Научная статья на тему 'Роль черного юмора в произведениях для детей'

Роль черного юмора в произведениях для детей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1886
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРНЫЙ ЮМОР / BLACK HUMOR / ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / ЮМОР КАТАСТРОФ / СМИ / MEDIA / МУЛЬТФИЛЬМЫ / CARTOONS / СТЕНДАП / ДЕТИ / CHILDREN / ДЕТСТВО / CHILDHOOD / CHILDLORE / DISASTER HUMOR / STAND-UP COMEDY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Губанов Николай Николаевич, Рокотянская Людмила Олеговна, Губанов Николай Иванович

В ХХ–ХХI вв. значительно возросла популярность черного юмора. Среди вероятных причин данного явления можно выделить как излишне детализированное освещение СМИ трагических событий, так и более глубокие социокультурные перемены. В первую очередь изменилось отношение общества к смеху и юмору (от в целом негативного к позитивному), в результате чего черный юмор, несмотря на всю свою неоднозначность, стал для людей вполне привычным явлением. Знакомство с черным юмором начинается с самого раннего возраста — с детской литературы, мультфильмов и фольклора, создателями которого часто выступают сами дети. Более того, значительная часть черных шуток для взрослой аудитории также посвящена детям (темы детской смертности, инвалидности, педофилии и т. п.). Коренной сдвиг в изменении отношения людей к смерти, и особенно смерти детской, тоже мог послужить причиной возросшей популярности рассматриваемого юмористического жанра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of black humor in works for children

In the XX–XXI centuries the popularity of black humor significantly increased. Among the possible causes of this phenomenon the role of the media in the unnecessarily detailed coverage of tragic events can be identified as well as deeper socio-cultural changes. First of all, the attitude of the society towards laughter and humor has changed (from generally negative to positive), thereby black humor, despite all its ambiguity, became quite familiar for people. Acquaintance with black humor begins from the earliest age from literature for children, cartoons and folklore often created by children themselves. Moreover, much of the black jokes for the adult audience are also devoted to children (themes of child mortality, disability, pedophilia, etc.).The radical shift in the attitude of people towards death, and especially the death of a child, could also serve as the reason for the increased popularity of the humorous genre

Текст научной работы на тему «Роль черного юмора в произведениях для детей»

УДК 316.6

DOI: 10.18698/2306-8477-2018-6-530

Роль черного юмора в произведениях для детей

1 12 © Н.Н. Губанов , Л.О. Рокотянская , Н.И. Губанов

1 МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия 2 Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень, 625023, Россия

В ХХ-ХХ1 вв. значительно возросла популярность черного юмора. Среди вероятных причин данного явления можно выделить как излишне детализированное освещение СМИ трагических событий, так и более глубокие социокультурные перемены. В первую очередь изменилось отношение общества к смеху и юмору (от в целом негативного к позитивному), в результате чего черный юмор, несмотря на всю свою неоднозначность, стал для людей вполне привычным явлением. Знакомство с черным юмором начинается с самого раннего возраста — с детской литературы, мультфильмов и фольклора, создателями которого часто выступают сами дети. Более того, значительная часть черных шуток для взрослой аудитории также посвящена детям (темы детской смертности, инвалидности, педофилии и т. п.). Коренной сдвиг в изменении отношения людей к смерти, и особенно смерти детской, тоже мог послужить причиной возросшей популярности рассматриваемого юмористического жанра.

Ключевые слова: черный юмор, детский фольклор, юмор катастроф, СМИ, мультфильмы, стендап, дети, детство

Введение. Несмотря на то что черный юмор был знаком людям еще со времен Античности [1, 2], активное его развитие пришлось на период конца Х1Х — начала ХХ в. Автором термина «черный юмор» считают французского писателя Жориса-Карла Гюисманса. В активный оборот термин ввел лидер сюрреализма Андре Бретон. До Бре-тона под «черным» понимали разве что юмор афроамериканцев. В 30-е годы ХХ в. Бретон публикует ряд статей, посвященных мировоззренческим основам сюрреализма. При этом юмору в них отводится значительное место. Юмор в концепции Бретона представляет собой парадоксальное торжество принципа удовольствия над обстоятельствами реальности в момент, когда они, казалось бы, с наибольшей силой ополчаются против человека. Для художника юмор служит оружием бунта против любых ограничений жизни, а черный юмор противостоит главному из этих ограничений — смерти [3, с. 158-165].

Бретон также стал создателем первой «Антологии черного юмора». Современный читатель, привыкший отождествлять черный юмор в первую очередь с темами смерти и насилия, удивится весьма эклектичному содержанию данной антологии. Так, к представителям жанра черного юмора Бретон относит О. Генри, в частности, его рассказ «Пока ждет автомобиль». При этом в предисловии к рассказу

Бретон отмечает, что юмор О. Генри, как и смех раннего Чаплина, дышит нежностью [3]. По-видимому, сюрреалисты трактовали понятие черного юмора довольно широко. Сегодня под черным юмором понимают в основном юмор, эксплуатирующий наиболее табуиро-ванные темы, актуальные для всех времен и народов: смерть и насилие, тяжелые болезни и физические уродства, сексуальные отклонения и дискриминацию. Черный юмор — это та грань, которую часть людей, но далеко не все, еще может принять в качестве юмора. Вот что говорит по этому поводу американский комик Джордж Карлин: «Comedy is filled with surprise, so when I cross a line... I like to find out where the line might be and then cross it deliberately, and then make the audience happy about crossing the line with me»1 [4].

