Научная статья на тему 'РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМИССИИ ДЛЯ АЗИИ И ТИХОГО ОКЕАНА ООН В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВАЛИДОВ'

РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМИССИИ ДЛЯ АЗИИ И ТИХОГО ОКЕАНА ООН В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВАЛИДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ИНВАЛИДОВ / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ЭСКАТО / КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ / РЕГИОНАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ООН / RIGHTS OF PERSONS WITH DISABILITIES / ASIA-PACIFIC REGION / ESCAP / UN CONVENTION ON THE RIGHTS OF PERSONS WITH DISABILITIES / UN REGIONAL COMMISSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлева Е. Н.

Статья посвящена деятельности комиссии ООН ЭСКАТО в части содействия улучшению жизни инвалидов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В целом проблема защиты и обеспечения прав инвалидов стоит остро на повестке дня большинства государств мира. Но актуальности эта проблема не теряет: инвалиды сталкиваются с множеством нарушений своих прав во всех сферах жизни общества. Научная новизна настоящей работы обосновывается отсутствием исследований деятельности региональных комиссий ООН в решении актуальных экономических и социальных проблем. С применением сравнительно-правового и формально-юридического методов в работе анализируются уникальный опыт ЭСКАТО по организации трех региональных десятилетий инвалидов; рассматриваются основные документы комиссии, которыми обеспечивается проведение программных мероприятий; раскрывается основное содержание этих документов; выделяются их особенности. По итогам исследования делается вывод о существенном вкладе ЭСКАТО в продвижение международных стандартов прав инвалидов в национальной политике государств региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE UNITED NATIONS ECONOMIC AND SOCIAL COMMISSION FOR ASIA AND THE PACIFIC IN PROMOTING REGIONAL COOPERATION IN PROTECTING THE RIGHTS OF PERSONS WITH DISABILITIES

The article is devoted to the activities of the UN ESCAP in terms of promoting the improvement of life of persons with disabilities in the Asia-Pacific region. In general, the problem of protecting and ensuring the rights of persons with disabilities is acutely on the agenda of most states of the world. But the urgency of this problem is not lost: people with disabilities face many violations of their rights in all spheres of society. The scientific novelty of this work is justified by the lack of research into the activities of the UN regional commissions in addressing pressing economic and social issues. Using comparative legal and formal legal methods, the work analyzes the unique experience of ESCAP in organizing three regional decades of disabled people; the main documents of the commission which provide carrying out of program actions are considered; the basic content of these documents is revealed; their features are allocated. The study concludes that ESCAP has made a significant contribution to promoting international standards on the rights of persons with disabilities in national policies of States in the region.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМИССИИ ДЛЯ АЗИИ И ТИХОГО ОКЕАНА ООН В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВАЛИДОВ»

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

УДК 341.217

РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМИССИИ ДЛЯ АЗИИ И ТИХОГО ОКЕАНА ООН В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ

ИНВАЛИДОВ

Яковлева Е.Н., Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, г. Сыктывкар, Российская Федерация, egenyn@yandex.ru

Статья посвящена деятельности комиссии ООН ЭСКАТО в части содействия улучшению жизни инвалидов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В целом проблема защиты и обеспечения прав инвалидов стоит остро на повестке дня большинства государств мира. Но актуальности эта проблема не теряет: инвалиды сталкиваются с множеством нарушений своих прав во всех сферах жизни общества. Научная новизна настоящей работы обосновывается отсутствием исследований деятельности региональных комиссий ООН в решении актуальных экономических и социальных проблем. С применением сравнительно-правового и формально-юридического методов в работе анализируются уникальный опыт ЭСКАТО по организации трех региональных десятилетий инвалидов; рассматриваются основные документы комиссии, которыми обеспечивается проведение программных мероприятий; раскрывается основное содержание этих документов; выделяются их особенности. По итогам исследования делается вывод о существенном вкладе ЭСКАТО в продвижение международных стандартов прав инвалидов в национальной политике государств региона.

Ключевые слова: права инвалидов, Азиатско-Тихоокеанский регион, ЭСКАТО, Конвенция ООН о правах инвалидов, региональная комиссия ООН.

