свою очередь, означает, что региональные и отраслевые механизмы противодействия коррупции, включая механизмы мониторинга и последующей оценки, должны развиваться с учетом концептуальных положений универсального международно-правового регулирования. Вместе с тем в данном случае речь не идет о том, что на региональном либо отраслевом уровне государства и международные организации должны дублировать или копировать положения универсальных антикоррупционных стандартов. Универсальные антикоррупционные стандарты, получая свое развитие на региональном уровне, обогащаются и дополняются посредством более тесного взаимодействия государств в рамках соответствующих структур с учетом их специфики и полномочий. Между тем региональные и отраслевые антикоррупционные стандарты, основываясь на букве и духе универсальных антикоррупционных стандартов, развивая их положения, должны стремиться к максимально сбалансированному учету особенностей национальных правовых систем всех государств-участников.
Библиографический список
Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов: науч.-практ. пособие / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, Е. И. Спектор. М., 2012.
Власенко Н. А., Грачева С. А., Рафа-люк Е. Е. и др. Правовые средства противодействия коррупции: науч.-практ. пособие / отв. ред. Н. А. Власенко. М., 2012.
Каширкина А. А. Антикоррупционные стандарты ОЭСР: понятие и направления имплементации // Журнал российского права. 2013. № 10.
Каширкина А. А. Международно-правовые модели имплементации антикоррупционных конвенций // Журнал российского права. 2014. № 3.
Коррупция: природа, проявления, противодействие: монография / отв. ред. Т. Я. Хаб-риева. М., 2012.
Морозов А. Н. Международно-правовые и внутригосударственные аспекты присоединения России к Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию // Журнал российского права. 2014. № 3.
Плохой О. А., Семилютина Н. Г., Ци-рин А. М. и др. Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и практики его применения / под ред. Т. Я. Хабрие-вой. М., 2014.
Правовые инновации в сфере противодействия коррупции: матер. Первого Евразийского антикоррупционного форума и VII Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 30—31 мая 2012 г.) / отв. ред. Л. В. Андриченко, А. М. Ци-рин. М., 2012.
Правовые проблемы противодействия коррупции: матер. Междунар. науч. конф. Москва, 2 ноября 2011 г. / отв. ред. Л. В. Ан-дриченко, О. О. Журавлева. М., 2012.
Противодействие коррупции в федеральных органах исполнительной власти: науч.-практ. пособие / отв. ред. А. Ф. Ноз-драчев. М., 2012.
Хабриева Т. Я., Тиунов О. И., Кашепов В. П. и др. Правовые механизмы имплементации антикоррупционных конвенций: монография / отв. ред. О. И. Тиунов. М., 2012.
Роль деклараций о сотрудничестве государств в Арктике и международное право
АВХАДЕЕВ Владислав Рамилевич, кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела международного публичного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Российская Федерация, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34
Значительная часть современных источников международного права, регулирующих отношения, возникающие в сфере сотрудничества государств по вопросам Арктики, — это де-
кларации. Юридическая сила данных деклараций обусловлена их местом в системе источников современного международного права. Автор анализирует декларации, касающиеся вопросов сотрудничества государств в Арктическом регионе, на предмет их соответствия источникам международного права, указанным в статье 38 Статута Международного суда ООН.
Ключевые слова: Арктика, источники международного права, международный договор, международный обычай, судебные решения, доктрины.
The Role of Declarations on Cooperation of States in the Arctic and International Law
V. R. Avkhadeev, PhD in Law, Associate Professor
The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, 117218, Russia
E-mail: [email protected]
The considerable part of modern sources of international law regulating relations arising in the cooperation on the Arctic region is Declaration. The legal validity of these declarations is determined by their place in the system of sources of contemporary international law. In this article, the author analyzes the declaration relating to issues of cooperation in the Arctic region for compliance with sources of international law referred in Article 38 of the Statute of the International Court of Justice.
Keywords: Arctic, sources of international law, international convention, international custom, judicial decisions and the teachings of the most highly qualified publicists.