Черный юмор можно отнести к высшему классу понимания юмора, поэтому черные шутки и анекдоты часто используются в целях выявления людей с хорошо развитым чувством юмора. Так, в среде американских комиков подобным «секретным рукопожатием» — идентификатором понимания свой/чужой — служит известный черный анекдот «Аристократы», в котором высмеиваются самые отвратительные темы: инцест, педофилия, зоофилия и т. п. Каждый комик рассказывает этот анекдот в своей вариации. Цель — импровизировать как можно дольше, привнося в привычный сюжет максимум грубости, пошлости и абсурда [5, 6].

Изменение отношения к юмору и смеху. Сегодня черный юмор воспринимается если и не в полной мере, то как нечто привычное и знакомое. Данный жанр представлен во всем многообразии форм: анекдоты, литература, кинематограф, мультфильмы, монологи стен-дап-комиков, розыгрыши. Можно выделить несколько причин возросшей популярности жанра, но в первую очередь стоит обратить внимание на то, что в современном обществе превалирует в целом позитивное отношение к юмору. Ученые и философы склонны видеть положительную роль юмора в воспитании, менеджменте, налаживании связей между людьми. Также отмечается положительное влияние смеха на физическое здоровье человека, на ускорение процесса реабилитации после серьезных заболеваний и травм. Наличие хорошо развитого чувства юмора считается одним из признаков одаренности и даже гениальности.

Однако подобное положение вещей существовало не всегда. Еще в античной философии зародилась идея о том, что по своей природе смех связан со злом. Негативное отношение к смеху усилилось в

1 Комедия полна сюрпризов, поэтому, когда я переступаю грань... мне нравится вдруг выяснить, где эта грань может находиться, чтобы затем намеренно ее переступить и заставить публику радоваться тому, что они переступили ее вместе со мной.

Средние века. В религиозной мысли никакая другая черта человеческой природы не ассоциировалась с таким числом грехов и пороков, как смех. Американский философ Дж. Морреал приходит к выводу о том, что за редким исключением отношение богословов и философов прошлого к юмору и смеху было негативным. Юмор считали неискренним — ведь честный человек всегда говорит то, что подразумевает, в то время как в шутках слова расходятся с их привычным значением. Юмор ассоциировался с лодырничеством, враждебностью, сексуальными вольностями. Он пуст по своей природе и ничего не производит. В религиозной мысли проводилась параллель между печалью и мудростью, смехом и глупостью. Шута в средневековом лексиконе (как русском, так и западноевропейском) называют дураком. Юмор рассматривали как проявление моральной безответственности, ведь со времен Древней Греции героями комедий выступали самые настоящие грешники — пьяницы, лжецы, изменщики, обжоры [7].

М.М. Бахтин пишет, что за исключением нескольких десятков лет эпохи Возрождения (периода появления таких писателей, как Рабле, Сервантес, Шекспир) смех в Средние века и вплоть до XIX в. был вытеснен из всех «жанров высокой идеологии»: «Для официальной средневековой культуры характерна односторонняя серьезность тона. Самое содержание средневековой идеологии с ее аскетизмом, мрачным провиденциализмом, с ведущей ролью в ней таких категорий, как грех, искупление, страдание, и самый характер освященного этой идеологией феодального строя с его формами крайнего угнетения и устрашения, — определили эту исключительную односторонность тона, его леденящую окаменелую серьезность. Серьезность утверждалась как единственная форма для выражения истины, добра и вообще всего существенного, значительного и важного. Страх, благоговение, смирение и т. п. — таковы были тона и оттенки этой серьезности» [8, с. 85].

Таким образом, имеется несовместимость между религией, с одной стороны, юмором и смехом — с другой. Л.Н. Столович отмечает: «Исследователями, изучающими психологию религии, было замечено, что религия способна использовать все человеческие чувства, за исключением одного — чувства юмора» [9, с. 246]. Юмор подрывает веру в осмысленность всего происходящего, заставляя по-новому взглянуть на привычное и традиционное. Религия, в свою очередь, основана на вере и традиционных ритуалах. Сегодня религия — любимейшая тема монологов американских стендап-комиков, которые, как и ученые, сомневаются в истинности религии или являются атеистами. Таким образом, ослабление роли традиционных религий, произошедшее в большинстве западноевропейских стран, также могло внести свой вклад в развитие черного юмора. Отсутствие четких ми-

ровоззренческих и эсхатологических установок, существование в непредсказуемом мире, полном абсурда и нелепости, — все это служит питательной почвой для развития черного юмора.

Современные представления о юморе и смехе в целом позитивны. Юмор признается не бесполезным, а, напротив, по мнению ученых, влияет непосредственно на физическое состояние человека: снижает уровень тревожности, помогает справляться с негативными эмоциями, улучшает работу иммунной системы. В юморе теперь видят не моральную безответственность, а, наоборот, инструмент вскрытия общественных пороков. Морреал отмечает, что немецкие комики были одними из первых, кто подверг сомнению кандидатуру Гитлера, а американские комики 60-70-х годов ХХ в. подняли темы расовой и гендерной дискриминации на новый уровень общественного сознания. Цель юмора сегодня видится скорее не в том, чтобы исправить ошибки, а в том, чтобы для начала обратить на них внимание [7]. Общее изменение отношения к смеху и юмору может служить первой и важнейшей причиной развития всех видов юмора, включая черный.

