Научная статья на тему 'РОЛЬ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА В ПРОЦЕССЕ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ'

РОЛЬ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА В ПРОЦЕССЕ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ / ЖАЛОБА / НАЛОГОВЫЙ СПОР / ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Домнич М.П., Левшукова О.А.

Статья посвящена важнейшей проблеме правового механизма взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов в рамках процедуры досудебного урегулирования налоговых споров. Возможность экономического субъекта представлять дополнительные документы в ходе рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы) сказывается на решении, принимаемом по ней. Особое положение в доказательной базе экономического субъекта занимает бухгалтерская (финансовая) отчетность, которая содержит сведения, необходимые для рационального принятия решения вышестоящим налоговым органом, по налоговому спору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF ACCOUNTING (FINANCIAL) RECORDS OF THE ECONOMIC ACTOR IN THE COURSE OF PRE-JUDICIAL SETTLEMENT OF TAX DISPUTES

Article is devoted to the most important problem of a legal mechanism of relations of taxpayers and tax authorities within the procedure of pre-judicial settlement of tax disputes. The possibility of the economic actor to submit additional documents during consideration of the claim (petition for appeal) by higher tax authority affects the decision made on it. The special position in evidential base of the economic actor is held by accounting (financial) records which contain the data necessary for rational decision making by higher tax authority, on a tax dispute.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА В ПРОЦЕССЕ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ»

9.Дзагоева М.Р., Кайтмазов В.А., Доева Д.Т. Оценка эффективности организации налогового контроля // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-1 (67-1). С. 1076-1080.

УДК 336.221

Домнич М.П. студент

4 курс, факультет «Налоги и налогообложение» Кубанский Государственный Аграрный Университет

имени И. Т. Трубилина Россия, г. Краснодар Научный руководитель: Левшукова О.А.

старший преподаватель РОЛЬ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА В ПРОЦЕССЕ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ Аннотация: Статья посвящена важнейшей проблеме правового механизма взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов в рамках процедуры досудебного урегулирования налоговых споров. Возможность экономического субъекта представлять дополнительные документы в ходе рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы) сказывается на решении, принимаемом по ней. Особое положение в доказательной базе экономического субъекта занимает бухгалтерская (финансовая) отчетность, которая содержит сведения, необходимые для рационального принятия решения вышестоящим налоговым органом, по налоговому спору.

Ключевые слова: бухгалтерская (финансовая) отчетность, жалоба, налоговый спор, апелляционная жалоба, досудебное урегулирование.

Domnich M.P. student

4thyear, faculty of "accounting and Finance" Kuban State Agrarian University nameI.T. Trubilina Russia, Krasnodar Scientific director: Levshukova O.A.

senior lecturer

ROLE OF ACCOUNTING (FINANCIAL) RECORDS OF THE ECONOMIC ACTOR IN THE COURSE OF PRE-JUDICIAL SETTLEMENT OF TAX DISPUTES

Annotation: Article is devoted to the most important problem of a legal mechanism of relations of taxpayers and tax authorities within the procedure ofprejudicial settlement of tax disputes. The possibility of the economic actor to submit additional documents during consideration of the claim (petition for appeal) by

higher tax authority affects the decision made on it. The special position in evidential base of the economic actor is held by accounting (financial) records which contain the data necessary for rational decision making by higher tax authority, on a tax dispute.

Keywords: accounting (financial) records, claim, tax dispute, petition for appeal, pre-judicial settlement

В процессе создания и обеспечения эффективного действия рыночной экономики значительная роль принадлежит учету и оценке результатов деятельности экономического субъекта.

Отчетность налогоплательщика как основной источник информации налоговых проверок и разрешения налоговых споров

В соответствии с данными бухгалтерского учета формируется бухгалтерская (финансовая) отчетность, которая важна как для пользователей с прямым финансовым интересом: участники (собственники) организации, настоящие и потенциальные инвесторы, и кредиторы (в том числе поставщики), так и для пользователей с косвенным финансовым интересом. К примеру, налоговые органы, которые осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов в бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Поэтому налоговые органы вправе запрашивать у налогоплательщиков документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов, а также документы, подтверждающие обоснованность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов.

В пункте 5 статьи 23 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщиков (плательщиков сборов) представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года [1].

Формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, а также утверждены формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:

а) форма отчета об изменениях капитала;

б) форма отчета о движении денежных средств;

в) форма отчета о целевом использовании средств.

Иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах оформляются в табличной и (или) текстовой форме, содержание которых определяется экономическим субъектом самостоятельно [3].