DOI: 10.12737/5805
В настоящее время пять прибрежных государств тесно сотрудничают в Северном Ледовитом океане друг с другом и с иными заинтересованными сторонами. Это сотрудничество включает сбор научной информации, касающейся континентального шельфа, защиту морской среды и другие научные исследования. Арктические страны намерены содействовать укреплению этого сотрудничества, основанного на взаимном доверии и транспарентности, в том числе путем своевременного обмена информацией и аналитическими данными1. Но при этом имеется немало дискуссионных вопросов в отношении правового регулирования вопросов режима арктических пространств.
В дискуссиях по вопросам Арктики часто возникает тема отсутствия необходимой международно-правовой базы для разрешения будущих противоречий и конфликтов интересов. Часть территорий и аквато-
1 См.: Моисеев Е. Г. Арктика и международное право // Аграрное и земельное право. 2008. № 11. С. 99.
рий региона все еще не имеет четкой юрисдикции и рассматривается подчас как «ничейная земля». Поэтому подобные лакуны или даже отсутствие необходимых юридических основ создают базу для территориальных споров и трений, что «может превратить Арктику в опасную зону столкновения национальных инте-ресов»2. В связи с этим Европейский парламент в своей резолюции от 9 октября 2008 г. высказался в пользу моделирования правового режима в Арктике по типу Антарктического договора 1959 г.3
2 Цит. по: Россия в глобальном мире: 2000—2011: хрестоматия в 6 т. / под общ. ред. И. С. Иванова. М., 2012. С. 470 (Barber Т. Europe's Arctic Challenge // Finansional Times. 2008. 9 Oct.).
3 Напомним, Договор об Антарктике предусматривает демилитаризацию района Антарктиды, ее использование только в мирных целях (превращение исключительно в зону, свободную от ядерного оружия) и обеспечивает использование Антарктики в интересах всего человечества (см.: Россия в глобальном мире: 2000—2011 / под общ. ред. И. С. Иванова. С. 470).
Несмотря на рекомендацию Европейского парламента, идея, касающаяся унификации международно-правового регулирования режима Арктики, до настоящего времени не реализована в том виде, в котором ее представляют европейские парламентарии. Международно-правовыми актами, посвященными вопросам правового режима Арктики, на сегодняшний день являются декларации.
Конец 1980-х гг. ознаменовал начало новой эры международного сотрудничества в Арктике. Завершение противостояния Запада и Востока изменило геополитический ландшафт Севера и открыло новые возможности сотрудничества. Можно сказать, что на вершине мира открылся новый мир, где страны Северной Европы и Российская Федерация протянули руку дружбы через Атлантический океан в Северную Америку. Мир существовал и ранее, но долгое время между странами была закрытость, вызванная холодной войной4.
Финляндия первой использовала открывшуюся возможность. В 1989 г. страна предприняла инициативу по организации сотрудничества восьми арктических государств по охране арктической окружающей среды. Эта инициатива вылилась в проведение конференции на уровне министров в Рованиеми в 1991 г. Конференция имела поистине историческое значение. Она стала первым совещанием арктических государств на уровне министров, открыв долгий период сотрудничества, который получил название «Рованием-ский процесс»5.
По итогам Первой арктической конференции министров, проходившей в г. Рованиеми 14 июня 1991 г., была принята Рованиемская декла-
4 См. официальный сайт Арктического Совета. URL: http://www.arctic-council. org/index.php/ru/about-us/member-states/ finland (дата обращения: 28.03.2014).
5 Там же.
рация о защите арктической среды 1991 г., также именуемая Стратегией защиты окружающей среды Арктики.
В Декларации 1991 г. была выражена глубокая обеспокоенность в связи с угрозами в отношении окружающей природной среды Арктики, а также влиянием загрязнения на уязвимые экосистемы Арктики. В соответствии с положениями этой Декларации представители правительств Канады, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции, СССР и США приняли на себя обязательства по совместному плану действий в отношении стратегии охраны арктической окружающей среды, которая включает вопросы сотрудничества в различных областях научных исследований, оценку потенциальных экологических последствий деятельности, полное осуществление и рассмотрение дополнительных мер для ограничения выбросов загрязнителей и уменьшения их отрицательных последствий для окружающей среды Арктики.
