психодиагностика и познаниЕ личности
УДК 159.92
РОЛЬ ДИАГНОСТИКИ ИСХОДНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА СОТРУДНИКОВ ОВД
А. В. Соловьева
В статье обосновывается перспективность установления исходного личностного потенциала для формирования позитивного имиджа сотрудников органов внутренних дел. На основе экспериментального исследования проанализированы исходные личностные потенциалы курсантов.
Ключевые слова: имидж, индивидуальный имидж, социальный имидж, исходные потенциалы личности.
В научный оборот понятие «имидж» вошло сравнительно недавно, однако как феномен формировалось и развивалось в течение многих веков. Издавна люди стремились предстать такими, какими их хотели бы видеть окружающие, осознавая конструктивный характер такого поведения. Между тем обычным явлением процесс целенаправленного формирования имиджа становится лишь в конце XX в. Преимущественно это касается Европы и Америки. В нашей стране рынок таких услуг и спрос на них только формируется.
Говоря об имидже, как правило, имеют в виду некий психологический образ. Насчитывается десятки определений понятия «имидж»:
— эмоциональное окрашивание устойчивого образа кого- или чего-либо, сложившееся в массовом сознании ';
— абстрактно отчужденный от личности носителя образ, включающий в себя реальные и идеальные черты, проекцию свойств, присущих общественности 2;
— искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия 3;
— набор представлений о качествах той или иной персоны, который внедряется в массовое сознание 4, и др.
Имеются различные точки зрения и относительно видов имиджа. Согласно одной из классификаций выделяется три вида имиджа:
— требуемый имидж — образ, формируемый на основе требований, предъявляемых профессиями к наличию у субъектов деятельности определенных характеристик;
— воспринимаемый имидж — образ, выстроенный на представлениях окружающих о субъекте (то, как нас видят другие);
— самоимидж — образ, основанный на прошлом опыте, но отражающий нынешнее состояние самоуважения, доверия к себе.
Отечественные исследователи С. И. Некрасов, У С. Некрасова выделяют два типа имиджа: социальный и индивидуальный, различающиеся прежде всего механизмом их создания 5. Так, механизм создания социального типа имиджа не предполагает каких-либо изменений в его носителе, а изменяет только представления о нем. Социальный тип имиджа обычно используется в политической практике и средствах массовой информации.
Индивидуальный тип имиджа используется в деловых взаимоотношениях, в связи с чем механизм его создания ориентирован на учет многочисленных особенностей процесса восприятия окружающими носителя имиджа в рамках их непосредственного общения.
Следует отметить, что интерес отечественной психологии к изучению индивидуального имиджа в последние десятилетия существенно усилился. Особое внимание при этом уделяется вопросу создания позитивного индивидуального имиджа. Факты все больше убеждают, что именно позитивный индивидуальный имидж способствует установлению стабильных доверительных отношений между субъектами взаимодействия и, как следствие, оказывает положительное влияние на эффективность достижения стоящих перед ними задач. В Америке говорят, что позитивный имидж стоит миллиарды долларов. Именно поэтому психологические условия, механизмы, факторы и иные аспекты, раскрывающие особенности формирования позитивного индивидуального имиджа сотрудников правоохранительных органов, приобретают особое значение. Более того, проблему формирования позитивного имиджа сотрудников органов внутренних дел называют одной из первоочередных проблем реформирования правоохранительной системы России 6.
Нетрудно заметить, что к людям, носящим форменную одежду сотрудников органов внутренних дел, общественное сознание всегда предъявляло и предъявляет сейчас более чем высокие требования, особенно в части проявления у них высокой степени культуры, образованности, интеллигентности, правовой и профессиональной подготовленности, компетент-
ности, честности, порядочности и т. п. В основном это обусловлено тем, что авторитет закона в значительной степени зависит от авторитета людей, его олицетворяющих.
Как результат, любое, даже минимальное, отклонение поведения сотрудников органов правоохраны от должного, задаваемого обществом в качестве эталона, например, развязность, грубость в общении, ненормативная лексика, жаргонные выражения, вызывающие жесты и т. п., влечет резко отрицательную реакцию населения. К сожалению, деформированные способы самоподачи в среде сотрудников органов внутренних дел еще встречаются 7, что создает определенные трудности в работе по созданию позитивного имиджа правоохранительной системы в целом (социальный имидж). Указанное ставит задачу поиска путей и способов повышения авторитета органов внутренних дел. Одним из наиболее перспективных вариантов в этом случае может служить формирование позитивного индивидуального имиджа каждого из сотрудников, несущих службу в правоохранительной системе.
