Научная статья на тему 'Роль деловых коммуникаций в формировании лояльности персонала'

Роль деловых коммуникаций в формировании лояльности персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
деловые коммуникации / лояльность сотрудников / вербализация / ценности организации / технология применения деловых коммуникаций / устные и письменные формы деловых коммуникаций / корпоративный кодекс. / business communications / employee loyalty / verbalization / organization values / technology for applying business communications / forms of business communications / corporate code.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морохова О. А., Колева И. В.

В статье анализируются современные достижения в области формирования лояльности персонала в организации. Авторы статьи предлагают рассматривать лояльность сотрудников как социальное явление и предлагают ряд практических направлений по его формированию на основе технологий деловых коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF BUSINESS COMMUNICATIONS IN DEVELOPING EMPLOYEES’ LOYALTY

The article analyzes the current achievements in the field of formation of staff loyalty in the organization. The authors of the article suggest considering employee loyalty as a social phenomenon and offer a number of practical directions for its formation based on business communication technologies.

Текст научной работы на тему «Роль деловых коммуникаций в формировании лояльности персонала»

«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#22î4â),2©19 / SOCIAL COMMUNICATION

91

SOCIAL COMMUNICATION

УДК: 316.775

Морохова О.А.

кандидат педагогических наук, доцент Владимирский юридический институт ФСИН России

Колева И.В.

студент 2 курса магистратуры факультета права и управления Владимирский юридический институт ФСИН России DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10736 РОЛЬ ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛОЯЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА

Morokhova O.A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Vladimir Law Institute of the Federal Penal Service

Koleva I. V.

2nd year magistrate student of Law and Management Faculty Vladimir Law Institute of the Federal Penal Service

ROLE OF BUSINESS COMMUNICATIONS IN DEVELOPING EMPLOYEES' LOYALTY

Аннотация

В статье анализируются современные достижения в области формирования лояльности персонала в организации. Авторы статьи предлагают рассматривать лояльность сотрудников как социальное явление и предлагают ряд практических направлений по его формированию на основе технологий деловых коммуникаций.

Abstract

The article analyzes the current achievements in the field of formation of staff loyalty in the organization. The authors of the article suggest considering employee loyalty as a social phenomenon and offer a number ofpractical directions for its formation based on business communication technologies.

Ключевые слова: деловые коммуникации, лояльность сотрудников, вербализация, ценности организации, технология применения деловых коммуникаций, устные и письменные формы деловых коммуникаций, корпоративный кодекс.

Key words: business communications, employee loyalty, verbalization, organization values, technology for applying business communications, forms of business communications, corporate code.

Содействие лояльности сотрудников имеет важное значение для долгосрочного успеха любого бизнеса. Это не только уменьшит текучесть кадров, но может повысить производительность, повысить эффективность и обеспечить гораздо более стабильную рабочую среду для всех. В рыночных отношениях программы лояльности персонала представляют собой систему вознаграждений. В настоящее время менее изучена роль деловых коммуникаций в формировании лояльности сотрудников организации.

В нашем исследовании мы будем исходить из положения о том, социальные факторы играют важную роль в развитии организации [1]. Данное положение раскрывается также в современных исследованиях Лебедевой-Несевря Н. А., Перфильевой М.Б., Радченко Д.Б., Ромашовой Л.О., Черниенко Н.Р. и др. К одному из таких социальных факторов можно отнести лояльность персонала.

Лояльность в научной литературе определяется как «характеристика персонала, определяющая его приверженность организации, одобрение ее целей, средств и способов их достижения, открытость своих трудовых мотивов для организации» [2]. Современные исследования показывают, что

выделяются профессиональная лояльность и организационная лояльность. Профессиональная лояльность обусловлена параметрами управления и мотивации и не связана со специфическими типами корпоративных культур. Организационная лояльность обусловлена параметрами мотивации, работы, управления и коммуникации [3].

Проанализировав научную литературу, мы сформулировали рабочее определение понятия «лояльность сотрудников». Лояльность сотрудников представляет собой социальное явление, выражающееся в том, что сотрудники преданны успеху своей организации, разделяют ее ценности и задачи, считают, что быть сотрудником этой организации в их интересах. Лояльность сотрудников не задается изначально, ее следует формировать. Одним из ключевых факторов формирования лояльности мы называем деловые коммуникации.

На основе анализа научных исследований были сформулированы практические рекомендации по формированию деловых коммуникаций в организации.

