Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА В СФЕРЕ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ИНВАЛИДОВ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА В СФЕРЕ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ИНВАЛИДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
261
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ИНВАЛИДОВ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ЛИГА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ / ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ / RIGHTS OF PERSONS WITH DISABILITIES / REGIONAL INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / ASIA-PACIFIC REGION / LEAGUE OF ARAB STATES / BASIC HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS / CONVENTION ON THE RIGHTS OF PERSONS WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлева Е.Н.

В статье исследуются особенности региональных механизмов защиты прав инвалидов, созданных межправительственными организациями Азиатско-Тихоокеанского региона; анализируются основные региональные правозащитные документы, действующие в данной сфере; выделяются актуальные проблемы защиты прав указанной категории населения, характерные для стран Азии и Тихого океана. Несмотря на интерес юридической науки к проблематике инвалидности, вопрос защиты прав инвалидов региональными международными организациями остается малоисследованным. Методологическую основу исследования составляют сравнительно-правовой и формально-юридический методы. В работе анализируются международные источники региональных организаций, которые ранее не являлись предметом научного исследования по проблематике, затронутой настоящей статьёй. По итогам исследования формулируется вывод о программном характере международных актов региональных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона, о необходимости государствам активизировать социальную политику с учетом концепции обеспечения учета интересов инвалидов, о важной роли региональных комиссий ООН в продвижении принципов инклюзивного общества, закрепленного в Конвенции ООН о правах инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF REGIONAL INTERNATIONAL ORGANIZATIONS IN THE ASIA-PACIFIC REGION TO IMPROVE THE SITUATION OF PERSONS WITH DISABILITIES

The article investigates the features of regional mechanisms of protection of the rights of persons with disabilities, created by intergovernmental organizations in the Asia-Pacific region; analyzes the main regional human rights documents in force in this area; highlights pressing issues of protection of the rights of this category of population, typical for the countries of Asia and the Pacific. Despite the interest of legal science in the field of disability, the issue of protecting the rights of persons with disabilities remains underresearched by regional international organizations. The methodological basis of the study is the comparative legal, formal legal methods. The work analyzes the international sources of regional organizations that have not previously been the subject of scientific research on the issues raised by this article. As a result of the study, the conclusion is drawn on the programmatic nature of international instruments of regional organizations in the Asia-Pacific region, the need for States to strengthen social policy taking into account the concept of ensuring the inclusion of the interests of persons with disabilities, the important role of the UN regional commissions in promoting the principles of inclusive society, enshrined in the UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА В СФЕРЕ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ИНВАЛИДОВ»

УДК 342.217

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА В СФЕРЕ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ

ИНВАЛИДОВ

Яковлева Е.Н., ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина», г. Сыктывкар, Российская Федерация, egenyn@yandex.ru

В статье исследуются особенности региональных механизмов защиты прав инвалидов, созданных межправительственными организациями Азиатско-Тихоокеанского региона; анализируются основные региональные правозащитные документы, действующие в данной сфере; выделяются актуальные проблемы защиты прав указанной категории населения, характерные для стран Азии и Тихого океана. Несмотря на интерес юридической науки к проблематике инвалидности, вопрос защиты прав инвалидов региональными международными организациями остается малоисследованным. Методологическую основу исследования составляют сравнительно-правовой и формально-юридический методы. В работе анализируются международные источники региональных организаций, которые ранее не являлись предметом научного исследования по проблематике, затронутой настоящей статьёй. По итогам исследования формулируется вывод о программном характере международных актов региональных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона, о необходимости государствам активизировать социальную политику с учетом концепции обеспечения учета интересов инвалидов, о важной роли региональных комиссий ООН в продвижении принципов инклюзивного общества, закрепленного в Конвенции ООН о правах инвалидов.

Ключевые слова: права инвалидов, региональные международные организации, Азиатско-Тихоокеанский регион, Лига арабских государств, основные права и свободы человека, Конвенция о правах инвалидов.