В современном обществе знакомство с различными юмористическими жанрами начинается с самого раннего детства. У взрослых дети перенимают множество социально значимых навыков, в том числе умение улавливать смысл шуток, анекдотов и ироничных замечаний. Элементы черного юмора присутствуют и в классической детской литературе. Например, «Он бежал по дорожке и ему перерезало ножки...» («Айболит» Корнея Чуковского). Знаменитые «Вредные советы» также служат хорошим примером черного юмора для детей и их родителей («Если всей семьей купаться / Вы отправились к реке, / Не мешайте папе с мамой / Загорать на берегу. / Не устраивайте крика, / Дайте взрослым отдохнуть. / Ни к кому не приставая, / Постарайтесь утонуть»). Кроме того, мультфильмы и фольклор (как созданный самими детьми, так и позаимствованный у старших поколений) являются типичными местами обитания детского черного юмора.

Детский фольклор. Интересен для изучения и особый детский фольклор — так называемые страшилки. Многим из нас доводилось слышать мистические истории про черное пятно, красную перчатку или гробик на колесиках. К определенному возрасту (примерно 1213 лет) дети перестают воспринимать страшилки всерьез — и тогда на смену страху приходит юмор. Популярными становятся пародии на страшные истории, например: «В одной квартире на потолке появилось желтое пятно. Мама увидела его и умерла от страха. На следующий день пятно стало больше. Папа увидел его и тоже умер. И старшая сестра умерла. А мальчик пошел на чердак и увидел... что там маленький котенок лужу делает» [10]. Э.Н. Успенский, А.А. Усачев

в книге «Жуткий детский фольклор» пишут: «Как говорил Маркс, "человечество, смеясь, расстается со своим прошлым". В данном случае дети — со своими детскими ужасами» [11, с. 32]. Однако стоит отметить, что данный фольклор, по-видимому, можно отнести лишь к определенным поколениям. Современным детям он, скорее всего, не знаком. Да и не нужен. Ведь потребность в страхе и дальнейшей смеховой разрядке сегодня с лихвой восполняют мультфильмы.

Еще одним примером детского черного фольклора являются садистские стишки. Веселые истории о мертвых мальчиках и девочках получили известность в 70-80-е гг. ХХ в. Расцвет их популярности пришелся на 1980-е и середину 1990-х гг. Стишки были распространены как среди взрослой аудитории, так и среди детей. Большинство исследователей признает взрослое происхождение данного жанра. Садистским стишкам посвящено большое количество научных работ и множество объяснений причин их невероятной популярности: психологические потребности возраста, активное муссирование темы войны и ужасов фашизма, афганская война и «перечеркнутые судьбы маленьких мальчиков», «ироническое воспроизведение мифа взрослых о торжестве ужасного случая», пародия на технику безопасности, контрпропагандистская направленность стишков, «прекрасная ясность поэтической системы» [12].

Интересно, что немного ранее, в начале 60-х годов ХХ в., черный фольклор о маленьких детях появился в США. Зарубежный аналог по форме представлял собой цикл загадок о мертвых младенцах: «Что это: красное и сидит в углу? — Младенец, жующий бритвенные лезвия». «Что это: зеленое и сидит в углу? — Тот же младенец через две недели». «Что это: красное и белое, красное и белое, розовое, розовое, розовое? — Младенец в миксере». «Что это: красное и зеленое, красное и зеленое? — Младенец, попавший в газонокосилку». «Что это: синее и сидит в углу? — Младенец в полиэтиленовом мешке» [13]. Основными причинами «младенческих смертей» в американском фольклоре являются предметы технологического прогресса — блендеры, пластиковые пакеты, бритвенные лезвия, измельчители отходов и т. д., в то время как в российских «стишках» — это пулемет, граната, динамит. Отечественные дети играют с предметами военного времени, американские — с предметами технологического прогресса.

Американский фольклорист А. Дандес перечисляет вероятные причины популярности анекдотов о мертвых младенцах: активное освещение войны во Вьетнаме, страх перед новыми технологиями и протест против детей как таковых. Дандес в своей работе особенно подчеркивает роль женской эмансипации, сексуального образования, легализации абортов и роста рынка контрацептивов. В современном обществе существует значительная разница между социально одоб-

ренным возрастом для рождения детей и возрастом физической готовности. Сексуальное образование в школе сделало тинейджеров более осведомленными об опасности нежелательной беременности, порождая дополнительные страхи и связанную с ними, по мнению ученого, волну черных шуток. Дандес считает, что подобный юмор является инструментом борьбы с объектом страха — нежелательным младенцем. Юмор «дегуманизирует» ребенка и разрушает его с помощью современных технологий [13].

Однако теория Дандеса не совсем подходит к российским реалиям — ведь в отечественных стишках умирают не только дети, но и взрослые от проделок детей («Дети в подвале играли в гестапо, / Зверски замучен сантехник Потапов»; «Маленький мальчик нашел пулемет, / Больше в деревне никто не живет»).

