ЗАБИРОВА Венера Хажиахметовна,
^арший преподаватель кафедры лингвистики и переводоведения Сургутского государственного университета
e-mail: [email protected]
КОПТЯКОВА Елена Евгеньевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и переводоведения Сургутского государственного университета e-mail: [email protected]
13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)
РОЛЬ «ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ» И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. Настоящая статья представляет собой исследование роли «электронного обучения» и мультимедийных средств в обучении иностранному языку. Наряду с рассмотрением теоретических вопросов, касающихся электронных мультимедийных средств, авторы анализируют возможности их применения в практике работы учителя иностранного языка.
Ключевые слова: «электронное обучение», мультимедийные средства, универсальные учебные действия, способ целеполагания SMART.
ZABIROVA Venera Khaziakhmetovna,
senior lecturer,
Department of Linguistics and Translation Studies, Surgut State University
KOPTYAKOVA Elena Evgenievna,
candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of Linguistics and Translation Studies, Surgut State University
THE ROLE OF "E-LEARNING" AND MULTIMEDIA DEVICES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES
Annotation. The article is devoted to the problem of using e-learning» and multi-media devices in teaching foreign languages. Starting from the theoretical background of this issue, the authors present an analysis of the ways these devices can be used by teachers of foreign languages.
Key words: «e-learning», multi-media technologies, multi-media devices, SMART goal setting.
Процесс информатизации образования стал причиной многих изменений в этой сфере. В данный момент развитие новых технологий и методик обучения с использованием информационно-компьютерных технологий (ИКТ) - это одна из первостепенных задач ученых и преподавателей. Прогресс не стоит на месте и с каждым годом система образования улучшается, давая больше возможностей для получения информации, ее хранения и использования в дальнейшей жизни. А так как современные учащиеся - это пользователи компьютеров и компьютерных технологий, наибо-
лее значимым изменением в сфере образования стало появление «электронного обучения».
Данная система представляет собой тип обучения при помощи информационных и электронных технологий. Специалисты ЮНЕСКО определяют «e-learning», или электронное обучение, как «обучение с помощью интернета и мультимедиа».
Появление «обучения с помощью интернета и мультимедиа» происходило не сразу и заняло достаточно долгое время. Развитие данной системы проходило в три этапа: курсы на базе CD-ROM;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018
дистанционное обучение;
e-learning [10, с. 89].
Каждый этап включал в себя модифицированный предыдущий этап. И каждый из этих этапов имел как достоинства, так и недостатки.
Курсы на базе CD-ROM были первыми, и, следовательно, само их появление стало новаторской идеей в сфере образования. Данное понятие не подразумевало под собой готовую учебную программу, а лишь состояло из средств создания мультимедийных курсов, которые каждый преподаватель мог использовать для создания необходимого учебного контента [10, с. 89].
Дистанционное обучение появилось позже и благодаря развитию информационно-компьютерных технологий предложило несколько иной подход к обучению и имело больше достоинств, чем предыдущие технологии. Основополагающим принципом данного подхода была самостоятельная работа учащегося, которая контролировалась преподавателем, но могла выполняться в удобное для учащегося время и в любом месте. Учащийся имел индивидуальное расписание и набор специальных средств обучения для работы. Данная форма обучения была полезной как для студента, который имел гибкий график обучения, индивидуальную, разработанную специально для него программу и мог получить консультацию преподавателя, получая при этом независимую от его методики обучения оценку, но также и для преподавателя, в частности.
При своих достоинствах данная форма обучения очень быстро стала популярной и использовалась многими известными корпорациями и компаниями для повышения квалификации работников. С течением времени, претерпев некоторые изменения, данная форма обучения преобразовалась в более емкое понятие, известное как «e-learning».
Европейская комиссия дает более широкое определения данного понятия, представляя его как «использование новых технологий мультимедиа и Интернет для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также удаленного обмена знаниями и совместной работы». Данное определение подразумевает под собой не только обучение на расстоянии, но и использование компьютерных и мультимедийных технологий для улучшения качества традиционного образования [10, с. 90].
Главная особенность электронного образования - это разделение учащихся на группы. В зависимости от цели обучения создаются группы, состоящие из учащихся (преимущественно старших классов), студентов, аспирантов, взрослых, получающих второе образование,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018
взрослых, повышающих квалификацию и т.п. [8, с. 123].
