УДК 82'04: 821.16
ГРНТИ 17.09.91
М. Н. Дробышева
Роль биографического контекста в изучении творчества писателей Далматинско-Дубровницкого региона эпохи Ренессанса
В статье анализируется биография и творческий путь Марина Држича - крупнейшего драматурга эпохи Далматинско-Дубровницкого Возрождения. Для выявления национальных особенностей творческого метода Марина Држича необходимо реконструировать его жизненный и творческий путь. Следует показать, как житейские коллизии отразились в его мировоззрении и литературных интересах.
Реконструкция биографии Марина Држича показывает, что в Далматинско-Дубровницком регионе личность человека формировалась под влиянием идей европейского Возрождения. Автор делает вывод, что различные жизненные коллизии определили содержание и характер творчества драматурга, обращение к различным жанрам в разные периоды творчества.
Ключевые слова: Марин Држич, далматинско-дубровницкое Возрождение, биографический контекст, драматургия.
Marina Drobysheva
The Role of the Biographical Context in the Study of the Writers of the Dalmatian-Dubrovnik Region in the Renaissance
The article analyzes the biography and career of Marina Drzic, the largest playwright of the Dalmatian-Dubrovnik Renaissance. To identify the national characteristics of the creative method, Marina Dric needs to reconstruct his life and career. It should be shown how everyday collisions affected his worldview and literary interests.
Reconstruction of the biography of Marina Drzic shows that in the Dalmatian-Dubrovnik region, a person's personality was formed under the influence of the ideas of the European Renaissance. The author concludes that various life conflicts determined the content and nature of the playwright's work, appeal to different genres in different periods of creativity.
Key words: Marin Drzic, Dalmatian-Dubrovnik Renaissance, biographical context, dramaturgy.
Творчество М. Држича затрагивает наиболее актуальные проблемы исторического, социального, нравственного образа жизни дубровницкого об-
© Дробышева М. Н., 2019 © Drobysheva M., 2019
щества. Его эрудиция в той или иной степени определилась богатством жизненного опыта, причём, во всех вопросах, к которым обращался писатель, он проявил глубокую личную заинтересованность. С публицистическим настроем Држич описывает жизнь города, проявляя этим свою гражданскую позицию. Причём особенное значение имело знакомство писателя с публицистическим опытом деятелей итальянского Возрождения. Эпоха Ренессанса создала новый тип личности, поражающей своей оригинальностью. Однако гуманисты, жившие на периферии крупнейших культурных центров, не часто оказываются в поле внимания исследователей.
В этом свете представляет интерес биография и творческий путь Марина Држича (1508-1567) - крупнейшего драматурга эпохи Далматинско-Дубровницкого Возрождения, автора пасторалей «Тирена» ("Tirena"), «Венера и Адонис» ("Venera i Adon"), «Грижула» ("Grizula"), «Джуха Крпета» ("Dzuha Krpeta"), одноактной комедии «Шутка над Станцем» ("Novela od Stanca"), комедий «Помет» ("Pomet"), «Дядюшка Марое» ("Dundo Maroje"), «Трипче де Утолче» ("Tripce de Utolce"), «Скупой» ("Skup"), «Пьерин» ("Pjerin"), «Аркулин» ("Arkulin") [3]. Творчество драматурга несет отсвет грандиозного культурного переворота, который совершался в Европе, со специфическими славянскими чертами, характерными для Дубровника.
Факты биографии писателя имеют большое значение для понимания его наследия, постижения смысла произведений и особенностей творческого мира. Жизнь Марина Држича была сложной и весьма драматичной. Многие события до сих пор остаются не выясненными в силу недостаточного количества документальных источников. Сам поэт не оставил никаких биографических записей, поэтому основой для жизнеописания драматурга стали его произведения, пьесы и архивные документы.
В ХХ в. на родине драматурга было предпринято несколько попыток воссоздать его биографию в литературных произведениях, таких как «Марин Држич "Выдра"» Ж. Еличича [19], а также в научных трудах «Марин Држич» М. Пантича [24], «Дни молодости Марина Држича» Р. Богишича [11] и других. В данной работе мы стремимся отразить биографию М. Држича последовательно, чтобы создать целостное впечатление, позволяющее раскрыть глубинный смысл его творчества.
Генеалогия семьи Марина Држича формировалась на основе документов Исторического архива Дубровника. Как указывает В. Макушев, первыми создателями родословной горожан Дубровника были Мате Држич, Франьо Ап-педини, Белослав и Иван Тибуртиничи. Историю Држичей стали изучать в конце XVI - начале XVII вв. Известен труд Еронима Влахова Држича под
названием «Возникновение и падение семьи Држича» ("Orrigine et descenden-za della famiglia di Darza che al presente sono citadini di Raugia"). Это сочинение хранится в Библиотеке Младших братьев (Male brace) в Дубровнике. В нем изложены подробные сведения о семье Марина и о нем самом, собранные благодаря кропотливому труду его племянника Еро Влахо Држича, сына Влаха Држича, хорошо известного в то время в Венеции.
Биографию Марина Држича изучал также историк литературы, поэт и ученый Игнат Джурджевич (1675-1737). В своем сочинении «Жизнь и стихотворения некоторого знаменитого гражданина Рагузинского» ("Vitae et Carmina nonnullorum illustrium civium ragusinorim") он упоминает о семье Држичей. В 1897 г. к биографии М. Држича обращается К. Иричек (в XIX книге Архива, составленной В. Ягичем) [9, с. 22-79]. Через два года, в 1899 г., в научном исследовании «Вклад в историю рагузинской литературы» ("Beitrage zur zagusanischen Literaturgeschichte") он публикует дополнительные сведения о жизни Джоре и Марина Држичей, обнаруженные им в дуб-ровницких архивах [9, с. 399-542]. Заслуживает внимания также исследование H. Петровского о сочинениях Петра Гекторовича, изданное в Казани в 1901 г., в котором содержатся некоторые данные о семье Држичей [3, с. 15-18].
