УДК 159.9:34 И.А. Кибак*
Психология в законодательном органе
В статье рассматриваются проблемы и пути развития психологии в законодательном органе. Дается краткий обзор основных направлений рассматриваемых проблем, которые исследованы в работах отечественных ученых правоведов и психологов. Предлагается использование психолога в законотворческом процессе. Раскрывается деятельность профессионального психолога в Палате представителей в следующих направлениях: участие психолога в принятии законодательных решений, разработке и подготовке законопроектов; участие психолога в качестве специалиста при разработке законопроектов; участие психолога в качестве консультанта (непосредственного участника игры) при обучении психологическим основам парламентской (законотворческой) деятельности; анализ динамики общественного мнения и поиск путей психологического воздействия на установки и настроения граждан; формирование имиджа депутата законодательной власти; создание психологических портретов личности депутатов и их лидеров. Предлагается и обосновывается принятие проекта закона «О психологической деятельности в Республике Беларусь».
Ключевые слова: психолог, депутат, законодательный орган, парламентская (законотворческая) деятельность, законопроект.
I.A. Kibak*. Psychology in legislative body. In this article problems and ways of psychology development are described. There is a brief review of the major tendencies of the given problems that were investigated by native lawyers and psychologists. There is a suggestion of application of psychologists in the lawmaking process. The work of professional psychologists in the House of Representatives is revealed. It includes the following activity: psychologist’s participation in the process of drafting and passing the law; collaboration with a psychology as a specialist during the drafting process; psychologist’s contribution as a consultant to the teaching of bases of parliamentary (lawmaking) activity; analyses of survey dynamics and search of the ways of psychological influence on citizens’ mood; forming the image of deputy of legislature; creation of psychological portraits of personality of deputies and their leaders. There is a suggestion and substantiation of the draft “About psychology work in the Republic of Belarus”.
Keywords: psychologist, deputy, legislative body, parliamentary (lawmaking) activity, draft bill.
Изучение действующего законодательства многих современных государств указывает на господство общей тенденции законодательной деятельности. Один из аспектов проблемы — ограничение законодательного органа в его основных полномочиях по принятию законов. Как считает Ф.А. Хайек, «парламентская машина совершенно не годится для быстрого рассмотрения большого количества законопроектов» [19, с. 149]. Кроме того, на фоне очевидных достижений законотворческой деятельности законодательного органа (значительное число принятых законов, свободное и деловое обсуждение законопроектов, проведение экспертиз, широкое привлечение ученых и иных специалистов) яснее проявляются ее существенные недостатки [15, с. 170], препятствующие эффективному воздействию законодательства на темпы и содержание рыночных реформ, укрепление демократических основ общественной и государственной жизни страны. Это бессистемность, хаотическое развитие законотворчества, отсутствие психологической и научно-обоснованной системы законопроектов, наличие противоречий и несогласованностей между принятыми законами и исполнительной властью, отсутствие в ряде случаев организационно-юридического и психологического механизма реализации принимаемых законов, законодательных решений, в первую очередь, санкций за их нарушение. Характерная черта современных законопроектных работ — чрезмерная поспешность подготовки и принятия законопроектов, отсутствие разумного планирования и психологического прогнозирования, вследствие чего нередко возникает необходимость оперативно вносить в них изменения и дополнения.
Практика показывает, что законотворчество, как и всякое другое творчество, предполагает наличие у законодателей не только общей и правовой культуры (компетентности и позитивного психологического отношения к рассматриваемому проекту, а затем — к принимаемому закону, согласия с ним), но и требует от них специальных знаний в области психологии [4; 18, с. 370-371], определенных
* Кибак, Иван Алексеевич, доцент кафедры психологии и педагогики Академии МВД Республики Беларусь, кандидат психологических наук, доцент, полковник милиции. Адрес: Республика Беларусь, 220123, г. Минск, ул. Кропоткина, д. 108. кв. 17. Тел.: 8 (017) 289-56-78, мб. 8-0296-40-51-40. E-mail: ivankibak@list.ru.
* Kibak, I.A., docent of the department of psychology and pedagogic of the MIA Academy of the Republic of Belarus, candidate of science, docent, the Colonel of the police. Address: The Republic of Belarus, 220123, Minsk, Kropotkina str., 108, apt. 17. Ph.: 8 (017) 28956-78, E-mail: ivankibak@list.ru.
Статья поступила в редакцию 30 ноября 2010 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
навыков, умений, овладения искусством подготовки и принятия законопроектов и законодательных решений.
