Научная статья на тему 'РОЛЬ ДИАЛОГА В ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

РОЛЬ ДИАЛОГА В ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Гуманизация / диалог / готовность к диалогу / трудности диалогизации / сотрудничество / гражданский форум / диалоговая технология / диалоговая педагогика / монологовая педагогика. / Humanization / dialogue / readiness for dialogue / difficulties of dialogization / cooperation / civil forum / dialogue technology / dialogue pedagogy / monologue pedagogy.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевелева И. А., Якимович И. Г.

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования готовности к диалогу у педагогов и обучающихся как условия процесса гуманизации современного образовательного процесса. Особое внимание уделяется характеристике диалога в учебном процессе, принципам и трудностям внедрения диалоговой педагогики в педагогическую практику. Авторы описывают опыт создания и апробации Программы внеурочной деятельности (для обучающихся) и Программы курсов повышения квалификации (для педагогов), посвященных формированию готовности к диалогу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевелева И. А., Якимович И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE DIALOGUE IN THE HUMANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article discusses topical issues of formation of readiness for dialogue among teachers and students, as a condition of the process of humanization of the modern educational process. Particular attention is paid to the characteristics of the dialogue in the educational process, the principles and difficulties of introducing dialogue pedagogy into pedagogical practice. The authors describe the experience of creating and testing the Program of Extracurricular Activities (for students) and the Program of Continuing Education Courses (for teachers), dedicated to the formation of readiness for dialogue.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДИАЛОГА В ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

УДК 37.02+37.06

РОЛЬ ДИАЛОГА В ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

© 2022 И. А. Шевелева1, И. Г. Якимович2

1 кандидат филологических наук, старший преподаватель e-mail: forgetmenot69 @ rambler. ru 2кандидат педагогических наук, доцент e-mail: ira. vodoley @ mail. ru

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования готовности к диалогу у педагогов и обучающихся как условия процесса гуманизации современного образовательного процесса. Особое внимание уделяется характеристике диалога в учебном процессе, принципам и трудностям внедрения диалоговой педагогики в педагогическую практику. Авторы описывают опыт создания и апробации Программы внеурочной деятельности (для обучающихся) и Программы курсов повышения квалификации (для педагогов), посвященных формированию готовности к диалогу.

Ключевые слова: гуманизация, диалог, готовность к диалогу, трудности диалогизации, сотрудничество, гражданский форум, диалоговая технология, диалоговая педагогика, монологовая педагогика.

THE ROLE OF THE DIALOGUE IN THE HUMANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

© 2022 I. A. Sheveleva1, I. G. Yakimovich2

1Senior Lecturer, Candidate of Philological Sciences e-mail: forgetmenot69@rambler. ru 2Assistant Professor, Candidate of Pedagogical Sciences e-mail: ira.vodoley@mail.ru

Bryansk State University named after academician I. G. Petrovsky

The article discusses topical issues of formation of readiness for dialogue among teachers and students, as a condition of the process of humanization of the modern educational process. Particular attention is paid to the characteristics of the dialogue in the educational process, the principles and difficulties of introducing dialogue pedagogy into pedagogical practice. The authors describe the experience of creating and testing the Program of Extracurricular Activities (for students) and the Program of Continuing Education Courses (for teachers), dedicated to the formation of readiness for dialogue.

Keywords: humanization, dialogue, readiness for dialogue, difficulties of dialogization, cooperation, civil forum, dialogue technology, dialogue pedagogy, monologue pedagogy.

В условиях совершенствования современного образования проблема его гуманизации стоит достаточно остро. В учебно-воспитательном процессе российских школ зачастую еще можно наблюдать преобладание трансляции готовых знаний, проверки памяти, авторитаризма, в то время как современная жизнь предъявляет к выпускнику - молодому человеку новые требования: умение делать выбор и нести

за него ответственность, проявлять творческую инициативу, обладать системой общечеловеческих ценностей, самостоятельностью и др. В качестве результатов деятельности образовательной организации сегодня рассматривается личная, профессиональная и социальная успешность человека. Достижение обозначенных ориентиров возможно только на основе гуманизации, реализации гуманистической парадигмы, рассматривающей человека как наивысшую ценность, как субъекта социальной жизни, самоопределения и саморазвития.

Гуманизация находит свое отражение прежде всего в актуальных на сегодняшний день воспитательных целях и задачах. Если раньше смысл педагогической деятельности заключался в передаче обучающимся знаний, то гуманизация предполагает подчиненность этой деятельности другой задаче - способствовать всеми возможными средствами развитию ребенка.