DOI: 10.21779/2224-0241-2020-34-2-108-113 UDC 342.217

ACTIVITIES OF REGIONAL INTERNATIONAL ORGANIZATIONS IN THE ASIA-PACIFIC REGION TO IMPROVE THE SITUATION OF PERSONS WITH DISABILITIES

Yakovleva E.N., Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin, Syktyvkar, Russian Federation,

egenyn@yandex.ru

The article investigates the features of regional mechanisms of protection of the rights of persons with disabilities, created by intergovernmental organizations in the Asia-Pacific region; analyzes the main regional human rights documents in force in this area; highlights pressing issues of protection of the rights of this category of population, typical for the countries of Asia and the Pacific. Despite the interest of legal science in the field of disability, the issue of protecting the rights of persons with disabilities remains underresearched by regional international organizations. The methodological basis of the study is the comparative legal, formal legal methods. The work analyzes the international sources of regional organizations that have not previously been the subject of scientific research on the issues raised by this article. As a result of the study, the conclusion is drawn on the programmatic nature of international instruments of regional organizations in the Asia-Pacific region, the need for States to strengthen social policy taking into account the concept of ensuring the inclusion of the interests of persons with disabilities, the important role of the UN regional commissions in promoting the principles of inclusive society, enshrined in the UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities.

Key words: rights of persons with disabilities, regional international organizations, Asia-Pacific region, League of Arab States, basic human rights and freedoms, Convention on the rights of persons with disabilities.

DOI: 10.21779/2224-0241-2020-34-2-108-113

Актуальность темы прав инвалидов в настоящее время бесспорна. Общеизвестно, что проблематика инвалидности носит комплексный и многоаспектный характер. Вопросы прав инвалидов являются объектом исследований различных

направлений юридической науки: конституционного права, трудового права, права социального обеспечения, уголовного права [1, 2, 3]. Вместе с тем, изучение опыта региональных межправительствен-

ных организаций по улучшению положения инвалидов встречается редко [4, 5].

По оценкам ООН, в странах Азии и Тихого океана проживает около 650 миллионов человек, имеющих различные формы инвалидности, что составляет 15 % населения этого региона [6, с. 1, 4]. Инвалидность в этом регионе вызвана недостаточным питанием, распространением инфекций и заболеваний, отсутствием чистой воды. Причинами распространения инвалидности в Азиатско-Тихоокеанском регионе также являются вооруженные конфликты, терроризм, насилие. Количество людей, приобретающих инвалидность в результате насилия, растет. Еще одной причиной роста числа людей с инвалидностью является широкое распространение в арабских странах традиции кровнородственных браков, в результате которой распространена инвалидность по психическим заболеваниям.

Более того, проблема обеспечения прав инвалидов приобретает острый характер в связи с тем, что большинство государств, расположенных в этом географическом регионе, относятся к категории экономически развивающихся. Решение проблем инвалидов не стоит на первом плане национальной социальной политики. Несмотря на то, что 43 государства региона стали участниками Конвенции ООН о правах человека, но, как отмечают эксперты, только 12 из них приняли антидискриминационное законодательство в отношении инвалидов

[7, p. V].

Инвалиды, проживающие в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, сталкиваются с множеством проблем при реализации своих прав. Как отмечается в докладе, подготовленном Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана по итогам реализации Инчхонской стратегии обеспечения реальных прав инвалидов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, инвалиды чаще других сталкиваются с проблемами бедности и нищеты, занятости и трудоустройства, доступности зданий и других объектов социальной инфраструктуры; дети с инвалидностью не всегда имеют возможность получить образование, а женщины с инвалидностью - адекватные услуги в сфере репродуктивного здоровья [7].

Азиатско-Тихоокеанский регион отличается наличием множества межправительственных организаций, преследующих разные цели. Однако в этом перечне не встречается единая межправительственная организация, объединяющая интересы большинства стран этого региона. Это обусловлено, в частности, необычайной культурно-языковой и религиозно-этнической разнородностью, которая придает специфический характер процессам социально-экономической и политической дифференциации государств континента [8, с. 9].

