УДК 88 (497)
Дробышева М.Н.
«Итальянский период» в жизни и творчестве Марина Држича
В статье впервые в отечественном литературоведении исследуется жизненный и творческий путь М. Држича: учёба в Италии, в Сиене, служба у графа Рогендорфа. Эти факты биографии драматурга имеют большое значение для понимания его наследия и постижения смысла произведений и особенностей художественного мира.
The article the first time they are being investigated in Russian literary studies is devoted to the life and work of M. Drjich at the time when he studied in Italy, in Sienna, the service of Count Rogendorf. These facts from his biography are very important for understanding his heritage and the essence and peculiarities of his works.
Ключевые слова: М. Држич, биография, далматинская литература XVI века, театр, драматургия.
Key words: M. Drjich, biography, Dalmatian literature of the XVI century, theatre, dramaturgy.
Эпоха Ренессанса создала новый тип личности, поражающей своей оригинальностью. Однако гуманисты, жившие на периферии крупнейших культурных центров, не часто оказываются в поле внимания исследователей.
В этом свете представляет интерес биография и творческий путь Марина Држича (1508-1567) - крупнейшего драматурга эпохи Далматинско-Дубровницкого Возрождения. В творческом становлении крупнейшего драматурга Марина Држича значительную роль сыграл итальянский период его жизни. Именно тогда определились его взгляды на драматургию. Всё это не было достаточно полно освещено в научной литературе и требует дополнительного рассмотрения. Пребывание в Италии не могло не сказаться на формировании М. Држича как драматурга. До поездки в Сиену поэт не писал пьес, а для понимания его биографии этот факт представляется особенно важным. 24 августа 1538 года Сенат Республики принял решение послать М. Држича на учебу в Италию, в Сиенский университет. За это проголосовало 33 человека. В это время Марин был еще клириком, сан священника он принял лишь в 1550 году. Не только дети патрициев, но и отпрыски богатых горожан получали одинаково хорошее образование. В 1557 году был издан закон, в котором Большому и Малому Советам предписывалось рекомендовать учеников из дворян и горожан, желающих учиться за границей. Ранее это было привилегией лишь высшего сословия. В 1539 году Марин Држич отправился в Италию. Запись в регистрационной книге свидетельствует о том, что ему было выплачено 100 перперов
© Дробышева М.Н., 2014
(Libro grande di Cassa dell' anno 1537-1541). В этом же 1539 г. в книге Дома Мудрости упоминается о том, что Марин внес оплату за обучение.
Сиенский университет был основан в 1275 году. Совет сиенской коммуны распорядился об учреждении в городе высшей школы гуманистического типа - студенческого Дома Мудрости (Casa della Sapienza, Domus Sapientiae, Sapientia) при университете. После объявления набора студентов (школяров) были приглашены преподаватели права, медицины, теологии, философии и искусств (в то время искусства - artes - включали в себя метафизику, логику, астрономию, поэзию и грамматику), установлены условия обучения, а также размеры оплаты для магистров и для докторов. Учиться в школе могли как итальянцы, так и иностранцы. Власти Сиены считали, что нет большей пользы, чем быть образованным человеком и святая обязанность каждого правителя - приумножать число ученых граждан.
Обучение продолжалось пять-семь лет, причем студенты могли посещать лекции не только по выбранной специальности, как, например, Марин Држич - по юриспруденции, но и слушать курсы по искусству, риторике и литературе. Если ученики не защищали диплом или прерывали занятия, то они должны были заплатить штраф в размере пятисот флоринов.
Дом Мудрости предназначался, в первую очередь, для небогатых студентов; к таким относился и Марин Држич. Его семья в то время уже испытывала материальные трудности. Марин располагал финансовой поддержкой от Сената и одной четвертью материнского приданого.
Среди студентов преобладали совсем юные, но были также и тридцатилетние, и старше, как и наш герой. Поэтому руководством университета были разработаны строгие правила поведения. Ученикам не позволялось играть в карты, употреблять непристойные выражения, браниться, носить оружие. Зимой им запрещалось вечером выходить на улицу, а летом - покидать Дом Мудрости за два часа до наступления темноты. Тем, кто не выполнял установленные правила, скандалил, сквернословил, участвовал в вооруженных и иных столкновениях, уменьшали порции пищи.
