Научная статья на тему 'Роль экономических объединений в развитии корпоративного сотрудничества'

Роль экономических объединений в развитии корпоративного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / CORPORATION / МЕЖДУНАРОДНОЕ КОРПОРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / INTERNATIONAL CORPORATE REGULATION / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / CORPORATE MANAGEMENT / МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / MODELS OF CORPORATE MANAGEMENT / КОРПОРАТИВНЫЙ СЕКТОР / CORPORATE SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарева Татьяна Германовна

Интенсификация международных экономических связей и хозяйственной деятельности привела к появлению новых форм и видов юридических лиц, интегрированных бизнес-структур, деятельность которых распространяется за пределы границ одного государства. Появление таких корпораций и их объединений обусловлено происходящим в мировом сообществе и международной экономике процессом интеграции. Интеграция мировой экономики основана на интернационализации частных компаний, международном корпоративном регулировании, комплексном управлении и синхронизации деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of economic unions in the corporate cooperation development

The intensification of international economic ties and economic activity has led to the occurrence of new forms and types of legal entities, integrated business structures, whose activity goes beyond the territory of one country. Occurrence of such corporations and their unions is conditioned by the integration process taking place in global community and international economy. The integration of the global economy is based on internationalization of private companies, international corporate regulation and activity synchronisation.

Текст научной работы на тему «Роль экономических объединений в развитии корпоративного сотрудничества»

Роль экономических объединений в развитии корпоративного сотрудничества

The role of economic unions in the corporate cooperation development

УДК 339.92

Пономарева Татьяна Германовна

профессор Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат экономических наук 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит А

Ponomaryova Tatyana Germanovna

190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44, lit. А

Интенсификация международных экономических связей и хозяйственной деятельности привела к появлению новых форм и видов юридических лиц, интегрированных бизнес-структур, деятельность которых распространяется за пределы границ одного государства. Появление таких корпораций и их объединений обусловлено происходящим в мировом сообществе и международной экономике процессом интеграции. Интеграция мировой экономики основана на интернационализации частных компаний, международном корпоративном регулировании, комплексном управлении и синхронизации деятельности.

The intensification of international economic ties and economic activity has led to the occurrence of new forms and types of legal entities, integrated business structures, whose activity goes beyond the territory of one country. Occurrence of such corporations and their unions is conditioned by the integration process taking place in global community and international economy. The integration of the global economy is based on internationalization of private companies, international corporate regulation and activity synchronisation.

Ключевые слова: корпорация, международное корпоративное регулирование, корпоративное управление, модели корпоративного управления, корпоративный сектор

Keywords: corporation, international corporate regulation, corporate management, models of corporate management, corporate sector

Тесная связь развития экономик современных государств с деятельностью и сотрудничеством с транснациональными корпорациями (ТНК) предопределяет логическую целесообразность коллективного изучения процессов экономической интеграции мирового сообщества и происходящих преобразований, а также международного корпоративного регулирования. Основным методологическим пробелом современных правовых исследований международного корпоративного регулирования является недостаточно внимательное отношение к проблемам унификации и гармонизации, вызванных объективным процессом экономической интеграции. В настоящее время трудно сделать адекватные выводы относительно развития международного корпоративного регулирования без учета влияния процессов экономической интеграции, а также конструктивных преобразований в рамках современного правового регулирования деятельности

<

J

>

международных корпораций. При решении задач экономической интеграции в рамках региональных объединений, а также правового регулирования деятельности международных корпораций важное значение приобретают и вопросы выбора адекватного метода унификации.

Заметим, что термин «корпоративное управление» возник в середине 1970-х гг. и уже к концу 1980-х гг. стал весьма распространенным. Сам же процесс становления практики корпоративного управления обусловлен многими экономическими, организационными и правовыми причинами. Среди них усиление конкурентной борьбы за рынки и источники финансирования, обособление фондового рынка от рынка ссудных капиталов, глобализация инвестиционных процессов, полярное разделение функции управления, капитала-функции и капитала собственности, дальнейшая интернационализация (глобализация) экономических отношений, повышение прозрачности информации и интернационализация правового регулирования [1, с. 567].

