Научная статья на тему 'Неоинституциональный подход к анализу бизнес-групп и специфика интеграции банковской деятельности'

Неоинституциональный подход к анализу бизнес-групп и специфика интеграции банковской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕОИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / БАНК / БИЗНЕС / СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шмачко А. В.

В статье рассматриваются проблемы применения основных концепций неоинституционального подхода, исследующего вертикальную интеграцию, проблемы агентских отношений и влияние на них распределения прав собственности при изучении отечественных бизнес-групп, в том числе интегрированных банковских институтов. Раскрываются причины возникновения и источники развития бизнес-групп в России, а также изучаются схемы формирования промышленных и финансовых корпоративных бизнес-структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неоинституциональный подход к анализу бизнес-групп и специфика интеграции банковской деятельности»

Макроэкономика

нЕоинституционАльньш подход

к АНАЛИЗУ БИЗНЕС-ГРУПП И СПЕЦИФИКА

интеграции банковской деятельности

А. В. ШМАЧКО, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой «Государственное управление и финансы» Карачевский филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования «Орловский государственный технический университет»

традиционные объекты исследования институциональной теории — институт рынка, фирма. Однако в современной экономике все возрастающую роль играют такие взаимоотношения между экономическими субъектами, которые не сводятся ни к обычным рыночным контрактам, ни к отношениям в рамках внутрифирменной исполнительной вертикали. такого рода координация экономических действий, занимающая промежуточное положение между рыночной и административной ее формами, может быть названа экономической квазиинтеграцией.

Объединения и альянсы мощных корпораций — одна из наиболее заметных черт современной мировой экономики. рост затрат на ниОкр в высокотехнологичных отраслях определяет лидирующую роль в них крупных корпоративных структур, бизнес-групп. Без формирования и укрепления таких структур отечественной экономике не преодолеть сырьевой специализации в мировом разделении труда, технологического отставания от ведущих индустриальных стран. Практические результаты деятельности отечественных финансово-промышленных групп неудовлетворительны. некоторую стабилизирующую роль в условиях спада производства они в целом проявили. Однако перелома в экономическую ситуацию не внесли. Актуальной задачей является превращение российских финансово-промышленных групп, или, в более широком плане, интегрированных бизнес-групп, в мощный фактор экономического подъема.

Один из известных экономистов, занимающихся вопросами изучения новой институциональной экономической теории, а. Олейник рассматривает следующие направления в анализе бизнес-групп [1]:

— неоклассическая теория, связывающая экономическую интеграцию с преодолением монополизма отдельных звеньев технологических цепочек при вертикальной интеграции; с возможностями извлечения монополистических выгод при горизонтальной интеграции; с технологическими условиями производства (отдача от масштаба, наличие барьеров входа на рынок и т. д.);

— теория динамических сравнительных преимуществ, рассматривающая экономическую интеграцию в связи с адаптацией к жизненным циклам продуктов и технологий;

— неоинституциональный анализ, исследующий вертикальную интеграцию в контексте минимизации трансакционных издержек, проблем агентских отношений и влияния на них распределения прав собственности.

новая институциональная экономическая теория — одно из наиболее перспективных и продуктивных направлений экономической науки, сформировавшееся во второй половине XX — начале XXI в. За несколько десятилетий данной исследовательской программе удалось доказать свое преимущество по сравнению с другими программами в анализе одних и тех же проблем и решении

80

финансы и кредит

как методологических вопросов, так и вопросов, имеющих прикладное значение не только в сферах государственного и корпоративного управления, разрешения споров между хозяйствующими субъектами, но также во многих других областях общественной жизни.

Термин «новая институциональная экономическая теория» был впервые введен Олсоном Уильямсоном в 1975 г., для того чтобы обособить данное исследовательское направление от старого институционализма [2].

Институционалисты придерживаются представлений о том, что социально-экономическая система нелинейна. Экономические агенты: индивиды, фирмы, государственные институты — не ведут себя рационально, они не могут принять оптимального решения в условиях высокой неопределенности, создаваемой растущим многообразием устойчивых, множественных искажений информации [3].

Основоположником институционализма был американский ученый Торстейн Веблен. Т. Веблен вводит в науку научные понятия: «институция» (обычай, заведенный порядок) и «институт» (порядок, закрепленный в форме закона или учреждения) [4].

Существует множество концепций неоинсти-туционалистов, единой классификации которых до сих пор так и не сложилось. Для целей дальнейшего исследования имеют значение следующие концепции неоинституционалистов.

