DOI: 10.24412/cl-37114-2023-1 -156-159 Зыкова Надежда Васильевна, ст. КДиУД
тпш-шшвш-жщш^шш
ГБОУ ВО ВШМ РС(Я)(институт) им. В.А. Босикова
v.a. тт&^я
Ларионова Анна Семеновна, доктор искусствоведения
штттш-ш-тштшш
тт№тт(шт)тт^тщш(шш)ы v.a.
m.n. G.uijggfismw^iiw»
Роль деревянно-духового инструмента гобоя в опере М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского «Нюргун Боотур»
Аннотация. В статье впервые дан анализ партии гобоя в опере М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского «Нюргун Боотур». гобой используется в опере М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского «Ньургун Боотур Стремительный» с яркими акустическими эффектами и отличается виртуозной техникой. Можно услышать и сразу определить, что необычайно красивый, певучий голос этого инструмента интонационно передает человеческие чувства. Гобой, обладая оригинальным тембром, похож на голос человека с его разнообразными переживаниями.
Ключевые слова: гобой, опера-олонхо, фольклор, симфонический оркестр. Abstract. The article is the first to analyze the oboe part in the opera by M.N. Zhirkov and G.I. Litinsky «Nyurgun Bootur». The oboe is used in the opera by M.N. Zhirkov and G.I. Litinsky's «Nyurgun Bootur Swift» with bright acoustic effects and is distinguished by virtu-osic technique. You can hear and immediately determine that the unusually beautiful, melodious voice of this instrument intonation conveys human feelings. The oboe, having an original timbre, is similar to the voice of a person with his various experiences. Key words: oboe, opera - olonkho, folklore, symphony orchestra.
Первая якутская национальная опера-олонхо «Ньургун Боотур» М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского по одноименной музыкальной драме писателя и драматурга Д.К. Сивцева-Суорун-Омоллона, дала первый толчок к развитию профессиональной якутской музыкальной культуры. Основой для развития театрального и музыкального искусства в Якутии послужили фольклорные произведения народа саха. В первой национальной опере сюжетной основой стал известный одноименный якутский героический эпос олонхо.
Оркестр и отдельные его инструменты играют в опере важную роль. Так, гобой используется в опере М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского «Ньургун Боотур Стремительный» с яркими акустическими эффектами и отличается виртуозной техникой. Можно услышать и сразу определить, что необычайно красивый, певучий голос этого инструмента интонационно передает человеческие чувства. В основном партия гобоя демонстрирует в опере-олонхо свои вокальные характеристики кантиленного характера, но в некоторых номерах можно услышать его блистательные пассажи. Инструмент передает живые человеческие эмоции и переживания в мелодиях лирического и драматического плана.
Каждого героя оперы и его голос сопровождает и интонирует тот или иной инструмент симфонического оркестра. В опере каждый инструмент очень выразительно передает эмоциональные чувства героев. В якутских народных песнях имитируют плач, пение птиц и звуки голосов природного происхождения, которые достаточно точно передаются через оркестровые средства музыкальной выразительности.
Якутские композиторы, чтобы претворить наследие предков в своих произведениях специально занимались изучением традиционного народного пения якутов для того, чтобы сохранить старинное пение в своих опусах. Инструмент гобой может передавать темы с высшими человеческими качествами и чувствами, например, тему любви, страдания, гордости и победного восхваления.
Гобой, обладая оригинальным тембром, похож на голос человека с его разнообразными переживаниями. Передача их техническими возможностями инструмента является сложной проблемой.
В опере М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского «Нюргун Боотур» гобой занимает немаловажную роль.
В опере своеобразно использованы возможности инструмента. В техническом плане в партии гобоя встречаются сложные по пассажу места. Когда композиторы хотели показать всю красоту и звучание якутской музыки, использовали все разнообразие техник и возможностей инструмента при создании своей первой якутской оперы.
Данный инструмент используется в лирических темах, в темах плача Туйаары-мы, в темах страдания персонажа. Во всех 5-ти ариях Туйаарымы Куо голосу аккомпанирует гобой, передавая ее чувства. Звучание инструмента напоминает эхо или стон человеческого голоса. Некоторые напевы похожи на просьбы о пощаде, где героиня оперы плачет, а звуки гобоя имитируют ее голос, продолжая этим тему страдания. Гобой звучит в увертюре с темой Туйарымы Куо, подготавливая экспозицию женского образа в ее первой песне (№ 1), где тема уже передается деревянно-духовыми инструментами.
