Научная статья на тему 'РОЛЬ ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ'

РОЛЬ ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
читательская грамотность / чтение / приемы / эмпатия / главная мысль / анализ / критическое мышление / смысловое чтение / reading literacy / reading / techniques / empathy / main idea / analysis / critical thinking / meaningful reading

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пургина Н.Ю., Котвицкая С.А.

В работе рассматриваются приемы формирования читательской грамотности. Умение грамотно читать, адекватно воспринимать полученную информацию, постигать смысл текста является базовым для школьников. Продуманная и целенаправленная работа с текстом даёт возможность ученику из большого объёма информации получить нужную и полезную, а также сформировать социально-нравственный опыт и познавать окружающий мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Пургина Н.Ю., Котвицкая С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF READING IN FORMATION READING LITERACY

The work discusses methods of developing reading literacy. The ability to read correctly, adequately perceive the information received, and comprehend the meaning of the text is basic for schoolchildren. Thoughtful and purposeful work with the text allows the student to obtain necessary and useful information from a large amount of information, as well as to form social and moral experience and learn about the world around him.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ»

УДК 37 Пургина Н.Ю., Котвицкая С.А.

Пургина Н.Ю.

учитель русского языка и литературы Троицкая средняя общеобразовательная школа (г. Богданович, Россия)

Котвицкая С.А.

учитель русского языка и литературы Троицкая средняя общеобразовательная школа (г. Богданович, Россия)

РОЛЬ ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация: в работе рассматриваются приемы формирования читательской грамотности. Умение грамотно читать, адекватно воспринимать полученную информацию, постигать смысл текста является базовым для школьников. Продуманная и целенаправленная работа с текстом даёт возможность ученику из большого объёма информации получить нужную и полезную, а также сформировать социально-нравственный опыт и познавать окружающий мир.

Ключевые слова: читательская грамотность, чтение, приемы, эмпатия, главная мысль, анализ, критическое мышление, смысловое чтение.

Чтение является неотъемлемой частью нашей жизни, оно открывает перед нами новые миры, позволяет погрузиться в сюжеты различных книг, узнать о разных эпохах и культурах. Роль чтения в формировании читательской грамотности неоценима. Читательская грамотность - это не только умение читать и понимать текст, но и умение анализировать, критически мыслить, сопоставлять информацию из разных источников.

Чтение развивает наше воображение, способность к обобщению и анализу, расширяет кругозор. Прочитанные книги учат нас эмпатии, помогают развить чувство сострадания и понимания других людей. Человек, много читающий, способен видеть мир иначе, обогащает свой внутренний мир новыми знаниями и опытом.

Кроме того, чтение способствует развитию языковых навыков, обогащению словарного запаса, улучшению письменной и устной речи. Чем больше человек читает, тем лучше он понимает структуру языка, правила его использования и различные стилистики.

Чтение также способствует развитию творческого мышления, воображения и эмоционального интеллекта. Человек, читающий художественную литературу, способен лучше понимать чувства и мотивы героев, сопереживать им, развивая тем самым свою эмпатию и понимание окружающего мира.

Для формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы следует использовать разнообразные методы и подходы. Один из них - это работа с текстом разной сложности, начиная с простых и постепенно усложняя задания. Важно научить учащихся не только читать текст, но и извлекать из него информацию, осмысливать ее и использовать для решения различных задач.

При работе с текстом учителю необходимо помогать ученикам находить главную мысль, выделять ключевые моменты, делать выводы. Очень важно учить детей критически мыслить, анализировать информацию, выявлять противоречия и уметь делать обоснованные выводы.

Интерактивные методики обучения чтению играют важную роль в формировании умений учеников и помогают им развивать навыки работы с текстом. Они способствуют активной вовлеченности учащихся в процесс усвоения информации и обеспечивают более эффективное усвоение материала. Важно, чтобы уроки русского языка и литературы были интересными и

доступными для всех учащихся, и именно интерактивные методики позволяют достичь этой цели.

Одной из таких методик является чтение вслух с последующим обсуждением. При этом учащиеся могут выразить свое мнение о произведении, поделиться впечатлениями и идеями, что способствует развитию их критического мышления. Такой подход не только помогает понять смысл текста, но и учит анализировать информацию, выделять главное, делать выводы.

Другим эффективным методом является работа с литературными текстами через создание коллективных проектов. Учащиеся могут объединить усилия, чтобы исследовать произведение, создать презентацию или спектакль, что не только развивает их креативное мышление, но и помогает лучше понять текст через активное взаимодействие. Такие проекты способствуют формированию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе, выстраивать аргументацию.

Также стоит обратить внимание на методику чтения в формате "круглого стола", где ученики обсуждают содержание произведения, аргументируют свою точку зрения и слушают мнение сверстников. Этот метод позволяет развивать навыки аргументации, убеждения, анализа, а также способствует формированию уважения к мнению других.

Важным аспектом интерактивных методик является использование современных технологий. Электронные ресурсы, интерактивные доски, онлайн-платформы позволяют создавать увлекательные уроки, индивидуализировать обучение и делать процесс чтения более интересным и доступным для учащихся.