Значительный вклад в решение сложных многопрофильных задач укрепления правовой основы государства, развитие и совершенствование законодательства должна внести и психология. С учетом этого субъекту права законодательной деятельности (далее — субъект права) и участнику законотворческого процесса необходимо глубокое усвоение теоретико-правовых и психологических положений. Всесторонняя подготовка и принятие законопроекта требует не только психологического анализа личности депутата, психологической экспертизы, психологического прогнозирования, но и психологического обеспечения законотворческой деятельности, опирающейся на изучение основных психологических явлений, процессов, состояний, их особенностей в законотворческой сфере. Все эти вопросы можно объединить одним понятием «психология законотворчества».
Ряд работ ученых-правоведов и психологов — С.В. Бахвалова, Г.И. Денисова, ДА. Керимова, А.С. Косопкина, А.С. Пиголкина, С.В. Поленина, И.С. Савченко, В.М. Сырых — посвящен психологическим проблемам правового регулирования законотворческой деятельности, нормотворческой технике, качеству закона и эффективности законодательства [2; 5; 7; 8; 9; 10; 13; 16; 17; 20; 21]. Вместе с тем следует отметить, что при всей ценности имеющихся научных трудов авторами не ставилась цель всестороннего исследования психологического обеспечения законотворческой деятельности, а выявлялись проблемы, нерешенные либо нуждающиеся в детальной, углубленной проработке. Даже с этой точки зрения сам объект изучения — личность депутата в законотворческом процессе — представляет немалый интерес, в связи с чем считаем весьма актуальным скорейшее внедрение специальных инновационных психотехнологий и психологических разработок в законотворческую деятельность.
Важна роль личностных компонентов в процессе выработки и принятия законодательных решений. Она обусловлена прежде всего тем, что ни в какой, даже в сверхбюрократической государственной структуре, невозможно составить должностные инструкции, раскрывающие все возможные ситуации. В результате конкретное влияние данного человека определяется не только официальной позицией, но и его собственной активностью, честностью, порядочностью, неформальным статусом и др. личностными качествами. Отступления от согласованной линии поведения, например, голосование в Палате представителей по тому или иному проекту закона вопреки желанию тех, кто оказывал данному депутату поддержку на выборах, хотя и возможны, но маловероятны. Предсказать логику голосования в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее — Палата представителей) возможно, поскольку решение депутата обусловлено интересами тех, кого он представляет. Его голосование не будет мотивировано субъективными причинами. Ощущение зависимости заставляет депутатов быть предельно осторожными, не поддаваться эмоциям, чувствам (насколько это возможно), ориентироваться в основном на интересы различных социальных и иных групп так, как они эти интересы понимают.
Профессиональные психологи очень редко привлекаются для подготовки и разработки законопроектов, еще реже — при принятии законодательных решений. Их не часто встретишь в коридорах Палаты представителей и государственной власти.
Использование психолога в законотворческом процессе имеет и некоторые специфические проблемы.
Во-первых, работа психолога в Палате представителей никак не может быть массовой. Депутаты не могут позволить себе роскошь иметь «собственных» психологов, имиджмейкеров или организовать в структуре своего аппарата психологическую службу. Для этого депутат должен не только обладать достаточными финансовыми возможностями и властью, но и понимать важность психологических аспектов законотворческого процесса, а также осознавать недостаточность сугубо интуитивного подхода к психологическим проблемам в сфере законотворчества. Таким образом, психолог, работающий в Парламенте, вынужден сам разрабатывать методологические основы психологии законотворчества.
Во-вторых, стандартные методы психодиагностики, психокоррекции и психологического воздействия разрабатываются в расчете на достаточно известные и комфортные условия. Предполагается, что психолог должен иметь возможность провести нужные замеры, обработать и обсудить результаты. Однако психологов привлекают в принципиально иных ситуациях, когда решение должно быть подготовлено в течение нескольких часов, при этом ни времени, ни ресурсов на проведение исследований нет, а требования секретности часто делают невозможными замеры даже в очень небольших группах. Кроме того, достаточно часто вследствие объективных требований парламентской ситуации, а нередко из-за громоздкости бюрократической машины психолог, как и другие специалисты, вынужден работать, располагая лишь частью той психолого-правовой информации, которая имеется в распоряжении депутата и Секретариата Палаты представителей.
В-третьих, для профессионального депутата-политика именно практическая психология (чувства, эмоции и поведение людей, их взгляды и настроения) является основополагающей в парламентской (законотворческой) деятельности. Это означает, что шанс на реализацию имеют только те рекомендации психолога, которые соответствуют представлениям депутата, выступающего в качестве заказчика. Следовательно, психолог может успешно функционировать в Парламенте только тогда, когда он является не просто работающим по контракту профессионалом, а союзником, помощником, разделяющим принципы и цели той государственной политики, реализации которой он призван содействовать. Это предполагает одновременно и необходимое условие доверия к психологу, без которого никакая парламентская деятельность вообще невозможна.
