Научная статья на тему 'Современные методы формирования и повышения лояльности персонала'

Современные методы формирования и повышения лояльности персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2178
414
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LOYALTY OF EMPLOYEE / FORMATION OF EMPLOYEE LOYALTY / INCREASE OF EMPLOYEE LOYALTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харламова Н.Д.

В статье рассматривается формирование лояльности персонала в современных условиях, описываются преимущества лояльных сотрудников для организации. Приведены методы формирования расчетной, эмоциональной и нормативной лояльности, описаны инструменты для повышения лояльности. Раскрыты основные показатели лояльности персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the formation of employee loyalty in modern conditions, describes the advantages of loyal employees for the organization. Methods of forming loyalty, tools for increasing loyalty are given. The main indicators of employee loyalty are described.

Текст научной работы на тему «Современные методы формирования и повышения лояльности персонала»

научный журнал

УДК 331.1

Харламова Н.Д.

Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС,

г. Саратов, Россия

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЛОЯЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА

Аннотация. В статье рассматривается формирование лояльности персонала в современных условиях, описываются преимущества лояльных сотрудников для организации. Приведены методы формирования расчетной, эмоциональной и нормативной лояльности, описаны инструменты для повышения лояльности. Раскрыты основные показатели лояльности персонала.

Ключевые слова: лояльность персонала, формирование лояльности персонала, повышение лояльности персонала.

В постиндустриальной экономике трудовые ресурсы являются главным конкурентным преимуществом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия в целом и его конкурентоспособность. Именно поэтому такое значение сегодня приобретает проблема, связанная с тем, что во многих случаях сотрудники не чувствуют организацию «своей», не отождествляют свои интересы с интересами бизнеса и, соответственно, работают менее эффективно, прилагая меньшие усилий для достижения результата [4, С. 114].

Формирование лояльности начинается не с разработки специальной программы, а с последовательного построения политики компании в отношении к своим сотрудникам, клиентам, партнерам.

В первую очередь, важно честное соблюдение принятых миссии и принципов. Если компания открыто декларирует демократические принципы управления, а по факту реализует авторитарный стиль руководства, если компания говорит о клиентоориентированности и при этом менеджеры по работе с клиентами грубят по телефону, то новый сотрудник очень быстро уловит эту тенденцию «неискренности», при которой все попытки сформировать лояльность будут сводиться на «нет».

По сути, формирование лояльности - это не столько следствие реализации какой-то определенной программы, сколько результат продуманной политики компании, зеркальное отражение отношения руководства компании к своим сотрудникам [2].

Лояльные работники подходят к решению проблем организации творчески, берут на себя ответственность, прикладывают максимум усилий для достижения целей компании, в целом позитивно относятся к организации, руководству и коллегам. В ее основе лежит преданность,

научный журнал

стремление быть полезным, избегание того, что может навредить. Лояльность сотрудника по отношению к руководителю означает проявлять уважение к начальству, признавая высокий уровень его компетентности и авторитета. Возможно сочетание вышеперечисленного с чувством симпатии, сочувствием [3].

Методы формирования лояльности сотрудников компании

Расчетная лояльность

- высокая оплата труда;

- премии;

- бонусы по результатам работы за год;

- льготы (страхование, кредитование);

- обучение за счет компании

- корпоративные мероприятия

- вознаграждение, включающее элементы собственности (выплата акциями)

Эмоциональная лояльность

- влияющие на семью выгоды (например, гибкий график);

- обучение, которое помогает сотрудникам чувствовать себя уверенным в их способности делать работу;

- стратегия долгосрочной занятости

- воздействие через организационную культуру;

- обеспечение поддержки корпоративных решений путем их популяризации

- связь усилий сотрудника и конечного результата формирует в сознании сотрудника единство собственных целей и целей организации;

- программы участия в управлении, в принятии решений;

- благодарность;

- статусное вознаграждение (например, переходящий атрибут лучшего работника);

- коммуникация ценности приверженности сотрудников для компании;

- методы организационного дизайна: планирование карьеры, гибкость в работе, сокращение иерархии и различий в статусе

Нормативная лояльность

- льготы (например, на кредиты)

- условия трудового контракта, которые включают неразглашение информации;

- распространение формальных и неформальных норм поведения

- проведение тренингов командообразования;

- подчеркивание значимости вклада сотрудника в общий результат;

- инвестиции в персонал [4, С. 116].

научный журнал

В российских компаниях сегодня все больше стали обращать внимание на лояльность сотрудников и внедрять различные программы по повышению уровня лояльности персонала.

Главное в процессе повышения лояльности сотрудников - постоянно вести диагностику состояния дел в рабочем коллективе, проводить опросы, вести блоги, в которых сотрудники могут высказывать свое мнение. В этом очень сильно помогает наличие активного интранет-портала.

Интересный проект по повышению лояльности есть в компании Intel, которая приглашает бывших сотрудников на специальные ежеквартальные собрания (по желанию), где планируется выступление высшего менеджмента компании. Эти сотрудники являются настоящим резервом для Intel, который может помочь компании в случае непредвиденных обстоятельств. Даже после ухода сотрудников из компании, они поддерживают с ней постоянную связь.

Наиболее известными инструментами для повышения лояльности персонала являются:

- доведение до сотрудников корпоративной миссии компании;

- внутрикорпоративные СМИ (газета, бюллетень, портал);

- корпоративный тренинг командообразования;

- совместная работа над проектами;

- соревнования и конкурсы в компаниях;

- мероприятия, позволяющие сотрудникам почувствовать гордость за свою компанию.

- Несколько основных показателей (сигналов) лояльности:

- заинтересованность сотрудника в компании, точнее в ее деятельности;

- преданность своему делу, своей работе;

- желание повышать профессиональный уровень, и свой и своего подчиненного;

- творческий подход к предложениям, поступающим от начальства;

- проявление желаний улучшить компанию, инициатива;

- цели компании и цели сотрудника совпадают;

- осознание того, что рост компании, ее процветание - это рост и процветание каждого [1].

Таким образом, для формирования и повышения лояльности персонала необходимо (как минимум) соблюдать следующие условия: справедливое вознаграждение за труд; удовлетворение личных потребностей работников в профессиональном и личностном росте и развитии; честные и открытые взаимоотношения работодатель - работник,

«Профессиональная ориентация» Электронный

2018, №1 IHMIlft научный журнал

выполнение всех условий контракта; комфортная обстановка на рабочем месте и благоприятная атмосфера в трудовом коллективе.

Библиографический список

1. Как определить и оценить лояльность сотрудников [Электронный ресурс] : http://hr-portal.ru/article/kak-opredelit-i-ocenit-loyalnost-sotrudnikov (дата обращения 20.04.2018)

2. Как повысить лояльность персонала [Электронный ресурс]: http://hr-portal.ru/blog/kak-povysit-loyalnost-personala (дата обращения 20.04.2018)

3. Как управлять лояльностью персонала [Электронный ресурс]: https://delovoymir.biz/kak-upravlyat-loyalnostyu-personala.html (дата обращения 18.04.2018)

4. Химич Ю.С. Как повысить лояльность персонала к своей компании? // Российское предпринимательство, № 1 (199), 2012

Annotation. The article considers the formation of employee loyalty in modern conditions, describes the advantages of loyal employees for the organization. Methods of forming loyalty, tools for increasing loyalty are given. The main indicators of employee loyalty are described.

Key words: loyalty of employee, formation of employee loyalty, increase of employee loyalty.

Научный руководитель: канд. психол. наук, доцент Моисеенко Н.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.