Научная статья на тему 'Роль библиотечно-информационного центра в формировании эффективного социального актора'

Роль библиотечно-информационного центра в формировании эффективного социального актора Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Актор / социальный актор / активный деятель / социальное взаимодействие / социальная общность / студенческая общность / малая социальная группа / студенческая группа / библиотека / библиотечно-информационный центр / культура / нравственность. / Actor / social actor / active person / social interaction / social community / student community / small social group / student group / library / library and information center / culture / morality.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Евсеева Ольга Евгеньевна

Статья посвящена исследованию роли библиотечно-информационного центра в формировании эффективного социального актора. В работе анализируются основные функции и задачи, которые выполняет библиотечно-информационный центр в обществе. Особое внимание уделяется влиянию работы центра на повышение информационной грамотности и развитие общественного сознания. Кроме этого, исследуется важность доступности информационных ресурсов и услуг, предоставляемых центром, для формирования активной и грамотной гражданской позиции. В статье рассмотрены взгляды таких социологов, как А. Турен, М. Крозье, Т. Парсонс, Э. Шилз, М. Вебер на понятие «актор», «социальный актор». Изучена проблема социальной активности личности с точки зрения М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Дж. Александера, М. Арчер, П. Бурдье. Изучены теории социальной активности отечественных социологов – Н. К. Михайловского, Л. И. Петражицкого, П. А. Сорокина. Значительное место отведено вопросу изучения студенческого контингента как социальной группы и влияния библиотечно-информационного центра на социальную активность студентов. Библиотечно-информационные центры играют важную роль в современном обществе, особенно в контексте формирования эффективных социальных акторов. Социальный актор, в данном случае, может представлять собой как отдельного человека, так и группу лиц или организацию, способную влиять на социальные процессы и изменять окружающую действительность. Библиотечно-информационный центр представляет собой источник знаний, информации и культурного наследия, который может быть использован для развития личности и повышения уровня образования. Библиотечно-информационные центры обеспечивают доступ к книгам, журналам, электронным ресурсам и другой информационной продукции, что позволяет студентам получить новые знания, развить навыки и практико-ориентированные компетенции. Результаты исследования позволяют заключить, что библиотечно-информационный центр является неотъемлемой частью образовательной и культурной среды, способствующей эффективному развитию социального актора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE LIBRARY AND INFORMATION CENTER IN THE FORMATION OF AN EFFECTIVE SOCIAL ACTOR

The article is devoted to the study of the role of the library and information center in the formation of an effective social actor. The paper analyzes the main functions and tasks performed by the library and information center in the society. Special attention is paid to the impact of the center’s work on improving information literacy and the development of public consciousness. In addition, the importance of accessibility of information resources and services provided by the center for the formation of an active and competent civic position is being investigated. The article examines the views of such sociologists as A. Touraine, M. Crozier, T. Parsons, E. Shiels, M. Weber on the concept of “actor”, “social actor”. The problem of social activity of personality is studied from the point of view of M. Weber, E. Durkheim, T. Parsons, J. Alexander, M. Archer, P. Bourdieu. The theories of social activity of Russian sociologists – N. K. Mikhailovsky, L. I. Petrazhitsky, P. A. Sorokin – have been studied. A significant place is devoted to the issue of studying the student body as a social group and the influence of the library and information center on the social activity of students. Library and information centers play an important role in modern society, especially in the context of the formation of effective social actors. A social actor, in this case, can be either an individual or a group of individuals or an organization capable of influencing social processes and changing the surrounding reality. The Library and Information Center is a source of knowledge, information and cultural heritage that can be used for personal development and educational improvement. Library and information centers provide access to books, magazines, electronic resources and other information products, which allows students to gain new knowledge, develop skills and practice-oriented competencies. The results of the study allow us to conclude that the library and information center is an integral part of the educational and cultural environment that contributes to the effective development of a social actor.