В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей в сфере воспитания детей является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [7, с. 1-3].

В соответствии с задачей духовно-нравственного воспитания молодого поколения важно помогать подросткам осознавать ценности человеческой личности, прививать им уважение к правам и достоинству каждого человека.

Гуманизация образовательного процесса предполагает также создание комфортных психолого-педагогических условий, направленных на изучение потребностей и индивидуальных способностей ребенка, развитие выявленных способностей и самореализацию обучающегося.

С целью решения вышеуказанных задач сегодня востребован иной, демократический стиль педагогической деятельности и общения. А значит, обязательным условием гуманизации образования является установление гуманных субъект-субъектных отношений между участниками учебного процесса в рамках их взаимодействия и сотрудничества.

От педагога в настоящее время требуется изменение собственного мышления в сторону безусловного принятия личности ребенка и уважения к нему, веры в личность каждого ученика, а также изменение и реорганизация в соответствии с новым мышлением педагогической деятельности. В этой ситуации особое значение, по мнению И.А Колесниковой, отводится гуманизации, которая реализуется через диалог [5, с. 32].

Диалог в обучении, или учебный диалог, - своеобразная форма общения и отношения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в форме речи, в ходе которого происходит информационный обмен между партнерами и регулируются дела между ними [2, с. 118].

Главной предпосылкой диалога является диалогическое отношение, связывающее участников диалога друг с другом и с самим диалогом [8].

В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. Учителю важно строить отношения на основе доверия, взаимопонимания и любви. Благодаря благоприятному позитивному психолого-педагогическому климату достигается субъект-субъектный характер взаимодействия и высокая степень активности обучающихся в коммуникативном процессе.

По мнению Н.А. Асташовой, в основе диалоговой педагогики лежат:

- принцип обогащения информации, реализация которого сопровождается ее аргументированным обсуждением и обменом;

- принцип единства в многообразии, предполагающий стремление и возможность прийти к компромиссу;

- принцип свободы выбора, который ориентирует участников на анализ ситуации и предвидение последствий ее обсуждения;

- принцип динамизма, предполагающий активный поиск творческих решений;

- принцип эмоциональной открытости, который выражается в контактности, естественности, искренних эмоциях и чувствах [1, с. 23].

Организация диалога в образовательном процессе - это не просто внедрение образовательной технологии, а это изменение сущности процесса обучения, когда педагог превращается в активатора, стимулятора, организатора самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся. Если на первоначальном этапе педагог оказывает максимальную помощь обучающимся в решении учебных задач, то затем в результате постепенной активизации обучающихся к их полной саморегуляции и учитель, и обучающиеся постепенно превращаются в равноправных партнеров и сотрудничают, взаимодействуют друг с другом.

И.С. Кельциновой выделены следующие основные признаки такого сотрудничества:

• демократическое руководство;

• руководимый движется главным образом внутренними мотивами, и абсолютное большинство действий выполняется им добровольно;

• деловое общение, основанное на диалоге, использовании инициативы и самоконтроля руководимого. Последний осознает себя субъектом взаимодействия;

• наличие элементов межличностного общения, доверительность и эмоциональная раскрытость с обеих сторон;

• наличие внеделового межличностного общения [3, с. 275].

Такого рода сотрудничество в условиях гуманизации образовательного процесса возможно, если и педагоги и обучающиеся готовы к диалогу и к сотрудничеству. По мнению Е.В. Коротаевой, результативность и эффективность решения множества профессиональных задач сегодня зависит не только от индивидуальных качеств и умений индивида, но и от его готовности и умения включиться в совместную деятельность на уровне партнерства, сотрудничества, сотворчества, от сформированной культуры социального поведения [6]. Мы считаем, что необходимо проводить серьезную работу по формированию культуры диалога, готовности к диалогу и у обучающихся и у педагогов.

Составными элементами культуры диалога и готовности к диалогу, с нашей точки зрения, выступают следующие нравственные характеристики и умения:

• вести диалог;

• выстраивать беседу;

• формулировать вопросы и ответы;

• вычленять главное;

• терпимо и внимательно относиться к собеседнику;

• отстаивать свою точку зрения, но не навязывать ее;

• слушать и слышать;

• стремление к взаимоуважению;

• способность к сопереживанию и пониманию;

• умение взаимодействовать.

Педагоги-практики указывают в рамках проведенного нами опроса на следующие трудности диалогизации образовательного процесса, возникающие в связи с неготовностью к диалогу обучающихся:

- «Современные дети в большинстве своем лишены навыков живого общения и диалога, зачастую не умеют и не готовы высказать свое мнение».

