2). Слушателями курсов (руководителями образовательных организаций) будет организовано внутрифирменное повышение квалификации в своих педагогических коллективах.
3). Педагоги будут организовывать образовательный процесс в соответствии с ФГОС.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических источников по проблеме исследования и выявить целесообразность использования системно - деятельностного подхода при разработке педагогических основ поддержки управленческой деятельности по трансформации внешней мотивации избегания неудач во внутреннюю мотивацию достижения успехов трудового поведения педагогов.
2. Обосновать педагогические принципы курсовой подготовки и разработать организационно-педагогическую модель поддержки управленческой деятельности по трансформации внешней мотивации избегания неудач во внутреннюю мотивацию достижения успехов трудового поведения педагогов.
3. Определить содержание обучения руководителей в системе повышения квалификации и выявить направления их инновационной деятельности по вопросам мотивации трудового поведения педагогов в образовательных организациях.
4. Разработать модель внутрифирменного повышения квалификации, осуществляемую выпускниками курсов повышения квалификации
5. Разработать совокупность организационно - педагогических условий по организации педагогами образовательного процесса в соответствии с ФГОС
6. Провести экспериментальную апробацию актуальной для деятельности руководителей каскадно - кластерной модели внедрения ФГОС.
Теоретико-методологическими основами исследования являются:
• концепции мотивации трудовой деятельности (К. Альдерфер, А.Асаров, В. К. Вилюнас, В. Врум, Ф. Герцберг, К. Замфир, А. Г. Здравомыслов, Е. П. Ильин, А.Н.Леонтьев, Э. Лоулер, Д. МакГрегор, Д. МакКлелланд, А.Маслоу, В. Г. Подмарков, Л. Портер, Х. Хекхаузен, В. И. Чирков, В. А. Ядов и др.);
• концепция рефлексивно-гуманистической психологии и акмеологический подход (О. С. Анисимов, А.
А. Деркач, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов и др.), концепция непрерывного образования взрослых (С. Г. Вершлов-ский, Ю. Н. Кулюткин, А. М. Новиков, В. Г. Онушкин), идеи о необходимости поддержки управленческой деятельности (У.Брэддик, Г.Кунц, С. О' Доннелл);
• идеи контекстного (А. А. Вербицкий) и проективного (Г. Л. Ильин и др.) обучения, подходы к методам обучения взрослых, развиваемые в работах М. В. Кларина, Д. Колба, К. М. Ушакова и др.
В настоящее время выявлены теоретические позиции ученых, которые положены в рамках данного исследования в основу проектирования модели нововведения [1,2,3,4,5,6,9]; ведется разработка каскадно - кластерной модели внедрения ФГОС [7,8] и начинается ее апробация в режиме формирующего эксперимента.
Литература
1. Анисимов О.С. Стратегическое мышление: проблемы достижения разумного уровня. М., 2012. 554с.
2. Бакурадзе А.Б. Аксиологическая природа управления социальной организацией. Монография.- М.: Изд-во ФГАОУ АПК и ППРО, 2013. 162 с.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.
4. Давыдова Н.Н. Развитие процессов самоорганизации ОУ в условиях научно-образовательной сети // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. №4. С. 45-47.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977
6. МакКлелланд Д. «Мотивация достижения» СПб.: Питер, 2007. 672 с.
7. Сиденко А.С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. №4. С. 41-45.
8. Сиденко Е.А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. №2. С.4-7.
9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. — 3-е изд., испр. — Москва: Омега-Л, 2007. 567 с.
РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «МАКЕТИРОВАНИЕ» В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ДИЗАЙНЕРОВ ПО КОСТЮМУ
Соснина Наталья Олеговна
Доцент кафедры дизайна костюма Омского государственного института сервиса, г. Омск
В любом виде дизайна создание продукта, обладающего признаками функциональными и эстетическими, является конечной целью. Проектирование современного костюма требует от специалистов знания разнообразных приемов, методов и способов, позволяющих найти адекватное решение, соответствующее поставленной задаче. Макетирование является важной составляющей дизайнерской деятельности. Дизайн костюма не является исключением.
Говоря о макетировании костюма, необходимо вспомнить некоторые имена из истории моды 20 века. Это имена модельеров, творчество которых является примером нестандартного, новаторского мышления.
Мадлен Вионне, виртуозно владевшая искусством драпирования, которая по праву считается мастером кроя. Она не рисовала эскизы, а создавала модели на деревянном манекене-кукле. Главной целью было так расположить ткань, чтобы она выгодно подчеркивала женскую
фигуру. Для этого она использовала драпировки и крой по косой линии, который до нее не использовали для всего платья, а лишь для отдельных небольших деталей. Высшей целью Мадлен Вионне было создание идеальной формы костюма с помощью одного шва, то есть из одного куска ткани простой формы. Отличительной особенностью было использование декоративных элементов для фиксации ткани в нужных (стратегически важных) местах, заменяющих соединительные швы. Так декоративные элементы превратились в функциональные [1, с. 71].
