Научная статья на тему 'РОЛЬ ДОТАЦИЙ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ РФ'

РОЛЬ ДОТАЦИЙ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
677
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дотации / территориальные субъекты / финансовая политика / межбюджетные трансферты / subsidies / territorial subjects / financial policy / inter-budget transfers

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О М. Ермоленко, А А. Аксентьев

Работа посвящена рассмотрению дотаций на развитие территорий субъектов РФ. Показана роль и место региональных финансов в финансовой системе страны. Рассмотрены особенности соотношения дефицитов и профицитов региональных бюджетов в динамике за последний период. Определено значение финансовой политики в дотационном развитии регионов. Финансовая политика государства является приоритетом для развития отдельных субъектов РФ, что позволяет обеспечивать реализацию основных направлений фи нансово-экономической политики страны. Финансы как основа реализации финансовой политики страны следует рассматривать в качестве основного вектора, охватывающих развитие разных факторов, таких как экономических, демографических, социальных, национальных. В современных условиях развития страны в огромное значение имеет уровень уровня финансового обеспечения регионов для решения экономических и социальных задач. В условиях кризиса и пандемии наполняемость региональных бюджетов снизилась, что вызывает необходимость дотационной поддержки в развитии территориальных субъектов РФ отдельных со стороны вышестоящих бюджетов. Именно посредством финансовой и финансовой политики можно оказывать различное влияние на развитие регионов страны. Особое значение уделено рекомендациям в совершенствовании федеральной политики в области территориального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SUBSIDIES IN THE DEVELOPMENT OF TERRITORIAL SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The work is devoted to the consideration of subsidies for the development of the territories of the subjects of the Russian Federation. The role and place of regional finance in the country's financial system is shown. The features of the ratio of deficits and surpluses of regional budgets in the dynamics over the last period are considered. The importance of financial policy in the subsidized development of the regions is determined. The financial policy of the state is a priority for the development of individual subjects of the Russian Federation, which makes it possible to ensure the implementation of the main directions of the country's financial and economic policy. Finance as the basis for the implementation of the country's financial policy should be considered as the main vec tor, covering the development of various factors, such as economic, demographic, social, and national. In the modern conditions of the country's development, the level of financial support of the regions for solving economic and social problems is of great importance. In the context of the crisis and the pandemic, the filling of regional budgets has decreased, which means that.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДОТАЦИЙ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ РФ»

5. Еремина Н.В. Бухгалтерский учет и МСФО / Н.В. Еремина, А.Л. Мунтянова // Современная экономика: проблемы, перспективы, информационное обеспечение: материалы VI междунар. науч. конф. - Майкоп: Изд-во ИП Магарин О. Г., 2017. - 657 с. С. 303-306.

6. Жаров Д. В. Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы»: читаем осознанно и между строк/Д. В. Жаров// Молодой ученый. -2020. - № 48 (338). - С. 320-325.Адаменко А.А.

7. Папова Л.В. Активы организации и их классификация / Л.В. Папова А.П. Кочергина, А.Р. Кадыров // Современная экономика: проблемы, перспективы, информационное обеспечение. Материалы VI международной научной конференции, посвященной 95-летию Кубанского ГАУ и 15-летию кафедры теории бухгалтерского учета. - 2017.

- С. 149-153.

8. Полонская О.П. Методические аспекты трансформации российской бухгалтерской отчетности в формате МСФО / О.П. Полонская, Л.В. Костоманова // В сборнике: Современные проблемы бухгалтерского учета и отчетности: материалы международной студенческой научной конференции, 2015. - С. 65-68.

9. Шубич А. В. Переход России на международные стандарты финансовой отчетности. Преимущества и недостатки / А. В. Шубич, Н. С. Власова // Актуальные вопросы составления бухгалтерской финансовой отчетности в условиях реформирования бухгалтерского учета и отчетности. Материалы IV студенческой научной конференции, 2014. - С. 39-42.

References:

1. Federal accounting standard FSBU 5/2019 "Inventories": approved. By order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 15.11.2019 No. 180n

2. Adamenko A.A. Inventories as a significant object of accounting and analysis / A.A. Adamenko, I. V. Zastavenko // Poly-thematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. - 2016. - No. 124. - S. 257-274.