Через два года пребывания Марина Држича в Италии в 1542 году его выбрали ректором Дома Мудрых. Документы Сиенского государственного архива подтверждают факт проживания Држича в городе в 1541-1542 годах. В 1541 году он становится еще и вице-ректором университета (rector domus sapientiae et vice rector universitatis studii senensis) [4, с. 633-661]. Это был низший административный пост. Почему студенты избрали ректором именно Марина? Как полагает биограф М. Држича М. Решетар, причиной могли послужить его веселый нрав, то, что он мог найти общий язык с учениками, а может и то, что он был много старше своих однокурсников. Држич был справедлив к студентам и понимал их проблемы. По правилам он мог наказывать учеников за непослушание, но зачастую защищал их. В обязанности вице-ректора входило следить за дисциплиной, ему помогал домашний слуга (дубровчанин), который должен был докладывать руково-
дству о любых нарушениях порядка, а если был замечен в невыполнении, то он мог лишиться этого места. Студентов было тридцать человек, а комнат двадцать семь, некоторые ученики размещались по двое. Приоритетной дисциплиной в Доме Мудрых было право, и только пятеро студентов могли изучать другие науки.
При входе в город, на Порта Камоллиа, путника встречала надпись, которая гласила: «Cor tibi magis Sena pandit» («Шире, чем эти ворота, открывает свое сердце Сиена» [1, с. 3]). Сиена распахнула свои врата знаний, наук и искусств перед тридцатилетним молодым драматургом. М. Држич провел в Сиене около семи лет. Особое внимание он уделял театру. В Италии он изучал античных авторов, посещал театральные представления. Именно сиенский театр способствовал формированию его таланта комедиографа. Там он познакомился с творчеством комедиографов Бернардо Довици, Лодовико Ариосто, Пьетро Аретино, Никколо Макиавелли, Фран-ческо Белла, Лодовико Дольче, а также с произведениями новеллистов Луиджи Пульчи, Джираламо Парабоско, Маттео Банделло.
Годы, проведенные М. Држичем в Сиенском университете, были отмечены его постоянными конфликтами с руководством. Причиной одного из них стало участие Марина в запрещенном спектакле. (В феврале 1542 года полиция Сиены донесла, что в доме одного из сиенских нобилей (nobila), Буонкомпаня ди Маркантони, перед сорока зрителями была показана комедия, ее автором, возможно, был сам Марин Држич, в которой «господин ректор» играл роль любовника [3, s. 526]). Содержание и название пьесы остались неизвестны. В комедии принимали участие десять актеров - семь мужчин и три женщины. Следствие по делу о запрещенном спектакле вел капитан Ф. Грасси, который и определил наказание для участников, среди которых были Никкола Секки и Марин Држич.
В Сиене Држич влюбился в тосканскую девушку по имени Паула, которой посвятил свою первую пьесу «Тирена», ее имя также зашифровано в акростихе одного из стихотворений. Почему Држич выбрал именно Сиену - неизвестно. Может быть, потому, что именно там располагался Дом Мудрых. В Италии он мог путешествовать и по таким городам, как Флоренция, Падуя, Пиза, Болонья, Перуджа. М. Држич часто бывал в Венеции, где тогда жил его брат Влахо, в доме которого собирались выдающиеся художники и литераторы, в их числе - Тициан Вечеллио, Петро Аретино, Иван да Понте, так что Марин мог с ними встретиться.
Изучая право и философию в Сиенском университете, М. Држич, совершенствовался и в музыке. О том, что драматург владел разными музыкальными инструментами, Мавро Ветранович упоминает и перечисляет их в своем стихотворении "Na priminutje Marina Drzica Dubrovcanina, tuzba" («Истек срок Марина Држича, дубровчанина, жалоба»): "Svirao na svim vrstima glazbala" («Играл на всех видах инструментов»). А во втором прологе «Тирены» М. Држич размышляет о том, что можно научиться играть
на музыкальных инструментах, лишь слушая море на берегу: "Priko mora tamo ki uci sviriti" [2, с. 23-27].
