Научная статья на тему 'Роль дистанционного образования в активизации самостоятельной работы студентов технического вуза'

Роль дистанционного образования в активизации самостоятельной работы студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / STUDENTS' FREE WORK / REMOTE INSTRUCTIONAL TECHNOLOGIES / INFORMATIVE-COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коряковцев Сергей Павлович

В статье определяется роль дистанционных образовательных технологий в учебном процессе вуза, и описываются возможности их использования. Особое внимание уделяется вопросу активизации самостоятельной работы студентов, формированию у них метакомпетенций. Автором анализируются современные образовательные стандарты, констатируется постоянно растущий разрыв между бурно развивающимися информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) и педагогическими концепциями обучения. По мнению автора работы, высокие темпы технического и технологического прогресса развитых стран требуют как профессионально подготовленных молодых специалистов, так и системного повышения квалификации и профессиональной переподготовки имеющихся кадров для самых различных отраслей. В статье представлены краткие определения сервисов Web 2.0, представляющих интерес для использования в учебном процессе. Кроме того, автор статьи обращается к особенностям дистанционного образования и тонкостям в его организации. Использование дистанционных образовательных технологий для организации самостоятельной работы студентов создает ряд принципиально новых возможностей (обеспечивает оперативную передачу заданий обучаемым, развивает технические навыки и умения, учит анализировать и синтезировать знания в единое целое, обеспечивает выбор различных источников информации и др.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коряковцев Сергей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distant education role in activization of free work in students of a technical higher education institution

Role of remote instructional technologies in teaching process of a higher education institution is defined in the article, and the possibility using them are described. Particular attention is paid to the question of students’ free work activization, of meta-competences formation in them. Modern educational standards are analyzed by the author, a growing gap between the rapidly developing information and communication technology and pedagogic training concept is stated. According to the author of the work, high rates of technical and technological progress in developed countries require both professionally trained young professionals, and systemic training and retraining of existing staff for a variety of industries. Brief definitions Web 2.0 services in teaching process which are of interest to use, have been presented in the article. In addition, the author refers to the distant education peculiarities and subtleties in its organization. Using remote instructional technologies for students’ free work organizing creates a number of fundamentally new features (ensures rapid transfer of tasks to the trained ones, develops technical skillsteaches to analyze and synthesize knowledge into a coherent whole, provides a variety of different sources of information, etc.)

Текст научной работы на тему «Роль дистанционного образования в активизации самостоятельной работы студентов технического вуза»

педагогические науки

УДК 378

Коряковцев Оергей павлович

кандидат педагогических наук, доцент Ярославский филиал Московского института инженеров железнодорожного транспорта

youth1@mail.ru

роль дистанционного образования в активизации самостоятельной работы студентов технического вуза

В статье определяется роль дистанционных образовательных технологий в учебном процессе вуза, и описываются возможности их использования. Особое внимание уделяется вопросу активизации самостоятельной работы студентов, формированию у них метакомпетенций. Автором анализируются современные образовательные стандарты, констатируется постоянно растущий разрыв между бурно развивающимися информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) и педагогическими концепциями обучения. По мнению автора работы, высокие темпы технического и технологического прогресса развитых стран требуют как профессионально подготовленных молодых специалистов, так и системного повышения квалификации и профессиональной переподготовки имеющихся кадров для самых различных отраслей. В статье представлены краткие определения сервисов Web 2.0, представляющих интерес для использования в учебном процессе.

Кроме того, автор статьи обращается к особенностям дистанционного образования и тонкостям в его организации. Использование дистанционных образовательных технологий для организации самостоятельной работы студентов создает ряд принципиально новых возможностей (обеспечивает оперативную передачу заданий обучаемым, развивает технические навыки и умения, учит анализировать и синтезировать знания в единое целое, обеспечивает выбор различных источников информации и др.)

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, самостоятельная работа студентов.

Выпускник вуза сегодня - высокопрофессиональная личность, способная творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Современный молодой специалист обладает не только набором знаний, умений и навыков, но и сформированной системой компетенций в интеллектуальной, нормативно-правовой, информационной, коммуникативной и других сферах. Кроме того выпускник должен быть со сформированной гражданской идентичностью. Решение этих задач возможно только с усилением роли самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов и развитием их творческой активности, чему немало способствуют возможности дистанционного образования. В образовательных стандартах нового поколения обращается внимание на необходимость формирования у студентов метакомпе-тенций (общих умений, востребованных в разных предметных областях), особое место отводится проблеме формирования метакомпетенций, связанных с самостоятельной работой и оценочной самостоятельностью. Прежде всего, актуализируется задача развития навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся, поскольку сегодня основной целью учебного процесса в вузе становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала студентов. Кроме того, достижение высокого уровня личностных результатов обучения, актуализация мотивацион-ных ресурсов обучаемых требует осуществления

личностно-ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий для каждого обучающегося. В этих условиях широкое использование дистанционных образовательных технологий в вузовском образовании становится требованием времени.