С развитием общества и его информатизацией много внимания уделяется созданию и совершенствованию, так называемой, информационной образовательной среды (ИОС), которая, по мнению Ю.Г. Косенкова, является областью и интегрированным средством осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационным - информационно-образовательным, информационно-познавательным, информаци-онно-деятельностным и информационно-коммуникативным [7, с. 46].
Данная среда важна тем, что она формирует условия для достижения результатов образования согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). В связи с информатизацией и компьютеризацией общества в сфере образования для создания ИОС стали появляться мультимедийные средства обучения, так называемые «мультимедиа», которые позволяют совершенствовать образовательный процесс. В настоящее время данные средства мультимедиа используются наравне с техническими и материальными средствами обучения [11].
В целом средства обучения - это объекты, материальные и идеальные, которые используются в образовательном процессе как носители информации и как инструменты деятельности преподавателя и учащегося. Данное определение дают В.В. Краевский и А.В. Хуторской, которые считают, что средства обучения - это одна из самых важных составляющих образовательного процесса, которая повышает эффективность учебной деятельности [5, с. 7].
С совершенствованием образовательного процесса, его методов, принципов и требований, средства обучения также претерпевают определенные изменения, а именно, появляются новые средства обучения, основанные на использовании современных технологий. Такими современными средствами обучения являются технические средства обучения (ТСО), информационно-компьютерные технологии (ИКТ) и более узконаправленные мультимедийные средства. Мультимедийные средства - это одно из направлений информационных технологий, поэтому, рассматривая мультимедийные технологии, которые являются предметом исследования нашей работы, мы не можем не затронуть информационные технологии. А поскольку мультимедийные средства подразумевают использование компьютера и других технических средств обучения, данные средства обучения также играют
огромную роль. Более того, именно мультимедийные средства служат стимулом развития ТСО [5, с. 10].
Сам термин «мультимедиа» произошел от двух слов 'multum' «много» и 'medium' «сочетание, средство», т.е. говоря о мультимедийных средствах обучения, мы определяем их как сочетание разнообразных в компьютерной среде средств, позволяющих формировать разные информационные модели реального мира, создавая системный эффект наиболее полного его восприятия человеком. Более общее и понятное определение дает А.Н. Некрасова, которая под средствами мультимедиа понимает информационные технологии, использующие различные программные и технические средства для наиболее эффективного воздействия на учащегося, который одновременно является и читателем, и слушателем, и зрителем [7, с. 98].
Мультимедийные средства подразумевают использование особых инструментальных средств, обеспечивающих создание таких основных элементов, как графика, звук, текст, видеоинформация. В результате их использования появляется мультимедийное приложение или мультимедийный продукт.
Мультимедийное предложение определяется как программный модуль, в котором основные элементы связываются между собой посредством интерактивного интерфейса в целую информационную систему. А мультимедийный продукт, в свою очередь, есть результат использования мультимедийного приложения, т.е. готовый программный продукт, записанный на каком-либо носителе информации.
Таким образом, именно мультимедийные приложения и мультимедийные продукты принято называть средствами мультимедиа или мультимедийными средствами. К данным средствам относят практически любое средство, которое вносит в процесс обучения какую-либо информацию.
Существует несколько подходов к классификации мультимедийных средств.
Первая из них - классификация Д.А. Махотина и С.М. Лесина. В данной классификации средства мультимедиа делятся на:
• звукотехнические (учебные CD, магнитофонные записи, лингафонное оборудование и др.);
• светотехнические (учебные видеофильмы, диафильмы);
• средства программного обучения (обучающие программы, сайты и блоги, базы данных, форумы и чаты и т.д.) [6, с. 11]. Чаще всего подобные средства классифицируются по функциональному или по методи-
ческому назначению. В классификации мультимедийных средств обучения по функциональному назначению выделяются следующие типы:
• обучающие, представляющие учебную информацию и направляющие обучение, исходя из имеющихся у учащихся знаний, индивидуальных возможностей и интересов;
• диагностические, предназначенные для определения уровня подготовки и интеллекта учащихся;
• инструментальные, предназначенные для конструирования программных средств, подготовки учебно-методических материалов;
• управляющие, предназначенные для управления деятельностью учащихся при выполнении работы; административные, предназначенные для автоматизированного процесса организации обучения;
• игровые, обеспечивающие различные виды игровой и учебно-игровой деятельности [6, с. 100].