3. Adamenko A.A. Assessment of inventories in the accounting of commercial organizations / А.А. Adamenko, T.E. Khorolskaya, L.V. Zubova // Natural and humanitarian research. - 2019. - No. 24 (2). - S. 88-93.

4. Barsegyan A.A. Formation of the balance sheet according to RAS and IFRS / А.А. Barseghyan, V.V. Bashkatov // Formation of the economic potential of economic entities: problems, prospects, accounting and analytical support. - 2014.

- S. 104-109.

5. Eremina N.V. Accounting and IFRS / N.V. Eremina, A.L. Muntyanova // Modern Economics: Problems, Prospects, Information Support: Materials of the VI Intern. scientific. conf. - Maykop: Publishing house of IP Magarin O.G., 2017. -657 p. S. 303-306.

6. Zharov D. V. New FSBU 5/2019 "Stocks": we read consciously and between the lines / D. V. Zharov // Young scientist. -2020. - No. 48 (338). - S. 320-325. Adamenko A.A.

7. Papova L.V. Organizational assets and their classification / L.V. Papova A.P. Kochergina, A.R. Kadyrov // Modern Economy: Problems, Prospects, Information Support. Materials of the VI International Scientific Conference dedicated to the 95th anniversary of the Kuban State Agrarian University and the 15th anniversary of the Department of Accounting Theory. - 2017. - pp. 149-153.

8. Polonskaya O. P. Methodological aspects of transformation of Russian accounting statements in the IFRS format / O.P. Polonskaya, L.V. Kostomanova // In the collection: Modern problems of accounting and reporting: materials of the international student scientific conference, 2015. - pp. 65-68.

9. Shubich A. V. Transition of Russia to international financial reporting standards. Advantages and disadvantages / A. V. Shubich, N. S. Vlasova // Topical issues of drawing up financial statements in the context of reforming accounting and reporting. Materials of the IV student scientific conference, 2014. - pp. 39-42.

DOI: 10.24412/2687-0991-2021-11186

О.М. Ермоленко - к.э.н. доцент кафедры ЭАСиФ, ФГБОУВО Кубанский государственный университет, EOM63@ yandex.ru,

O.M. Ermolenko - Ph. D. in Economics, Associate Professor of the Department of EASIP, Kuban State University, [email protected];

А.А. Аксентьев - обучающийся 4курса направления «Экономика», ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, [email protected],

A.A. Aksentyev - 4th year student direction Economics Kuban State University, an [email protected].

РОЛЬ ДОТАЦИЙ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ РФ THE ROLE OF SUBSIDIES IN THE DEVELOPMENT OF TERRITORIAL SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Работа посвящена рассмотрению дотаций на развитие территорий субъектов РФ. Показана роль и место региональных финансов в финансовой системе страны. Рассмотрены особенности соотношения дефицитов и профицитов региональных бюджетов в динамике за последний период. Определено значение финансовой политики в дотационном развитии регионов. Финансовая политика государства является приоритетом для развития отдельных субъектов РФ, что позволяет обеспечивать реализацию основных направлений финансово-экономической политики страны. Финансы как основа реализации финансовой политики страны следует рассматривать в качестве основного вектора, охватывающих развитие разных факторов, таких как экономических, демографических, социальных, национальных. В современныхусловиях развития страны в огромное значение имеет уровень уровня финансового обеспечения регионов для решения экономических и социальных задач. В условияхкризиса и пандемии наполняемость региональных бюджетов снизилась, что вызывает необ-

ходимость дотационной поддержки в развитии территориальных субъектов РФ отдельных со стороны вышестоящих бюджетов. Именно посредством финансовой и финансовой политики можно оказывать различное влияние на развитие регионов страны. Особое значение уделено рекомендациям в совершенствовании федеральной политики в области территориального развития.

