Секция 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
УДК 304.4:371.98
О.Д. Белоусова, И.В. Фрумак
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: lesya.belousova8@mail.ru
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ
В статье обозначена актуальность темы и важность дополнительного образования детей, которое способствует в будущем профессиональной подготовке кадров. Рассмотрено понятие дополнительного образования, основных принципов, а также в каких сферах осуществляется. На примере центров дополнительного образования, таких как «Кванториум» и «IT-куб», рассмотрено, как обучение и развитие детей с 5-7 лет влияет на становление личности и востребованного кадра для работодателей в будущем.
Ключевые слова: дополнительное образование, центры дополнительного образования, образовательная сфера, становление личности, конкурентоспособный сотрудник.
O.D. Belousova, I.V. Frumak
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: lesya.belousova8@mail.ru
THE ROLE OF ADDITIONAL EDUCATION IN PROFESSIONAL TRAINING
The relevance and the importance of additional education for children, which contributes to future professional training is stated. The concept of additional education, the basic principles, as well as the areas of its realization are considered. Using the example of additional education centers such as "Quantorium" and "IT cube", it is considered how the education and development of children from 5-7 years old affects the formation of a personality and a sought-after staff for employers in the future.
Key words: additional education, additional education centers, educational sphere, personal development, competitive employee.
Приоритетной задачей российского государства является образование, воспитание и психолого-педагогическая поддержка несовершеннолетних граждан страны. Одним из самых активно набирающих актуальность направлений в современном обществе является развитие дополнительного образования среди детей. Дополнительное образование представляет собой процесс развития и обучения, сопровождающийся повышенной коммуникацией среди сверстников и направленный на повышение уровня мотивации для развития внутриличностных качеств в проявлении творческих способностей и в познании устройства мира.
Для того чтобы обеспечить исполнение задач, необходимо было подготовить нормативную базу для реализации достойного уровня развития дополнительного образования. Так, в марте 2021 г. по поручению Президента В.В. Путина Правительством Российской Федерации была разработана концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., которая содержит основные цели, направления, а также задачи, способствующие развитию дополнительного образования в каждом регионе [1].
Дополнительное образование в первую очередь строится на том, что ребенок пробует всевозможные занятия, в которых сможет реализовать свой потенциал. Кроме того, может наглядно посмотреть, как устроены различные процессы в природе, как устроена техника, пробует на различных моделях и теориях самостоятельно ответить на свои же вопросы об окружающем мире.
Такой подход способствует всестороннему развитию ребенка, что в дальнейшем станет его главным конкурентоспособным преимуществом среди других кандидатов на работу. Это связано с тем, что начиная примерно с семи лет у всех детей есть возможность изучить программу, которая не входит в общепринятый стандарт обучения несовершеннолетних, тем самым расширяя кругозор и знания, ребенок способен развить неординарные способы нахождения ответов или путей решения задач. Развитое нестандартное решение в дальнейшем будет выделять кандидата и способствовать быстрому карьерному росту.
Дополнительное образование для детей играет важную роль и в коммуникации среди сверстников, так как в таких учреждениях дети знакомятся друг с другом не из-за вынужденных обстоятельств, а из-за совместных интересов. Такая коммуникация может способствовать развитию уже с малых лет навыков командной работы, овладению методами мозгового штурма, дети делятся друг с другом идеями и пытаются совместно придумать алгоритм воплощения задумок в реальность. Практика работы в команде тоже является преимуществом при трудоустройстве, так как кандидат уже имеет навыки совместной работы, которая приносит положительный результат.
Помимо этого, ребенок может получить в учреждениях дополнительного образования старт для развития не только технических и научных навыков, но и творческого потенциала. Центры развития дополнительного образования направлены на всестороннее развитие несовершеннолетних. Дети, которые посещали такие центры, при поступлении в институты искусств имеют больше шансов, так как в них заложена уже необходимая база для наращивания опыта и есть возможность для раскрытия собственного взгляда на искусство. В будущем такие люди имеют возможность устроиться на престижную работу в сфере культуры, так как уровень подготовки у них будет выше в сравнении с теми, кто не посещал учреждения дополнительного образования.