Ъ-четвертых, внедрению психологии в законодательный орган (законотворчество) препятствует крайне негативное отношение к этой работе общественности, которая видит в психологах либо шарлатанов, либо манипуляторов.
Профессиональное мастерство депутата как специфическая сторона подготовленности его к парламентской деятельности — это высокая степень его профессиональной обученности, позволяющая компетентно принимать законопроекты и законодательные решения и разрешать проблемы избирателей. Белорусский исследователь Н.М. Кондратович справедливо отмечает: «Нелегкая работа по подготовке законопроектов основывается на профессионализме. Ее могут выполнять лица, хорошо знающие предмет и профессионально подготовленные юридически» [12, с. 46]. С.С. Алексеев также утверждает: «Закон как изобретение, как всякое достижение человеческого ума должен создаваться талантливыми личностями. Настоящие законы нельзя создавать большими коллективами. Необходимо привлечь к выработке законов людей с конструктивным мышлением» [1, с. 2]. Кроме того, всем, кто следит за работой Палаты представителей, очевидно, что депутат тратит много сил либо на политическую, либо на внепарламентскую (берет на себя функции исполнительной власти) деятельность, вместо того чтобы в первую очередь сосредоточиться на исполнении своих основных депутатских полномочий (законотворчестве), предусмотренных ст. 97 Конституции Республики Беларусь.
Деятельность профессионального психолога в Палате представителей может быть эффективной в следующих направлениях.
1. Участие психолога в подготовке и принятии законопроектов, законодательных решений. Несмотря на то, что ни одно образовательное учреждение мира специально не готовит депутатов, политиков, среди людей, облеченных властью, доминирует определенный тип образования. В зарубежных странах — это преимущественно юристы. У нас профессиональный состав депутатов Палаты представителей, в частности второго и третьего созыва, самый разнообразный: юристы, экономисты, педагоги, медицинские работники, представители других сфер деятельности. Депутаты с профессиональным психологическим образованием — большая редкость среди депутатского корпуса. Реализация принимаемых депутатами правовых решений определяется не только объективными социальноэкономическими условиями и проработанностью законодательных действий по этим параметрам, но и факторами сугубо социально-психологическими, т.е. тем, как граждане интерпретируют каждый принятый закон, какие мотивы им атрибутируют.
Привлечение психолога, участвующего непосредственно в выработке и принятии законодательных решений по закону, должно решать как минимум две задачи. Во-первых, психолог призван скорректировать законопроект грамотно с психологической точки зрения, чтобы избежать возможных нереалистических ожиданий, ошибочной суггестии, представлений о причинно-следственных связях в человеческом поведении, провокаций разрушительных действий. Во-вторых, психолог в законодательном органе должен осознавать, что в любом его действии заложены определенные требования к поведению и чувствам гражданина. Этот психологический компонент должен присутствовать в их сознании наравне с экономическими и иными «надчеловеческими» понятиями.
Для выяснения сущности процесса психологии законотворчества необходимо знать все его этапы. Социально-психологическая обусловленность законотворческой деятельности должна отражаться в полной мере, всесторонне и объективно. При подготовке правовых норм следует учитывать, как они будут восприняты теми, кому адресуются, какой эмоциональный отклик вызовут, а также способы конкретного психологического воздействия и влияния на людей.
В области психотехнологии законотворческого процесса возникают вопросы первостепенной важности:
— как правовые нормы воспринимаются гражданами;
— как отражаются в сознании граждан нормы права, будут ли эти нормы права выполняться;
— в какой мере у граждан посредством правовой нормы удастся реализовать те или иные ожидания, интересы, потребности, установки, мотивы;
— какие психологические факторы обусловливают необходимость разработки и принятия данных норм права;
— интересы каких групп, социальных слоев, институтов будет отражать законопроект;
— какие могут существовать препятствия, психологические барьеры для принятия законопроекта;
— каковы социально-психологические механизмы влияния общественных групп на содержание будущего закона и его воздействие на институты, принимающие этот закон (доверие граждан, деятельность правоохранительных органов и других структур);
— какова степень (низкая, средняя, высокая) социально-психологической остроты принятой правовой нормы (проекта закона);
— каков психологический прогноз последствий, связанных с принятием и введением в общественную жизнь будущего закона;
— существует ли опасность нанесения ущерба личности с принятием будущего закона;
— будут ли обращаться работники организаций, учреждений к правовым нормам для решения тех или иных проблем;
— будет ли при обращении гражданина к правовым нормам достигнута цель желаемого;
— собираются ли граждане в своей практической жизни следовать правовым нормам;
— в какой мере институты и структуры, созданные для реализации права, психологически готовы к их выполнению.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (48) 2010
2. Участие психолога в качестве специалиста приразработке законопроектов не регламентируется законом, но, на наш взгляд, психолог может быть привлечен к участию на всех этапах разработки законопроектов.