Abstract. The work is devoted to the consideration of subsidies for the development of the territories of the subjects ofthe Russian Federation. The role and place ofregional finance in the country's financial system is shown. The features ofthe ratio of deficits and surpluses ofregional budgets in the dynamics over the last period are considered. The importance of financial policy in the subsidized development of the regions is determined. The financial policy of the state is a priority for the development of individual subjects of the Russian Federation, which makes it possible to ensure the implementation ofthe main directions of the country's financial and economic policy. Finance as the basis for the implementation of the country's financial policy should be considered as the main vector, covering the development ofvarious factors, such as economic, demographic, social, and national. In the modern conditions ofthe country's development, the level offinancial support ofthe regions for solving economic and social problems is of great importance. In the context of the crisis and the pandemic, the filling of regional budgets has decreased, which means that.

Ключевые слова: дотации, территориальные субъекты, финансовая политика, межбюджетные трансферты.

Keywords: subsidies, territorial subjects, financial policy, inter-budget transfers.

Актуальность тематики исследования обусловлена тем, что сегодня существует заметная дифференциация регионального развития в стране, большая часть субъектов которой в сложившихся демографических, социально-экономических, историческихусловиях неспособны эффективно пользоваться имеющимися на субъ-ектно-территориальном уровне финансовыми ресурсами.

Многие регионы в стране обладают низкой самообеспеченностью доходов ввиду недостаточного и неэффективного использования экономического, управленческого, территориального, инвестиционного потенциала. В результате чего возникают диспропорции в региональных бюджетах, более половины, из которых стабильно с 2012 гг. характеризовались дефицитом финансовых ресурсов, причем у многих субъектов большую долю доходных поступлений составляли именно дотации. В сравнении с текущим периодом 2019 -2021 гг. можно констатировать, что ситуация изменилась не в лучшую сторону, несмотря на то, что многие субъекты стали показывать профицит в своем бюджете. Важнейшим стимулом повышения финансового потенциала страны является сокращение числа дотационных регионов, что позволит стимулировать развитие и рост РВП, в том числе и за счет собственных финансовых ресурсов.

Оптимальная финансовая политика может сформировать предпосылки для целенаправленного развития территорий субъектов РФ и сформировать базу для активизации процессов организации финансовых отношений и финансовых ресурсов с учетом специфики регионов. в целом выработка обоснованной концепции финансовой региональной политики позволит регулировать объемы дотаций со стороны федерального бюджета, а также позволит наметить основную стратегию развития [1].

Дотации регионам затрагиваю в перовую очередь такие виды финансовой политики как бюджетную и инвестиционную.

С учетом необходимости финансовой поддержки регионов межбюджетные отношения предусматривают финансовую помощь со стороны вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам, что позволяет в определенной степени решать экономические и социальные задачи общества.

Следует отметить, что за последние годы были выполнены многие задачи в области бюджетной политики в свете поставленных экономических и социальных задач. Благодаря формированию Фонда национального благосостояния (на 01.06.2021г. его объем составляет 13938 трлн руб. или 189,5 млрд дол США) и Междуна-родныхрезервов (его объем составляет на 11.06.2021 604,8 млрд долл. США) это позволило поддержать финансовую инфраструктуру страны на фоне кризиса и пандемии затормозить падение уровня жизни населения. Проводимая умеренная и осмотрительная финансово -бюджетная политика позволила минимизировать рост инфляции и инфляционные ожидания.

Несмотря на реализацию целенаправленных мер воздействия с учетом негативных внешних экономических факторов наблюдается дефицит государственного бюджета и бюджетов РФ, что заставляет по -новому оценивать и учитывать особенности структуры финансовых ресурсов отдельныхрегионов. Совершенствование внебюджетных отношений на основе бюджетного федерализма способствует созданию базовых условий, позволяющих формироваться экономическому потенциалу отдельных территорий субъектов РФ.

С учетом финансовой политики страны и исторических особенностей ее развития, основной функцией государства в сфере межбюджетного регулирования является выравнивание бюджетной обеспеченности отдельных регионов.

Научная новизна исследования состоит в обосновании теоретических положений в области дотационной политики и направлений ее реализации в разрезе региональных субъектов, раскрытии основных проблем дотационных регионов и рассмотрение рекомендаций в совершенствовании федеральной политики в области территориального развития.

