Научная статья на тему 'РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ'

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Конституция РФ / экологическая культура / правовая культура / правосознание / природоохранная деятельность / экологическое право / The Constitution of the Russian Federation / environmental culture / legal culture / environmental protection / environmental law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коданева Светлана Игоревна

Цель. Определение основных инструментов формирования экологической культуры у населения России и зависимости процесса развития экологической культуры от роста правосознания. Процедура и методы. Проведён анализ содержания экологической и правовой культуры, а также правосознания, их взаимосвязи и влияния. Основными исследовательскими методами являлись: метод междисциплинарного анализа российской и зарубежной научной литературы, обобщения, систематизации, аналогии, а также метод правового моделирования. Результаты. Показано, что экологическая культура включает элементы: духовно-нравственные ценности, высокий уровень знаний права и экологических проблем и готовность реализовать свои знания на практике. Правовая культура – это эмоциональное восприятие права, готовность сознательно действовать в соответствии с правовыми предписаниями, участвовать в правовой жизни, повышать собственное правосознание. Таким образом, показателем правовой культуры выступает уровень правосознания, который, в свою очередь, напрямую влияет на формирование экологической культуры. Развитие правосознания, с одной стороны, обеспечивает большее доверие общества к проектам и программам, реализуемым органами власти, к правоприменительной практике должностных лиц. С другой стороны, граждане более ответственно относятся к окружающей среде, с большей готовностью соблюдают природоохранное законодательство и проявляют активность в защите окружающей среды. Теоретическая и/или практическая значимость. Выявлен важный инструментарий реализации конституционной нормы о воспитании экологической культуры жителей РФ, что должно стать основой при разработке государственной политики в рассматриваемой области, наряду с включением в образовательные стандарты предметов (модулей) экологической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ECOLOGICAL LEGAL AWARENESS IN THE FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF THE RUSSIAN POPULATION

Aim. Determination of the main tools for the formation of ecological culture among the population of Russia and the dependence of the process of development of ecological culture on the growth of legal awareness. Methodology. To achieve this goal, an analysis of the content of environmental and legal culture, as well as legal awareness, their relationship and influence was carried out. The main research methods were: the method of interdisciplinary analysis of Russian and foreign scientific literature, generalization, systematization, analogy, as well as the method of legal modeling. Results. It is shown that ecological culture includes such elements as: spiritual and moral values, a high level of knowledge of law and environmental problems and a willingness to put their knowledge into practice. Legal culture is an emotional perception of the law, a willingness to consciously act in accordance with legal regulations, to participate in legal life, to raise one’s own legal awareness. Thus, the indicator of legal culture is the level of legal awareness, which, in turn, directly affects the formation of ecological culture. The development of legal awareness, on the one hand, ensures greater public confidence in the projects and programs implemented by the authorities, in the law enforcement practice of officials. On the other hand, citizens are more responsible about the environment, more willing to comply with environmental legislation and are active in protecting the environment. Research implications. Research implications consists in identifying important tools for the implementation of the constitutional norm on the education of the ecological culture of the inhabitants of the Russian Federation, which should become the basis for the development of state policy in the area under consideration, along with the inclusion of environmental-oriented subjects (modules) in educational standards

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ»

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

УДК 349. 6

DOI: 10.18384/2949-513X-2023-3-24-32

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Коданева С. И.

Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук 117418, г. Москва, Нахимовский пр-т, д. 51/21, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Определение основных инструментов формирования экологической культуры у населения России и зависимости процесса развития экологической культуры от роста правосознания. Процедура и методы. Проведён анализ содержания экологической и правовой культуры, а также правосознания, их взаимосвязи и влияния. Основными исследовательскими методами являлись: метод междисциплинарного анализа российской и зарубежной научной литературы, обобщения, систематизации, аналогии, а также метод правового моделирования. Результаты. Показано, что экологическая культура включает элементы: духовно-нравственные ценности, высокий уровень знаний права и экологических проблем и готовность реализовать свои знания на практике. Правовая культура - это эмоциональное восприятие права, готовность сознательно действовать в соответствии с правовыми предписаниями, участвовать в правовой жизни, повышать собственное правосознание. Таким образом, показателем правовой культуры выступает уровень правосознания, который, в свою очередь, напрямую влияет на формирование экологической культуры. Развитие правосознания, с одной стороны, обеспечивает большее доверие общества к проектам и программам, реализуемым органами власти, к правоприменительной практике должностных лиц. С другой стороны, граждане более ответственно относятся к окружающей среде, с большей готовностью соблюдают природоохранное законодательство и проявляют активность в защите окружающей среды.