1. Концепция развития фирмы Рональда Коуза. В основе этой концепции лежит идея роли транс-акционных издержек. Р. Коуз отмечает, что при каждой сделке необходимо «проводить переговоры, осуществлять надзор, устанавливать взаимосвязи, устранять разногласия», т. е. возникают «издержки использования рыночного механизма», которые необходимо учитывать [5]. Это позволило сформулировать причины и пределы существования фирмы. Существует фирма до тех пор, пока издержки администрирования внутри фирмы оказываются меньшими, чем при рыночной сделке. Это сочетание отслеживается с помощью конкуренции.

2. Экономика организаций. Выдающийся вклад в этот раздел институционализма внес Олсон Уильямсон. Трансакционную концепцию Рональда Коуза он применил к так называемой вертикальной интеграции, которая представляет собой разделение труда и кооперацию мелких и крупных фирм, в которых складывается конкуренция организационных фирм. Выживание лучших базируется на

оптимизации трансакционных издержек (включая поиски информации, слияние фирм, формирование команды менеджеров и т. д.) [6].

В рамках новой институциональной экономической теории был разработан понятийный аппарат, который позволяет с использованием фундаментальных предпосылок относительно рациональности, характеристик внешней среды, особенностей применяемых ресурсов объяснять достаточно широкий класс явлений общественной жизни. В том числе предположенных концепций — ограниченная рациональность, институты, организации, права собственности, трансакции и трансакцион-ные издержки, оппортунистическое поведение, механизмы управления сделками, специфичность активов, неполные контракты и др. В рамках новой институциональной теории используются и такие категории, как контракты, права собственности и их спецификация, внешние эффекты, проблема «безбилетника», асимметрия информации.

Ограниченная рациональность — это стремление человека к максимальному удовлетворению потребностей с учетом не только внешних, но и внутренних ограничений. В число ограниченных ресурсов попадают интеллектуальные возможности человека, его внимание, способность воспринимать и обрабатывать информацию, а также принимать на ее основе решения.

Оппортунистическое поведение выражается в стремлении человека реализовать собственные эгоистические интересы. Комбинация ограниченной рациональности и оппортунизма позволяет получить простой и надежный набор допущений, необходимых для объяснения сосуществования альтернативных организационных структур и потребности в институтах, регулирующих экономическое поведение и делающих возможным совершение трансакций.

институты — совокупность формальных и неформальных правил, создаваемых людьми, а также механизмов, обеспечивающих соблюдение данных правил. Правила — это набор предписаний по поводу запрещенных и разрешенных действий, которые относятся более чем к одному человеку.

Организация — совокупность людей, структурно обособленных в рамках упорядоченных процессов получения и переработки информации, принятия решений по некоторому набору вопросов, связанных с использованием ограниченных ресурсов.

Права собственности, по Р. Капелюшникову [7], — санкционированные поведенческие отно-

шения между людьми, которые возникают с существованием благ и касаются их использования. Эти отношения определяют нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения.

трансакция — обусловленное правилами и поддерживающими их механизмами взаимодействие людей по поводу отчуждения и присвоения прав собственности. В трансакциях можно выделить три компонента — конфликт, взаимозависимость и порядок. Последний компонент фактически соответствует механизму управления трансакцией на уровне институционального соглашения.

Механизмы управления трансакциями — совокупность договоров между людьми по поводу способов кооперации и конкуренции их друг с другом.

трансакционные издержки — это ценность ресурсов, используемых в ходе решения проблемы координации в рамках и по поводу «правил игры» различного уровня. трансакционные издержки — это издержки, не связанные с процессом производства.

специфический актив — это актив (доход), от использования которого в рамках одной конкретной трансакции устойчиво превышает доход от его использования в рамках любой другой трансакции.

Фундаментальная трансформация — процесс превращения отношений конкуренции ex ante («до») в отношения двусторонней зависимости ех post («после») посредством вовлечения в трансакцию специфических активов. Фундаментальная трансформация сопряжена с возникновением издержек переключения для участника трансакции, обладающего правами собственности на специфический актив.

Частный порядок улаживания конфликтов — способ урегулирования спорных вопросов между сторонами контракта, который не предполагает участия суда или арбитража в той или иной форме.

таким образом, представляется возможным применение основных концепций неоинституционального подхода, исследующего вертикальную интеграцию в контексте минимизации трансакци-онных издержек, проблем агентских отношений и влияния на них распределения прав собственности при изучении отечественных бизнес-групп, в том числе интегрированных банковских институтов.

