Научная статья на тему 'Роль буддийского духовенства в формировании социально-духовного развития молодежи посредством проведения культурно-спортивных мероприятий с национальными видами спорта бурят'

Роль буддийского духовенства в формировании социально-духовного развития молодежи посредством проведения культурно-спортивных мероприятий с национальными видами спорта бурят Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
117
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бымбыгыденова С. Б.

В данной статье рассматривается роль и значение буддийского духовенства как феномена социально-духовного развитии молодежи, а имен­но под влиянием культурно-спортивных праздников с национальными видами спорта бурят. Национальными видами спорта считается национальная борьба, стрельба из лука и конные скачки. На современном периоде проводится большая работа по возрождению и популяризации национальных видов спорта бурят, в силу данного обстоятельства буддийское духовенство проводит масштабные молебни и соревнования по национальным видам спорта. основной целью данных действий является популяризация здорового образа жизни, воспитание нравственных личностей, формирование чувства принадлежности к своей культуре, развитие личностных особенностей: воля, целеустремленность и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль буддийского духовенства в формировании социально-духовного развития молодежи посредством проведения культурно-спортивных мероприятий с национальными видами спорта бурят»

РОЛЬ БУДДИЙСКОГО ДУХОВЕНСТВА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С НАЦИОНАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА БУРЯТ

© Бымбыгыденова С.Б.*

Республиканский многоуровневый колледж, г. Улан-Удэ

В данной статье рассматривается роль и значение буддийского духовенства как феномена социально-духовного развитии молодежи, а именно под влиянием культурно-спортивных праздников с национальными видами спорта бурят. Национальными видами спорта считается национальная борьба, стрельба из лука и конные скачки. На современном периоде проводится большая работа по возрождению и популяризации национальных видов спорта бурят, в силу данного обстоятельства буддийское духовенство проводит масштабные молебни и соревнования по национальным видам спорта. основной целью данных действий является популяризация здорового образа жизни, воспитание нравственных личностей, формирование чувства принадлежности к своей культуре, развитие личностных особенностей: воля, целеустремленность и т.д.

Пристальный интерес в современном обществе приобретает проблема, связанная с резким падением духовного здоровья молодежи. Главной причиной духовной стагнации является смена идеологических ориентаций в обществе. Бездуховность, низкая нравственность разрушают человека, а также личность.

В социологических знаниях, не наблюдается полного мнения относительно сущности понятия «социально-духовное развитие». Связано это в первую очередь, с тем, что многие специалисты не рассматривают данное определение в комплексе. Так, например, в словаре С.И. Ожегова, «социальный» означает общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.

В свою очередь понятию «духовность» существуют различные определения. К примеру, в толковом словаре Ожегова «духовность» трактуется как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [6]. Трактовка духовности как социального феномена дает возможность понять ее место в духовной структуре общества. В словаре Даля слово «духовный» связан с внутренним, нравственным миром человека. А также связан с религией, с церковью,

* Педагог-психолог.

и непосредственно относится к ним. В учебном пособии Ю.П. Платонова по социальной психологии под духовностью понимается как термин, принятый для отражения высших сторон внутреннего мира человека, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей. Она основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре и общем развитии личности. Потеря духовности равнозначна потере человечности. Она может быть осознанной и осмысленной как проявление интеллигентности. Общество и система образования должна заботиться о наращивании духовного потенциала каждого, приобщении к достижению материальной и духовной культуры [5].

В энциклопедическом словаре Еникеева по общей, социальной, юридической психологии указывается, что под духовностью понимается специфическое качество человеческой психики, характеризующееся системой возвышенных потребностей индивида, его самореализации на основе высших социальных ценностей [4]. А понятие «развитие» - это процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное. Развитие личности - процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания [6]. Развитие - степень умственной, духовной зрелости, просвещенности, широта кругозора [5].

Итак, проанализированы многочисленные источники, но, более точного и полного определения «социально-духовное развитие» мы не нашли. Таким образом, по нашему, мнению, под социально -духовным развитием понимается процесс закономерного изменения индивидуальных целей души человека, а также нравственное, моральное изменение ценностей личности в обществе. Оно т.е социально-духовное развитие формируется исключительно сознательно, и влияет на внешнее поведение человека, при этом отражая ценностные ориентации личности и являясь результатом воспитанности каждого человека.

Становление социально-духовного потенциала реализуется несколькими путями: через приобщение молодежи к традициям, спорту, искусству, живописи, религии. Именно от социально-духовного развития народа зависит существование культуры, а также степень ее высоты. В тоже время социально-духовное развитие отождествляется с религиозностью и нравственностью человека.

В нашем случае мы рассматриваем культурно-спортивные мероприятия, проводимые Буддийским духовенством. В то же время буддийское духовенство остается одним из важнейших субъектов социальных отношений. Современный период развития Бурятии ознаменуется возрастающим влиянием буддийского духовенства на экономическую, социальную, культурную жизнь населения Восточной Сибири.