Помимо этого, игровые методики также являются эффективным способом развития читательской грамотности. Различные игры, викторины, квесты на основе литературных произведений способствуют запоминанию информации, увлечению учеников и развитию логического мышления.

В практике работы учителя русского языка и литературы существует огромный арсенал приемов, техник и технологий развития читательской грамотности. Остановимся лишь на некоторых.

Прием «Составление кластера». В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Прием позволяет визуализировать ключевые понятия текста.

В этом смысле полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения.

Следующий прием «Простой и сложный вопрос». Простой вопрос предполагает однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «сложный» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации. Чаще всего ученики задают простые (тонкие)вопросы к текстам.

В рамках интеллектуального многоборья можно проводить разные игры. Например, «Перевертыши» - игра, в которой в качестве исходного материала берется известная цитата, загадка, пословица, поговорка и т.д., и все слова в них заменяются антонимами. Разгадывание таких «перевертышей» позволяет проверить знание текстов, эрудицию игроков, мышление и способность к логическому рассуждению.

Приём «Письмо с пробелами». Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний, а также для «работы над ошибками», если текст не был понят правильно ранее. Суть приема проста: «спрятать» слова в тексте и попросить обучающихся восстановить текст.

Приём «Опорный конспект» или Конкурс шпаргалок. Уже само название вызывает у ребят интерес и используется для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста. Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в

определенных ограничительных условиях. Это задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем), понимать язык графика, схемы, диаграммы. Подобное задание может быть дано в качестве домашней работы, как правило, по группам. Прием «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» используется для экстренного повторения той или иной темы.

Также при работе с текстом на уроках русского языка и литературы наиболее часто используют прием - «Словарики». При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем необходимо попросить встать тех «ребят, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости используются различные словари.

Приём «Маркировка» - это выделение цветом основной мысли, ключевых слов. Перед чтением текста предлагается обучающимся несколько вопросов на мотивацию: Почему я должен прочесть этот текст? Далее используется прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее нужно пересказать по маркированному. Кроме того, что этот прием незаменимо действует при работе с лингвистическими текстами, также успешно его можно использовать при составлении плана любого текста.

Еще одна группа приемов формирования читательской грамотности -творческое чтение. Использовать прием «Реставрация текста» можно в разных вариантах, можно перепутать предложения и попросить учащихся восстановить текст. А можно предложить использовать схемы для восстановления текста.

К приемам интерпретации художественного текста относится словесное рисование: выделение художественных деталей, анализ изобразительно-выразительных средств языка, сопоставление сюжетных линий, персонажей

внутри одного произведения или нескольких произведений, обобщение, формулирование собственной читательской позиции.

Таким образом, методы формирования умения извлекать информацию из текста играют важную роль в развитии читательской грамотности учащихся. Правильно построенные уроки, включающие в себя работу с текстами разной сложности, анализ и интерпретацию информации, а также задачи на основе текста, способствуют формированию у учащихся целостного, глубокого и критического восприятия прочитанного.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Исса А.Ф. Чтение как ключевая компетенция в современном мире // Педагогика. - 2018. - № 2. - С. 15-22;

2. Смирнова Е.В. Формирование умений анализа текста у учащихся на уроках русского языка // Русский язык и литература в школе. - 2017. - № 4. - С. 30-35;

3. Петрова О.Н. Особенности преподавания литературы для развития читательской грамотности // Современное образование. - 2019. - № 3. - С. 5863;

4. Васильева Т.И. Роль литературного чтения в формировании личности учащегося // Вестник педагогического университета. - 2016. - № 1. - С. 74-81;

5. Козлова Л.М. Использование метода проектов для развития читательской грамотности на уроках литературы // Школьные технологии. - 2015. - № 2. - С. 46-51;

6. Григорьева И.Д. Эффективные методики формирования навыков анализа текста учащимися // Инновационное образование. - 2018. - № 5. - С. 22-28;

7. Соколова А.С. Практические рекомендации по развитию читательской грамотности школьников // Педагогический альманах. - 2017. - № 3. - С. 1218;

8. Никитина Е.П. Формирование аналитических умений учащихся на уроках литературы // Научно-методический журнал. - 2019. - № 4. - С. 40-47;

9. Беляева М.А. Взаимосвязь чтения и развития воображения у детей // Психологический журнал. - 2018. - № 6. - С. 64-71;

10. Зайцева Е.С. Развитие творческого мышления через изучение литературы // Педагогический журнал. - 2015. - № 7. - С. 18-24

Purgina N. Yu., Kotvitskaya S.A.

Purgina N.Yu.

Troitsk secondary school (Bogdanovich, Russia)

Kotvitskaya S.A.

Troitsk secondary school (Bogdanovich, Russia)

ROLE OF READING IN FORMATION READING LITERACY

Abstract: the work discusses methods of developing reading literacy. The ability to read correctly, adequately perceive the information received, and comprehend the meaning of the text is basic for schoolchildren. Thoughtful and purposeful work with the text allows the student to obtain necessary and useful information from a large amount of information, as well as to form social and moral experience and learn about the world around him.

Keywords: reading literacy, reading, techniques, empathy, main idea, analysis, critical thinking, meaningful reading.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.