Результаты деятельности специалиста-психолога могут фиксироваться в психологическом заключении по законопроекту.
В качестве одной из форм использования специальных познаний законом не предусмотрена возможность участия специалиста на всех этапах разработки законопроекта. Несмотря на дискуссионность многих вопросов, в т.ч. и регулирующих психолого-правовую сторону деятельности специалиста, депутаты пока редко используют в этой форме помощь психологов. Анализ участия специалистов-психологов в право- и законотворчестве позволяет очертить круг задач, которые встают перед психологом, указать на специфические требования, предъявляемые к законотворческой деятельности специалиста характером решаемых им задач, выделить вопросы, требующие внимания со стороны исследователей и субъектов права в области психологии законотворчества.
Одна из задач, нередко ставящаяся перед специалистами в области психологии, — оказание общеконсультативной помощи справочного характера: информирование разработчиков, субъектов права о закономерностях протекания тех или иных психических процессов, типичных психических состояниях человека, устойчивых психологических особенностях определенной категории лиц в зависимости от законопроекта — это могут быть пенсионеры, инвалиды, малолетние и пр. Использование этих функций, как правило, не требует ознакомления с материалами законопроекта, не предполагает совместной работы психолога и разработчика и может быть осуществлено в ходе разового консультирования, письменного или устного. Выбор специалиста-психолога для дачи разовой консультации должен быть сделан с учетом уровня научной квалификации психолога и его профессиональной специализации.
Кроме того, субъекты права, участники законотворческого процесса должны обращаться к специалистам-психологам за консультациями о возможности проведения экспертных психологических исследований, о формулировке экспертных вопросов, по поводу оценки уже проведенных ПЭЗ. Решение этих задач вызывает необходимость выборочного знакомства специалиста с материалами законопроекта, предполагает наличие у психолога знаний в области теории, методологии, методики экспертного исследования, желателен опыт участия в проведении психологических экспертиз.
Помимо эпизодической общеконсультативной деятельности и деятельности, связанной с консультациями по вопросам экспертных исследований, психолог-специалист привлекается для непосредственного участия в разработке законопроекта. В этих случаях решаются задачи, связанные с оптимизацией законотворческой деятельности разработчика в вопросах учета личностного (человеческого) фактора. В частности, выработка, с учетом состояния и личности разработчиков, оптимальных условий для получения нужной информации в ходе разработки законопроекта. Успешное решение такого рода задач требует от психолога не только высокой научной квалификации, но и владения методами экспресс-диагностики, умения использовать имеющиеся знания для практической организации деятельности юриста.
И наконец, еще одна, с нашей точки зрения, наиболее перспективная сфера приложения специальных познаний — длительное участие специалиста-психолога в законотворчестве. В этих случаях специалист-психолог выступает в качестве постоянного консультанта и наряду с уже перечисленными решает другие, чрезвычайно многообразные и заранее не определенные законотворческие задачи:
— помогает разработчику, субъекту права (депутату) увидеть проблемы, требующие психологического осмысления, интерпретирует полученные сведения о законопроекте, личности и сферах законодательной деятельности;
— оказывает психолого-профессиональную помощь в разработке версий по законопроекту о возможности наступления негативных психических явлений в отношении личности, общества и государства, в установлении психологических причин, способствующих возникновению этих явлений.
Использование психолога в качестве постоянного консультанта предъявляет особенно высокие требования к выбору специалиста. Помимо уже указанных качеств, психолог должен ориентироваться в специфике законотворческой деятельности.
И еще об одном, с нашей точки зрения, неоправданном психолого-юридическом барьере в развитии практики использования в законотворчестве психологических познаний специалиста. Специалист-психолог, участвующий в разработке закона, не может в дальнейшем выступать в качестве эксперта по тому же самому законопроекту. Полагаю, что подобная гарантия объективности эксперта-психолога, во всяком случае, в отношении специалиста в области психологии, нецелесообразна, т.к. вероятность экспертной ошибки, обусловленной недостаточной информированностью эксперта-психолога, превышает вероятность возникновения ошибки, связанной с его возможной пристрастностью. Затраты времени на поиск значимой для эксперта информации, которой уже владеет специалист, малооправданны.
Целесообразным является создание в Палате представителей на постоянной основе психологоэкспертной группы, состоящей из психологов, психотерапевтов, психологически ориентированных социологов. Члены группы должны регулярно следить за развитием парламентских событий, получать соответствующую информацию и вообще быть личностно вовлеченными в законодательную деятельность. Экспертная группа должна давать заключения по каждому законопроекту о психологических последствиях тех или иных правовых норм, влиянии их на общественную атмосферу, поведение людей, отношение к разработчикам и институтам власти, предлагать нестандартные пути законодательного решения, в т.ч. в кризисных ситуациях, прогнозировать возникновение конфликтов и тому подобное. Опыт показывает, что спорадическое привлечение к экспертизе психологов, даже весьма серьезных, но не владеющих ситуацией, во всех деталях себя не оправдает.