Теоретическая и/или практическая значимость. Выявлен важный инструментарий реализации конституционной нормы о воспитании экологической культуры жителей РФ, что должно стать основой при разработке государственной политики в рассматриваемой области, наряду с включением в образовательные стандарты предметов (модулей) экологической направленности.

Ключевые слова: Конституция РФ, экологическая культура, правовая культура, правосознание, природоохранная деятельность, экологическое право

THE ROLE OF ECOLOGICAL LEGAL AWARENESS IN THE FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF THE RUSSIAN POPULATION

S. Kodaneva

Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences Nahimovsky prospekt. 51/21, Moscow 117418, Russian Federation

© CC BY Коданева С. И . , 2023 .

TH7

Abstract

Aim. Determination of the main tools for the formation of ecological culture among the population of Russia and the dependence of the process of development of ecological culture on the growth of legal awareness.

Methodology. To achieve this goal, an analysis of the content of environmental and legal culture, as well as legal awareness, their relationship and influence was carried out. The main research methods were: the method of interdisciplinary analysis of Russian and foreign scientific literature, generalization, systematization, analogy, as well as the method of legal modeling.

Results. It is shown that ecological culture includes such elements as: spiritual and moral values, a high level of knowledge of law and environmental problems and a willingness to put their knowledge into practice. Legal culture is an emotional perception of the law, a willingness to consciously act in accordance with legal regulations, to participate in legal life, to raise one's own legal awareness. Thus, the indicator of legal culture is the level of legal awareness, which, in turn, directly affects the formation of ecological culture. The development of legal awareness, on the one hand, ensures greater public confidence in the projects and programs implemented by the authorities, in the law enforcement practice of officials. On the other hand, citizens are more responsible about the environment, more willing to comply with environmental legislation and are active in protecting the environment. Research implications. Research implications consists in identifying important tools for the implementation of the constitutional norm on the education of the ecological culture of the inhabitants of the Russian Federation, which should become the basis for the development of state policy in the area under consideration, along with the inclusion of environmental-oriented subjects (modules) in educational standards.

Keywords: The Constitution of the Russian Federation, environmental culture, legal culture, environmental protection, environmental law.

Введение

Принятыми в 2020 г . поправками к Конституции РФ, ст. 114, закрепляющая полномочия Правительства РФ, была дополнена п. е. 6 . , согласно которому Правительство РФ создаёт условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры. Таким образом, было консти-туционализировано то значение, которое играют экологические культура и образование для экологической безопасности страны

Следует отметить, что на законодательном уровне важность воспитания экологической культуры и образования в данной сфере была отражена достаточно давно Так, ещё в Федеральном законе № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к основным принципам в области охраны окружающей среды отнесены организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры Основам фор-

мирования экологической культуры посвящена гл. VIII, которая содержит статьи о всеобщности и комплексности экологического образования, профессиональной подготовке руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также об экологическом просвещении, под которым понимается распространение экологических знаний и информации о состоянии окружающей среды

Как видно из анализа норм федерального закона, формирование экологической культуры традиционно связывалось с экологическим образованием и просвещением Соответственно, акцент на образовательные технологии формирования экологической культуры наблюдается и в научной литературе [3; 5].

Однако при этом не учитывается, что экологические знания сами по себе не обеспечивают ответственного отношения к природе, которое зависит от сформи-рованности системы умений и навыков

взаимодействия с ней [12, с. 39]. Эту же взаимосвязь подтверждают и многие эмпирические исследования зарубежных авторов . Так, например, Ч .-Х. Ванг доказывает, что не знания мотивируют работников к экологически ответственному поведению, а экологическая организационная культура компании [17]. А . П . Шарма также говорит, что экологические знания сами по себе не являются предпосылкой для экологически устойчивого поведения Так, из 67% потребителей, которые сообщили о своей озабоченности состоянием окружающей среды, только 4% приобрели экологически чистые продукты [16, р . 2080].