Дотации в условияхрыночной экономики представляют собой сложную и многогранную форму межбюджетных отношений. Она уже не такая, какая была в плановой экономике, сущность дотаций изменилась. Сегодня она представляет собой не только вид финансового стимулирования, но и ту необходимость, которая способствует поддержке функционалов соответствующего субъекта, который в силу ряда причин не может обойтись без финансовых средств со стороны государства

В рыночной экономике возникает противоречивая ситуация, поскольку система дотаций по своей сути, как правило, стремится к монополизации, при ней не существует гибкости маневрирования финансовыми ср ед-ствами. При определении сумм финансирования регионов, очевидно, что для равномерного развития отраслей дотации распределяются неравномерно. Хотя при этом следует учитывать тот факт в какой форме следует рассматривать дотацию. С одной стороны, дотация может выступать формой инвестирования, когда финансовые средства направляются в бюджет другого региона с целью, что в дальнейшем он принесет больше финансовых выгод. С другой стороны дотации выдают региону с целью выравнивания бюджета, иначе говоря, чтобы выровнять расходы с доходами, то в таком случае финансовые средства словно растворятся и никакой инъекцией являться не будут.

Дотации при такой системе направляются в определенные фонды и в дальнейшем используются в виде самофинансирования, например, агропромышленного комплекса, выступая в таком случае инъекцией в соответствующую сферу, вложение в которую окупается в виде хозяйственного развития.

В условиях современного развития в России сущностная особенность дотаций как формы межбюджетных отношений переросла в «необходимость», которая способствует поддержанию базовых функций субъектов, что приводит к ограничению возможностей пополнения бюджета, что создает предпосылки для ограничения возможности дальнейшего социально-экономического развития региона в целом. В условиях множественности дефицитов бюджетов субъектов РФ выравнивание бюджетной обеспеченности становится доминантной целью. Как правило, такая практика негативно отражается на развитии регионов, поскольку порождает безынициативность и иждивенчество. Теряется стимул к саморазвитию и самостоятельности в принятии целевых приоритетов стратегии развития отдельных территорий. Справедливости ради стоит отметить, что не все регионы полностью полагаются на финансовую поддержку и стараются инициировать собственные программы развития и финансирования регионов.

Оценивая опыт развития некоторых субъектов РФ (например, Карелия, Хакасия, Кабардино -Балкария и др.) можно отметить, что субъектам приходится привлекать заемные средства в виде государственных займов или коммерческих кредитов. Однако очевидно, что если дотации возвращать не нужно, то кредиты и займы погашать необходимо. На современном этапе возникает ситуация, при которой субъекты не могут профинансировать свои расходы в полном объеме, а размеры финансовой поддержки от государства слишком малы, поэтому они вынуждены брать кредиты, которые не могут выплатить в силу ряда причин, что автоматически увеличивает размер долга с каждым годом.

Примечательно, что размер дотаций, который рассчитывается в соответствии с нормативами, на которые ориентируется Правительство России, как раз зависит от размера долга субъекта и соответственно от размера дефицита регионального бюджета. Государству в свою очередь просто необходимо в таком случае выделять финансовые средства и направлять их в соответствующие регионы. На представленной диаграмме (рисунка 1) видно, что за анализируемый период субъекты РФ в своем большинстве не могли добиться профицита консолидированного регионального бюджета, и его динамика преимущество сохранялась

Рисунок 1 - Соотношение количества дефицитов и профицитов субъектов РФ

Однако говорить о дотациях субъектам, акцентируя внимание только на их бюджете нельзя, поскольку в той или иной степени практически все регионы Российской Федерации имеют определенную долю федеральных межбюджетных трансфертов, в том числе и дотации. Отсюда многие исследователи отмечают, что в России по -сути нет недотационных регионов [2].

Проблема дотационныхраспределений в том, что они выдаются регионам, но большинство из них, как уже было сказано, «съедают» их, вместо того, чтобы восполнять государственные затраты в виде роста ВРП. Отсюда можно говорить о «полезности» дотационныхвложений, что определяется смыслом вкладывать огромные средства в регион, который показывает снижение ВРП (в динамике и прогнозах государственной статистики 2020-2024 гг.). Получается, что государство просто содержит такие регионы за счет других субъектов и делает их финансово зависимыми, что в общем случае повышает коррупционные риски в бюджете [3].