Текст научной работы на тему «Роль библиотечно-информационного центра в формировании эффективного социального актора»

Роль библиотечно-информационного центра в формировании эффективного социального актора

Евсеева Ольга Евгеньевна,

старший преподаватель кафедры сервиса и туризма, СевероКавказский социальный институт E-mail: nasirova-olga@mail.ru

Статья посвящена исследованию роли библиотечно-информационного центра в формировании эффективного социального актора. В работе анализируются основные функции и задачи, которые выполняет библиотечно-информационный центр в обществе. Особое внимание уделяется влиянию работы центра на повышение информационной грамотности и развитие общественного сознания. Кроме этого, исследуется важность доступности информационных ресурсов и услуг, предоставляемых центром, для формирования активной и грамотной гражданской позиции. В статье рассмотрены взгляды таких социологов, как А. Турен, М. Крозье, Т. Парсонс, Э. Шилз, М. Вебер на понятие «актор», «социальный актор». Изучена проблема социальной активности личности с точки зрения М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Дж. Александера, М. Арчер, П. Бурдье. Изучены теории социальной активности отечественных социологов - Н.К. Михайловского, Л.И. Петра-жицкого, П.А. Сорокина. Значительное место отведено вопросу изучения студенческого контингента как социальной группы и влияния библиотечно-информационного центра на социальную активность студентов. Библиотечно-информационные центры играют важную роль в современном обществе, особенно в контексте формирования эффективных социальных акторов. Социальный актор, в данном случае, может представлять собой как отдельного человека, так и группу лиц или организацию, способную влиять на социальные процессы и изменять окружающую действительность. Библиотечно-информационный центр представляет собой источник знаний, информации и культурного наследия, который может быть использован для развития личности и повышения уровня образования. Библиотечно-информационные центры обеспечивают доступ к книгам, журналам, электронным ресурсам и другой информационной продукции, что позволяет студентам получить новые знания, развить навыки и практико-ориентированные компетенции. Результаты исследования позволяют заключить, что библиотечно-информационный центр является неотъемлемой частью образовательной и культурной среды, способствующей эффективному развитию социального актора.

Ключевые слова: актор, социальный актор, активный деятель, социальное взаимодействие, социальная общность, студенческая общность, малая социальная группа, студенческая группа, библиотека, библиотечно-информационный центр, культура, нравственность.

Введение

Библиотечно-информационные центры выполняют функцию социализации и формирования социальной активности. Они являются местом встречи, где можно обмениваться опытом, идеями и информацией, а также принимать участие в общественно значимых мероприятиях. Благодаря этому, библиотечно-информационные центры способствуют развитию общественного сознания, гражданской активности и формированию эффективных социальных акторов.

Студенчество - это особая общность с наивысшей социальной активностью и гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Данная группа имеет более широкий общественно значимый характер и огромное влияние на развитие науки и техники. Следовательно, перед институтом стоит задача сформировать социально активную личность, способную реализовать свой потенциал.

Основная часть

Этимология понятия «социальный актор»

В философском словаре дано очень короткое и емкое определение понятию «социальный актор», это человек, занимающийся социальной деятельностью» [6].

В социологическом словаре дается аналогичное определение, но с подробным объяснением. Так, социальным актором может быть как человек, так и группа людей, взаимодействующих друг с другом. Каждый из них имеет свои цели, интересы и мотивации, определяющие их поведение и влияющие на взаимодействие с другими акторами. По мнению И. Гофмана, изучение социальных акторов помогает понять, механизм взаимодействия людей, процесс принятия решений и прочее [5].

Чтобы понять, что же это за феномен «актор», обратимся к социолингвистике и лингвистике, где данное понятие используется для обозначения индивида или группы людей, реализующих определенные социальные роли. Социальные акторы могут включать в себя разнообразные категории людей. К примеру, люди, говорящие на одном языке или члены определенной профессиональной группы, или люди, идентифицирующие себя с определенной культурой или социальным классом. Эти группы имеют свою систему ценностей, которая отражается в языке. В поле зрения лингвистики социальные акторы попадают для того, чтобы понять, как социальные факторы влияют на язык, а изучение социальных акторов помогает раскрыть связь между языком и социумом и понять, как язык формирует и отражает социальную реальность.