Известное изречение о том, чтобы «наши возможности всегда совпадали с нашими потребностями», действительно верно, ибо такая ситуация гармонизирует любую продуктивную деятельность человека, в том числе и в образовании. Однако в настоящее время наблюдается постоянно растущий разрыв между бурно развивающимися информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) и педагогическими концепциями обучения. Согласно эмпирическому закону, предложенному одним из основателей компании Intel Гордоном Муром, быстродействие микропроцессоров (следовательно, и производительность ИКТ) удваивается каждые полтора года. Появление же новых дидактических принципов и методов обучения пока не может продемонстрировать подобной динамики [5].

Вместе с тем, высокие темпы технического и технологического прогресса развитых стран требуют как профессионально подготовленных молодых специалистов, так и системного повышения квалификации и профессиональной переподготовки имеющихся кадров для самых различных отраслей. Осуществляемая закономерная и логичная смена парадигм: вместо «одно образование на всю жизнь» - «непрерывное образование в те-

© Коряковцев С.П., 2014

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 6, 2014

241

чение всей жизни», - делает крайне необходимым внедрение новых, удобных для пользователя индивидуально ориентированных способов получения и использования знаний.

Развитие и широкое распространение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), новых сетевых технологий открыло доступ к мировым информационным ресурсам, породило принципиально новую образовательную среду, создающую все условия для успешной реализации новой парадигмы образования и, более того, для интеграции национальной образовательной системы в глобальную образовательную информационную среду.

Среди разнообразной номенклатуры средств ИКТ, которые потенциально могут быть использованы или уже используются в образовании, особо выделим Интернет. Инновации здесь связаны с технологиями, получившими обозначение Web 2.0. Этот термин ассоциируется с новым подходом к развитию Интернета, а точнее - к совокупности технологий работы Web - приложений и совместного взаимодействия пользователей. Актуальность применения Web 2.0 в образовании подтверждает начинающий входить в обиход термин «Образование 2.0», который ввела компания Google.

Среди сервисов Web 2.0, представляющих интерес для использования в учебном процессе, наибольшими дидактическими свойствами обладают блоги, вики, делишес, ютьюб и фликр [1]. Дадим их краткие определения.

Блог (Blog) - средство (программная среда, оболочка) для публикации материалов в сети с возможностью доступа к его чтению (ведение личного дневника в сети).

Вики (WikiWiki, что в переводе с гавайского означает «быстро») - средство для создания коллективного гипертекста, при котором история внесения изменений сохраняется.

Делишес (Del.icio.us) - сервис для хранения закладок на web - страницы с описаниями и возможностью поиска и выбора необходимых страниц.

Ютьюб (Youtube) - средство для хранения, просмотра и обсуждения видеозаписей.

Фликр (Flickr) - сервис для хранения фотографий и доступа к ним.

Таким образом, «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [2]. Как отмечает ряд ученых, основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном

для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем [6; 7].

Обратимся к специфике дистанционного образования и самостоятельной работы студентов заочной формы обучения технического вуза. Выступив с докладом на секции и проанализировав материалы круглого стола «Дистанционные технологии обучения в техническом вузе» в рамках международной научно-практической конференции «Чтения Ушинского» (2014 г.), мы выделили ряд преимуществ такой формы образования:

1. Применение дистанционных технологий для поддержки самостоятельной работы студентов предусматривает не просто выдачу заданий по интернету, но и быструю персональную помощь, подсказку, что позволяет студенту обрести уверенность в правильности принимаемых промежуточных решений.

2. Возрастает интенсивность учебного процесса, появляется возможность доступа к учебным материалам в любое время.

3. Использование ИКТ как прогрессивного средства обучения создает дополнительную мотивацию студентов к познавательной деятельности.

4. Самоконтроль студентами степени освоения материала осуществляется не в конце семестра, а по мере усвоения образовательной программы.

5. Появляется возможность индивидуального on-line диалога с преподавателем вне сетки расписания занятий, что, несомненно, стимулирует образовательный интерес.

6. Применение дистанционных педагогических технологий эффективно при работе со студентами, имеющими различный уровень подготовки, так как при такой организации образовательного процесса темп работы группы не снижает отстающий студент - он просто «идет» по индивидуальной образовательной траектории.