По методическому назначению выделяют следующие виды мультимедийных средств обучения:
• наставнические, предназначенные для изучения нового материала;
• тренировочные (тренажеры), предназначенные для обработки умений и навыков при повторении и закреплении изученного материала;
• контролирующие, предназначенные для контроля уровня усвоения учебного материала;
• информационно-справочные, предназначенные для получения учащимися необходимой информации, предназначенные для создания модели объекта, процесса, явления с целью их изучения и исследования;
• имитационные, представляющие определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров;
• демонстрационные, предназначенные для наглядного представления учебного материала, визуализации изучаемых закономерностей, взаимосвязи между объектами;
• игровые, предназначенные для «проигрывания» учебной ситуации с целью принятия оптимального решения или выработки оптимальной стратегии действия для развития мышления;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018
• досуговые, предназначенные для внеурочной работы с целью развития внимания, реакции и творческого мышления [6, с. 101].
Мультимедийные технологии активно внедряются в учебный процесс и оказывают огромное влияние на его развитие за счет своих функций. В самом общем контексте мультимедиа технологии в процессе обучения иностранным языкам призваны выполнять следующие функции:
1) интегрировать разные виды информации в одном объекте-контейнере (текст, звук, видео и т.д.) и представлять её, воздействуя на разные органы человеческих чувств;
2) развивать критическое мышление;
3) стимулировать когнитивный процесс;
4) осуществлять интерактивное взаимодействие с учащимся;
5) адаптироваться к запросам учащегося;
6) индивидуализировать процесс обучения;
7) организовать групповую работу в мультимедийных средах;
8) развивать навыки работы в команде;
9) формировать устойчивую мотивацию;
10) создать максимально приближенные к реальности условия для выработки учебных и профессиональных навыков (виртуальные лаборатории, экскурсии, музеи и т.д.) [2, с. 118].
Таким образом, все функции мультимедийных средств напрямую связаны с требованиями к современному образованию. В настоящее время самая важная задача образования - развить творческое мышление у учащегося, научить его критически мыслить. Использование мультимедийных средств делает процесс более интересным. Учащийся погружается в атмосферу творчества, попадает в виртуальный мир и это повышает его мотивацию. Используя средства мультимедиа, учитель совмещает основной дидактический принцип наглядности на уроке с интерактивностью используемых технологий и получает необходимый результат, ожидаемый от работы на уроке. Изучение классификации мультимедийных средств и знание принципов их деления дает преподавателю возможность выбора нужного ему средства, исходя из цели его урока, доступного оборудования и возможностей и интересов учащихся.
В первую очередь, применение мультимедийных средств в обучении иностранному языку вносит новизну в учебный процесс. Их правильное использование повышает эффективность обучения и помогает индивидуализировать данный процесс. Мультимедийные средства, применяемые на уроке, открывают новые возможности для самореализации и самообразования [3, с. 42].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018
Новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они подкреплены передовыми методическими приемами. Программа для создания интерактивных упражнений Hot Potatoes - компьютерная программа, позволяющая эффективно организовать учебное время с помощью создаваемых нами интерактивных упражнений, которые широко используются на занятиях английского языка [4].
Её главные достоинства:
• сравнительная простота использования, позволяющая создавать интерактивные обучающие приложения самостоятельно, не будучи специалистом в области ИКТ;
• бесплатный доступ к использованию;
• разнообразие создаваемых учебных заданий, возможность использования в заданиях мультимедийных файлов;
• хорошее методическое обеспечение, представленное в сети Интернет подробным пособием A.C. Шмыр;
• возможность использования созданных приложений в режиме оффлайн (без подключения к Интернету, что актуально для большинства российских преподавателей).
В данном приложении возможно создание следующих упражнений:
- задания на выбор одного или нескольких ответов;
- задания на восстановление последовательности;
- задания на установление соответствий;
- задания на заполнение пропусков;
- кроссворды.
В процессе работы над приложением можно сохранять черновики для дальнейшего редактирования. Окончательные варианты приложений сохраняются в формате html (формат веб-страницы). Такие файлы открываются любым браузером. Их можно размещать в сети Интернет или использовать в режиме оффлайн.