- «Боязнь не быть услышанным, понятым».

- «На детей давит авторитет учителя».

- «Сложно для неподготовленной аудитории. Сильные дети довлеют над слабыми».

- «Дети эгоцентричны и хотят слышать только себя».

- «Неумение детей соблюдать правила этики общения».

В этой связи нами была разработана Программа курса внеурочной деятельности «Диалог - путь к саморазвитию и успеху» для старшеклассников. Реализация данной программы в рамках духовно-нравственного (социального) направления внеурочной деятельности предусматривается в нескольких школах Брянской области. Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования.

Цель курса «Диалог - путь к саморазвитию и успеху» - способствовать развитию и саморазвитию личности ребенка в ходе диалогового взаимодействия, а также формирование социальной коммуникативной компетенции, готовности принимать решения и брать на себя за них ответственность. Задачи программы:

• способствовать формированию интереса к общественно значимым проблемам, к основам коммуникации и ведению диалога;

• развивать коммуникативные компетенции обучающихся.

В процессе реализации курса внеурочной деятельности «Диалог - путь к саморазвитию и успеху» у обучающихся формируются личностные и метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) навыки и результаты. Среди наиболее важных личностных и коммуникативных результатов можно выделить:

- развитие у обучающихся интереса к общественно значимым социальным проблемам;

- мотивацию обучающихся к личностному саморазвитию как фактору успешности;

- формирование гражданской и творческой активности подростка;

- приобретение опыта участия в диалоговом взаимодействии;

- способность вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;

- умение взаимодействовать в команде, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- проявление уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого и его точке зрения;

- формирование у воспитанников навыков участия в диалоге и ведения диалога. На занятиях по данному курсу предполагается знакомство с основными

признаками диалога, различными формами дискуссии, работа по самопознанию и совершенствованию коммуникативных навыков. Содержательно программа включает три основных раздела:

1. Социальные компетенции, общественная политика и самореализация личности.

2. Диалог в общественной политике. Гражданский Форум.

3. Диалоговый опыт и его роль в саморазвитии и самореализации молодежи.

Формы проведения занятий - социально-психологический тренинг, дискуссия, практикум.

В условиях изменившейся социально-экономической ситуации и образовательной практики возникла необходимость становления и развития у педагогов нового профессионального мышления, одной из характеристик которого выступает диалогичность, готовность к диалогу.

Процесс формирования готовности к диалогу у педагогов сопровождается рядом трудностей. Партнерство и субъект-субъектные отношения учителя и обучающегося возможны, если педагог признает ценность личности ученика, несмотря на разницу в положении, уровне культуры и образования, возрасте, жизненном опыте и т.д. Партнерство основывается на доверии, которое выражается в искреннем интересе к независимым взглядам современной молодежи, недопустимости унижения личного достоинства ребенка и одновременно справедливой требовательности к нему. Этому процессу мешает ситуация зависимости ребенка от педагога, а также наличие стереотипов в сознании педагогов, которые долгое время работали в условиях монологовой педагогики и у них сформировались определенные представления о роли и позиции учителя в учебно-воспитательном процессе.

В настоящее время нами разработана программа «Теория и практика диалоговой педагогики» и на базе Брянского института повышения квалификации работников образования проведена серия курсов повышения квалификации «Педагогическая деятельность в образовательной организации общего и дополнительного образования: для педагогов области (учителей истории и обществознания и заместителей директора по воспитательной работе).

В ходе деятельности на курсах повышения квалификации у педагогов формируется четкое представление о признаках диалоговой педагогики в отличие от монологовой:

- сотрудничество между участниками;

- наличие общей цели;

- возможность расширить свою позицию и даже изменить ее;

- достижение возможного совместного решения;

- возможность быть услышанным;

- отсутствие доминирования;

- развитие и саморазвитие;

- незавершенность, ненавязывание, открытость.

В ходе проведения занятий с педагогами мы еще раз убедились в том, что, к сожалению, не все педагоги психологически готовы к диалоговому взаимодействию в профессиональной деятельности. В своих анкетах они отмечали, что некоторым мешают:

- косность мышления;

- привычная авторитарность;

- привычка перебивать и не сдерживать себя;

- неумение слушать другое мнение и нежелание его понять и принять;

- нежелание подстраиваться под других;

- неготовность меняться;

- стереотипы.

Для преодоления трудностей, по мнению педагогов, необходимо следующее:

- «Учиться общению, в том числе с помощью тренинговых упражнений».