В связи с этим Х Чженг с соавторами выделяют в экологической культуре 2 элемента: конституирующий и функциональный Первый относится к набору общих ценностей, убеждений и норм, с помощью которых люди воспринимают, интерпретируют или реагируют на окружающую среду Второй представляет собой практическое воплощение культуры посредством экологически ответственного производства, потребления и участия человека в охране окружающей среды [18, р. 308].

Иными словами, важно не просто дать человеку знания об окружающем мире и существующих экологических проблемах, но и мотивировать его применять эти знания на практике и действовать экологично, сформировать у него экологически устойчивые привычки

Таким образом, задача по формированию экологической культуры у населения России не может быть сведена исключительно к образовательной сфере Требуется выработка правовых механизмов формирования второй составляющей экологической культуры - функциональной . Для этого можно использовать различные инструменты: социальную рекламу, «зелёный маркетинг», стимулирование компаний всех секторов экономики к внедрению организационной культуры устойчивого развития, вовлечение граждан в принятие решений и их реализацию в области локальных экологических проблем [14], установление нормативных

требований, направленных на поддержку экологически ответственных практик и, напротив, ограничение практик, наносящих вред окружающей среде В частности, такими нормативными требованиями могут быть: требование использования экологических критериев в государственных и муниципальных закупках [6; 13], совершенствование системы расширенной ответственности производителя1, меры стимулирования предприятий к повторному использованию ресурсов и внедрению принципов экономики замкнутого цикла2, меры стимулирования для приобретения электромобилей, наконец, закрепление мер административной и уголовной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды

Однако следует учитывать, что нормативное обеспечение формирования экологической культуры будет эффективным только при условии, если соответствующие нормы законов будут исполняться на практике и соблюдаться абсолютным большинством населения страны Вместе с тем, как отмечают учёные, на сегодняшний день многие нормы, направленные на формирование экологической культуры населения, носят декларативный характер и не реализуются на практике [4; 7]

Это ставит вопрос о роли правосознания граждан, общества и должностных лиц государственных органов в формировании экологической культуры, в частности, в распространении экологических практик и расширении использования экологически ответственного поведения как в профессиональной, так и в повседневной жизни

Как отмечают учёные и практики, в частности, сотрудники правоохранитель-

1 Проект федерального закона № 345338-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты российской Федерации» (в части совершенствования системы расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки).

2 Единая цифровая платформа экономики замкнутого цикла [Электронный ресурс]. URL: https://reo. ru/ ezc (дата обращения: 02.08.2023).

ных органов, причиной совершения правонарушений в области охраны окружающей среды является не только отсутствие необходимых экологических знаний, но и отсутствие должным образом организованного воспитания экологической культуры [2]. При этом следует подчеркнуть важность такого воспитания не только у детей и молодёжи, на что направлена соответствующая государственная политика в рассматриваемой сфере, но и у всего населения страны, а прежде всего - государственных служащих. Это связано с тем, что недоверие к органам власти зачастую выступает основным препятствием в формировании функциональной экологической культуры. Например, как показал проведённый в 2022 г. опрос Института экологии НИУ ВШЭ, низкий показатель внедрения раздельного сбора отходов во многом объясняется именно этим фактором: 21,5% граждан уверены, что их рассортированный мусор потом всё равно свалят «в одну общую кучу», а 76% респондентов не верят, что мусор действительно отправляется на переработку1

И напротив, позитивное отношение людей к природоохранным структурам является наиболее сильным стимулом активной общественной поддержки экологических программ и положительного отношения людей к требованиям экологического законодательства [15].

Поэтому, как совершенно верно отмечает Г. А. Бурнашев, особое значение приобретает правовая культура правоприменителей - государственных служащих, судей, прокуроров, - поскольку уже сама их деятельность формирует уровень правовой культуры общества Умение регулировать, контролировать и моделировать собственную жизнедеятельность и профессиональное поведение, нравственная позиция правоприменителя оказывают воздействие на уровень доверия не только к нему как субъекту деятельности, но и к государственным структурам в целом [1, с . 108].

1 Мусор разделил россиян // КоммерсантЪ: [сайт]. URL: https://www. kommersant. ru/doc/5182597 (дата обращения: 02.08.2023) .