Роль деловых коммуникаций между администрацией и сотрудниками состоит в формировании взаимосвязи, которая поможет сформировать лояльность персонала компании. При выстраивании

SOCIAL COMMUNICATION /

92

деловых коммуникаций в организации можно выделить ряд направлений работы управленческого звена и руководителя, способствующих развитию лояльности персонала.

Взаимосвязь между управленческим звеном и сотрудниками состоит в разработке и применении технологий деловых коммуникаций, направленных на формирование лояльности персонала. Такие технологии представляют собой ряд последовательных этапов взаимодействия руководителя и сотрудника по ряду вопросов.

Важным этапом в формировании лояльности сотрудников играет создание корпоративной культуры организации и постоянное ее совершенствование. Организационная культура в контексте коммуникаций представляет собой сочетание межличностного взаимодействия между руководителем, администрацией и сотрудниками и межличностного взаимодействия сотрудников между собой. Однако этого недостаточно.

Важным этапом деловых коммуникаций является вербализация ценностей организационной культуры, а также целей, задач, требований, предъявляемых со стороны руководства. Такая разъяснительная работа должна быть системно организована в форме семинаров, встреч, бесед и других форм работы с сотрудниками.

Ценности компании могут быть представлены сотрудникам в форме документа в виде корпоративного кодекса организации. В данном документе должны быть сформулированы миссия компании, ее стратегические цели и задачи, основные корпоративные ценности, разделяемые компанией, нормы, принципы, стандарты поведения и требования, предъявляемые к персоналу, разъясняются вопросы персональной ответственности сотрудника. В данном документе формулируются также основные принципы корпоративной культуры компании: принципы деловой этики и делового поведения, разъясняются вопросы антикоррупционного поведения, описываются репутационная и управленческие функции.

Особенность корпоративного кодекса состоит в том, что данный документ не обязательно должен быть изложен официально-деловым стилем. При соблюдении строгости структуры, корпоративный кодекс, прежде всего, должен быть доступен и понятен сотрудникам, а, следовательно, написан простым и понятным языком. Корпоративный кодекс должен быть написан в позитивном ключе, этот документ вызывать доверие и поддержку.

Корпоративный кодекс может содержать фразы, которые не рекомендуются к употреблению: «Я звонил, но вас нее было»; «Первый раз слышу об этом»; «А почему именно я должен»; «Я вас услышал» и т.д.

Одним из этапа по формированию лояльности персонала можно назвать проведение входного собеседования с поступающими на работу. Вопросы, обсуждаемые в ходе входного собеседования, могут затрагивать разъяснение миссии, цели и задач компании, требований, предъявляемых к сотруднику с точки зрения соблюдения корпоративных норм культуры поведения и общения.

Руководителю и управленческому звену необходимо выработать профессиональные компетенции, которые будут способствовать созданию позитивной, творческой атмосферы в организации и направлены на поощрение соответствующего поведения сотрудников. Профессиональные компетенции руководителя касаются и мотивационной сферы. Даже в так называемые «турбулентные времена» руководитель должен соблюдать спокойствие и позитивный настрой.

Одним из важных шагов, обеспечивающих лояльность сотрудников, является выработка в управляющем звене таких качества как уверенность и лидерство. Если управленческая команда знает, что нужно делать, двигается в нужном направлении, то такое поведение будет одобрено персоналом компании. Для выработки таких качеств необходимо работать над собственным потенциалом, постоянно повышать свою квалификацию, изучать положительный опыт других компаний.

Таким образом, деловые коммуникации являются важным ресурсом формирования лояльности сотрудников организации. В организации необходимо целенаправленно разработать и осознанно применять технологии деловых коммуникаций по формированию лояльности сотрудников организации.

Список литературы

1. Ким И. Ю. Анализ использования современных методов вовлечения персонала в деятельность организации // Лидерство и менеджмент. 2017. №3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/analiz-ispolzovaniya-sovremennyh-metodov-vovlecheniya-personala-v-deyatelnost-organizatsii (дата обращения: 16.10.2019).

2. Соловейчик А. В. Лояльность персонала и факторы, характеризующие организацию // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. №125. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/loyalnost-personala-i-faktory-harakterizuyuschie-organizatsiyu (дата обращения: 16.10.2019).

3. Васильева И.В., Григорьев П. Е. Связь лояльности сотрудников и особенностей корпоративной культуры организации // ОмГУ. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-loyalnosti-sotrudnikov-i-osobennostey-korporativnoy-kultury-organizatsii (дата обращения: 16.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.