В современной россии отечественные экономисты выделяют три основные формы крупного бизнеса [8]:

1) самостоятельное предприятие — это некий неделимый хозяйственный субъект: во-первых, единая производственная система (производящая либо товары, либо услуги или относящаяся либо к реальному, или к финансовому сектору) и, во-вторых, единый экономический агент. с гражданско-правовой точки зрения предприятие может выступать в форме одного или нескольких юридических лиц;

2) компания — это объединение предприятий, имеющее объективный (производственный или воспроизводственный) экономический смысл. Оно выстраивается либо вокруг некоторой товарной группы — диверсифицированная компания, либо вдоль определенной технологической «цепочки» — вертикально интегрированная. компания выступает единым экономическим агентом во всех вопросах, кроме оперативных. Но при этом входящие в нее предприятия в подавляющем большинстве являются отдельными юридическими лицами и производственными единицами, в принципе способными самостоятельно существовать в рыночной экономике.

3) интегрированная бизнес-группа (ИБГ) — представляет собой некую совокупность предприятий и компаний, работающих в разных отраслях и секторах экономики (часто и в реальном, и в финансовом) и являющихся самостоятельными юридическими лицами, но в ряде важных моментов действующих как единое целое. Эту целостность и вытекающие из нее синергетические эффекты обеспечивает наличие общей группы собственников и высших менеджеров. Технологического или иного естественного единства в ИБГ нет.

к основным организационно-хозяйственным формам бизнес-групп в мировой практике относят: крупные компании, имеющие дивизиональную структуру; холдинговые компании вместе с контролируемыми ими предприятиями; финансово-промышленные группы (ФПГ); сетевые индустриальные организации.

Институциональная структура кредитно-финансовых систем стран с развитым рыночным хозяйством помимо торгово-промышленных компаний, различных специализированных финансово-кредитных институтов, фондовой биржи включает коммерческие банки, которые занимают особое положение в финансовой и денежно-кредитной сфере стран с развитой рыночной экономикой.

коммерческие банки используют свои ресурсы для краткосрочного и долгосрочного кредитования всех этапов производственного процесса, продвижения товаров на рынок, укрепления конкурент-

82

финансы и кредит

ных позиций торгово-промышленных фирм в стране и за рубежом. Строго соблюдая коммерческую тайну о положении дел своих клиентов, банки в то же время имеют высокий уровень воздействия на весь процесс капиталистического воспроизводства. Они снабжают клиентов средствами в том объеме, который предусмотрен их инвестиционными программами, в то время как инвестиционные (биржевые) фирмы, или брокеры, не всегда полностью гарантируют одновременное размещение всех эмитированных компанией ценных бумаг. Кроме того, коммерческие банки и сами занимают немаловажное место в эмиссионно-учредительской деятельности и упорно стремятся увеличить свою роль в фондовых операциях (с ценными бумагами). Их преимущество перед биржевыми брокерами состоит в том, что путем предоставления кредита они могут дать клиенту деньги еще до размещения его акций и облигаций. Более того, часто компании могут выходить на фондовый рынок, только доказав свою платежеспособность в ходе длительных деловых отношений с банками.

В настоящее время основным фактором, стимулирующим процессы консолидации и интеграции, можно считать ужесточение конкурентной борьбы на рынках финансовых услуг. В этих условиях внедрение новых технологий, а также расширение географических рамок деятельности становятся стратегическими направлениями банковского бизнеса, которые могут быть успешно реализованы только наиболее крупными организациями.

В настоящее время усилилось взаимное участие банков в капиталах друг друга: крупные банки покупают пакеты акций, не обязательно контрольные. Для решения конкретных задач организуются консорциумы, возникают неформальные банковские объединения и ассоциации. Все больше банков участвуют в финансово-промышленных группах. Растет в России и число чисто банковских холдингов. К созданию чисто банковских холдингов банки вынуждает и неудачный опыт участия в финансово-промышленных группах, где банкам отводилась роль бухгалтерии и расчетно-кассового подразделения финансово-промышленной группы.

По мнению ведущих российских экономистов, стимулирует появление банковских холдингов конкуренция как внутри России, так и на мировых рынках [9]. В холдинге «материнский» банк контролирует не только «дочерние» банки, но и огромное число диверсифицированных или узко функциональных фирм — инвестиционных, финансовых, ипотечных, факторинговых, лизин-

говых, торговых, информационных, рекламных и т. д. Это облегчает возможности для маневра, адаптацию к любым внешним и внутренним переменам. Главным, часто единственным, источником дохода головного банка становятся налогооблагаемые дивиденды «дочерних» банков и фирм.

