим, что структура сетевого адаптивного образовательного пространства создает благоприятные условия для реализации данного механизма [2, с. 34].

Как будут выглядеть инструменты, предназначенные для работы с электронным портфолио в рамках сетевого адаптивного образовательного пространства? Для ответа на этот вопрос целесообразно обратиться к опыту создания Университетом Дикина (Deakin University, Мельбурн, Австралия) облачного сервиса, ориентированного на работу с электронными портфолио [6, с. 1586-1587]. Электронное портфолио при этом рассматривается как процесс и

как инструмент. Облачная среда обучения включает в себя ряд пространств и инструментов для интерактивного обучения. Каждое подразделение университета, реализующее учебный процесс, имеет в этой среде сайт. Внутри каждого узла сайта содержатся семь основных инструментов, доступных для обучающихся. С перечнем инструментов можно ознакомиться в работе Ш. Гао, Дж. Колдвелла-Нельсона и А. Госинского [6, с. 1586-1587]. Основываясь на этом перечне и исходя из нашего понимания целей и задач адаптивного сетевого образовательного пространства, предлагаем следующий набор инструментов для создателей электронного портфолио:

- модули, обеспечивающие доступ к соответствующему курсу (проверка наличия формальных прав на доступ к курсу и субъективной готовности к восприятию информации);

- инструменты коллективного обсуждения содержания курса (форумы и т.п.);

- средства, обеспечивающие оформление, хранение и демонстрацию (преподавателям и другим участникам курса) учебных достижений, участие в групповых формах учебной деятельности онлайн (вебинары, онлайн дискуссионные площадки и т.п.);

- инструменты просмотра и рефлексии записанного преподавателями мультимедийного контента (лекции и т.п.), доступа к результатам рефлексии других участников курса, создания и управления блогами и wiki-словарями, просмотра и анализа академических результатов.

Естественным представляется создание специального инструмента, позволяющего загружать, создавать, редактировать, хранить, делать доступными для других субъектов образовательного пространства (преподавателей и обучающихся) все необходимые типы мультимедиа-произведений в виде соответствующих файлов.

Развивая подход И.П. Манаковой [3, с. 1011], предлагаем следующую структуру электронного портфолио, ориентированного на мотивацию и развитие навыков рефлексии обучающихся:

- общая информация об авторе портфо-лио (внеучебного характера);

- общая информация об авторе портфо-лио (учебного характера);

- объективная характеристика достижений во внеучебной деятельности;

- субъективная характеристика достижений во внеучебной деятельности;

- рефлексия соотношения объективной и субъективной характеристик достижений во внеучебной деятельности;

- объективная характеристика достижений в учебной деятельности;

- субъективная характеристика достижений в учебной деятельности;

- рефлексия соотношения объективной и субъективной характеристик достижений в учебной деятельности;

- мультимедийная библиотека («мой портрет»);

- личностно значимые достижения коллег / подопечных / родственников / друзей;

- мотивация личностной значимости достижений других людей;

- обзор пройденной индивидуальной траектории обучения.

Заметим, что последний раздел представляет собой фактически результат рефлексии индивидуальной траектории обучения автора портфолио.

Обобщая изложенное выше, можно сделать вывод о том, что основной ролью электронного портфолио в сетевом адаптивном образовательном пространстве являются развитие и поддержание позитивной учебной мотивации обучающихся, навыков самостоятельной работы и интеллектуальной рефлексии.

Особая роль информационно-коммуни -кационных технологий в проектировании и функционировании пространства [2] обусловливает требование к электронному портфолио: информация в нем должна быть представлена в виде, допускающем автоматизированную обработку, а в качестве инструмента можно использовать интегрированный в адаптивное сетевое образовательное пространство специализированный облачный сервис.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и администрации Смоленской области в рамках научного проекта № 18-413-670007.

Бояринов Д.А. Роль электронного портфолио в адаптивном сетевом образовательном ...

Литература

1. Алисултанова Э.Д. Электронное портфолио как инновационная технология инженерного образования // Вестник ЧГПУ - 2010. - №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ elektronnoe-portfolio-kak-innovatsionnaya-tehnologiya-inzhenernogo-obrazovaniya (дата обращения: 19.09.2018).

2. Бояринов Д.А. Информационное образовательное пространство личностного развития учащихся: моногр. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2014. - 144 с.

3. Манакова И.П. Технология «Портфолио» как метод самоорганизации и саморазвития учащихся и педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - Т. 39. - С. 961-965. - URL: http://e-koncept.ru/2017/970519.htm (дата обращения: 19.09.2018).

4. Пинская М.А. Портфолио как инструмент оценивания образовательных достижений учащегося в условиях профильного обучения: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 194 с.

5. Effective Practice with e-Portfolios: Supporting 21st century learning. /Editor: L. Gray JISC. Bristol UK. 2008. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jisc.ac.uk/media/ documents/publications/effectivepracticeeportfolios.pdf (дата обращения: 19.09.2018).

6. Gao, Shang, Coldwell-Neilson, Jo and Goscinski, Andrzej Managing learning evidence using portfolio // Creative Education. - 2014. - vol. 5, no. 17. - P. 1585-1590.

7. Hartnell-Young, E., Harrison, C., Crook, C., Pemberton, R., Joyes, G., Fisher, T., & Davies, L. The Impact of ePortfolios on Learning. British Educational Communications and Technology Agency (BECTA). University of Nottingham, Corp Creators. 2007. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://dera.ioe.ac.uk/1468/ (дата обращения: 19.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.