DOI: 10.21779/2224-0241-2020-35-3-71-77

UDC 341.217

THE ROLE OF THE UNITED NATIONS ECONOMIC AND SOCIAL COMMISSION FOR ASIA AND THE PACIFIC IN PROMOTING REGIONAL COOPERATION IN PROTECTING THE RIGHTS OF

PERSONS WITH DISABILITIES

Yakovleva E.N., Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin, Syktyvkar, Russian Federation,

egenyn@yandex.ru

The article is devoted to the activities of the UN ESCAP in terms of promoting the improvement of life of persons with disabilities in the Asia-Pacific region. In general, the problem of protecting and ensuring the rights of persons with disabilities is acutely on the agenda of most states of the world. But the urgency of this problem is not lost: people with disabilities face many violations of their rights in all spheres of society. The scientific novelty of this work is justified by the lack of research into the activities of the UN regional commissions in addressing pressing economic and social issues. Using comparative legal and formal legal methods, the work analyzes the unique experience of ESCAP in organizing three regional decades of disabled people; the main documents of the commission which provide carrying out of program actions are considered; the basic content of these documents is revealed; their features are allocated. The study concludes that ESCAP has made a significant contribution to promoting international standards on the rights of persons with disabilities in national policies of States in the region.

Key words: rights of persons with disabilities, Asia-Pacific region, ESCAP, UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities, UN regional commission.

DOI: 10.21779/2224-0241-2020-35-3-71-77

Организация Объединенных Наций - это универсальная международная организация, в рамках которой действуют различные правовые и организационные механизмы, позволяющие международному сообществу решать актуальные проблемы современности. ООН обладает уникальной разветвлённой структурой, представляющей собой систему тесно взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: главных органов ООН, специализированных учреждений, программ и фондов [1]. Отдельное место в этой системе занимают вспомогательные органы Совета Безопасности; комитеты, комиссии, институты ЭКОСОС; управления, департаменты, отделения Секретариата.

К сожалению, в российской юридической науке региональные комиссии ООН, в отличие от иных институтов ООН, редко выступают в качестве самостоятельного объекта исследований, а в контексте защиты прав инвалидов такие работы не встречаются. Настоящая статья посвящена исследованию деятельности одного из элементов системы ООН - Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), которая объединила совместные усилия государств для решения актуальных социальных и экономических проблем, в том числе в сфере улучшения положения инвалидов в регионе Азии и Тихого океана.

Комиссия была образована в 1947 году; ее членами являются 53 государства, ассоциированными членами - 9 государств. Учитывая ранее проанализированные особенности Азиатско-Тихоокеанского региона [2, с. 109], следует отметить, что ЭСКАТО «принадлежит уникальная роль единственного всеобъемлющего межправительственного форума для всех стран Азиатско-Тихоокеанского региона» [3, с. 42].

На фоне всеобщей актуализации проблем прав инвалидов во второй половине XX века в рамках ЭСКАТО проводятся мероприятия, принимаются программы, разрабатываются документы, призванные содействовать улучшению положения инвалидов, проживающих в данном регионе.

Одним из первых шагов ЭСКАТО в этом направлении было провозглашение Азиатско-Тихоокеанского десятилетия инвалидов 1993-2002 годы под девизом «Обеспечение всестороннего участия и полного равенства инвалидов» [4] (резолюция 48/3 от 23 апреля 1992 г.), а позже принятие Декларации о всестороннем участии и полном равенстве людей с инвалидностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Программы действий для Азиатско-Тихоокеанского десятилетия инвалидов на 1993-2002 годы (резолюция 49/6 от 29 апреля 1993 г.) [5].

Своими первыми инициативами ЭСКАТО стимулировало государства региона выполнять Всемирную программу действий в отношении инвалидов, принятой ООН в 1982 году, и, тем самым, развивать региональное сотрудничество по достижению целей и реализации задач основного про-

граммного документа ООН в области прав инвалидов на тот период.

В резолюции 49/6 перечислено 12 сфер национальной политики, в которых государства должны провести мероприятия для улучшения положения людей с инвалидностью. К таким областям относятся: создание национального координационного органа по вопросам инвалидности; изменение действующего законодательства и принятие новых правовых актов, направленных на обеспечение равных возможностей инвалидов; сбор, анализ и обмен информацией, касающейся положения инвалидов; повышение информированности общества о проблемах инвалидов; принятие правил и требований, направленных на создание безбарьерной среды; достижение цели образования для всех, профессиональная подготовка и занятость инвалидов; профилактика инвалидности; услуги по реабилитации инвалидов; производство с учетом достижений развития технологий вспомогательных устройств для инвалидов; поддержка организаций самопомощи людей с инвалидностью; развитие регионального сотрудничества по указанным направлениям.