Специфика холдинга как организационно-хозяйственной формы бизнес-группы состоит в том, что контрольно-управленческие возможности акционерного капитала реализуются в них через систему участия крупного бизнеса в капитале акционерного общества, через подчинение головному предприятию множества формально независимых компаний, суммарный капитал которых значительно превосходит «материнский» [10].

Капитал, мобилизованный путем продажи неголосующих акций, холдинг-компания вкладывает в акции тех фирм, над которыми она намерена получить контроль. Причем приобретаются акции, дающие право голоса, что и позволяет холдингу контролировать капиталы других фирм. Дифференцированно подходя к использованию акций, холдинг контролирует капитал, в десятки раз превосходящий его собственный.

В процессе развития холдинговой формы акционерного капитала появилось несколько типов холдингов, различающихся специализацией. На первое место выдвинулись так называемые центральные кампании. Они контролируют несколько компаний, которые, в свою очередь, могут владеть пакетами акций ряда корпораций. Таким образом, создается система взаимосвязанных акционерных обществ, опирающаяся на крупный центральный холдинг.

Холдинги делят на «чистые» и «смешанные», в зависимости от того, являются ли они исключительно и только держателями акций других компаний или же наряду с этим располагают предпринимательским (производственным, торговым, банковским) капиталом и осуществляют предпринимательскую деятельность.

В настоящее время особенность российских холдингов — это то, что их дочерние компании являются юридическими лицами с собственным уставным капиталом. В России также преобладают холдинги с «отраслевой» ориентацией на определенный сегмент реального сектора экономики. Широко распространена «банковская форма» холдинга, когда на основе владения контрольным пакетом акций крупного банка создается конгломерат или система зависимых фирм. Помимо ведущего банка такой холдинг владеет пакетами акций ряда других банков, кредитных и финансо-

вых институтов, а также промышленных, торговых и транспортных компаний.

Участниками горизонтально интегрированных структур (крупных корпоративных образований) являются объединения предприятий — участников корпорации, функционирующих в общем сегменте рынка, т. е. реально конкурирующих организаций, выпускающих однотипную либо взаимозаменяемую продукцию.

1-й этап

Организации различных организационно-правовых форм, представляющие групповые экономические интересы доминирующих собственников

Государственная регистрация центрального общества (ОАО; ЗАО) (ЮЛ - собственник активов)

2-й этап

Дочерние (зависимые) общества (ОАО; ЗАО); предполагается участие в уставных капиталах иных заинтересованных собственников

Рис. 1. Холдинг, предполагающий этапное учреждение основного и дочерних акционерных обществ

1-й этап

Действующие (функционирующие) общества (ОАО; ЗАО), приобретающие на свободные финансовые ресурсы контрольный пакет акций предполагаемого центрального (головного) общества

1 2 3 N

2-й этап

Центральное (головное) общество (ОАО; ЗАО), осуществляющее дополнительную эмиссию акций (ЮЛ - собственник активов)

22;—5

1а 2а 3а №

Дочерние (зависимые) общества (ОАО; ЗАО), обменивающие свои акции центральной компании

Рис. 2. Холдинг, предполагающий формирование основного общества за счет изменения внутренней структуры капитала корпорации

создание холдинговых структур на основе акционерных обществ путем последовательной регистрации основного (центрального) и дочерних или зависимых обществ предполагает последовательное выполнение следующих двух этапов (рис. 1).

На первом этапе заинтересованные организации — юридические лица (1, 2..^), обычно это организации различных организационно-правовых форм, представляющие экономические интересы доминирующих собственников, учреждают центральное (головное) общество, используя свободные финансовые ресурсы. Это общество становится управляющей компанией. На втором этапе головное общество учреждает дочерние компании (1а, 2а. N с участием иных заинтересованных юридических лиц (ЮЛ).

Формирование холдинга посредством последовательного приобретения акций головного общества, затем дополнительной эмиссии акций и последующего их обмена на акции дочерних (зависимых) обществ представлено на рис. 2.

Использование на практике данного типа холдинга предполагает следующие этапы выполнения организационных действий (операций). На первом этапе доминирующая компания действующего холдинга приобретает контрольные пакеты акций попадающих под ее влияние ОАО (ЗАО) и становится их центральной (головной) компанией.

На втором этапе действующим акционерам уже дочерних (зависимых) обществ (ОАО; ЗАО) «предлагается» обменивать принадлежащие им пакеты акций на дополнительно эмитируемые акции центральной (головной) компании.