Каковы же, по нашему мнению, возможности развития самостоятельности будущих специалистов в процессе обучения, в том числе - дистанционного.

Итак, в чем же особенность самостоятельной работы студентов заочной формы обучения технического вуза в рамках дистанционного обучения?

Согласно исследованиям А.В. Брушлинского, С.Л. Рубинштейна и др. ученых самостоятельность - это сформированный в онтогенезе актуальный субъектный опыт. Самостоятельность состоит в авторстве выбора и решения как жизненных, так и учебных задач и обеспечивается опытом познания своих возможностей и управления своими усилиями.

Степень сформированности компонентов самостоятельности студентов, как показали проведенные нами исследования (2010-2013 гг.), на-

Роль дистанционного образования в активизации самостоятельной работы студентов технического вуза

ходится на низком уровне. Осознание студентами значимости личной самостоятельности в своем профессиональном становлении происходит лишь на завершающем этапе обучения. Это, безусловно, сказывается на качестве формирования профессиональных компетентностей будущих специалистов, их способности адаптироваться в изменяющихся профессиональных и общественных условиях. В то же время необходимо особо отметить, что развитию самостоятельности в процессе обучения в университете уделяется недостаточно внимание. Особенно актуальна эта проблема для технических вузов. Преподаватели высших учебных заведений негуманитарного профиля в своем большинстве не имеют психолого-педагогических компетенций и нуждаются в соответствующей поддержке для использования адекватных задачам своей дисциплины способов развития самостоятельности студентов. Существенную помощь могут оказать специальные курсы повышения квалификации, где психолого-педагогический аспект в приоритете. Кроме того необходимо отметить недостаток учебной литературы направленной на развитие умения студентов самостоятельно получать и осваивать знания по предмету, оценивать их усвоение, что, безусловно, является мотивацией к самообразованию и к саморазвитию студентов. Таким образом, необходимость и практическая значимость дистанционных форм образования и для преподавателей, и для обучающихся определяется потребностью в развитии самостоятельности студентов и недостатком психолого-педагогического инструментария для решения данной задачи в условиях негуманитарного профиля.

Какие же, на наш взгляд, компетенции могут формироваться в процессе самостоятельной работы в рамках дистанционного обучения? Это такие качества, способности и умения, как: понимание основных своих задач, способность идти и добиваться поставленной цели, умение находить решения в новых условиях, умение анализировать, ответственность за свой выбор, за результат своей работы, чувство долга, в том числе профессионального. Отметим, что определенные трудности вызывает формирование у студентов оценочной самостоятельности, так как в процессе самоанализа молодые люди преодолевают психологический барьер (сопротивление) на пути к осознанию и оценке своих личных качеств, ценностей и социальных ролей. В процессе дистанционного обучения идет накопление опыта рефлексии: у многих студентов происходит актуализация креативности: раскрываются изобразительные, литературные изобретательские творческие способности. Все это создает условия, чтобы студент смог по-новому взглянуть на себя, на свои возможности и перспективы. Такие изменения приводят к кардинальным переменам, в том числе в выборе жизненного пути и даже

изменении профессии (обычно через возможности профессиональной переподготовки) в соответствии со своими реальными способностями, интересами и намерениями.

С позиций психолого-педагогических наук высшей школы самостоятельная работа предполагает развитие внутренней мотивации, осознанного отношения к учебной деятельности, формирования рефлексии, целеустремленности, ответственности и главное - интеллектуального удовлетворения от процесса познания и самопознания. Дистанционные формы образования, основанные на принципах развивающего обучения, способствуют эффективной организации самостоятельной работы обучающихся, и в первую очередь - развитию предметной и личной саморегуляции, накоплению опыта рефлексии, навыков эффективного умственного труда, и, как результат, успешной социализации, то есть «вхождению» в профессию и в жизнь [6; 7].

Отметим, что виды заданий для самостоятельной работы многообразны - это курсовое проектирование, фрагментарные задачи, рефераты. В частности, весьма действенной мотивацией для самостоятельного освоения учебного курса может явиться постановка сложной задачи курсового проектирования в самом начале семестра с отказом от чтения лекций.

Студент как субъект образовательного процесса должен сам разобраться с поставленной задачей и обратиться к преподавателю за недостающими знаниями. Преподавателю следует создать мотивацию у студента, чтобы он стремился самостоятельно «добывать» в литературе и Интернет-источниках необходимую информацию. Но проблемы, касающиеся развития навыков самообучения у студентов, особенно технических, вузов, на наш взгляд, изучены недостаточно. Навыки самообучения необходимы студентам уже с первых дней учебы в университете, так как из-за большого потока научной и учебной информации и связанного с этим быстрого устаревания его значение организации самостоятельной работы возрастает.