Выделим общие черты американского и советского черного фольклора:

• в центре внимания — ребенок. И, несмотря на то что также есть взрослые садистские стишки политической направленности, стоит признать, что наиболее популярные и расхожие образцы садистского фольклора посвящены именно детям. Садистские стишки и анекдоты о мертвых младенцах, как будет показано далее, — далеко не единственная разновидность черного юмора, эксплуатирующего тему детских смертей;

• как отечественные, так и американские шутки о мертвых детях имеют исторические корни. В первом случае — это стишки о «Степке-растрепке», популярные в дореволюционной России. Во втором — циклы шуток о «Маленьком Вилли» (Little Willie) и «Маленькой Одри» (Little Audrey), относящиеся примерно к тому же периоду — концу XIX — началу XX в.;

• все исследователи черного фольклора отмечают его особую популярность в среде подростков и студентов;

• герои обоих циклов — это абстрактные, безликие, почти неодушевленные объекты: «маленький мальчик», «маленькая девочка», а в американской версии — просто «baby». Вероятно, подобный уровень абстрагирования — залог успеха черного юмора. Чем выше уровень абстракции, тем психологически проще воспринять кровавый стишок в качестве юмора;

• стишки изобилуют шокирующим смакованием физиологических деталей смерти, вызывающим реакцию отвращения. Для данного жанра характерно тяготение к непристойности и деструктивности;

• и российские, и зарубежные исследователи отмечают влияние военных событий, а также их активное освещение в СМИ. В случае с отечественными садистскими стишками связь особенно очевидная. С середины ХХ в. увеличился объем трагической информации, пере-

даваемой через телевизионные передачи и новостные блоки. Шокирующие, трагические, из ряда вон выходящие события стали излюбленной темой журналистов. О роли СМИ в росте популярности черных шуток заявляют и исследователи так называемого юмора катастроф, т. е. юмора, основанного на реальных трагических событиях (теракты, катастрофы, разрушительные природные катаклизмы, смерти знаменитостей). Исследователи юмора катастроф видят причину его зарождения в чрезмерно активном освещении малейших деталей трагедии, которое в случае с телевидением сопровождается еще и постоянно повторяющимся визуальным рядом [14, с. 115-150].

Мультфильмы. Особого внимания в изучении черного юмора заслуживают мультфильмы. В первую очередь потому, что именно через них современное поколение детей знакомится с данным жанром. Мультфильм сегодня, как когда-то фольклор, компенсирует детскую потребность в переживании страха с его дальнейшим преодолением через смех. Например, популярный сегодня детский мультсериал «Грэвити Фоллз» [15] пусть и не содержит непосредственно черного юмора, но каждая серия в нем стоится по принципу: страшная завязка вначале (монстры, чудища, тайны) и юмористическая развязка в конце.

Более того, мультфильм позволяет зрителю абстрагироваться от реальности, что способствует лучшему восприятию черного юмора как взрослыми, так и детьми, ведь убить вымышленного мульт-персонажа (равно как и абстрактных «маленького мальчика» или «маленькую девочку») технически и психологически не так уж и сложно. Современные мультфильмы обладают многоуровневой юмористической канвой: один мультфильм может содержать набор шуток как для совсем маленьких детей, так и для тех, кто постарше, а часть шуток может быть понятна исключительно взрослыми. В целом происходит смешение аудитории современных мультфильмов: взрослые часто смотрят мультфильмы для детей, а дети — мультфильмы для взрослых. Мультфильмов, построенных исключительно на черном юморе либо содержащих отдельные его элементы, довольно много. В настоящей статье рассмотрены лишь самые популярные и узнаваемые из них.

Мультфильм «Шрек» (возрастной рейтинг 6+), являющийся по сути пародией на знаменитые сказки, содержит отличные примеры черного юмора. Так, в одной из сцен Осел кричит Шреку: «Не умирай, Шрек! Если увидишь длинный тоннель, не лети к свету!» В другой пытают пряничного человечка — ему отрывают ножки и даже топят в молоке. Но наиболее яркой и узнаваемой является сцена с принцессой Фионой и птичкой. Фиона просыпается рано утром и поет песенку. Как и всем каноническим принцессам Диснея, ей начинает подпевать птичка. С каждым новым пассажем Фиона поет все

выше и выше, и птичка, повторяя за ней, тоже поет все выше и выше. Когда Фиона берет слишком высокую ноту, птичка от перенапряжения взрывается. После чего Фиона забирает из гнезда яйца и жарит из них яичницу [16].

Черный юмор присутствует и в мультсериалах для взрослых. В первую очередь стоит назвать самый популярный и культовый из них — «Симпсоны» (возрастной рейтинг 16+), который вот уже 28 лет в телеэфире. Черный юмор «Симпсонов» сосредоточен в основном в хеллоуин-выпусках, в которых обыгрываются темы известных ужастиков, таких как «Байки из склепа», а также — в «Шоу Щекотки и Царапки». По сюжету каждый вечер дети с удовольствием смотрят это кровавое шоу про то, как изощренно мышь убивает кота, и заливаются от смеха. В это время их родители сидят с лицами, выражающими крайнюю степень шока, страха и ужаса. Данный мультфильм в мультфильме, вероятно, является отсылкой к «Тому и Джерри» и представляет собой пародию на типичный общественный дискурс в отношении жестокости детских мультфильмов [17].

Вторым по популярности является мультсериал «Южный парк» (возрастной рейтинг 18+), находящийся в эфире 20 лет. Стоит отметить: несмотря на то что «Южный парк» и «Симпсоны» — мультфильмы, созданные официально для взрослой аудитории, их любят и подростки. Например, футболки с героями «Южного парка» крайне популярны среди американских школьников [18].