Важно отметить, что дотации на сбалансированность могут выделяться (и на практике выделяются) распоряжением Правительства России в течение финансового года, а конкретные суммы таких дотаций констатируются в федеральном бюджете. Отсюда следует тот факт, что если дотаций на выравнивание бюджета субъекта не хватает, то они будут увеличиваться за счет дотаций на сбалансированность. Чтобы проследить зависимость и увидеть суть, посмотрим на статистику (таблица 1).

Таблица 1 - Структура межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации [4]

Наименование 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Межбюджетные трансферты 1567,84 1690,13 1593,81 1533,61 1529,29

Дотации, из них: 656,22 759,01 762,34 767,12 775,63

Доля в межбюджетных трансфертах 41,92 44,93 47,84 50,04 50,71

в % к предыдущему году 100,76 115,66 100,43 100,63 101,11

— дотации на выравнивание 513,73 614,52 633,44 633,44 633,44

Доля в межбюджетных трансфертах 32,82 36,41 39,71 41,32 41,42

в % к предыдущему году 105,3 119,6 103,07 100 100

— дотации на сбалансированность 131,7 133,8 128,2 133,72 122,19

Доля в межбюджетных трансфертах 8,4 7,9 8,04 8,71 7,99

в % к предыдущему году 86,4 101,6 95,81 104,31 91,37

Из таблицы 1 видно, что дотации на выравнивание обеспеченности бюджета ежегодно росли с 2017 г. по 2020 г. Дотации на сбалансированность не показывают ярко выраженной динамики. Но смысл в том, что дотации на выравнивание, как уже было ранее изложено, предоставляются в расчете на минимальный уровень обеспеченности, который с каждым годом ввиду различных причин растет. В результате чего очевиден и рост таких дотаций в бюджеты субъектов. Дотации на сбалансированность, можно сказать, представляют собой дополнительные и необходимо выделяемые финансовые средства с целью, как сказано в законодательстве, решения определенны экономических причин. Нужно акцентировать внимание на том, что законом не раскрываются конкретные суммы, выделяемые определенным субъектам по этому виду статьи бюджета. Иначе говоря, государство само решает, кому эти финансовые средства выделять, не основываясь на общей методике.

Многие исследователи отмечаются важность анализа ВРП регионов Российской Федерации [5], поскольку он является тем показателем, который позволяет говорить о вкладе соответствующего субъекта в ВВП страны. Согласно данным Минэкономразвития в 2020 году 52,1 % всего объема ВРП был принесен лишь 10 субъектами страны (г. Москва и г.Санкт-Петербург, Московская, Свердловская области, Ханты -Мансийский автономный округ - Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ, Краснодарский и Красноярский края, республики Татарстан и Башкортостан).

Основные результаты исследования позволяют сделать выводы, что эти субъектами являются основными донорами страны, поскольку вносят большую часть доходов в бюджет по сравнению с остальными регионами.

Очевидно, что чем больше объем создаваемого ВРП, тем богаче, перспективнее регион. Логично, что субъектам, представленным выше, дотации при дефиците бюджета не нужны, ввиду концентрации финансовых поток в этих субъектах, которые в том или ином количестве получают свою долю инвестиций и могут поддерживать высокий уровень организации экономики.

В частности, Краснодарский край концентрирует потенциал в продаже сельскохозяйственных культур, спрос на которые значительно вырос в период экономических и торговых санкций против России, а также в агропромышленном, курортно-рекреационном, туристском, морском транспортном, обрабатывающем, промышленном и других направлениях, которые позволяют региону в последние годы показывать стремительный экономический рост. Несмотря на это регион ежегодно получает дотации из федерального бюджета, несмотря на то, что по своей сути является донором других регионов.

На сегодняшний день, государство пытается пересматривать меры выделения дотаций, в частности, уже 12 лет изменяется методика их исчисления. В 2018 году Министерство финансов ввело 20 % ограничение на прирост дотаций каждому региону год к году. Причем объем дотаций стал в зависимость с долговой нагруз-

кой, сущность которой обговорена выше. Это говорит о том, что государство пытается этим методом спровоцировать субъектов федерации брать меньше кредитов

Сегодня существуют такие межрегиональные объединения, которые называются межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, которые позволяют координировать региональные экономики, способствовать экономическому роду, выявлять проблемы и разрабатывать пути их решения.