Среди международных организаций, действующих в рассматриваемом регионе, следует отметить Лигу арабских государств (ЛАГ) (League of Arab State), Ассоциацию государств Юго-

Восточной Азии (АСЕАН) (Association of South East Asian Nations), Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) (Cooperation Council for the Arab States of the Gulf), Организацию Исламская конференция (Organisation of the Islamic Conference), Ассоциацию регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК) (South Asian Association for Regional Cooperation), Шанхайскую организацию сотрудничества (Shanghai Cooperation Organisation) Южно-Тихоокеанский форум и др. [9].

Азиатский континент является также единственным географическим регионом, где отсутствует единый региональный межгосударственный договор, направленный на гарантию и защиту прав человека. Действующие региональные правозащитные акты существуют в основном в форме резолюций региональных организаций, деклараций, т.е. носят рекомендательный, программный характер. Например, Арабская Хартия прав человека (1994 г., 2004 г. ЛАГ), Каирская декларация о правах человека в исламе (1990 г., Организация Исламского сотрудничества). Несомненно, указанные правозащитные документы относятся к защите прав инвалидов в части распространения своего действия на все группы населения.

Следует отметить, что немаловажную роль в развитии механизма защиты прав человека в этом регионе играют неправительственные организации и конференции, которые разрабатывают рамочные конвенции, хартии, соглашения по правам человека. Например, следует выделить Азиатско-Тихоокеанскую декларацию человеческих прав индивидов и народов, одобренную 15 февраля 1988 г. 2-й конференцией азиатско-тихоокеанских юристов.

Актуализация проблем прав инвалидов во всем мире, всеобщее признание международным сообществом необходимости специальной защиты этой уязвимой категории населения и активная деятельность ООН в этом направлении привели к тому, что в конце XX века в регионе стали появляться первые документы, в которых затрагиваются интересы инвалидов.

В частности, на саммите СААРК, проходившем в 1995 году в г. Дели (Индия), была утверждена Делийская декларация (Declaration of Delhi), в которой отмечена необходимость дальнейшего повышения уровня информированности общества о потребностях и проблемах людей с инвалидностью.

В рамках ЛАГ в 1994 г. Был принят важнейший региональный документ по защите прав человека на Ближнем Востоке - Арабская Хартия прав человека (далее - Арабская Хартия). Первоначальная редакция Арабской Хартии не содержала каких-либо норм, посвященных интересам инвалидов [10]. Однако в «пересмотренную» Хартию (в ред. 2004 г.) были включены специальные положения, направленные на защиту прав людей с инвалидностью.

Например, в соответствии со статьей 3 Арабской Хартии каждое государство-участник обязуется обеспечивать всем находящимся под его юрисдикцией индивидам права без какого-либо различия «по признаку физической или психической инвалидности» [11].

В статье 34 предусмотрены дополнительные гарантии прав инвалидов в сфере труда: государства должны стремиться обеспечить, насколько это возможно, право на труд без какой-либо дискриминации по признаку инвалидности (п. 1), установить дополнительную защиту на рабочем месте инвалидов (п. 2).

Статья 40 Арабской Хартии полностью посвящена обязательствам государств-участников по обеспечению достойной жизни лиц, имеющих ограниченные возможности психического и физического здоровья. Статья закрепляет меры по предупреждению инвалидности, реабилитации инвалидов, интеграции их в сфере образования и профессиональной подготовки, созданию для них возможностей для трудоустройства. Хартия призывает государства предоставить для инвалидов социальные услуги бесплатно, создать такие условия, чтобы избежать помещения их в специализированные учреждения, принять меры по повышению информированности общества о проблемах людей, имеющих инвалидность.

В целом Арабская Хартия закрепляет основные международные гарантии прав инвалидов, признанные в правовых актах ООН. Однако одним из существенных недостатков Хартии является отсутствие действенного механизма контроля за выполнением ее положений. Позиция А.Х. Абашидзе и И. А. Абдаллы, согласно которой Арабская хартия прав человека (в ред. 1994 г.) не создает каких-либо существенных обязательств для государств-участников [12, с. 196], применима, на наш взгляд, и для «новой» Хартии 2004 г.

В соответствии со статьей 48 Арабской Хартии государства-участники представляют Генеральному секретарю ЛАГ доклады о принятых мерах по реализации прав и свобод, признанных в Хартии. Генеральный секретарь направляет доклады в созданный в соответствии с Хартией Комитет, который на основании рассмотренных докладов делает выводы и дает государствам рекомендации для принятия мер по реализации Хартии.