В мультсериале обыгрываются актуальные проблемы современности. Он обладает всеми атрибутами черного юмора, причем такого, который вызывает классическое для данного жанра смешение чувств — шок, отвращение, смех. Главными персонажами «Южного парка», как и в случае с черным фольклором, являются маленькие мальчики — Карт-ман, Кайл, Стэн, Кенни и Баттерс. Так, в одной из серий Картман выпивает прах своего умершего друга Кенни, разбавляя его молоком, — он думает, что это какой-то порошок вроде какао. В другой — маленький мальчик Баттерс разыгрывает свою смерть перед толпой взрослых, скидывая с крыши небоскреба тушу свиньи. Родители хоронят эти останки на старом индейском кладбище, как в фильме «Кладбище домашних животных». А когда Баттерс возвращается домой, чтобы признаться родителям в своем вранье, те решают, что он — зло, восставшее из могилы. В серии, посвященной Бритни Спирс, американцы ради хорошего урожая кукурузы приносят в жертву юную девушку. Сначала они всячески возвеличивают ее, делая поп-звездой, а потом своим усиленным вниманием к личной жизни доводят до суицида. При этом все серии насыщены деформационными деталями смерти — например, Бритни Спирс на протяжении всей серии ходит с наполовину отстреленной головой.

В «Южном парке», как и в «Симпсонах», присутствует свой мультфильм в мультфильме. Все школьники «Южного парка» регулярно смотрят «Шоу Терренса и Филиппа», основой которого является скатологический юмор. Этим (как и в «Симпсонах») крайне недовольны родители: в одной из серий они так яростно митингуют против телевизионной компании, выпускающей непристойное шоу, что совсем забывают о своих детях. Оба мультсериала затрагивают тему различий в оценке юмора родителями и детьми. Подобное непонимание между поколениями может быть связано как с изменением юмористических вкусов в процессе взросления, так и с более глубокими социально-культурными различиями.

В сериале присутствует и повторяющийся сюжетный ход — смерть «маленького мальчика» Кенни. В каждой серии Кенни умирает самым нелепым образом: Оззи Осборн ради эпатажа откусывает ему голову; полиция расстреливает его, когда он выходит к ним с белым флагом; его сбивает машина скорой помощи; на него падает космическая станция «Мир»; его заклевывают насмерть индюшки; он выживает после автокатастрофы, но его тут же сбивает поезд; а в одной из серий он даже умирает от смеха. При этом стоит отметить, что Кенни — наименее раскрытый персонаж. Единственное, что известно о нем, — он бедный. Речь Кенни плохо различима из-за капюшона, который закрывает почти все его лицо. Таким образом, как и в случае с садистскими стишками, Кенни — это все тот же абстрактный «маленький мальчик». С одной стороны, уровень абстракции здесь значительно ниже: все-таки у Кенни есть имя, внешность, родители, друзья. С другой — абсурдность и нелепость происходящих с ним событий значительно выше того, что происходит с детьми в садистских стишках, и это создает атмосферу ирреальности, которая облегчает восприятие черного юмора.

Черный юмор про детей. Стендап-комедия. Стендап сегодня является не только наиболее динамично развивающимся юмористическим жанром, но и уютным местом обитания черного юмора. Суть стендапа заключается в следующем: комик от своего имени рассказывает заранее заготовленные шутки или монологи, создавая при этом впечатление импровизации. Чтобы вызвать расположение публики, его речь должна быть правдивой. Поэтому повествует комик обычно о том, что происходит в его жизни: о своих проблемах, взаимоотношениях с людьми, наблюдениях, замечаниях.

Американский стендап является примером открытого высмеивания наиболее острых и неприглядных тем: терроризма, педофилии, инцеста, смерти детей, насилия, расизма, суицида. Элементы черного юмора встречаются почти у всех известных комиков. Некоторые из них сделали черный юмор своей визитной карточкой. Стоит отметить, что если раньше черные шутки находились на уровне полуле-

гального существования безымянного фольклора, то сегодня почти каждая такая шутка имеет конкретного автора. При этом значительная часть шуток, как и в случае с фольклором, посвящена все тем же маленьким мальчикам и девочкам. На сайте одного из американских стендап-клубов можно прочитать забавное, но тем не менее справедливое замечание: «Тематика черного юмора может варьировать от мертвых младенцев до психических болезней, но больше, конечно, мертвых младенцев».

Приведем ряд отрывков из выступлений известных стендап-комиков: «Why does God allow so many innocent kids to be shot to death? That's something that a lot of people ask. And I have a possible answer. And you're not going to like it. But maybe maybe maybe... God is allowing so many of our kids to be shot to death so that they can go to heaven where they then service ISIS terrorists and suicide bombers as far as the 72 virgins are rewarded with»2 [19].

«People who fly a lot like I do, they all say the same thing. They say: Anthony, there's nothing worse than a baby on an airplane. Nothing worse! But I disagree. I can give you guys 4 examples of when having baby on an airplane was awesome! They were all on 9/11»3 [20].

«Like about a month ago, some kids in my neighborhood were playing hide-and-go-seek, and one of them ended up in an abandoned refrigerator. It's all anybody talked about for weeks. I said: "Who cares? How many kids you know get to die a winner?"»4 [21].

«We just found out my little brother has a peanut allergy. A peanut allergy which is very serious, I know. But still. I fill like my parents are totally overreacting. They caught me eating a tiny little bag of airline peanuts, and they kicked me out of his funeral»5 [22].

