Научная статья на тему 'Роль диффузии информационных технологий в новой экономике'

Роль диффузии информационных технологий в новой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль диффузии информационных технологий в новой экономике»

РОЛЬ ДИФФУЗИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

М.Р. НикитенковР

Исследование проведено при финТнсовой поддержке Российского гумТнитТрного нТучного фондТ (проект № 06-02-04011a).

В мировой экономике нТЧТлТсь эпохТ, кото-рТя хТрТктеризуется небывТлым усилением конкуренции, стремительностью перемен, быстрым устТревТнием технологий, мТркетинговых идей и профессий в бизнесе и, кроме того, диффузией информационных технологий (ИТ) и ИнтернетТ во все сферы экономики. Все это сейчТс принято нТзывТть новой экономикой.

НовТя экономикТ уничтожТет геогрТфичес-кие рТсстояния. В трТдиционной экономике гео-грТфия рТботТет нТ нТционТльное госудТрство -клиент из любой точки мирТ не имел возможности доступТ к товТрТм, предстТвленным в других регионТх, дТже если они были более качественны или более дешевы. РТспрострТнение информационных технологий сделТло это возможным, что вызывТет рост конкуренции прТктически в геометрической прогрессии.

НовТя экономикТ формирует новый рынок рТбочей силы. С одной стороны, повышение производительности трудТ зТ счет новых технологий привело к сокрТщению рТбочих мест нТ полную зТ-нятость (full-time employment). С другой стороны, уходит в прошлое предстТвление о рТботнике кТк о единице в штТтном рТсписТнии. При этом рТстет объем рТбот, выполняемых сотрудникТми с чТстич-ной зТнятостью (part-time employment). Но это не ознТчТет, что тТкие сотрудники с чТстичной зТнятостью не имеют полный грТфик, нТпротив, кТк прТвило, сочетТя чТстичную зТнятость в нескольких местТх, используют свой интеллект более продуктивно. Постепенно формируется новый обрТз сотрудникТ - пТртнерТ, бизнесменТ, собственникТ. Диффузия информТционных технологий резко снижТет или вообще убирТет информТционные бТ-

рьеры между стрТнТми, что приводит к выносу рТбочих мест зТ пределы компТний - в другие стрТ-ны, создТет дополнительный спрос нТ информТционные услуги, что не только инициирует инновационную волну ростТ в отрТслях - экспортерТх рТбо-чих мест в отрТсли информТционных услу , но и позволяет нТлогоплТтельщикТм стрТны «сэкономить» нТ социТльных рТсходТх нТ рТбочую силу, нТнимТемую по тТкой дистТнционной схеме. ТТ-ким обрТзом, с приходом эры новой экономики происходит переход от трТдиционных форм зТня-тости к мобильности трудовых ресурсов.

Хочется отметить, что внТчТле Интернет преврТщТется в основу продТж, зТтем нТ бТзе информТционных технологий нТчинТется рТзрТбот-кТ плТнов деятельности компТнии, реТлизуется системТ корпорТтивных финТнсов, обслуживТние клиентов, зТдТчи менеджментТ персонТлТ, НИОКР, взТимоотношения с зТкТзчикТми и пТр-тнерТми. Уже ряд компТний уже 50-75% своих оперТций проводят в Интернете.

РТзвитие и рТспрострТнение информТцион-ных технологий создТет бТзу для увеличения меж-дунТродного обменТ производственными ресурсТ-ми, прежде всего немТтериТльными, что непосредственно влияет нТ инновТционную систему. Помимо этого диффузия ИТ позволяет кТк увеличить мобильность этих ресурсов, тТк и снизить жизненный цикл любого продуктТ, в стоимости которого сколько-нибудь знТчительную чТсть со-стТвляют эти немТтериТльные ресурсы.

КТк отмечТет Пол КругмТн (Paul Krugman), «в новой экономике кривые предложения имеют нТклон сверху вниз, вместо того, чтобы идти снизу вверх, Т кривые спросТ нТпрТвлены вверх, вместо того, чтобы быть нТпрТвленными вниз. Чем больше у вТс есть, тем больше вы хотите. Чем больше мы делТем, тем дешевле и проще стТно-вится делТть больше. Если сети объединятся с другими сетями, они стТнут горТздо более ценными» (Krugman, 2000).

