Научная статья на тему 'РОЛЬ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛИЦЕЙСКИХ ОПЕРАЦИЙ'

РОЛЬ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛИЦЕЙСКИХ ОПЕРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
91
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИЦЕЙСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / ВОЕННАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ / ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зайцев Александр Ярославович

Деятельность частных военных компаний является отличительной чертой военных конфликтов XXI в. Данные структуры, услугами которых пользуются государства и другие акторы международных отношений, становятся эффективным инструментом реализации внешней политики, а также составной частью новейшего комплекса мер, который используется в период осуществления полицейских операций. Актуальность изучения проблематики связана с необходимостью выработки различных методов противодействия деятельности частных военных компаний для предотвращения появления новых вызовов и угроз национальной безопасности государств. В работе проанализирована деятельность частных военных компаний как одна из составляющих форм проведения полицейских операций, раскрываются модели и специфика участия данных организаций в международных полицейских операциях, что позволяет расширить подходы к рассмотрению существующей проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PRIVATE MILITARY COMPANIES IN THE IMPLEMENTATION OF CONTEMPORARY INTERNATIONAL POLICE OPERATIONS

The activity of private military companies is a distinctive feature of military conflicts of the 21st century. These structures, whose services are used by the US and other actors in international relations, are becoming an effective tool for implementing foreign policy, as well as an integral part of the latest set of measures used during the implementation of police operations. The relevance of the study of the problem is connected with the need to develop tools and methods to counter the activities of private military companies to prevent the emergence of new challenges and threats to the national security of states. The paper analyzes the activities of private military companies as one of the constituent forms of conducting police operations, reveals the models and specifics of the participation of these organizations in international police operations, which makes it possible to expand approaches to the consideration of existing issues.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛИЦЕЙСКИХ ОПЕРАЦИЙ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2022. № 5

Александр Ярославович Зайцев,

ассистент кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Ленинские горы, д. 1, 119991, Москва, Россия), e-mail: [email protected]

РОЛЬ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛИЦЕЙСКИХ ОПЕРАЦИЙ1

Деятельность частных военных компаний является отличительной чертой военных конфликтов XXI в. Данные структуры, услугами которых пользуются государства и другие акторы международных отношений, становятся эффективным инструментом реализации внешней политики, а также составной частью новейшего комплекса мер, который используется в период осуществления полицейских операций.

Актуальность изучения проблематики связана с необходимостью выработки различных методов противодействия деятельности частных военных компаний для предотвращения появления новых вызовов и угроз национальной безопасности государств. В работе проанализирована деятельность частных военных компаний как одна из составляющих форм проведения полицейских операций, раскрываются модели и специфика участия данных организаций в международных полицейских операциях, что позволяет расширить подходы к рассмотрению существующей проблематики.

Ключевые слова: национальная безопасность, полицейская операция, военная интервенция, международные отношения, частные военные компании, вооруженные конфликты.

Alexander Yaroslavovich Zaytsev,

Assistant, Russian Politics Program, Political Science Department, Lomonosov Moscow State University (Leninskie Gory, 1, 119991 Moscow, Russia), e-mail: [email protected]

THE ROLE OF PRIVATE MILITARY COMPANIES IN THE IMPLEMENTATION OF CONTEMPORARY INTERNATIONAL POLICE OPERATIONS

The activity of private military companies is a distinctive feature of military conflicts of the 21st century. These structures, whose services are used by the US

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках научного проекта «Роль частных военных компаний в осуществлении современных международных полицейских операций».

and other actors in international relations, are becoming an effective too! for implementing foreign policy, as well as an integral part of the latest set of measures used during the implementation of police operations.

The relevance of the study of the problem is connected with the need to develop tools and methods to counter the activities of private military companies to prevent the emergence of new challenges and threats to the national security of states. The paper analyzes the activities of private military companies as one of the constituent forms of conducting police operations, reveals the models and specifics of the participation of these organizations in international police operations, which makes it possible to expand approaches to the consideration of existing issues.