В России крайне неразвит рынок банковских услуг, многие ниши не заняты и для однобанковских холдингов,

2

работающих по отдельным направлениям (проектное финансирование, экспортно-импортные сделки, обслуживание конкретных предприятий или их групп), и для многобанковских, способных предложить клиентам и регионам широкий перечень услуг. Они могут осуществлять инвестиции в промышленность, предоставлять кредит — от крупных коммерческих до потребительских, выпускать пластиковые карточки, чеки, проводить ипотечные, трастовые, факторинговые и иные операции, все виды консультирования.

Активно участвуют банковские холдинги в муниципальных подрядах, программах и проектах, выступая как агенты местных и федеральных властей на фондовом, валютном (биржевом и внебиржевом), страховом рынках. Банки участвуют в операциях с недвижимостью — оценивают, арендуют, покупают и продают, кредитуют под залог и т. д.

Холдинг, в отличие от обычного банка, — это одновременно и консолидированный баланс, и управляемая компания, и поставщик услуг. Для каждой роли холдинга характерен свой вид риска, который важно уметь профессионально определять. Если рассматривать банковский холдинг как консолидированный баланс, то на первом месте — портфельный риск. Обычно банковский холдинг состоит из головного банка, «дочернего» или небанковских фирм (последними головной владеет частично или целиком). Как и в рядовом банке, деятельность холдинга основывается на тождестве: АКТИВЫ = ПАССИВЫ + КАПИТАЛ. Успех или неуспех холдинга зависит от рисков управления активами, пассивами, собственным капиталом.

В процессе организации банковского холдинга требуется масштабное техническое и кадровое оснащение, чтобы контролировать перемещение от «материнского» подразделения к «дочерним» всех ресурсов собственного капитала, ссуд, выплат основной суммы кредитов, процентных платежей, приобретаемых активов. В свою очередь, контролируются от «дочерних» к головному банку потоки дивидендов, выплат основной суммы кредитов, процентных платежей, платы за управление, ссуд, приобретаемых активов; перемещения средств от одного филиала к другому; плата за консультирование, рекламу, маркетинговые исследования, обработку информации и т. д.

В настоящее время многие банки должны перестроить свою работу путем консолидации активов, повышения квалификации своего персонала, расширения реальных услуг для клиентов, а также

пытаться упрочить свое положение путем финансовой интеграции.

Принятие решений об интеграции коммерческих и финансово-кредитных организаций, в частности вертикальной интеграции, — типично стратегическая проблема, решаемая на высшем уровне корпоративного управления. Для этого высшему менеджменту и совету директоров финансовой корпорации приходится учитывать множество факторов. В этой связи возникает необходимость в разработке комплексного подхода, формирующего теоретическую базу для принятия практических решений относительно вертикальной интеграции.

Трудности, связанные с вертикальной интеграцией, могут усугубиться наличием в организации различных групп интересов. Те же менеджеры и акционеры представляют разные группы, имеющие свои интересы и соответственно свои взгляды на вертикальную интеграцию. Здесь может дать о себе знать проблема агентских отношений, заключающаяся в угрозе манипулирования агентом действий принципала вследствие информационной асимметрии между ними.

Таким образом, комплексный подход облегчает решение проблемы агентских отношений применительно к ситуации определения целесообразности вертикальной интеграции, позволяет согласовать взгляды участников агентских отношений — агентов (филиалов, функциональных подразделений) и принципала (головной организации).

По Олсону Уильмсону, двухэтапный алгоритм выбора оптимальной формы совершения трансакции позволяет осуществить синтез структурно-управленческого и измерительного направлений трансакционного подхода. На первом этапе выбирается институциональное устройство — рыночное (классический контракт), гибридное (неоклассический контракт) или иерархическое (имплицитный контракт — контракт, предполагающий доверие партнеров друг к другу) [11]. На втором этапе — в случае отдачи предпочтения имплицитному контракту как минимизатору трансакционных издержек, измеренных с помощью экспертных оценок, — осуществляется сравнение альтернативных организационных структур: унитарной, холдинговой, мультидивизиональной и смешанной (рис. 3).

В процессе эволюции российской банковской системы менялась и организационная структура банков. На начальном этапе коммерческие банки имели в основном функциональную (унитарную) структуру (У-структура) (рис. 4).

