Научная статья на тему 'Разработка системы учетно-контрольного обеспечения экономического субъекта для формирования доказательной базы по налоговым спорам'

Разработка системы учетно-контрольного обеспечения экономического субъекта для формирования доказательной базы по налоговым спорам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТНО-КОНТРОЛЬНАЯ СИСТЕМА / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / КОНТРОЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ / ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ / ACCOUNTING AND CONTROL SYSTEM / ACCOUNTING / TAX ACCOUNTING / CONTROL PROCEDURES / TAX LITIGATION / PRE-TRIAL SETTLEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Понькина Екатерина Николаевна

На основе ранее проведенных исследований, в ходе которых была выявлена недостаточная теоретическая разработанность и отсутствие практических рекомендаций в области развития внутренней учетно-контрольной системы экономического субъекта, необходимой для формирования доказательной базы по налоговым спорам, разрешение которых осуществляется в рамках процедуры досудебного урегулирования, было разработано учетно-контрольное обеспечение, дана оценка основным его элементам и обусловлена значимость применения учетно-контрольной системы для формирования доказательной базы по налоговым спорам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of accounting control support of economic entity for forming evidence base on tax disputes

In this scientific article based on previously conducted research in which was revealed the lack of theoretical preparedness and lack of practical recommendations in the area of the internal accounting-control system of the economic entity, necessary for the formation of the evidence base on tax disputes, the resolution of which is carried out in the framework of pre-trial settlement procedure was developed accounting and control software, an assessment of its basic elements and due to the importance of the application of accounting and control systems for fomirovaniya evidence on tax disputes.

Текст научной работы на тему «Разработка системы учетно-контрольного обеспечения экономического субъекта для формирования доказательной базы по налоговым спорам»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Нужно совершенствовать и такой антикоррупционный механизм, как изъятие и обращение в доход государства имущества, которое приобретено на незаконные или сомнительные деньги. В том числе с учетом международно-правовых норм следует возвращать активы, нелегально или незаконно выведенные в другие юрисдикции.

Важный вопрос — компенсация ущерба, причиненного коррупционерами. По статистике, из 15,5 миллиарда рублей, подлежащих взысканию по делам о коррупции, в 2015 году удалось вернуть только 588 миллионов рублей10.

Нужно пресекать попытки дачи взяток от имени коммерческих структур российским и иностранным чиновникам, которые предпринимаются на территории иностранных государств. И, в этой связи, необходимо совершенствовать взаимодействие России с партнерами за границей.

И, наконец, ключевой задачей остается формирование в обществе антикоррупционного правосознания граждан, поскольку снижение уровня подверженности коррупции определяется не только внешними, но и внутренними барьерами.

Представляется, что в первую очередь, следует обратить внимание на выявление последствий

коррупции и распространение полученных данных в доступной форме, а также информирование о позитивном опыте антикоррупционного поведения и активного противодействия коррупции, выработку нетерпимого отношения к проблеме. Эффективная борьба с коррупцией невозможна без гражданского общества. Поэтому задача органов власти всех уровней не просто прислушиваться к информации небезразличных граждан, но и активно привлекать к антикоррупционным действиям патриотично и конструктивно настроенных активистов.

1 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Опубликовано: 31 декабря 2015 г. на Интернет-портале «Российской Газеты»// http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html

2 См.: Там же.

3 См.: http://riafan.ru/522013-lagard-ocenila-dolyu-korrupcii-v-mirovoi-ekonomike

4 См.: Там же.

5 Интервью А. Силуанова радиостанции «Эхо Москвы». - Режим доступа:http://top.rbc.ru

6 http://www.amic.ru/news/320452/

7 http://viperson.ru/articles/perspektivy-borby-s-korruptsiey-v-rossii

8 http://2016-god.com/poslanie-prezidenta-federalnomu-sobraniyu-na-2016-god/

9 Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016— 2017 годы» // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71264578/#ixzz4AisfF68n

10 http://2016-god.com/poslanie-prezidenta-federalnomu-sobraniyu-na-2016-god/

УДК 33 ББК 65

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УЧЕТНО-КОНТРОЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ПО

НАЛОГОВЫМ СПОРАМ

ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА ПОНЬКИНА,

адъюнкт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: Savelieva. en@yandex. ru Научная специальность 08.00.12 — бухгалтерский учет, статистика

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. На основе ранее проведенных исследований, в ходе которых была выявлена недостаточная теоретическая разработанность и отсутствие практических рекомендаций в области развития внутренней учетно-контрольной системы экономического субъекта, необходимой для формирования доказательной базы по налоговым спорам, разрешение которых осуществляется в рамках процедуры досудебного урегулирования, было разработано учетно-контрольное обеспечение, дана оценка основным его элементам и обусловлена значимость применения учетно-контрольной системы для фомирования доказательной базы по налоговым спорам.