Резолюцией 54/1 от 22 апреля 1998 года были предусмотрены дополнительные меры к ранее принятым [6]. Так, в частности, закреплена возможность проведения различного рода совещаний для выработки практических рекомендаций по обеспечению равенства возможностей для инвалидов. Документ предусматривает и механизм мониторинга егореализации: исполнительный секретарь один раз в два года представляет ЭСКАТО доклад о результатах выполнения данной резолюции.

Отмечается, что правительства и неправительственные организации Азиатско-Тихоокеанского региона активно поддержали мероприятия в рамках Десятилетия [7]. Однако, несмотря на это, такая цель Десятилетия, как максимально широкое участие и равноправие инвалидов, не была достигнута [7]. По мнению экспертов, этому препятствовало традиционное отрицательное отношение членов общества к людям с инвалидностью, низкий уровень информированности о проблемах инвалидности [8].

Обратим внимание, что ЭСКАТО - это единственная региональная комиссия ООН, которая поощряет права инвалидов последовательно на протяжении трех региональных десятилетий подряд.

В продолжение первого Десятилетия в 2002 году Комиссия провозглашает еще одно Азиатско-Тихоокеанское десятилетие инвалидов на период 2003-2012 годы (резолюция 58/4 от 22 мая 2002 г.) [9].

Основным инструментом реализации второго Десятилетия стала Бивакоская основа для действий на пороге тысячелетия в интересах построения открытого, доступного и равноправного общества людей с инвалидностью в регионе [10] (далее

- Бивакоская основа, Основа). Этот документ базируется на основных международных актах по правам инвалидов, действующих в тот период, а именно: Декларации ООН о правах умственно отсталых лиц (1971), Декларации ООН о правах инвалидов (1975), Всемирной программе действий в отношении инвалидов (ООН, 1982), Конвенции МОТ о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983) и Рекомендации к ней, Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (ООН, 1993), Саламанкской декларации и Рамках действий по образованию лиц с особыми потребностями (ЮНЕСКО, 1994).

В Бивакоской основе определены области «первоочередной важности», где национальным правительствам необходимо сосредоточить усилия, в частности:

а) организация самопомощи людей с инвалидностью;

б) положение женщин с инвалидностью;

в) образование инвалидов;

г) профессиональная подготовка и занятость инвалидов;

д) беспрепятственный доступ инвалидов к зданиям, сооружениям и общественному транспорту;

е) доступ инвалидов к информации и связи;

ж) борьба с нищетой среди инвалидов, развитие системы социального страхования и устойчивое обеспечение средств к существованию этой категории населения [10].

В Бивакоской основе отражается концептуально новый подход к проблемам прав инвалидов. Следует заметить, что Основы принимаются в тот период, когда на международном уровне идёт активная разработка проекта новой всеобъемлющей конвенции по поощрению и защите прав инвалидов. Для этого этапа характерно изменение взглядов участников международного сообщества к проблематике инвалидов. Идеология благотворительности и социального вспомоществования по отношению к инвалидам сменяется оценкой положения инвалидов через призму прав человека. Соответственно, новая концепция уважения прав инвалидов заняла центральное место в Бивакоской основе.

В качестве контроля за ходом исполнения Бивакоской основы выступают доклады исполнительного секретаря ЭСКАТО, представляемые в ЭСКАТО за два года до окончания Десятилетия. ЭСКАТО, в свою очередь, один раз в два года созывает совещания по обзору достигнутых результатов с тем, чтобы определить меры, которые требуется принять для осуществления Бивакоской основы.

Исследователи отмечают положительные тенденции, которые возникли в результате реализации Бивакоской основы. Для стран, которые сразу приступили к осуществлению мероприятий регионального Десятилетия, прогресс достигнут во

многих сферах общественных отношений, а страны, присоединившиеся к Десятилетию позже -только начали обращать внимание на необходимость разработки политики по вопросам инвалидов [11, с. 118] . Например, многие правительства стали включать принцип гарантии прав людей с инвалидностью в национальные конституции, законы, планы действий, политику и программы [12, с. 2].