3. Участие психолога в качестве консультанта (непосредственного участника игры) при обучении психологическим основам парламентской (законотворческой) деятельности. Наилучшим вариантом для быстрого и компетентного подключения вновь избранных в Палату представителей депутатов к законотворчеству и обеспечению иных функций Парламента была бы отработанная, эффективная и рациональная система их обучения азам парламентской деятельности. Чем быстрее в рамках парламентского цикла парламентарии достигают требуемого уровня квалификации, тем эффективнее и плодотворнее оказывается их деятельность, тем больше в конечном итоге выигрывает общество.
Психолог может помочь в методике проведения учебы и занятий для депутатов по профессиональной подготовке, в части психологического моделирования законопроектов, условий и трудностей профессиональной законотворческой деятельности. Это действенное психологопедагогическое направление активизации профессиональных мыслей, качеств, намерений и действий, причем и приближенных к типично профессиональным условиям, что при многократных повторениях приводит к их нужному развитию. Оно реализуется путем применения комплекса средств, способов, приемов, условий, позволяющих депутату решить эту задачу.
4. Анализ динамики общественного мнения и поиск путей психологического воздействия наустановки и настроения граждан. В данном случае желательно не ограничиваться анализом проведенных опросов общественного мнения, а изучить предмет научно-исследовательского поиска при разработке будущего закона и провести пилотажное исследование, обеспечивающее сбор и получение первичной информации об эффективности предлагаемых правовых новаций. В частности, необходимо провести серии интервью, экспресс-опрос, анализ документов, индивидуальные экспертные оценки, моделирование, опрос общественного мнения по отношению к правовым нововведениям, которые направлены на выяснение мотивации ответов и психологических механизмов, обеспечивающих то или иное предпочтение. Общественное сознание не менее сложно, чем индивидуальное. Кроме того, следует помнить, что депутаты обычно и сами достаточно тонко чувствуют настроения людей, поэтому их запрос к профессионалам-психологам часто касается не того, что происходит в общественном мнении сегодня, а того, чего можно ожидать с принятием закона.
Необходимо использовать методику, технику и методы социально-психологического исследования, а также выяснять уровень психологической и правовой культуры граждан (правосознание, знание норм права). Таким образом, самым важным является не констатация нынешнего положения, а прогноз, который невозможен без понимания психологических механизмов, определяющих мнения и настроения людей.
На наш взгляд, необходимы психологические центры и службы, которые могли бы проводить параллельные исследования по сходной тематике, обеспечивая таким образом взаимный контроль за их результатами. Отсутствие таких центров создает условия для дезинформации законодателя.
5. Формирование имиджа законодательной власти. Положительный образ депутата — необходимое условие успеха депутата-политика, особенно при проведении политики реформ в законодательной деятельности.
Роль психолога сводится не к тому, чтобы «сделать» из данного депутата человека, который понравится избирателям. Психологи должны предоставлять депутату обратную связь относительно динамики его образа, а также окружающих его людей, атрибутируемых ему мотивов, его положительных и отрицательных черт так, как они видятся людям и подаются в СМИ.
Имидж депутата складывается на базе его поступков, поведения и отношения к текущим событиям. Событием может стать не обязательно физическое действие депутата, но и его высказывания по тем или иным политическим событиям, законопроектам, проблемам, которые громким эхом отзываются через СМИ в умах людей.
Имидж депутата должен соответствовать ряду требований для того, чтобы быть легко воспринятым избирателями. Имидж предлагает материал, на основе которого наблюдатели делают свои толкования и выводы.
Д. Бурстин выделил следующие характеристики имиджа политика, которые приемлемы, на наш взгляд, и для депутата [22, с. 197]:
— искусственность, выдуманность (имидж искусственно конструируется для достижения определенных целей, стоящих перед депутатом);
— убеждающая сила (имидж обращен к здравому смыслу и ценностям избирателей);
— инертность (сложившийся имидж с трудом поддается изменениям, это свойство порой оборачивается для депутатов большой проблемой, поэтому коррекция имиджа является одной из важнейших задач имиджмейкеров);
— яркость и реалистичность (эффект достоверности имиджа во многом достигается благодаря СМИ, яркость имиджа зависит во многом от личности самого кандидата в депутаты);
— простота и гибкость (простота является важнейшим качеством имиджа депутата, поскольку облегчается его восприятие избирателями).