Ключевые слова: учетно-контрольная система, бухгалтерский учет, налоговый учет, контрольные процедуры, налоговые споры, досудебное урегулирование.

Abstract. In this scientific article based on previously conducted research in which was revealed the lack of theoretical preparedness and lack of practical recommendations in the area of the internal accounting-control system of the economic entity, necessary for the formation of the evidence base on tax disputes, the resolution of which is carried out in the framework of pre-trial settlement procedure was developed accounting and control software, an assessment of its basic elements and due to the importance of the application of accounting and control systems for fomirovaniya evidence on tax disputes.

Keywords: Accounting and control system, accounting, tax accounting, control procedures, tax litigation, pre-trial settlement.

Улучшение результата России в рейтинге Doing Business, опубликованного Всемирный банком (ВБ) и Международной финансовой корпорацией (IFC) в 2016 году, до 51-ой строчки (2013 г. — 112, 2014 г. — 92, 2015 г. - 54 место) произошло благодаря появлению практических эффектов от проведения реформ в различных секторах экономики [1].

Нововведения и масштабные преобразования в различных сферах и отраслях национальной экономики Российской Федерации, происходящие путем внесения изменений в законодательство страны, направлены на дальнейшую демократизацию институтов государства и общества. Данная экономическая политика затронула и налоговую сферу, реформирование которой, в свою очередь, направлено на гармонизацию и согласование интересов государства, в лице Федеральной налоговой службы Российской Федерации и экономических субъектов, в лице налогоплательщиков.

Результаты налоговой реформы, можно проследить по одному из индикаторов оценки простоты осуществления предпринимательской деятельности в рейтинге Doing Business, которым является индикатор «Налогообложение», в рамках которого происходит не только расчет общей налоговой ставки, но и рассматриваются вопросы касающиеся процедуры возврата налогов, деятельность налоговых инспекций, организация налоговых проверок, процедуры подачи и урегулирования жалоб и апелляций. В 2012 году Российская Федерация по данному индикатору занимала 105 место, а уже в 2016 году 47 место, данная статистика свидетельствует о положительных результатах налоговой политики и проводимых реформах в налогообложение. Особое внимание уделяется, процедуре досудебного урегулирования налоговых споров, главной за-

дачей которой является гармонизация налоговых отношений.

Свидетельством этому, служит постоянное совершенствование Налогового Кодекса Российской Федерации, так например, со 2 июня 2016 года действуют изменения, внесенные в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации [1] Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-Ф3 [2], которые направлены на рационализацию процедуры досудебного урегулирования налоговых споров.

Необходимо отметить, что данные изменения налогового законодательства предоставили возможность налогоплательщикам участвовать в рассмотрении жалобы на решения, вынесенные по результатам налоговых проверок в случае установления вышестоящим налоговым органом противоречий и расхождений между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа, вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, с участием лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу) [1].

Ранее Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривал возможность предоставления экономическим субъектом только дополнительных документов в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), подтверждающие доводы на-

логоплательщика, что не позволяло в полной мере качественно защищать свои права и законные интересы в рамках процедуры досудебного урегулирования налоговых споров.

Необходимо отметить, что не смотря на многочисленные изменения налогового законодательства, направленные на гармонизацию процедуры обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, неизменным остался свободный порядок определения объема и круга представляемых дополнительных документов в обоснование позиции налогоплательщика по налоговому спору [4].

Поэтому, в связи с возможностью не только предоставлять дополнительные документы, но и участвовать в рассмотрении жалобы (апелляционной жалобы), в случае их противоречий со сведениями, содержащимися в материалах жалобы (апелляционной жалобе), экономическому субъекту необходимо иметь достоверную учетно-контрольную систему, которая будет являться источником для формирования доказательной базы и содержать сведения об обстоятельствах налогового спора, которые не были предметом исследования при первичном рассмотрение материалов проверки вышестоящим налоговым органом.

Учетно-контрольная система представляет собой совокупность подсистем учета и контроля, которые непрерывно взаимодействуют между собой и способны обеспечить сбор, обобщение, обработку, накопление, хранение и оценку всех видов информации за весь период деятельности экономического субъекта. Природа учетно-контрольной системы как механизма двойственна, с одной стороны этот механизм объективен, так как его основой является учет и контроль, которые воздействуют на процессы производства, распределения, обмена и потребления. С другой стороны, учетно-контрольный механизм субъективен, поскольку разрабатывается экономическим субъектом самостоятельно в соответствии с внутренними задачами организации.