Однако нерешенными остались многие проблемы. «Отсутствие и низкое качество демографических данных и социально-экономических показателей в отношении инвалидности по-прежнему представляют собой крупную проблему» [12, с. 3]. Трудности реализации Бивакоской основы были вызваны также недостатком финансовых ресурсов, технических знаний и специалистов в области реабилитации инвалидов [12, с. 3].

В 2006 году происходят серьезные изменения в международно-правовом регулировании защиты прав человека. После длительных обсуждений принимается Конвенция ООН о правах инвалидов. Началась «новая эпоха всемирной деятельности, направленной на поощрение и гарантирование гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав людей с инвалидностью и на интеграцию инвалидов в процесс развития и международного сотрудничества» [12, с. 2]. Следует обратить внимание на то, что регион ЭСКАТО сыграл решающую роль в процессе разработки проекта конвенции. В качестве основы новой конвенции был использован так называемый Бангкокский проект - проект конвенции, подготовленный государствами-членами ЭСКАТО [13, с. 4].

Изменение международных стандартов прав инвалидов потребовало от государств пересмотра принципов проведения национальной политики в отношении инвалидов. В 2007 году представители государств Азиатско-Тихоокеанского региона провели Межправительственное совещание высокого уровня по среднесрочному обзору Азиатско-Тихоокеанского десятилетия инвалидов 20032012 годы (г. Бангкок, 19-21 сентября 2007 г.), по результатам которого был принят итоговый документ Бивако+5 [14].

Бивако+5 представляет собой план действий, который дополняет ранее закрепленные в Бивакоской основе меры по улучшению положения инвалидов. Основной посыл Бивако+5 государствам заключается в том, что при принятии решений по вопросам инвалидности они должны прислушиваться к мнению инвалидов и опираться на них как на главных партнеров при проведении национальной политики.

* Price P., Takamine Y. The Asian and Pacific decade of disabled persons 1993-2002: what have we learned? [Электронный ресурс] // Asia Pacific Disability Rehabilitation Journal. 2003. Vol. 14. №. 2. P. 118. URL: http://english.aifo.it/disability/apdrj/apdrj203/ap-decade.pdf (дата обращения: 15.03.2020).

Бивако+5 призывает государства более активно решать вопросы инвалидности на основе прав человека. Правительства должны рассматривать инвалидность «как результат столкновения лиц с различными расстройствами с таким отношением других людей и такой средой обитания, которые препятствуют их полноценному и действенному участию в жизни общества наравне с другими» [14, с. 11].

Подведение итогов проведения второго Десятилетия и реализации программ Бивакоской основы действий и Бивако+5 произошло в 2012 году на межправительственном совещании, посвященному данному вопросу [15]. На совещании обсуждались основные трудности и достижения государств региона по реализации программных мероприятий.

Например, трудностями назывались: использование различных подходов к классификации «инвалидности», что затрудняет объективно оценить количество инвалидов в разных государствах; финансовые и технические сложности, недостаточная информированность отдельных правительств в вопросах инвалидности; ограничение доступности общественных зданий в экономически слабых районах, доступа к информации, представляющей интерес для инвалидов, и т. п.

В качестве достижений проведения Десятилетия исполнительный секретарь ЭСКАТО выделил следующее: 41 государство реализует социальные программы с учетом интересов инвалидов; 29 государств выделяют финансовые ресурсы на инициативы, связанные с проблемами инвалидности; 35 правительств учредили национальные координационные механизмы для решения проблем инвалидов; 30 правительств поддерживают профессиональную подготовку специалистов в вопросах сурдоперевода и брайлевской печати [15, с. 6].

Однозначно можно утверждать, что, несмотря на сложности, с которыми столкнулись государства-члены ЭСКАТО при перестроении социальной политики с учетом новых стандартов, деятельность региональной комиссии ООН повысила значимость вопросов инвалидности и стимулировала распространение в Азиатско-Тихоокеанском регионе принципов Конвенции ООН о правах инвалидов.

