Научная статья на тему 'Роль экологического фактора в формировании привлекательного имиджа курортного региона'

Роль экологического фактора в формировании привлекательного имиджа курортного региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
116
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Долгова И. В.

Формирование экологических потребностей в российском обществе привело к увеличению роли экологического фактора в создании имид­жа курортных регионов. Прослеживается прямая связь между состоя­нием экологии и привлекательностью курортного региона для отды­хающих. Обозначаются основные направления решения данной про­блемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Долгова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль экологического фактора в формировании привлекательного имиджа курортного региона»

Таким образом, развитие аграрного туризма в Калужской области будет содействовать диверсификации экономики, расширению источников формирования доходной базы местных бюджетов, способствовать вовлечению в этот процесс местного населения. Это даст возможность существенно повысить благосостояние сельских жителей, улучшить инфраструктуру области и ее привлекательность.

Аграрный туризм сегодня признается как современный инструмент экономического развития, связанный как с доходами, так и с проблемами [5]. Однако, при квалифицированном подходе со стороны руководства области и заинтересованных в развитии этой отрасли субъектов, аграрный туризм может стать одним из перспективных направлений структурной перестройки экономики и оказать стимулирующее воздействие на развитие сельских территорий региона.

Список литературы:

1. Долгосрочная целевая программа «Развитие аграрного туризма на территории Калужской области на 2010-2012 годы», утвержденная Постановлением Правительства Калужской области № 448 от 2.11.2009 г.

2. Беляева Л.Г., Гудовская Э.В. Проблемы и направления развития экологического туризма в Калужской области // Сборник тезисов выступлений участников МНПК «Социально-педагогические условия и культурно-исторические предпосылки развития туризма в регионах Центральной России». - Калуга, КФ РМАТ, 2003.

3. Беляева Л.Г., Кривушина O.A. Проблемы и перспективы развития туризма в Калужской области // Материалы международной заочной научно-методической конференции «Актуальные вопросы развития науки и образования в регионе». - Брянск, 2010.

4. Воскресенский В.Ю. Аграрный туризм: зарубежный опыт и перспективы // Международная экономика. - 2009. - № 8. - С. 68-72.

5. Меренкова И., Перцев В. Сельский туризм и диверсификация экономики сельских территорий // АПК: экономика, управление. - 2010. -№ 7. - С. 43-47.

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА В ФОРМИРОВАНИИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОГО ИМИДЖА КУРОРТНОГО РЕГИОНА

© Долгова И.В.*

Филиал Северо-Кавказской академии государственной службы, г. Пятигорск

Формирование экологических потребностей в российском обществе привело к увеличению роли экологического фактора в создании имид-

* Доцент кафедры Менеджмента и маркетинга, кандидат социологических наук.

жа курортных регионов. Прослеживается прямая связь между состоянием экологии и привлекательностью курортного региона для отдыхающих. Обозначаются основные направления решения данной проблемы.

Нарушение экологии в крупных промышленных агломерациях обусловило первостепенную значимость благоприятной экологической ситуации при выборе российскими туристами места отдыха. Это положило начало процессам формирования в российском обществе экологических потребностей, связанных с необходимостью сохранения среды обитания и здоровья человека, в результате чего появились точки соприкосновения между интересами экологии и маркетинга. Как новые направления деятельности в области современного бизнеса и взаимодействия человека и природы, экология и маркетинг сформировали концепцию экологического маркетинга. Ее суть заключается в том, чтобы на основе определения нужд, потребностей и интересов целевых рынков удовлетворять их, обеспечивая более высокую потребительскую ценность в виде экологической безопасности как для потребителя, так и для общества в целом, повышая качество жизни современного человека.

В настоящее время экологический маркетинг не получил еще доста-точного развития в нашей стране. А между тем, экологический фактор играет важную роль, как фактор внешней среды, элемент мотивации и ожидаемой выгоды потребителей, фактор создания конкурентного преимущества на рынке, фактор имиджа региона.

Необходимость формирования собственного имиджа каждого региона России очевидна, поскольку имидж, привлекая внимание к региону, дает ему возможность улучшать инвестиционный климат, повышать социальную привлекательность, получать дополнительные ресурсы для экономического раз -вития. При этом следует заметить, что специфические особенности регионов, наличие значительных различий между ними обусловливают достаточно сильные различия широты и интенсивности общественного мнения.

На наш взгляд, это объясняется влиянием на становление имиджа региона двух групп факторов: абсолютных и относительных. К абсолютным относят факторы, наличие и развитие которых не зависит или зависит в незначительной степени, от субъективной деятельности. В их числе можно указать географическое положение региона; обеспеченность его природными, трудовыми ресурсами; развитость инфраструктуры и т.п. Очевидно, что наличие таких факторов дает регионам основу для формирова-ния привлекательного имиджа. Так, например, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург имеют положительные имиджевые характеристики благодаря хорошо развитому банковскому сектору и транспортной инфраструк-туре, высокому образовательному потенциалу, сформированным коммуникациям. В то же время, такие регионы как Краснодарский край и Кали-

нинградская область, воспринимаются позитивно благодаря приморскому расположению и наличию курортов.