Объединение учетных и контрольных процедур информационного обеспечения деятельности экономического субъекта, в целом формируют интегрированную систему, применение которой возможно и в рамках процедуры досудебного урегулирования налоговых споров, т.к. достоверная информация

содержащаяся в учетно-контрольной системе экономического субъекта будет являться основанием и гарантией разрешения досудебного урегулирования налоговых споров в пользу налогоплательщика и будет содержать сведения, необходимые для принятия вышестоящим налоговым органом обоснованного решение по жалобе (апелляционной жалобе).

Традиционно учетно-контрольная система экономического субъекта формируются на основе двух подсистем:

• учетной, главной задачей которой является формирование полной и достоверной информации о деятельности экономического субъекта, его имущественном положении и обязательствах. Учетную подсистему представляет система бухгалтерского учета, которая обеспечивает полноту, реальность, своевременность отражения хозяйственных операций, их правильную оценку, классификацию и обобщение;

• контрольной, главной задачей которой является проверка процесса функционирования и фактического состояния объекта контроля, в целях оценки обоснованности и эффективности деятельности экономического субъекта. Контрольная подсистема включает в себя три основных элемента: контрольную среду, контрольные процедуры и учетную подсистему (систему бухгалтерского учета), которая относительно контрольной подсистемы выступает как источник информации, и как объект контроля. Традиционный подход к формированию учет-

но-контрольной системы является универсальным, так как включает в себя лишь основные элементы, необходимые для работы учетно-контрольного механизма. Изменение структуры и элементов, включаемых в систему учетно-контрольного обеспечения, на наш взгляд, позволит повысить не только ее эффективность и возможность ориентировать ее на конкретные цели, но и сможет обеспечить экономический субъект, являющийся налогоплательщиком, документами необходимыми для формирования полноценной и достоверной доказательной базы по налоговым спорам, в рамках процедуры досудебного урегулирования.

Возникает необходимость разработки и внедрения новых подходов, механизмов и инструментов

учетно-контрольного обеспечения, направленных не только на формирование достоверной документированной и систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета, о деятельности экономического субъекта и его имущественном положении, но и на проверку систем бухгалтерского и налогового учета, мониторинг эффективности их функционирования, а также представление рекомендаций по их

усовершенствованию, т.е. интеграцию организационно-методических аспектов учета и контроля.

Включение в традиционную систему учетно-контрольного обеспечения таких элементов как налоговый учет, управленческий учет, информационная система, мониторинг средств контроля, система внешнего контроля, не только повысят ее эффективность, но и позволят получать достовер-

Учетно-контрольного система, ориентированная на формирование доказательной базы по налоговым спорам

Рис. 1. Учетно-контрольная система, ориентированная на формирование доказательной базы по налоговым споров

Служба внутреннего контроля

проводит мероприятия по внутреннему контролю (проверки) правильности применения стандартов по ведению бухгалтерского и налогового учета, процедуры контроля сохранности активов, проверка эффективности и рациональности их использования, а также оформляет результаты проверок, подготавливает рекомендации по устранению выявленных недостатков и осуществляет последующий контроль над их устранением

Внутренняя контрольная система

Служба аудиторского контроля

проводит мероприятия по оценке системы внутреннего контроля, с целью повышения эффективности деятельности экономического субъекта. Ориентирована на перспективное развитие организации, путём проведения проверки и анализа бизнес процессов с целью выявления внутренних рисков

Контрольно-ревизионная служба

проводит мероприятия по выявлению и предотвращению злоупотребления в деятельности экономического субъекта. Занимается расследованием фактов мошенничества. Ориентирована на ретроспективу, т.е. на уже свершившиеся факты хозяйственной деятельности

Рис. 2. Внутренняя

ную информацию о законности и обоснованности деятельности экономического субъекта, что станет основанием для разрешения налоговых споров в пользу налогоплательщика (рис. 1).

Представленная система учетно-контрольного обеспечения, разаработанная для формирования доказательной базы по налоговым спорам, наличие которой необходимо для их досудебного урегулирования, включает в себя две подсистемы, учетную, которая в отличии от традиционного подхода состоит не только из системы бухгалтерского финансового учета, но и предусматривает такие элементы как: • систему бухгалтерского управленческого учета, целью которой является предоставление руководителям и специалистам организации плановой, фактической и прогнозной информации о деятельности экономического субъекта для обеспечения возможности принятия обоснованных управленческих решений, а также проверка законности, обоснованности и эффективности использования средств организации и своевременное выявления отклонений от планововых показателей.