6. Создание психологических портретов личности депутатов и их лидеров. Цель создания психологического портрета личности депутата — помочь ему подготовиться к выступлению на пленарном заседании, встрече, к ожидаемым реакциям аудитории. Такого рода работа проводится во многих странах, но никто не знает, пользуются ли ее результатами те, для кого она предназначена. Можно предположить, что лишь на самом начальном этапе взаимодействия, как и положено здоровой личности, депутат начинает больше доверять собственной интуиции, чем написанным заранее инструкциям.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (48) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Парламентская и политическая практика подтверждает, что далеко не все лидеры идут на поводу общественного мнения. Столкнувшийся с этой проблемой президент США Ричард Никсон в своей речи «Молчаливое большинство» сказал, что «лидер должен обладать волей делать непопулярные шаги, когда они необходимы... он обязан объяснить это людям, заручиться их поддержкой и добиться у них одобрения» [23, с. 179].
Значимость парламентского лидера во многом определяется величиной его политического и парламентского капитала, значительную часть которого составляет поддержка парламентариев и избирателей. Чтобы заручиться этой поддержкой, лидеру необходимо наладить с ними постоянную связь и активно на них воздействовать. Необходимость казаться, производить впечатление на публику, манипулировать ее настроениями, видимо, изначально заложена в механизме осуществления власти. Политики пытаются управлять поведением избирателей, «посредством воздействия на массовые настроения» [6, с. 19] расширять круг своих сторонников. Избиратели, со своей стороны, возлагают на лидеров ответственность за происходящее и ждут от них решения своих проблем.
Эффективность использования психологии в законодательной деятельности никто пока не исследовал, научных работ почти нет. Политика — это искусство, где лишь интуиция и опыт позволяют эффективно использовать огромный массив знаний и весьма ограниченный набор стандартных приемов. Психология законотворчества — тоже искусство.
Рассматривая область деятельности профессионального парламентского психолога, следует отметить, что необходимо разработать специальный этический кодекс, регламентирующий действия специалистов в области право- и законотворчества. Так же как общий психолог или врач, занимающийся исследованиями или консультированием, имеет дело с достаточно взрывоопасной информацией, так и парламентский консультант-психолог не считает себя вправе не только публично обсуждать данные, касающиеся своего клиента, но даже раскрывать его имя без разрешения последнего. Существует опасность нанести урон репутации того или иного депутата, даже если обсуждение сведений о нем имеет профессиональный характер и проводится в средствах массовой информации.
Проблемы психологического обеспечения законотворческой деятельности, отвечающие требованиям современности, могут и должны быть решены путем всемерного развития психологоюридической науки, совершенствования законотворческой практики, интенсивной подготовки кадров высшей квалификации в области право- и законотворчества. Вопрос о психолого-правовом регулировании законотворческого процесса не теряет своей актуальности много лет. Подготовлено несколько законопроектов, направленных на закрепление процедурных правил право- и законотворческой деятельности, — «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», «О порядке реализации права законодательной инициативы» и др. Таким образом, очевидно желание законодателя закрепить различные стадии законотворчества в самостоятельных законах, и подобная модель комплексного регулирования законотворчества различными актами существует в некоторых зарубежных государствах [3, с. 77]. Очевидно, что без надлежащего научного и психологического обеспечения законотворческого процесса невозможно достичь высокого уровня в этой сфере. Поэтому совместное, активное участие в законотворческом процессе высококвалифицированных юристов-психологов и практиков, ученых и специалистов отраслей экономики является одним из важнейших факторов, обеспечивающим наиболее высокий качественный уровень подготовки законопроектов.
Результаты проведенного исследования, основанные на анализе национального и зарубежного законодательства, практического опыта в сфере психологии законотворчества, изучения научной литературы по теме, позволяют сформулировать следующие выводы.
1. Действующие законодательные акты регламентируют лишь отдельные аспекты психологической деятельности, но зачастую они не согласованы между собой, несовершенны механизмы их реализации. В частности, психологи уже убедительно доказали, что ни один закон не будет работать, если он противоречит природе человека [14, с. 184]. Вместе с тем практическая, образовательная, научная и право- и законотворческая психология в республике находится на стадии становления. К сожалению, не существует законодательной базы для оказания профессиональной психологической помощи населению, проведения психологической экспертизы законопроекта. Многие установленные законодательные положения противоречат природе и психологии личности, а отсутствие законодательной базы, регулирующей создание и применение психотехнологий законотворчества, а также специального воздействия на психику и поведение человека, механизмов защиты от них, создает реальную угрозу безопасности психологической сферы человека.
