Научная статья на тему 'Корпорации России: состояние и перспективы развития'

Корпорации России: состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1690
881
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / CORPORATION / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / JOINT STOCK COMPANY / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ / INTERREGIONAL AND INTERNATIONAL COOPERATION / МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ / INTERNATIONAL RATINGS / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ / TRANSNATIONAL CORPORATE STRUCTURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голикова Юлия Александровна

В статье рассмотрены основные аспекты организации деятельности корпораций в России и управления ими в период формирования общемировых интеграционных связей, в условиях глобализации мировой экономики. Выявлена специфика, проблемы и перспективы формирования и развития национального корпоративного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporations in Russia: the Current State and Development Prospects

The article discusses the main aspects of organizing corporations in Russia and their management during the period of forming global integration relations in a globalizing world economy. The author analyzes the specifics, problems and prospects of formation and development of the national corporate sector.

Текст научной работы на тему «Корпорации России: состояние и перспективы развития»

корпорации россии: состояние и перспективы развития

__Аннотация

В статье рассмотрены основные аспекты организации деятельности корпораций в России и управления ими в период формирования общемировых интеграционных связей, в условиях глобализации мировой экономики. Выявлена специфика, проблемы и перспективы формирования и развития национального корпоративного сектора.

_Ключевые слова: корпорация, акционерное общество, межреги-

_ональная и международная кооперация, международные рейтинги,

_транснациональные корпоративные структуры

Голикова Юлия Александровна

д-р экон. наук, доцент кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. з. д. н. РФ ЮА. Лаврикова, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов golikova_ulia@mail.ru

Современная корпорация представляет собой одновременно имущественный комплекс, юридическое лицо, товаропроизводителя и т.д. Выступая в виде отдельного крупного предприятия или объединения нескольких предприятий, корпорация может функционировать как в форме простого акционерного общества, так и их объединения. Современные корпорации зачастую представляют объединения фирм различных сфер деятельности: промышленной, коммерческой, научно-технической, маркетинговой, сбытовой и функционируют на базе разработки и реализации согласованной политики в области специализации, интеграции производства и капитала, раздела рынков сбыта, кооперирования в сфере НИОКР. На сегодняшний день необходимость урегулирования отношений в сфере формирования и функционирования эффективных корпоративных образований в мировой экономике в целом и экономики России в частности, предопределяет актуальность исследования процессов существования и развития корпораций в России, а также различных аспектов налаживания делового сотрудничества с представителями внешней среды и обеспечения тесного национального и межнационального корпоративного взаимодействия.

Понятие «корпорация»

В экономической науке наблюдаются различные подходы к вопросам формирования корпорации как института, интерпретации понятия «корпорация», роли корпораций в мировом хозяйстве. В большинстве случаев понятие корпорации используется в качестве синонима организации, то есть некоторой реально существующей структуры. Некоторые исследователи делают акцент на юридическом аспекте термина «корпорация», другие рассматривают преимущественно экономическую сторону этого понятия.

Традиционно в российской экономической науке и практике понятие корпорации связывалось и отождествлялось с акционерным обществом. Однако первые российские акционерные общества реально походили на корпорации в большинстве случаев лишь по признаку объединения вкладчиков капитала - акционеров. Данное условие было законодательно закреплено, являлось обязательным но, как было отмечено, почти всегда единственным. На первых порах на практике российские корпорации, созданные в форме акционерных обществ (АО), не соответствовали общепризнанному понятию корпорации, не удовлетворяли мировым стандартам корпоративных образований, принимали искаженные, уродливые формы.

Сейчас в России к корпорациям формально относятся открытые акционерные общества (ОАО), чьи акции могут распространяться по открытой подписке среди неограниченного круга лиц, закрытые акционерные общества (ЗАО) - их акции обращаются в самом ЗАО и среди заранее установленного круга лиц. Акционеры ОАО и ЗАО как участники контрактных отношений освобождены от индивидуальной юридической и имущественной ответственности за результаты деятельности АО, она ограничена размерами вложенной ими в акции доли капитала.