Понятие и содержание правовой культуры и правосознания

В юридической литературе неоднократно подчёркивалась важность формирования правовой культуры граждан, которая включает как их желание и способность реализовывать свои права и свободы, так и способность государственных органов обеспечить такую реализацию .

Исследование феномена правовой культуры началось относительно недавно - в ХХ в . , а сама дефиниция была сформулирована в 1980-х гг . Соответственно, первоначально она осуществлялась через категорию «социалистическая правовая культура» и имела не столько социально-философский, сколько прикладной характер. Резкие социальные перемены конца ХХ в потребовали поиска новых подходов к пониманию содержания «правовой культуры», в результате чего, как отмечает Е. А. Певцова, насчитывается около 250 различных научных позиций по вопросу её определения [9, с . 72]. Авторы научных публикаций дают свои трактовки, вкладывая в них определённый сущностный аспект. Так, наиболее значимые исследования феномена «правовой культуры» принадлежат Е А Певцовой, А. Б . Венгерову, Н . Я. Соколову,

А . П . Семитко, С . С . Алексееву и др .

Так, М. А. Морозова предлагает разграничивать общую правовую культуру и правовую культуру индивида Под правовой культурой она понимает «определённый уровень качественного состояния правовой системы, а также сознания и правового поведения отдельной личности, социальной группы либо общества в целом . Также это качественное состояние правовой жизни общества. Оно отличается многоплановостью, многоаспектностью и сложным характером» . В свою очередь, правовая культура личности - это «такое свойство личности, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информи-

| 2023 / № 3

рованности, обеспечивающей правомерность поведения»1

Так, групповая правовая культура зависит от принятых в обществе правовых норм и ценностей, правовой ориентации отдельных личностей, представляет собой составную часть духовных ценностей общества

Правовая культура личности - это «такое свойство личности, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения»2

Соответственно, правовая культура, также как и экологическая культура означает, что каждый член общества обладает достаточно высоким уровнем духовно-нравственного развития, которое формирует в нём уважительное отношение к праву необходимым объёмом правовых знаний, а также способностью и готовностью реали-зовывать эти знания на практике

Е . А. Певцова определяет правовую культуру как готовность осознанно действовать в повседневной жизнедеятельности в соответствии с правовыми предписаниями, ориентирами и установками, генерировать персональную траекторию участия в правовой жизни, позволяющую двигаться в направлении повышения уровня индивидуального правового сознания [10, с. 245-246].

Таким образом, важнейшим показателем правовой культуры общества выступает уровень правосознания людей Как метко отмечает И А Ильин, «единственно верным путём ко всем реформам является постепенное воспитание правосознания», под которым он понимает «инстинктивное правочувствие»3

Иными словами, правосознание - это духовная основа, включающая общепринятые в обществе моральные установки

1 Морозова Л . А . Теория государства и права: учеб . для вузов . М . : Норма, 2023 . С. 349.

2 Там же .С. 351.

3 Ильин И . А . Собрание сочинений . 4 т. М. : Русская Книга, 1994. 624 с .

Структура правосознания представляет собой единство 2 частей: правовой психологии и правовой идеологии Правовая психология отражает эмоции людей, возникающие в правовой сфере Для неё свойственны стихийность и связь с личными интересами и ценностями Правовая идеология - это совокупность систематизированных теоретически обоснованных юридических знаний, идей и оценок права В ней отражаются требования общества и социальных групп, которые предъявляются к личности [9, с 75]

Таким образом, правосознание включает принятые в соответствующем обществе моральные и нравственные ценности, с одной стороны, и особенности правовой системы (качество правового регулирования и правоприменительной практики) - с другой

В теории права принято выделять идеологическую, гносеологическую, прогнозирующую и моделирующую функции правосознания, которые отражают характер взаимодействия личности с обществом В дополнение к ним Е А Певцова выделяет такие внутренние функции правосознания: регулирующую (ведущая функция), телеологическую (целеполагающую), прак-сеологическую и генерационную (движущую) функции, которые конкретизируют регулирующую функцию правосознания Эти четыре функции формируют внутреннюю структуру правосознания, включающую 3 сферы: направленности, опыта и мотивов [8, с 27]