1-й этап. Выбор контрактации

Классическая Неоклассическая Имплицитная

2-й этап. Выбор организации /

У-структура Х-структура М-структура С-структура

Рис. 3. Выбор оптимальной формы контрактации и организации трансакции

Главный офис («принципал»)

Функциональное подразделение 1

«Агент 1»

Функциональное подразделение 2

Функциональное подразделение I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Агент 2»

«Агент 3»

«Агент 4»

«Агент Ь>

^ Властные отношения Рис. 4. Унитарная структура внутренней структуры организации

Главный офис («принципал»)

Подразделение 1

«Агент 1»

Подразделение 2

«Агент 2»

«Агент 3»

Подразделение I

«Агент 4»

«Агент Ь>

Контроль финансовых результатов Рис. 5. Холдинговая структура внутренней структуры организации

Унитарная структура предполагает максимальную концентрацию властных отношений. Все основные решения принимаются «принципалом» (головной организацией), он же осуществляет и контроль. А. Олейник считает, что если право контроля за деятельностью «агентов» и делегируется, то по функциональному признаку — главам функциональных подразделений [12].

По мере роста размеров и усложнения оказываемых услуг банки столкнулись с падением эффективности внутрифирменного управления. Это было вызвано увеличением свободы выбора менеджеров в принятии решений и возрастаю-

щим риском оппортунизма, а также информационными искажениями, что потребовало внесения изменений в организационную структуру. Значительная часть коммерческих банков трансформировала унитарную структуру в холдинговую (Х-структу-ра). Данная структура представлена на рис. 5.

Холдинговая структура представляет собой иную крайнюю точку из спектра возможных — максимальную децентрализацию процесса принятия решений и контроля за действиями «агентов». «Агенты» автономны в принятии всех решений за исключением касающихся прибыли. «Принципал» контролирует деятельность «агентов» (филиалов) не непосредственно, а через организацию соревнования «агентов», победитель в котором выявляется согласно критерию финансовых результатов деятельности [13]. Холдинговая структура не исключает даже прямой конкуренции между подразделениями одной и той же фирмы.

Развитие филиальной сети банков внесло изменения в систему контрактных отношений и полномочий, в сферу ответственности лиц, принимающих оперативные и стратегические решения. Все это вызвало необходимость внедрения мультиди-визионной структуры (М-структуры) в банковской системе (рис. 6).

Одним из условий реализации потенциальных достоинств данной структуры является наделение высших менеджеров внутренней мотивацией и полномочиями контроля за деятельностью подразделений. Эта структура «подразумевает создание полуавтономных производственных подразделений, функционирующих на основе принципа самоокупаемости и сформированных в зависимости от типа продукта, торговой марки или по географическому признаку». Мультидивизиональная структура является своеобразным синтезом унитарной и холдинговой структур. В ней сохранен принцип централизации принятия стратегических решений (например, о выпуске нового продукта) и в то же время децентрализованы оперативный контроль

Контроль стратегических решений и распределения прибыли

Рис. 6. Мультидивизиональная структура внутренней структуры организации

Централизованная структура

Унитарная структура

Холдинговая структура

Децентрализованная структура

Мультидивизиональная структура

Рис. 7. Соотношение холдинговой, унитарной и мультидивизиональной внутрифирменных структур кредитной организации

и управление. Аналогичным образом принцип финансовой самоокупаемости дивизионов («агентов») позволяет им участвовать в доходах от своей деятельности, но руководство фирмы («принципал») при этом сохраняет право распределять часть прибыли подразделений согласно целям и задачам банка в целом.

Как холдинговая (Х-структура), так и мульти-дивизионная структура (М-структура) представляют собой децентрализованные способы организации. Различия между ними с точки зрения контрактных отношений заключаются в том, что защита от оппортунизма в большей степени обеспечивается в условиях М-структуры. Основным преимуществом М-структуры, подразумевающей разделение принятия стратегических и оперативных решений и выделение соответствующих зон ответственности, является возможность продуктивно анализировать внутренние рынки капиталов, обеспечивающие эффективное управление диверсифицированными активами. Организационный эффект М-структуры — экономия на познавательных усилиях ввиду наличия ограниченной рациональности и ограждения процесса внутрибанковского распределения ресурсов от риска оппортунизма. Децентрализация принятия оперативного решения сокращает объем внутрибанковских коммуникаций и тем самым ускоряет процесс принятия решений. Соотноше-

ние трех рассмотренных вариантов представлено на рис 7.

Таким образом, использование М-структуры для расширения зон управления активами позволяет перейти от специализированных к диверсифицированным деловым операциям, что создает условия для полуавтономного функционирования филиалов банка и увеличения возможностей реализации его «глобальной стратегии», когда решения по стратегическому планированию и основным вопросам общекорпоративной политики принимаются в головном банке. реализация потенциальных достоинств разделения стратегических и оперативных управленческих решений требует наделения высших менеджеров внутренней моти -вацией и полномочиями контроля за деятельностью филиала банка.