Кроме того, страны, участвующие в Декларации 1991 г., приняли на себя ряд обязательств, связанных с осуществлением стратегических мер, направленных на создание системы арктического мониторинга и оценки, защиту морской окружающей среды в Арктике, предупреждение угроз возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, а также на сохранение арктической флоры и фауны.
Стороны Декларации 1991 г. договорились также проводить регулярные встречи для упрощения обмена информацией и координации научных исследований по принятым на себя обязательствам6.
Следующей декларацией, посвященной международно-правовому регулированию режима Арктики, явилось российско-норвежское
6 URL: http://arcticcircle.uconn.edu/ NatResources/Policy/ rovaniemi.html (дата обращения: 28.03.2014).
соглашение, призванное регулировать вопросы двустороннего межгосударственного сотрудничества на субрегиональном уровне — Баренцева (Евроарктического) региона (БЕАР). В данном случае имеется в виду именно та часть Арктического региона, которая представляет собой определенный участок акватории Северного Ледовитого океана — Баренцево море. Особый интерес к данному морскому пространству был вызван тем, что через него проходит линия разграничения морских пространств между Россией и Норвегией.
Впервые идея об учреждении сотрудничества в БЕАР с включением российских территорий была оглашена министром иностранных дел Норвегии Т. Столтенбергом 24 апреля 1992 г. в г. Тромсё. После серьезной подготовительной работы эта идея была воплощена в жизнь принятием 11 января 1993 г. в г. Кирке-несе министрами иностранных дел и представителями Дании, Исландии, Норвегии, России, Финляндии, Швеции и Комиссии Европейских Сообществ Декларации о сотрудничестве в БЕАР (в присутствии наблюдателей из Великобритании, Германии, Канады, Польши, США, Франции и Японии).
Одновременно руководители Архангельской и Мурманской областей (позднее и Карелии), норвежских губерний Финнмарк, Тромс и Нурланд, финской Лапландии, шведской Нор-боттен, а также представитель коренных народов — Саамского совета подписали протокол об учреждении Баренцева регионального совета (БРС) по сотрудничеству на «губернском этаже»7 БЕАР8.
В 1993 г. состоялось другое знаменательное событие в истории
7 В данном случае имеется в виду подписание Декларации на уровне руководителей (губернаторов) субъектов государств-участников.
8 См.: Смирнов А. Мурманский коридор:
монография. Мурманск, 1998. С. 6.
развития международно-правового регулирования режима Арктики — 16 сентября в г. Нуук (остров Гренландия) по итогам Второй конференции на уровне министров по защите окружающей среды Арктики была подписана Нуукская декларация об окружающей среде и развитии в Арктике. Декларация посвящена стратегическому планированию деятельности по защите окружающей среды Арктики с учетом особенностей традиционного уклада жизни и интересов коренных народов Арктического региона. Принята Программа арктического мониторинга и оценки (ПАМО).
Участниками Декларации 1993 г. являются Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Финляндия и Швеция. Статусом наблюдателей обладают Чили, Германия, Нидерланды, Польша, а также Программа ООН по окружающей среде, Совет северных стран, Северный форум, Международный арктический научный комитет, Конференция инуитов Заполярья, Совет саамов и Российская ассоциация народов Севера.
В Декларации говорится, что министры подтвердили твердое намерение защищать и сохранять окружающую среду Арктики и полностью признали особую взаимосвязь, существующую между коренными народами и местным населением Арктики, их уникальный вклад в охрану окружающей среды Арктики9.
Также в 1993 г. в г. Тромсё состоялась Первая конференция Северного форума, по итогам которой была принята Декларация Тромсё. Она предусматривает содействие фундаментальным и прикладным междисциплинарным научным исследованиям в северных регионах в целях
9 Арктический регион: проблемы международного сотрудничества: хрестоматия в 3 т. Т. 3 / под общ. ред. И. С. Иванова. М., 2013. С. 163.