Во французском языке есть слово «acteur», которое означает «актер», однако, в зависимости от контекста, это слово используется как «исполнитель» или «участник». В социологии понятие «социальный актор» трактуется в более широком значении. Под этим понятием может пониматься любой индивид или группа людей, которые влияют на социальные процессы и действуют в рамках социальной системы. По мнению А. Турена, социальные акторы осуществляют свою деятельность по-

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

средством политических решений, культурных выражений, экономических ресурсов и прочего.

М. Крозье пишет о взаимодействии социальных акторов, которые являются основой социальной жизни, они могут конфликтовать или сотрудничать.

Термин «социальный актор» активно используется во французском социологическом подходе к управлению, называемом «теория актантов» или «актор-сети» (Б. Латур) и помогает сфокусировать внимание на множественности и взаимодействии разнообразных акторов в социальной жизни и управлении [2].

Социальный актор, с позиции Т. Парсонса и Э. Шил-за, это индивид или группа, играющая активную роль в обществе. Они отмечают, что социальное взаимодействие строится на сотрудничестве социальных акторов, обладающих собственной волей и целями. Каждый социальный актор имеет свои роли, права и обязанности в социуме и рассматривается как «система ориентаций».

Т. Парсонс отмечает, что социальные акторы ориентируются на ценности, нормы и институциональные ожидания. А в работах Э. Шилза развита идея систем ори-ентаций, которая сосредоточена на ролевом поведении акторов в многообразных социальных контекстах. Им отмечено, что акторы располагают несколькими ролями и играют их в разных ситуациях, а каждая роль связана с какими-либо определенными ожиданиями и запросами общества. Также Э. Шилзом отмечается значимость соответствия ролей и системы ожиданий, обеспечивающей стабильность и социальный порядок [3].

М. Вебер рассматривает социальный актор как индивида, осознающего свои действия и ориентирующегося на окружающую социальную среду. Он акцентируется на роли сознания и намерений актора в процессе социального взаимодействия. То есть, социальный актор - это носитель социального действия, который руководствуется конкретной целью, он осознает последствия своих действий и реагирует на других акторов в социуме. Вебер подчеркивает, что влияние акторов определяется субъективными ожиданиями поведения других людей.

Социальная активность современной молодежи

Социальная активность современной молодежи интерпретируется как активное участие молодых людей в разнообразных сферах общественной жизни, направленных на положительные изменения в социуме. Она включает в себя всевозможные формы деятельности, такие как участие в волонтерских проектах, общественно-политической жизни и прочее. Социальная активность молодежи является важным фактором социального воспитания и позволяет молодым людям внести свой вклад в развитие общества.

Как отмечает В.А. Сабанцева, студенчество - это особая социальная группа, обладающая общими чертами и социальной идентичностью. Она отмечает своеобразный социальный статус, который приобретают студенты благодаря участию в активной жизни института.

В настоящее время качественно изменяются формы социальной активности молодёжи. Происходит это под влиянием общества, социокультурной среды, в которой находится молодежь. Большое воздействие оказывает молодежная социальная политика государства, система образования и воспитания. Также немало важное значение на активность оказывает социокультурный потенциал, который накапливается, реализуется и исчерпы-« вается в зависимости от уровня жизни молодых людей, " уровня и характера развития их культуры и осуществле-^ ния ее потенциала.

0,1 Проблему социальной активности личности иссле-г: довали М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Дж. Алек-

сандера, М. Арчер, П. Бурдье. Изучение теории социальной активности отражено в работах отечественных социологов - Н.К. Михайловского, Л.И. Петражицкого, П.А. Сорокина.