Дополнительное образование строится на определенных принципах, которые отличаются от основного и дошкольного образования [2]. К таким принципам относят:
1. Принцип дополнительности, который подразумевает получение новых знаний и умений за пределами школьных учреждений. Такой принцип может способствовать развитию неординарного мышления, развития логики у ребенка, а также углубленному изучению.
2. Принцип неформальности образования, подразумевающий вовлечение ребенка в досуго-вую деятельность, которая, помимо того, что исключает асоциальное поведение среди детей и подростков, способствует развитию личностных качеств. В учреждениях дополнительного образования сформирована особая атмосфера, в которой отсутствуют четкие рамки поведения, ребенок чувствует себя свободным, где он самостоятельно принимает важные решения, но самое главное - определяет для себя наиболее интересные сферы деятельности. Кроме того, несовершеннолетние формируют свой круг общения, основанный на общих интересах и взглядах.
3. Принцип личностной детерминации. Один из самых главных принципов, выстраивающих систему предоставления услуг в сфере дополнительного образования. Основой является свобода выбора у ребенка вида деятельности, которая максимально отражает его способности, где ребенок чувствует свое призвание к выбранной деятельности. Так как дополнительное образование не является обязательным, то у детей и родителей есть свобода выбора, они могут попробовать все занятия, а в дальнейшем расставить приоритеты.
4. Принцип индивидуализации образования. Такой принцип направлен на раскрытие и развитие талантов у детей, где преподаватели благодаря индивидуальному подходу способны раскрыть потенциал и подсказать, в каком направлении стоит продолжать обучение.
5. Принцип вариативности образования. Данный принцип характеризуется свободой выбора методов преподавания, программ подготовки дополнительного образования, индивидуальным подходом к детям и т. д. Кроме того, есть возможность проходить обучение в разновозрастных группах, где дети дополнительно способствуют развитию друг друга. Также они могут делиться своими взглядами на разные ситуации, тем самым расширяя кругозор.
6. Принцип интегративности образования. Отличительной чертой данного принципа является то, что единых стандартов оказания услуг в сфере дополнительного образования нет. Это означает, что каждое учреждение вправе самостоятельно разработать локальные нормативные
акты, актуальные программы развития потенциала каждого ребенка, а также определить подходы и методы преподавания для каждого учителя, где дети с родителями могут выбрать наиболее подходящий вариант.
7. Принцип гуманизации образования. Главным свойством этого принципа является фокус исключительно на ребенке, на его способности и таланте, на его взгляде на мир. Задачей преподавателей дополнительного образования является не стандартизация подходов к решению каких-либо задач, а помощь в продвижении своих собственных идей и задумок.
Система дополнительного образования детей набирает все большее развитие в соответствии с актуальностью и востребованностью. Дополнительное образование представляет собой четкий целенаправленный процесс, в котором есть три главные функции: обучение, воспитание и фокус на развитии личности каждого ребенка. Эффективность от дополнительного образования велика из-за самостоятельного выбора предметов обучения или развития творческого потенциала, где ответственность за получение необходимых знаний ложится не на преподавателя, а в первую очередь на самого ученика из-за необязательного посещения таких учреждений. Каждый ребенок замотивирован исследовать и изучать выбранный предмет, то есть у ребенка есть цель, в достижении которой заинтересован только он.
В период с 2022 по 2024 гг. проходит первый этап внедрения системы дополнительного образования детей во всех регионах Российской Федерации, где будет создана региональная нормативно-правовая база для оказания услуг [1]. Необходимым условием для предоставления дополнительных образовательных услуг является оснащение учреждений необходимым техническим оборудованием за счет предоставляемых субсидий из федерального бюджета.