Третье региональное Десятилетие инвалидов при поддержке ЭСКАТО началось сразу же по окончании второго Десятилетия. На том же Межправительственном совещании высокого уровня по заключительному обзору хода осуществления Азиатско-Тихоокеанского десятилетия инвалидов 2003-2012 годы были приняты Декларация министров об Азиатско-Тихоокеанском десятилетии инвалидов 2013-2022 годы и Инчхонская стратегия обеспечения реальных прав инвалидов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В Декларации министров провозглашены высокие цели нового регионального Десятилетия -

«чтобы люди с инвалидностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе имели право к равному доступу к экономическим и социальным возможностям и участию в политике и во всех других сферах жизни» [16, с. 7].

Инчхонская стратегия выступает планом действий для достижения целей Декларации. Она основывается на международных стандартах прав инвалидов, провозглашенных в Конвенции ООН о правах инвалидов и Бивакоских основах. Мероприятия Стратегии нацелены на внедрение в практику государств региональной концепции инклюзивного общества - общества, в котором обеспечиваются, поощряются и поддерживаются права всех людей с инвалидностью.

Стратегия имеет серьезные отличия по сравнению с ранее принятыми Бивакоскими основами и Бивако+5. В ней сформулированы не просто программные мероприятия, но конкретные цели и задачи, а также четкие показатели, по которым следует контролировать динамику прогресса. Например, для выполнения цели 1 - уменьшение масштабов бедности и улучшение перспектив трудоустройства и занятости инвалидов - поставлены задачи: 1) искоренение крайней нищеты среди инвалидов; 2) расширение возможностей работы и занятости для инвалидов в трудоспособном возрасте; 3) расширение участия инвалидов в программах профессионально-технического обучения и финансируемых правительствами других программах поддержки занятости. Основными критериями достижения цели 1 будут: а) доля инвалидов, живущих за международной чертой бедности (менее 1,25 долл. США в день) в сравнении с общей численностью населения; б) доля занятых инвалидов по отношению к общему занятому населению; в) доля инвалидов, участвующих в финансируемых государством программах профессионально-технической подготовки и других программах поддержки занятости по отношению ко всем людям, прошедшим подготовку.

Аналогичная схема предусмотрена для других 9 целей:

- содействие участию инвалидов в политических процессах и процессах принятия решений;

- расширение доступа инвалидов к физической среде, общественному транспорту, знаниям, информации и связи;

- усиление социальной защиты инвалидов;

- расширение услуг по своевременному оказанию помощи детям с инвалидностью и образовательные услуги;

- гарантия гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин с инвалидностью;

- обеспечение уменьшения опасности бедствий с учетом проблем инвалидности и борьба с бедствиями;

- повышение достоверности и сопоставимости данных по инвалидности;

- ускорение ратификации и осуществления Конвенции ООН о правах инвалидов и приведение в соответствии с ней национального законодательства;

- развитие субрегионального, регионального и межрегионального сотрудничества по вопросам инвалидности.

Реализация Инчхонской стратегии должна происходить на уровне национальном (в рамках государства), субрегиональном (в рамках иных межправительственных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона) и региональном (в рамках сотрудничества государств-членов ЭСКАТО). Стратегия обращена к национальным правительствам, межправительственным организациям региона (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, Организации экономического сотрудничества, Форуму Тихоокеанских островов, Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии), институтам гражданского общества (в первую очередь организациям инвалидов). Такой всесторонний и всеохватывающий характер формата реализации, на наш взгляд, подчеркивает уникальность стратегии.

Для всестороннего осуществления Инчхон-ской стратегии в 2017 году на межправительственном совещании был принят еще один немаловажный для продвижения идеи инклюзивного общества документ - Пекинская декларация и План действий по ускорению осуществления Инчхонской стратегии [17]. Этот акт имеет больше политический характер и включает рекомендации правительствам относительно достижения всех десяти целей Инчхонской стратегии.

Подводя итог, можно отметить, что в настоящее время главным документом, содержащим обязательства государств защитить права инвалидов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, является универсальный международный договор -

Конвенция ООН о правах инвалидов. В то же время общей платформой для регионального взаимодействия государств в обеспечении заложенных в Конвенции международных стандартов прав инвалидов выступают: Бивакоская основа для действий на пороге тысячелетия в интересах построения открытого, доступного и равноправного общества для людей с инвалидностью в регионе (2002), Бивако+5 (2007) и Инчхонская стратегия обеспечения реальных прав инвалидов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (2012).