2 Почему Бог допускает ситуации, в которых так много невинных детей застреливают насмерть? Это вопрос, волнующий многих. У меня есть возможный ответ. И он вам не понравится. Но, возможно... Бог допускает ситуации, в которых маленьких детей застреливают насмерть, чтобы эти дети потом могли попасть на небеса, где бы они обслуживали террористов ИГИЛ или шахидов в качестве 72 девственниц, которые им полагаются в качестве награды.

3 Люди, которые, как я, много летают, всегда повторяют одно и то же. Они говорят: «Энтони, нет ничего хуже ребенка на борту самолета. Ничего хуже!» Но я не согласен. Ребят, я могу привести вам 4 случая, когда присутствие ребенка на борту самолета было восхитительно. Все они были 9 сентября.

4 Около месяца назад какие-то дети в моем районе играли в прятки, и один из них закончил свою жизнь в выброшенном холодильнике. В течение нескольких недель все говорили только об этом. Я сказал: «Да какая разница? Много ли вы знаете детей, которым удалось умереть победителями?»

5 Недавно мы обнаружили, что у моего маленького братика аллергия на арахис. Очень серьезная аллергия на арахис. Я все понимаю, но думаю, что мои родители слишком драматизируют по этому поводу. Они застукали меня за поеданием малюсенького, просто крошечного пакетика арахиса... и вышвырнули с его похорон!

Как видим, черные шутки стендап-комиков часто находятся на стыке двух тем — теракта и смерти ребенка. Фактически смерть от теракта — далеко не самое распространенное явление. Л. Свендсен пишет: «Около 3000 североамериканцев были убиты террористами в течение 2001 г., и как бы это ни было ужасно, нам также следует помнить, что в том же году 700 000 североамериканцев умерли от заболеваний сердечно-сосудистой системы и 550 000 от рака» [23]. Однако высмеивается именно то, о чем чаще всего говорят, чем заполнено мировое информационное пространство. Активное освещение терактов в СМИ приводит к появлению черных шуток именно о терактах. Велика также роль СМИ в отношении детской смертности. Свендсен отмечает: «Страшилки, которые вдалбливаются детям, больше не повествуют о троллях и ведьмах, а, скорее, о педофилах и о незнакомых людях вообще. В конце восьмидесятых и в девяностые годы [ХХ в.] СМИ особенно муссировали эту тему, навязывая реальность, в которой все дети были подвержены серьезной опасности стать жертвой нападения педофила» [23].

Однако популярность шуток на тему детской смертности связана, скорее, с более глубокими социокультурными изменениями. Дети являются той ценностью, вокруг которой сосредоточено все внимание современных людей. Ф. Арьес в книге, посвященной истории детства, отмечает, что современное общество «помешано» на проблемах детей: «Средневековая цивилизация не знала такой заботы, потому как для нее не существовало самой проблемы — ребенка: ребенок, после того как его перестают кормить грудью или еще немного погодя, становится естественным товарищем взрослого» [24, с. 127].

Темам преувеличенно внимательного отношения к детям, «безумной шумихе в средствах медиа» и «неврастенической тяге к тому, чтобы весь мир крутился вокруг детей», посвящен довольно любопытный монолог американского стендап-комика Джорджа Кар-лина. Приведем лишь небольшой отрывок: «Есть несколько вещей, которые вам нужно знать о детях! Во-первых, далеко не все из них симпатяги. Если повнимательнее присмотреться, то некоторые из них достаточно некрасивые. А от некоторых еще и пахнет плохо! В частности, от самых маленьких — какой-то смесью мочи и грудного молока, ну или что-то в этом роде... <...> Во-вторых, не все дети умные и сообразительные. Ясно? С детьми все как и с остальными людьми. Несколько победителей, и целая куча неудачников. Большинство детей — бездарные неудачники, которые ничего в жизни не добьются. И вы не сможете их от этого уберечь! Так что оставьте их в покое — хватит бегать вокруг них, потому что так вы сделаете из них неженок!» [25].

Отношение к детям и детству значительно изменилось: от полного безразличия до сверхопеки и небывалых забот о воспитании, что,

по мнению Арьеса, также говорит «о проявлении чрезмерной любви, ставшей всеобщей в XVIII в.» [24, с. 202]. О переменах в отношении к детям говорят и способы их захоронения. Арьес отмечает, что по сравнению со средневековой традицией хоронить детей в братских могилах, без указания каких-либо сведений о них, памятники на детских могилах XIX-XX вв. выглядят особенно патетично: «Но если мы смотрим сегодня на эти памятники или читаем американские книги утешения, относящиеся к той эпохе, то чувствуем, насколько смерть ребенка стала тогда уже ощущаться как нестерпимо болезненная для живых. Этих маленьких созданий, которыми мир взрослых долгие столетия пренебрегал, теперь увековечивают в камне, словно прославленных генералов и кардиналов, с необыкновенным реализмом и живостью, что дает заплаканному посетителю иллюзию физического присутствия умершего ребенка» [26, с. 436].

