Научная статья на тему 'Частные военные компании. Ситуация в мировом океане'

Частные военные компании. Ситуация в мировом океане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
324
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ (ЧВК) / МИРОВОЙ ОКЕАН / ГИБРИДНЫЕ ВОЙНЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО / PRIVATE MILITARY COMPANY (PMC) / WORLD OCEAN / HYBRID WARS / INTERNATIONAL CONFLICTS / INTERNATIONAL MARITIME LAW

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Денисов Руслан Александрович, Айриян Радмила Сергеевна

Анализируется политика частных военных компаний, а именно их возможности и действия в мировом океане. Особое внимание уделяется соответствию деятельности компаний международному морскому праву. Определены основные направления деятельности ЧВК в мировом океане, их наиболее востребованный функционал. Предпринята попытка раскрыть основные проблемы компаний в данной сфере, препятствующие их свободной деятельности. В заключение выявлены наиболее конфликтогенные зоны, а также выделены сферы, где функционал компаний будет полезен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIVATE MILITARY COMPANIES. SITUATION IN THE WORLD OCEAN

The article analyzes the policy of private military companies, their capabilities and actions in the oceans. Emphasis is given to the compliance of companies with international law of the sea. The article indicates main directions of PMC activities in the oceans and their most popular functionality. An attempt to reveal the main problems of companies in this area, which impede their free activity was made. In conclusion, the most conflictogenic zones were identified and, as well as the areas where functional companies would be useful, were identified.

Текст научной работы на тему «Частные военные компании. Ситуация в мировом океане»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 2

УДК 94(73)"2008/2016"; 94 (677) DOI 10.18522/2687-0770-2020-2-39-44

ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ. СИТУАЦИЯ В МИРОВОМ ОКЕАНЕ

© 2020 г. Р.А. Денисов а, Р.С. Айриян а

а Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

PRIVATE MILITARY COMPANIES. SITUATION IN THE WORLD OCEAN

R.A. Denisov а, R.S. Ayriyan а

а Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

Денисов Руслан Александрович -магистр,

Южный федеральный университет,

ул. Большая Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону,

344082, Россия.

E-mail: [email protected]

Айриян Радмила Сергеевна -

кандидат исторических наук, доцент,

заведующая кафедрой зарубежной истории

и международных отношений,

Институт истории и международных отношений,

Южный федеральный университет,

ул. Большая Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону,

344082, Россия.

E-mail: [email protected]

Ruslan A. Denisov -Master,

Southern Federal University, Bolshaya Sadovaya, 33, Rostov-on-Don, 344082, Russia. E-mail: [email protected]

Radmila S. Ayriyan -

Candidate of History, Associate Professor,

Head of Department of Foreign History

and International Relations,

Institute of History and International Relations,

Southern Federal University,

Bolshaya Sadovaya, 33, Rostov-on-Don,

344082, Russia.

E-mail: [email protected]

Анализируется политика частных военных компаний, а именно их возможности и действия в мировом океане. Особое внимание уделяется соответствию деятельности компаний международному морскому праву. Определены основные направления деятельности ЧВК в мировом океане, их наиболее востребованный функционал. Предпринята попытка раскрыть основные проблемы компаний в данной сфере, препятствующие их свободной деятельности. В заключение выявлены наиболее конфликтогенные зоны, а также выделены сферы, где функционал компаний будет полезен.

Ключевые слова: частные военные компании (ЧВК), мировой океан, гибридные войны, международные конфликты, международное морское право.

The article analyzes the policy of private military companies, their capabilities and actions in the oceans. Emphasis is given to the compliance of companies with international law of the sea. The article indicates main directions of PMC activities in the oceans and their most popular functionality. An attempt to reveal the main problems of companies in this area, which impede their free activity was made. In conclusion, the most conflictogenic zones were identified and, as well as the areas where functional companies would be useful, were identified.

Keywords: private military company (PMC), World Ocean, hybrid wars, international conflicts, international maritime law.

Гибридные войны и пограничные конфликты, в которые Россия вовлекается все сильнее, пытаясь в новой геополитической ситуации активно защищать свои национальные интересы, требуют заимствования новых военных практик, показавших свою эффективность в других странах. Одним из таких механизмов в начале XXI в. стали private military companies - частные

военные компании (ЧВК) - коммерческие предприятия, предлагающие услуги, связанные с охраной, защитой различных объектов, сбором разведывательной информации, консультированием, нередко используемые в рамках вооружённых конфликтов, но без участия в боевых действиях. Заказчиками юридически являются крупные негосударственные коммерческие ор-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 2

ганизации или частные лица, деятельность которых неподконтрольна самому государству. При этом данные компании почти в 100 % случаев действуют в интересах правительства с целью упрочнения, увеличения геополитического влияния и, как показывает опыт, принимают непосредственное участие в боевых действиях. В российской прессе ЧВК всегда имели негативный окрас, который усилился в последние два года. Причиной тому стали инциденты в Сирии с участием российских ЧВК «Вагнер» и «Щит» [1].