Относительными являются факторы, которые носят субъективный характер и включают, например, организацию проведения специальных рекламных и РЯ-мероприятий, широкое освещение успехов в развитии различных сфер деятельности региона в отраслевых, региональных, федеральных средствах массовой информации. В качестве примера также можно привести Краснодарский край: сегодня редкий взрослый житель России не знает о том, что «Курорты Краснодарского края - любимые курорты России». Иными словами, наиболее очевидным инструментом этой группы факторов является информационная работа.

На основании сказанного можно сделать вывод о том, что положительный имидж региона является следствием либо высокой обеспеченности абсолютными факторами (к которым мы относим и экологический), либо реализуемыми в позитивном ключе относительными, либо, в идеале, наличием того и другого. Напротив, недостаточность каких-либо факторов или их негативный характер могут оказать отрицательное влияние на имидж региона.

С точки зрения данной позиции особенно важным представляется становление экологического маркетинга в курортных регионах России, поскольку экологический фактор является сегодня одним из важнейших в формировании их позитивного имиджа.

Одним из регионов, для которых вопрос формирования позитивного имиджа тесно увязан с экологической составляющей, является особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды. Это единственный в стране круглогодичный бальнеологический курорт, способный обеспечивать существенное улучшение здоровья около 1 млн. человек в год, что крайне важно в условиях демографического спада и снижения качества здоровья населения России. Специфика региона КМВ обусловлена уникальностью, разнообразием, компактностью размещения и комплексностью лечебно-оздоровительных факторов, к которым относятся минеральные воды, лечебные грязи, климат. Высокие оздоровительные свойства климата региона широко исполь-зуются на курортах в качестве самостоятельного и высокоэффективного курортного метода лечения - климатотерапии. Благодаря этим природным богатствам, Кавказские Минеральные Воды, в соответствии с реестром Министерства здравоохранения Российской Федерации, отнесены к уникальному курортному региону Российской Федерации [1]. Исходя из этого, можно полагать, что важнейшее значение для формирования привлекательного имиджа Кавминвод как раз имеют абсолютные факторы, к числу которых относится экологическое состояние региона.

Вместе с тем, приходится констатировать, что в настоящее время курортный регион испытывает серьезную антропогенную нагрузку, в резуль-

тате которой над ним нависла угроза потери уникальных природных факторов. Причины этого кроются в возрастающем потоке автотранспорта, строительном буме, обострении «мусорной проблемы». Так, в год на Кав-минводах образуется около двух миллионов кубометров твердых бытовых отходов [2]. При этом остро стоит проблема их утилизации без ущерба для подземных источников, формирующих целебные минеральные воды. Количество автотранспортных средств за последние годы возросло почти в 3 раза и превысило 200 тыс. единиц. Это привело не только к превышению ПДК по некоторым загрязняющим веществам в атмосфере в 10-100 раз, но и росту доли автотранспортных средств в валовых выбросах по региону КМВ: от 65 % в Георгиевске до 90 % в Ессентуках и Железноводске [4]. Все это способствует тому, что утрачиваются оздоровительные свойства воздуха курортного региона, ухудшается качество подземных источников минеральной воды, уменьшается территория курортных зон (так, в Кисловодске на собственно курортные учреждения приходится 21 % территории города, в Ессентуках - 17 %, в Пятигорске всего 12 %).

Противоречия ме^ду экологической средой и хозяйственной деятельностью, развившейся на территории Кавминвод, препятствуют устойчивому экологическому развитию региона и существенно отражаются на привлекательности его имиджа в глазах отдыхающих.

Это подтверждают результаты опроса отдыхающих на курортах Кавказских Минеральных Вод, проведенного автором в рамках диссертационного исследования [3]. Так, отвечая на вопрос об определяющих условиях при выборе курортов Кавминвод в качестве места отдыха, отдыхающие поставили экологическую обстановку на курорте на второе место (13,7 %) после разнообразия лечебных факторов. Одновременно самой весомой отличительной характеристикой курортов Кавминвод 34,3 % респонденты назвали красивую природу и чистый воздух. Вместе с тем, 37,6 % респондентов отметили серьезные экологические проблемы, особенно обострившиеся в последние годы и негативно отразившиеся на их отдыхе - это неблагоустроенность и мусор на улицах курортных городов, а также большое количество автотранспорта. В частности, это весьма актуально для Пятигорска и Кисловодска. Загрязнение воздушного бассейна, а также шумовое загрязнение от транспортных средств являются, по мнению отдыхающих, неприемлемыми, поскольку существенно снижают их удовлетворенность курортным отдыхом.