Таким образом, Арабская Хартия, провозглашая права инвалидов на достойную жизнь, фактически не подкрепляет их осуществление юридическими гарантиями. Реализация Хартии в целом зависит от сознательности и ответственности государств-участников, желания и воли должностных лиц, уполномоченных принимать социально-значимые государственные решения.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), относящаяся к группе экономических интеграционных образований, также заявляет о стремлении улучшить качество жизни социально

уязвимых групп населения (женщин, детей, инвалидов и др.). Так, в Стратегических рамках АСЕАН в области социального обеспечения и развития на 2016-2020 гг. в качестве одной из приоритетных целей указано поощрение и защита прав и расширение возможностей и участия инвалидов в инклюзивных обществах [13].

Одобренная в 2012 г. Декларация прав человека АСЕАН включает перечень основных прав и свобод человека, признанных в международном праве (гражданские и политические права; экономические, социальные и культурные права; право на развитие; право на мир). Однако в отличие от многих правозащитных региональных договоров Декларация АСЕАН отдельно выделяет права инвалидов в качестве объекта защиты. В частности, запрещена дискриминация по признаку инвалидности, а права инвалидов являются «неотъемлемой, составной и неделимой частью прав человека и основных свобод» (п. 2 и 4) [14]. Для инвалидов важными являются провозглашенные в Декларации АСЕАН права на запрет подвергаться бесчеловечным и унижающим достоинство видам обращения (п. 14), на наивысший достижимый уровень физического, психического и репродуктивного здоровья, основные и доступные медицинские услуги и доступ к медицинским учреждениям (п. 29.1), на социальное обеспечение (п. 30.1), на доступное образование (п. 31).

Конечно, характер данного документа не позволяет говорить о его обязательности для государств-участников. По мнению отдельных исследователей, влияние этой декларации на национальное право государств-участников невелико, а отсутствие контролирующего органа придает ей показательный характер [15, с. 80].

Вместе с тем, на наш взгляд, не стоит умалять характер этого документа. Декларация прав человека АСЕАН, по сути, является первым шагом на пути к становлению региональной правозащитной системы. Возможно, следующим этапом развития сотрудничества государства-членов АСЕАН в области социального обеспечения и развития станет принятие юридически обязательного документа, содержащего в себе мониторинговый или контрольный механизмы. А для государств-участников уже в настоящее время Декларация служит ориентиром для построения социальной политики с учетом правозащитных принципов. Именно по такому пути - от декларации до договора - прошли многие универсальные и региональные правозащитные системы .

* Например, Декларация ООН прав ребенка - Конвенция ООН о правах ребенка; Декларация ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин - Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Декларация ООН о правах инвалидов - Конвенция ООН о правах инвалидов; Американская декларация прав и обязанностей человека -Межамериканская конвенция по правам человека.

Декларация АСЕАН - не единственный документ, содержащий основы защиты прав инвалидов. В рамках организации принят ряд иных актов, устанавливающих тему защиты прав инвалидов в качестве одного из приоритетных направлений национальной политики.

В частности, право инвалидов на равный доступ к социальной защите, создание механизмов укрепления программ социальной помощи инвалидам, оказание поддержки государствам-членам АСЕАН в обеспечении социальной защиты уязвимых групп населения, в т. ч. инвалидов, провозглашаются в Декларации АСЕАН об улучшении социальной защиты (2013) [16].

Базовым документом для защиты прав инвалидов в АСЕАН является Балийская декларация о повышении роли и участия лиц с инвалидностью в сообществе АСЕАН. Этим документом провозглашается Десятилетие инвалидов АСЕАН 2011-2020 гг., главной целью которого служит повышение качества жизни инвалидов.

В Балийской декларации звучит призыв к государствам включить проблематику инвалидности во многие направления национальной политики: решение вопросов нищеты и бедности; разработка и реализация экономических, политических, социокультурных программ; повышение информированности общества о проблемах инвалидов; поощрение участия инвалидов во всех аспектах развития; развитие социальных служб; обмен передовым опытом в области улучшения положения инвалидов и др. [17].

