Научная статья на тему 'Роль биологического музея Казахского национального университета им. Аль-фараби в образовательном процессе'

Роль биологического музея Казахского национального университета им. Аль-фараби в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

122
19
Поделиться
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / ЭКСКУРСИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / BIOLOGICAL MUSEUM / STUDENT / BIOLOGIST / EXCURSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусабеков Кылышбай Сатимбекович, Жардамалиева Анар Бахыткалиевна

В статье проведена оценка роли биологического музея Казахского национального университета им. аль-Фараби в обучении студентов-биологов. Представлены базовый научно-исследовательский потенциал биологического музея и методология проведения экскурсий для основных посетителей биологического музея.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусабеков Кылышбай Сатимбекович, Жардамалиева Анар Бахыткалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The role of the Biological Museum in the educational process

The Biological Museum of named after al-Farabi KazNU was organized in 1936. The modern life of the biological museum began with the opening of the showroom and exterior diopamas in the new building of the university in 1984. The museum has of the big hall with 3 sections and 84 built-in show-windows. In the hall there a presented about 80-85% of the vertebrata of Kazakhstan the majority of which is included in the Red List of MSOP and Kazakhstan. In these halls the biological material is systematized on the thematic direction, the main subjects of the biological science are the basis of it. As the result of such approach the following sections are performed: Biodiversity of bio-topes, ecosystems and natural zones of Kazakhstan; Evolution of the organic world; Nature Conservation; Additional material: maps, schemes, stands; Taxonomic section. The museum fund consists of the teriological, ornithological and entomological department. The beginning of these collections was put by the well-known scientists: V.N. Shnitnikov, A.A. Sludsky, A.V. Afanasyev, V.A. Selevin, V.S. Bazhanov, zoologist, National writer of Kazakhstan M. D. Zverev and other experts. The museum fund also is helpful in the educational process when carrying out practice, educational and industrial practice for students. Active visitors of the biological museum are students of main higher education institutions for whom both survey and thematic excursions are carried out. As a rule, excursions are followed by discussion of interesting questions on a subject. It is important not to note that pedagogical higher education institutions of the city are equipped insufficiently with a visual biological material that doesn't give an opportunity to inform in more detail the studied material. In this connection, the close contact of the biological museum with pedagogical higher education institutions allows not only to broaden horizon, but also to create skills of research work in students. The biological museum is also visited actively by pupils of secondary schools, high schools, colleges of Alma-ty and a suburb. When carrying out excursions the age of pupils, their physiological opportunities and degree of perception of a stated material is taken into account first of all. The figurative perception of new information is the characteristic of junior pupils, therefore their particular interest is caused by large and bright exhibits (for example, stuffed animals presented both in a collection material and in a number of bio-groups of a diorama and expositions). Excursions and classes to schoolchildren of primary education are given in a simpler form of a statement of a material, unusual examples are given. For pupils of senior grades the form of carrying out an excursion becomes complicated a little, the perception of a stated material goes more precisely and systematically, all sections of the biological science are considered.

Текст научной работы на тему «Роль биологического музея Казахского национального университета им. Аль-фараби в образовательном процессе»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2014. №1 (13)

УДК 069:378.4

К.С. Мусабеков, А.Б. Жардамалиева

РОЛЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА им. АЛЬ-ФАРАБИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье проведена оценка роли биологического музея Казахского национального

университета им. аль-Фараби в обучении студентов-биологов. Представлены базовый научно-исследовательский потенциал биологического музея и методология проведения экскурсий для основных посетителей биологического музея.

Ключевые слова: биологический музей, экскурсия, образовательный процесс.

Сегодня музеи университетов занимают одно из ведущих мест на рынке образовательных услуг. В современном мире музей как социальный институт приобретает новое назначение. Он становится не только центром хранения и передачи культурного наследия, но и активным элементом в университетском образовании [1].

В естественно-научных образовательных учреждениях биологические музеи играют важную роль в процессе обучения студентов-биологов. Обучение студентов-биологов предполагает ознакомление с разнообразием как мировой, так и региональной флоры и фауны. Так, в биологическом музее Казахского национального университета им. аль-Фараби в большом демонстрационном зале представлены природные зоны Земли на примере казахстанских ландшафтов в виде диорам: «Горы Заилийского Алатау», «Степь ковыльная», «Смешанный лес», «Водоем Озеро Кургальджино», «Песчаная пустыня», «Глинистая пустыня», «Тугаи», которые отображают разнообразие животного и растительного мира. В зале представлено около 80-85% позвоночных животных Казахстана, большинство которых занесено в Красную книгу МСОП и Казахстана. Уникальный обучающийся материал распределен по тематическим разделам:

1. Биоразнообразие биотипов, экосистем и природных зон Казахстана.

2. Эволюция органического мира.

3. Охрана природы.

4. Сопутствующий материал: карты, схемы, стенды.

5. Систематический раздел.

На базе экспозиций и богатейших информационных материалов музея проводятся занятия по общей биологии, ботанике, геоботанике, зоологии, систематике растений и животных, морфологии, зоогеографии, экологии, охране и рациональному использованию природных ресурсов [2].

В биологическом музее университета имеется музейный фонд, состоящий из орнитологического, териологического и энтомологического отделов [2]. Большой вклад в их создание внесли известные ученые В.Н. Шнитников, А.А. Слудский, В.Ч. Дорогостайский, В.А. Селевин, В.С. Бажанов и др. Этот

К. С. Мусабеков, А.Б. Жардамалиева

фонд интенсивно используется в учебном процессе при проведении практикумов, учебно-полевой и учебно-производственной практики студентов.

