Научная статья на тему 'РОЛЬ БАЗОВЫХ УБЕЖДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ТРЕВОЖНОСТИ И ДЕПРЕССИИ'

РОЛЬ БАЗОВЫХ УБЕЖДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ТРЕВОЖНОСТИ И ДЕПРЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
749
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ДЕПРЕССИЯ / ИЗБЕГАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ / ПСИХИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Халикова Лилия Рашитовна, Шаяхметова Эльвира Шигабетдиновна, Хакимов Эрик Ришатович

В настоящее время осознается потребность сохранения психического здоровья специалистов помогающих профессий. Негативные или иррациональные убеждения могут ограничивать личность в развитии, приобретении новых знаний, когда человек убежден в предстоящей неудаче. Авторы статьи предполагают, что избегание реальности может привести формированию тревожности и депрессии. Цель исследования - выявление роли базовых убеждений в формировании тревожности и депрессии. Для решения исследовательских задач использован комплекс опросных методов и методик, направленных на выявление базовых установок, тревоги и депрессии. Выборку исследования в совокупности составили 46 специалистов помогающих профессий в возрасте от 24 до 46 лет. Было установлено, что иррациональные убеждения «долженствование в отношении к себе» и «низкая фрустрационная толерантность» способствуют формированию личностной тревожности. Люди с подобными иррациональными убеждениями постоянно испытывают стресс, гнев, беспокойство, тревожность, грусть, обиду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF BASIC BELIEFS IN THE FORMATION OF ANXIETY AND DEPRESSION

Currently, the need to preserve the mental health of specialists in helping professions is being realized. Negative or irrational beliefs can limit a person's development, acquisition of new knowledge, when a person is convinced of impending failure. The authors of the article suggest that avoiding reality can lead to the formation of anxiety and depression. The purpose of the study is to identify the role of basic beliefs in the formation of anxiety and depression. To solve research problems, a set of survey methods and techniques aimed at identifying basic attitudes, anxiety and depression was used. The sample of the study was made up of 46 specialists of helping professions aged from 24 to 46 years. It was found that irrational beliefs of "self-respect" and "low frustration tolerance" contribute to the formation of personal anxiety. People with such irrational beliefs constantly experience stress, anger, anxiety.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ БАЗОВЫХ УБЕЖДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ТРЕВОЖНОСТИ И ДЕПРЕССИИ»

4. Зауторова, Э.В. Характеристика профессиональной стрессоустойчивости сотрудников исправительных учреждений со сроком службы до пяти лет / Э.В. Зауторова, А.В. Вилкова // Ведомости УИС. - 2019. - №2 (201). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-professionalnoy-stressoustoychivosti-sotrudnikov-ispravitelnyh-uchrezhdeniy-so-srokom-sluzhby-do-pyati-let (дата обращения: 09.10.2021).

5. Кеник, Н.Ю. Тип темперамента и стрессоустойчивость у студентов / Н.Ю. Кеник, Т.И. Ачинович // Актуальные проблемы психологии и конфликтологии: сб. науч. ст. / Фил. Рос. гос. социал. ун-та в г. Минске Респ. Беларусь. - Минск, 2016. - С. 36-38.

6. Колобродова, Н.В. Понятие, виды и причины профессионального стресса // Интернаука. - 2017. - № 11/1 (15). -С. 57-60.

7. Комкова, Е.И. Эффективность совладания со стрессом в деятельности руководителей в зависимости от используемых копинг-стратегий / Е.И. Комкова, М.Б. Овчинникова // Весн. дзярж. ун-та. - 2018. - № 1. - С. 64-69.

8. Кутбиддинова, Р.А. Исследование взаимосвязи стрессоустойчивости и темперамента личности / Р.А. Кутбиддинова, Е.А. Пек // Национальная Ассоциация Ученых. - 2016. - № 6 (22). - С. 87-89.