В нашей стране деятельность ЧВК не закреплена юридически, хотя вопрос в Правительстве обсуждается с 2012 г. В то же время ведущие мировые державы и даже организации давно прибегают к их услугам.

Многие компании привлекаются к миротворческим операциям как прямым, так и непрямым путём. В первом случае - путём заключения контракта между отделением ООН и непосредственно ЧВК для обеспечения безопасности и ряда других функций. Непрямое взаимодействие подразумевает отсутствие контракта между ООН и ЧВК, принимающей участие в миротворческой операции. Такое возможно в случае если контракт с ЧВК заключает страна, поставляющая миротворцев в ряды ООН, например США, которые по национальному законодательству не имеют права применять полицейских за пределами своей страны, поэтому заключается контракт с ЧВК. Похожая практика наблюдается в Великобритании (где впервые была официально зарегистрирована ЧВК) и ЮАР. В Китае ЧВК - инструмент государства при ведении внешней политики. Служащие ЧВК не принадлежат армии Китая, а являются сотрудниками частной организации. Китайские компании пытаются избегать боя, им запрещено носить оружие. Их основные функции - логистика, сбор информации и гуманитарная помощь.

Главной проблемой урегулирования данного вопроса в нашей стране является поле деятельности ЧВК. Оно слишком широкое и неопределенное. Во-первых, каким образом данный институт войдет в структуру вооруженных сил РФ, и должен ли он вообще входить в данную структуру или будет оставаться автономным, как это сложилось на Западе? Во-вторых, компании действуют и на суше, и на море, что требует разработки большого количества нормативной базы, а также жесткой регламентации

контроля их деятельности. И если с деятельностью компаний на суше всё более или менее ясно, то о «морском» опыте известно очень немного. В то же время спорных вопросов здесь ничуть не меньше. Не секрет, что большая часть нелегального бизнеса ЧВК идет по морю, а политика компаний с трудом инкорпорирована с морским международным правом.

Вопрос «частников» в мировом океане уже поднимался в научном сообществе. В 2011 г. Ансель Дж. Холлибертон опубликовал статью «Пираты против наемников: исключительно частное транснациональное насилие на полях международного права» [2], в которой им исследуется проблема нелегальных поставок различного рода ресурсов по морским путям. За год до этого вышла статья Е. Конторовича, посвященная преследованию пиратов на море [3]. Однако большая часть опубликованных статей посвящена сомалийским пиратам и пиратам Юго-Восточной Азии. Цель же данной работы заключается в анализе эффективности использования ЧВК в мировом океане.

Объектом исследования выступают частные военные компании, специализирующиеся на деятельности в морях и океанах, предметом исследования - политический аспект проблемы применения ЧВК в мировом океане в качестве скрытого силового ресурса.

С конца 1990-х гг. наблюдается постепенный рост численности ЧВК, что можно объяснить появлением как новых «горячих точек» на карте мира, так и ростом профессиональной востребованности военных специалистов. В это же время возникают и первые запросы на деятельность частных компаний в «море». Точную дату назвать сложно, поскольку нет официального подтверждения, но считается, что начало выполнения данных функций происходит одновременно с пиком деятельности африканской компании «Executive Outcomes», а именно с операциями в Средиземном море.

Компаний, специализирующихся исключительно на деятельности в морях и океанах, нет, так как заказов для проведения операций на суше гораздо больше, чем на воде. Частные военные компании, которые давно уже находятся на рынке, в меньшей степени задействованы в морских операциях, нежели те, которые появились относительно недавно. Это объясняется тем, что у них есть приоритетные ведущие направления, а значит, адаптироваться и аккомодироваться под возникающие новые тенденции им нет

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 2

необходимости. Они имеют уже определенную узнаваемость и пользуются доверием компаний-заказчиков, работавших с ними ранее.