Итак, черный юмор — весьма специфический и современный жанр, отдельные разновидности которого (например, юмор катастроф) стали набирать популярность лишь с середины ХХ в. Значительное влияние на развитие черного юмора оказал целый ряд факторов: общее изменение отношения общества к смеху и юмору, излишне детализированное освещение СМИ выборочных трагических событий, а также изменение отношения к смерти, в первую очередь, детской. Смерть абстрактных «маленьких мальчиков» и «маленьких девочек» — излюбленная тема черных шуток от фольклора до монологов стендап-комиков. Таким образом, черный юмор сигнализирует о том, что дети сегодня являются основным средоточием забот, тревог и страхов современных людей.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Stevanovic L. Ridiculed Death and the Dead: Black Humor Epitaphs and Epigrams of the Ancient Greece. Bulletin of the Institute of Ethnography SASA, 2007, vol. 55, no. 1, pp. 193-204.

[2] Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. Москва, Новое литературное обозрение, 2002, 416 с.

[3] Бретон А. Антология черного юмора. Москва, Carte Blanche, 1999, 544 c.

[4] Carlin G. Wikiquote. URL: https://en.wikiquote.org/wiki/George_Carlin (дата обращения 29.01.2018).

[5] Аристократы (анекдот). Википедия: свободная энциклопедия. URL: https:// m.wikipedia.org/wiki/Аристократы_(анекдот) (дата обращения 29.01.2018).

[6] Аристократы (фильм). Википедия: свободная энциклопедия. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Аристократы_(анекдот) (дата обращения 29.01.2018).

[7] Morreall J. Comic vices and comic virtues. HUMOR: International Journal of Humor Research, 2010, vol. 23, no. 1, pp. 1-2б.

[8] Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Москва, Художественная литература, 1990, 543 с.

[9] Столович Л.Н. Философия. Эстетика. Смех. Санкт-Петербург, Тарту, Крипта, 1999, 384 c.

[10] Страшилки. Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Страшилки (дата обращения 29.G1.2G18).

[11] Успенский Э.Н., Усачев А.А. Жуткий детский фольклор. Москва, Росмэн, 1998, 96 с.

[12] Лурье М.Л. Садистский стишок в контексте городской фольклорной традиции: детское и взрослое, общее и специфическое. Антропологический форум, 2GG7, т. 6, с. 287-209.

[13] Дандес А. Фольклор: семиотика и/или психоанализ: сборник стaтей. Москва, Восточная литература, 2GG3, 279 с.

[14] Филлипс У. Трололо: нельзя просто так взять и выпустить книгу про трол-линг. Москва, Альпина Паблишер, 2G16, 3GG с.

[15] Грэвити Фолз. Википедия: свободная энциклопедия. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Гравити_Фолз (дата обращения 29.01.2018).

[16] Шрек. Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Шрек_(мультфильм) (дата обращения 29.G1.2G18).

[17] Симпсоны. Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Симпсоны (дата обращения 29.G1.2G18).

[18] Южный парк. Википедия: свободная энциклопедия. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Южный_Парк (дата обращения 29.01.2018).

[19] Cross D. Best Worst Joke: Guns & Kids. YouTube. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=eQbrm4nqayQ (дата обращения 29.G1.2G18).

[20] Jeselnik A. A Million Shoes. Comedy Central. URL: http://www.cc.com/video-clips/amvcqw/stand-up-anthony-jeselnik--a-million-shoes (дата обращения 29.01.2018).

[21] Jeselnik A. Jokes About Death. Comedy Central. URL: http://www.cc.com/ video-clips/6eyqxm/stand-up-anthony-jeselnik--jokes-about-death (дата обращения 29.01.2018).

[22] Jeselnik A. Peanut Allergy. Comedy Central. URL: http://www.cc.com/ video-clips/7obmdn/stand-up-anthony-jeselnik--peanut-allergy (дата обращения 29.01.2018).

[23] Свендсен Л. Философия страха. Москва, Прогресс-Традиция, 2G1G, 288 с.

[24] Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, Изд-во Уральского университета, 1999, 416 с.

[25] Carlin G. Children (rus sub). YouTube. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=wkU6QYm0n5o (дата обращения 29.01.2018).

[26] Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Москва, Прогресс, 1992, 528 с.

Статья поступила в редакцию 16.05.2018 Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Губанов Н.Н., Рокотянская Л.О., Губанов Н.И. Роль черного юмора в произведениях для детей. Гуманитарный вестник, 2018, вып. 6. http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2018-6-530

Губанов Николай Николаевич — д-р филос. наук, доцент кафедры «Философия» МГТУ им. Н.Э. Баумана. е-mail: [email protected]

Рокотянская Людмила Олеговна — аспирант кафедры «Философия» МГТУ им. Н.Э. Баумана. е-mail: [email protected]

Губанов Николай Иванович — д-р филос. наук, профессор, заведующий кафедрой «Философия и история» Тюменского государственного медицинского университета. е-mail: [email protected]

The role of black humor in works for children

© N.N. Gubanov1, L.O. Rokotyanskaya1, N.I. Gubanov2

1 Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia 2 Tyumen State Medical University, Tyumen, 625023, Russia

In the XX-XXI centuries the popularity of black humor significantly increased. Among the possible causes of this phenomenon the role of the media in the unnecessarily detailed coverage of tragic events can be identified as well as deeper socio-cultural changes. First of all, the attitude of the society towards laughter and humor has changed (from generally negative to positive), thereby black humor, despite all its ambiguity, became quite familiar for people. Acquaintance with black humor begins from the earliest age - from literature for children, cartoons and folklore often created by children themselves. Moreover, much of the black jokes for the adult audience are also devoted to children (themes of child mortality, disability, pedophilia, etc.). The radical shift in the attitude of people towards death, and especially the death of a child, could also serve as the reason for the increased popularity of the humorous genre.