Тем не менее, как справедливо отметил в свое время М. Решетар, о жизни Марина Држича в эпоху Нового времени знали очень мало [29, s. XL-XLVI]. В научной литературе, посвященной творчеству драматурга, крайне редко рассматривается вопрос о взаимосвязи фактов биографии и склада характера с многообразием его творческого наследия. Российская литературоведческая наука до сих пор обходила вниманием личность и творчество Марина Држича. Однако и литературоведческие исследования хорватских и сербских историков литературы не связывали творчество поэта с его биографией [24, с. 21-38].
Для выявления национальных особенностей творческого метода Марина Држича необходимо подробно реконструировать его жизненный и творческий путь, а также показать, как житейские коллизии отразились на мировоззрении и литературных интересах поэта. Восполнить этот пробел мы попытаемся в своей работе.
Факты биографии дубровницкого драматурга можно почерпнуть из трех главных источников: а) литературных текстов его драм; б) авторских посвящений к его пьесам; в) литературных текстов его современников.
В эпоху Возрождения городское купечество породило выдающихся писателей и ученых, не принадлежавших к семьям патрициев. В Италии это
были Джованни Боккаччо, Франко Саккетти, а из юридической среды -Франческо Петрарка. Семья Марина Држича хотя и принадлежала к старому патрицианскому роду выходцев из Котора, но утратила свою значимость, перейдя в купеческое сословие из-за отсутствия потомков мужского пола.
По мнению исследователей, фамилия Држич происходит от славянского имени Држимир. В латинских средневековых рукописях встречается имя Dersimirus или Dergimirus, в сокращении - Dersa, Derge, Derza, Derxa, а по-славянски произносится Drza [7, s. 129]. Фамилия Држич встречается в латинских хрониках XIV столетия в транскрипции Derza - Darsa [19; 22, с. 339373; 25; 26; 29; 30; 32]. Поэт Джоре Држич, дядя Марина, зашифровал свою фамилию в акростихе (DIRSA).
В XIV в. Држичи были вычеркнуты из списка властителей (в Дубровнике их называли "vlastela"1) за неповиновение городской власти. В 1348 г. Марин Валиев Држич, боясь заразиться чумой, нарушил запрет властей и покинул город; об этом факте писал Ероним Држич в генеалогии семьи: "Orrigine et descendeza della famiglia di Darsa che al presente sono citadini di Raugia" («Происхождение и потомки семьи Држичей, представляющие сегодня граждан Дубровника»). Он не имел законнорожденных детей, а его внебрачный сын Живко не мог унаследовать отцовское благородное происхождение.
С этого момента начинается история династии представителей городской торговой знати. Држичи успешно торговали на Западе и Востоке, в Леванте, на Апеннинском полуострове. Благодаря своему экономическому и общественному положению они пользовались большим авторитетом среди горожан.
Дом Држичей располагался в центре Дубровника, напротив Княжеского дворца. Дед Марина Никола погиб в 1463 г. от взрыва боеприпасов, хранившихся в подвале дворца. От этого взрыва, как указывают хроники архива Дубровника, скончались около ста человек, в том числе и властители. После смерти Николы остались вдова Николета Водония (Водонич) и четыре сына: Джоре (известный поэт, клирик и попечитель церковных владений), Влахо, Марин (отец Марина Држича) и Андрия (священнослужитель). Отец Марина Држича родился в 1463 г. и вместе с братом Влахо всю жизнь занимался торговлей. Для того времени было весьма характерно, когда в семье из трех-четырех братьев один или два посвящали себя торговле. Так было в Италии, то же мы наблюдаем и в Дубровнике [4, с. 44; 33, р. 13-14].
1 Vlastela - собирательное значение: знать, аристократия, дворянство.
144
Мать Марина Држича Анухла, в девичестве Котрульевич, принадлежала к известной семье. Ее отец был племянником Бенедикта Котрульевича (1416— 1468/69), автора трактата о купце-гуманисте, написанном на сорок лет раньше, чем сочинение на эту же тему Луки Пациоли, которого до сих пор в Италии считают основателем современной экономической аналитики. Ее предки вели свой род из Котора. Дед Бенедикта Михаил, отец Яков и дядя Иван были послами Дубровницкой республики при дворе неаполитанского и венгерского королей, императора Священной Римской империи Сигизмунда и успешно выполняли дипломатические миссии. Они хорошо владели латинским и итальянским языками, что было совершенно необходимо для политиков XV в. Описание образа жизни и воспитания семьи Котрульевичей содержится в уже упомянутом трактате «О торговле и совершенном торговце». Как следует из трактата, женщины в семье Котрульевичей получали «гуманистическое воспитание». «Я заставляю моих дочерей изучать грамматику и читать наизусть многие стихи Вергилия, - пишет Б. Котрульевич. - Я так поступаю не только для того, чтобы сделать из них совершенных знатоков грамматики и риторов, но и для того, чтобы они были мудры, внушали к себе доверие и обладали здравой памятью. Поэтому будет счастлив юноша, который повстречается с ними на жизненном пути» [12, s. 94]. Этот трактат можно считать основным идеологическим документом торгового сословия. Не случайно купец становится главным героем и в комедиях М. Држича. Это определено фактом биографии драматурга, его родители были представителями купеческого сословия.