Ответы отдыхающих подтверждают нашу мысль о том, что экологический фактор является неотъемлемой частью общего имиджа курортного региона Кавказские Минеральные Воды и в значительной степени отра-жается на его привлекательности в глазах отдыхающих.

Свой взгляд на состояние экологии и важность этого фактора для дальнейшего благополучия курортного региона имеет и местное население. Про-

веденный автором опрос населения городов-курортов показал, что 52,5 % респондентов оценивают экологическое состояние региона как плохое и тревожное, и только 10,7 % опрошенных не видят никаких проблем с экологией.

Как позитивный, можно оценивать тот факт, что значительная часть населения осознает важность хорошей экологии для процветания курортов Кавказских Минеральных Вод, и это также подтверждается результатами опроса: 21 % респондентов считает, что наиболее привлекательными для отдыхающих факторами являются хорошая экологическая обстановка и чистота курортной местности. При этом почти 9 % уверены, что россияне не выбирают курорты КМВ из-за большого количества транспорта на улицах курортных городов.

Также в ходе опроса местных жителей были выявлены основные, по их мнению, причины возникновения экологических проблем в регионе, в которых: вырубка зеленых насаждений для строительства торговых объектов; большое количество автотранспорта; недостаточное внимание местных властей к вопросам экологии; низкая культура населения, предприятий и предпринимателей (устраивают несанкционированные свалки, в результате загрязняется мусором территория городов-курортов); нерациональное использование ресурсов минеральной воды и целебной грязи.

В то же время, принимать участие в решении экологических проблем, напрямую связанных с улучшением имиджа региона, потенциально готова лишь незначительная часть населения. Об этом свидетельствуют следующие ответы: 15,0 % респондентов намерены принять активное участие в решении проблем региона; 27,3 % опрошенных не имеют для этого свободного времени; 21,8 % - готовы, но при условии оплаты их труда; 35,9 % респондентов не готовы совсем, считая, что эти проблемы должны решать региональные власти. Такие ответы дают основание предположить, что значительная часть жителей городов-курортов пока еще демонстрирует невысокий уровень понимания значимости экологического фактора для формирования привлекательного имиджа курортного региона (и, как следствие, - для дальнейшего благополучия населения).

На наш взгляд, жители курортного региона должны значительно более активно вовлекаться в реализацию мероприятий по улучшению экологической ситуации. При этом способами вовлечения жителей могут быть: организация общественного движения по экологическому воспитанию граждан, в том числе в учебных заведениях и через средства массовой информации; организация общественного движения предпринимателей за сохранение Кавказских Минеральных Вод как уникального курорта; организация общественно-полезного труда на принципах гражданского общества с целью создания экологически чистого города, района, региона.

Для решения транспортной проблемы следует разработать систему административных и экономических стимулов для владельцев автотранс-

портных средств, побуждающих пх к использованию в качестве топлива сжиженного газа, а в перспективе - максимальное сокращение использования автотранспорта с двигателями внутреннего сгорания за счет перехода на экологически чистые виды транспорта. Эти действия должны сопровождаться пропагандой в местных СМИ и на региональном телевидении в том ключе, что процветание региона зависит от притока отдыхающих.

Кроме того, решение экологических проблем курортного региона может быть достигнуто на основе формирования экологического сознания и новой экологической этики, предусматривающей вполне конкретные виды поведения граждан: поддержка принципов устойчивого развития по сохранению всех видов курортных ресурсов, стремление не допустить загрязнения ландшафтов по причинам антропогенного характера; содействие сохранению экологической основы рекреационной деятельности в регионе. Инициаторами и координаторами этой деятельности должны выступить руководство Администрации Кавказских Минеральных Вод и муниципальных образований на территории региона.

Список литературы:

1. Постановление Правительства РФ от 06.07.1992 N 462 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 20.07.1992. - № 3. - С. 108.

2. Близнюк Н. Санитарной очистке Кавминвод - новую концепцию // Ставропольская правда. - 06.11.2008.

3. Долгова И.В. Потребительская культура отдыхающих как фактор формирования имиджа курортного региона: дисс. ... канд. социол. наук. -Ростов-н/Д, 2010.

4. Прижигалинский В. Влияние предпринимательства на природоохранную среду региона // Ставропольский бизнес. - 23.04.2008.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В РАЗВИТИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ РОССИИ И КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

© Косов С.А.*

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, г. Сочи

Туризм как многогранный комплекс, включает в себя огромное разнообразие объектов размещения, среди которых отдельное место зани-

* Преподаватель кафедры Экономики и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.