Keywords: black humor, childlore, disaster humor, media, cartoons, standup comedy, children, childhood

REFERENCES

[1] Stevanovic L. Bulletin of the Institute of Ethnography SASA, 2007, vol. 55, no.1, pp. 193-204.

[2] Chénieux-Gendron J. Le surréalisme. Paris, Presses Universitaires de France Publ., 1984 [In Russ.: Chénieux-Gendron J. Surrealizm. Moscow, New Literature Review Publ., 2002, 416 p.].

[3] Breton A. L'Anthologie de l'Humour Noir. Paris, Société nouvelle des éditions Pauvert, 1985, 414 p. [In Russ.: Breton A. Antologiya chernogo yumora. Moscow, Carte Blanche Publ., 1999, 544 p.].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Carlin G. Wikiquote. Available at: https://en.wikiquote.org/wiki/George_Carlin (accessed January 29, 2018).

[5] Aristokraty (anekdot) [The aristocrats (anecdote)]. Wikipediya. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Aristokraty (anekdot) (accessed January 29, 2018).

[6] Aristokraty (film) [Aristocrats (film)]. Wikipediya. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Aristokraty (anekdot) (accessed January 29, 2018).

[7] Morreall J. HUMOR: International Journal of Humor Research, 2010, vol. 23, no.1, pp. 1-26.

[8] Bahtin M.M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kultura srednevekovya i Renessansa [Francois Rabelais's creativity and folk culture of the Middle Ages and the Renaissance]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1990, 543 p.

[9] Stolovich L.N. Filosofiya. Estetika. Smekh [Philosophy. Aesthetics. Laugh]. St. Petersburg-Tartu, Crypta Publ., 1999, 384 p.

[10] Strashilki [Horror stories]. Wikipediya. Available at: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Strashilki (accessed January 29, 2018).

[11] Uspensky E.N., Usachev A.A. Zhutkiy detskiy folklor [Creepy childlore]. Moscow, Rosmen Publ., 1998, 96 p.

[12] Lurye M.L. Antropologicheskiy forum — Forum for Anthropology and Culture, 2007, no. 6, pp. 287-209.

[13] Dundes A. Projection in Folklore: A Plea for Psychoanalytic Semiotics. In: Interpreting Folklore. Bloomington, Indiana University Press Publ., 1980 [In

Russ.: Dundes A. Folklor: semiotika i /ili psikhoanaliz: Sbornik statey. Moscow, Eastern Literature Publ., 2003, 279 p.].

[14] Phillips W. This Is Why We Can't Have Nice Things: Mapping the Relationship between Online Trolling and Mainstream Culture. Cambridge, MIT Press Publ. [In Russ.: Fillips W. Trololo: Nelzya prosto tak vzyat i vypustit knigu pro trolling. Moscow, Alpina Pablisher, 2016, 300 p.].

[15] Gravity Falls. Wikipediya. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/ Gravity_Falls (accessed January 29, 2018).

[16] Shrek. Wikipediya. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Shrek_(multfilm) (accessed January 29, 2018).

[17] Simpsony. Wikipediya. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/The Simpsons (accessed January 29, 2018).

[18] Yuzhnyy park [South Park]. Wikipediya. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Yuzhnyj_Park (accessed January 29, 2018).

[19] Cross D. Best Worst Joke: Guns & Kids. YouTube. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=eQbrm4nqayQ (accessed January 29, 2018).

[20] Jeselnik A. A Million Shoes. Comedy Central. Available at: http://www.cc.com/video-clips/amvcqw/stand-up-anthony-jeselnik--a-million-shoes (accessed January 29, 2018).

[21] Jeselnik A. Jokes About Death. Comedy Central. Available at: http://www.cc.com/video-clips/6eyqxm/stand-up-anthony-jeselnik--jokes-about-death (accessed January 29, 2018).

[22] Jeselnik A. Peanut Allergy. Comedy Central. Available at: http://www.cc.com/ video-clips/7obmdn/stand-up-anthony-jeselnik--peanut-allergy (accessed January 29, 2018).

[23] Svendsen L. A Philosophy of Fear. London, Reaktion Books Publ., 2008, 155 p. [In Russ.: Svendsen L. Filosofiya strakha. Moscow, Progress-Tradition Publ., 2010, 288 p.].

[24] Ares F. L'enfance et la famille sous l'Ancien Régime [In Russ. : Ares F. Rebenok

i semeynaya zhizn pri starom poryadke. Ekaterinburg, Ural University Publ., 1999, 416 p.].

[25] Carlin G. Children (rus sub). YouTube. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=wkU6QYm0n5o (accessed January 29, 2018).

[26] Ares F. L'homme face à la mort [In Russ.: Ares F. Chelovek pered litsom smerti. Moscow, Progress Publ., 1992, 528 p.].

Gubanov N.N., Dr. Sc. (Philos.), Professor, Department of Philosophy, Bauman Moscow State Technical University. е-mail: [email protected]

Rokotyanskaya L.O., post-graduate student, Department of Philosophy, Bauman Moscow State Technical University. e-mail: [email protected]

Gubanov N.I., Dr. Sc. (Philos.), Head of the Department of Philosophy and History, Tyumen State Medical University. e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.