К необходимым педагогическим условиям сегодня мы относим и дистанционную информационную поддержку, которая, безусловно, влияет на качество образовательной услуги. В этой деятельности ключевым актором становится и библиотека. Начинать работу необходимо с электронного каталога. Студенты смогут быстро найти информацию по любой дисциплине, рационально расходуя свое время и время преподавателя - тьютора. Доступ к электронному каталогу через Интернет позволит обратиться к информации из любой отдаленной точки страны, подключенной к всемирной сети. Отыскав необходимые источники, студентов надо научить работать с информацией критически, уметь выделять главное. Отметим, что особенно важно научить обучающихся способам, приемам

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «й- № 6, 2014

243

и действиям, которые полезны для самостоятельного овладения изучаемым материалом. Эффективная самостоятельная работа - это необходимое условие профессионального роста будущих инженеров.

В процессе дистанционного обучения студент и преподаватель взаимодействуют на расстоянии, эта технология полезна не только для студентов заочной формы обучения. На очном отделении обучается много способной и талантливой молодежи, которая занимается с опережением графика учебного процесса. Они хотят изучать дополнительные дисциплины и формировать профессиональные компетенции, не включенные в данное направление обучения. Поэтому именно дистанционные модули открывают возможности не только для самообразования студентов, но и для преподавателя. Сегодня главным становится разработка сетевых УМК, включающих конспект лекций, методические указания для лабораторных и практических работ, информацию о промежуточном и итоговом контроле, тестовые задания. Подготовка, создание и размещение таких электронных ресурсов - это процесс, требующий не только времени и сил, но и определенного уровня информационной культуры.

Ресурсным обеспечением преподавателя являются различные компьютерные технологии обучения (Интернет, мультимедиа технологии, компьютерные программы учебного назначения). К базовым интернет технологиям, способствующим эффективной организации самостоятельной работы, мы относим целый ряд инновационных технологий, в том числе:

- WWW (технология работы в сети с гипертекстами);

- FTR (технология передачи по сети файлов произвольного формата);

- IRC (технология ведения переговоров в реальном масштабе времени);

- E-mail (технология отправки и приема электронных писем), которая обеспечивает информационное обслуживание по пересылке информации.

В нашем случае наиболее востребованы в учебном процессе вуза такие дистанционные образовательные технологии, как технология работы в сети с гиперссылками, электронная почта и демонстрация электронных презентаций.

Итак, использование дистанционных образовательных технологий для организации самостоятельной работы студентов технического вуза создает ряд принципиально новых возможностей, а именно:

- обеспечивает оперативную передачу заданий обучаемым, интерактивность и оперативную обратную связь;

- учит пользоваться различными поисковыми системами для получения информации по интересующему вопросу;

- развивает технические навыки и умения, необходимые пользователям Интернета для коммуникации и сбора информации;

- учит анализировать и синтезировать знания в единое целое;

- обеспечивает доступ и выбор различных источников информации;

- позволяет обучающемуся оперативно оценивать собственную работу.

Таким образом, использование дистанционных технологий в техническом университете направлено не только на подготовку инженера-профессионала, но и на формирование у обучающихся метакомпетенций с помощью личностно-ориенти-рованного образовательного процесса.

Библиографический список

1. Андреев А.А., Леднев В.А., Семкина Т.А. E-learning: некоторые направления и особенности применения // Высшее образование в России. -2009. - № 8. - С. 88-92.

2. Дистанционное обучение в современном мире: Сборник обзоров / отв. ред. С.Л. Зарецкая. -М.: ИНИОН РАН, 2002. - 136 с.

3. Ибрагимов И. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. - М.: Академия, 2007. - 192 с.

4. Коряковцев С.П. Организация индивидуальной помощи студентам вуза в условиях дистанционного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2008. - 22 с.

5. Кроль В.М. Дистанционное образование: психолого-педагогические основания / В.М. Кроль, Н.И. Трифонов, Е.Д. Сотникова, М.Ю. Сивергин // Высшее образование в России. - 2009. - № 8. -С. 93-99.

6. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения / Н.В. Вол-женина. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. - 59 с.

7. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С. Полат, М.И. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2006. - 200 с.

8. Романов А., Торопцев В. Технология дистанционного обучения. - М.: Юнити-Дана, 2000. - 574 с.

9. Средства дистанционного обучения. - СПБ.: БХВ-Петербург, 2003. - 330 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.