Круг чтения семьи Котрульевичей был достаточно широк и разнообразен. Он включал произведения авторов античности и итальянских писателей: Аристотеля, Цицерона, Вергилия, Горация, Овидия, Марциала, Сенеки, Сократа, Платона, Данте, Петрарки и Боккаччо.
Дочь Марина Иванова Котрульевича Анухла осчастливила своей любовью Марина Николина Држича, отца будущего поэта и драматурга. Они заключили брачный контракт 30 ноября 1496 г., из которого следовало, что Марин получит из ее приданого 800 дукатов, а Анухла должна через два года войти в его дом. Так состоялась помолвка родителей Марина Држича, который появился на свет через двенадцать лет после их свадьбы.
По мнению М. Решетара, точных сведений о дате рождения будущего комедиографа нет [29]. По предположению биографов, он появился на свет в 1508 г. или чуть позже, в 1509 или 1510 г. Однако доподлинно известно, что в 1526 г., когда Марин Држич стал ректором-управителем церкви Всех Святых (Домино, на латыни - Omnio Sanctorum) в Дубровнике и церкви Св. Пет-
ра в Колочепе, его отец являлся правым патроном, т. е. опекуном. Из этого следует, что в год, когда Марин Држич стал клириком, ему еще не исполнилось восемнадцати лет. Скорее всего, ему было всего лишь шестнадцать [10, с. 49].
Семья Држичей была многодетно: в ней родилось шестеро сыновей и шесть дочерей. Необходимо обратить внимание, как воспитывались девочки и мальчики в Дубровнике в эпоху Возрождения.
В дубровницкой семье судьбу дочерей решал отец. Одних девочек уже в возрасте девяти-одиннадцати лет готовили к тому, что они уйдут в монастырь, а других к шестнадцати годам старались выдать замуж. Когда дочке исполнялось шесть лет, родители начинали копить деньги на приданое. Пера из комедии М. Држича «Дундо Марое» во многом напоминала сестру драматурга Перу, в честь которой он, вероятно, и назвал свою героиню. Из текста пьесы мы знаем, что Пера во что бы то ни стало стремилась разыскать своего жениха, иначе она могла оказаться в монастыре. Држич писал в комедии «Скупой»: "Tko ima udavat kcer, ima febra kvotidijanu uza se, koja ga ne cini ne spat ni mirovat noc ni dan" [16, с. 229] («Кто решил выдать замуж дочь, имеет каждодневную лихорадку: не должен ни спать, ни спокойно жить ни ночью, ни днем»).
Мальчики долго находились под опекой семьи, им рекомендовалось жениться к двадцати пяти годам. Девочки жили в домашнем заточении и «смотрели на мир через свое окно»; об этом Шишко Менчетич писал в одном из своих стихотворений. Детей, как правило, называли в честь ближайших родственников (отца, дяди, прадеда). Будущий драматург получил свое имя в честь отца или деда по материнской линии.
На становление юного Марина большое влияние оказала атмосфера городской купеческой среды Дубровника и церковная традиция. По обычаю, один из членов семьи должен был стать священнослужителем приходов церкви Всех Святых Домино в Дубровнике и позже Св. Петра на острове Ко-лочепе. В XIV в. этот пост занимали Яков и Томко Држичи, поэт Джоре Држич, Андрия Држич, а затем Марин.
До нашего времени, к сожалению, не дошло каких-либо документальных свидетельств о том, как прошло детство и школьные годы Марина Држича. Однако о его воспитании мы можем судить, сопоставив трактат Николы Гучетича (1549-1610) «Governo della famiglia» ("Руководство семей") 1589 г., и высказывания персонажей в пьесах Марина Држича «Тирена», «Грижула», «Трипче де Утольче», «Пьерин» и «Дундо Марое».
Никола Гучетич советовал не отягощать сознание ребенка страхами, как можно меньше пугать его, не рассказывать ужасных историй. Маленький человек должен от всего получать удовольствие, но при этом укрепляться не только телесно, но и духовно. В воспитании детей большую роль играли физические наказания, порка. Об этом Марин Држич пишет в «Тирене», в пятой сцене II действия: "Svatka ríe i vika veema udi nesviesnu" («Без порки не составить представление о ребенке-шалуне, а сладкое слово и галдеж всегда ведут к безрассудству, а, следовательно, к наказанию»).
М. Држич критично относился к тому, как воспитывали детей в Дубровнике. Об этом он размышляет в «Грижуле», в 7 сцене III действия: "Djeca t' mi sada sto luda i preluda, a sve er bie majein ne rabi, a eaee se malo haju" («Дети сейчас сумасшедшие-пресумасшедшие, пока материнский ремень не пройдется, да тятька не проявит заботу»). Архивные источники свидетельствуют о грубом, негуманном отношении к детям. Телесные наказания детей отцом, старшими братьями и сестрами были узаконены статутом от 1272 г. В семь лет, подчеркивает Гучетич, ребенок начинает различать, что есть добро, а что есть зло, что означает порядочность, а что - бесчестие, какие поступки достойны похвалы, а какие порицания [17].