Должностные лица налоговых органов в пределах своей компетенции в соответствии с НК РФ могут проводить налоговые проверки, задачей которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. В ходе которых происходит анализ бухгалтерской (финансовой)

отчетности и других необходимых для налоговой проверки документов, направленный на установление законности и точности показателей, формирующих налоговую базу организации, т.е. происходит проверка данных, содержащихся в документах налогоплательщика и сравнение их с данными отраженными в налоговых декларациях. По итогам налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. Акт налоговой проверки - документ, составляемый уполномоченными должностными лицами налоговых органов по результатам выездной налоговой проверки в соответствии с требованиями ст. 100 НК, являющийся одним из оснований для принятия решения по результатам рассмотрения материалов проверки. Акт налоговой проверки составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов. Акт подписывается этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями.

На основании акта налоговой проверки и вспомогательных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленных проверяемым лицом (его представителем) письменных возражений по указанному акту, выносится решение руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.

Экономический субъект, в части которого проводилась налоговая проверка, может быть не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, или с решением по результатам налоговой проверки. Такое возражение несет за собой юридический конфликт, в основе которого лежит противоречие между налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом и уполномоченным государственным органом насчет рассмотрения законности ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) последнего, представленная ситуация получила в теории и практике устойчивое определение налогового спора.

Правило досудебного урегулирования споров - объективность и беспристрастность рассмотрения жалоб, и принятие законного и обоснованного решения.

Причинами возникновения налоговых споров могут быть:

- представление налогоплательщиками дополнительных документов, которые не являлись предметом исследования в период проведения проверки, но имеют существенное значение для решения вопроса о наличии или об отсутствии состава правонарушения;

- различное толкование норм налогового законодательства РФ налогоплательщиками и налоговыми органами;

- неправильное применение норм налогового законодательства;

- нарушения процедуры проведения налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля (осмотры, допросы, выемка документов, направление требований о предоставлении документов), допущенные, по мнению налогоплательщиков, налоговыми органами;

- арифметические и иные ошибки, допускаемые при оформлении результатов налоговых проверок;

- иные объективные причины (изменение судебной практики, применение смягчающих обстоятельств, различное толкование норм налогового законодательства судебными и налоговыми органами, в связи с разъяснениями вышестоящего налогового органа).

Объективно возникающие конфликты в налоговой сфере и вытекающие из них налоговые споры свидетельствуют о необходимости присутствия процедур их разрешения.

Экономический субъект, в течение одного месяца (срок истекает в соответствующий месяц и число последнего месяца срока, если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца) со дня получения акта налоговой проверки или акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях в случае разногласия с фактами, изложенными в них, может представить письменные опровержения по указанным актам в общем или по их отдельным положениям, а в случае обжалования решения налогового органа по налоговым проверкам, в рамках процедуры досудебного урегулирования налоговых споров представить жалобу (апелляционную жалобу) в вышестоящий налоговый орган.

По сведениям Федеральной налоговой службы в 2015 году налоговыми органами г. Краснодара, в рамках процедуры досудебного урегулирования налоговых споров, было рассмотрено 1 792 жалобы. В пользу налогоплательщиков было удовлетворено 15,2% жалоб и 4,9% оспариваемых налогоплательщиками сумм.

Некоторые налогоплательщики считают, что исковой порядок обжалования ненормативных актов и решений налоговых органов -напрасная трата времени и откладывание реальной защиты нарушенных прав. Формальное отношение к процедуре досудебного урегулирования налоговых споров со стороны налогоплательщиков, выражаемое в неготовности предоставлять дополнительные документы в процессе рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы) налогоплательщика, сказывается на решении по жалобе (апелляционной жалобе), принимаемое вышестоящим налоговым органам, в связи с чем показатели удовлетворенных жалоб и оспариваемых сумм в пользу налогоплательщика составляют всего 15,2% и 4,9% соответственно. Во многих случаях без дополнительных документов, служащих доказательным основанием, жалоба представляет собой лишь голословные утверждения, на

основании которых соответствующему налоговому органу невозможно вынести объективное решение по ней.

Ранее, до внесения изменений Федеральным законом от 02.07.2013 г. № 153 ФЗ, представление дополнительных доказательств налогоплательщиком к жалобе не предусматривалось. Вышестоящий налоговый орган осуществлял «пересмотр» документов, собранных инспекторами налоговых органов в рамках проведения налоговой проверки, а если все-таки такие документы поступали с жалобами, вышестоящие налоговые органы то и дело не давали оценки таким доказательствам. Такое положение налоговых органов свидетельствовало о нарушении принципа состязательности, который заключается в обеспечении сторонами налогового спора «паритетной» возможности доказывать свою правовую позицию, включая, прежде всего, факты (документальное доказывание), на основании которых происходит вынесение законного, обоснованного и справедливого решения.