Технология формирования индивидуального имиджа включает в себя шесть базовых этапов 8.
1. Определение стартовых условий.
2. Создание внешности.
3. Отработка коммуникативной механики.
4. Овладение эффективной поведенческой техникой.
5. Изучение законов ортобиоза (т. е. здорового образа жизни).
6. Совершенствование профессионализма.
Работа при этом ведется с каждым конкретным
сотрудником, путем усиления либо сглаживания имеющихся у него собственных черт, а также обретения отсутствующих, но необходимых качеств в контексте «требуемого» имиджа.
Примечательно, что личностные характеристики носителя имиджа корректируются только в соответствии с постулатом о том, что каждый человек — это уникальное создание, со своими слабыми и сильными сторонами, поэтому прививание ему каких-либо ранее не свойственных черт должно быть максимально комфортным. Во всяком случае, только при таких условиях имидж будет убедительным (нейтрализация эффекта «вороны в павлиньих перьях»). На этой основе можно с уверенностью утверждать, что определение стартовых условий будет являться основополагающим этапом технологии создания индивидуального имиджа, поскольку именно он имеет своей целью определение тех собственных ресурсов и резервов психологической системы, которые свойственны конкретной личности.
В целом изучение ресурсов психологической системы человека, их силы и возможных соотнесений является отдельным направлением психологических исследований. Так или иначе, но анализ ресурсов позволяет установить имеющуюся у человека базу возможностей и «допущений», может объяснить некоторые пределы его поведения и ограничения в нем (исходные потенциалы личности). В контексте формирования позитив-
ного индивидуального имиджа это имеет ключевое значение, поскольку обеспечивает личности необходимый комфорт при сглаживании собственных несоответствующих качеств и обретении требуемых новых. Речь, по большому счету, идет о том, что анализ ресурсов и резервов психологической системы личности позволяет корректировать программу формирования имиджа так, чтобы с самого начала применять только те воздействия, которые целенаправленно будут актуализировать именно требуемый для формирования соответствующего имиджа потенциал. Тем самым решается и проблема возможного дискомфорта при соотнесении реальности общественного сознания, представляемой «требуемым» имиджем, с реальностью конкретной индивидуальности (самоимидж).
В наиболее общем виде знание такого рода (исходные потенциалы личности) позволит максимально использовать естественные свойства личности в процессе соотнесения индивидуальности с требованиями общества. Примечательно, что стремление приблизить личностные характеристики к общественному идеалу не противоречит в этом случае тенденции учета индивидуальных особенностей индивида. Таким образом, установление исходных потенциалов личности становится основным вопросом, требующим своего решения в процессе формирования позитивного индивидуального имиджа. В свете новых задач, которые ставит перед обществом и государством реформа правоохранительной системы, принципиально значимым видится изучение характера психологических резервов и ресурсов у курсантов учебных заведений МВД России, представляющих собой будущее правоохранительной системы. В силу этого определение той базы личностных возможностей, которая имеется у современных курсантов, стало целью нашего исследования.
Экспериментальную базу исследования составили 65 курсантов Московского университета МВД России. Состав выборки (курсанты, обучающиеся на третьем курсе, средний возраст 20-21 год) обусловлен характером процесса их адаптации. Считается, что именно к третьему году обучения курсанты находятся в наиболее стабильном состоянии. Они привыкли к специфике служебного распорядка, осознали и приняли на себя требования будущей социально-профессиональной роли, но еще не ориентированы значимо на непосредственное выстраивание профессиональной карьеры, как это бывает на выпускном, пятом курсе.
Методически исследование осуществлялось прежде всего с помощью авторской анкеты, где анализу в контексте цели исследования подвергался только один вопрос: «Считаете ли Вы себя достойным служить в органах внутренних дел? Подчеркните возможный вариант ответа: нет; скорее, нет; скорее, да; да; затрудняюсь ответить». Это было предпринято для того, чтобы исключить из выборки молодых людей, для которых служба в органах внутренних дел не является внутренне одобряемым элементом собственной реальности. Курсантам была предложена также поисково-ориентировочная
Таблица. Результаты обследования курсантов по методике ПОМ: определение преобладающих тенденций
Тенденции Меап МеШап
Энергичность 7,6 8,0
Пассивность 2,2 2,0
Автономность 5,6 5,0
Зависимость 2,1 2,0
Агрессивность 2,8 2,0
Эгрессивность 4,5 4,0
Эмоциональность 6,1 6,0
Безучастность 2,2 2,0
Напряженность 2,2 1,0
Расслабленность 3,1 3,0
Экзокатексия 3,7 4,0
Эндокатексия 2,9 2,5
Импульсивность 3,8 4,0
Осмотрительность 5,5 5,5
Управляемость 1,9 2,0
Самоуправляемость 6,6 7,0
Чувствительность 3,9 4,0
Нечувствительность 3,8 3,0
Кооперативность 7,4 8,0
Конфликтность 2,9 2,5
Удовлетворительность 5,1 5,0
Неудовлетворительность 1,5 1,0
Примечание. Жирным шрифтом выделены максимальные значения.
