Научная статья на тему 'РОЛЬ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАСПРОСТРАНЕНИИ ТРАДИЦИОННОГО ИСЛАМА СРЕДИ МУСУЛЬМАН'

РОЛЬ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАСПРОСТРАНЕНИИ ТРАДИЦИОННОГО ИСЛАМА СРЕДИ МУСУЛЬМАН Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИСЛАМ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дакашев М.М.

В статье рассматривается: роль Духовного Управления Мусульман, как одного из важнейших институтов в регулировании общественных отношений среди мусульман России. Помимо этого, будет рассмотрена история создания данного института в России, основные задачи, возложенные на данный орган, а так же его внутренняя структура и основные функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF ACTIVITY OF SPIRITUAL MANAGEMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN DISTRIBUTION OF TRADITIONAL ISLAM AMONG MUSLIMS

In this scientific article describes the theme: the role of the Spiritual administration of the Muslims as one of the most important institutions in the regulation of social relations among the Muslims of Russia. In addition, the history of the establishment of this Institute in Russia, the main tasks assigned to this body, as well as its internal structure and main functions will be considered.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАСПРОСТРАНЕНИИ ТРАДИЦИОННОГО ИСЛАМА СРЕДИ МУСУЛЬМАН»

УДК 001.201

Дакашев М.М. студент 1 курса Институт права научный руководитель: Калашникова Е.Б., к.ист.н.

доцент

кафедра теории и философии права ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» РФ, г. Самара

РОЛЬ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАСПРОСТРАНЕНИИ ТРАДИЦИОННОГО ИСЛАМА СРЕДИ

МУСУЛЬМАН

Аннотация:

В статье рассматривается: роль Духовного Управления Мусульман, как одного из важнейших институтов в регулировании общественных отношений среди мусульман России. Помимо этого, будет рассмотрена история создания данного института в России, основные задачи, возложенные на данный орган, а так же его внутренняя структура и основные функции.

Ключевые слова:

Духовное Управление, Ислам, общественные отношения, общество, образование.

The Dakashev M.M. 1st year student of the Institute of law Of the "Samara state University of Economics»

Russia, Samara Scientific adviser: Kalashnikova E.B.

Candidate of historical Sciences, associate Professor Department of theory and philosophy of law Of the "Samara state University of Economics»

Russia, Samara LEGAL REGULATION OF ACTIVITY OF SPIRITUAL MANAGEMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN DISTRIBUTION OF TRADITIONAL ISLAM AMONG MUSLIMS

Aabstract:

In this scientific article describes the theme: the role of the Spiritual administration of the Muslims as one of the most important institutions in the regulation of social relations among the Muslims of Russia. In addition, the history of the establishment of this Institute in Russia, the main tasks assigned to this body, as well as its internal structure and main functions will be considered.

Keywords

Spiritual Governance, Islam, social relations, society, education.

Основным органом в России, осуществляющий регулировании отношений в мусульманской общине, и распространение в ней традиционного ислама, является ЦДУМ - Центральное Духовное Управление Мусульман. Именно на этот институт возложена такая задача, как защита общества от всех радикальных мусульманских течений и экстремистских сект. По мнению одного из виднейших специалистов по исламскому праву - Сюкияйнена Л.Р., который утверждает, что перед современным исламским миром стоят две основные проблемы. Одна проблема - это ближайшая, а вторая - перспективная. Первая проблема - это проблема ответа на исламский экстремизм. 120 Исходя из всего сказанного, можно говорить об актуальности данной проблемы. Дело в том, что многие мусульмане России, не имеющие каких либо углублённых знаний о религии, но желающие получить образование в этой сфере, могут примкнуть к различным радикальным сектам. 121 Поэтому задачей ЦДУМа заключается в принятие мер для решения этой проблемы путём создания условий для получения гражданами РФ традиционного исламского образования.

История создания данной общественной организации, принято связывать с правлением императрицы Екатерины II, именно по её указу, в 1788 году было образовано первое магометанское духовное собрание в Уфе. В соответствии с данным указом за мусульманами закрепился не только статус полноценных граждан Российской Империи, но и возможность создания различных образовательных и иных учреждений. 122

На сегодняшний день Духовное Управление Мусульман с центром в Уфе, является своего рода государством в государстве имеющее свою отличительную символику. Данный орган осуществляет множество функций и задач, а так же имеет свои структурные подразделения во многих регионах Российской Федерации. 123 Такими подразделениями принято считать РДУМ - «Региональное Духовное Управление Мусульман», возглавляемые «муфтиями», которые назначаются Указом Председателя ЦДУМ России в лице, Верховного муфтия «Шейх-уль-Ислам», бессрочно. РДУМ осуществляет основные функции в организации деятельности мечетей, приходов и образовательных учреждений религиозного типа. В свою очередь, при РДУМ образованны, так называемые ахунства и мухтасибаты, которые способствуют осуществлению оперативного управления и координации мечетей. Местные мусульманские религиозные общины возглавляются имамами, которые так же назначаются ЦДУМом по представлению РДУМ бессрочно. Все имамы осуществляющие руководство

120 Сюкияйнен Л.Р. Исламская правовая мысль против эксремизма и терроризма // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2011. №1. С. 24-43.