В настоящее время сделки слияния и поглощения выступают центральным инструментом интеграционных процессов в реальном и финансовом секторах. У компаний и финансово-кредитных организаций часто не бывает лучшей альтернативы, чем искать долгосрочного союзника или партнера. Большинство сделок слияний и поглощений преследуют одну из четырех групп целей, направленных на повышение конкурентоспособности финансовой корпорации: защитные, инвестиционные, конкурентные и информационно-технологические.

также необходимо учитывать особенности общей корпоративной культуры, и прежде всего человеческого фактора, который становится определяющим в цене производства. Если в итоге слияния специалисты и топ-менеджеры одной из финансово-кредитных организаций будут чувствовать себя не удовлетворенными новым положением, то лучшие из них уйдут, а синергетический эффект может быть значительно снижен. Также может быть утеряна мотивация персонала, его самоидентификация, а вслед за этим и ключевые компетенции. Представители менеджмента, боясь потери позиций, могут отказываться от сотрудничества и даже обострять внутреннюю конкуренцию, порождая конфликты.

Собственники могут иметь различные интересы. Они решаются на сделку по слиянию или поглощению по разным причинам: для создания партнерства, привлечения стратегического ин-

вестора, выделения части бизнеса в отдельную компанию (кредитную организацию), продажи части акций, приобретения части бизнеса с целью его дальнейшей перепродажи.

Ключевым фактором успешности слияния является определение технологических аспектов деятельности кредитных организаций. Основные аспекты одного финансово-кредитного института нужно приспособить под технологию и процессы другого.

Еще одной разновидностью современной интегрированной бизнес-группы является сетевая индустриальная организация (СИО) — совокупность предприятий (организаций), связанных долговременными кооперационными и информационными связями [14]. Характерной для российской экономики разновидностью СИО является контрактная группа, в которой в качестве механизма интеграции служат давальческие поставки сырья или соглашения между предприятиями единой технологической цепочки о применении «денежных суррогатов», например векселей. Соглашения об использовании денежных суррогатов в расчетах можно рассматривать в качестве разновидности интеграции, поскольку они ограничивают хозяйственную самостоятельность предприятий.

Управляемость развития ИБГ поддерживается тем, что контрольный пакет акций участников группы либо распределен среди ее участников, либо принадлежит ведущей компании холдингового типа. Однако в последние годы группирование предприятий нередко происходит без опоры на акционерные связи. Имеется в виду квазиинтеграция в форме индустриальных сетей или СИО. Теоретические обоснования СИО ориентированы на ослабление роли акционерных связей между группирующимися предприятиями, на повышение назначения инновационного и информационного начал в экономическом развитии.

Как и бизнес-группы в целом, СИО — нечто среднее (гибридное) между рыночной и иерархической координацией действий. Особый случай для СИО — стратегические альянсы и консорциумы, формируемые для совместного создания дефицитных активов. Имущественные связи в таких структурах присутствуют в форме долевого участия.

Приведем примеры крупнейших российских промышленных и финансовых холдингов, консорциумов и альянсов, применяя уже рассмотренные схемы формирования и развития крупны ративных образований. Они положены в основу организационного строительства вертикально и

горизонтально интегрированных промышленных и финансовых корпоративных бизнес-структур.

1.Классический холдинг «Газпром» (рис. 8) — объединение предприятий, контрольный пакет формальных прав собственности которых сосредоточен в руках материнской компании «Газпром».

2. Финансовый холдинг, в котором доля финансовых активов превышает 50 %, представлен на рис. 9 — «МДМ — Банк».

3. Распределенный холдинг «Альфа-Групп» (рис. 10) — такая структура, где роль материнской компании выполняют несколько самостоятельных фирм, объединенных принадлежностью или аффи-лированностью одному лицу или группе совместно действующих физических лиц.

4. Интегрированная бизнес-группа, которая создается на основе совместного учреждения и использования недостающих рыночных структур (биржи, торговые, лизинговые, инвестиционные и другие компании). Целый спектр такого рода компаний был создан в рамках бизнес-группы «Интеррос» (рис. 11).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что холдинговая форма взаимосвязи акционерных капиталов делает процесс концентрации и комбинирования капиталов значительно экономичнее и эффективнее с точки зрения затрат времени и ресурсов. Переливы капиталов происходят без резких сокращений текущего производства, поскольку не обязательно немедленно перепрофилировать или же закрывать предприятия: они целиком могут перейти в сферу интересов другой холдинг-компа-

-► - значимые пакеты

Рис. 8. Классический холдинг «Газпром»

-► - значимые пакеты

■-► - стратегическое партнерство

Рис. 9. Финансовый холдинг «МДМ-Банк»

- значимые пакеты

^-^ - стратегическое партнерство

Рис. 10. Распределенный холдинг «Альфа-Групп»

Рис. 11. Холдинг, созданный на основе совместного учреждения и использования недостающих рыночных структур в рамках бизнес-группы «Интеррос»

нии, которая и определит их место уже в новой системе. В масштабах национального хозяйства это дает существенный экономический выигрыш.