Необходимо отметить, что в своих письмах М. Држич постоянно размышлял о воспитании подрастающего поколения. Држич, как и Гучетич, полагал, что в этом возрасте у ребенка проявляется характер; он может стать злым, поэтому необходимо направлять, воспитывать, не позволять предаваться наслаждениям и слишком долго спать. Один из важнейших педагогических принципов, о котором М. Држич пишет в IV действии комедии «Пьерин», - учить детей сдерживать свои эмоции и желания: "Ne bi zlo bilo da ja podem bit gvozdje, doke je vruee [27, с. 448]" («Когда обуревает злость, я иду вбивать гвозди, пока не станет жарко, и нахожусь в таком состоянии, пока не полегчает»).
Гучетич советовал прививать детям любовь к слову. Известно, что в обязанности воспитателя входило рекомендовать литературу для чтения в соответствии с интеллектуальными способностями учащихся, а для лучшего освоения материала задавали домашние задания. Некоторые ученики принимали участие в спектаклях. Так, в этой своей книге Гучетич вспоминал, как будучи ребенком десяти-одиннадцати лет играл в одной из пьес Марина Држича (по мнению М. Решетара, это могла быть трагедия «Гекуба», в 1559 г. представленная театральной труппой - дружиной «Гадзария») [21, с. 82]. Идеи Држича, изложенные им в драматических произведениях, нашли воплощение в трактате Гучетича.
Любимым занятием Држича в детстве была игра в мяч (лапту). Доказательство тому, дети ее любили, мы встречаем в высказываниях автора в комедии «Дундо Марое». В Архиве Дубровника также хранятся многочисленные свидетельства ее популярности в XVI в. Ребята играли в мяч на площади перед церковью Св. Рока, на Плаци перед Францисканской церковью, и на Широкой улице, где находился приход церкви Сан Домино Држичей (ныне в одном из зданий расположен музей «Дом Марина Држи-ча»). Шумные детские игры часто мешали жителям близлежащих домов, и тогда они обращались к властям города; так, например, на восточной стене церкви Св. Рока было написано: "Ego. Vos. Annimaadverto ludentes. P. Pax. Vobis. Memento mori. Qui. Ludetis pilla 1597" («Обращаю Ваше внимание к тем, кто играет. Мир Вам. Помните, что умрете, Вы, кто играет с мячом») [31, с. 100].
О том, какое образование получали дубровницкие дети, писал Бенедикт Котрульевич [20, с. 75]. В Дубровнике, вспоминает он, существовало два типа учеников: одни постигали «гуманистические идеалы: знание, любовь и прекрасное»; а другие овладевали навыками того, что давало им возможность стать совершенными торговцами. Идеальный купец должен научиться преодолевать любые трудности, как, например, днем и ночью ходить пешком, ездить верхом, путешествовать и по суше, и по морю, не жалея сил учиться торговле. Эта профессия требует терпения, умения преодолевать голод и жажду, а непрерывное бодрствование могут выдержать лишь физически подготовленные молодые люди.
Размышления об идеальном купце нашли свое воплощение в образе Дживо Пешица в пьесе Марина Држича «Шутка над Станцем» ("Novela od Stanca"). Реплики Дживо указывают на то, чего не должен делать купец и перекликаются с трактатом Бенедикто Котрульевича. Купец не должен давать в долг и продавать товар в спешке ("U vjeru ne davam, jamac se ne zitam, na vrat ne prodavam" [16, с. 26]). У Б. Котрульевича эти же мысли выражены следующим образом: "Stoga trgovac mora uvijek izbjegavati da daje na vjeru ljudima koji bezglavo kupuju na rok s velikom stetom po sebe i koji ne promatraju koliko stvar vriledi" («Чего торговец должен всегда избегать: не давать в долг тем людям, которые бездумно занимаются торговлей в убыток себе, они не понимают истинную цену вещам») [12].
Если в 1440-е гг. Филипп де Диверсис в своем трактате констатировал, что молодые люди Дубровника плохо обучены и не воспитаны, то в период обучения М. Држича ситуация коренным образом изменилась, хотя поведение молодежи оставляло желать лучшего. Так, в XVI в. Серафино Рацци
(1527-1611) оставил такую запись: «Освободи нас Господь от дубровницких мальчишек и задарских комаров» [28, с. 188-189, 192-193]. В комедии «Скупой» М. Држич создает несколько зарисовок поведения юношей из благородных семей, которые не хотят учиться и пропускают занятия в школе: «Всю ночь скитаетесь, безрассудная молодость, мало посещаете школу, мало умеете, город срамите, а себе смерть. Невежда, ни себе, ни городу, ни людям», - заключает Нико, персонаж пьесы ("Svu noc se skitate dezvijana mladosti, malo na skulu hodite, malo umijete, gradu sramotu cinite, a sebi ste smrt. Injorant covjek ni sebe zive ni svom gradu" [16, с. 236]). Држич обличает не только юношей, но и их родителей. Так, в комедии «Пьерин» утверждалось, что многие отцы больше заняты накопительством, нежели заботой о своих детях, думая, что их можно купить за деньги [18, с. 438-454]. В пьесе «Трипче де Утольче» Држич не забыл упомянуть молодежь, которая не признает авторитеты.
В Дубровнике в XVI в. грамоте и счету обучали в монастырских школах, а в латинских школах, как и в Италии, воспитанники получали гуманистическое образование. Они изучали философию, право, риторику, логику, астрономию, поэтику, музыку, античную литературу, латынь, итальянский и греческий языки. Здесь М. Држич постигал теологию и богословскую литературу, прежде всего Ветхий и Новый Завет. Постепенно в гуманистической школе сложилась и своя педагогическая традиция, основанная Илией Црие-вичем (Элий Лампридий Цервин (1463-1520) и Юраем Драгишичем (14501520). Ученики должны были зубрить Вергилия, штудировать Горация, Овидия, читать астрономию Птолемея и труды по географии.