Выделение указанных внутренних функций правосознания крайне важно для понимания механизмов формирования как общей, так и функциональной экологической культуры личности, поскольку поведение, социальная активность личности регулируются системой диспозиций (ценностных ориентаций и установок) соответственно уровням включённости личности в разные сферы деятельности . Это подчёркивает важность мотивации как движущей силы поведения человека

Включение инструментов развития правосознания в программы формирования экологической культуры населения России

Из проведённого анализа можно видеть, что правосознание напрямую влияет на важные элементы функциональной экологической культуры личности и общества: качество принимаемого законодательства и деятельности правоприменителей, доверие населения к государственным органам и должностным лицам, готовность поддерживать принимаемые ими программы и проекты, соблюдать природоохранное законодательство, отстаивать свои права (как обращаясь за их защитой в органы власти, так и действуя через различные экологические НПО) и самим внедрять экологически ответственные практики в свою повседневную жизнь

Как верно отмечает Е. А. Певцова, социально-правовая активность является одним из элементом обеспечения правопорядка в государстве [8, с . 34].

Это означает, что по мере развития правосознания, индивид приобретает правовые знания, у него формируются ценностные установки и ориентиры, которые влияют на его готовность сначала действовать в соответствии с требованиями законодательства (в частности, соблюдать требования природоохранного законодательства), а затем - занимать активную социально-правовую позицию, в т ч воспринимая экологически ответственные привычки (сортировка отходов, пользование экологически чистыми товарами, внедрение практик экономики замкнутого цикла и совместного использования и т д ), вплоть до участия в социальных проектах (например, субботниках)

Это означает, что одним из ключевых инструментов воспитания экологической культуры в российском обществе является повышение правовой культуры и развитие правосознания личности, начиная со школьного возраста, посредством правового просвещения [11]. Развитие правосознания достигается посредством формиро-

вания определённого объёма и содержания правовых знаний, адекватного типа право-понимания, формирования практических навыков правоприменения, вовлечения в социально-правовую активность Особое значение при этом следует уделять влиянию цифрового пространства на формирование и развитие правосознания несовершеннолетних Процесс формирования когнитивного, мотивационно-оценочного и деятельностного компонентов высокого уровня правовой культуры несовершеннолетнего в цифровом пространстве не должен быть хаотичным Образовательное правовое киберпространство должно обеспечивать усвоение несовершеннолетними содержания правовых предписаний, ценностное восприятие права и правосо-образное поведение [10, с. 250].

Активное участие в развитии правосознания, включая экологическое правосознание, должны принимать государственные органы и должностные лица, некоммерческие организации и волонтёры, посредством информирования о проблемах окружающей среды и экологическом законодательстве, мотивирования к его соблюдению и вовлечения в экологические практики и акции

Заключение

Конституционная задача по воспитанию экологической культуры у россиян не может быть решена исключительно посредством включения экологических модулей в традиционные школьные предметы, поскольку такой подход обеспечивает только передачу школьникам знаний об окружающем их мире, однако не формирует ценностных установок, опыта и привычек экологически ответственного поведения Одни только естественно-научные познания не будут мотивировать индивида беречь и защищать окружающую его природную среду, действовать экологически ответственно Иными словами, чисто образовательный подход не поможет сформировать экологическую культуру

Для решения этой задачи необходимо использовать более широкий и гибкий набор действий, одним из ключевых элементов которого должно быть развитие эколого-правовой культуры и экологического правосознания, которое оказывает двойственное влияние на развитие экологической культуры

С одной стороны, повышение правосознания как такового будет мотивировать индивида соблюдать законы, включая природоохранные По мере формирования групповой правовой культуры обще-

ство в целом с большей готовностью будет проявлять склонность к экологически ответственным практикам С другой стороны, инструменты развития правосознания и правовой культуры хорошо изучены в научной литературе, и эти богатые теоретические и практические наработки могут быть использованы для решения задачи формирования экологической культуры россиян

Статья поступила в редакцию 02.08.2023.

ЛИТЕРАТУРА

I. Бурнашев Г. А. Ценностные аспекты правовой культуры и правовой идеологии, их влияние на правоприменительную политику // Молодой учёный. 2018 . № 48 . С. 107-110 .