Алис Грэ считается последовательницей Вионне. Она работала с материалом и движением, драпируя платья прямо на фигурах клиенток, не пользуясь выкройками. Большинство ее платьев были белыми и напоминали греческие одежды. Её идеи не устаревают во времени и являются источником вдохновения для многих современных дизайнеров [1, с. 159].
Иссеи Мияке, Рэи Кавакубо и Йоджи Ямамото - три великих японских дизайнера, которые в 70-80-х годах изменили представления о теле и одежде. Мияке замечает: «Покрой западной одежды ориентирован на тело, а покрой японской одежды - на ткань». Модели, «скрывая» тело, предоставляют ему полную свободу. В результате, в работах этих дизайнеров появилось новое качество формы костюма, «сдвинутых» пропорций и деталей. Костюм воспринимался как самостоятельный, самодостаточный продукт творческой деятельности дизайнера. «Скульптурность» - одно из ключевых слов, которое используется для характеристики моделей этих авторов. Создавая одежду, они стремятся не к тому, чтобы сделать ее «второй кожей», а к тому, чтобы дать телу простор для движения. Такой подход к костюму предполагает высокое мастерство кроя, где определяющим элементом служат характеристики ткани. Таким образом, новаторство проявилось и в подходе к выбору тканей и технологии их обработки [1, с. 508 - 511].
Нельзя обойти вниманием, так называемую антверпенскую шестерку. Анн Демелемейстер, Дрис Ван Нотен, Мартин Марджела, Йозефус Тимистер, Дирк Биккембергс и Вальтер Ван Бейрендонк считают себя последователями японской моды, приверженцами эстетики незавершенного. Часто их творчество называют авангардным. Это проявляется в смелом, нестандартном мышлении. Костюм возведен в статус объекта творчества, где главным является концепция. О творчестве таких дизайнеров можно сказать, что они проектируют не моду, а идею [1, с. 512].
Эксперименты в области костюма продолжаются. Не только авангардисты, но и традиционалисты активно используют приемы макетирования для проектирования современного костюма.
Макетирование костюма можно сравнить с объемным эскизированием. Макет, как продукт объёмного эски-зирования, необходим для анализа результата графической работы дизайнера. Иначе его работа становится просто иллюстрацией творческой мысли. Тем более, что чаще всего авторы используют для графического выражения язык стилизации, который на этапе иллюстрирования необходим для более точной и эффектной передачи стилистики, но зачастую становится преградой в момент реализации идеи в материале. Дизайнер должен не только «выдать» идею, но и знать, как её воплотить в материале.
Освоение приемов макетирования вызвано необходимостью преодоления барьера между графической идеей и её материализацией. Смысл овладения искусством наколки -в умении с плоского рисунка перевести идею в объёмную форму, чтобы довести её до совершенства [2, с. 22].
Методы макетирования позволяют не только овладеть новой методикой проектирования костюма, но и использовать их в поиске нестандартных, оригинальных решений. Освоение методов макетирования позволяет решать проектные задачи нового уровня. В коллекциях многих современных дизайнеров представлены модели, в основе которых лежат сложные и нестандартные конструкции, полученные макетным способом. Привычные по названию детали костюма приобретают новое качество, новый вид. И самым ценным в этих моделях является то, что при всей нестандартности и оригинальности решений они сохраняют истинный смысл и с точки зрения ассортимента, и с точки зрения названия и функции деталей.
В Омском государственном институте сервиса дисциплине «Макетирование» отводится важное место. Она представляет собой стройную, логически выверенную систему направлений и заданий, позволяющих студентам разрабатывать современные, высокопрофессиональные проекты. Структура дисциплины - базовый курс, который включает изучение основ макетирования и наколки базовых конструкций, и экспериментальный курс.
При изучении базового курса студенты выполняют учебные макеты основ различных покроев плечевой и поясной одежды. Базовый курс является необходимым этапом и позволяет решать следующие задачи:
- освоение основных приемов, техник наколки;
- освоение навыков работы с макетной тканью;
- понимание сути взаимодействия и взаимовлияния фигуры человека и формы костюма;
- развитие навыков пропорционирования, согласованности, соразмерности частей костюма;
- формирование навыков принятия самостоятельных решений;
- умение адекватно оценивать полученный результат.