М. Држич свободно играл на лютне, флейте, виоле, контрабасе, кларнете и клавикордах [5, s, 117]. В 1538 году, как раз перед отъездом в Сиену, М. Држич был назначен органистом в дубровницком соборе Святой Марии. Как считал М. Решетар, музыка занимала важное место в произведениях драматурга, которые были скомпонованы по музыкальному принципу [7, s. LX]. В его пасторалях встречаются танцевально-музыкальные элементы, например, танец вил под орешником в «Тирене», а в других пьесах мы находим вокально-песенные номера (например, в «Дундо Ма-рое» итальянские канцоны, а в «Венере и Адонисе» - как вокальные, так и песенные).
Музыка была важной составляющей городской жизни Дубровника. Ренессансный город привлекал музыкантов со всего света: как германских и итальянских, так и французских и фламандских, а также из Испании, Греции, Албании, из хорватских городов, таких, как Сень, Загреб, Метко-вич, Корчула. И, конечно, на улицах, как и сегодня, в XXI веке, можно было встретить танцующих и музицирующих дубровчан [6, s. 259-267].
В своих пасторальных драмах и комедиях Марин Држич не мог обойти музыку стороной. В «Тирене» он говорит о молодости, которая проводит время в танцах ("o mladosti koja izvodi tanacce"). А в пасторали «Грижула» Миона зовет молодого человека потанцевать вдвоем ("Uhit mo se u dva igrat") то есть в народе не только водили хороводы, но танцевали парами. В комедии "Tripce de Utolce" турок говорит и поет по-турецки ("zacinje turski i kanta turski"). Попива, слуга Маро, в «Дундо Марое» напевает по-итальянски "kanconetu", в пасторальной пьесе «Венера и Адонис» шесть вил поют и танцуют, а в комедийной одноактной сценке "Novela od Stanca" вилы водят хороводы "tanac vode". В пасторали "Tirena" Миленко, припевая, говорит: «Танцем создается мир, с танцем все происходит» ("Tancom cine mir i stancom odhodi").
По-видимому, преподавание в университете не удовлетворяло Марина Држича, его интерес был обращен к драматургии. Не окончив курса, поэт покинул Сиену, но не вернулся в Дубровник, а отправился путешествовать по Италии. В документах Држич подписывался по-итальянски: Marinus de Ragusio, так как его фамилия была слишком сложна для написания). Об этом свидетельствует документ 1543 года с подписью М. Држича на итальянском языке, из которого следует, что в Якине вместе с Алвизом Сарко-чевичем он одолжил сто дукатов золотом у некоего флорентийца.
После возвращения из Италии М. Држич соприкоснулся еще с одной стороной жизни Дубровницкой республики - ее дипломатией, в дальнейшем это повлияло на его политические взгляды и оценку деятельности властителей. Дипломатические контакты дубровчан с Османской империей начались еще в конце XIV века. Впоследствии отношения между Дубровником и турками менялись в зависимости от военных столкновений
Османской империи с европейскими державами. Дубровчане выполняли роль посредника между Западом и Востоком.
Турецкие власти гарантировали жителям Дубровника физическую и юридическую защиту за то, что те платили султану поместную подать «ха-рач» с 1458 года - 1500 золотых, а к 1582 году уже 12500 золотых в год. Различные подношения от дубровницких послов получали все члены турецкого дивана. Особое внимание дубровчан было обращено к сановникам боснийского происхождения. Марин Држич в письме к Козимо I Медичи от 2 июля 1566 года писал: «На протяжении многих лет дубровчане осознали, что значит нрав турок, вот Мехмед-паша (Мехмед-паша (Мехмед Соколович, 1505-1579) в 1565-1579 годах был великим визирем. - М.Д.), наш земляк и по языку и происхождению, не признает ни Петра, ни Павла, однако все дубровчане считают, что он нашей боснийской крови и нас может защитить, а мы не упустим возможности, чтобы не вступить с ним в разговор и сохранить дружеские отношения. Доброе расположение между людьми позволяет быстрее найти лекарство, а самые лучшие звери кроты, те, которые ловкостью и кротостью добывают добычу» ("... lunga esperi-enza noi conoscem'o la natura di Turcj; et gsto Mehmet bassa e della lingua et natione nra, il guale in Raugia пу conosce Pietro ne Palo ma tuttj i Raugei in-sieme: et esser del sangue пту Bosnese et tautor di ... et noi non mancaremmo di imboccarbo et conseruarcello amico; et су buon gouerno fra gli omeni e d'ogni, cosa rimedio et le ferrociss. Bestie cу arte sidomano [2, с. 382].