2 . Васильчук Ю . В . , Яковлева Н . Г. Экологическое просвещение как фактор формирования право-

вой культуры молодежи // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право . 2021. № 1. С 99-108.

3 . Виноградова Е . В . Конституционные приоритеты экологического образования и воспитания

экологической культуры - инвестиции в будущее России // Правовая политика и правовая жизнь . 2022. № 3 . С 199-206. 4. Дицевич Я . Б. Опыт правового регулирования деятельности по формированию экологической

культуры (на примере Иркутской области) // Спутник высшей школы . 2022. № 5 . С. 72-77. 5 . Дицевич Я . Б. Правовые предпосылки развития экологической культуры населения России и

Монголии // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации . 2020. № 6 . С. 92-96. 6. Концепция внедрения экологичных критериев в контрактную систему закупок / К. А. Белокрылов, А. Н . Вакуленко, А. О . Кишковская, А. Н . Ситухо // JER. 2021. № 4. С 150-158.

7 . Негодаева Е. Г. Философско-правовые аспекты формирования экологической культуры //

Философия права. 2022. № 4. С 128-133.

8 . Певцова Е. А . Проблемы формирования правового сознания учащейся молодежи (теоретико-

правовые аспекты): автореф . дис . ... д-ра юрид. наук. М . , 2006. 46 с .

9 . Певцова Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию //

Журнал российского права . 2004. № 3 . С. 70-81.

10 . Певцова Е. А . , Сапогов В . М . Формирование правовой культуры несовершеннолетних в услови-

ях цифровизации правовой жизни общества // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 470. С 242-252.

II. Певцова Е. А . , Соколов Н . Я . Правовое просвещение в России: состояние, проблемы и перспективы развития . М . : Проспект, 2023. 272 с .

12 . Посталовская О . А . Теория и практика становления экологической культуры будущих специ-

алистов в системе высшей школы // Вышэйшая школа: навукова-метадычны i публщыстычны часошс. 2022. № 2 . С 37-41.

13 . Шадрина Е. В . , Виноградов Д. В . , Кашин Д. В . Отражение экологических приоритетов государ-

ства в закупочной деятельности государственных организаций // Вопросы государственного и муниципального управления . 2021. № 2 . С. 34-60. 14. Экологическая культура личности в свете развития экологического законодательства / С. Р. Гильденскиольд, Ю. М. Гришаева, С. Н. Глазачев, С. В. Чернышенко, Ю . В. Шумилов // Вестник РМАТ. 2019 . № 4. С 59-70.

15 Ясвин В А Экологическая политика в сфере формирования культуры: цели и результаты // Социально-политические исследования . 2020. № 4. С. 147-156.

16 . Sharma A. P. Consumers' purchase behaviour and green marketing: A synthesis, review and agenda //

International journal of Consumer Studies . 2021. Vol. 45 . № 6 . P. 1217-1238.

17 . Wang Ch . -H . How organizational green culture influences green performance and competitive advan-

ISSN 2949-5091

1

2023/№ 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

tage: The mediating role of green innovation // Journal of Manufacturing Technology Management. 2019 . Vol. 30 . № 4. P. 666-683. 18 . Zheng X. , Wang R . , Hoekstra A. Y. Consideration of culture is vital if we are to achieve the Sustainable Development Goals // One Earth. 2021. Vol. 4. № 2 . P. 307-319.

I. Burnashev G . A . [Value aspects of legal culture and legal ideology, their influence on law enforcement policy]. In: Molodoy uchonyy [Young Scientist], 2018, no. 48, pp. 107-110 .

2 . Vasilchuk Yu. V. , Yakovleva N . G . [Environmental education as a factor in the formation of legal culture

of youth]. In: Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo [Bulletin of Tver State University. Series: Law], 2021, no. 1, pp. 99-108.

3 . Vinogradova E. V. [Constitutional priorities ofecological education and upbringing of ecological culture -

investments in the future of Russia]. In: Pravovayapolitika ipravovaya zhizn [Legal policy and legal life], 2022, no . 3, pp . 199-206.