Одновременно с Балийской декларацией были приняты Мобилизационные рамки, в которых зафиксированы приоритетные области Десятилетия и конкретные мероприятия, которые должны быть реализованы в рамках этих областей . Предусмотрен ежегодный обзор реализации государствами-участниками мероприятий Десятилетия. Координаторы Десятилетия по странам докладывают на регулярных заседаниях Совещания старших должностных лиц по вопросам социального обеспечения и развития о результатах мониторинга. Финальная

К ним относятся: реализация и защита основных прав и свобод инвалидов; разработка и эффективное применение законов о дискриминации по признакам инвалидности и включение вопросов инвалидности в политику и планирование; занятость и достойная работа; адекватное и соответствующее образование; здравоохранение и реабилитация; участие в политической жизни и доступ к правосудию; самостоятельный образ жизни и вовлеченность в сообщество; средства к существованию, борьба с бедностью и социальные услуги; участие в культурной жизни, отдыхе, досуге и спорте; доступность социальной инфраструктуры; инвалиды в чрезвычайных ситуациях. Отдельное внимание уделяется женщинам с инвалидностью, детям с инвалидностью и пожилым людям с инвалидностью.

оценка результатов Десятилетия будет проведена по его окончании.

Таким образом, мы видим, что АСЕАН не оставляет без внимания проблемы прав инвалидов и активно способствует распространению и включению вопросов улучшения их положения в самостоятельное направление социальной политики государств-участников.

Вместе с тем, большинство документов АСЕАН по проблематике инвалидов носит программный, рамочный характер. Эффективность воплощения рекомендаций АСЕАН в конкретных государственных мероприятиях зависит от сознательности и возможностей государств-участников, их желания внедрить принципы инклюзивного общества в национальную социальную политику.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе также действуют специальные акты, посвященные интересам отдельных категорий населения. Среди них следует отметить Конвенцию прав ребенка в исламе (Организация исламская конференция, июнь 2005 г.), Декларацию о ликвидации всех форм насилия в отношении женщин в Южной Азии (г. Дакка, май 2003 г.), Конвенцию о региональных мероприятиях по развитию благополучия ребенка в Южной Азии (СААРК, май 2002 г.). Однако указанные акты специальные нормы о правах инвалидов не содержат.

Отсутствие единой межправительственной организации, призванной объединить общие интересы, затрудняет государствам Азиатско-Тихоокеанского региона совместное решение актуальных социальных и экономических проблем. Для оказания правительствам помощи в области социального и экономического развития в рамках регионального сотрудничества при ООН действуют региональные комиссии - Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) и Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА).

Региональными комиссиями ООН были провозглашены тематические десятилетия инвалидов, призванные акцентировать внимание общества и государств на решении актуальных проблем: Азиатско-Тихоокеанские десятилетия инвалидов 1983-1992 гг., 2003-2012 гг., 2013-2022 г., Десятилетие инвалидов арабских стран 2004-2013 гг. Инструментами десятилетий выступили разработанные комиссиями ООН региональные программы, различные стратегии, руководящие принципы, оказывающие содействие государствам в достижении целей региональных десятилетий.

Вопрос о необходимости разработки общего регионального документа по правам инвалидов в Азиатско-Тихоокеанском регионе в настоящее время не ставится. И, по нашему мнению, острой надобности в таком документе нет. Универсальным инструментом по защите прав инвалидов в данном случае выступает Конвенция о правах инвалидов, принятая ООН в 2006 году. Реализация ее принци-

пов и положений должна стать главной задачей для государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Успешному выполнению конвенционных

обязательств государств будут способствовать действующие вышерассмотренные региональные инструменты.

Литература

1. Белокопытова Н.Ю., Бешкорева В.Ю. Труд инвалидов: проблемы правового регулирования // Юридический вестник ДГУ. Т. 25. 2018. № 1. С. 94-98.

2. Шуайпова П.Г. Инвалиды в России: правовые проблемы их трудоустройства // Юридический вестник ДГУ. Т. 15. 2015. № 3. С. 95-99.