Привилегии, полученные от османских султанов, позволяли дубров-чанам свободно торговать, строить флот, заниматься литературой и искусством. В Дубровник стекалась информация как об Османской империи, так и о европейских государствах и политических деятелях. Дубровницкий сенат мудро управлял информационными потоками, делал все возможное, чтобы не упустить ситуацию из-под контроля и не нанести ущерб интересам славянской республики. Властители Дубровника продавали секретные сведения державам Востока и Запада. Равновесие между противоборствующими сторонами нарушали те «дипломаты», кто без ведома властей занимался шпионажем, оповещая как восточные, так и западные государства о планах их противников. Подобных осведомителей устраняли, они часто погибали от рук наемных убийц при невыясненных обстоятельствах. Это произошло, например, с Мариином Джаманичем. С 1448 года начал действовать закон о смертной казни для предателей Дубровницкой республики.
Важные моменты жизни Марина Држича связаны с политической деятельностью австрийского графа Кристофа Августа Рогендорфа, который в декабре 1545 года посетил Дубровник. Этому факту биографии драматурга исследователи не уделяли достойного внимания. Сенат обязал представителей Большого Веча Марина Цриевича и Марина Бунича (последний в течение восемнадцати лет, с 1560 по 1578 годы семикратно избирался князем Дубровницкой республики) встретить графа с почестями.
Марину Држичу поручили сопровождать и развлекать графа. Этот приказ Сената на итальянском звучал так: "Mondarano per esso Don Marino, do andare da essi, per dare qualche spasso al ditto Conte" («Приказывается Дону Марину сопровождать, развлекать и петь»). Известно, что Марин получил в родном городе репутацию весельчака и балагура. Только он умел развеселить графа, когда это требовалось.
М. Држич справился с возложенными на него обязанностями и вскоре Рогендорф пригласил его к себе на службу. Этому способствовала протекция Амброза Гучетича и дубровницкого посла при австрийском дворе Марина Джаманича. М. Држич, подобно Фигаро, начинает странствовать между Дубровником, Веной и Цареградом (Стамбулом), выполняя обязанности переводчика, секретаря и камердинера (camariero). Држич получал два дуката в месяц, одно платье в год и небольшие подарки (oltra alcuni presenti). Дни, проведенные на службе у графа, не прошли бесследно. Общение Држича с политиками, информация об истинном положении дуб-ровницкой политики повлияли на отношение Марина к властителям. Свои политические взгляды Држич иносказательно выразил в драматургическом творчестве, а позже - в письмах к Козимо I Медичи.
Граф Рогендорф (19.11.1510 - ?) был ровесником Марина, что сближало камердинера и господина. Рогендорф очень рано получил чин полковника, а также начальника немецкой гвардии короля Карла V, вступившей в борьбу против турок в Венгрии. В 1535 году граф принимал участие в военном походе в Тунис. Из-за возникших политических разногласий с австрийским двором и своей супругой Елизаветой Мансфельд Ро-гендорф решил перейти на сторону турок. Рогендорф стремился попасть в Вену к Рождеству, поэтому он выбрал кратчайший путь на корабле до Марана (Maran), а затем через Градиш (Gradisc) в Фурланию (Furlanija). Там к ним присоединился Марин Бочинчич, сын Михо Бочинчича. Рогендорф взял его к себе на службу, потому что ему покровительствовал король Фердинанд I.
История семьи Бочинчичей отражает политическую ситуацию на Балканах того времени. Михо Бочинчич являлся членом Большого Совета (Ve-liko Vjece) с 1499 года, но как тайный осведомитель иностранных государств, передававший им сведения о военном и политическом положении Османской державы, он был обвинен в государственной измене. Бочинчичу удалось совершить побег из тюрьмы и получить политическое убежище в Австрии у Фердинанда I. Вместе со своим братом Павло он бежал из Дубровника. После побега ему и его потомкам было запрещено жить в Дубровнике.