Акты, принятые ЭСКАТО, имеют рекомендательный характер, поэтому у комиссии отсутствуют инструменты контроля и воздействия на государства. Эффективность и результативность внутригосударственных мероприятий отслеживается больше с помощью политических инструментов: проведения межправительственных совещаний, подготовки докладов и обзоров рабочих групп, Исполнительного секретаря ЭСКАТО. Комиссия оказывает организационную, информационную, техническую помощь правительствам. Результативность мер, принимаемых ЭСКАТО, зависит от воли государств и от их возможностей.

Но в то же время роль ЭСКАТО по внедрению международных стандартов поощрения и обеспечения прав инвалидов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где проживают 650 миллионов людей с инвалидностью, бесспорно важна. ЭСКАТО помогла государствам переформатировать национальную политику в сторону внедрения принципов инклюзивного общества. Конечно, темпы и динамика таких изменений в государствах, имеющих разный уровень политического, экономического и социального развития, иногда сильно отличается. Но, несомненно, принцип уважения прав инвалидов становится приоритетным для всех без исключения государств региона.

Литература

1. О системе ООН см. подробнее: URL: https://www.un.org/ru/sections/about-un/funds-programmes-specialized-agencies-and-others/index.html (дата обращения: 20.08.2020).

2. Яковлева Е.Н. Деятельность региональных международных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона в сфере улучшения положения инвалидов // Юридический вестник ДГУ. Т. 34. 2020. № 2. С. 108-113.

3. Основные факты об Организации Объединенных Наций. М., 2005. 456 с.

4. Agenda for Action for the Asian and Pacific Decade of Disabled Persons, 1993-2002 [Электронный ресурс] : resolution 49/6 ESCAP of 29 April 1993. URL: http://www.dinf.ne.jp/doc/english/intl/apddp/10.html (дата обращения: 21.08.2020).

5. Proclamation and Agenda for Action for the Asian and Pacific Decade of Disabled Persons, 19932002: Resolution ESCAP 49/6 of 29 April 1993.

6. The Strengthening Regional Support for Persons with Disabilities into the Twenty-first Century: Resolution ESCAP 54/1 of 22 April 1998.

7. Прогресс, достигнутый в области обеспечения равных возможностей усилиями инвалидов, в интересах инвалидов и с участием инвалидов [Электронный ресурс]: доклад Генерального секретаря ООН // Документ ООН A/AC.265/2003/3 от 7 апреля 2003 г. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDQC/GEN/N03/312/21/pdf/N0331221.pdf?QpenElement (дата обращения: 21.08.2020).

8. Проект доклада специального органа по тихоокеанским островным развивающимся странам о работе его седьмой сессии / ЭСКАТО-Бангкок, 14-15 мая 2002 г. С. 12.

9. Promoting an inclusive, barrier-free and rights-based society for people with disabilities in the Asian and Pacific region in the twenty-first century [Электронный ресурс] : resolution ESCAP 58/4 of 22 May 2002. URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=E/ESCAP/APDDP/4/REV.1 &referer= http://www.unescap.org/resources/biwako-millennium-framework-action-towards-inclusive-barrier-free-and-rights-based-society&Lang=E (дата обращения: 16.07.2020).

10. Biwako Millennium Framework For Action Towards An Inclusive, Barrier-Free And Rights-Based Society For Persons With Disabilities In Asia And The Pacific [Электронный ресурс] // Документ ESCATO E/ESCAP/APDDP/4 of 17 September 2002. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/B02/100/8x/pdf/B021008.pdf?0penElement (дата обращения: 21.08.2020).

11. Price P., Takamine Y. The Asian and Pacific decade of disabled persons 1993-2002: what have we learned? [Электронный ресурс] // Asia Pacific Disability Rehabilitation Journal. 2003. Vol. 14. № 2.

12. Принятие дополнительных стратегий по дальнейшему осуществлению Бивакоской основы для действий на пороге тысячелетия: Проект БИВАКО+5: дальнейшие усилия, направленные на построение открытого, доступного и равноправного общества для людей с инвалидностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Межправительственное совещание высокого уровня по среднесрочному обзору Азиатско-Тихоокеанского десятилетия инвалидов 2003-2012 годы, 19-21 сентября 2007 г.) // Документ ЭСКАТО E/ESCAP/APDDP(2)/L.3 от 20 июля 2007 г. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/B07/086/8x/pdf/B070868.pdf?0penElement (дата обращения: 21.08.2020).