расширения базы знаний для проведения политики в области освоения и управления региональными природными ресурсами и защиты окружающей среды Северного и Арктического регионов. Декларацией установлены первоочередные и будущие первоочередные проекты Северного форума.
В качестве первоочередных проектов были отмечены прежде всего такие, как экологический контроль, управление дикой природой, северный морской путь, формирование капитала в Северном регионе, окружающая человека среда, состояние экологии и реагирование на чрезвычайные ситуации, воздушные маршруты восток—запад и приполярные маршруты, управление морскими ресурсами. К будущим первоочередным проектам отнесены следующие: жилищное строительство в Северном регионе, северный туризм, Академия наук Северного форума, женщины в Северном регионе, образование в Северном регионе10.
Странами — участницами Декларации Тромсё 1993 г. явились соответственно полномочные представители регионов — участников Первой конференции Северного форума.
В 1996 г. в г. Инувик (Канада) состоялась Третья конференция на уровне министров по защите окружающей среды Арктики, на которой была принята Инувикская декларация о защите окружающей среды и устойчивом развитии в Арктике11. В данной Декларации защита окружающей среды Арктики была обозначена в качестве приоритетного направления сотрудничества арктических государств. Помимо этого, говорится о необходимости дальнейшей реализации Стратегии защиты окружающей среды Арктики.
10 См.: Арктический регион: проблемы международного сотрудничества. Т. 3 / под общ. ред. И. С. Иванова. С. 159.
11 URL: http://library.arcticportal.org/ 1272/1/The_Inuvik_Declaration.pdf (дата обращения: 28.03.2014).
Четвертая конференция на уровне министров по Стратегии защиты окружающей среды Арктики состоялась в г. Альте (Норвегия). По ее итогам была подписана Альтская декларация о стратегии защиты окружающей среды Арктики 1997 г.12
Наиболее важным событием явилось проведение встречи министров и полномочных представителей в 1996 г. в г. Оттаве (Канада), по итогам которой был подписан документ, учредивший особый механизм координации международного сотрудничества государств по проблемам Арктики, — Декларация об учреждении Арктического Совета.
Данной Декларацией провозглашено создание Арктического Совета, который учреждается в качестве форума высокого уровня в целях: нахождения способов организации сотрудничества, координации и взаимодействия между арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес13, с привлечением объединений арктических коренных народов и других жителей Арктики, особенно по вопросам устойчивого развития и защиты арктической окружающей среды; надзора и координации программ, учрежденных в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики по Программе арктического мониторинга и оценки, Программе сохранения арктической природы и фауны, Программе защиты арктической морской среды, Предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации; определения круга ведения программы устойчивого развития, а также ее контроля и координации; распространения информации, поощрения обра-
12 См.: Иванов Д. В., Гликман О. В. Международное право: основные понятия. Схемы, таблицы, документы: учеб. пособие. М., 2010. С. 92.
13 Арктический Совет не должен заниматься вопросами, относящимися к военной безопасности.
зования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике14.
Кроме того, в Декларации 1996 г. был определен круг арктических государств — Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и США.
В целях реализации концептуальных положений, заложенных в Декларации 1996 г., по результатам встреч, состоявшихся на уровне министров, был принят еще ряд деклараций, касающихся вопросов регулирования правового режима Арктики. В 1998 г. была принята Икалуитская декларация, в 2000 г. — Барроузская декларация, в 2002 г. — Инарийская декларация, в 2004 г. — Рейкьявик-ская декларация, в 2006 г. — Салехардская декларация (первый международно-правовой акт, посвященный проблемам Арктики, принятый на территории России), в 2009 г. — Декларация Тромсё15, в 2011 г. — Нуук-ская декларация, а в 2013 г. — Кирун-ская декларация.