Эффективной мерой со стороны государства является разработка нормативных инструкций, рекомендаций по применению дотаций для региональных бюджетов, что требует целесообразного обоснования их использования со стороны соответствующего дотационного субъекта.

Систематизируя вышеизложенное, можно предложить следующие рекомендации (таблица 1)

Таблица 1 - Рекомендации в совершенствовании федеральной политики в области территориального развития

Рекомендация Обоснование

1 2

1. Совершенствование модели управления регионами A) Обоснование долгосрочной политики региона, построенной на основе первоочередного решения экономических и социальных проблем; Б) Конкретизация принимаемых управленческих решений, а также отсутствие их дублирования со стороны иных представительных органов, если это не носит логического и взаимообусловленного и направленного характера; B) Поиск целевых противоречий отдельных субъектов региона с целью согласованности разрабатываемой региональной политики.

2. Разработка нормативных актов, рекомендаций по применению дотаций и создание более гибкой и формы их выдачи A) Согласованность научного и практического подхода использования дотаций регионами; Б) Совершенствование бюджетного законодательства в области конкретизации сущности дотаций; B) Разработка инструкций применения дотаций, построенной на эффективном с точки зрения экономической отдачи аспекте Г) Создание более простой методики расчета дотаций на выравнивание бюджета субъектов, учитывающая их особенности

3. Повышение эффективности и качества контроля налогов, и создание благоприятных условий для деятельности предприятий по стране A) Согласованность государственной экономической политики, в том числе налоговой, региональным интересам большинства субъектов федерации с целью повышения эффективности отдельных экономик в масштабе всей страны Б) Кластерное развитие экономически перспективных отраслей отдельных регионов; B) Государственная и региональная поддержка отечественных производителей в долгосрочном аспекте Г) Разработка и совершенствование государственных программ межрегионального экономического взаимодействия субъектов с целью создания прочных экономически эффективных связей между отечественными производителями

4. Государственное вмешательство в экономику отдельных субъектов на ограниченном уровне A) Развитие государственного контроля в области повышения экономической эффективности отдельных субъектов; Б) Ограниченное государственное вмешательство в экономику региона по примеру казначейского контроля; B) Разработка и совершенствование законодательства в области государственного вмешательства и контроля экономического развития отдельных регионов

5. Создание межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия Создание государственных подразделений или расширение функций существующих, цель деятельности которых заключалась бы в изучении социально-экономических проблем регионов в более узконаправленной специфике и разработке конкретных комплексных мер, которые использовались бы согласованно при разработке региональной политики

Конечно, ограничивать дотации и делать из них субвенции или другие виды межбюджетных трансфертов нецелесообразно, но рассматривать такие финансовые ресурсы как инвестиции просто необходимо [6].

Если говорить о методике предоставления дотаций на выравнивание, то и здесь нужно учитывать особенности регионов. Существующая формула разработана для всех субъектов федерации. И по своей структуре она технически сложна, поскольку подводится к среднему уровню по всей стране (учитывается критерий выравнивания бюджетной обеспеченности) [7].

Таким образом, перед государством стоит цель обеспечить сбалансированность всех субъектов. Это может быть достигнуто тогда, когда государственное управление будет в центре внимания рассматривать каждый регион с учетом разработки более простой методики расчета дотаций на выравнивание бюджета.

Источники:

1. Митина И.А., Челышева Э.А. Финансовая политика региона и особенности ее реализации (на примере Ростовской области) // Вестник Евразийской науки, 2018 №1, https://esj.today/PDF/51ECVN118.pdf.

2. Гриценко Д.Д. Проблема дотационных распределений [электронный ресурс]: - Электрон.дан. -https://iupr.ru/domains_data/files/zumal_20.pdf/. - 17.02.2019.

3. Байрамкулова А.А. Главные направления и проблемы перспективного развития Северного Кавказа [электронный ресурс]: - Электрон.дан. - Режим доступа: https://scienceforum.ru/2013/article/2013007872. - 17.02.2019.

