УДК 140.8+168.521+378
РОЛЬ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Боровец Елена Николаевна.
г. Новосибирск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет», кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, доцент, канд. биол. наук, [email protected].
Завьялова Яна Леонидовна.
г. Новосибирск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет», кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, доцент, канд. биол. наук, [email protected].
Аннотация. Влияние естественнонаучного знания на развитие цивилизации становится все более выраженным, в том числе в мировоззренческом аспекте. Возрастающая дифференциация естественнонаучного познания природы, абстрактность современных научных представлений с одной стороны, и сложный характер структуры современного общества с другой стороны, затрудняют формирование и распространение научного мировоззрения. При изучении в вузе естественнонаучных дисциплин обобщающего характера выявляется ряд типичных сложностей, препятствующих становлению у студентов научного мировоззрения.
Проблема становления мировоззрения предполагает развитие у молодежи научного, доказательного стиля мышления, способности к критическому анализу информационной среды. Это во многом зависит от содержания и идеологии преподавания предметов естественнонаучного цикла в массовой школе и вузах.
Ключевые слова: образование, мировоззрение, естествознание, картина мира, обучающиеся.
THE ROLE OF NATURAL SCIENCE DISCIPLINES IN STUDENTS' WORLD OUTLOOK FORMING
Borovets Elena Nikolaevna.
Novosibirsk, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Novosibirsk State Pedagogical University", Department of Anatomy, Physiology and Life Safety, Associate Professor, Cand. biol. sciences, [email protected].
Zavyalova Yana Leonidovna.
Novosibirsk, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Novosibirsk State Pedagogical University", Department of Anatomy, Physiology and Life Safety, Associate Professor, Cand. biol. sciences, [email protected].
Abstract. The influence of scientific knowledge on the civilization development is becoming more pronounced, including in the ideological aspect. The increasing differentiation of natural science knowledge of nature, the abstractness of modern scientific ideas on the one hand, and the complex nature of the structure of modern society on the other hand, make it difficult to form and spread the scientific world outlook, a number of typical difficulties are revealed that prevent the formation of scientific outlook among students, studying natural sciences of a generalizing nature in a higher education institution.
The problem of a worldview formation implies the development of scientific, evidential style of thinking, the ability to critically analyze the information environment in young people. This largely depends on the content and ideology of teaching the natural science cycle subjects in the mass school and universities.
Key words: education, world outlook, natural science, picture of the world, students.
Исторически сложилось так, что прогресс человеческого общества во многом определяется достижениями в сфере естественных наук. Влияние естественнонаучного знания на развитие цивилизации становится все более выраженным, в том числе в мировоззренческом аспекте. Естественные науки не только расширяют возможности человека в использовании ресурсов окружающего мира, но и определяют его представление об устройстве мироздания [1]. Зачастую постулируется, что в современном обществе наиболее распространено мировоззрение, основанное на естественнонаучной картине мира. Вместе с тем, возрастающая дифференциация естественнонаучного познания природы, абстрактность, несводимость к простым наглядным образам современных научных представлений о закономерностях существования материи на разных уровнях ее организации с одной стороны, и сложный характер структуры современного общества, определяемый разнообразием социальных отношений, с другой стороны, затрудняют формирование и распространение научного мировоззрения.
Осознание необходимости формирования у молодежи мировоззрения, включающего в себя ценности естественнонаучного познания природы, определило в свое время включение в образовательные программы вузов дисциплин, посвященных рассмотрению общих контуров современного естественнонаучного знания, базовых положений его основных разделов в рамках синергетической парадигмы. Такими дисциплинами являются «Концепции современного естествознания», «Естественнонаучная картина мира» и другие[3]. Эти дисциплины изучаются студентами, получающими подготовку не только по естественнонаучным, но и по другим направлениям[1]. Высшее образование предполагает наличие у студентов ранее сформированной системы знаний, в том числе и в области естественных наук, необходимых для формирования современного научного мировоззрения. Образовательная ситуация в России характеризуется тем, что довузовская подготовка отличается большой вариативностью, в том числе в подходах и глубине изучения дисциплин естественнонаучного цикла. Опыт работы со студентами, изучающими
дисциплины «Концепции современного естествознания», «Естественнонаучная картина мира» и подобные им, позволяет судить об особенностях представлений молодых людей о роли науки в жизни современного общества, и о сформированности у них базовых положений естественнонаучной картины мира как основы мировоззрения.
В процессе изучения указанных дисциплин выявляется ряд типичных сложностей, препятствующих становлению у студентов мировоззрения, соответствующего требованиям времени. Так, определенная часть молодых людей недооценивает значение научного познания природы, не видит связи между теоретическими научными достижениями и практическими результатами научного труда, широко используемыми в повседневной жизни. Другая часть, осознавая практическую значимость естественнонаучного знания, наделяет науку неограниченными возможностями, ожидая от нее легкого разрешения всех возникающих перед человечеством проблем. На наш взгляд, обе эти позиции связаны с фрагментарностью знаний об окружающем мире, отсутствием представлений о системе общенаучных принципов, возможностях и ограничениях научного познания. Искаженному представлению об окружающем мире способствует и недостаточная развитость критического мышления молодежи, излишне доверчивое отношение к материалам, размещаемым в современных СМИ[2]. Современная естественная наука развивается в рамках эволюционной парадигмы, но при этом молодые люди не обладают фактическими знаниями, подтверждающими идею необратимого развития природы на всех уровнях ее организации, что создает благоприятную почву для расцвета псевдо- и лженаучных представлений, включая самые фантастические. Например, несмотря на изучение общей биологии в старших классах, многие студенты младших курсов убеждены, что все положения теории биологической эволюции Дарвина опровергнуты современной наукой. Особую тревогу вызывает распространенность представлений о происхождении человека, весьма далеких от научных. Возникают сложности и при рассмотрении вопросов эволюции Вселенной, для многих мегамир представляется вечно неизменной системой вечных звезд. Более того, существенная часть молодых людей имеет весьма превратное представление даже о строении Солнечной системы. Возможно, примитивность представлений части студентов об эволюции материального мира связана с неспособностью применить принципы диалектики по отношению к явлениям природы. Лишь небольшая часть студентов осознает общий смысл начал термодинамики, понимает вероятностный и необратимый характер процессов в больших системах и нелинейный, пороговый характер самоорганизации.
Проблема становления научного мировоззрения предполагает формирование у молодежи научного, доказательного стиля мышления, способности к критическому анализу информационной среды, что во многом зависит от содержания и идеологии преподавания предметов естественнонаучного цикла в массовой школе и вузах.
Библиографический список:
1. Боровец Е.Н., Завьялова Я.Л. УМК по дисциплине «Концепции современного естествознания» как элемент организации самостоятельной работы студентов при применении дистанционных технологий образования // Инновации в педагогическом образовании: II Международная научно-практическая конференция. Федеральное агентство по образованию, Новосибирский государственный педагогический университет. - 2008. - С. 150.
2. Боровец Е.Н., Завьялова Я.Л. Влияние качества интернет-ресурсов на формирование экспертной компетентности студентов-психологов // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2016. - № 3. - С. 76-83.
3. Завьялова Я.Л., Боровец Е.Н. Концепции современного естествознания (учебно-методический комплекс). - Новосиб. гос. пед. у-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск: НГПУ, 2007. - 304 с.