Как свидетельствуют архивные документы, имущество Бочинчичей было конфисковано, за их головы была обещана награда, поэтому братья стремились силой дать отпор дубровницким властям. Они, подобно пиратам, с командой, вооруженной до зубов, нападали на корабли дубровниц-ких купцов и захватывали их товары. Братья Бочинчичи были
ориентированы на политику Габсбургской монархии и занимались шпионажем в ее пользу. Власти Дубровника знали, что Рогендорф был связан с братьями Михо и Павло Бочинчичами, поэтому, возможно, Сенат и направил Држича, чтобы быть в курсе политических дел графа. В Вене М. Држич провел три месяца, он побывал в резиденции Рогендорфа, в его великолепном фамильном дворце, расположенном в Верхней Австрии. В обязанности Марина входило участие в великосветских приемах. На одном из них, состоявшемся в Духов день, гостей забавляли самым изысканным способом: на стволах деревьев в графском саду подвесили ветки с плодами черешни, и гости, прогуливаясь, могли насладиться их вкусом.
В Вене М. Држич стал свидетелем того, как Рогендорф вел политические дела. Граф ежедневно посещал короля Фердинанда I, который интересовался также политическим состоянием Дубровника и неодобрительно отзывался о взаимоотношениях дубровчан с турками. Рогендорф объяснял ему, что эти контакты следует воспринимать как вынужденное следствие жизненных обстоятельств и непосредственного соседства.
Что собой представляла Вена в XVI веке? Тогда это был небольшой город, укрепленный крепостными стенами, служившими в то время хорошим фортификационным сооружением, ведь вражеское Османское государство находилось на расстоянии 150 километров. Автор многочисленных драм Вольфган Шметзел (Wolfsgang Schmetzel) в стихотворении "Ein Lobspruch der höchlöblichen, weit berümbten, khüniglichen Stadt Wienn in Osterreich" («Похвала высокочтимому, прославленному королевскому городу Вене и Австрии», 1548) описывал, что происходило на венских улицах. Там звучала многоязычная речь пестрого Балканского мира Юго-Восточной Европы, повсюду можно было видеть людей в колоритных национальных одеждах, особенно выделялись иностранцы купеческого сословия.
Вена славилась изысканным вином, красотой Дуная и театральными представлениями. Венский университет, один из старейших в Европе, основанный в 1365 году, был известен в Далмации, в то время в нем учились многие хорватские студенты, с которыми был знаком Држич. В Вене получили образование такие гуманисты, как Павко Скалич и Антуан Вралец.
Вольфган Шметзел был известен своими церковными драмами, многие из которых были написаны за три-четыре года до приезда Марина Држича в Вену. Это были пьесы религиозно-воспитательного, нравоучительного характера со счастливым концом. Автор писал их на народном языке и называл комедиями. Среди них известны "Comoedia Judith" («Комедия Юдифь», 1542), "Comoedia des verlornen Sons" («Комедия о блудном сыне», 1545), "Comoedia von dem plintgeboren Sonn" («Комедия о слепом сыне», 1543), "Aussendung der Zwelff poten" («Миссия двенадцати апостолов», 1542), "Comoedia der Hochzeit Cana Galilee" («Комедия о свадьбе в Кане Галилейской», 1543), посвященная несчастливому браку. Одна из драм носила антитурецкий характер: "Ein schöne tröstliche Hystoria von dem
Jüngling David vund dem mutwilligen Goliath" («Прекрасная и утешительная история о молодом Давиде и повесившемся Голиафе», 1545). Эти комедии-мистерии, подобные приказаниям, мог видеть и М. Држич. Они разыгрывались в монастыре Schottenstist и напоминали представления, которые ставили в Европе в XVI веке. Марина Држича не могли не интересовать религиозные сюжеты: в пасторалях и комедиях драматурга встречаются цитаты и реминисценции из Библии, многие персонажи носят библейские имена. М. Држич не сочинял приказаний, но хорошо их знал, и некоторым из них даже приписывалось его авторство.
В творчестве драматурга не прослеживается немецкое влияние, лишь один персонаж - Уго Тудешак - в комедии «Дундо Марое», немец по происхождению, напоминает иностранца из ученой комедии. В этом герое Држич выразил отношение дубровчан ко всем чужестранцам, заполонившим Дубровник, бежавшим от турецкого гнета в XVI веке. Однако мы полагаем, что драматург мог ощутить немецкое воздействие опосредованно -через поэтику немецкого театрального искусства и литературы.