Особое внимание в исследованиях уделяется проблемам социальной активности молодёжи. В процессе становления и развития социальная активность молодого поколения соединяет разные социальные качества и формы культуры, нехватку потенциала и факторы риска. Потенциал выступает как внутренняя активность социокультурного характера.

По мнению В.Э. Филиппова, социальная активность молодежи влияет на ее потенциал. В.А. Луков выявил роль преемственности поколений в развитии потенциала молодёжи, в которой отражается «противоречивое сочетание социализационных воздействий на молодёжь и её стремления по-своему конструировать реальность и жить в ней». Если подробно рассматривать социокультурный потенциал, то важно сказать и о структуре социальной активности. С точки зрения Е.А. Ануфриева разграничивается общественно-политическая и трудовая социальная активность. Л.В. Яценко выделяет адаптивную и творческую формы проявления социальной активности. [1].

Взаимосвязь молодежи обусловлена общностью интересов, схожестью бытия, деятельности, взглядов, представлений. Это и есть социальная общность молодого поколения. С точки зрения Б.Г. Рубина и Ю.С. Колесникова, студенчество - это такой этап жизни, который проходит в высшем учебном заведении, где студенты, получая высшее образование, расширяют свои знания и умения, формируют профессиональную и личностную идентичность.

Студенты имеют схожие интересы: хобби, досуговая деятельность, спортивные увлечения. Конечно, развлечения превалируют над учебной или научной деятельностью, то тем не менее получение знаний остается важным аспектом, объединяющим студенческое сообщество. Около 30% обучающихся интересуются наукой. Это важный фактор, влияющий на развитие потенциала молодежи.

Студенчество как социальную общность объединяют общие цели. Прежде всего, это приобретение знаний, развитие способностей, навыков, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности. Также характерно единение в принадлежности и сопричастности к событиям в группе, факультете, учебном заведении, идентификация себя в качестве студента. Такому объединению помогают определенные организационные средства - адаптационные сборы, посвящение в студенты, досуговые, спортивные, социально-ориентированные, научные мероприятия, символика факультета, вуза (гимны, логотипы, девизы).

Но в последнее время корпоративные связи внутри студенческих групп стали ослабевать. И связано это с малым количеством студенческих кружков, конкурсов, непопулярностью турпоходов и других выездных досу-говых мероприятий, которые ранее обеспечивали повышенное взаимодействие среди молодежных групп.

Обучение, участие в конференциях, семинарах, деловых играх, тренингах, спектаклях, спортивных мероприятиях, совместное проживание в общежитиях, а также интенсивное общение внутри групп порождают определенный образ, стиль жизни и даже «субкультуру» студенчества.

Библиотечно-информационный центр и социальная деятельность студентов института

Помимо учебных занятий, внеучебных и досуговых мероприятий, студенты повышают свой внутренний потенциал

в библиотечно-информационных центрах при институтах. Библиотечно-информационные центры выполняют ряд функций. Во-первых, это предоставление доступа к различным источникам информации: книги, журналы, газеты, электронные ресурсы, что дает возможность студентам изучать различные темы и области знания, от истории и науки до литературы и искусства и расширяет возможности получения информации.

Во-вторых, способствование образованию и самообразованию студентов. Это осуществляется открытым доступом к учебным материалам, научным исследованиям, статистическим данным, разработкам. Все те материалы, которые повышают уровень образованности молодежи.

В-третьих, содействие культурному развитию студенчества как социальной группы через организацию доступа к художественной литературе, классическим произведениям, музыке, фильмам и другим культурным материалам. Проведение литературных вечеров, выставок, спектаклей и другие мероприятия, которые способствуют распространению и популяризации культуры.

В-четвертых, сохранение культурного наследия общества: исторические документы, редкие экземпляры, архивные документы и другие материалы, которые помогают сохранить свою историю и культуру, традиции и ценности.