методика (ПОМ), разработанная под руководством Л. Б. Филонова.
В наиболее общем виде целевое назначение методики ПОМ заключается в измерении в обследуемой социальной группе величины тенденций, определяемых через детерминанты. Под тенденциями понимаются модели поведения в широком диапазоне обстоятельств, которые могут характеризовать обследуемую социальную группу. Детерминантами обозначаются факторы, или причины, определяющие возникновение некоего явления, в данном случае — преобладающих моделей поведения. Иначе говоря, поисково-ориентировочная методика позволяет посредством определения преимущественных векторов поведения установить базовый композиционный конструкт личности современного курсанта.
Обработка данных, полученных по методике ПОМ, осуществлялась с применением статистических способов обработки: высчитывалось среднее арифметическое, определялась медиана. При этом обработке подлежали протоколы только тех курсантов, которые на вопрос анкеты «Считаете ли Вы себя достойным служить в органах внутренних дел?...» дали один из двух вариантов ответа, а именно: «да» или «скорее, да». В результате в дальнейшей обработке участвовало только 60 протоколов, что составляет 92% от всей обследуемой выборки. Кроме того, поскольку результаты диагностики не обнаружили гендерных различий, необходимость сбора эмпирических данных по двум выборкам в соответствии с половой принадлежностью была исключена.
В ходе обработки данных по методике ПОМ было установлено, что наиболее выраженными у курсантов поведенческими моделями являются тенденции к проявлению энергичности и кооперативности, дополня-
Рис. Результаты обследования курсантов методикой ПОМ: определение преобладающих детерминант
ют их тенденции к самоуправлению и эмоциональности (см. табл.).
Иными словами, преобладающей моделью самоподачи курсантами себя обществу является модель активного, эмоционально насыщенного и деятельного субъекта, неконфликтного, склонного к контакту, кооперации и переговорам, мечтающего о самостоятельности и независимости.
Анализ детерминационного поля молодых людей показывает, что наиболее выраженными детерминантами поведения у курсантов являются парадигмы «готовности», «ценности» и «будущего» (рис.).
Парадигма «готовность» означает, что человек постоянно пребывает в ожидании какого-либо воздействия со стороны окружения. Более того, это не просто констатация ожидания ситуации, но и заведомая соотнесенность с ней (как бы мысленная проработка алгоритма действий, «подготовленный экспромт»), что в принципе исключает какую-либо самостоятельность и независимость, но обусловливает повышенную активность и контактность (в контексте выраженного стремления ко взаимодействию).
Парадигма «ценность» свидетельствует о том, что у курсантов достаточно сильно развито стремление к поиску и оценке информации. Они стремятся поучаствовать в как можно большем количестве ситуаций, стараясь при этом эмоционально их прочувствовать. Итогом эмоционального вчувствования становится, как правило, придание ситуации исключительного значения.
Парадигма «будущее» отражает наличие у курсантов, с одной стороны, переживаний о том, что в настоящий момент им доступны не все возможности и, с другой стороны, уверенности в том, что некоторая подготовительная работа кардинально изменит ситуацию.
Дополнительно следует отметить, что низкие значения по детерминантам «контрастность» и «больше, чем» свидетельствуют о том, что склонность к противостоянию и стремление к состязанию выражены у курсантов достаточно слабо, скорее всего, потому, что они не отмечают в себе особых преимуществ.