Следует также обратить внимание на Конференцию по Северному Ледовитому океану (представителей пяти прибрежных к Северному Ледовитому океану государств — Канады, Дании, Норвегии, Российской Федерации и США), которая состоялась в 2008 г. в г. Илулиссат (Гренландия). По ее итогам была принята Илулиссатская декларация 2008 г.16
Несмотря на значительное количество принятых на сегодняшний день деклараций, касающихся сотрудничества государств в Арктическом регионе, их место в системе источников международного права необходимо уточнить.
Учитывая порядок принятия и содержание деклараций, посвященных вопросам правового режима Арктики, представляется целесообразным
14 См.: Действующее международное право / сост. Ю. Колосов, Э. Кривчикова. Т. 3. М., 1997. С. 721—723.
15 См.: Иванов Д. В., Гликман О. В. Указ. соч. С. 92—93.
16 Там же. С. 93.
рассмотреть их на предмет соответствия категории норм мягкого права.
В юридической литературе декларируется два необходимых свойства мягкого права: это правила поведения, которые необходимо выполнять, но при этом они не являются юридически обязательными. Поэтому ни у кого не вызывает сомнений, что мягкое право создает обязанности, не являющиеся юридически обяза-тельными17.
В большинстве арктических деклараций, как правило, выражены определенные намерения, которые не всегда можно отнести к категории правил поведения, подлежащих выполнению государствами, принявшими соответствующую декларацию, и тем более ни в одной из таких деклараций не содержится механизм обеспечения выполнения соответствующих обязательств.
Что касается определения вида источников международного права, к которому относятся арктические декларации, то здесь важно обратиться к Статуту Международного суда ООН 1945 г. (далее — Статут МС ООН), в котором заложены соответствующие правовые критерии. Для определения круга источников международного права принято ссылаться на положения ст. 38 Статута МС ООН, в которой в качестве источников обозначены: международные конвенции; международные обычаи; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Помимо этого, в качестве источников международного права могут быть использованы судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм18.
17 См.: Фогельсон Ю. Б. Мягкое право в современном правовом дискурсе // Журнал российского права. 2013. № 9. С. 45 (сноска 12).
18 См.: Действующее международное право / сост. Ю. Колосов, Э. Кривчикова. Т. 1. С. 797—811.
В первую очередь необходимо проанализировать возможность соответствия деклараций, посвященных вопросам правового регулирования сотрудничества государств по вопросам режима Арктики, такому виду источников международного права, как международный договор.
В соответствии с основными положениями Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. договором является международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Международный договор является прежде всего обязательным источником норм современного международного права. В нем должны быть зафиксированы права и обязанности его сторон, порядок разрешения споров, а также вопросы, связанные с вступлением договора в силу. Так, основные положения Декларации об учреждении Арктического Совета 1996 г. не в полной мере отвечают названным критериям. В частности, стороны Декларации не «договорились» либо «согласились» о достижении целей Декларации, а только лишь «заявили», что не может однозначно толковаться как принятие государствами-участниками на себя международных обязательств.
Но при этом важно заметить существенное отличие Рованиемской декларации о защите окружающей среды Арктики 1991 г. (Стратегии защиты окружающей среды Арктики) от иных международных деклараций, касающихся вопросов правового режима Арктики. Прежде всего это выражается в закреплении в тексте Декларации принятых на себя обязательств стран — участниц Декларации, а также положений о том, что стороны именно «договори-
лись» и «согласились», а не «заявили» либо «выразили намерение».