13. Обзор состояния осуществления Конвенции о правах инвалидов в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Документ ЭСКАТО E/ESCAP/CSD(2)/3 от 26 июля 2010. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/B10/020/30/pdf/B1002030.pdf?0penElement (дата обращения: 21.08.2020).

14. Biwako plus five: further efforts towards an inclusive, barrier-free and rights-based society for persons with disabilities in Asia and the Pacific [Электронныйресурс] // Документ E/ESCAP/APDDP(2)/2 of 13 November 2007. URL: http://www.unescap.org/sites/default/files/APDDP2_2E.pdf (дата обращения: 21.08.2020).

15. Обзор регионального осуществления Бивакоской основы для действий на пороге тысячелетия и Бивако+5 в интересах построения открытого, доступного и равноправного общества для людей с инвалидностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе: межправительственное совещание высокого уровня по заключительному обзору хода осуществления Азиатско-тихоокеанского десятилетия инвалидов 20032012 годы, Инчхон, Республика Корея, 29 октября - 2 ноября 2012 г. // Документ ЭСКАТО E/ESCAP/APDDP(3)/1 от 1 августа 2012 г. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/B12/003/52/pdf/B1200352.pdf?0penElement (дата обращения: 21.08.2020).

16. Инчхонская стратегия обеспечения реальных прав инвалидов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. [Электронный ресурс]. ООН, 2013. URL: https://www.unescap.org/sites/default/files/Incheon%20Strategy%20%28Russian%29.pdf (дата обращения: 21.08.2020).

17. Пекинская декларация, содержащая План действий по ускорению осуществления Инчхонской стратегии: межправительственное совещание высокого уровня по среднесрочному обзору хода осуществления Азиатско-тихоокеанского десятилетия инвалидов, 2013-2022 годы, Пекин, 27 ноября - 1 декабря 2017 г. Документ ЭСКАТО E/ESCAP/APDDP(4)/5 от 11 декабря 2017 г. URL: https://www.unescap.org/sites/default/files/pre-ods/APDDP4_5_R.epub (дата обращения: 21.08.2020).

References

1. 0 sisteme 00N sm. podrobnee: URL: https://www.un.org/ru/sections/about-un/funds-programmes-specialized-agencies-and-others/index.html (data obrashcheniya: 20.08.2020).

2. Yakovleva E.N. Deyatel'nost' regional'nykh mezhdunarodnykh organizatsii Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona v sfere uluchsheniya polozheniya invalidov // Yuridicheskii vestnik DGU. T. 34. 2020. № 2. S. 108-113.

3. 0snovnye fakty ob 0rganizatsii 0b"edinennykh Natsii. M., 2005. 456 s.

4. Agenda for Action for the Asian and Pacific Decade of Disabled Persons, 1993-2002 [Elektronnyi resurs] : resolution 49/6 ESCAP of 29 April 1993. URL: http://www.dinf.ne.jp/doc/english/intl/apddp/10.html (data obrashcheniya: 21.08.2020).

5. Proclamation and Agenda for Action for the Asian and Pacific Decade of Disabled Persons, 19932002: Resolution ESCAP 49/6 of 29 April 1993.

6. The Strengthening Regional Support for Persons with Disabilities into the Twenty-first Century: Resolution ESCAP 54/1 of 22 April 1998.

7. Progress, dostignutyi v oblasti obespecheniya ravnykh vozmozhnostei usiliyami invalidov, v interesakh invalidov i s uchastiem invalidov [Elektronnyi resurs]: doklad General'nogo sekretarya 00N // Dokument 00N

A/AC.265/2003/3 ot 7 aprelya 2003 g. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N03/312/21/pdf/N0331221.pdf?OpenElement (data obrashcheniya: 21.08.2020).

8. Proekt doklada spetsial'nogo organa po tikhookeanskim ostrovnym razvivayushchimsya stranam o rabote ego sed'moi sessii / ESKATO-Bangkok, 14-15 maya 2002 g. S. 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Promoting an inclusive, barrier-free and rights-based society for people with disabilities in the Asian and Pacific region in the twenty-first century [Elektronnyi resurs] : resolution ESCAP 58/4 of 22 May 2002. URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=E/ESCAP/APDDP/4/REV.1&referer= http://www.unescap.org/resources/biwako-millennium-framework-action-towards-inclusive-barrier-free-and-rights-based-society&Lang=E (data obrashcheniya: 16.07.2020).