Key words: national security, police operation, military intervention, international relations, private military companies, armed conflicts.

За последние два десятилетия эксперты в области международных отношений стали уделять значительное внимание изучению современных способов ведения боевых действий. В XXI в., когда появились новейшие разработки в сфере вооружения, конфликты стали носить локальный, но при этом не менее ожесточенный характер. Государствам оказалось финансово невыгодно вести масштабные военные кампании по причине больших затрат2. Помимо этого, было создано множество международных соглашений и правовых актов, закрепляющих возможные правила ведения войны3, а развитие средств массовой информации привнесло репутационные издержки: с этого момента любое государство при осуществлении открытой эскалации вооруженного конфликта могло оказаться в международной изоляции, получив статус агрессора4.

Экспертами в области изучения проблем политического насилия Центра системного мира (Center for Systemic Peace) констатируется, что с наступлением третьего тысячелетия снизилось число крупных вооруженных конфликтов и боевых потерь5. Изменение баланса сил в регионах, увеличение количества противоречий на национально-этнической и конфессиональной основе, заметный рост международного терроризма, политического экстремизма, религиозной нетерпимости

2 ЕниколоповР. Как военные расходы влияют на экономический рост // Ведомости. 2020. 24 февраля. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/columns/2020/02/24/823701-voennie-rashodi

3 Женевские конвенции и протоколы к ним // Организация Объединенных Наций и международное гуманитарное право. URL: https://www.un.org/ru/humanitarian/ law/geneva.shtml

4 См. определение агрессии на официальном сайте ООН: URL: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/aggression

5 Global Conflict Trends: Assessing the Qualities of Systemic Peace // Center for Systemic Peace. 2022. URL: http://www.systemicpeace.org/conflicttrends.html

и усиление миграционных потоков6 — все это стало основанием для пересмотра государствами концепции ведения военных действий.

Национальные системы, основанные на формировании и распределении национальных благ, стали искать новые способы и методы воздействия на противника, что прежде всего было связано с тенденциями развития современных конфликтов:

• правительствам оказалось все сложнее оправдывать боевые операции и применение регулярных воинских частей в каком бы то ни было конфликте;

• нормы гуманитарного права стали превалирующей категорией;

• развитие научно-технического прогресса привнесло феномен роботизации военной техники;

• противоборство все больше стало носить асимметричный характер7.

Из-за увеличения количества негосударственных акторов международных отношений появилась возможность привлекать данные структуры для участия в конфликте с целью минимизации затраченных ресурсов и достижения наиболее эффективного результата. Одним из таких инструментов реализации внешнеполитических целей стали частные военные компании (ЧВК) — организации, предоставляющие военные услуги и являющиеся в настоящее время «существенным элементом международной безопасности»8.

В последнее время ЧВК «начали демонстрировать как военную активность в разных регионах мира, так и проявлять черты относительно самостоятельных экономических акторов военного сегмента мировой экономики»9. Сотрудники таких организаций стремятся осваивать новые виды вооружения, так как спрос на высококвалифицированных специалистов неограничен, а в функционал данных структур входит широкий спектр услуг: консалтинг, логистика, предоставление высококвалифицированных специалистов, тыловое обеспечение армейских частей, сбор и анализ разведывательной информации, техническое обслуживание и эксплуатация боевых комплексов, обеспечение охраны и др.10

6 Слинько А.А., Орешева Д.Р. Трансформация системы международных отношений и проблемы разоружения в эпоху глобализации // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11. № 1. С. 75-83.

7 Global Conflict Trends: Assessing the Qualities of Systemic Peace // Center for Systemic Peace. 2022. URL: http://www.systemicpeace.org/conflicttrends.html

8 Гарас Л.Н., Лебедь Н.И. Особенности участия частных военных компаний в «гибридных войнах» // Парадигмы истории и общественного развития. 2019. № 15-16. С. 112.

9 Там же. С. 111.