3. Керамова С.Н. Реализация права на образование детьми с ограниченными возможностями здоровья: конституционно-правовой аспект // Юридический вестник ДГУ. 2016. Т. 19. № 3. С. 61-65.

4. Яковлева Е.Н. Основные направления деятельности Организации американских государств по улучшению положения людей с ограниченными возможностями в регионе Северной и Южной Америки // Международное публичное и частное право. 2013. № 1. С. 24-26.

5. Яковлева Е. Н. Сотрудничество государств в сфере улучшения положения инвалидов в рамках Содружества Независимых Государств // Международное публичное и частное право. 2016. № 2. С. 11-14.

6. Disability in Asia and the Pacific: The Facts. P. 4. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unescap.org/sites/default/files/Disability%20The%20Facts.pdf (дата обращения: 22.01.2020).

7. Building Disability-Inclusive Societies in Asia and the Pacific: Assessing Progress Of The Incheon Strategy [Электронный ресурс] / Report by the Social Development Division of the United Nations Economic and Social Commission for Asia and Pacific (ESCAP). P. V. URL: https://www.unescap.org/sites/default/files/publications/SDD%20BDIS%20report%20A4%20v14-5-E.pdf (дата обращения: 20.05.2020).

8. Межгосударственные региональные организации Азии в международных отношениях. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы, 1991. С. 9.

9. Ларуэль М., Пейруз С. Региональные организации в Центральной Азии: характеристики взаимодействий, дилеммы эффективности. [Электронный ресурс] / Институт государственной политики и управления: доклад №10. 2013. URL: https://www.ucentralasia.org/Content/downloads/UCA-IPPA-WP-10-RegionalOrganizations-Rus.pdf (дата обращения: 20.10.2019).

10. Arab Charter on Human Rights of 15 September 1994 [Электронный ресурс]. URL: http://www1.umn.edu/humanrts/instree/arabhrcharter.html (дата обращения: 20.05.2020).

11. Arab Charter on Human Rights of 23 May 2004 [Электронный ресурс]. URL: http://www1.umn.edu/humanrts/instree/loas2005.html (дата обращения: 20.05.2020).

12. Абашидзе А.Х., Ибрагим Ахмед Абдалла. Арабская хартия прав человека // Правоведение. 2000. № 1. С. 196-200.

13. Asean Strategic Framework on Social Welfare and Development 2016-2020. [Электронный ресурс]. URL: https://asean.org/?static_post=asean-strategic-framework-social-welfare-development-2016-2020 (дата обращения: 20.05.2020).

14. ASEAN Human Rights Declaration [Электронный ресурс]. URL: https://asean.org/asean-human-rights-declaration/ (дата обращения: 20.05.2020).

15. Хышиктуев О.В. Азиатская и европейская конвенции по правам человека: сравнительно-правовой анализ // Проблемы и перспективы развития государства и права в XXI веке: материалы VII науч.-практ. конф. / под ред. И.А. Шаралдаевой. Улан Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2016. С. 80.

16. ASEAN Declaration on Strengthening Social Protection [Электронный ресурс]. URL: https://asean.org/?static_post=asean-declaration-strengthening-social-protection-regional-framework-action-plan-implement-asean-declaration-strengthening-social-protection (дата обращения: 21.05.2020).

17. Bali Declaration on the Enhancement of the Role and Participation of the Persons With Disabilities in Asean Community and Mobilisation Framework of the ASEAN Decade of Persons With Disabilities (2011-2020). URL: https://asean.org/?static_post=bali-declaration-on-the-enhancement-of-the-role-and-participartion-of-the-persons-with-disabilities-in-asean-community (data obrashcheniya: 21.05.2020).

References

1. Belokopytova N.Yu., Beshkoreva V.Yu. Trud invalidov: problemy pravovogo regulirovaniya // Yuridicheskii vestnik DGU. T. 25. 2018. № 1. S. 94-98.

2. Shuaipova P.G. Invalidy v Rossii: pravovye problemy ikh trudoustroistva // Yuridicheskii vestnik DGU. T. 15. 2015. № 3. S. 95-99.