В настоящее время НК РФ предусматривает возможность налогоплательщика в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) представить дополнительные документы, подтверждающие его суждения, но с изложением причин, по которым представление таких доказательств в ходе налоговой проверки было невозможно. Налогоплательщик не зависим в определении объема и круга представляемых документов в обоснование своей позиции. Часто это связанно с тем, что вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу) [6].

Решение по жалобе (апелляционной жалобе), принимаемое вышестоящим налоговым органом, примерно на 50 - 60% зависит от качества собранной налогоплательщиком доказательной базы. Поэтому следует уделить пристальное внимание подготовке документов, включаемых в доказательную базу по налоговому спору.

Документы и информация, предоставляемые налогоплательщиком в налоговые органы в ходе процедуры досудебного урегулирования налоговых споров, должны быть важны для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия правильного решения по результатам проверки, в частности, такими документами могут являться:

-приказы об учетной политике, включая утвержденные рабочие планы счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, правила документооборота, порядок

контроля за хозяйственными операциями и другие необходимые для проверки документы, подлежащие утверждению при формировании учетной политики;

- бухгалтерская (финансовая) отчетность организации;

- регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и другие);

- первичные учетные документы, подтверждающие факты совершения налогоплательщиком хозяйственных операций (осуществление деятельности).

Вступительные письменные доказательства по налоговым спорам, например, первичные бухгалтерские документы и регистры бухгалтерского учета, служат основой для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, включая приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах составляется на основе достоверных данных бухгалтерского учета. Она дает представление не только о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, но и при наличии постоянных налоговых обязательств (активов), изменений отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, корректирующих показатель условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль. Отдельно в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах раскрывает:

- условный расход (условный доход) по налогу на прибыль;

- постоянные и временные разницы, возникшие в отчетном периоде и повлекшие корректирование условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль в целях определения текущего налога на прибыль;

- постоянные и временные разницы, возникшие в прошлых отчетных периодах, но повлекшие корректирование условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль отчетного периода;

- суммы постоянного налогового обязательства (актива), отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства;

- причины изменений применяемых налоговых ставок по сравнению с предыдущим отчетным периодом;

- суммы отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства, списанные в связи с выбытием актива (продажей, передачей на безвозмездной основе или ликвидацией) или вида обязательства.

К тому же, в бухгалтерском балансе и приложениях к нему отражается сальдо по счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», подтверждается правомерность применения вычетов по НДС и отражается остаток по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Таким образом, можно обозначить значимость бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, которая является доказательной базой в процедуре досудебного урегулирования налоговых споров и содержит сведения, необходимые для принятия вышестоящим

налоговым органом обоснованного решения по жалобе (апелляционной жалобе). Поэтому правильность ведения бухгалтерского учёта, законность и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности будет являться гарантией разрешения досудебного урегулирования налоговых споров в пользу налогоплательщика.

Использованные источники:

1.Налоговый Кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».

2.Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 04.11.2014) // Российская газета, 09.12.2011, № 278.

3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (ред. от 06.04.2015).

4.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19.11.2002 №114н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»» (ПБУ 18/02) (ред. от 06.04.2015).

5.Бобошко В.И. Развитие принципов бухгалтерского учета и отчетности // Инновационное развитие экономики. - 2011. - № 5. - С. 88-91.

6.Бобошко Н.М., Савельева Е.Н. Анализ развития досудебного порядка разрешения налоговых споров в Российской Федерации» // Вестник Московского университета МВД России. - 2014. - №3. - С. 167-171.

УДК 336.221

Домнич М.П. студент

4 курс, факультет «Учетно-финансовый» Кубанский Государственный Аграрный Университет

Россия, г. Краснодар Научный руководитель: Гончарова Н.А., кандидат экономических наук

доцент ВАК

НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ Аннотация: В данной статье рассматриваются некоторые вопросы налогообложения, касающиеся процесса оптимизации налоговой нагрузки. Исследуется такое понятие, как налоговый менеджмент страховых организаций. Особое внимание уделяется рассмотрениюоптимизации налоговой нагрузки по операциям страхования и также операциям, не связанным со страхованием. Считается, что налоговое планирование в страховых организациях это многофакторный процесс, который проходит четыре стадии. Заключение посвящено способам оптимизации налоговой нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.