Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ РОБОТОТЕХНИКИ'

РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ РОБОТОТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Образование / дополнительное образование / робототехника / младший школьный возраст / компетенции. / Education / additional education / robotics / primary school age / competencies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лактионов В. В.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием ключевых компетенций у детей младшего школьного возраста в процессе обучения основам робототехники в системе дополнительного образования в учреждении дополнительного образования Детский технопарк «Кванториум» г. Севастополя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лактионов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF KEY COMPETENCIES OF PRIMARY SCHOOL AGE STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING THE BASICS OF ROBOTICS

This article discusses issues related to the development of key competencies in primary school children in the process of learning the basics of robotics in the system of additional education in the institution of additional education Children's Technopark "Quantorium" in Sevastopol.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ РОБОТОТЕХНИКИ»

УДК 374

РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ РОБОТОТЕХНИКИ

© 2024 В. В. Лактионов

директор Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Севастополя «Севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи», аспирант 4 курса Севастопольского государственного университета e-mail: laktionov-victor@ bk. ru

Севастопольский государственный университет

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием ключевых компетенций у детей младшего школьного возраста в процессе обучения основам робототехники в системе дополнительного образования в учреждении дополнительного образования Детский технопарк «Кванториум» г. Севастополя.

Ключевые слова: образование, дополнительное образование, робототехника, младший школьный возраст, компетенции.

DEVELOPMENT OF KEY COMPETENCIES OF PRIMARY SCHOOL AGE STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING THE BASICS OF ROBOTICS

© 2024 V. V. Laktionov

Director of the State Budgetary Educational Institution of Additional Education of the city of Sevastopol "Sevastopol Center for Tourism, Local Lore, Sports and excursions for students", 4th year graduate student of Sevastopol State University

e-mail: laktionov-victor@ bk. ru

Sevastopol State University

This article discusses issues related to the development of key competencies in primary school children in the process of learning the basics of robotics in the system of additional education in the institution of additional education Children's Technopark "Quantorium" in Sevastopol.

Keywords: education, additional education, robotics, primary school age, competencies.

Робототехника представляет собой науку прикладного характера, полем деятельности которой является разработка и внедрение систем автоматизации техники.

По сведениям, которые сообщены B. Hussein, K. Nyseth [5, с. 26], существование робототехники возможно за счет ее связи с такими дисциплинами, как программирование, механика и электроника.

Позиция Ю.А. Бояркиной [1] в отношении понимания робототехники сводится к тому, что робототехника характеризует современное положение научно-технического прогресса и инновационных исследований. Существование и развитие робототехники

возможно за счет взаимодействия научно-технического прогресса с механикой, а также с проблемами внедрения искусственного интеллекта.

Соблюдение системы образовательных стандартов на всех жизненных циклах обучения требует соответствия образовательным нормам как урочной, так и внеурочной деятельности. Основное требование - удовлетворение потребностей ученика с учетом требований, предъявляемых социальным обществом по направлениям реализации научно-технического прогресса (НТП) и его задач [3].

Направления реализации в области НТП основаны на конструировании робототехники, что подтверждается попытками образовательных учреждений внедрить в процесс образования робототехнику в соответствии с учебными приоритетами образовательной системы РФ.

На современном этапе развития социально-экономических отношений и промышленной индустрии можно увидеть роботизацию многих процессов, включая повседневную жизнь граждан. Роботы активно применяются в таких отраслях, как медицина, метеорология, строительная отрасль и геодезия.

На сегодняшний день на рынке труда можно заметить тенденцию к спросу на специалистов, обладающих определенными знаниями и умениями в области знаний по инженерной робототехнике, что определяет актуальность внедрения в образовательный процесс робототехники с начальных ступеней образовательного процесса. В последующем актуальность сохраняется на чередующихся образовательных ступенях, включая высшие учебные заведения, выпускающие специалистов в области робототехники.

На протяжении ряда лет наблюдается потребность работодателей в высококвалифицированных кадрах, что говорит о несовершенстве образовательной отрасли и несоответствии качества выпускаемых специалистов. Новые формы взаимодействия между научной средой и современной индустрией впервые отмечаются на рубеже 2000-2001 гг. Крупными корпорациями было принято решение о вложении инвестиций в образование и проекты, с ним связанные. Особое значение было отведено на отрасль IT-технологий, так как именно данная индустрия больше всего нуждалась в высококвалифицированных специалистах.

В качестве примеров можно отметить такие компании, которые организовали первые проекты в области образования: Лаборатория Касперского, 1С, Яндекс, ABBYY, Mail.RuGroup, Cisco. Проекты компаний были ориентированы на профильные вузы, расположенные на территории РФ. Сам опыт оказался достаточно успешным.

Говоря о системе школьного образования, стоит отметить отсутствие данного типа проектов. В 2015 г. Президентом РФ В.В. Путиным было принято решение об исправлении данной ситуации. В результате длительных обсуждений В.В. Путин подписал Стратегическую инициативу Агентства стратегических инициатив, которая получила название «Новая модель системы дополнительного образования» [4].

