наук, в 1864 г. - 3 разряда наук, в 1869 г. - 3 разряда наук и в 1871 г. - 1 разряд науки.
4. Показательной является степень изменения наименований разрядов наук на новые по Положениям о производстве в учёные степени. Так в 1819 г. из 6 разрядов наук - 6 новых, в 1837 г. из 15 разрядов наук - 6 новых, в 1844 г. из 17 разрядов наук - 15 новых, в 1864 г. из 10 разрядов наук - 3 новых. Приведённые данные свидетельствуют о том, что достаточно высок процент изменения названий разрядов наук на новые.
5. Наименование лиц, удостоенных степеней магистра и доктора, регулировалось Положениями о производстве в учёные степени в редакции 1819, 1837, 1844, 1864 и 1918 гг. и постоянно менялось.
Согласно первому Положению (1819 г.) лицо, удостоенное степени "... магистра, называлось магистром того класса наук, по которому подвергался испытанию", на степень доктора - "... по наименованию того факультета, к коему он по наукам принадлежал"; в соответствии со вторым Положением (1837 г.) -магистром того разряда, "... по которому ищущий степени желал получить учёное звание, например, магистра философии, магистра российской и славянской словесности, магистра исторических наук и т.д." и доктором того отделения, на котором должен был "... выдержать испытание из главных предметов факультета или отделения"; по третьему Положению (1844 г.) - магистром того разряда, "... по которому ищущий степени желал получить учёное звание, например, магистра философии, магистра русской словесности и т.д." и доктором того разряда, который входил в отделения общей словесности, или математическое, или естественных наук, или юридическое, "... кроме отделения восточной словесности, по которому все доктора именовались докторами восточной словесности"; в соответствии с четвёртым Положением (1864 г.) - магистром того разряда наук, ".по которому ищущий степени желал получить оную, как то, магистр философии, магистр русской словесности и т.д." и доктором того разряда наук, который обозначен в таблице испытаний на степень магистра по историко - филологическому факультету.
Профессиональное образование
Мокроусова О. А.
Роль деловой игры в профессиональной подготовке инженеров
пожарной безопасности
Среди педагогических средств активизации процесса обучения в вузах пожарно-технического профиля особое место принадлежит учебной дидактической (учебно-познавательной) игре, представляющей собой целенаправленную организацию учебно-игровых взаимодействий обучаемых в процессе моделирования ими целостной профессиональной деятельности специалиста.
Деловая игра представляет собой форму деятельности в условной обстановке, направленной на воссоздание содержания будущей профессиональной
19
деятельности. В деловой игре с помощью знаковых средств (язык, речь, документ и т.д.) воссоздается предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, имитируется поведение участников игры заданным правилам, отражающим условия и динамику реальной производственной обстановки.
Игровой метод - это имитация определенных ситуаций, отражающих процессы человеческой деятельности, где каждый из участников выполняет действия, предусмотренные его ролью (должностью). Такая взаимообусловленная деятельность преподавателя и обучающихся способствует формированию у курсантов сложных профессиональных навыков и умений, стимулирует их внимание и повышает интерес к занятиям. Особенностью данного метода обучения является то, что обучающиеся в процессе его пребывают в воображаемом (игровом) состоянии, тогда как при других методах обучения они находятся в реально-учебном состоянии, выполняя репродуктивно-исполнительную деятельность, что соответствует информационно-репродуктивным методам обучения. Игровое состояние курсантов характеризуется повышенным уровнем мотивации, инициативности, готовности к сопереживанию и деятельности воображения. Источником творческого состояния, его своеобразной интеллектуальной и эмоциональной основой являются проблемные ситуации -такие динамические системы взаимоотношений обучающихся в процессе игры, которые, будучи отраженными, в сознании человека, порождают его личную потребность в целенаправленных игровых действиях и повышают познавательную деятельность каждого играющего [1].
Для образовательных учреждений государственной противопожарной службы МЧС России, где осуществляется профессиональная подготовка специалистов, характерна профессиональная игровая деятельность.
Основными элементами игровой профессиональной деятельности являются: игровая ситуация, деятельность преподавателя и деятельность курсантов. Игровая профессиональная деятельность проявляется во всех видах профессиональных игр: деловые, ролевые, операционные, организационно-деятельностные, педагогические и др. Всем им свойственны одинаковые функции, основными из которых являются:
- мотивационно-побудительная;
- информационно-обучающая;
- функция организации и управления;
- развивающе-воспитательная;
- коммуникативная;
- контрольная рефлексивно-оценочная;
- психотерапевтическая.