3. Keramova S.N. Realizatsiya prava na obrazovanie det'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdo-rov'ya: konstitutsionno-pravovoi aspekt // Yuridicheskii vestnik DGU. 2016. T. 19. № 3. S. 61-65.

4. Yakovleva E.N. Osnovnye napravleniya deyatel'nosti Organizatsii amerikanskikh gosudarstv po uluchsheniyu polozheniya lyudei s ogranichennymi vozmozhnostyami v regione Severnoi i Yuzhnoi Ameriki // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. 2013. № 1. S. 24-26.

5. Yakovleva E.N. Sotrudnichestvo gosudarstv v sfere uluchsheniya polozheniya invalidov v ramkakh Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. 2016. № 2. S. 11-14.

6. Disability in Asia and the Pacific: The Facts. P. 4. [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.unescap.org/sites/default/files/Disability%20The%20Facts.pdf (data obrashcheniya: 22.01.2020).

7. Building Disability ^Inclusive Societies in Asia and the Pacific: Assessing Progress Of The Incheon Strategy [Elektronnyi resurs] / Report by the Social Development Division of the United Nations Economic and Social Commission for Asia and Pacific (ESCAP). P. V. URL: https://www.unescap.org/sites/default/files/publications/SDD%20BDIS%20report%20A4%20v14-5-E.pdf (data obrashcheniya: 20.05.2020).

8. Mezhgosudarstvennye regional'nye organizatsii Azii v mezhdunarodnykh otnosheniyakh. M.: Nauka: Glavnaya redaktsiya vostochnoi literatury, 1991. S. 9.

9. Laruel' M., Peiruz S. Regional'nye organizatsii v Tsentral'noi Azii: kharakteristiki vzaimodeistvii, dilemmy effektivnosti. [Elektronnyi resurs] / Institut gosudarstvennoi politiki i upravleniya: doklad №10. 2013. URL: https://www.ucentralasia.org/Content/downloads/UCA-IPPA-WP-10-Regional0rganizations-Rus.pdf (data obrashcheniya: 20.10.2019).

10. Arab Charter on Human Rights of 15 September 1994 [Elektronnyi resurs]. URL: http://www1.umn.edu/humanrts/instree/arabhrcharter.html (data obrashcheniya: 20.05.2020).

11. Arab Charter on Human Rights of 23 May 2004 [Elektronnyi resurs]. URL: http://www1.umn.edu/humanrts/instree/loas2005.html (data obrashcheniya: 20.05.2020).

12. Abashidze A.Kh., Ibragim Akhmed Abdalla. Arabskaya khartiya prav cheloveka // Pravovedenie. 2000. № 1. S. 196-200.

13. Asean Strategic Framework on Social Welfare and Development 2016D2020. [Elektronnyi resurs]. URL: https://asean.org/?static_post=asean-strategic-framework-social-welfare-development-2016-2020 (data obrashcheniya: 20.05.2020).

14. ASEAN Human Rights Declaration [Elektronnyi resurs]. URL: https://asean.org/asean-human-rights-declaration/ (data obrashcheniya: 20.05.2020).

15. Khyshiktuev O.V. Aziatskaya i evropeiskaya konventsii po pravam cheloveka: sravnitel'no-pravovoi analiz // Problemy i perspektivy razvitiya gosudarstva i prava v XXI veke: materialy VII nauch.-prakt. konf. / pod red. I.A. Sharaldaevoi. Ulan Ude: Izd-vo VSGUTU, 2016. S. 80.

16. ASEAN Declaration on Strengthening Social Protection [Elektronnyi resurs]. URL: https://asean.org/?static_post=asean-declaration-strengthening-social-protection-regional-framework-action-plan-implement-asean-declaration-strengthening-social-protection (data obrashcheniya: 21.05.2020).

17. Bali Declaration on the Enhancement of the Role and Participation of the Persons With Disabilities in Asean Community and Mobilisation Framework of the ASEAN Decade of Persons With Disabilities (20112020). URL: https://asean.org/?static_post=bali-declaration-on-the-enhancement-of-the-role-and-participartion-of-the-persons-with-disabilities-in-asean-community (data obrashcheniya: 21.05.2020).

Поступила в редакцию 28 мая 2020 г.

Received 28 May, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.