В период с 2025 по 2030 гг. будет проходить второй этап реализации концепции развития дополнительного образования, в котором будет осуществляться органами власти мониторинг для выявления имеющихся недостатков, а также будет проводиться оценка эффективности данной концепции.
Доля детей, которые обучаются в учреждениях дополнительного образования в 2024 г., должна составить около 80% от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет. Данный показатель свидетельствует о том, что роль дополнительного образования велика из-за ряда причин, главной из которых является будущее трудоустройство на престижную работу.
В 2024 г. самой популярной отраслью, определяющей востребованность и престижность, является 1Т, которая занимает лидирующие места уже на протяжении 2-3 лет. Предоставляемые вакансии на популярных сервисах по подбору персонала увеличиваются ежегодно в сфере 1Т. Неоднократно Президент Российской Федерации выступал с посланиями о том, что в век цифровизации сфера труда нуждается в специалистах для повышения уровня эффективности сфер производительности труда с использованием искусственного интеллекта. Для этого необходимо с малых лет внедрять в развитие детей занятия, связанные с цифровыми технологиями, которые будут «простым языком» объяснять детям с пяти лет, как устроен искусственный интеллект и не только.
В 2018 г. в Красноярском крае была открыта первая в России сеть детских технопарков «Кванториум». Данные технопарки представляют собой особую среду, способствующую развитию детей по естественно-научным и инженерно-техническим направлениям. Такие учреждения оснащены высокотехнологичным оборудованием, которое отвечает современному развитию и позволяет детям с ранних лет проходить обучение на современном инструменте, что в дальнейшем упростит адаптацию при трудоустройстве для работы на подобном оборудовании.
В Камчатском крае с 2018 г. существует «Кванториум» на базе КГБУДО «Камчатский центр детского и юношеского технического творчества». Также существует мобильный «Кванториум», который отвечает запросу на доступную образовательную структуру для всех детей. Данные технопарки созданы с одной целью - создание и развитие системы новых, отвечающих современности, инновационных площадок интеллектуального развития и досуга для детей. В 2024 г. «Кванториум» планирует обучить почти 800 школьников по всему краю [3].
Также в Российской Федерации реализуется проект «1Т-куб», который предназначен для формирования программ, которые ускоряют процесс обучения детей с 7 до 18 лет, а также формирования знаний, навыков и компетенций в сфере информационных технологий.
В Камчатском крае с 2021 г. был создан центр цифрового образования детей «1Т-куб» для развития и поддержания среди детей интереса к 1Т. Уже с семи лет дети смогут обучиться про-
граммированию роботов, изучить основы алгоритмики и логики, а с 12 лет смогут сделать свои первые шаги в IT [4].
Всестороннее развитие ребенка, помимо изучения школьной программы, положительно воздействует на становление личности, а также на поиск в будущем подходящей работы, которая будет соответствовать престижности, и оплаты труда [5]. Также немаловажной функцией дополнительного образования является построение крепких и результативных коммуникаций среди детей, так как они связаны общей идеей развития своих как общих, так и индивидуальных способностей [6].
Важной ролью дополнительного образования является перспективность будущих кадров для руководителей [7]. Развитие детей с пяти лет благоприятно влияет на становление личности, определение интересующих отраслей в будущем, что упрощает выбор деятельности в трудоспособном возрасте.
Литература
1. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf
2. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. - М.: Юрайт, 2024. - 21 с.
3. Квантроиум Камчатка [Электронный ресурс]. - URL: https://kvantorium41.ru (дата обращения: 28.02.2024).
4. IT Куб Камчатка 41 [Электронный ресурс]. - URL: https://itcube41.ru (дата обращения: 28.02.2024).
5. Черноскутова М.В. Роль дополнительного образования в профессиональном определении // Электронный научный архив УРФУ. - 2015. - С. 166.
6. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf
7. Войтик Р.Н. Роль дополнительного образования в современной системе образования // Экономика и социум. - 2018. - № 12(55). - С. 1717.