4. Dicevich Ya . B. [The experience of legal regulation of activities for the formation of ecological culture (on the example ofthe Irkutsk region)]. In: Sputnik vyssheyshkoly [Sputnik ofhigher school], 2022, no. 5, pp 72-77

5 . Dicevich Ya . B. [Legal prerequisites for the development of ecological culture of the population of Russia

and Mongolia]. In: Vestnik Universiteta prokuratury Rossiyskoy Federatsii [Bulletin of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation], 2020, no . 6, pp. 92-96.

6 . Belokrylov K. A . , Vakulenko A . N . , Kishkovskaya A . O . , Situkho A . N . [The concept of introducing eco-

friendly criteria into the contract procurement system]. In: JER, 2021, no . 4, pp. 150-158.

7 . Negodaeva E. G . [Philosophical and legal aspects of the formation of ecological culture]. In: Filosofiya

prava [Philosophy of Law], 2022, no. 4, pp. 128-133.

8 . Pevtsova E . A . Problemy formirovaniya pravovogo soznaniya uchashcheysya molodezhi (teoretiko-

pravovyye aspekty): avtoref. dis. ... dr-a. yurid. nauk [Problems of formation of legal consciousness of students (theoretical and legal aspects): abstract of Dr. Sci. thesis in Law]. Moscow, 2006. 46 p.

9 . Pevtsova E . A . [Modern definitive approaches to legal culture and legal consciousness]. In: Zhurnal

rossiyskogoprava [Journal of Russian Law], 2004, no. 3, pp. 70-81.

10 . Pevtsova E . A . , Sapogov V. M. [Formation of legal culture of minors in the conditions of digitalization

of legal life of society]. In: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2021, no. 470, pp. 242-252.

II. Pevtsova E . A . , Sokolov N . Ya. Pravovoye prosveshcheniye v Rossii: sostoyaniye, problemy i perspektivy razvitiya [Legal education in Russia: status, problems and prospects of development] Moscow, Prospekt Publ. , 2023. 272 p.

12 . Postalovskaya O . A . [Theory and practice of formation of ecological culture of future specialists in the

higher school system]. In: Vysheyskaya shkola: nauchno-metadychnyye i publitsisticheskiye chasopis [Higher School: scientific-methodical and journalistic journal], 2022, no . 2, pp . 37-41.

13 . Shadrina E. V. , Vinogradov D. V. , Kashin D. V. [Reflection of environmental priorities of the state in the

procurement activities of state organizations]. In: Voprosygosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [Issues of state and municipal administration], 2021, no. 2, pp. 34-60. 14. Gildenskiold S . R . , Grishaeva Yu. M. , Glazachev S . N . , Chernyshenko S . V. , Shumilov Yu. V. [Ecological culture of the individual in the light of the development of environmental legislation]. In: Vestnik RMAT [Bulletin of the RMAT], 2019, no. 4, pp. 59-70.

15 . Yasvin V. A . [Environmental policy in the sphere of culture formation: goals and results]. In: Sotsialno-

politicheskiye issledovaniya [Socio-political research], 2020, no. 4, pp. 147-156.

16 . Sharma A . P Consumers' purchase behaviour and green marketing: A synthesis, review and agenda. In:

International Journal of Consumer Studies, 2021, no . 45, pp . 1217-1238. 17. Wang Ch. -H. How organizational green culture influences green performance and competitive advantage: The mediating role of green innovation. In: Journal of Manufacturing Technology Management, 2019, no 30, pp 666-683

18 . Zheng X. , Wang R . , Hoekstra A. Y. Consideration of culture is vital if we are to achieve the Sustainable Development Goals. In: One Earth, 2021, no . 4, pp. 307-319.

REFERENCES

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Коданева Светлана Игоревна - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела правоведения Института научной информации по общественным наукам РАН; e-mail: kodanevas@gmail. com

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Svetlana. I. Kodsneva - Cand. Sci. (Law), Leading Researcher, Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences; e-mail: kodanevas@gmail. com

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Коданева С. И . Роль экологического правосознания в формировании экологической культуры населения России // Московский юридический журнал . 2023. № 3 . С. 24-32. Э01: 10.18384/2949-513Х-2023-3-24-32

FOR CITATION

Kodaneva S . I . The Role of Ecological Legal Awareness in the Formation of Ecological Culture of the Russian Population . In: Moscow Juridical Journal, 2023, no . 3, pp . 24-32. DOI: 10.18384/2949-513X-2023-3-24-32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.