На основании данной стратегии по настоящее время на территории РФ создаются технопарки, ориентированные на детей. Название технопарков отвечает требованиям инновационного прогресса - «Кванториум». На территории технопарков «Кванториум» учащиеся имеют возможность получать образование в части технической направленности с ориентацией на естественно-научные направления. Также имеется возможность освоения инженерных навыков. К обучению принимаются школьники в возрасте от 10 до 18 лет.

Национальный проект «Образование» предполагает возведение технопарков в соответствии с проектом «Успех каждого ребенка». Цели технопарков регламентируются Методическими рекомендациями по созданию детских технопарков «Кванториум» [2]:

Лактионов В. В. Развитие ключевых компетенций учащихся младшего школьного возраста

в процессе обучения основам робототехники

- интеллектуальное развитие детей и подростков, их вовлечение в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность;

- формирование инновационного, изобретательского стиля мышления;

- помощь в выборе перспективной востребованной специальности.

Сеть детских технопарков создает среду для ускоренного развития школьников в научно-технической сфере и принципиально меняет подход к дополнительному образованию, формирует у ребенка новый образ мышления через проектную деятельность, создание нужных и полезных вещей, решение реальных производственных задач в сопровождении опытных наставников и кураторов.

Детский технопарк «Кванториум» г. Севастополя - это образовательная площадка, оснащенная высокотехнологичным оборудованием, где дети учатся по принципу проектного обучения: от теории сразу к практике. В специализированных квантумах воспитанники технопарка собирают роботов, изучают анимацию, проектируют летательные аппараты, изучают современные тенденции в IT-индустрии, космические технологии и пр.

Важность изучения основ робототехники для личностного развития учащихся в младшем школьном возрасте не вызывает сомнений. Это позволит получить практико-ориентированные знания по различным предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на практике, будет побуждать учащихся к приобретению новых знаний и формированию умений, необходимых для инженерной деятельности, создаст условия для самовыражения младших школьников, поможет в реализации их творческого потенциала, развитии у школьников таких качеств, как самодостаточность, ответственность, критичность мышления, настойчивость в достижении поставленной цели.

Распространение робототехники в Российской Федерации определяет квалификационные требования к профессии инженера. По мнению исследователей в части кадрового обеспечения рынка труда, современный инженер должен обладать высокой квалификацией, соответствующими компетенциями, которые позволяют решать в краткосрочный период стратегические задачи, ориентированные на достижение результатов. Немаловажно, чтобы инженер обладал лидерскими качествами. Направленность деятельности современного инженера ориентирована на отрасли высоких технологий и расширение области научно-технических идей. Реализация проектов по разработке технических областей и робототехники, соответственно, предполагает обмен технической информацией и развитие идей технического характера.

Образовательная робототехника позволяет сформировать у учащихся следующие виды компетенций.

• Личностные:

- формирование навыков взаимодействия со своими сверстниками и старшим поколением;

- развитие навыков сотрудничества, самостоятельности;

- формирование ответственности за собственные поступки;

- формирование работоспособности, воспитание трудолюбия и уважения к деятельности другого человека;

- формирование ЗОЖ и установок на соблюдение правил безопасности.

• Метапредметные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого характера;

- формирование умений планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- овладение навыками использования знаково-символических средств представления информации;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по определенному признаку, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение коммуникативными навыками.

• Предметные:

- получение первоначальных представлений о технике, об электронике, конструкциях радиоэлектронных устройств, мире профессий;

- приобретение навыков самообслуживания;

- овладение технологическими приемами ручной обработки материалов;

- усвоение правил техники безопасности;

- овладение умениями творческого решения несложных конструкторских, технологических и организационных задач.

Таким образом, выявлено, что в условиях современной действительности, развития научных технологий, модернизации системы российского образования робототехника становится интересным средством подготовки учащихся к последующей жизни, воспитывая востребованных специалистов, подготовленных к выполнению будущих профессиональных обязанностей. Использование основ робототехники в образовании позволяет образовательному учреждению идти в ногу со временем, формируя у выпускников ключевые виды компетенций - предметные, межпредметные, личностные.

Библиографический список

1. Бояркина, Ю. А. Образовательная робототехника: методическое пособие / составитель Ю. А. Бояркина. - Тюмень: ТОГИРРО, 2022. - 61 с.

2. Методические рекомендации по созданию детских технопарков «Кванториум» в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» // Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации.

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования детей» // Единый национальный портал дополнительного образования детей.

5. Hussein B., Nyseth K. A method for learning in project management, «Learning by projects» // 9th International Workshop on Experimental Interactive Learning in Industrial Management, «New Approaches on Learning, Studying and Teaching», Espoo, Helsinki University of Technology SimLab, June 5-7, 2005. - Р. 25-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.