Рассмотрим социальную деятельность Иволгинского дацана. Иволгин-ский дацан придерживается давно сложившегося порядка проведения бого-

служений - больших хуралов и ежедневных богослужений. В дацане проводятся хуралы, посвященные важнейшим событиям буддийской истории, ежедневные ритуалы в честь защитников и хранителей учения - Сахюусанов: Лхама, Жамсаран, Отошо.

Исследование установило, что деятельность Иволгинского дацана связанна с предоставлением периодической материальной помощи Иволгин-скому детскому саду и детскому дому «Аистенок».

Кроме обрядовых ритуалов деятельность Иволгинского дацана также включает лечение прихожан с помощью лекарств тибетской медицины, в которой заложен многовековой опыт применения лекарственных средств природного происхождения. В тибетской медицине используется специфический метод диагностики заболевания пульсовый. Арсенал методов лечения различен: многокомпонентные порошки, в состав которых входят разнообразные составляющие растительного и животного мира, минералы, металлы. Сырье для лекарств собирается эмчи-ламами (лекарями) в Бурятии, а также поступает из Индии, Китая, Тибета, Монголии.

На протяжении многих лет Иволгинский дацан тесно сотрудничает с Агинским дацаном. Агинский дацан «Дэчен Лхундублинг» («Обитель спонтанной реализации великого блаженства»), основан в 1811 году и является одним из ведущих центров буддийского образования.

Рубеж Х1Х-ХХ вв. можно назвать пиком расцвета Агинского дацана. Воздвигается статуя Майдари, построены все необходимые культовые сооружения. Общий образовательный уровень Агинского дацана не уступает ведущим монастырям Тибета, Монголии, Бурятии. Ведется издательская и переводческая деятельность, с бурным строительством дуганов получило развитие бурятское зодчество и каноническая архитектура [2].

В свою очередь, Агинский дацан выступает как социальный институт, так как выполняет определенные функции различного характера, такие как социально-медицинские, социально-духовные, социально-культурные. Ежегодно проводятся молебны в Агинском доме-интернате для престарелых и инвалидов, в Орловском детском доме, и в студенческих общежитиях п. Агинское.

Рассматривая социально-культурную направленность, следует отметить проведение ежегодного спортивного первенства по национальной борьбе «Большой приз Алханая», проводимый в национальном заповеднике священного Алханая.

При Агинском дацане функционирует филиал Тибетской медицины, который обучает послушников учения Будды различным знаниям, навыкам, умениям тибеткой медицины, таким как лечебный массаж, приготовление лекарств на основе природных трав. Необходимо отметить, что в Агинском дацане также предоставляется помощь эмчи-ламами в лечении прихожан различными тибетскими лекарствами, травами. На этом не заканчивается социальная деятельность дацанов. Мы хотели бы обратить внимание на культурно-спортивные мероприятия, проводимые Буддийским духовенством.

Духовенство выступает инициатором и организатором проведения ежегодных культурно-спортивных мероприятий таких как, открытое первенство по национальным видам спорта посвященное 12 Хамбо Ламе Даши Доржо Итигилову, двум Хамбо Ламам Иволгинского дацана, Майдари Хуралу (что означает день радости Будде грядущего - Майтрее), «Сагаан Дари» (для благополучия и долголетия живущих), направленных на возрождение национальных видов спорта бурят, на пропаганду здорового образа жизни и привлечение молодого поколения к буддийскому духовенству.

Религиозные мероприятия выступают в качестве целостного механизма национального возрождения и даже стержня национальной идеи. В свою очередь, ламы и настоятели дацанов учат людей глубокой толерантности, житейской мудрости, способной помочь распространению в мире сострадания.

В последние дни значительные вклады в развитии традиций, национальных видов спорта оказывают дацаны, Иволгинский и Агинский. К примеру, можно отметить, различные соревнования проводимые данными структурами, в котором принимают участие огромное количество спортсменов борцов. Например, летом 2012 года прошел хурал в честь Хамбо лам Иволгинского дацана, где принимало участие 600 борцов из Монголии, Республики Бурятия, Иркутской области, Агинского округа, Якутии и.т.д.

Спортивные состязания проводятся под эгидой буддийских организаций, например «Игры трех мужей» (Эрын гурбан наадан). В этих состязаниях принимают участие и ламы, а значение таких игр оценивается не только с точки зрения оздоровления населения. Победители награждаются впечатляющими призами, вплоть до автомобилей, но одновременно буддийское руководство подчеркивает религиозно-духовное значение соревнований. Пандита Хамбо-лама, глава Буддийской традиционной сангхи России Дамба Бадмаевич Аюшеев по этому поводу говорит: «Наши борцы являются связью с нашим покровителем Бодхисатвой Очирвани, который воплощает в себе силу и мощь Будд трех времен, дарует нашему народу сильных сыновей и покровительствует над ними...» борец который потерял равновесие и прикоснулся к земле рукой, считается побежденным. Это и есть ключ к возможному пониманию самого сокровенного учения Будды, к его срединному пути в Мадьхьямике. Суть его заключается в нахождении срединного пути, чтобы не упасть в крайность. ... победитель в борьбе должен пройти несколько раз по тонкому канату над пропастью, что означает в буддизме возможное нахождение срединного пути [1].