10. Biwako Millennium Framework For Action Towards An Inclusive, Barrier-Free And Rights-Based Society For Persons With Disabilities In Asia And The Pacific [Elektronnyi resurs] // Dokument ESCATO E/ESCAP/APDDP/4 of 17 September 2002. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/B02/100/8x/pdf/B021008.pdf?OpenElement (data obrashcheniya: 21.08.2020).

11. Price P., Takamine Y. The Asian and Pacific decade of disabled persons 1993-2002: what have we learned? [Elektronnyi resurs] // Asia Pacific Disability Rehabilitation Journal. 2003. Vol. 14. № 2.

12. Prinyatie dopolnitel'nykh strategii po dal'neishemu osushchestvleniyu Bivakoskoi osnovy dlya deistvii na poroge tysyacheletiya: Proekt BIVAKO+5: dal'neishie usiliya, napravlennye na postroenie otkrytogo, dostupnogo i ravnopravnogo obshchestva dlya lyudei s invalidnost'yu v Aziatsko-Tikhookeanskom regione (Mezhpravitel'stvennoe soveshchanie vysokogo urovnya po srednesrochnomu obzoru Aziatsko-Tikhookeanskogo desyatiletiya invalidov 2003-2012 gody, 19-21 sentyabrya 2007 g.) // Dokument ESKATO E/ESCAP/APDDP(2)/L.3 ot 20 iyulya 2007 g. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/B07/086/8x/pdf/B070868.pdf?OpenElement (data obrashcheniya: 21.08.2020).

13. Obzor sostoyaniya osushchestvleniya Konventsii o pravakh invalidov v Aziatsko-Tikhookeanskom regione // Dokument ESKATO E/ESCAP/CSD(2)/3 ot 26 iyulya 2010. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/B10/020/30/pdf/B1002030.pdf?OpenElement (data obrashcheniya: 21.08.2020).

14. Biwako plus five: further efforts towards an inclusive, barrier-free and rights-based society for persons with disabilities in Asia and the Pacific [Elektronnyiresurs] // Dokument E/ESCAP/APDDP(2)/2 of 13 November 2007. URL: http://www.unescap.org/sites/default/files/APDDP2_2E.pdf (data obrashcheniya: 21.08.2020).

15. Obzor regional'nogo osushchestvleniya Bivakoskoi osnovy dlya deistvii na poroge tysyacheletiya i Bivako+5 v interesakh postroeniya otkrytogo, dostupnogo i ravnopravnogo obshchestva dlya lyudei s invalid-nost'yu v Aziatsko-Tikhookeanskom regione: mezhpravitel'stvennoe soveshchanie vysokogo urovnya po zaklyuchitel'nomu obzoru khoda osushchestvleniya Aziatsko-tikhookeanskogo desyatiletiya invalidov 2003-2012 gody, Inchkhon, Respublika Koreya, 29 oktyabrya - 2 noyabrya 2012 g. // Dokument ESKATO E/ESCAP/APDDP(3)/1 ot 1 avgusta 2012 g. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/B12/003/52/pdf/B1200352.pdf?OpenElement (data obrashcheniya: 21.08.2020).

16. Inchkhonskaya strategiya obespecheniya real'nykh prav invalidov v Aziatsko-Tikhookeanskom regione. [Elektronnyi resurs]. OON, 2013. URL: https://www.unescap.org/sites/default/files/Incheon%20Strategy%20%28Russian%29.pdf (data obrashcheniya: 21.08.2020).

17. Pekinskaya deklaratsiya, soderzhashchaya Plan deistvii po uskoreniyu osushchestvleniya Inch-khonskoi strategii: mezhpravitel'stvennoe soveshchanie vysokogo urovnya po srednesrochnomu obzoru khoda osushchestvleniya Aziatsko-tikhookeanskogo desyatiletiya invalidov, 2013-2022 gody, Pekin, 27 noyabrya - 1 dekabrya 2017 g. Dokument ESKATO E/ESCAP/APDDP(4)/5 ot 11 dekabrya 2017 g. URL: https://www.unescap.org/sites/default/files/pre-ods/APDDP4_5_R.epub (data obrashcheniya: 21.08.2020).

Поступила в редакцию 23 августа 2020 г.

Received 23 August, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.