Все эти функции взаимосвязаны и находятся во взаимодействии с функциями преподавателя в процессе педагогического руководства игрой [2].
В практике обучения курсантов по специальным дисциплинам на различных видах групповых и практических занятиях на объектах широко используются такие игровые методы обучения как деловая игра.
Деловая игра психологически и физиологически способствует более эффективному усвоению курсантами учебного материала.
Преподаватели дисциплин строительного профиля, таких как "Здания, сооружения и их устойчивость при пожаре", "Пожарная безопасность в строительстве" проявляют заботу о том, чтобы в ходе практических занятий создавалась обстановка, максимально приближенная к условиям практической работы личного состава пожарной охраны. Эта форма занятий обеспечивает индивидуализацию обучения и способствует активизации познавательной деятельности курсантов. Занятия организованы таким образом, что все без исключения курсанты заняты решением познавательной задачи. Преподаватели стремятся так организовать практические занятия, чтобы они содействовали предъявлению достаточно высоких требований к наиболее подготовленным курсантам, обеспечивали их максимальное интеллектуальное развитие и в то же время создавали условия для успешного приобретения знаний и умений менее подготовленным курсантам.
Данная форма обучения позволяет курсантам стать на место того или иного должностного лица и непосредственно ощущать результаты своих управленческих решений. Например, при проведении ряда практических занятий по дисциплине "Пожарная безопасность в строительстве" в форме деловой игры курсант исполняет роль инспектора государственного пожарного надзора, а преподаватель - роль руководителя объекта, которому вручается предписание. Игровое освоение курсантами надзорно-профилактической деятельности на ее модели способствует системному, целостному осознанию будущей профессии, так как новые тактические приемы и операции апробируются в играх в самых различных вариантах и сочетаниях задолго до того, как станут применяться в профессиональной деятельности.
Занятия в форме деловой игры на объекте ценны тем, что курсанты имеют возможность как бы "прожить" некоторое время в реальных условиях, учатся проверять технические решения не теоретически, а практически. Полученная при этом информация наглядна, хорошо усваивается, надолго запоминается. При этом преподаватель учитывает ту обстановку, в которой курсанту придется применять свои знания [3].
Учебную деловую игру как форму обучения преподаватели специальных дисциплин выбирают, прежде всего, для решения следующих педагогических задач:
- формирование у курсантов целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;
- приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятия индивидуальных и коллективных решений;
- развитие теоретического и практического мышления в профессиональной
сфере;
- формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.
Игровой метод активного обучения, представляющий собой целенаправленную организацию учебно-игровых взаимодействий обучаемых в процессе моделирования или целостной профессиональной деятельности специалистов. Учебная деловая игра - это освоение курсантами социальной и предметной деятельности в процессе решения игровой проблемы путем игровой имитации.
Функции преподавателя в учебной деловой игре изменяются. Сначала он выступает в роли информатора, затем организатора и консультанта и, наконец, выполняет функцию обобщения и оценивания деятельности, как отдельного курсанта, так и всей группы. Многогранна работа и курсанта, и чем разнообразнее выполняемые курсантом роли и занимаемые им в деятельности позиции, тем разностороннее развивается личность будущего специалиста. Его мыслительная деятельность приобретает системный характер, вырабатывается гибкость мышления и действий, умение ориентироваться в ситуации. Несомненным достоинством деловых игр является то, что они, соединяют теорию и практику, способствуя формированию профессиональных знаний и практических умений
[4].
Очень важно четко сформулировать цель игры. Цель игры не может быть однозначной. Можно выделить, по крайней мере, четыре цели, соответствующие четырем ступеням познания материала игры:
- общее знакомство с предметом;
- уяснение конкретных положений, необходимых для принятия решений в соответствии с располагаемыми факторами;
- умение применять полученные знания в практической деятельности;
- анализ полученных результатов с целью выработки новых более обоснованных решений.
Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя эффективнее достигать поставленные цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям; стимулирует рост познавательной активности, что позволяет курсантам получать и усваивать большее количество информации; способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях; формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между ее участниками, так как игровое взаимодействие предусматривает неформальное общение и позволяет раскрыть участникам свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от теории перейти к конкретному делу и проверить свои способности.