Мультимедийные средства позволяют индивидуализировать учебный процесс и сделать его более приспособленным к личностным особенностям учащихся. Кроме того, использование средств мультимедиа помогает представить достаточно большой объем информации - структурированно и логически организованно [1, с. 26].
Одним из наиболее значимых достоинств использования мультимедиа является развитие воображения и творческого мышления как для учащихся, так и для учителей. Преподаватели могут не только использовать готовые мульти-
медийные приложения, но и создавать собственные или даже вовлекать процесс создания учащихся, что, в свою очередь, также повышает мотивацию учащихся. Мультимедийные средства на уроке - это не только средства обучения и воспитания, но и способ самообучения для учащихся.
Можно выделить несколько основных направлений использования ИКТ современными преподавателями на уроках иностранного языка:
• выбирать и адаптировать существующие ресурсы Интернета;
• применять ресурсы Интернета для создания творческих заданий;
• использовать современные электронные средства для организации межкультурной коммуникации;
• создавать собственные учебные материалы на основе программных средств Интернета [2, с. 38].
Более того, образовательные электронные ресурсы, которые используются в традиционной системе обучения, хотя являются частью «электронного обучения», могут адаптироваться согласно уровню знаний и умений учащихся, их психологическим и индивидуальным особенностям. Существует огромное количество средств, которые позволяют учащимся видеть, слышать и читать образцы иностранной речи, что способствует их дальнейшему употреблению в речи. Таким образом, происходит развитие основных навыков владения языком: говорение (посредством форумов и мультимедийных приложений, нацеленных на запись и оценивание речевых навыков учащихся), чтение (изучение текстовых сообщений блогов), аудирование (прослушивание аудиофайлов и просмотр видео) и письмо (создание и использование интерактивных упражнений) [6, с. 42].
Использование мультимедийных средств и интерактивных технологий реализуют принцип проблемности обучения. Мыслительная активность учащегося возрастает, когда он сталкивается с проблемной ситуацией. При этом, используя электронные мультимедийные средства, учащийся справляется с заданием лучше, чем, если бы он пользовался традиционными средствами обучения.
Конечно, на данный момент не существует однозначного мнения насчет эффективности или неэффективности использования мультимедийных средств на уроках иностранного языка. Безусловно, перечисленные преимущества настраивают преподавателей не бояться использовать данные средства, обучая иностранному языку. Однако существует определенные недостатки.
Учитель иностранного языка, использующий на своем уроке мультимедийные средства, в первую очередь, должен быть компетентен в данной области. Иначе учащиеся могут иметь сложности с пониманием аутентичной информацией, представленной в аудио- или видеофайле. Кроме того, чрезмерное использование компьютера на уроках, особенно на начальной ступени обучения, может негативно сказаться на здоровье учащихся и привести к десоциализации личности.
Таким образом, роль «электронного обучения» и мультимедийных средств в обучении иностранному языку достаточно велика и, несмотря на некоторые аспекты, вызывающие сомнения, повышение уровня владения языком, творческая активность учащихся, выполнение всех дидактических задач и формирование УУД на уроках иностранного языка с использованием средств мультимедиа, являются показателем успеха и внедрения в систему образования.
Список литературы:
[1] Алексеева Т.Е. Педагогические аспекты использования средств информационных и коммуникационных технологий в военно-техническом вузе: автореф. дисс ... канд. пед. наук: 13.00.01. Рязань: РГУ, 2006. - 22 с.
[2] Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М. Английский язык. Базовый уровень. 11 кл.: учеб. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2016. - 205 с.
[3] Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2006. - 336 с.
[4] Забирова В.Х., Иванова Ю.М. Использование компьютерной программы hotpotatoes на уроках английского языка в общеобразовательной школе. Проблемы лингвистики, методики обучения иностранным языкам и литературоведения в свете межкультурной коммуникации: сб. материалов III Международ. науч.-практ. конф. (26-27 марта 2018 г.) / под ред. О.Ю. Ивановой. Орел: ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», 2018. С. 246 - 251.
[5] Маврин С.А. Педагогические системы и технологии: учеб. пособие для студ. педвузов. Омск: ОГПИ, 1993. - 96 с.