Если рассмотреть Декларацию 1996 г., а также все декларации, которые были приняты в соответствии с ней и после нее, на предмет соответствия их такой категории источников международного права, как международный обычай, то в данном случае также сложно усмотреть категориальное соответствие арктических деклараций. Положения Декларации 1996 г. и последующих деклараций, принятых по итогам конференций на уровне министров Арктического Совета, пока нет необходимости относить к «доказательству всеобщей практики, признанному в качестве правовой нормы»19. Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств и определенным образом выраженного ими намерения придать таким действиям нормативное значение20. Но в рассматриваемом случае арктические декларации не имеют длительной практики применения к реальным правоотношениям в Арктике. Данное обстоятельство связано с тем, что соответствующие правоотношения в настоящее время урегулированы предметными международными договорами, касающимися использования тех или иных компонентов природной среды либо регулирующими порядок использования того или иного вида морских пространств. Весьма значимую роль в регулировании арктической деятельности играют двусторонние международные соглашения по вопросам делимитации морских пространств в Северном Ледовитом океане. Кроме того, до настоящего времени ни Декларация об учреждении Арктического Совета, ни декларации, принятые в рамках уже функционирующего Арктического Совета, пока еще не
19 Пункт Ь ч. 1 ст. 38 Статута Международного Суда ООН 1945 г.
20 См.: Международное право: учебник для вузов / отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. 4-е изд. М., 2006. С. 117.
нашли закрепления в международных договорах.
Также возможно рассмотреть декларации на предмет их соответствия таким источникам международного права, как правотворческие решения международных организаций, выраженные в форме резолюций, рекомендаций, а также в иных формах.
Нормативные резолюции международных организаций, будучи рекомендациями и функционируя в этом качестве в межгосударственной системе, оказывают влияние на создание норм международного права как договорным, так и обычным путем. Некоторые из таких резолюций являются частью договорного процесса создания норм международного права. Это резолюции, которыми международные организации приводят тексты международных договоров. Многие резолюции являются как бы отправным пунктом для договорного процесса. Так, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. стала исходным пунктом для выработки двух международных пактов о правах человека21.
В данном случае представляется возможным констатировать соответствие арктических деклараций такой категории источников международного права, как правотворческие решения международных организаций. Соответствие Декларации об учреждении Арктического Совета 1996 г. и последующих деклараций, принятых уже в рамках созданного Арктического Совета, рассматриваемой категории источников международного права обусловлено тем, что они являются неотъемлемой частью договорного процесса, посвященного регулированию правового режима Арктики. В ходе соответствующего договорного процесса его участниками декларировано немало намерений
21 См.: Баскин Ю. А., Крылов Н. Б., Левин Д. Б. и др. Курс международного права: в 7 т. Т. 1: Понятие, предмет и система международного права. М., 1989. С. 211.
по совершенствованию международно-правового регулирования режима Арктики. Наиболее благоприятным и результативным продолжением договорного процесса по вопросам правового режима Арктики должно быть воплощение намерений и заявлений, выраженных в многочисленных декларациях, в договорные нормы, которые будут обладать юридически обязательной силой международного договора для его участников. Именно международные договоры, принятые по вопросам международно-правового регулирования правоотношений, связанных с деятельностью государств в Арктическом регионе, станут залогом стабильности правового регулирования вопросов сотрудничества государств в Арктике, с одной стороны, и реальной международно-правовой защитой окружающей природной среды данного региона — с другой.
Библиографический список
Barber T. Europe's Arctic Challenge // Finansional Times. 2008. 9 Oct.
Арктический регион: проблемы международного сотрудничества: хрестоматия в 3 т. Т. 3 / под общ. ред. И. С. Иванова. М., 2013.
Баскин Ю. А., Крылов Н. Б., Левин Д. Б. и др. Курс международного права: в 7 т. Т. 1: Понятие, предмет и система международного права. М., 1989.
Действующее международное право / сост. Ю. Колосов, Э. Кривчикова. Т. 3. М., 1997.
Иванов Д. В., Гликман О. В. Международное право: основные понятия. Схемы, таблицы, документы: учеб. пособие. М., 2010.
Международное право: учебник для вузов / отв. ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. 4-е изд. М., 2006.
Моисеев Е. Г. Арктика и международное право // Аграрное и земельное право. 2008. № 11.
Россия в глобальном мире: 2000—2011: хрестоматия в 6 т. / под общ. ред. И. С. Иванова. М., 2012.
Смирнов А. Мурманский коридор: монография. Мурманск, 1998.
Фогельсон Ю. Б. Мягкое право в современном правовом дискурсе // Журнал российского права. 2013. № 9.