Тем не менее можно вывести следующую типологию частных военных компаний, действующих в мировом океане: 1) специализирующиеся только на морской деятельности: защита судов, сопровождение танкеров, подводные работы (мелкие американские ЧВК, незарегистрированные китайские и вьетнамские); 2) со стандартным перечнем услуг, которые принимаются в том числе и за сопровождение морских судов, гуманитарную помощь пострадавшим на море и т.д. (большая часть ЧВК); 3) со стандартным перечнем услуг, но которые активно борются с морскими пиратами («БупСогр» и некоторые другие американские ведущие компании).

Существуют три категории частных военных подрядчиков (ЧВК):

- «поставщики» - их действия сугубо оборонительные, они обеспечивают подготовку кадров и частные охранные услуги в зоне конфликтов;

- «консалтинговые» фирмы - предоставляют консультации отставных старших офицеров, обладающих административными способностями;

- компании материально-технической поддержки - обеспечивают снабжение, тыловые функции и логистику с помощью нанятых гражданских строителей и инженеров с опытом работы в зоне боевых действий.

В связи с развитием пиратства в Аденском заливе для ЧВК появилось новое направление деятельности, морское - борьба с пиратством, сопровождение кораблей, ведение переговоров по передаче выкупов и захваченных судов, экипажей.

В начале XXI в. ситуация обострилась в Аденском заливе из-за начавшейся борьбы за территорию и потенциальные полезные ископаемые. В заливе расположены порты трех стран: Йемена (2 порта), Сомали и Джибути. Кроме того, на экономические ресурсы претендуют и другие страны. Так, в марте 2008 г. Китай совершил секретную операцию, в результате которой освободили панамский сухогруз, захваченный сомалийскими пиратами. Это не было операцией в рамках миротворческих миссий ООН или заказом для китайских ЧВК. Операция характеризуется исключительно геополитическими задачами КНР в регионе. Целью операции было поддержание концепции «жемчужного ожерелья» (контроль над сетью пунктов ло-

гистики и поддержки от китайского побережья и до Красного моря) [4]. Своё военное присутствие в регионе Китай оправдывает международной ответственностью и защитой своих экономических интересов: через залив проходит около 1500 китайских судов в год, и китайские военные корабли предоставляют сопровождение торговым судам других государств. Помимо этого, Китай очень удачно располагает свою военную базу в регионе - в Джибути, где уже находятся военные базы США, Японии, Италии и Франции.

В 2012 г. вышла статья Д. Гильфойла, где он отмечает, что Сомалийское пиратство - это адаптивная бизнес-деятельность [5]. Статья С. Перси и Э. Шортленда 2013 г. подтверждает данный тезис. В работе анализируются перспективы развития пиратства и говорится о том, что регулярные армии не справляются и необходимы новые методы борьбы с пиратством. Однако пока насильственные методы не так сильны, а жертвы малочисленны, то присутствие пиратов в данном регионе выгодно ключевым участникам международных отношений [6]. Действительно возникают сомнения, что крупнейшие мировые державы, имеющие мощнейший морской флот (США, Великобритания, Япония, Китай) и заявляющие о своих интересах в регионе, будут так долго терпеть нападения малочисленных, плохо оснащённых сомалийских пиратов.

На данный момент можно выделать несколько районов нападения пиратов: Юго-Восточная Азия и Южно-Китайское море (Малаккский пролив, Индонезия, Филиппины, Таиланд); Западная Африка (Нигерия, Сенегал, Ангола, Гана); Восточная Африка и Южная Азия (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Сомали, Танзания); Южная Америка и Карибское море (Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Никарагуа, Гайана).

С середины 2012 г. у побережья Сомали не зафиксировано ни одного пиратского нападения, тогда как на пике кризиса пиратства только в 2010 г. нападениям подверглись более 30 торговых судов. Еще 4 года силы НАТО активно наблюдали за территорией во избежание повторных атак. В 2016 г. НАТО официально завершили операцию «Океанский щит» [7]. Привлечение регулярных ВМС не оправдало себя: в операции, начатой в январе 2009 г., были задействованы десятки кораблей и самолетов, но по отношению к затраченным финансам и усилиям операция оказалась крайне неэффективна [8].

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 2

Ситуацию удалось переломить, только организовав усиленное наблюдение за зоной, а также активным привлечением ЧВК (Puntland Maritime Police Force, Secopex и др.). Они содержали в конечных точках маршрута плавучие базы, с которых бойцов принимали на борт и высаживали, миновав опасный район. Стоимость услуг команды из 3-4 охранников колебалась от 28 000 до 38 000 долларов, что было на порядок меньше минимального выкупа. Пираты предоставляют возможность использовать «частников», их наличие дает возможность оказывать влияние на мировую торговлю на море.