Известно, что холдинг-компании, располагающие «своими» банками, финансовыми фондами, могут быстрее реагировать на изменение потребностей межотраслевого и внутриотраслевого разделения труда, на более жесткие требования к эффективности предпринимательской деятельности.

Холдинги способствуют развертыванию научно-технического прогресса, практическому использованию его результатов. Они имеют больше возможностей для создания специальных подразделений или фирм, которые проводят исследования в перспективных областях науки и техники.

Несмотря на все преимущества холдинговой формы ведения производственной и финансовой деятельности, отчетливо наметилась тенденция перехода к сетевому типу интеграции, которой порой придается слишком универсальное значение. В экономиках индустриально развитых стран сохраняются крупные сектора массового производства. Следовательно, сохраняются и технологические предпосылки для более жесткого, чем сетевые индустриальные объединения, группирования предприятий. Отдельный важный вопрос — соотношение возможностей СИО и ИБГ в условиях крупных структурных сдвигов. Оно зависит от состояния реального сектора экономики, от потребности его компаний во внешнем финансировании. Чем большими собственными инвестиционными ресурсами располагают входящие в сетевые индустриальные организации промышленные компании, тем доступнее для них освоение крупных новых ниш рынка.

Также необходимо отметить, что при сравнении масштабов горизонтальной и вертикальной интеграции в формировании интегрированных бизнес-групп второй процесс на протяжении последних десяти лет развивался существенно активнее.

Вертикальная интеграция или межотраслевая интеграция, по мнению большинства исследователей, оценивается как более высокая форма интеграции, единственно и успешно ведущей к становлению конкурентных промышленных структур на современном этапе.

Типичная крупная российская интегрированная бизнес-группа выглядит как «экономика в экономике». Она включает в себя и промышленные предприятия, и торговые дома, и банки, и страховые компании, и негосударственные пенсионные фонды.

Подводя итоги, следует отметить, что российские бизнес-группы возникли на потребность в частном инфорсменте, но при этом в условиях отсутствия в экономике общепринятых норм и правил, которые одновременно защищались бы действующим законодательством. Низкая эффективность законодательной защиты прав собственности создает потребность в урегулировании конфликтов на основе единообразного подхода, что и обеспечивает интегрированная бизнес-группа. Высокие трансакционные издержки в сделках между независимыми участниками обусловливают предпочтительность иерархической координации по сравнению с рыночной.

Список литературы

1. Олейник А. Институциональная экономика. Тема 9. Теория фирмы. // Вопросы экономики. 1999. № 9. С. 112.

2. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб., 1996. С. 46.

3. Сухарев О. С. Институциональная теория и экономическая политика. Кн. 1. Институциональная теория. Методологический эскиз. М.: ИЭРАН, 2001. С. 16.

4. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1994. С. 47.

5. КоузР. Природа фирмы: под ред. В. М. Гальперина. СПб., 1995. С. 63.

6. Уильямсон О. Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка: под ред. В. М. Гальперина. СПБ., 1995. — С. 122.

7. Капелюшников Р. Экономическая теория прав собственности. М., 1990. С. 123.

8. Паппэ Я. Внешнеэкономические факторы трансформации крупного бизнеса в России // Вопросы экономики. 2006. № 6. С. 73.

9. Ершов М. Возможности и риски финансовой интеграции // Вопросы экономики. 2005. № 12. С. 15.

10. Аэроянц Э. А. Холдинговые компании: особенности, опыт, проблемы, перспективы. М.: НИИУ, 1992. С. 181.

11. Уильямсон О. Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка: под ред. В. М. Гальперина. СПБ., 1995. С. 125.

12. Олейник А Институциональная экономика. Тема 9. Теория фирмы. // Вопросы экономики. 1999. № 9 С. 135.

13. Бутыркин А.Я. Корпоративные формы российских интегрированных бизнес-групп // Финансовый бизнес. 2005. № 1. С. 28.

14. Институциональная экономика: под ред. Д. С. Львова. М.: Инфра-М, 2001. С. 288.

вниманию

кредитных

организаций!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4. При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2008 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2009 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2009 года. Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 721 -85-75 http:\\www.fin-izdat.ru

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.