10 См. Документ Монтре. О соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функциони-

ЧВК могут быть использованы для проведения незаконных войсковых операций с целью захвата транспортируемых грузов, инфраструктуры (месторождений полезных ископаемых и т.д.), объектов промышленности; взятия под контроль населения и территории; осуществления государственного переворота. Такая востребованность связана с отсутствием регулирования их деятельности на международном уровне, эффективным взаимодействием с национальными государствами и международными организациями, а также с необходимостью защиты интересов транснациональных корпораций и неправительственных организаций.

Еще в 2006 г. американский философ и политолог Ф. Фукуяма в своей книге «Сильное государство» отметил: «Монополия легитимной власти, которую государство применяет, позволяет избегать внутри страны того, что Т. Гоббс назвал "войной всех против всех", но служит причиной различных конфликтов и войн»11. Однако в период, когда искусственное создание напряженной обстановки в государстве применяется повсеместно, ЧВК, получив санкцию на применение военной силы, несут серьезную угрозу международной безопасности, суверенитету и территориальной целостности каждой страны, а также усиливают вероятность эскалации вооруженного конфликта.

Это связано с тем, что ЧВК могут предоставить относительно малочисленный и компактный состав военных специалистов, не имеющих прямого отношения (в юридическом плане) к стране-нанимателю. Благодаря этому появляется возможность «возложить на ЧВК ответственность за допущенные ошибки и провалы»12, а сами структуры обеспечивают «стремление государств расширять влияние на мировой арене, а при возникновении конфликтной ситуации преуменьшать собственную роль в противоборстве во избежание возможных санкций со стороны международного сообщества»13.

В век «постепенной трансформации содержания военных конфликтов»14 ЧВК становятся составной частью новых форм

рования частных военных и охранных компаний в период вооруженного конфликта. Берн: Международный Комитет Красного Креста, 2011. URL: https://www.eda.admm. ch/dam/eda/en/documents/aussenpolitik/voelkerrecht/Montreux%20DocumentRussian.pdf

11 Фукуяма Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке. М.: АСТ, 2010. С. 12-13.

12 Гаранина И.Г., Скирда М.В. Международно-правовое регулирование частных военных и охранных предприятий: учебно-методическое пособие. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2018. С. 6.

13 Зайцев А.Я. Частные военные компании как инструмент осуществления силовой стратегии гибридных войн // Вестник Московского государственного областного университета. 2021. № 3. С. 72-82.

14 Сержантов А.В., Смоловый А.В., Долгополое А.В. Трансформация содержания войны: от прошлого к настоящему — технологии «гибридных» войн // Военная мысль. 2021. № 2. С. 21.

ведения вооруженного противоборства, одной из которых являются так называемые полицейские операции (police action).

В рамках данной статьи необходимо разграничить два толкования данного термина, используемого в теории международных отношений и в области безопасности. Первое подразумевает полицейские действия, проводимые многонациональными силами с целью установления порядка на конкретной территории, разоружения ополченцев, предотвращения преступлений и беспорядков, создания гражданской администрации15. Такой деятельностью в настоящее время активно занимается Организация Объединенных Наций в рамках миротворческих операций в районах с высоким конфликтным потенциалом и в странах, где существует риск эскалации вооруженных столкновений.

Второе определение, которое впервые подробно рассматривается в рамках настоящего исследования, подразумевает военную акцию, проводимую без официального объявления войны против государства, которое нарушает международные соглашения (договоры и нормы), совершает или угрожает совершить акт агрессии16. Это равносильно ведению агрессивной войны, направленной на свержение режимов-изгоев.

Данные действия только начинают оформляться в отдельную стратегию, теоретическое обоснование которой связано с критикой концепции государственного суверенитета, так как осуществление военного вмешательства рассматривается исключительно как полицейская акция, а не как акт агрессии в отношении независимого государства. В такой ситуации полицейская операция не требует международно-правовой регламентации, осуществляется по собственному усмотрению какой-либо страны и, как правило, в одностороннем порядке.