Активными посетителями биологического музея являются студенты профилирующих вузов, для которых проводятся как обзорные, так и тематические экскурсии. Как правило, экскурсии завершаются обсуждением интересных вопросов по теме. Нельзя не отметить и то, что педагогические вузы недостаточно оснащены наглядным биологическим материалом, что не дает возможности более подробно донести изучаемый материал до обучающихся. В связи с этим тесный контакт биологического музея с педагогическими вузами позволяет не только расширить кругозор студентов, но и сформировать у них навыки научно-исследовательской работы .

Биологический музей также активно посещают учащиеся средних школ, гимназий, колледжей г. Алматы. При проведении экскурсий в первую очередь учитываются возраст учащихся, их физиологические возможности и степень восприятия излагаемого материала. Учащимся младших классов свойственно образное восприятие новой информации, поэтому у них особый интерес вызывают крупные и яркие экспонаты (например, чучела животных, представленные как в коллекционном материале, так и в ряде биогрупп экспозиций). На экскурсиях и занятиях со школьниками начального звена материал излагается в более простой форме, приводятся необычные примеры. Для учащихся старших классов форма проведения экскурсии немного усложняется, восприятие излагаемого материала идет более точно и планомерно, рассматриваются все разделы биологической науки.

Сотрудники музея проводят консультации для сотрудников природоведческих учреждений и учителей-биологов средних школ.

Таким образом, биологический музей университета им. аль-Фараби, являясь уникальным научно-образовательным центром, выполняет как обучающую, так и просветительскую функцию.

Литература

1. Коссова И. М. Музей, образование, культура. Тенденции и перспективы на рубеже тысячелетий // Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М., 1999. С. 1.

2. Мусабеков К. С. Роль биологического музея в изучении биоразнообазия Казахстана // Музеи евразийских университетов в поддержании и развитии общего образовательного пространства : материалы Междунар. науч.-метод. конф., Томск, 26-29 сентября 2012 г. Томск, 2013. 283 с.

Musabekov Kilishbay S., Zhardamalieva Anar B., Kazakh National University of al-Farabi (Almaty, Kazakhstan). E-mail: kilishbay@mail.ru, Kylyshbay.Mussabekov@kaznu.kz, zhardamalieva.

anar@mail.ru

THE ROLE OF THE BIOLOGICAL MUSEUM IN THE EDUCATIONAL PROCESS Key words: Biological Museum; student; biologist; excursion.

The Biological Museum of named after al-Farabi KazNU was organized in 19З6. The modern life of the biological museum began with the opening of the showroom and exterior diopamas in the new building of the university in 1984. The museum has of the big hall with З sections and 84 built-in show-windows. In the hall there a presented about 80-85% of the vertebrata of Kazakhstan the majority of which is included in the Red List of MSOP and Kazakhstan. In these halls the biological material is systematized on the thematic direction, the main subjects of the biological science are the basis of it. As the result of such approach the following sections are performed: Biodiversity of bio-

Роль биологического музея Казахского университета им. аль-Фараби

topes, ecosystems and natural zones of Kazakhstan; Evolution of the organic world; Nature Conservation; Additional material: maps, schemes, stands; Taxonomic section.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The museum fund consists of the teriological, ornithological and entomological department. The beginning of these collections was put by the well-known scientists: V.N. Shnitnikov, A.A. Sludsky, A.V. Afanasyev, V.A. Selevin, V.S. Bazhanov, zoologist, National writer of Kazakhstan M. D. Zverev and other experts. The museum fund also is helpful in the educational process when carrying out practice , educational and industrial practice for students.

Active visitors of the biological museum are students of main higher education institutions for whom both survey and thematic excursions are carried out. As a rule, excursions are followed by discussion of interesting questions on a subject. It is important not to note that pedagogical higher education institutions of the city are equipped insufficiently with a visual biological material that doesn't give an opportunity to inform in more detail the studied material. In this connection, the close contact of the biological museum with pedagogical higher education institutions allows not only to broaden horizon, but also to create skills of research work in students. The biological museum is also visited actively by pupils of secondary schools, high schools, colleges of Alma-ty and a suburb. When carrying out excursions the age of pupils, their physiological opportunities and degree of perception of a stated material is taken into account first of all. The figurative perception of new information is the characteristic of junior pupils, therefore their particular interest is caused by large and bright exhibits (for example, stuffed animals presented both in a collection material and in a number of bio-groups of a diorama and expositions). Excursions and classes to schoolchildren of primary education are given in a simpler form of a statement of a material, unusual examples are given. For pupils of senior grades the form of carrying out an excursion becomes complicated a little, the perception of a stated material goes more precisely and systematically, all sections of the biological science are considered.

References

1. Kossova I.M. Muzej, obrazovanie, kul'tura. Tendentsii i perspektivy na rubezhe tysyacheletij // Muzej. Obrazovanie. Kul'tura. Protsessy integratsii. M., 1999. S. 1.

2. Musabekov K.S. Rol' biologicheskogo muzeya v izuchenii bioraznoobaziya Kazakhstana // Muzei evrazijskikh universitetov v podderzhanii i razvitii obshhego obrazovatel'nogo prostranstva : materialy Mezhdunar. Nauch.-metod. konf. Tomsk, 26-29 sent. 2012 g. Tomsk, 2013. 283 s.