РОЛЬ БОЕВОГО УСТАВА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
А.А. Талашова, адъюнкт, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург
Одной из основных задач МЧС России на современном этапе, согласно Федеральной целевой программе «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2012 года № 1481 [1], является разработка и внедрение организационных мероприятий в области обеспечения пожарной безопасности.
Исторически официальным руководящим документом, определяющим основы организации тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, выполнение требований которого является обязательным для всего личного состава пожарной охраны и иных привлечённых к тушению пожаров сил, являлся Боевой устав пожарной охраны.
Первым руководящим документом в сфере борьбы с пожарами в истории отечественного права являлся Пожарный устав 1832 года [2], который гармонично вошёл в Свод законов Российской империи. История Боевых уставов пожарной охраны начинается с 1938 года и обрывается в 2005 году с отменой Устава 1995 года, утвержденного приказом МВД России, в связи с переподчинением пожарной охраны МЧС России.
Традиционно Боевой устав пожарной охраны занимал значимое место в системе законодательства о пожарной безопасности, являлся основным документом, которым руководствовались все должностные лица, участвующие в тушении пожара.
На современном этапе, с 2010 года вплоть до принятия нового нормативно-правового акта, действуют Методические рекомендации по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (далее - Рекомендации) [3]. Рекомендации определяют порядок и организацию тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров в РФ, в том числе тушение пожаров в сложных условия и на различных объектах, за исключением действий по ликвидации последствий аварий, наводнений, землетрясений и других чрезвычайных ситуаций, а также самостоятельного тушения пожаров гражданами. Однако данные рекомендации не являются общеобязательными, так как носят рекомендательный характер, в связи с чем не влекут правовых последствий. Данное обстоятельство вносит правовую неопределенность в регулирование отношений по тушению пожаров, а также негативно сказывается на принятии решений должностными лицами, ответственными за ликвидацию пожаров.
С 28 июля 2011 года действует также Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны (далее - Порядок), утвержденный Приказом
МЧС России от 31 марта 2011 года № 156 [4], который, не смотря на свое название, регулирует лишь вопросы организации тушения пожаров, и оставляет без внимания вопросы об особенностях тушения пожаров на различных объектах и алгоритме действий пожарных.
Таким образом, с 2005 года по настоящее время в российском законодательстве отсутствуют как законные, так и подзаконные правовые акты, определяющие порядок тушения пожаров и проведения, связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.
В настоящее время обеспечение пожарной безопасности - важнейшая функция государства, а тушение пожаров - одна из основных задач пожарной охраны, в связи с чем, принятие нового документа в указанной сфере правоотношений является объективной необходимостью. Деятельность по тушению пожаров является профессиональной, которая связана непосредственно с риском гибели людей, причинения вреда здоровью и материального ущерба, как потерпевшим, так и самим пожарным. На практике возникают проблемы доказывания правомерности действий, как руководителя тушения пожара, так и личного состава, при осуществлении тушения пожара, в связи с чем, они необоснованно привлекаются к ответственности. Именно поэтому, важно определить обязанности, права и ответственность пожарных на законодательном уровне.
В настоящее время функция по разработке и утверждению порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны возложена на МЧС России [5]. На протяжении длительного времени Министерством прилагаются усилия по разработке проекта современного Боевого устава пожарной охраны, который будет соответствовать реалиям нашего времени, и устранит существующие пробелы законодательства. Тем не менее, такой документ до сих пор не принят.
Так, МЧС России неоднократно вносило проект приказа об утверждении Боевого устава пожарной охраны в Министерство Юстиции РФ, но положительного заключения так и не получило. Следует отметить, что разработка актуального правового акта затрудняется отсутствием теоретических научных исследований в данной сфере.
Важность вопроса о необходимости правовой регламентации отношений по организации тушения пожаров не вызывает сомнений. При этом, данный правовой акт необходимо актуализировать для его интеграции в современное законодательство как в целом, так и в сфере пожарной безопасности.
В связи с этим, при разработке документа, необходимо учесть, как, несомненно, положительный опыт применения ранее действовавших уставов пожарной охраны, так и опыт фактической деятельности подразделений пожарной службы. Также, особое внимание, в целях недопущения правовой неопределенности, необходимо уделить не только основным понятиям, правовому статусу и ответственности всего личного состава пожарной охраны и иных привлечённых к тушению пожаров сил, а также наименованию будущего правового акта и определению его места в системе законодательства РФ. В частности, необходимо решить вопрос о применении в новом издании БУПО таких чисто военных терминов, как боевой устав, боевая работа, боевая задача,
боевое развертывание, боевой расчет, вооружение.
На наш взгляд, с учётом вышеизложенного, такой нормативный правовой акт может быть принят в форме ведомственного нормативного акта, утверждающего Устав пожарной охраны по организации и осуществлению тушения пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, содержащий основные понятия и принципы; порядок действия должностных лиц, в том числе управленческие, а также особенности действий в нестандартных сложных условиях; права, обязанности и ответственность должностных лиц; унифицированные формы обязательных документов.
Список использованной литературы
1. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 1481 «О федеральной целевой программе «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года» // base.garant.ru
2. Пожарный устав Российской империи: хрестоматия. / Под общ. ред. В.С. Артамонова; сост. О.М. Латышев, С.Б Немченко, А.А. Смирнова, Т.И. Опарина, Н.И. Уткин, Е.А. Титова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2014. - 220 с.
3. Методические рекомендации по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведению аварийно -спасательных работ (направлены указанием МЧС России от 26.05.2010 № 432007-18) // www.consultant.ru.
4. Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31 марта 2011 г. № 156 г. Москва «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» // base.garant.ru.
5. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // base.garant.ru.
СВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВИЭСУ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ «МЕНЕДЖМЕНТ» И «ГМУ»
А.Е. Чепайкина, преподаватель, Воронежский институт экономики и социального управления, г. Воронеж
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой организации являются люди. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд подчиненных, зависит успех любой компании. Задача руководителей состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности сотрудников организации.