К сожалению, в мировой практике единого определения корпоративного управления на сегодняшний день не существует, так же как нет и единого подхода в понимании самого термина «корпорация», при определении которой авторы используют иногда противоречивые признаки. В самом широком смысле корпорация — это объединение юридических лиц (чаще всего в виде акционерного общества) с целью осуществления совместной деятельности для достижения общих целей, имеющее самостоятельный юридический статус и управляемое профессиональными управляющими — менеджерами.

В реальной практике корпорация (от новолат. Corporatio — объединение) — юридическое лицо. Будучи объединением физических лиц, при этом независимо от них, корпорация самоуправляема. В широком смысле под корпорацией многие понимают всякое объединение с экономическими целями деятельности.

Полагаем, что в интересах дела и в соответствии с требованиями практики необходимо дать собственное определение этого термина. По нашему глубокому убеждению, корпорация — это определенная форма организации бизнеса, занимающая на рынке доминирующее положение. Она предполагает наличие в ее составе нескольких предприятий (юридических лиц), которые занимаются диверсифицированными видами бизнеса по производству и реализации производимого продукта или услуги. Исходя из этого, корпоративное управление характеризуется как внутреннее средство, с помощью которого корпорация осуществляет свою деятельность, и внутренние отношения между акционерами, советами директоров и менеджерами, как результат воздействия государственного регулирования и восприятия со стороны общественности добровольных частных инициатив [2].

Само же корпоративное управление — это такой комплекс мер, которые осуществляют компании для защиты интересов собственников и в конечном итоге для повышения стоимости компании ее авторитета и привлечения инвестиций [3, с. 50-53]. Само такое управление можно рассматривать в двояком смысле.

В узком смысле, корпоративное управление есть воздействие на корпорацию как организованную систему, осуществляемое специально образованными органами, действующими в пределах принятых компетенции [4, с. 644]. В широком смысле, корпоративное управление — это взаимоотношения с внешним миром, т. е. система отношений между органами управления и должностными лицами эмитента, владельцами ценных бумаг, а также другими заинтересованными лицами, так или иначе вовлеченными в управление эмитента (общества) как юридического лица.

Некоторые исследователи в области корпоративного права выделяют три основные модели корпоративного управления в странах с развитыми рыночными отношениями: англо-американская, японская и немецкая. Каждая из этих моделей формировалась в течение исторически длительного периода и отражает, прежде всего, специфические национальные условия социально-экономического развития, традиции, идеологию.

Англо-американская модель характеризуется наличием индивидуальных акционеров и постоянно растущим числом независимых, т. е. не связанных с корпорацией, акционеров («внешние» акционеры, или «аутсайдеры»), четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров; сравнительно простым механизмом взаимодействия между корпорацией и акционерами, между самими акционерами как на ежегодных общих собраниях, так и в промежутках между ними. Важную роль в англо-американской модели играют фондовые биржи, которые определяют требования по листингу, уровень раскрытия информации и др.

Японская система корпоративного управления является многосторонней и базируется вокруг ключевого банка и финансово-промышленной сети, или кейрецу. Практически все японские корпорации имеют тесные отношения со своим основным банком. Он является, как правило, главным держателем акций корпорации. Ключевыми участниками японской модели являются: банк (основной внутренний акционер), связанная с корпорацией (аффилированная) корпорация или кейрецу (еще один основной внутренний акционер), правление и правительство.

Немецкая модель управления акционерными обществами существенно отличается от англо-американской и японской моделей, хотя некоторое сходство с японской все-таки существует. Банки являются долгосрочными акционерами немецких корпораций и, подобно японской модели, представители банков выбираются в советы директоров. Однако, в отличие от японской модели, где представители банков привлекаются в совет только в кризисных ситуациях, в немецких корпорациях представительство банков в совете постоянно. Существуют три основных особенности немецкой модели: во-первых, немецкая модель предусматривает двухпалатный совет, состоящий из правления (исполнительного совета) и наблюдательного совета (представители рабочих, служащих корпорации и акционеров); во-вторых, численность наблюдательного совета устанавливается

законом и не может быть изменена акционерами; в-третьих, в Германии и других странах, использующих немецкую модель, узаконены ограничения прав акционеров в части голосования.