4. Министерство финансов Российской Федерации России [электронный ресурс]: - Электрон.дан. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/regions/mb/mb2019_2021.

5. Кравченко П.В., Урман Н.А. Эффективность дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в Российской Федерации [электронный ресурс]: - Электрон.дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/effektivnost-dotatsiy-na-vyravnivanie-byudzhetnoy-obespechennosti-v-rossiyskoy-federatsii.

6. Кизеев А. В. Особенности финансирования региональных инвестиционных программ в дотационных регионах // Проблемы экономики, финансов и управления производством: сборник научных трудов вузов России 2011. № 30. С. 37-44.

7. Назаров В. Международный опыт эволюции методик распределения выравнивающих трансфертов [Электронный ресурс]. 13 мая 2013. Режим доступа: http://ssrn.com/abstract=2264208 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2264208. References:

1. Mitina I. A., Chelysheva E. A. Financial policy of the region and features of its implementation (on the example of the Rostov region) / / Bulletin of Eurasian Science, 2018 No. 1, https://esj.today/PDF/51ECVN118.pdf

2. Gritsenko D. D. The problem of subsidized distributions [electronic resource]: - Electron. dan. -https://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_20.pdf/. -17.02.2019.

3. Bayramkulova A. A. Main directions and problems of perspective development of the North Caucasus [electronic resource]: - Electron. dan. - Access mode: https://scienceforum.ru/2013/article/2013007872. -17.02.2019.

4. The Ministry of Finance of the Russian Federation of Russia [electronic resource]: - Electron. dan. - Access mode: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/regions/mb/mb2019_2021.

5. Kravchenko P. V., Urman N. A. Efficiency of subsidies for equalization of budget security in the Russian Federation [electronic resource]: - Electron. dan. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/v/effektivnost-dotatsiy-na-vyravnivanie-byudzhetnoy-obespechennosti-v-rossiyskoy-federatsii.

6. Kizeev A.V. Features of financing regional investment programs in subsidized regions / / Problems of economics, finance and production management: collection of scientific papers of Russian universities 2011. No. 3 0. pp. 37-44.

7. Nazarov V. International experience of evolution of methods of distribution of leveling transfers [Electronic resource]. May 13, 2013. Access mode: http://ssrn.com/abstract=2264208 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2264208.

DOI: 10.24412/2687-0991-2021-11187

Е.В. Калашникова - старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

E.V. Kalashnikova - Senior Lecturer of the Department of Accounting Theory, Kuban State Agrarian University;

О.Н. Ордынская - аспирант кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

O.N. Ordynskaya - Postgraduate Student, Department of Accounting Theory, Kuban state agrarian University;

С.Р. Ворокова - обучающаясяучетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, milana_vorokova0303@mail,ru,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S.R. Vorokova - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban state agrarian University.

ПРЕДПОСЫЛКИ И ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ PRECONDITIONS AND STAGES OF ACCOUNTING REFORM IN RUSSIA

Аннотация. Решение о переходе на МСФО было связано с необходимостью создания единой системы бухгалтерского учета и разработки единой и сопоставимой стандартной финансовой отчетности для всех компаний. Причин для внедрения международных стандартов в нашей стране много, в частности это выход на мировой рынка, развитие международныхэкономических отношений, создание совместных организаций, появление возможности вкладывать свободный капитал в экономику своей страны и зарубежных стран и другие. Целью разработки международных стандартов является применение единообразных принципов и стандартов бухгалтерского учета и отчетности в большинстве стран мира.

В статье рассмотрены этапы преобразования системы бухгалтерского учета в нашей стране в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, его предпосылки, основные цели, задачи и этапы.

Abstract. The decision to switch to IFRS was associated with the need to create a unified accounting system and develop a unified and comparable standard financial reporting for all companies. There are many reasons for the introduction of international standards in our country, in particular, it is entering the world market, the development of international economic relations, the creation of joint organizations, the emergence of an opportunity to invest free capital in the economy of our country and foreign countries, and others. The purpose of developing international standards is to apply uniform principles and standards for accounting and reporting in most countries of the world.

The article discusses the stages of transformation ofthe accounting system in our country in accordance with the International Financial Reporting Standards, its preconditions, main goals, objectives and stages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.