Корпорации в России

Корпорация является основной организационно-правовой формой крупного бизнеса. Из примерно 60 млн фирм, зарегистрированных в мире, лишь 10% - корпорации, однако они производят более половины мирового ВВП. Доля корпораций в рос-

в большинстве случаев понятие корпорации используется в качестве синонима организации, то есть некоторой реально существующей структуры

-¿Г-Л

стратегический менеджмент

..в странах

с развитым

контрактным

аконодательством, зависимой судебной системой и деловой

_этикой, слияния

и поглощения идут _в основном

по горизонтали

сийском ВВП еще выше, так как малый и средний бизнес развиты недостаточно. Современная модель корпорации основана на широкой межрегиональной и международной кооперации, переходе от имущественных к информационно-логистическим связям с поставщиками и покупателями на базе общего бренда и других нематериальных активов. Уже сейчас можно отметить, что в ряде секторов мировой и национальных экономик лидирует всего несколько корпораций, которые вступают друг с другом в альянсы и во все большей степени определяют и организуют развитие соответствующего сегмента рынка. В частности, относительно страны материнской компании из списка крупнейших ТНК по итогам 2010 г. согласно рейтингу, подготовленному журналом «Forbes», наибольшее количество ТНК приходится на США (26 компании), Россия в списке занимает 6 место и представлена лишь четырьмя компаниями: Газпром, Лукойл, Роснефть, Сбербанк [3].

В настоящее время российские корпоративные структуры по территориальному признаку можно разделить на следующие группы:

- региональные корпоративные структуры; региональные корпоративные структуры;

- транснациональные, или международные, корпо-вные структуры.

Что касается характера специализации корпоративных образований в России, то здесь очевидно преобладание вертикально интегрированных компаний, включающих как поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, так и торговые, транспортные, финансовые фирмы, что уменьшает риск срыва поставок, нарушения контрактов, завышения цен, но одновременно не позволяет в полной мере выбирать на конкурсной основе лучшего партнера (поставщика, транспортировщика и т.п.). Однако в странах с развитым контрактным законодательством, независимой судебной системой и деловой этикой, слияния и поглощения идут в основном по горизонтали.

Проблемы корпораций в России

Транснационализация российского корпоративного сектора находится в самом начале. Экономическое, политическое, юридическое, фискальное,

осмысление этого процесса намного отстает от практических проблем, выдвигаемых выходом отечественных транснациональных корпораций на зарубежные рынки. Кроме того, отстает наработка законодательной и налоговой баз для транснациональных корпораций, отсутствует стратегическое прогнозирование этих процессов. Несмотря на определенную позитивную динамику формирования и развития корпораций в России остается ряд нерешенных проблем:

- разрыв между формальными корпоративными образованиями (кодифицировано закрепленные организационно-правовые формы хозяйственных обществ - ОАО, ЗАО, ООО, реже ОДО) и реальными, неформальными (холдинги, группы, концерны, консорциумы и пр.);

- наиболее популярная организационно-правовая форма российских корпоративных образований

- открытое акционерное общество (ОАО) холдингового типа (часто дочерние и зависимые предприятия де-юре являются открытыми, а де-факто закрытыми акционерными обществами), для корпоративных образований с участием иностранного капитала - ЗАО;

- преобладание сырьевой направленности деятельности (основным элементом системы корпоративных отношений являются природные ресурсы);

- традиционная склонность к формированию крупных корпоративных образований, ядро которых представлено совокупностью предприятий, расположенных на разных стадиях одного производственного цикла;

- в состав корпоративного образования постепенно включаются вспомогательные и обслуживающие производства, обеспечивающие развитие отраслей специализации;

- управление производством и денежными потоками осуществляется одной, более влиятельной материнской компанией;

- высокая концентрация собственности в руках ограниченного числа стейкхолдеров сопровождается сильной распыленностью оставшейся ее части;

- акценты в управлении корпоративными образованиями смещаются от производственного контроля к финансовому управлению;

...в руководстве корпоративными образованиями наблюдаются чрезмерные полномочия высшего руководства при непропорционально низкой ответственности и пренебрежении интересами акционеров

Литература

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. -СПб: Питер, 1999.