Несколько иной тип корпоративного управления имеется в России. Институциональные и интеграционные тенденции в процессе рыночных преобразований в России привели к формированию корпоративного сектора, включающего крупные промышленные и промышленно-торговые акционерные предприятия, ФПГ, холдинговые и транснациональные компании, которые все в большей степени определяют ведущую роль в обеспечении экономического роста страны. К отличительным признакам системы корпоративного управления в России можно отнести: относительно высокую, по сравнению с мировой практикой, долю менеджеров на крупных предприятиях; довольно низкую долю банков и других финансовых институциональных инвесторов. Здесь фактически отсутствует такая национальная группа институциональных инвесторов, как пенсионные, акционерные фонды, являющиеся важнейшими субъектами рынка в развитых странах с рыночной экономикой, а неразвитый рынок ценных бумаг обеспечивает низкую ликвидность акций большинства предприятий и невозможность привлечения инвестиций из сферы малого бизнеса [5, с. 10-16].

Надо подчеркнуть, что корпорации представляют собой эффективный инструмент внутриотраслевого и межотраслевого перелива капитала. Именно поэтому они занимают господствующее положение в экономике развитых стран. В настоящее время в мире сложился своеобразный «многоэтажный» тип экономики: верхний этаж — мощные транснациональные корпорации, средний — корпорации национального масштаба (ФПГ, холдинговые компании, концерны, синдикаты, ассоциации), нижний (фундамент) — отдельные фирмы, предприятия, малый бизнес и т. п. Возможные формы корпоративных объединений приведены в табл. 1 [6].

При формировании корпораций доминирующую роль играют разные факторы. Так, в США при формировании корпораций основное влияние оказывает финансовый капитал. В Японии имеет место прямое органическое переплетение крупных компаний, основанное на взаимном владении акциями и наличии собственныхфинансовых, информационных, торговых, транспортных и иных организаций. В Южной Корее, а также Японии, Франции и других странах велика координирующая роль государства в деятельности национальных корпораций.

В ведущих странах мира поощряется создание крупных и «разветвленных» корпораций. Как правило, им предоставляются большие налоговые льготы на прибыль, предлагаются в первую очередь подряды через действующую контрактную систему и право приоритетного участия в государственных программах. Они освобождены от фискального налогообложения оборудования, сырья, материалов, поступающих в порядке технического содействия из-за границы, и от двойного налогообложения товаров во внутрифирменном обороте. Для фирм, работающих на военный рынок, смягчается или полностью отменяется антимонопольное законодательство, а также предоставляются экспортные квоты и льготы.

Специфика становления рыночных отношений в России, потеря устойчивости финансово-экономического положения многих промышленных предприятий обусловили необходимость поиска новых форм экономи-

Таблица 1 g

Основные формы корпоративных объединений ^

№ п/п Виды корпораций Характеристика корпорации

1 Ассоциация Добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов

2 Картель Соглашение между предприятиями одной и той же отрасли о ценах рынка сбыта, объемах производства и обмене патентами при сохранении ими юридической и экономической самостоятельности

3 Консорциум Временное объединение компаний, банков на основе общего соглашения для осуществления капиталоемкого проекта или совместного размещения займа (несет солидарную ответственность перед заказчиками)

4 Концерн Крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности (часто такая группа объединяется вокруг холдинга, держащего акции этих компаний)

5 Синдикат Объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию в целях организации ее коллективного сбыта через единую торговую сеть

6 Финансово- промышленная группа Совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест

7 Холдинг Холдинговая компания — головное предприятие, независимо от организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий

Таблица 2

Основные условия, цели и принципы формирования корпораций

Условия Цели Принципы

Сходный характер технологических процессов. Взаимозависимое развитие хозяйства. Синхронный рост технико-экономического уровня связанных производств. Комплексное использование сырья. Диверсификация производства Повышение эффективности работы за счет развития внутренней кооперации производственных, научных, проектных, строительных и других организаций в единый хозяйственный комплекс. Завоевание и удержание рынков сбыта. Закрепление поставщиков сырья, материалов и комплектующих. Ускорение научно-технического развития и производства Добровольность объединения. Равноправие партнеров. Свобода выбора организационных форм. Самостоятельность участников. Ответственность только по обязательствам, взятым каждым предприятием при вступлении в объединение