[6] Махотин Д.А., Лесин С.М. Технические и мультимедийные средства обучения в образовательном процессе // Педагогическая мастерская. Все для учителя! 2015. № 12 (48). С. 6 - 9.
[7] Некрасова А.Н., Семчук Н.М. Классификация мультимедийных образовательных средств и их возможностей // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2. С. 98 - 102.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018
[8] Doran T. George There's a S.M.A.R.T. way to write management's goals and objectives // Management Review. Volume 70, Issue 11 (AMA FORUM). P. 35, 36.
[9] Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда школы: учеб. пособие. Академия АйТи. 152 с. [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http://eor.it.ru/file. php/1/metod_material/Uchebnoe_posobie_IOS. pdf
[10] Михеева С.А., Свит Е.П. Опыт и перспективы использования электронного обучения в образовательной среде педагогического университета // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. С. 122 - 127 [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/ article/v/opyt-i-perspektivy-ispolzovaniya-elektronnogo-obucheniya-v-obrazovatelnoy-srede-pedagogicheskogo-universiteta
[11] Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] // Министерство образования науки и образования Российской Федерации // https://минобрнауки.рф/документы/543
Spisok literatury:
[1] Alekseeva T.E. Pedagogicheskie aspekty ispol'zovaniya sredstv informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij v voenno-tekhnicheskom vuze: avtoref. diss ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Ryazan': RGU, 2006. - 22 s.
[2] Afanas'eva O.V., Miheeva I.V., Baranova K.M. Anglijskij yazyk. Bazovyj uroven'. 11 kl.: ucheb. 3-e izd., stereotip. M.: Drofa, 2016. - 205 s.
[3] Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika: ucheb. posobie dlya stud. lingv. un-tov i fak. in. yaz. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. 3-e izd., ster. M.: Akademiya, 2006. -336 s.
[4] Zabirova V.H., Ivanova Yu.M. Ispol'zovanie komp'yuternoj programmy hotpotatoes na urokah anglijskogo yazyka v obshcheobrazovatel'noj shkole. Problemy
lingvistiki, metodiki obucheniya inostrannym yazykam i literaturovedeniya v svete mezhkul'turnoj kommunikacii: sb. materialov III Mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. (26-27 marta 2018 g.) / pod red. O.Yu. Ivanovoj. Orel: FGBOU VO «OGU imeni I.S. Turgeneva», 2018. S. 246 -251.
[5] Mavrin S.A. Pedagogicheskie sistemy i tekhnologii: ucheb. posobie dlya stud. pedvuzov. Omsk: OGPI, 1993. - 96 s.
[6] Mahotin D.A., Lesin S.M. Tekhnicheskie i mul'timedijnye sredstva obucheniya v obra-zovatel'nom processe // Pedagogicheskaya masterskaya. Vse dlya uchitelya! 2015. № 12 (48). S. 6 - 9.
[7] Nekrasova A.N., Semchuk N.M. Klassifikaciya mul'timedijnyh obrazovatel'nyh sredstv i ih vozmozhnostej // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2012. № 2. S. 98 - 102.
[8] Doran T. George There's a S.M.A.R.T. way to write management's goals and objectives // Management Review. Volume 70, Issue 11 (AMA FORUM). P. 35, 36.
[9] Korotenkov Yu.G. Informacionnaya obrazovatel'naya sreda shkoly: ucheb. posobie. Aka-demiya AjTi. 152 s. [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: URL: http://eor.it.ru/file. php/1/metod_material/Uchebnoe_posobie_IOS. pdf
[10] Miheeva S.A., Svit E.P. Opyt i perspektivy ispol'zovaniya elektronnogo obucheniya v obrazovatel'noj srede pedagogicheskogo universiteta / / Izvestiya RGPU im. A.I. Gerce-na. 2014. S. 122 - 127 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https:// cyberleninka. ru/article/v/opyt-i-perspektivy-ispolzovaniya-elektronnogo-obucheniya-v-obrazovatelnoy-srede-pedagogicheskogo-universiteta
[11] Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty obshchego obrazovaniya [Elektronnyj resurs] // Ministerstvo obrazovaniya nauki i obrazovaniya Rossijskoj Fe-deracii // https://minobrnauki.rf/dokumenty/543
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018