Можно предположить, что Држич посещал гуманистическую латинскую школу (studia humanitatis). Большое влияние на становление его литературного таланта оказал Илия Л. Цриевич, ректор дубровницкой школы в 1510-1520 гг., то есть в годы учебы Марина Држича. Цриевич познакомил своих воспитанников с творчеством Плавта и трагедиями Сенеки, что оказало большое влияние на произведения первых драматургов Дубровника, в числе которых были М. Ветранович, Н. Налешкович и М. Држич.
С детских лет у Марина проявилась склонность к гуманитарным наукам, литературе, музыке, искусству, а не к торговле, как у старших братьев. Дуб-ровницкие поэты - братья Пуцичи, Илия и Лудовик Цриевичи, Яков Бунич -обучали мастерству риторики будущих художников слова, в том числе и М. Држича. Помимо местных учителей, среди педагогов были и итальянцы, как, например, Алдо Манузио из Пармы, познакомивший своих воспитанников с комедиями Аристофана. В комедии «Скупой» М. Држич вспоминал о
том, что «со всего света к нам приезжают менторы нашу память тренировать» ("... a ne nasKojimo da nam ispriko svijeta mestri dohode da nam pamet urese" [15, с. 589]). Здесь же он упоминал и учебник латинского языка, автором которого был Элия Донат [16, с. 591].
И. Цриевич писал, что М. Држич еще ребенком проявлял большой интерес к поэзии и под влиянием творчества его дяди Джоре так преуспел в сочинении стихов и импровизации, что многие удивлялись, как в его возрасте можно иметь такую прекрасную память. Но при этом, отмечал М. Решетар, «И. Цриевич только высказал предположение, не оставив никаких доказательств» [29, s. LXXV].
За время учебы М. Држич получил музыкальное образование, являвшееся важной составляющей формирования личности в эпоху Возрождения. В своем трактате «О благородных нравах и свободных началах» Пьер-Паоло Верджерио писал, что музыка (modulationis usus) имеет большое значение для спокойствия души и обуздания страстей, поэтому познание этой дисциплины достойно свободного ума [1, с. 92]. А. Демович, работая в дубровниц-ких архивах, установил, что город стал родиной всемирно известных музыкантов. Главным направлением в Дубровнике была церковная музыка [13, с. 232].
Большую роль в образовании Марина Држича сыграла обширная библиотека, унаследованная им от дяди, поэта Джоре Држича. Круг чтения Марина был типичен для того времени: Аристотель, Плавт, Теренций, Сенека, Вергилий, Гораций, Овидий, Ювенал, Цицерон, Проперций, Тибул, Катулл -любимые поэты И. Цриевича, который пользовался особым авторитетом у будущего драматурга. Профессора не рекомендовали ученикам читать «Божественную комедию» Данте, «Декамерон» Боккаччо, «Канцоньеры» Петрарки вследствие их откровенно светского характера. Об этом писал и Гучетич в своем «Руководстве семьей». Большое внимание преподаватели уделяли античной поэзии, воспитывавшей гражданский дух, заставляли заучивать стихотворения наизусть. При этом античной поэзии была противопоставлена поэзия народная, которая непосредственно окружала юношей в дубровницкой повседневности.
Самостоятельное чтение способствовало формированию литературного мастерства Марина Држича. Таким образом, драматург получил традиционное образование, которое в равной степени подготавливало его как к торговой, так и к любой другой карьере, например, духовной.
Семья Марина Држича переживала как времена процветания, так и периоды экономического краха. Эти события не могли не отразиться на судьбе
будущего драматурга, оказав воздействие не только на его биографию и творчество, но и на его мировоззрение. Драматические повороты в жизни семьи привели к потере благосостояния, независимости и семейного счастья, во многом повлияли на осмысление действительности, на моральную и политическую интерпретацию жизненных коллизий в драматических произведениях Држича. Именно семейные перипетии, а также события культурной и общественной жизни Дубровника стали источником сюжетов драматургии Марина Држича.
В ренессансной культуре большую роль играла идея формирования нового человека, нашедшая отражение в ряде литературных произведений того времени, например, в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле. Мотивы этого произведения встречаются и в самом значительном произведении М. Држича «Дундо Марое». Эпоха Возрождения создала новую педагогику, формирующую личность гуманиста; Ренессанс в то же время не отказывается и от средневекового христианского типа человека, что также не могло не повлиять на личность молодого драматурга.
Вопросам образования, игравшего в то время значительную роль в жизни общества, власти Дубровника уделяли большое внимание. Государство пыталось регулировать учебный процесс, придать ему светскую направленность. Чиновники следили за развитием молодых людей, давали им возможность продолжать обучение в итальянских университетах. Осуществляя свою культурно-образовательную политику, власти Дубровника взяли под полный контроль деятельность всех церковных учреждений, что обусловило изменение религиозной ситуации в республике [6, с. 204]. В это время здесь наряду с уже утвердившимся православием и католицизмом распространяется и третья христианская конфессия - протестантизм.
Так, в 30-х годах XVI в. в Неаполе начал свои выступления Джованни Вальдес, ярый противник испанской монархии и светской власти Папы. Среди его последователей был Пьетро Мартира, вынужденный бежать из Неаполя в Лукку, где он основал общину протестантов. Впрочем, несмотря на то, что М. Држич прожил в Италии семь лет и, несомненно, был знаком с идеями протестантов, они не оказали влияния на формирование его мировоззрения [5, с. 144].