С такой же целью, проводится первенство по национальной борьбе «Большой приз Алханая» в Забайкальском крае, организаторами являются Федерация спортивной борьбы Агинского округа и Агинский дацан Дэчен Лхун-дублинг. Более подробно хотелось бы рассмотреть спортивную деятельность Агинского дацана. За период июня-августа 2012 г. прошли значительные религиозные молебны в Агинском округе, с культурно-спортивным харак-

тером. Особой значимостью выделился Майдари Хурал (что означает день радости Будде грядущего - Майтрее), в котором принимали участие около 98 спортсменов по стрельбе из лука, и 70 спортсменов по национальной борьбе, в их числе наблюдается огромное количество спортсменов молодого поколения [3].

Майдари Хурал включает два этапа, в первой половине дня проходят молебны лам на территории дацана, а во второй половине проводились соревнования по национальной борьбе и по стрельбе из лука, принимали участие сильнейшие борцы из Монголии, Якутии, Республики Бурятия, Иркутской области, Агинского округа.

По оценке настоятеля Агинского дацана (Шэрээтэ ламхай, доктор буддийской философии) Бадма Дашигалсановича Цыбикова: «Человек, который занимается национальными видами спорта, однозначно он связан с религией, чтит культуру, традиции своего народа. И поэтому любой спортсмен старается не курить, не пить, вести здоровый образ жизни». Как отмечает, Цыдып Тудупов - пресс-секретарь Агинского дацана, национальные виды спорта способствуют укреплению здоровья, развитию морально-воле -вых и физических качеств, приобретению навыков, необходимых в профессии и повседневной жизни. И вот поэтому вторая часть хуралов всегда посвящена национальным спортивным соревнованиям.

Цыден Максаров (штатный лама Агинского дацана, организатор соревнований по национальным видам спорта), уделяет огромное значение популяризации национальной борьбы - «Бухэ барилдан». По мнению, Цыден Максарова, развивая национальную борьбу, формируется здоровая нация. Связано это в первую очередь, с тем что, занимаясь спортом, человек ведет здоровый образ жизни, и соответственно наблюдается профилактика вредных привычек, во-вторых, идет социальное развитие, т.е появляется широкий круг общения, ведь именно общение - один из компонентов становления личности, все это благоприятно сказывается на уровень успешной адаптации в любой среде, в третьем случае, рассматривается психологическое развитие, т.е. формируются те или иные черты характера как целеустремленность, усидчивость, работоспособность, само дисциплинированность, и конечно же развивается сила воли и.т.д.

Таким образом, буддийское духовенство выступает как определенный социальный институт, который выполняет множество функций, такие как социально-духовная, социально-экономическая, социально-психологическая и др. В рамках данной статьи нами проанализировано, что мероприятия проводимые буддийскими духовенствами, которые способствуют популяризации здорового образа жизни, передаче традиций, духовному обогащению каждого человека и т.д. Так как основной целью данных хуралов является воспитание здорового, физически развитого, духовно богатого молодого поколения.

Список литературы:

1. Амоголонова Д.Б. Религия в конструировании современной бурятской национальной идеи / Д.Б. Амоголонова // Власть. - Улан-Удэ, 2008. -№ 7. - 108 с.

2. Бымбыгыденова С.Б. Буддийское духовенство в процессе социальной активизации / С.Б. Бымбыгыденова // IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых: сборник научных трудов. - М.: «Перо», 2012. - 570 с.

3. Бымбыгыденова С.Б. Классический спорт и национальные спортивные игры как средство социально-духовного развития студентов / С.Б. Бым-быгыденова // Система ценностей современного общества: сборник материалов XXIV Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012 - 240 с.

4. Еникеев М.И. Общая, социальная, юридическая психология: краткий энциклопедический словарь / М.И. Еникеев, О.П. Кочетков. - М.: Юрид. лит., 1997. - 448 с.

5. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: учеб. пособие / Ю.П. Платонов. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.

6. Толковый словарь русского языка / Сост. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. -М.: Азъ, 1993.

СООТНОШЕНИЕ «ЧЕЛОВЕК - ЯЗЫК - КУЛЬТУРА» КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА

© Зверева О.В.*

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина,

г. Воронеж

В настоящее время проблема взаимодействия языка и культуры является актуальной для различных междисциплинарных областей гуманитарных исследований, в том числе и для социально-культурной деятельности.

Под этим понятием Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников понимают педагогически организованную деятельность, направленную на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах, «связанных с сохранением, созданием, распространением и освоением культурных ценностей» [6].

Таким образом, рассматриваемая проблема имеет важное значение в социально-культурном воспитании и образовании подрастающего поколения, в том числе и в формировании ценностного отношения к родному языку.

* Аспирант кафедры Социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.