2. Голикова Ю.А. Организационно-исторический аспект становления корпораций в мировом хозяйстве : монография. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2010. - 188 с.

3. Forbes. Global 2000. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www. forbes.com/lists/2010/18/ global-2 000- 10_The-Global-2000_Rank.html.

4. Леонтьев Р.Г. Теория и практика менеджмента: учебное пособие. -Хабаровск: ДВГУПС, 2000.

5. Национальная Ассоциация «RICS Rossia & CIS» [Электроный ресурс]. -Режим доступа: http:// www.joinricsineurope.eu/ es/na/view/rics-rossia.

6. Оценочная практика Грант Торнтон в России (ЗАО «Российская оценка») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosocenka. com/publication.html.

- трудности уравновешивания интересов в условиях традиционной шестиполюсной конфигурации системы корпоративной организации в России (руководитель, администрация, работники как физические и юридические лица, трудовой коллектив, акционеры как физические и юридические лица, собрание акционеров) снижают эффективность традиционных методов корпоративного управления;

- в руководстве корпоративными образованиями наблюдаются чрезмерные полномочия высшего руководства при непропорционально низкой ответственности и пренебрежении интересами акционеров.

Стратегические альянсы

Сегодня в процессе развития и в целях эффективной интеграции российских корпоративных образований в мировую экономику особое значение приобретает тенденция создания стратегических альянсов - интегрированных инновационно-инвестиционных проектов, позволяющих разделить риски, но не требующих объединения основных активов и создания громоздких управленческих структур. Альянсы, в которые вступают даже злейшие конкуренты, представляют качественно новую форму корпоративных отношений. Современная модель корпорации основана на широкой межрегиональной и международной кооперации, переходе от имущественных к информационно-логистическим связям с поставщиками и покупателями на базе общего бренда и других нематериальных активов. Уже сейчас можно отметить, что в ряде секторов мировой и национальных экономик лидирует несколько корпораций, которые вступают друг с другом в альянсы и во все большей степени определяют и организуют развитие соответствующего сегмента рынка. Такие корпорации и их альянсы - есть новая форма планомерного сотрудничества конкурентов, они принимают и реализуют стратегические решения об освоении новых рынков, разработке новых продуктов и технологий, создании или ликвидации производств и рабочих мест в различных странах и регионах.

Капитализация

Очевидно, что у корпорации как рыночного субъекта есть масса преимуществ, но основное - это возможность привлечения дополнительного капитала при помощи выпуска ценных бумаг и их реализации на фондовом рынке. По оценкам Национальной ассоциации капитализация российского фондового рынка в 2008 г. составила 1 трлн, а к 2015 г. по прогнозу возрастет до 3 трлн долл. Объем сделок с акциями и корпоративными облигациями увеличится с 2005 г. более чем в 30 раз. Однако в действительности пока лишь небольшая доля российских корпораций выпускают свои акции в свободное обращение и проводят листинг своих ценных бумаг на бирже, а это значит, что большинство российских корпораций по существу таковыми не являются.

Вышесказанное доказывает то, что развитие российских корпораций и их интеграция в систему мирохозяйственных связей необходимы для того, чтобы использовать преимущества глобализации экономики и информатизации, прогнозирования и комплексного планирования, осуществлять эффективный переход от иерархических к сетевым структурам.

Yulia A. Golikova

Dr. of Econ. Sci, Associate Professor, Chair of Management and Planning ofSocio-Economic Processes named after Merited Scientist of the Russian Federation YuA. Lavrikov, Saint Petersburg State University of Economics and Finance

Corporations in Russia: the Current State and Development Prospects

_Abstract

The article discusses the main aspects of organizing corporations in Russia and their management during the period of forming global integration relations in a globalizing world economy. The author analyzes the specifics, problems and prospects offormation and development of the national corporate sector.

Keywords: corporation, joint stock company, interregional and international cooperation, international ratings, transnational corporate structures

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.