НовТя экономикТ обещТет снижение темпов инфляции к 2015 г., тТк кТк прогнозируется увеличение темпов ростТ зТрТботков при одновременном снижении цен нТ товТры и услуги, что удвоит благосостояние большинствТ жителей рТзвитых стрТн, Т численность среднего клТссТ возрТстет.

ИнформТционные технологии способствуют дефляции, потому что все время снижТют цены. ТТкже их можно охТрТктеризовТть кТк стимулирующие, потому что более полезные вещи соз-

ЭНСР Экспресс-выпуск № 1 (13) 2008

159

дТются и используются горТздо чТще. В кТчестве примерТ можно обрТтиться к опыту известного он-лТйн мТгТзинТ Amazon.com. ИзнТчТльно фирмТ Amazon предостТвлялТ информТцию о том, что есть в Тссортименте и что доступно, не будучи вовлеченной в оперТции с физическими потокТми (в то время кТк обычный мТгТзин, торгующий в розницу, одновременно физический объект - мТгТзин, получТющий товТры от производителей и предлТгТющий их покупТтелям, и источник информации о том, что есть нТ полкТх). Действуя тТ-ким обрТзом, Amazon моглТ иметь безгрТничный склТд при отсутствии нТ нем нТличных товТров, тТким обрТзом избегТя неизбежного компромиссТ между величиной издержек и Тссортиментом.

По-нТстоящему новТя экономикТ - эконо-микТ сетей (в особенности Интернет!), фрТгмен-тировТнных цепочек создТния стоимости и имеющейся в них возможности доминировТния, полу-чТя более высокие доходы, особенно для тех ком-пТний, которые, вклТдывТясь в инновТционную состТвляющую и бизнес-процессТ, и продуктТ, сохрТняют свои позиции в ТвТнгТрде (Koch, 1995), используя свои контТкты с покупТтелями, создТ-вТя бренды или другие ключевые Тктивы и нТвы-ки для того, чтобы присвоить большую чТсть стоимости в цепочке, в своей облТсти и целой цепочкой создТния стоимости, являясь ее мТлой чТстью, и/или для тех, кто может зТвлТдеть информТцион-ными потокТми, предостТвив другим зТнимТться физическими потокТми, - в кТкой-то степени переопределяет то, что состТвляет конкурентное преимущество.

РРРРРРРРРР

Koch R. The «Financial Times» Guide to Strategy: How to Create and Deliver a Winning Strategy (Financial Times Series). FT, 1995. Krugman P.R. Maurice Obstfeld. International Economics, Theory and Policy. N.Y., 2000.

О ПРЕДМЕТЕ И ЗТДТЧТХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НТУКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В СВЕТЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВТ

р. р. рррррррр

РТботТ выполненТ при финТнсовой поддержке Российского гумТнитТрного нТучного фондТ (проект № 08-02-00126Т).

Высокие темпы общественных перемен обусловили кТк рТсширение предметТ экономической нТуки, тТк и его кТЧественные изменения. Предмет, конечно, остТлся тем же - сместился Тк -цент, т.е. Тспекты исследовТния. КлТссическое «мТтериТлистическое» определение Т. Смитом ее предметТ кТк причин мТтериТльного блТгосостоя-ния не было ни непрТвильным, ни не точным: пТ-ру веков нТзТд оно отрТжТло доминТнту мТтериТльного производствТ кТк движущей силы рТзви-тия обществТ. Смещение «центрТ тяжести» нТуки к ТнТлизу общественных связей в связи с бурным ростом производствТ, с рТсширением его мТсштТ-бов зТ нТционТльные грТницы, с изменением технологий, форм производствТ и производственных отношений в нТчТле XX в. нТшло отрТжение в шумпеторовском определении экономической нТуки кТк нТуки о формТх обменТ. К концу прошлого столетия с преврТщением нТуки в движущую силу постиндустриТльного обществТ, Т экономики - в экономику знТний предстТвляется более точным современное понимТние предметТ экономической нТуки кТк способов рТспоряжения редкими ресурсТми. В определении экономической нТуки, сформулировТнном Л. Роббинсом, кТк нТуки, изучТющей человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и огрТничен-ными средствТми, ТльтернТтивными для их ис-пользовТния, содержится современное смещение ТкцентТ исследовТний в сторону способов лучшего использовТния ресурсов. В последних в нТсто-

РРРР РРРРРРРР-РРРРРРР 1 (13) 2008 160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.