Однако существуют сомнения, когда поднимается вопрос о включении частных военных компаний в юрисдикцию морского права: некоторые ЧВК могут занимать позицию посредников в переговорах с пиратами. Возможно, так пираты получают информацию о маршрутах судов и их численности. Поэтому для инкорпорирования компаний в систему морского права существуют некоторые препятствия: разработка унифицированного документа осложнена тем, что важнейшие документы по морскому праву ратифицируются большинством стран мира, однако не во всех этих странах ЧВК действуют на легальных основаниях.

Также в большинстве основных нормативных документов, регулирующих международное морское право [9-13], отсутствуют какие-либо упоминания о ЧВК.

Кроме того, у большинства компаний всё еще неоднозначная репутация. В их деятельности превалирует использование незаконного оружия, отсутствие страховки, несоблюдение морских прав и норм. Основная задача - получение прибыли без затрат. Такие компании востребованы, потому что они дешевле. Проблемы же, к решению которых теоретически могут быть привлечены ЧВК, порождают немало локальных конфликтов и споров. Решение вопросов о спорных территориях и освоение открытого моря с его ресурсами не могут входить в юрисдикцию ЧВК, поскольку это в первую очередь дела государственного сектора, а не частного.

Единственным документом, который регламентирует и контролирует деятельность ЧВК, остается документ Монтре от 2008 г. Но, как уже было обозначено, за последнее десятилетие данный род деятельности в своём развитии значительно опережает его существующее нормативно-правовое регулирование [14].

При нынешней ситуации ЧВК можно доверить контроль за исключительной экономической зоной (ИЭЗ), т. е. за той частью моря, в которой прибрежное государство осуществляет определённые международным правом суверенные права. В данном случае не помешает контроль ЧВК, так как очень много спорных ситуаций возникают из-за ИЭЗ. Например, возведение островов. Одни страны считают, что они имеют права это делать, исходя из сути выше-написанного. Другие считают, что они делают это не в открытом море, а на спорных территориях, что запрещено.

Облегчить ситуацию ЧВК могут и с вопросом Арктики, - контроль территории, которая является ценностью для всего мирового сообщества.

По этому поводу высказался главный редактор журнала «Национальная оборона» И. Ко-ротченко: «Собственные ЧВК нужны нашей стране за рубежом как для охраны российских экономических интересов, так и для выполнения функций безопасности. Они также могут найти применение в арктической зоне. Работа ЧВК в Арктике должна быть связана с процессом безопасности нефте- и газодобычи. Они там нужны для пресечения провокаций, а также тех выходок, которые уже были со стороны различного рода агрессивных экологических организаций» [15].

Всё действительно так, но есть один нюанс. Похожие взгляды на ситуацию в Арктике у всех членов Арктического союза, что наверняка вызовет разногласия и конфликты между ЧВК, которые будут присутствовать в регионе, а следовательно, может усугубить международные отношения между странами, членами Арктического союза.

Проблем, мешающих дальнейшему развития ЧВК, много, и, видимо, еще не один год политику частных военных компаний будет определять и контролировать отдельно взятое государство, под чьей юрисдикцией данная организация будет значиться. При этом разобщенность мирового сообщества по ряду вопросов доказывает, что необходим институт, который сможет взять на себя функции медиатора в особых ситуациях наподобие сомалийского пиратства, и в то же время быть абсолютно независим от государств финансово. Частные компании становятся не просто скрытым ресурсом внешней политики того или иного государства, но и значимым агентом международных организаций.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 2

Литература и примечания

1. Речь в данному случае идёт об уничтожении группы «Вагнер» в феврале 2018 г. американскими военными и о гибели трех сотрудников частной компании «Щит» летом 2019 г.

2. Halliburton A. Pirates Versus Mercenaries: Purely Private Transnational Violence at the Margins of International Law - 2010. URL: https:// papers.ssrn.com/ sol3/papers.cfm?abstract_id=1755214 (дата обращения: 26.04.2020).

3. Kontorovich E. A Guantanamo on the Sea: The Difficulty of Prosecuting Pirates and Terrorists // California Law Review. 2010. URL: https:// papers.ssrn. com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1371122 (дата обращения: 24.04.2020).

4. Концепция «жемчужного ожерелья», или String of Pearls, - это не полноценная концепция КНР. Данное название было изобретено в США для понимания и пояснения логистической цепочки КНР к ближневосточной нефти. Термин был введён в оборот американцами в начале 2000-х гг.