В наиболее общем виде результаты демонстрируют следующий композиционный конструкт исходных личностных потенциалов (стартовых условий) современного курсанта: энергетически «богатый», активный субъект взаимодействия, деятельность которого по большей
Кибак И. А. Социопсихологическое обеспечение законотворчества
части направлена на поиск возможностей к установлению контактов с окружающим миром (молодые люди открыты окружению, не противопоставляют себя ему). Главной целью этих контактов является получение эмоционального удовлетворения. Между тем явно выраженной склонности к риску у курсантов не установлено. К автономным действиям они готовы только в тех ситуациях, где им, хотя бы приблизительно, известен алгоритм действий. От взаимодействия в ситуациях, инициирующих конкуренцию и соревнование, курсанты, если имеется возможность выбора, отказываются, в силу преобладания у них мнения о собственной «неподготовленности». При этом значимого дискомфорта по данному поводу у курсантов не обнаружено: они открыты разнообразным воздействиям и готовы «тренироваться» во имя формирования новых возможностей.
Подводя итоги, можно констатировать перспективность данного подхода (связанного с основополагающим значением установления исходных личностных потенциалов) к формированию имиджа правоохранительной системы. Известно, что в общей сложности свое мнение об органах внутренних дел люди формируют на основе личного опыта восприятия конкретных представителей органов правопорядка. Как следствие, для повышения уровня доверия населения к полиции необходимо, чтобы граждане на соб-
ственном опыте увидели в сотрудниках МВД защитников интересов общества и государства. Активизировать этот процесс возможно, как представляется, через персонализацию работы по формированию позитивного имиджа, где ключевое значение во имя оптимизации данного процесса будет отдано установлению исходных личностных потенциалов.
1 Сёмик А. А. Психологическая характеристика имиджа сотрудников органов внутренних дел (90-е годы ХХ века): монография, 2001. 192 с.
2 Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. М., 1997. 344 с.
3 Панасюк А. Ю. Имидж: энциклопедический словарь. М., 2007. 768 с.
4 Кузин Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М., 2002. 512 с.
5 Некрасов С. И., Некрасова У. С. Основные модели создания имиджа // Фундаментальные исследования. 2007. № 10. С. 32-35.
6 Кузнецов А. В., Гончаренко А. А. Роль руководящего состава ОВД в формировании общественного мнения о полиции. С. 14-16.
7 Дубнякова А. И. Образ сотрудника полиции в сознании граждан // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 4. С. 19-22.
8 Браун Л. Имидж — путь к успеху. СПб., 2005. 192 с.
УДК 342.53:316.653
I СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА
И. А. Кибак
Раскрывается участие социолога в прогнозировании потребности в правовом регулировании законотворческой деятельности. Обозначена целесообразность включения в теорию и практику социологии и психологии законотворчества идеи законопроекта. Приводятся ситуации, когда нормативно-правовое регулирование законотворческой деятельности целесообразно осуществлять только в форме закона.
Ключевые слова: социолог, прогнозирование, общественное мнение, парламент, законопроект, законотворческая деятельность, эффективность, депутат.
Среди задач, стоящих перед отечественной социологией в условиях осуществляемых преобразований, одно из главных мест занимает социологическое обеспечение законов, правовых решений, принимаемых законодателем.
Целесообразность включения в теорию и практику социологии и психологии законотворчества идеи законопроекта обусловливается следующими обстоятельствами.
Во-первых, это требуется для формирования более точного общетеоретического представления о структуре, механизме и процессе «запуска» начального этапа законотворчества. Идея законопроекта позволяет конкретизировать этап законодательной инициативы
и «высветить» новые содержательные психологические и технико-юридические ее линии (идеи законопроекта), взаимосвязи с концепцией законопроекта. Идея законопроекта нередко отождествляется с его концепцией. Так, В. Б. Исаков дает следующее наименование первой стадии подготовки проектов законов — «формирование идеи (концепции) законопроекта» '. Этот же подход развивается им в статье «Приемы юридической техники на начальных стадиях законодательного процесса» 2. Идея законопроекта предшествует его концепции. Концепция законопроекта — гораздо более поздняя стадия законотворческой деятельности, т. е. когда идея уже оценена и принято решение «развивать» ее в законопроект 3. Различение идеи и концепции законопроекта желательно и по практическим обстоятельствам. Уровень социологической и психолого-юридической подготовки нашего депутатского корпуса таков, что очень немногие из депутатов могут сами подготовить полноценную концепцию законопроекта, объективно и своевременно оценить качество подготовленной кем-то концепции. Но оценить четко сформулированную идею законопроекта в состоянии почти все депутаты.
Во-вторых, признание в качестве начального этапа идеи законопроекта может способствовать усовершенствованию психологического прогнозирования и планирования законотворческой деятельности. Однако нужно несколько изменить правовой режим работы компетентных органов с поступающими идеями законопроектов. Сроки рассмотрения и оценки выдвинутых идей законопроектов должны быть значитель-