ческих взаимоотношений предприятий, обеспечивающих определенную стационарность экономических процессов. Уже на начальных стадиях наибольшую активность в поиске проявляли, прежде всего, крупные предприятия, связанные в единую технологическую или производственную цепочку. И все же как и в развитых странах, одним из магистральных путей решения этой проблемы оказалось создание корпоративных объединений на базе частной и государственной форм собственности.

Основные условия, цели и принципы формирования корпоративных объединений в России представлены в табл. 2 [7, с. 59].

Развитие корпоративных форм как способа дальнейшего совершенствования инвестиционного процесса обусловлено их самостоятельностью в качестве юридических лиц, ограниченной ответственностью индивидуальных инвесторов, возможностью передачи другим лицам акций, принадлежащих индивидуальным инвесторам, а также централизованным управлением.

По нашему мнению, необходимо дать определение такому понятию, как транснациональная компания (корпорация) (ТНК), так как появление международ-

ных корпораций напрямую связано с последними, и в мировой практике международная корпорация (international corporation) рассматривается как форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира. Существует несколько подходов к определению ТНК. Некоторые авторы полагают, что транснациональная компания (корпорация) — это компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам, в роли ТНК рассматриваются компании, международный бизнес которых является существенным, а также компании, на зарубежную деятельность которых падает около 25-30% ее общего объема, имеющие филиалы в двух и более странах.

ТНК — это не только производственные компании, такие, как, например, «Siemens», но и транснациональные банки, телекоммуникационные компании, страховые компании, аудиторские компании, инвестиционные и пенсионные фонды.

Для определения масштабности транснациональных компаний используется специальный индекс транснационализации:

1Т = 1 (А + И + Б. ^.юо%,

Т 3А И Б)

где 1Т — индекс транснационализации; А1 — зарубежные активы; А — общие активы; Б1 — объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами; Б — общий объем продаж товаров и услуг; Б1 — зарубежный штат; 5 — общий штат работников компании [8].

Комиссией ООН по транснациональным корпорациям рассматриваются международные корпорации, как компании:

• имеющие хозяйственные единицы в двух и более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности;

• оперирующие в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один руководящий центр;

• отдельные единицы которых связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с ними.

В мировой практике под международными корпорациями понимают лишь действительно крупные многоотраслевые компании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов производства.

Как правило, к ним относятся лишь те многонациональные и транснациональные корпорации, у которых:

• годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд долл.;

• от 1/5 до 1/3 общего оборота приходится на заграничные операции — доля зарубежных активов не менее 25%;

• филиалы имеются не менее чем в шести странах. Таким образом, на наш взгляд, главным качественным признаком международных корпораций является процесс непоследовательного, прямого зарубежного инвестирования. В силу этого мотивами размещения прямых инвестиций за рубежом (расширение рынков сбыта, получение доступа к дешевым ресурсам, приобретение собственности) можно объяснить процесс возникновения международных корпораций. Вместе с тем при этом следует учитывать более конкретные мотивы и цели международной предпринимательской деятельности.

Международные корпорации, возникнув в конце XIX в., прошли достаточно долгий путь эволюционного развития, в процессе которого изменялись приоритеты их форм и сфер деятельности, внутрикорпоративная структура и стратегия.

I этап (конец XIX — начало XX в.) возникновения международных корпораций связан с транснациональной деятельностью промышленных монополий метрополии, которые вовлекли в орбиту своих экономических интересов сырьевую базу колоний, дополнили отношения политической зависимости колоний их экономической зависимостью, объединили своими связями многие страны и привели, в конечном счете, к созданию мирового капиталистического хозяйства.