5. Guilfoyle D. Somali Pirates as Agents of Change in International Law-making and Organisation // Cambridge J. Int'l & Comp. L., 2012. URL: https:// pa-pers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2253273 (дата обращения: 20.04.2020).

6. Percy S., Shortland A. The business of piracy in Somalia // J. of Strategic Studies. 2013. URL: https:// papers. ssrn. com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1641064 (дата обращения: 24.04.2020).

7. Океанский щит // Флот. URL: https:// flot.com/ 2016/%D0%9D%D0%B0%D1 %82%D0%BE 108/ (дата обращения: 20.04.2020).

8. Сайт НАТО. URL: https://www.nato.int/cps/ en/natohq/index.htm (дата обращения: 20.04.2020).

9. Конвенция МППСС-72. URL: http:// www. conventions.ru/view_base.php?id=1109 (дата обращения: 20.04.2020).

10. Конвенция МАРПОЛ-73/78. URL: http:// www. sur.ru/upload/legislation/MARPOL_file_ 1 _3 7_3 567.pdf (дата обращения: 20.04.2020).

11. Конвенция ПДМНВ-78. URL: http:// docs. cntd.ru/document/901985669 (дата обращения: 20.04.2020).

12. Международный кодекс по охране судов и портовых средств. URL: http:// docs.cntd.ru/ document/902019001 (дата обращения: 20.04.2020).

13. Руководство ИМО по безопасности на море. URL: https://studfile.net/preview/8073683/page:8/ (дата обращения: 20.04.2020).

14. Документ Монтре «О соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых

практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооруженных кампаний» от 17.09.2008.

15. URL: https://politrussia.com/vooruzhennye-sily/ chastnye-voennye-effektivnye-293/ (дата обращения: 20.04.2020).

References

1. The case of the destruction of the Wagner group in February 2018 by the US military and the deaths of three employees of the private shield company in the summer of 2019 is considered.

2. Halliburton A. (2010). Pirates Versus Mercenaries: Purely Private Transnational Violence at the Margins of International Law. Available at: https://papers.ssrn.com/ sol3/papers.cfm?abstract_id=1755214 (accessed April 26, 2020).

3. Kontorovich E. (2010). A Guantanamo on the Sea: The Difficulty of Prosecuting Pirates and Terrorists. California Law Review. Available at: https://papers.ssrn.com/ sol3/papers.cfm?abstract_id=1371122 (accessed April 24, 2020).

4. The concept of a "pearl necklace" or String of Pearls is not a complete concept of the PRC. This name was invented in the United States to understand and explain the PRC supply chain to Middle Eastern oil. The term was coined by the Americans in the early 2000s.

5. Guilfoyle D. (2012). Somali Pirates as Agents of Change in International Law-making and Organization. Cambridge J. Int'l & Comp. London. Available at: https:// papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2253273 (accessed April 20, 2020).

6. Percy S., Shortland A. (2013). The business of piracy in Somalia. J. of Strategic Studies. Available at: https ://papers. ssrn. com/sol3 /papers.cfm?abstract_id= 164106 4 (accessed April 24, 2020).

7. Ocean Shield. Fleet. Available at: https:// flot.com/2016/%D0%9D%D0%B0%D1%82%D0%BE108/ (accessed April 20, 2020). (in Russian).

8. NATO website. Available at: https:// www.nato.int/ cps/en/natohq/index.htm (accessed 20.04.2020).

9. Convention MPPSS-72. Available at: http:// www.conventions.ru/view_base.php?id=1109 (accessed April 20, 2020). (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. MARPOL Convention 73/78. Available at: http://www. sur.ru/upload/legislation/MARPOL_file_ 1 _3 7_ 3567.pdf (accessed April 20, 2020). (in Russian).

11. Convention PDMNV-78. Available at: http:// docs.cntd.ru/document/901985669 (accessed April 20, 2020). (in Russian).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 2

12. International Code for the Protection of Ships and Port Facilities. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/902019001 (accessed April 20, 2020). (in Russian).

13. IMO Maritime Safety Guidelines. Available at: https://studfile.net/preview/8073683/page:8/ (accessed 20.04.2020). (in Russian).

14. Montreux document "On the relevant international legal obligations and best practices of states regarding the functioning of private military and security companies during the period of armed companies" dated September 17, 2008.

15. Available at: https://politrussia.com/vooruzhennye-sily/chastnye-voennye-effektivnye-293/ (accessed April 20, 2020).

Поступила в редакцию / Received 29 апреля 2020 г. / April 29, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.