Несмотря на то что страна, реализующая военное вмешательство, обосновывает свои действия оборонительными или гуманитарными задачами, целью, по крайней мере внешней, является показательное возмездие за ущерб, нанесенный «образцовым государствам», смена неугодного правительства, расправа с некими «агентами мирового зла»17.

15 Тишков С.А., Лабин Д.К. Институционализация полицейского миротворчества ООН // Вестник МГИМО-Университета. 2019. № 1. С. 197-128.

16 Police Action (Military Operation) // Britannica. URL: https://www.britannica. com/topic/police-action

17 Бутаков А.М., Тизенгаузен А.Е. Опиумные войны: Обзор войн европейцев против Китая в 1840-1842, 1856-1858, 1859 и 1860 годах. М.: АСТ, 2002. Цит. по: Милитера: Военная литература. URL: http://militera.lib.ru/h/butakov_tizengauz/ext1. html

Вышеуказанные силовые акции могут осуществляться странами с самым высоким уровнем военных технологий. Они отличаются наличием «особой идеологической специфики, а также особенными стратегическими и оперативными приемами, при помощи которых и достигается успех»18. В своих интересах государство юридически обосновывает вооруженное вмешательство на основе уголовного законодательства, обвиняя руководство страны-жертвы в терроризме, наркоторговле, экономических и военных преступлениях, в несоблюдении прав человека, нарушении каких-либо обязательств перед международным сообществом, угнетении и жестоком обращении со своим народом19. Это влечет за собой «криминализацию» противника: режим, обвиняющийся в нарушении международного или уголовного законодательства, объявляется «преступным», и с ним следует обращаться как с таковым20. Появляются так называемая хорошая полиция в лице конкретного государства, которое олицетворяет собой мировое сообщество, и «враг», который не должен избежать возмездия.

Первой операцией подобного рода в XXI в. стала попытка государственного переворота в Венесуэле, осуществленная США в мае 2020 г. Эта попытка стала частью политического кризиса, представлявшего собой многомесячное противостояние сторонников президента страны Н. Мадуро и председателя Национальной Ассамблеи Х. Гуайдо и сопровождавшегося массовыми протестами, митингами и столкновениями с полицией.

События в Боливарианской Республике необходимо разделить на четыре ключевых этапа, что позволит наглядно представить структуру осуществления полицейских операций.

Предварительный этап характеризовался поиском наиболее эффективной стратегии, позволяющей США добиться смены власти в Венесуэле. Мировые средства массовой информации открыто освещали неспособность власти разрешить происходящее противоборство; воинственная риторика и желание получить контроль над государством и его ресурсами заставили американскую сторону на официальном уровне признать оппозиционные силы легитимной властью, что позволило еще больше дестабилизировать внутреннюю обстановку в стране.

Отсутствие конкретных результатов и перерастание конфликта в затяжную форму противостояния повлекло за собой изменение

18 Там же.

19 Byers M. A War Law: Understanding International Law and Armed Conflict. London: Atlantic Books, 2005.

20 Dubber M., Valverde M. The New Police Science: The Police Power in Domestic and International Governance. Stanford: Stanford University Press, 2006.

стратегии. На подготовительном этапе началась разработка полицейской операции: формировались цели и задачи, создавалась юридическая база, позволяющая легитимировать осуществление будущих агрессивных действий.

Представляется возможным, что правительство США могло делегировать Управлению по борьбе с наркотиками полномочия по подготовке к операции, так как 26 марта 2020 г. генеральный прокурор США предъявил обвинения в наркотерроризме четырем высокопоставленным лицам Венесуэлы, в том числе президенту Н. Мадуро21, что стало юридической базой для возможного ареста политических лидеров иностранного государства, в случае если они покинут территорию страны.

Для осуществления полицейской операции была привлечена ЧВК Silvercorp USA, представлявшая частную организацию, которая выполняла услуги по всему миру и была официально не связана с властными структурами США. Сотрудники ЧВК, вероятно, могли бы осуществить насильственный захват и вывоз Н. Мадуро на территорию дружественной США страны, где произошел бы арест, а затем экстрадиция «президента-преступника» в США для проведения судебного разбирательства22.