У нас нет достаточно подробных сведений о том, как складывалась карьера Марина Држича на духовном поприще. Мы знаем, что в 1526 г. он стал вторым ректором в церкви Всех Святых (Домино) в Дубровнике. Другим же ректором назначался, как правило, один из членов семьи властителей Гуте-тичей.
15 декабря 1526 г. Марин Држич получил благословение от Папы Римского. Рафо Богишич, ссылаясь на документы, пишет, что на торжественной церемонии в церкви Всех Святых (Домино) в Дубровнике присутствовали: старый Марин Никола Држич, его брат Андрия, Нико, сын Влахо и Марко Грациани, а также генеральный викарий дубровницкого архиепископа Рей-налди Грациани [10, с. 45]. Марин Држич принял духовный сан и стал клириком. С этого момента он вступает в самостоятельную жизнь - начинается его служение в церкви, которая находилась неподалеку от его родного дома, между улицами Цревари и Пуча, на Широкой улице. В это же время он становится вторым ректором церкви Св. Петра на Колочепе, унаследовав эту должность от своего дяди Андрии. Последний прослужил здесь двадцать пять лет и только по состоянию здоровья уступил свое место племяннику. До Андрии эту должность занимал Джоре Држич, известный всем в Дубровнике поэт и автор религиозных пьес. Таким образом снималось противоречие между церковной и гуманистической идеологией, что было характерно в известной степени и для Италии.
Каковы же были обязанности М. Држича, когда он стал вторым ректором и принял духовный сан, вступив во владение двумя приходами? Юный ректор владел ключами от церкви, и без его разрешения нельзя было совершить ни один обряд. Он также следил за внешним и внутренним состоянием храма, без его ведома нельзя было перестраивать или вносить какие-либо изменения в архитектурный облик здания. Неизвестно, участвовал ли М. Држич в оформлении и реконструкции церквей. В 1550 г. Петар Мле-чанни написал в церкви Всех Святых алтарное полотно, изображающее Св. Аполлония, но из договора, дошедшего до наших дней, не ясно, присутствовал ли при этом М. Држич. В наши дни в церкви Всех Святых от эпохи Ренессанса сохранились лишь врата. Ризница XVI в. и все внутреннее убранство утрачено, так как храм пострадал от землетрясения в XVIII в., а после реставрации приобрел черты стиля барокко.
В период с 1516 по 1522 гг., когда М. Држич учился в латинской школе, в городе возводили такие грандиозные здания, как Княжеский дворец, Доминиканский монастырь, церковь Благовещения и особняки жителей Дубровника. Многие постройки восстанавливали после землетрясения, которое произошло в мае 1526 г. [28, с. 85, 118]. Марин мог наблюдать за работой итальянских мастеров и общаться с ними. Он видел, как Андриич сооружал церковь Благовещения, как Лука Паскоев воздвигал Гундуличеву капеллу доминиканской церкви, был очевидцем строительства Арсенала, гавани и су-
достроительной верфи в Гружу, над которой Андриич в 1532 г. возвел отвесную доминиканскую колокольню.
М. Држич был свидетелем того, как постепенно менялся облик города. Готические элементы в декоре заменялись на более строгие. В оформлении окон исчезали рельефы, по приказу правительства сносили балконы на фасадах частных домов.
Впоследствии юношеские впечатления нашли отражение в творчестве драматурга. Так, в пьесах «Дундо Марое» и «Шутка над Станцем» он воссоздает облик одной из дубровницких площадей, где находилась Орландова колонна. Это было излюбленное место собраний молодежи, игравшей в лапту, а также тех, кто хотел утолить жажду стаканчиком доброго виноградного вина. В произведениях М. Држича мы находим описание улиц Дубровника и побережья Адриатического моря, где купалась детвора, например, Дуичине Скалине. Драматург рассказывает нам, где проводили время дубровницкие матроны, дает также описание квартала куртизанок.
Семья Марина Држича владела поместьями за городом. Серафимо Рацци писал, что если территория Дубровника заполнена зданиями, то за городом на берегу моря - прекрасные сады и дворцы с фонтанами и апельсиновыми рощами, и здесь Дубровник соперничает с Генуей и Неаполем [2, с. 258]. Имения Држичей находились в Стоне, Подгорье, Конавле, Драгайне, Вита-лине, а также на Белом Брду на Колочепе, в Гуру, на Шипаню, в Пельсичу и в Риеке. В XVI в. считалось, что за пределами города Риеке можно встретить вил - фантастических персонажей славянской поэзии. Впоследствии они будут играть ведущую роль в драмах Држича.
В пасторали «Тирена» поэт описывает Риеку - средоточие культуры, где часто собирались литераторы, поэты, ученые; здесь любил бывать и Марин Држич. В «Тирене» он вспоминает о том, что этот город восхваляли в своих поэтических строках его предшественники Д. Држич и Ш. Менчетич: Хладенац jec jedan ту] близу кра] горе, извире мора ван, а тече у море; «Рщека» се та] зове хладенац медени, врху свих ки слове у гори зелени.
Источник тот один у горы находится, Близи моря, и впадает в него; «Риека» так зовется родник медовый, А сверху выглядит как гора зеленая [6, с. 27].
В окрестностях Дубровника возводили великолепные летние резиденции -виллы, где Држичу приходилось разыгрывать свои комедии и пасторали. Они принадлежали горожанам Дубровника, среди которых были как властители, так и купцы, богатые ремесленники, моряки, священники, чиновники. Сегодня, к сожалению, от многих построек остались лишь руины, в частности, от дворца Гундулича. Известно, что многие резиденции в Далмации посещали и итальянцы, например, Микеланджело, приглашенный дубровницким священником (бискупом) Лодовицо Беццаделли (1501-1572). М. Држич часто прославлял в своих произведениях пиры, во время которых исполнялись его пьесы.