Три месяца, проведенные в Вене и в поездках по Австрии, способствовали творческому развитию Марина Држича и формированию его гражданской позиции по отношению к предателям Дубровницкой республики. М. Држич отнесся с порицанием к поведению своего земляка Марина Бо-чинчича. Тот напомнил Држичу, что он всего лишь слуга: «Я дворянского происхождения, а ты низкого рода», - сказал на итальянском Бочинчич ("Io sono gentilhuomo e tu sei una persona uile"). На эти слова Држич по-итальянски произнес: «Разве ты не знаешь, что в пятом поколении потерял дворянство вследствие действий вашего отца?» ("Non sai, che tu hai perso la nobilto in quinta generatione, per mali deportamenti del tuo padre") [8]. Вскоре из-за возникшей напряженности с Бончичичем Марин Држич потребовал расчет и покинул графа и через Любляну и Венецию, в мае 1546 года вернулся в Дубровник. Однако, можно предположить, что эта ситуация стала лишь предлогом, поскольку Држичу надоело быть в услужении.
В августе Рогендорф вновь посетил Дубровник и остановился в его окрестностях, в Гриже. Он обратился к Марину с просьбой сопровождать его в Царьград в качестве переводчика и получил согласие. Одним из дипломатических языков того времени был родной язык Држича - хорватский, так как многие османские правители были славянского происхождения.
В Царьград они прибыли 27 сентября 1546 года. В свите графа был и Марин Бочинчич. Там М. Држич опять стал свидетелем политической деятельности Рогендорфа. Он присутствовал во время переговоров с турецкими сановниками, на которых граф отзывался положительно о дубровчанах. При этом Држич видел, как Рогендорф на одной из аудиенций передал письмо неизвестного содержания любимому подданному султана Юнусу-беку. Он знал, что граф выполнял отдельные поручения султана, направленные против Австрии, и продолжал контактировать с радикально настроенными эмигрантами из Дубровника, в частности с Бочинчичами. Это
обстоятельство стало предлогом для того, чтобы М. Држич покинул графа и возвратился в Дубровник. 9 января 1547 года Марин Држич доложил в мельчайших подробностях представителям Малого Веча Франу Кабужичу и Бернарду Цриевичу, как проходила служба у Рогендорфа, особенно о предательской деятельности семьи Бочинчичей.
Эти факты биографии Марина Држича, к которым исследователи до сих пор относились без должного внимания, раскрывают смысл его драматургии с новой стороны, дают возможность приблизиться к пониманию мировоззрения поэта. Побывав на службе у Рогендорфа, соприкоснувшись с политическими интригами австрийского двора и турецких сановников, а также участием дубровницких властителей в политической игре Востока и Запада, будущий драматург смог глубже проникнуть в суть происходящего и оценить ситуацию изнутри. Быть может, именно после этого путешествия Држич осознает негативные стороны дубровницкой власти, понимает истинное положение вещей в Дубровнике. Доказательства этому обнаруживаются позже в письмах, обращенных к Козимо I Медичи. По возвращении из Италии и Вены, а также Царьграда в Дубровник Марин Држич организовал небольшую театральную труппу, которая получила название «Помет-дружина». В январе-феврале 1548 года М. Држич дебютировал в качестве драматурга и постановщика с комедией «Помет». Театральная дружина получила своё имя в честь главного героя этой пьесы.
Список литературы
1. Рутенбург В. И. Итальянский город от раннего Средневековья до Возрождения. - Л., 1987. - 177 с.
2. Држиh М. Изабрана дела. - Београд, 1963. - 311 s.
3. Arhivski Dokumenti o zivotu // Zbornik radova o Marinu Drzicu. - Zagreb, 1969.
4. Bogisic R. Marin Drzic u Sieni // Putovima kanonizacije. Zbornik radova o Marinu Drzicu (1508-2008). - Zagreb, 2008. - S. 233-255.
5. Bogisic R. Mladi dani Marina Drzica. - Zagreb, 1987.
6. Demovic M. Veze glazbenika i slikara u renesansnom Dubrovniku. Zbornik radova sa simpozija Likovna kultura Dubrovnika 15 i 16 stoljeca. - Zagreb: Institut za povijest um-jjetnosti Svencilista u Zagrebu, 1987. - 185 s.
7. Resetar M. Uvоd. Djela Marina Drzica. - Zagreb, 1930.
8. Vecaric N. Beitrage zur ragusanischen Literaturgeschichte // Archiv für slavische Philologie 1899. - 514 s.