На этапе открытой эскалации началось осуществление разработанной силовой акции со стороны государства-агрессора. В мае 2020 г. состоялось вооруженное вторжение на территорию Венесуэлы диверсионно-разведывательной группы: несколько десятков человек высадились на побережье Ла Гуйара и у побережья штата Арагуа, но были обезврежены регулярными армейскими частями страны23.

После заявлений руководителя ЧВК Silvercorp USA Дж. Гудро24 об участии своих сотрудников в операции был опубликован контракт, заключенный представителями оппозиции с сотрудниками данной организации, где главной целью указывалось «осуществление поимки, задержание и отстранение Николаса Мадуро»25 от вла-

21 Власти США предъявили Мадуро обвинения в причастности к наркотерроризму // ТАСС. 2020. 26 марта. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/8088977?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

22 МанойлоА.В., СтригуновК.С. Операция «Гедеон»: успех венесуэльских или американских спецслужб? // Международная жизнь. 2020. № 11. С. 64-79.

23 «Американцы вторглись, как к себе домой»: что началось в Венесуэле // РИА Новости. 2020. 15 мая. URL: https://ria.ru/20200515/1571424845.html

24 Стригунов К.С., Манойло А.В. Стратегия «Шах и мат Мадуро» как исток операции «Гедеон» // Международная жизнь. 2021. № 3. С. 56-71.

25 Сенин К. Подъем и переворот: американская ЧВК пообещала сменить власть в Венесуэле // Известия. 2020. 9 мая. URL: https://iz.ru/1009072/kirill-senin/podem-na-perevorot-amerikanskaia-chvk-poobeshchala-smenit-vlast-v-venesuele

сти в стране, что позволило бы лояльному США лидеру оппозиции Х. Гуайдо стать во главе Венесуэлы.

Финальным этапом стало логическое завершение конфликта — признание юридически обоснованных действий в случае успеха операции или категорическое отвержение своей причастности к инциденту и каких-либо компрометирующих фактов в случае неудачи и провала спланированных действий. В рассматриваемом конфликте США сразу же опровергли собственную причастность к морскому вторжению в Венесуэлу, заявив, что настоящая американская военная кампания «была бы открытой, прямой и эффективной»26.

Представленная структура является авторской концепцией новой формы ведения вооруженного противоборства, а именно: полицейских операций с участием ЧВК, которые с каждым годом расширяют специфику своей деятельности с целью получения более выгодных контрактов.

Действительно, при возникновении проблем военного характера государство заинтересовано в первую очередь в наименьших издержках, а ЧВК — в получении прибыли, что влечет за собой совпадение интересов и возможное развитие взаимовыгодных отношений в форме государственно-частного партнерства. Данные структуры быстро реагируют на возложенную задачу, что обусловлено отсутствием бюрократического аппарата, и становятся одним из «факторов силы государства, используемых для проведения целенаправленных действий и достижения желаемых результатов на международной арене»27.

Осуществлять военные операции возможно без объявления войны: государство может воздействовать на противника с помощью точечных ударов, поддержки сепаратистов, привлечения негосударственных акторов и реализации различных технологий, направленных на подрыв внутренней ситуации в стране. Вышеуказанный пример вооруженного вторжения в Венесуэлу может стать началом «легитимации государственных переворотов»28, осуществление которых позволит игнорировать международное право, резолюции и различные решения ООН и осуществлять вооруженное вмешательство в дела иностранных государств в зависимости от собственных национальных интересов. «Ведение войны как полицейской операции подразумевает веру в то, что некоторые страны могут выступать

26 Полякова В. Помпео опроверг причастность США к попытке вторжения в Венесуэлу // РБК. 2020. 9 мая. URL: https://www.rbc.ru/politics/09/05/2020/5eb5fb82 9a79475dc6bad133

27 Теория международных отношений: Учебник / Под ред. П.А. Цыганкова. М.: Юрайт, 2020. С. 276.