- «Работать над собой, заниматься профессиональным самовоспитанием».

- «Безоценочное участие в диалоге».

- «Больше давать возможностей работать в группах, высказываться».

- «Тренинги по бесконфликтному общению».

- «Самим вырабатывать правила диалога».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «Предоставить больше инициативы детям».

Занятия в рамках курсов по диалоговой педагогике проходят в деятельностном, диалоговом режиме и начинаются, как правило, с непосредственного погружения в одну из эффективных диалоговых технологий - Гражданский форум. Эта технология ориентирована на диагностирование и формирование навыков ведения диалога, поиска компромисса, предвидения последствий принимаемых решений.

Результатом такой дискуссии становится не «одномоментный срез» поверхностных мнений, а взвешенное общественное суждение. При анализе 3-4 подходов решения проблемы в ходе направленного диалога выявляются осмысленные симпатии и антипатии участников обсуждения [4, с. 12].

Участвуя в Гражданском форуме, слушатели сразу отмечают отличительные признаки и особенности данной формы дискуссии:

• сами «докапываемся» до проблемы,

• переходим от монолога к диалогу,

• нет соперничества, а есть взаимодействие,

• обогащаемся знаниями,

• комфортная обстановка,

• возможность быть услышанным,

• неформальное общение,

• много способов вовлечения в обсуждение проблемы.

На занятиях в ходе курсов осуществляется отработка педагогических навыков по выделению признаков диалоговой технологии, ведению диалога и готовности учителя к занятию позиции координатора и консультанта.

У участников также есть возможность обменяться опытом применения диалоговых технологий в практике своей работы. В ходе совместного обсуждения выделяются признаки диалоговых технологий и с этой позиции анализируется представленный педагогический опыт. Как правило, участники делают вывод об идентичности понятий «интерактивные технологии» и «диалоговые технологии». И диалоговые, и интерактивные технологии основываются на взаимодействии, коммуникации и предполагают сообучение, когда педагог и обучающиеся выступают в качестве субъектов образовательного процесса. Педагоги применяют в работе такие диалоговые технологии, как «игровая технология» (ролевая игра, драматизация), «технология критического мышления» (отдельные ее приемы: мозговой штурм, кластер), «дискуссионные технологии» (дебаты, диспуты), «технология обучения в сотрудничестве», коллективно-творческое дело, кейс-технология, технология социального проектирования и др.

В результате коллективного обсуждения выделяются характеристики педагога, работающего в диалоговом режиме:

- умение сдерживать эмоции;

- мастерство предупредить конфликт;

- умение абстрагироваться от своей точки зрения;

- умение быть нейтральным;

- коммуникабельность;

- уравновешенность;

- толерантность.

Таким образом, в условиях гуманизации современного образования важнейшими его составляющими являются готовность и умение вести диалог субъектами образования, вступать в отношения сотрудничества. Поэтому школа

должна ориентироваться на формирование готовности к диалогу обучающихся, а готовность к диалогу педагога мы рассматриваем как важнейшую профессиональную и личностную компетенцию.

Библиографический список

1. Асташова, Н. А. Развитие аксиосферы будущих педагогов в условиях диалогового пространства образования. Монография / Н. А. Асташова. - Брянск: РИО БГУ; Издательство «Белобережье», 2018. - 240 с.

2. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин; Составитель С. Г. Бочаров; Текст подготовили Г.С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; Примечания С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. - Москва: Искусство, 1979. - 424 с.

3. Кельцинова, И. С. Гуманная педагогика- общечеловеческая ценность / И. С. Кельцинова // Молодой ученый. - 2010. - №1-2(13). - Том 2. - С. 274-277.

4. Коваленко, Н. С. Гражданский Форум: от общественного мнения к общественному суждению. Методические рекомендации / Н. С. Коваленко, Л. Ю. Лупоядова, И. Г. Якимович, Д. В. Макаров, Н. В. Нестерова. - Брянск: «Курсив», 2012. 75 с.

5. Колесникова, И. А. О критериях гуманизации образования / И. А. Колесникова // Педагогическая наука: Теория. Практика. - Санкт-Петербург, 2004. - 213 с.

6. Коротаева Е.В Организация взаимодействий в образовательном процессе школы. - Москва: Сентябрь, 2016. - 192 с.

7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г №996-р.

8. Burbules N. C. Dialogue in teaching: Theory and practice. New York: Teachers College Press, 1993. 186 p. (Advances in Contemporary Educational Thought, 10).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.