Таблица 1
№№ №№ по партитуре Названия номеров Оркестр Гобой
1. Действие I Картина 1 Увертюра Tutti
2. Марш и сцена появления Юрюн Уо-ллана Tutti
3. № 6. Дуэт Туонэ Могола и Кун Кубэй Голоса певцов в сопровождении соло гобоя
4. № 16. Обрядовый танец Tutti Главная тема танца звучит у гобоя
5. № 17. Сцена торжества Tutti
6. № 18. Состязания в борьбе Tutti
7. № 21. Похищение Туйаармы Tutti
8. Действие I Картина 2 Вступление Tutti Соло у 1 гобоя с оркестром
9. № 23. 2-ая песня Сорук Боллура Соло гобоя - игривый характер музыки
10. № 26. Хор Феи дерева с танцами Tutti tacet2
11. № 29. 3-ая песня Нюргун Боотура (вызов коня) Хроматические ходы у оркестра Tutti
12. № 31. Действие II Картина 3 3-ая песня Туйаармы Соло гобоя - тема страдания
13. № 32. Сцена с медведем и змеем Tutti
14. № 33. 4-ая песня Туйаармы Деревянно-духовые инструменты Дуэт гобоя и флейты
15. № 35. 5-ая песня Туйаармы Деревянно-духовые инструменты Дуэт гобоя и флейты
2
Tacet - с лат. переводится как молчит.
16. № 36а. Выход Юрюн Уолана Tutti
17. № 40. 3-ая песня Юрюн Уолана Деревянно-духовые инструменты
18. № 42. 4-ая песня Уот Усутаки tacet
19. № 43. Единоборство Юрюн Уоллана и Уот Усутаки Хроматические ходы у оркестра tutti
20. № 46. Сцена Кыыс Кыскыйдаан с Туйары-мой Куо Хроматические ходы у оркестра tutti
21. № 49. Сцена Ворона и Туйармы Tutti
22. № 50а. Пляска земноводных Tutti Соло у гобоя
23. № 50b. Сцена появления Нюргун Боотура Tutti tacet
24. № 50с. Радость Нюргуна Боотура Tutti Tacet
25. № 51. Сцена Нюргуна Боотура и Юрюн Уолана Тема звучит у гобоя
26. № 52. Схватка с Кыыс Кыскыйдан и победа Нюргун Боотура Tutti
27. № 53. Действие III Картина 4 Вступление Tutti Тема у соло гобоя
28. № 57. Единоборство Нюргуна Боотура с Уот Усутаки Tutti
29. № 58. Ликование Нюргуна Боотура Tutti
30. № 60. Действие IV Картина 5 Вступление. Монолог. Логово Алып-Хара Соло гобоя
31. № 62. Ответная песнь Нюргуна Боотура Tutti
32. № 63. Хор Айыы Намысын Удаганок Tutti Соло гобоя
33. № 64. Клятва богатырей Tutti
34. № 68. Действие IV Картина 6 Вступление Tutti
35. № 69. Хор девушек Соло гобоя
36. № 72. Хор девушек над телом Туйармы Соло гобоя
37. № 74. 7-ая песня Туйаармы Куо Соло гобоя
38. № 78. Сцена веселья Tutti Соло гобоя
39. № 79. Кумысный танец Tutti
40. № 80. Марш богатырей Tutti
41. № 81. Богатырский танец Tutti
В дальнейшем тема гобоя непосредственно связана с образом Туйарымы Куо, и гобой в опере выполняет функцию своеобразного лейттембра главной героини оперы (4).
Так, в Третьей песне Туйаарымы (№ 31) у гобоя звучит ее тема страдания, музыкальными средствами переданы ее стоны и плачь. Эти же настроения выражены в Четвертой (№ 33) и Пятой (№35) песнях Туйаарымы, в которых тему песни исполняет уже дуэт флейты и гобоя. В Хоре девушек над телом Туйаарымы (№ 72) печально звучит соло гобоя. Седьмую песню Туйаарымы (№ 74) также сопровождает соло гобоя.