II этап (период между двумя мировыми войнами) характеризовался тем, что подготовка ко Второй мировой войне, рост государственных расходов на военные цели предопределили развитие международных корпораций в форме военно-промышленных транснациональных компаний, производящих вооружение,

боеприпасы, амуницию. Они сохранили свою мощь и в настоящее время.

На III этапе (1950-е гг.) интенсивно развиваются международные компании интегрирующего типа как по капиталу происхождения головной компании (многонациональные компании, что особенно характерно для стран Западной Европы), так и по сфере деятельности. Интеграция производства до 1960-х гг. шла по горизонтали и по вертикали, был создан мировой рынок не только сырьевых, но и промышленных товаров. Завоевание рынка, производство товаров массового спроса для потребителей с высоким жизненным стандартом в промышленно развитых странах и перевод грязных и трудоемких производств в развивающиеся страны становятся стратегическими целями развития международных корпораций в форме транснациональных и многонациональных компаний.

На IV этапе (1960-1970-е гг.) международные корпорации, используя достижения НТР, преимущества межстрановой кооперации производства и поддержку правительств своих стран, все в большей степени ориентировались на внешнеэкономическую сферу своей деятельности, которая становилась для них основным источником прибыли. В этот период зарубежные филиалы и предприятия международных корпораций, работая по единым стандартам и принципам с материнской компанией в сфере производства, сбыта, менеджмента, стремятся преодолеть сложившееся негативное отношение в принимающих странах, приведшее к национализации многих из них, и стать органичной частью их национальных экономик. С этой целью многие международные компании отказываются от стратегии сброса грязных производств в развивающиеся страны, становятся проводниками достижений НТП в периферийные страны, используют национальные инженерно-технические кадры, вступают в партнерские отношения с местными фирмами, интегрируя их в свой состав.

На этом этапе международные корпорации приобретают и другие качественно новые черты. Так происходит отказ от четкой отраслевой ориентации; промышленный капитал все теснее переплетается с финансовым и торговым, наукой; активизируются процессы унификации и стандартизации производства и НИОКР. На этой базе они превращаются в комплексы международного производства, науки, капитала, товаропроводящей сети, новых форм маркетинга и менеджмента.

На современном, V этапе (начавшемся еще в 1980-е гг. и продолжающемся в настоящее время), появилась новая форма международных корпораций, глобальные, качественные отличия которых от ранее рассмотренных проявляются в следующем:

• они работают в рамках общемировой глобальной стратегии, нацеленной на завоевание не отдельных сегментов мирового рынка, а ключевых мирохозяйственных позиций в производстве и реализации продукции, которой подчинены производство, НИОКР, корпоративное управление, производство новых видов товаров и услуг, глобальный маркетинг и послепродажное обслуживание, постоянная связь с потребителями (реальными и потенциальными);

• они используют глобальные факторы производства (капитал, рабочую силу, природные ресурсы, предпринимательские способности). 380 крупнейших корпораций сосредоточили сегодня в своих руках 40% глобального потенциала и 80% технологических нововведений;

• они создали систему глобального международного производства, размещенного в большинстве стран мира.

Крупнейшие транснациональные компании представляют собой гигантские образования, их богатства превосходят богатства многих стран.

В странах СНГ насчитывается всего около 2000 дочерних компаний транснациональных корпораций, только в России сосредоточена примерно половина из них. Наибольшее количество своих дочерних фирм в России имеют американские, германские и японские ТНК. Однако на первом плане у них стоит товарная экспансия в Россию. Сама инвестиционная активность развернется, видимо, позднее. Такая схема действий фактически является реализацией основных принципов традиционного международного маркетинга.

В кризисный и посткризисный периоды практически все ведущие ТНК мира в той или иной форме оказались представлены на российском рынке. Наибольший интерес они проявляют к топливно-энергетическому комплексу, оборонным отраслям, аэрокосмической промышленности, средствам связи и телекоммуникационным системам, пищевой промышленности, сфере услуг и др. [9].

В рамках ТНК осуществляется и перераспределение значительной части ресурсов. Их власть и влияние на интеграционные процессы обусловливается концентрацией контроля над такими стратегически важными сферами, как финансы, рабочая сила, технологии, поставки сырья и компонентов, услуги и сбыт. Иными словами, ТНК являются основным субъектом процесса глобализации экономики.