28 Манойло А.В., СтригуновК.С. Стратегия «Шах и мат Мадуро»...

олицетворением мировой справедливости, наказывая все остальные за отступления от нее»29.

Представляется вероятным, что в ближайшем будущем государства все больше станут использовать прокси-методы для «осуществления влияния на региональную политику; взаимодействовать с частными военными компаниями с целью аннексии ресурсов и территории»30. В такой ситуации «баланс сил станет довольно спорной категорией»31, так как в «ближайшие десятилетия ЧВК станут играть важную роль в обеспечении внешней безопасности, способствуя экономическому росту»32.

Конвенциональные войны сменятся опосредованными, которые будут проводиться силами повстанческих группировок, ЧВК, диверсионно-разведывательными группами и другими вооруженными формированиями, не имеющими государственной аффилиации. ЧВК будут расширять свою деятельность в зависимости от потребностей государств в реализации национальных интересов, станут постепенно вытеснять из вооруженных конфликтов регулярные воинские формирования, а их деятельность будет обострять латентные конфликты. Роль данных структур в качестве самостоятельного негосударственного актора международных отношений в ближайшие десятилетия будет только возрастать33.

ЛИТЕРАТУРА

Бутаков А.М., Тизенгаузен А.Е. Опиумные войны: Обзор войн европейцев против Китая в 1840-1842, 1856-1858, 1859 и 1860 годах. М.: АСТ, 2002.

Гаранина И.Г., Скирда М.В. Международно-правовое регулирование частных военных и охранных предприятий: учебно-методическое пособие. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2018.

Гарас Л.Н., Лебедь Н.И. Особенности участия частных военных компаний в «гибридных войнах» // Парадигмы истории и общественного развития. 2019. № 15-16. С. 109-114.

Зайцев А.Я. Частные военные компании как инструмент осуществления силовой стратегии гибридных войн // Вестник Московского государственного областного университета. 2021. № 3. С. 72-82.

29 Бутаков А.М., Тизенгаузен А.Е. Указ. соч.

30 РогожинаЕ.М., РыжовИ.М., СоколовР.Н. Специфика деятельности частных военных компаний в XXI веке (на примере Ближнего Востока) // Конфликтология / nota bene. 2020. № 4. С. 15.

31 Там же.

32 Palka W. The Awakening of Private Military Companies. Warsaw: Warsaw Institute, 2020. URL: https://warsawinstitute.org/awakening-private-military-companies

33 Суржик Д.В., Маркушин А.В. Приватизация международных отношений и безопасности как одна из главных тенденций развития современности и будущего // История. Общество. Политика. 2020. № 2. С. 22-32.

Манойло А.В., Стригунов К.С. Операция «Гедеон»: успех венесуэльских или американских спецслужб? // Международная жизнь. 2020. № 11. С. 64-79.

РогожинаЕ.М., РыжовИ.М., СоколовР.Н. Специфика деятельности частных военных компаний в XXI веке (на примере Ближнего Востока) // Конфликтология / nota bene. 2020. № 4. С. 1-18.

Сержантов А.В., Смоловый А.В., Долгополое А.В. Трансформация содержания войны: от прошлого к настоящему — технологии «гибридных» войн // Военная мысль. 2021. № 2. С. 20-27.

Слинько А.А., Орешева Д.Р. Трансформация системы международных отношений и проблемы разоружения в эпоху глобализации // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11. № 1. С. 75-83.

Стригунов К.С., Манойло А.В. Стратегия «Шах и мат Мадуро» как исток операции «Гедеон» // Международная жизнь. 2021. № 3. С. 56-71.

Суржик Д.В., Маркушин А.В. Приватизация международных отношений и безопасности как одна из главных тенденций развития современности и будущего // История. Общество. Политика. 2020. № 2. С. 22-32.

Теория международных отношений: Учебник / Под ред. П.А. Цыганкова. М.: Юрайт, 2020.

Тишков С.А., ЛабинД.К. Институционализация полицейского миротворчества ООН // Вестник МГИМО-Университета. 2019. № 1. С. 197-128.