Гобой играет определенную роль и в других номерах оперы М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского «Нюргун Боотур». Так, Вступление ко 2-й картине 1-го действия (№ 22) и к 6 картине 4 действия (№ 53) представлены солирующей темой гобоя, оркестр здесь выполняет роль сопровождения. Здесь гобой подготавливает показ Среднего мира, в котором происходят основные события. В завершении оперы в Сцене веселья (№ 78) появляется тема соло гобоя, выступая в качестве завершающей оперу тембровой арки.
Во Второй песне Сорук Боллура (23) гобой передает игривую музыку, подчеркивающую характеристику персонажа (см. Приложение 3, нотный пример 1). «Напев песен Сорук Боллура - типичный пример острохарактерной песни парня-табунщика, раскрывающей веселый нрав, юмор и жизнерадостность самого юного персонажа олонхо. Выразительна интонационная основа его песен, заключенная в широких ме-
лодических скачках. В них содержится возглас озорного вестника, выразительно передается его взволнованная, суетливая речь» [там же, с. 96]. Игривость и шалость Сорук Боллура передается также техническими средствами гобоя. Легато шестнадцатыми длительностями представлены веселыми мотивами и возгласами.
Также он представлен в показе отдельных положительных образов. Технически сложные места в опере передаются через звучание гобоя: острые стакаттные мотивы шестнадцатыми длительностями в диапазоне, охватывающем 3 октавы, например, в сцене Чагаана и народа (№5) (см. Приложение 3, нотный пример 3). В дуэте Тюенэ Могола и Кюн Кюбэй (№ 14) гобой сопровождает пение на протяжении всего номера. Он «выполняет функцию портретной характеристики степенных старцев, выступающих перед молодыми с родительским благословением» [24, с. 90]. В Сцене появления Нюргуна Боотура и воскрешения Юрюн Уоллана (№ 50ь) и в Сцене диалога Нюргуна Боотура и Юрюн Уоллана (№ 51) (см. Приложение 3, нотный пример 2) тоже звучит соло гобоя. В показе отрицательных персонажей и в сценах битв соло гобоя отсутствует, кроме Пляски земноводных (№ 50а), в которой есть соло гобоя.
В опере звуки природы переданы так же игрой на гобое и флейте Особенно ярко в этом отношении представлена Песня феи Алахчын Хотун (№25), когда главные герои и народ просят о помощи у мифических духов-иччи Аар Айыы Тойона. Подражание природных звуков передаются переходом основной темы от инструмента к инструменту. Вначале тема звучит у флейты, затем следует гобой и подхватывает мелодию кларнет, благодаря чему получается имитация, рисующая картину то дуновение ветра, то течение речки или разнообразные «голоса» природы. И в основном технически сложными средствами исполнения выделяются украшения трелями на высоких интонационных позициях, которые звучат выразительно и выделяются из оркестровой ткани имитируя пение птиц.
Таким образом, М.Н. Жирков и Г.И. Литинский, применяя в опере «Нюргун Боотур» гобой, смогли более выразительными инструментальными средствами воплотить общую драматургию действия, передать и обогатить ее основную идейную мысль - победы добра над злом. Использование в соло гобоя лейтмотивы персонажей восполнило образы главных героев оперы и способствовало более полному воплощению их характеристик, подчеркивая лирику и драматизм.
Ссылки на источники
1. Ларионова А.С. Особенности исполнения олонхо П.А.Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный» // Платон Алексеевич Ойунский: ученый, писатель, государственный деятель: материалы региональной научно-практической конференции с российским и международным участием, посвященной 120-летию со дня рождения выдающегося государственного и общественного деятеля, ученого, писателя Платона Алексеевича Слепцова-Ойунского, Якутск, 25-26 ноября 2013 г. - Якутск: Изд-во ИГИиПМНС СО РАН, 2015. С. 235-241.
2. Ларионова А.С. Фольклористическая деятельность М. Н. Жиркова в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.//Актуальные вопросы современного музыкального творчества, исполнительства, образования [Электронный ресурс]: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (20 марта 2020 г., г. Якутск) / [под ред. А. Г. Ларионовой]. -Электрон. текст. дан. (3,1 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2020. - С. 12-16.
3. Ларионова А.С. Якутский музыкальный фольклор. Нотное приложение / Сост. А.С. Ларионова. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. - 84 с.
4. Ларионова А.С. Якутский музыкальный фольклор: учебник для студентов музыкальных вузов РС(Я) / [авт.-сост. А.С. Ларионова]. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. - 159 с.