Благодаря тому, что многие дубровницкие поэты жили за пределами города, они непосредственно соприкасались с сельским образом жизни: просторечные и фольклорные выражения, пословицы и поговорки встречаются в поэтических и драматических произведениях М. Држича и его современников.
Реконструкция биографии Марина Држича показывает, что в Далматин-ско-Дубровницком регионе личность человека формировалась под влиянием идей европейского Возрождения. В текстах произведений Држича можно найти подтверждения неясных фактов его жизни, лучше представить, как происходило его взросление, чем он дышал, о чем думал, как реализовывался в творчестве. Различные жизненные коллизии определили и характер творчества драматурга, что отразилось в последние годы его жизни в отказе от создания драм и обращении к публицистике. Перипетии судьбы заметно сказались не только в тональности его посланий, но и в том, что со временем он все больше разочаровывался в системе устройства Дубровницкой Республики.
Писатель, тонко восприняв особенности итальянской публицистической культуры, перенес эту традицию на собственную славянскую почву. Биография поэта свидетельствует о том, что, являясь гражданином небольшого государства, он будучи истинным патриотом с публицистическим пафосом защищал основы народной дубровницкой литературы от чужеземных влияний.
Воспитанный в атмосфере семьи «совершенного торговца» Марин Држич в своем творчестве подчеркивал, что именно купеческое сословие определило экономическое состояние дубровницкого общества, являясь двигателем прогресса и роста благосостояния народа, поэтому именно купцу отведена в его пьесах ведущая роль.
Таков был образ гуманиста Далматинско-Дубровницкого региона. Ему полностью соответствовала личность Марина Држича. В творчестве поэта, особенно в публицистике, уже слышны мотивы кризиса Возрождения, что
сказалось в его представлениях о том, что человек Ренессанса утрачивает возможность своего существования и в скором времени вообще исчезнет с лица земли.
Список литературы
1. Верджерио П. О благородных и свободных науках / пер. Н. В. Ревякиной // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Ч. 2. Саратов, 1988. С. 71-89.
2. Макушев В. Задунайские и адриатические славяне. СПб., 1867. 324 с.
3. Петровский Н. M. О сочинениях Петра Гекторовича (1487-1572). Kазань, 1901.
319 с.
4. Ролова А. Д. ^нец эпохи Возрождения в Италии: Специфика экономики и общества в XVI веке. Рига, 1987. 58 с.
5. Рутенбург В. И. Итальянский город от раннего средневековья до Возрождения. Л., 1987. 447 с.
6. Фрейденберг М. М. Дубровник и Османская империя. М., 1989. 283 с.
7. Appendini F. Notizie istorico-critiche sulla antichita storia literature de' Raguse: In 2t. T. 2. Ragusa, 1802. S. 129.
8. Archiv fur slavische Philologie. 1897. Bd. XIX.
9. Bogdanovic M. M. Drzic - Dundo Maroje: Stari i novi. Beograd, 1952. Knj IV.
10. Bogisic R. Mladi dani Marina Drzica. Zagreb: Mladost, 1987. 242 р.
11. Bogisic R. O hrvatskim starim pjesnicima. Zagreb. 1968. 374 р.
12. Cotruli B. Della Mercatura e del Mercante Perfetto libri quattro di M. Benedetto Co-trugli. Scritti gia piu di anni CX et hora dati in luce. Utilissimi ad ogni Mercante. Con Privilegio. Venezia, 1573. 106 р.
13. Demovic M. Glazba i glazbenici u Dubrovackoj republici od pocetka XI do polovine XVII stoljeca. Zagreb, 1981. 302 р.
14. Држ^ Марин. Изабрана дела. Београд, 1963. 276 с.
15. Drzic M. Djela Marina Drzica. Zagreb, 1930. 552 р.
16. Drzic M. Novela od Stanca. Zagreb, 2004. 125 р.
17. Gucetic Nikola. Upravljanje obitelji. Zagreb, 1998. 325 р.
18. Jelicic Z. Marin Drzic Vidra. Zagreb: Naprijed, 1961. 574 р.
19. Jelimc Z. Marin Drzic. "Vidra". Beograd, 1958. 260 р.
20. Kotruljevic B. O trgovini i savrsenom trgovcu. Dubrovnik: DTS, 1989. 518 р.
21. Nedeljkovic B. M. Liber croceus. Beograd. 1997. 645 р.
22. Pantic M. Cetiri stoleca u potrazi za pravim likom Marina Drzica // Letopis Matice Srpske. Novi Sad, 1958. Knj. 382. Sv. 5.
23. Pantic M. Maрин Држ^ (1508-1558) // 450 година oд рoge№a Maринa Dржиha. Београд, 1958. 382 р.
24. Паш^ М. Новы фрагменты о Марину Држиhу // Kftижевност, ]език историja и фольклор. Београд, 2001. 484 р.
25. Pavlovic D. Novi podaci za biografiju M. Drzica // Iz knjizevne i kulturne istorije Du-brovnika. Sarajevo, 1955. 181 р.
26. Popovic P. Archiviski vesti o M. Drzicu // Resetov Zbornik. Dubrovnik, 1931.
27. Попов^ Т. Турска и Дубровник у XVI веку. Београд, 1973. 506 р.