Регулирование общественных отношений в области психологической деятельности должен обеспечить проект закона «О психологической деятельности в Республике Беларусь» [11, с. 130-133]. Его цель — определить приоритетные направления психологической деятельности (право- и законотворческой деятельности, психологической безопасности, психологической помощи, психологической экспертизы, психологической науки, психологического образования, психологической культуры, контроль психологической деятельности) и основные принципы государственной политики в психологической сфере, принципы международного сотрудничества и обмена опытом с психологическими сообществами, установить основные цели и задачи по обеспечению психологической деятельности, закрепить ее организационные основы и функции, установить правовые основы обеспечения психологической деятельности личности, общества и государства.
Принятие Закона Республики Беларусь «О психологической деятельности в Республике Беларусь» позволит определить основные приоритеты в разработке законодательных актов, избежать их
дублирования и устранить противоречия в них. Это даст также возможность разработать законопроекты с учетом прогнозов развития психологического обеспечения профессиональной деятельности в Республике Беларусь, усовершенствовать систему прав физических и юридических лиц в психологической сфере, унифицировать психологическое законодательство нашей страны с законодательством Российской Федерации и ликвидировать отставание в этом направлении, а также учесть законодательный опыт зарубежных стран в гуманитарной сфере. Решение данной проблемы требует объединения усилий по формированию и созданию единой национальной системы обеспечения профессиональной психологической деятельности. К разработке данного законопроекта необходимо привлечь широкий круг ученых и специалистов-психологов, представляющих все заинтересованные государственные органы Республики Беларусь.
2. Существующие на практике различия и несогласованность подготовки законопроектов различных уровней и неучтенность психологизации подтверждают важность и значимость выработки научно обоснованного подхода к созданию единой системы подготовки законопроектов, что позволит упорядочить деятельность в данной сфере, повысить психолого-юридическую культуру законотворчества, обеспечить высокое качество принимаемых (издаваемых) законопроектов. Повышение интенсивности и расширение объема законотворческой деятельности порождает необходимость разработки на основе изучения теоретических наработок и законотворческой практики научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию механизма подготовки законопроекта и психотехнологии законотворчества. Единая психологическая система подготовки законопроектов, функционирующая в рамках законотворческого процесса, позволит значительно повысить качественный уровень законодательства.
Список литературы
1. Алексеев, С. С. Как готовить закон? // Известия, 14 декабря. — 1992. — С. 2.
2. Бахвалов, С. В. Законодательная технология (некоторые проблемы теории и методологии)
: автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. — Новгород, 2006.
3. Бошно, С. В. Правотворчество: путь от источника к форме права : лекции // Рос. акад. гос.
службы при Президенте РФ. — М.: Изд-во РАЕС, 2002. — С. 77.
4. Герасимов, В. М. Психология парламентаризма / редкол.: В.М. Еерасимов (отв. ред.) [и др.].
— М.: Статус-Кво, 1999.
5. Аенисов, Г. И. Юридическая техника: теория и практика // Журнал российского права. — 2005. - № 8.
6. Жмыриков, А. Н. Как победить на выборах? — Обнинск, 1995. — С. 19.
7. Закон: создание и толкование / под ред. А.С. Пиголкина [и др.]. — М.: Спарк, 1998.
8. Законодательная техника / под ред. ДА. Керимова [и др.]. — Л., 1965.
9. Законотворчество в Российской Федерации : науч.-практ. и учеб. пособие / под ред. А.С. Пиголкина [и др.]. — М.: Формула права, 2000.
10. Керимов, Ä. А. Законодательная техника : науч.-метод. и учеб. пособие // Академия соц. наук, Ин-т соц.-полит. исследований РАН. — М., 2000.
11. Кибак, И. А. О необходимости принятия Закона Республики Беларусь «О психологической деятельности» / / сб. ст. респ. науч. конф. «Развитие психологии в Беларуси: история и современность» / редкол.: Л.А. Кандыбович (отв. ред) [и др.] : в 2 ч. — Минск: БЕПУ им. М. Танка, 2001. — Ч. 2. — С. 130-133.
12. Кондратович, Н. М. Субъекты законотворческого процесса : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Ин-т философии и права Акад. наук Беларуси / Н.М. Кондратович. — Минск, 1994.
— С. 46.
13. Косопкин, А. С. Психология парламентского законотворчества. — М.: Наука, 2006.
14. Литвак, М. Е. Профессия — психолог. — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1999. — С. 184.
15. Мурашко, Л. О. Работающий закон: проблемы законотворческой эффективности //
Актуальные проблемы совершенствования законодательства Республики Беларусь на современном
этапе : материалы науч.-практ. конф., Минск, 2 дек. 2005 г. — Минск, 2005. — С. 170.
16. Поленина, С. В. Качество закона и эффективность законодательства. — М.: ИЕП РАН,
1993.
17. Савченко, И. С. Профессиональная дисциплина парламентской деятельности: теоретикометодологический аспект : монография. — М.: Агентство «Издательский сервис», 2006.