121 Степанова Д. Королёва Л. Вероисповедная политика государства в отношении ислама. Москва. 2012. С. 98.

122 Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. Москва. 2002. С. 134.

123 Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. Т. 2. Москва. 2016. С. 283.

в пределах своей компетенции и обязаны проходить раз в три года курсы по повышению квалификации.

Одной из особенностей в системе ДУМ, является наличие системы мусульманских судов, которые осуществляют правосудие в соответствии с нормами шариата, не противоречащие законам Российской Федерации. 124

В образовательной сфере ДУМ играет так же не мало, важную роль. Так руководство РДУМ при поддержке ЦДУМ осуществляет сбор средств на строительство образовательных учреждений, таких как, школы «медресе», и высшие исламские учебные заведения. Помимо этого, Духовное Управление из своего фонда осуществляет финансирование данных образовательных учреждений. Важно учитывать, что все образовательные организации могут осуществлять свою деятельность, только с условием о наличии лицензии от министерства образования РФ, а так же при прохождении обязательных проверок со стороны этого органа. 125

На сегодняшний день любой гражданин Российской Федерации имеет право на получение среднего профессионального исламского образования, а так же высшего исламского образования, с возможностью дальнейшего обучения в официальных учебных заведениях за границей. Большое количество мусульманских вузов России имеют высокий статус на мировом уровне. Основными центрами по получению высшего исламского образования являются такие города как, Москва, Казань, Уфа, Грозный. Помимо этого, активно ведётся строительство новых учреждений, так в 2017 году, в Республике Татарстан, на территории знаменитого города Болгар входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО, произошло открытие Болгарской исламской академии. Данное учреждение можно считать религиозно-образовательным и духовно-просветительским центром общероссийского значения. Его главная задача обучить качественных магистров и докторов исламской науки, а также сохранить статус конкурентоспособного вуза в России и в мусульманском мире. 126

Роль Центрального Духовного Управления Мусульман в контроле, за деятельностью духовно просветительских учреждений является особо важной, так как помимо обучения студентов, многие исламские вузы занимаются научной деятельностью, в частности это издание официальной исламской литературе. В их число входит и так называемый «Тафсир» -толкование Корана на русском языке. 127 Дело в том, что книги такого типа могут издаваться только лицензированными образовательными учреждениями, и должны выпускаться с одобрением Совета алемов (учённых богословов) при ЦДУМ.

Одной из важнейших функций, осуществляемых Духовным Управлением на уровне региона, является организация паломничества

124 Духовные правления мусульман закавказья в Российской империи. Москва. 2013. С. 345.

125 Густерин П. Мусульманское духовенство по законодательству Российской империи. Москва. 2014. С. 53.

126 Корольков К. В. Ислам на Кавказе: учебное пособие. Ставрополь. 2015. С. 130.

127 Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. Т. 2. Москва. 2016. С. 146.

«хаджа» мусульман к священным местам в Саудовской Аравии, что так же является немало важной задачей, так как мусульмане, в целях совершения хаджа, могут обратиться к различным организациям, которые будут преследовать совсем иные цели.

В число руководящих органов Духовного Управления Мусульман Российской Федерации входят: Съезд-Меджлис, Президиум ЦДУМ России, Совет муфтиев, Совет алемов (учённых). Все эти органы созданы для осуществления таких задач как: осуществление руководства деятельностью мечетей, духовных учебных заведений, осуществляющие подготовку кадров мусульманского духовенства и исламское просвещение населения. Издают различную образовательную и иную исламскую литературу, организовывают паломничество мусульман в священные места, поддерживают контакты с иностранными религиозными организациями и т.д.

Подводя итоги данной статьи, можно сказать, что такая организация, как Духовное Управление Мусульман России, играет важную роль не только в распространении традиционного ислама среди мусульман, но и в защите от проникновения в традиционную мусульманскую среду различных течений и сект с экстремистским уклоном.

Использованные источники:

1. Корольков К. В. Ислам на Кавказе: учебное пособие. Ставрополь. 2015. С. 240.

2. Густерин П. Мусульманское духовенство по законодательству Российской империи. Москва. 2014. С. 80.

3. Духовные правления мусульман закавказья в Российской империи. Москва. 2013. С. 496.

4. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. Т. 2. Москва. 2016. С. 386.

5. Степанова Д. Королёва Л. Вероисповедная политика государства в отношении ислама. Москва. 2012. С. 118.

6. Сюкияйнен Л.Р. Исламская правовая мысль против экстремизма и терроризма // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2011. № 1. С. 2443.

7. Зябиров. Р. М. История взаимовлияния тюрко-мусульманской культуры поволжья и запада в Х-ХУ1 вв. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 6. С. 12-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.