В-пятых, библиотечно-информационные центры в последние годы расширяют социальное пространство. Все чаще в читальных залах проводят лекции, семинары, клубы чтения, круглые столы, деловые игры, выставки и другие мероприятия, позволяющие общаться на интересующие темы отдельные группы молодежного сообщества и стимулирующие социальную активность, взаимодействие и погружение в различные аспекты культуры, а также хорошая возможность обсудить волнующие проблемы и приятно провести время в интеллектуальной и дружественной атмосфере.

Таким образом, библиотечно-информационные центры играют важную роль в формировании образованности и культуры, предоставляя доступ к информации, организуя мероприятия и способствуя развитию чтения и литературной культуры. Они являются центрами, где студенты расширяют свои знания, развиваются и наслаждаются культурными ценностями.

Библиотечно-информационные центры активно участвуют в социальных процессах, имеют важное значение для социального развития и благополучия общества вообще и студенческого сообщества в частности.

Социальная роль библиотечно-информационного центра и факторы, влияющие на нее. Развитие интернета за последние несколько десятков лет дало резкий скачок роста цифровизации и доступа к электронным ресурсам всем пользователям. Расширились возможности получения информации, а значит увеличение социального взаимодействия и социальной активности населения.

Также социальная роль библиотечно-информацион-ного связана с информационной грамотностью пользователей. Сейчас в мире наблюдается период информационной перенасыщенности, когда в сеть интернет сливается огромный поток данных (знания, сведения, факты и т.д.), не всегда хорошего качества. Возникает необходимость фильтрации. БИЦ выполняет эту функцию, проводя тренинги, семинары, обучающие программы, в рамках которых выдается отфильтрованная информация, налаживается процесс ее анализа с целью принятия обоснованного решения.

Также библиотечно-информационные центры могут сотрудничать с организациями и учреждениями для совместного решения социальных проблем и улучшения

качества жизни населения. Таким образом, БИЦ выступают как центры социальных инноваций. Инновации и изменения в социальной роли библиотеки направлены на удовлетворение потребностей и ожиданий пользователей, а также на активное участие в социальных процессах и развитии сообщества.

Библиотека играет важную роль в социальной жизни общества. Она не только предоставляет доступ к знаниям и информации, но и выполняет функции социального пространства, места встречи и формирования образованности и культуры. Библиотека также несет социальную ответственность, влияет на социальные процессы и может быть источником инноваций и изменений. В целом, библиотека является важным элементом социальной инфраструктуры, способствующим развитию общества и улучшению качества жизни его членов [4].

Заключение

Подводя итог, отметим, что студенты в качестве социального актора могут быть инициаторами разнообразных социальных действий в стенах института. Они могут организовывать благотворительные мероприятия, волонтерские акции или проекты, направленные на повышение качества образования и улучшение условий жизни вуза. Кроме этого, студенты выступают лидерами студенческих организаций и стимулируют активную учебную и общественную жизнь в молодежной среде. Социальные действия актора представляют собой некий план или стратегию, создаваемую для достижения определенных целей: выбор конкретных действий, ресурсов или средств и прочее.

В формировании эффективного социального актора значительную роль играет библиотечно-информационный центр. Социальная активность студентов отражает интеграционное свойство обучающихся вести осознанную, детерминированную интересам личности и запросам социальной среды, направленное на улучшение себя, своих качеств посредством внеу-чебной деятельности в институте. Именно библиотечно-информационный центр оказывает помощь и поддержку в развитии эффективного социального актора среди студенческой молодежи, следуя социальным и нравственным нормам.

Литература

1. Балог, А.И. Социальная активность студенчества как фактор роста социокультурного потенциала российской молодежи: специальность 22.00.04 Социальная структура, социальные институты и процессы: автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Балог Анжела Ивановна. - Нижний Новгород, 2018. - 24 с. - Текст: непосредственный.

2. Бахмарова, В.Н. Социальный актор в концепции управления М. Крозье / В.Н. Бахмарова // Теория и практика общественного развития. - 2012. -№ 1. - С. 85-87.