Не стоит думать, что смысл заданий базового курса сводится только к выполнению стандартных основ. Задания сформированы по принципу «от простого к сложному». Заключительным этапом освоения базового курса является разработка авторского решения проекта по заданной теме. Уже на этом этапе появляется возможность максимально проявить свой творческий потенциал. Стоит отметить, что авторские проекты не носят стихийный характер, а являются закономерным результатом четко сформулированных заданий. Например, работая по теме «Наколка одношовного втачного рукава», помимо базовой конструкции студенты выполняют три образца рукавов, в каждом из которых необходимо решить определенную проектную задачу. Цель задания - исследовать возможности преобразования формообразующих линий рукава, а так же его деталей для получения нового внешнего вида. Для успешного выполнения данного задания предлагается некий алгоритм работы. Это - выделение объекта и его параметров, изучение структуры объекта, разработка предложений «дизайнов». Такой подход к постановке задач позволяет всесторонне проработать все па-
раметры детали костюма или конструкции в целом. Сосредотачиваясь на узком направлении, появляется возможность получения целого ряда вариантов. Именно на этом этапе происходит понимание неограниченных возможностей работы с формой, ее пропорциями, формообразующими линиями, конструктивными элементами. Как правило, студентам удается уйти от стандартных решений, обусловленных традиционными конструктивными решениями. Появляется свобода и смелость, оригинальность и новизна. Отрабатывая такие приемы на деталях костюма, происходит формирование нового отношения к костюму в целом.
Экспериментальный курс представляет собой систему заданий, позволяющую проектировать костюм различной степени сложности. Задания можно классифицировать следующим образом:
- повтор существующих и разработка собственных вариантов на их основе (работа с творческим источником);
- воспроизведение в материале собственных эскизных разработок;
- воспроизведение в материале вариантов, найденных в ходе упражнений на других специальных дисциплинах;
- свободные импровизации.
Разработанная система заданий и упражнений по дисциплине «Макетирование костюма» приводит к очень эффективным результатам. Формируется устойчивое понимание многообразия способов конструктивного решения костюма. Студент приобретает навыки осознанного выбора метода и свободно манипулирует приемами классического конструирования и макетирования, как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Постоянная практика в разработке моделей одежды методом макетирования позволяет приобрести навыки пространственного мышления, нестандартного подхода к решению проблемы, свободу творческого мышления, не ограниченного параметрами жестких методик.
Список литературы:
1. Шарлотта Зелинг. Мода. Век модельеров. / Шарлотта Зелинг. - КОШМАШ, 2000. - 624 с.
2. Матузова, Е. М. Мода и крой / Е. М. Матузова, Р. И. Соколова, Н. С. Гончарук. - М. : 2001. - 192 с.
СУЩНОСТНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ДЖ. Г. НЬЮМЕНА
Тимофеева Анна Анатольевна
Аспирант каф. педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г.Волгоград
Становление педагогического учения выдающегося английского мыслителя Дж.Г.Ньюмена было обусловлено глубинными трансформациями в западноевропейском социуме первой половины - середины XIX столетия, сущностными изменениями общественно-политической и социально-экономической обстановки, побудившими череду реформ системы национального образования, оставшихся не завершенными. В английском обществе активизировались дискуссии на педагогическую тематику, вопросы о проблемах и перспективах развития английской школы получали широкое общественное звучание. Однако к началу рассматриваемого периода английская школа отличалась бессистемностью и крайне противоречивым характером своего развития.
Как следствие, к середине XIX в. в английском педагогическом сообществе возникли все необходимые исторические, социальные и научно-культурные предпосылки генезиса принципиально новых детерминант научно-педагогического поиска, одной из наиболее ярких среди которых явилась концепция нового «либерального образования» («Liberal Education») Дж.Г. Ньюмена [8, с. 47].
Разработка актуальных проблем теоретической педагогики и совершенствование системы образования стали основными векторами творческих исканий английского ученого. Религиозно-философское учение, положенное в основу педагогических разработок Ньюмена, характеризуется несомненной целостностью и непротиворечивостью, его концептуальное ядро составляют христианский гуманизм и идейные доктрины скотизма.
Имея большой практический педагогический опыт и отрицательное отношение к ведущим тенденциям развития западноевропейской системы образования, Ньюмен, исходя из идеи социального равенства и христианских представлений о социальном мироустройстве, приступил к теоретической разработке концепции бесплатной государственной, общенародной, демократической, всеобщей, обязательной системы народного образования без социально-классовой, национально-религиозной, идеолого-политической сегрегации [2, с. 11].
В викторианской Англии католицизм вынуждено приспосабливался к условиям нового капиталистического общества. В западноевропейской социальной среде формировались принципиально иные, по сравнению с предшествующим временем, духовно-нравственные идеоло-гемы и экзистенциальные ценности, такие как «материализм», «рационализм», «сциентизм» и «объективизм», что побуждало католических мыслителей к определенному переосмыслению теологических доктрин с учетом последних достижений естественных и гуманитарных наук.
В контексте новых теологических, философских проблем выдающимся английским религиозным мыслителем Дж.Г.Ньюменом была обоснована теория «развития догматической доктрины» [Там же].
Религиозно-философское учение Дж. Ньюмена педагогично по своей сути. Педагогическая концепция «либерального образования» Ньюмена - неотъемлемая часть его социально-ориентированного теологического учения.