28. Razzi Serafino. La storia de Ragusa: con Intro duzine, note i Appendice cronologica. Del G. Gelcich Tipografía Serbo-Ragusen A. Pasaric, 1903.
29. Resetar M. Uvod // Djela Marina Drñma. Zagreb, 1930.
30. Savkovic M. Marin Drzic: Ogledi. Beograd, 1952. 366 p.
31. Stojan S. Slast Tartare. Zagreb-Dubrovnik, 2007. 286 p.
32. Taduh J. ^yöpoBaHKH nopTpera. Eeorpag, 1948. 368 p.
33. Thomas V. The History of Italy (1549). Ithaca, NY: Cornell University Press, 1963. 180 p.
34. Torbarina J. Italian Influence on the Poet of the Ragusan Republic. London, 1931. 243 p.
References
1. Verdzherio P. O blagorodnyh i svobodnyh naukah [About the noble and free sciences] Per. N. V. Revyakinoj Ital'yanskij gumanizm epohi Vozrozhdeniya [Italian Renaissance Humanism]. CH. 2. Saratov, 1988. Pp. 71-89.
2. Makushev V. Zadunajskie i adriaticheskie slavyane [Transdanubian and Adriatic Slavs]. St.-Petersburg, 1867. 324 p.
3. Petrovskij N. M. O sochineniyah Petra Gektorovicha (1487-1572) [About the writings of Peter Hektorovich]. Kazan', 1901. 319 p.
4. Rolova A. D. Konec epohi Vozrozhdeniya v Italii: Specifika ekonomiki i obshchestva v
XVI veke [The End of the Renaissance in Italy: The Specifics of Economics and Society in the 16th Century]. Riga, 1987. 58 p.
5. Rutenburg V. I. Ital'yanskij gorod ot rannego srednevekov'ya do Vozrozhdeniya [Italian city from the early Middle Ages to the Renaissance]. Leningrad, 1987. 447 p.
6. Frejdenberg M. M. Dubrovnik i Osmanskaya imperiya [Dubrovnik and the Ottoman Empire]. Moscow, 1989. 283 p.
7. Appendini F. Notizie istorico-critiche sulla antichita storia literature de' Raguse: In 2t. T. 2. Ragusa, 1802. 129 p.
8. Archiv fur slavische Philologie. 1897. Bd. XIX.
9. Bogdanovic M. M. Drzic - Dundo Maroje: Stari i novi. Beograd, 1952. Knj IV.
10. Bogisic R. Mladi dani Marina Drzica. Zagreb: Mladost, 1987. 242 p.
11. Bogisic R. O hrvatskim starim pjesnicima. Zagreb. 1968. 374 p.
12. Cotruli B. Della Mercatura e del Mercante Perfetto libri quattro di M. Benedetto Cotrugli. Scritti gia piu di anni CX et hora dati in luce. Utilissimi ad ogni Mercante. Con Privilegio. Venezia, 1573. 106 p.
13. Demovic M. Glazba i glazbenici u Dubrovackoj republici od pocetka XI do polovine
XVII stoljeca. Zagreb, 1981. 302 r.
14. Drzhiñ Marin. Izabrana dela. Beograd, 1963. 276 p.
15. Drzic M. Djela Marina Drzica. Zagreb, 1930. 552 p.
16. Drzic M. Novela od Stanca. Zagreb, 2004. 125 p.
17. Gucetic Nikola. Upravljanje obitelji. Zagreb, 1998. 325 p.
18. Jelicic Z. Marin Drzic Vidra. Zagreb: Naprijed, 1961. 574 p.
19. Jeliiic Z. Marin Drzic. "Vidra". Beograd, 1958. 260 r.
20. Kotruljevic B. O trgovini i savrsenom trgovcu. Dubrovnik: DTS, 1989. 518 p.
21. Nedeljkovic B. M. Liber croceus. Beograd. 1997. 645 p.
156
22. Pantic M. Cetiri stoleca u potrazi za pravim likom Marina Drzica // Letopis Matice Srpske. Novi Sad, 1958. Knj. 382. Sv. 5.
23. Pantic M. Marin Drzhih (1508-1558) // 450 godina od rogeaa Marina Drzhiha. Beograd, 1958. 382 p.
24. Pantih M. Novy fragmenty o Marinu Drzhihu // Kaizhevnost, jezik istorija i fol'klor. Beograd, 2001. 484 p.
25. Pavlovic D. Novi podaci za biografiju M. Drzica // Iz knjizevne i kulturne istorije Dubrovnika. Sarajevo, 1955. 181 p.
26. Popovic P. Archiviski vesti o M. Drzicu // Resetov Zbornik. Dubrovnik, 1931.
27. Popovih T. Turska i Dubrovnik u XVI veku. Beograd, 1973. 506 p.
28. Razzi Serafino. La storia de Ragusa: con Intro duzine, note i Appendice cronologica. Del G. Gelcich Tipografía Serbo-Ragusen A. Pasaric, 1903.
29. Resetar M. Uvod // Djela Marina Drhizha. Zagreb, 1930.
30. Savkovic M. Marin Drzic: Ogledi. Beograd, 1952. 366 p.
31. Stojan S. Slast Tartare. Zagreb-Dubrovnik, 2007. 286 p.
32. Taduh J. Dubrovachki portreti. Beograd, 1948. 368 p.
33. Thomas V. The History of Italy (1549). Ithaca, NY: Cornell University Press, 1963. 180 p.
34. Torbarina J. Italian Influence on the Poet of the Ragusan Republic. London, 1931. 243 p.