3. Ковалев, А.Д. Формирование теории действия Тол-котта Парсонса / А.Д. Ковалев // История теоретической социологии. В 4-х тт. Т. 3. Москва: Канон, 1997. - с. 150-179.

4. Социальная роль библиотеки: влияние на общество и культуру. - URL: https://nauchniestati.ru/spravka/soc-zialnaya-rol-biblioteki/?ysclid=lrewe4fhfk495379746 -Текст: электронный.

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

5. Социологический словарь. - URL: https://vslovare. mfo/slovo/sotziologicheskNj-slovar/sotzialnjyij-aktor/257156 - Текст: электронный.

6. Философский словарь. - URL: https://vslovare.in-fo/slovo/filosofskiij-slovar/sotzialnjyij-aktor/269025 -Текст: электронный.

THE ROLE OF THE LIBRARY AND INFORMATION CENTER IN THE FORMATION OF AN EFFECTIVE SOCIAL ACTOR

Evseeva O.E.

North Caucasian Social Institute

The article is devoted to the study of the role of the library and information center in the formation of an effective social actor. The paper analyzes the main functions and tasks performed by the library and information center in the society. Special attention is paid to the impact of the center's work on improving information literacy and the development of public consciousness. In addition, the importance of accessibility of information resources and services provided by the center for the formation of an active and competent civic position is being investigated. The article examines the views of such sociologists as A. Touraine, M. Crozier, T. Parsons, E. Shiels, M. Weber on the concept of "actor", "social actor". The problem of social activity of personality is studied from the point of view of M. Weber, E. Dur-kheim, T. Parsons, J. Alexander, M. Archer, P. Bourdieu. The theories of social activity of Russian sociologists - N.K. Mikhailovsky, L.I. Petrazhitsky, P.A. Sorokin - have been studied. A significant place is devoted to the issue of studying the student body as a social group and the influence of the library and information center on the social activity of students. Library and information centers play an important role in modern society, especially in the context of the formation of effective social actors. A social actor, in this case, can be either an individual or a group of individuals or an organization

capable of influencing social processes and changing the surrounding reality. The Library and Information Center is a source of knowledge, information and cultural heritage that can be used for personal development and educational improvement. Library and information centers provide access to books, magazines, electronic resources and other information products, which allows students to gain new knowledge, develop skills and practice-oriented competencies. The results of the study allow us to conclude that the library and information center is an integral part of the educational and cultural environment that contributes to the effective development of a social actor.

Keywords: actor, social actor, active person, social interaction, social community, student community, small social group, student group, library, library and information center, culture, morality.

References

1. Balog, A.I. Social activity of students as a factor in the growth of the sociocultural potential of Russian youth: specialty 22.00.04 Social structure, social institutions and processes: abstract for the degree of candidate of sociological sciences / Balog Angela Ivanovna. - Nizhny Novgorod, 2018. - 24 p. - Text: direct.

2. Bakhmarova, V.N. Social actor in the management concept of M. Crozier / V.N. Bakhmarova // Theory and practice of social development. - 2012. - No. 1. - P. 85-87.

3. Kovalev, A.D. Formation of Talcott Parsons' theory of action / A.D. Kovalev // History of theoretical sociology. In 4 vols. T.3. Moscow: Kanon, 1997. - pp. 150-179.

4. The social role of the library: influence on society and culture. -URL: https://nauchniestati.ru/spravka/soczialnaya-rol-bibli-oteki/?ysclid=lrewe4fhfk495379746 - Text: electronic.

5. Sociological dictionary. - URL: https://vslovare.info/slovo/ sotziologicheskiij-slovar/sotzialnjyij-aktor/257156 - Text: electronic.

6. Philosophical Dictionary. - URL: https://vslovare.info/slovo/ filosofskiij-slovar/sotzialnjyij-aktor/269025 - Text: electronic.

<n ■_

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.