нтрольная система

• систему налогового учета, целью которого является формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей- налогообложения хозяйственных операций, осуществленных экономическим субъектом в течение отчетного (налогового) периода. Наличие данных элементов в учетной подсистеме способствует достижению целей стоящих перед учетно-контрольной системой, ориентированной на формирование доказательной базы и дополнительных документов, предоставление которых необходимо для качественной защиты прав и законных интересов налогоплательщика в рамках процедуры досудебного урегулирования налоговых споров.

Контрольная подсистема, в свою очередь, представлена внутренней и внешней контрольной системой. Внутреняя контрольная система определяет законность хозяйственных операций и их экономическую целесообразность для экономического субъекта. Объектом системы внутреннего контроля является информационная система, состоящая из бухгалтерского финансового учета, бухгалтерского управленческого учета и налогового учета. Струк-

тура системы внутреннего контроля включает в себя службы по различным направлениям (рис. 2).

Система внешнего контроля состоит из трех основных звеньев: государственный финансовый контроль, негосударственный аудиторский контроль и общественный контроль. [3, с. 46]. Государственный финансовый контроль контролирует полноту выполнения обязательств экономическим субъектом перед государством (по средством налогового, таможенного, валютного контроля). Для нас интерес будет представлять налоговый контроль, проводимый Федеральной налоговой службой, контролирующей полноту и своевременность поступления платежей в соответствующие бюджеты.

Аудиторский финансовый контроль необходим для независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица фиксируется в аудиторском заключение, которое может входить в доказательную базу по налоговым спорам и содержит сведения, необходимые для принятия вышестоящим налоговым органом обоснованного решение по жалобе (апелляционной жалобе) в рамках процедуры досудебного урегулирования налоговых споров.

Все элементы данной учетно-контрольной системы, представляют собой единый механизм сбора, обобщения, обработки, накопления, хранения, анализа, оценки и контроля всех видов информации о деятельности экномического субъекта, что необходимо как для эффективного обеспечения правильности ведения учета и составления отчетности по финансово-экономической деятельности, а также установления законности, обоснованности и целесообразности хозяйственных операций, так и для фомирования доказательной базы по налоговым спорам, которая может включать в себя не только документы бухгалтерского и налогового учета, но и расчетные регистры управленческого учета, акты о результатах проведения мероприятий внутреннего контроля,акты налоговых проверок, аудиторские заключения, что свидетельствует о возможности применения экономическим субъектом информации, содержащейся в разработанной учетно-контроль-

ной системе, в рамках процедуры досудебного урегулирования налоговых споров.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824.

2. Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.05.2016, № 18, ст. 2506.

3. Бобошко В.И. Контроль и ревизия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Экономическая безопасность», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Финансы и кредит»/ В.И. Бобошко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 311 с.

4. Бобошко В.И., Понькина Е.Н. Роль бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта в процессе досудебного урегулирования налоговых споров // Инновационное развитие экономики. 2016. № 1(31). С. 132—135.

5. Рейтинг стран Doing Business [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian.doingbusiness. org/rankings. (Дата обращения: 28.09.2016).

References

1. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaja) ot 31.07.1998 № 146-FZ (red. ot 03.07.2016) // Sobranie zakonodatel'stva RF, № 31, 03.08.1998, st. 3824.

2. Federal'nyj zakon ot 01.05.2016 № 130-FZ «O vnesenii izmenenij v chast' pervuju Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 02.05.2016, № 18, st. 2506.

3. Boboshko V.I. Kontrol' i revizija: ucheb. posobie dlja studentov vuzov, obuchajushhihsja po special'nosti «Jekonomicheskaja bezopasnost'», «Buhgalterskij uchet, analiz i audit» i «Finansy i kredit»/ V.I. Boboshko. M.: JuNITI-DANA, 2013. 311 s.

4. Boboshko V.I., Pon'kinaE.N. Rol' buhgalterskoj (finansovoj) otchetnosti jekonomicheskogo sub#ekta v processe dosudebnogo uregulirovanija nalogovyh sporov // Innovacionnoe razvitie jekonomiki. 2016. № 1(31). S. 132—135.

5. Rejting stran Doing Business [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://russian.doingbusiness. org/rankings. (Data obrashhenija: 28.09.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.