Фукуяма Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке. М.: АСТ, 2010.

Byers M. A War Law: Understanding International Law and Armed Conflict. London: Atlantic Books, 2005.

Dubber M., Valverde M. The New Police Science: The Police Power in Domestic and International Governance. Stanford: Stanford University Press, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Palka W. The Awakening of Private Military Companies. Warsaw: Warsaw Institute, 2020. URL: https://warsawinstitute.org/awakening-private-military-companies

REFERENCES

Butakov, A. M., and Tizengauzen, A. E. Opiumnye voiny: Obzor voin evropeitsev protiv Kitaia v 1840-1842, 1856-1858, 1859 i 1860 godakh. Moscow: AST, 2002.

Byers, M. A War Law: Understanding International Law and Armed Conflict. London: Atlantic Books, 2005.

Dubber, M., and Valverde, M. The New Police Science: The Police Power in Domestic and International Governance. Stanford: Stanford University Press, 2006.

Fukuyama, F. Sil'noe gosudarstvo: Upravlenie i mirovoi poriadok v 21 veke. Moscow: AST, 2010.

Garanina, I. G., and Skirda, M. V. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie chastnykh voennykh i okhrannykh predpriiatii: uchebno-metodicheskoe posobie. Ioshkar-Ola: Mariiskii gosudarstvennyi universitet, 2018.

Garas, L. N., and Lebed', N. I. "Osobennosti uchastiia chastnykh voennykh kompanii v 'gibridnykh voinakh'," Paradigmy istorii i obshchestvennogo razvitiia, No. 15-16, 2019, pp. 109-114.

Manoilo, A. V., and Strigunov, K. S. "Operatsiia 'Gedeon': uspekh venesuel'skikh ili amerikanskikh spetssluzhb?" Mezhdunarodnaia zhizn', No. 11, 2020, pp. 64-79.

Palka, W. The Awakening of Private Military Companies. Warsaw: Warsaw Institute, 2020, URL: https://warsawinstitute.org/awakening-private-military-companies

Rogozhina, E. M., Ryzhov, I. M., and Sokolov, R. N. "Spetsifika deiatel'nosti chastnykh voennykh kompanii v 21 veke (na primere Blizhnego Vostoka)," Konfliktologiia /nota bene, No. 4, 2020, pp. 1-18.

Serzhantov, A. V., Smolovyi, A. V., and Dolgopolov, A. V. "Transformatsiia soderzhaniia voiny: ot proshlogo k nastoiashchemu — tekhnologii 'gibridnykh' voin," Voennaia mysl', No. 2, 2021, pp. 20-27.

Slin'ko, A. A., and Oresheva, D. R. "Transformatsiia sistemy mezhdunarodnykh otnoshenii i problemy razoruzheniia v epokhu globalizatsii," Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk, Vol. 11, No. 1, 2016, pp. 75-83.

Strigunov, K. S., and Manoilo, A. V. "Strategiia 'Shakh i mat Maduro' kak istok operatsii 'Gedeon'," Mezhdunarodnaia zhizn', No. 3, 2021, pp. 56-71.

Surzhik, D. V., and Markushin, A. V. "Privatizatsiia mezhdunarodnykh otnoshenii i bezopasnosti kak odna iz glavnykh tendentsii razvitiia sovremennosti i budushchego," Istoriia. Obshchestvo. Politika, No. 2, 2020, pp. 22-32.

Tishkov, S. A., and Labin, D. K. "Institutsionalizatsiia politseiskogo mirotvorchestva OON," VestnikMGIMO-Universiteta, No. 1, 2019, pp. 197-128.

Tsygankov, P. A. (ed.) Teoriia mezhdunarodnykh otnoshenii: Uchebnik. Moscow: Iurait, 2020.

Zaitsev, A. Ia. "Chastnye voennye kompanii kak instrument osushchestvleniia silovoi strategii gibridnykh voin," Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta, No. 3, 2021, pp. 72-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.