18. Социальная психология / под ред. А.М. Столяренко [и др.]. — М., 2001. — С. 370371.
19. Хайек, Ф. А. Дорога к рабству // Вопр. философии. — 1990. — № 10. — С. 149.
20. Эффективность закона: методология и конкретные исследования / редкол.: В.М. Сырых (отв. ред) [и др.]. — М., 1997.
21. Язык закона / под ред. А.С. Пиголкина [и др.]. — М., 1990.
22. Boorsti, D. J. The Image: A Cuide to Pseudo-Events in America. New York, 1992.
23. Reich, R B. The Power of Public Ideas. Cambridge. A Subsidiary of Harper & Row, Publishers, Inc., 1988.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Literature
1. Alekseev, S. S. How to Draft? — 1992.
2. Bahvalov, S. V. Legislative Technology (some problems of theory and methodology). — Novgorod, 2006.
3. Boshno, S. V. Lawmaking: The Way from the Source to the Form of law // Lectures. Russian Academy of State Service under the President of the RF. — 2002.
4. Gerasimov, V. M. Psychology of Parliamentary / ed. VM. Gerasimov — Moscow, 1999.
5. Denisov, G. I. Juridical Techniques: theory and practice // Russian Law Journal. — 2005. — № 5.
6. Zhmyrikov, A. N. How to Win the Election? — Obnisk, 1995.
7. Law: Making and commentary / ed. A.S. Pigolkin. — Moscow, 1998.
8. Lawmaking Techniques. / ed. D.A. Kerimov — Leningrad, 1965.
9. Lawmaking in the Russian Federation. Manual, A.S. Pigolkin. — Moscow, 2000.
10. Kerimov, D. A. Lawmaking Techniques. Manual. Academy of Social Science. — Moscow, 2000.
11. Kibak, I. A. About the Necessity of Passing the Law «About psychology work». The collection of articles of republican science conference «The Development of Psychology in Belarus: History and the Present» / ed. L.A. Kandybovich. — Minsk, 2001.
12. Kondratovich, N. M. Subjects of Lawmaking Process : Abstract, Thesis. —Minsk, 1994.
13. Kosopkin, A. S. Psychology of Parliamentary Lawmaking. — Moscow, 2006.
14. Litvak, M. E. Psychologist’s Profession. — Rostov-on-Don, 1999.
15. Murashko, L. O. An Acting Law: problems of lawmaking efficiency. Materials of Science conference.
— Minsk, 2005.
16. Polenina, S. V. The Quality of Law and Efficiency of Lawmaking. — Moscow, 1993.
17. Savchenko, I. S. Professional Discipline of the Parliamentary Activity: Theoretical and Methodological Aspect : monograph. — Moscow, 2006.
18. Social Pschology / ed. M.A. Stolayrenko. — Moscow, 2001.
19. Hajek, F. A. The Way to Slavery. Questions on Philosophy. — 1990. — № 10.
20. The Efficiency of Law: Methodology and concrete investigation / ed. V.M. Syryh. — Moscow, 1997.
21. The Language of Law. / ed. A.S. Pigolkin. — Moscow, 1990.
22. Boorstin, D. J. The Image: Aguide to Pseudo-Events in America. — New York, 1992.
23. Reich, R. B. The Power of Public Ideas. Cambridge. A Subsidiary of Harper& Row, Publishers. Inc., 1998.
УДК 355.232 Ю.Ю. Козорог*
История развития феномена штабной культуры как объекта психолого-педагогического исследования
В статье автор освещает историю возникновения и развития феномена штабной культуры, анализирует, вскрывает его содержание и описывает общий понятийный аппарат. Статья представляет интерес для широкого круга военных специалистов.
Ключевые слова: военная культура, штабная культура, военно-профессиональная культура.
Y.Y. Kozorog*. The history of development of the staff culture’s phenomenon as the subject of psychology-pedagogical research. The author of the article elucidates the history of the origin and development of the staff culture’s phenomenon, reveals its content and describes the common terms. The article is of great interest for the wide range of military specialists.
Keywords: military culture, staff culture, military-vocational culture.
* Козорог, Юрий Юрьевич, доцент кафедры тактики, Санкт-Петербургский военный институт ВВ МВД России. Научный руководитель: Профессор кафедры военной педагогики и психологии Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, доктор педагогических наук, профессор А.П. Шарухин. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-92 (вн. 24-30). E-mail kozorog@list.ru.
* Kozorog, Yury Yuryevich, the docent of the tactics chair of St.-Petersburg military institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The supervisor of studies: the Professor of chair of military pedagogic and psychology of the St.-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the doctor of pedagogical sciences, the professor A.P Sharuhin. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov Street, 1. Ph.: 744-70-92 (internal 24-30).
Статья поступила в редакцию 30 сентября 2010 года.