В силу своей транснациональной структуры эти корпорации могут извлекать выгоду из международных

различий в деловых циклах, экономической политике, g

уровне налогов и таможенных пошлин, темпах инфля- ^

ции, ставках заработной платы, производительности, cd

технических стандартах, номенклатуре спроса и т. д. о

Используя современные системы планирования о

и информационные коммуникации, многие из ТНК ^

смогли разработать и распространить на ряд стран, и

регионов и даже на весь мир достаточно эффектив- оо

ные конкурентные стратегии. Благодаря отмеченным ^

и многим другим обстоятельствам международные х

компании приобрели существенное влияние на сис- х

тему межгосударственных отношений, усиливая ин- >

теграционные межгосударственные отношения. х

Литература

1. Долинская В. В. Акционерное право: Основные положения и тенденции. М.: Волтерс Клувер, 2006, 738 с.

2. Отчет Секции бизнеса Консультативной группы по корпоративному управлению ОЭСР. Режим доступа: http://www.icgn.org.

3. Килячков А. Корпоративное управление как фактор привлечения и защиты инвестиций // Рынок ценных бумаг. 2003. № 4. С. 50-53.

4. Кашанина Т. В. Корпоративное право. Право хозяйственных товариществ и обществ: Учебник для вузов. М.: Ин-фра-М-НОРМА, 1999. 815 с.

5. Молочников Н. Р., Войтюк С. А. Формирование адаптивного механизма корпоративного управления в машиностроении: Учеб. пособие / КубГУ. Краснодар, 2010. 126 с.

6. http://www. cfin/management/finance.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985. 327 с.

8. http://www.corpo.su/node/650.

9. http://www. ereport. ru.

Академическая мобильность СПбУУиЭ

Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов — одно из важнейших требований Болонской декларации, залог успешной интеграции российских вузов и науки в международное образовательное пространство. В декларации сформулированы основные цели, ведущие к созданию единого европейского образовательного пространства.

Академическая мобильность подразумевает возможность перемещения из одного вуза в другой с целью обмена опытом. У студентов появляется возможность получить знания, которые недоступны в собственном вузе, улучшить уровень владения иностранными языками, приобрести новых друзей и даже найти перспективную работу. Преподаватели получают возможность читать лекции в других вузах, в том числе и за рубежом.

Активное участие в международной интеграции российской и европейской систем образования в соответствии с Болонской декларацией — приоритетное направление международной деятельности Университета. Она строится на основе наиболее перспективных и эффективных двусторонних договоров с зарубежными партнерами, участия Университета в международных организациях и фондах. Процессу интеграции способствует регулярное проведение международных научно-практических конференций, семинаров, обучение и стажировки студентов, аспирантов, преподавателей и слушателей за рубежом.

Университет имеет тесные связи более чем с 40 зарубежными университетами и организациями. Зарубежные специалисты читают лекции в Университете, проводят практические занятия. В рамках делового сотрудничества в СПбУУЭ обучаются студенты зарубежных вузов и стажируются специалисты иностранных компаний.

Студенты, слушатели и преподаватели Университета проходят стажировки, изучают курсы по экономике и управлению в зарубежных учебных заведениях.

Курсы интенсивного обучения иностранному языку с получением сертификата международного образца и учебно-ознакомительные поездки в зарубежные учебные заведения для студентов Университета организованы в Великобритании, Германии, на Мальте.

Совместно с зарубежными партнерами проводятся учебные семинары для профессорско-преподавательского состава и сотрудников Университета. Слушатели изучают систему высшего образования, методику преподавания, финансовую и хозяйственную деятельность европейских учебных заведений.

Преподаватели Университета участвуют в конкурсах, таких как «РМЬпдМ», которые дают возможность выиграть грант, получить дополнительное образование за рубежом и продолжить научно-исследовательскую работу в новом профессиональном качестве.

Университет активно обменивается научной, методической и учебной литературой с ведущими зарубежными научными центрами, университетскими библиотеками Европы, Америки, Азии, Австралии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.