Что касается содержательного аспекта обучения с помощью деловых игр, то здесь можно указать следующие моменты:
- повышается интерес к учебной дисциплине вообще и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются;
- растет интерес к предмету в процессе обучения, характеризующийся тем,
что курсанты получают и усваивают большее количество информации, которая способствует приобретению участниками игры навыков принятия решений;
- положительно влияют на отношение курсантов к учебному процессу и другим формам занятий;
- меняется отношение курсантов к тем конкретным ситуациям, которые были предметом деловой игры;
- изменяется самооценка курсантов, они становятся более объективными, а в ряде случаев меняются оценки возможностей человеческого фактора;
- изменяются в лучшую сторону взаимоотношения курсантов и преподавателей, причем это относится не только к преподавателям, проводящим деловые игры, но и к преподавателям многих дисциплин, знание которых помогает успешному участию в играх.
Сущность деловой игры как средства обучения специальным дисциплинам состоит в ее способности служить целям обучения и воспитания, а также в том, что она переводит указанные цели в реальные результаты. Способность эта заключена в игровом моделировании в условных ситуациях основных видов деятельности личности, направленных на воссоздание и усвоение профессионального опыта, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие.
Трансформация личностных качеств курсантов происходит на всех уровнях подготовки и проведения игры. Перед курсантами ставится цель вжиться в образ специалиста, роль которого они будут выполнять. При подготовке игры преподаватель рекомендует им попытаться мыслить за своего персонажа, продумать подготовительный этап так, как продумал бы его специалист. В то же время курсант учится преодолевать трудности вербального и невербального общения [5].
При подготовке к игровой деятельности следует соблюсти следующие методические требования:
- игра - логическое продолжение и завершение конкретной теоретической темы учебной дисциплины или завершение изучения дисциплины в целом;
- максимальная приближенность к реальным условиям;
- создание атмосферы поиска и непринужденности;
- тщательная подготовка учебно-методической документации;
- четко сформулированные задачи, условия и правила игры;
- выявление вариантов возможных решений указанной проблемы.
Таким образом, активные методы обучения формируют профессиональные
качества выпускников, являются своеобразным полигоном, на котором курсанты могут отрабатывать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальности. Новые тактические приемы апробируются курсантами в играх в самых различных вариантах и сочетаниях задолго до того, как станут применяться выпускниками в профессиональной деятельности.
Глубокий анализ ошибок курсантов, проводимых при подведении итогов,
снижает вероятность их повторения в реальной действительности. А это способствует сокращению срока адаптации выпускника к полноценному выполнению профессиональной деятельности. Решение вопросов, которые встают перед выпускниками факультета пожарной безопасности с первых дней работы на практике, зависят не только от уровня их теоретической подготовки, но и от умения устанавливать деловые отношения с руководителями курируемых объектов. Помочь им в этом, призваны деловые игры, проводимые в процессе обучения. Деловая игра как активная форма обучения имеет целью не только овладение определенными методиками выполнения различных видов работ, но и позволяет при обсуждении конкретной ситуации проявить на основе полученных ранее знаний инженерное мышление. Ситуация, закладываемая в основу замысла деловой игры, обусловлена функциональными обязанностями работников государственного пожарного надзора, различными нормативно-правовыми актами. Деловая игра проводится с целью воспроизведения (моделирования) предметного и социального содержания профессиональной и общественной деятельности сотрудников противопожарной службы.
Литература
1. Коровянский, Е.П. К психологической характеристике эффективности учебно-ролевых игр [Текст]// Е.П. Коровянский, Вопросы психологии. 2000.- № 1.-С.112-118.
2. Хруцкий, Е.А. Организация проведения деловых игр [Текст]/Е.А. Хруцкий. -М.: Высшая школа, 1991.- 318 с.
3. Бугрин, В.П. Технология подготовки и проведения конкретных ситуаций. Обзорная лекция [ Текст]/В.П. Бугрин. -М.: ИЦПКПС, 2000. - 338 с.
4. Сыроежин, И.М., Вербицкий, А.А. Методика разработки и использования деловых игр как формы активного обучения студентов [ Текст]/И.М. Сыроежкин. -М.: НИИ ВШ, 1981. - 36 с.
5. Гришин, Э.А. Некоторые вопросы обучения педагогической технике [Текст]// Э.А. Гришин, В. А. Кан-Калик, Н.Н. Котельников, Вопросы формирования направленности личности. -Владимир: Влад. пед. ин-т, 2003. - С.12-37.
Проблемы современной школы Жигунова Г.В.
Интолерантность в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде
В последние годы научный интерес к проблемам детской толерантности существенно возрос. Однако несмотря на значительное количество исследований, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и