Психология

УДК 159. 962

кандидат педагогических наук, доцент Халикова Лилия Рашитовна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); доктор биологических наук, профессор Шаяхметова Эльвира Шигабетдиновна Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); доцент Хакимов Эрик Ришатович

Федеральное государственное казенное учреждение высшего образования «Уфимский юридический институт МВД России» (г. Уфа)

РОЛЬ БАЗОВЫХ УБЕЖДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ТРЕВОЖНОСТИ И ДЕПРЕССИИ

Аннотация. В настоящее время осознается потребность сохранения психического здоровья специалистов помогающих профессий. Негативные или иррациональные убеждения могут ограничивать личность в развитии, приобретении новых знаний, когда человек убежден в предстоящей неудаче. Авторы статьи предполагают, что избегание реальности может привести формированию тревожности и депрессии. Цель исследования - выявление роли базовых убеждений в формировании тревожности и депрессии. Для решения исследовательских задач использован комплекс опросных методов и методик, направленных на выявление базовых установок, тревоги и депрессии. Выборку исследования в совокупности составили 46 специалистов помогающих профессий в возрасте от 24 до 4б лет. Было установлено, что иррациональные убеждения «долженствование в отношении к себе» и «низкая фрустрационная толерантность» способствуют формированию личностной тревожности. Люди с подобными иррациональными убеждениями постоянно испытывают стресс, гнев, беспокойство, тревожность, грусть, обиду.

Ключевые слова: иррациональные убеждения, тревожность, депрессия, избегание реальности, психическое благополучие.

Annotation. Currently, the need to preserve the mental health of specialists in helping professions is being realized. Negative or irrational beliefs can limit a person's development, acquisition of new knowledge, when a person is convinced of impending failure. The authors of the article suggest that avoiding reality can lead to the formation of anxiety and depression. The purpose of the study is to identify the role of basic beliefs in the formation of anxiety and depression. To solve research problems, a set of survey methods and techniques aimed at identifying basic attitudes, anxiety and depression was used. The sample of the study was made up of 46 specialists of helping professions aged from 24 to 46 years. It was found that irrational beliefs of "self-respect" and "low frustration tolerance" contribute to the formation of personal anxiety. People with such irrational beliefs constantly experience stress, anger, anxiety.

Key words: irrational beliefs, anxiety, depression, avoidance of reality, mental well-bein.

Введение. Для специалистов помогающих профессий самое главное - это здоровье. Здоровье состоит из психического и физического благополучия. Когда что-то из этого страдает человек находится в стрессе и в напряжении, из-за чего не только не получает удовольствие от жизни, но и перманентно остается в неудовлетворении по причине подверженности высокой тревожности или даже депрессии. С другой стороны данная логика взаимообратная: тревожность, как реакция, несоответствующая жизненным ситуациям и депрессия являются одними из основных факторов, неблагоприятно влияющими на самочувствие людей. Это отражается на эмоциональном и физическом состоянии, межличностных отношениях, самореализации и других важных жизненных сферах, что снижает качество жизни.

Высокие уровни тревожности и депрессии играют ограничивающую роль в жизни человека, потому что человек не пробует новое и соответственно не развивается, т.к. заранее убежден в неудаче или даже предстоящей опасности, которая точно случится. Такая деструктивная уверенность является результатом поддержания и усугубления негативного состояния, возникшего в результате яркого болезненного опыта иррациональными убеждениями [4].

Негативные или иррациональные убеждения, избегание реальности - это неосознанный выбор как следствие психологической защиты, вторичных выгод или невротическое расстройство ограничивающие человека в психологическом и физическом благополучии [6].

И.С. Коростелева и В. С. Ротенберг утверждают, что нарушение активности жизненной позиции и дезориентация в ценностно-смысловой сфере происходит в следствие деформации адаптационно-поведенческих механизмов, в частности психологических защит [3].

По мнению В.С. Чирковой чем более иррациональны некоторые виды убеждений, тем более дезадаптивны изменения эмоциональных схем [5].

А.Т. Бэк и Д.С. Бэк отмечают, что негативные глубинные (иррациональные) убеждения нарушают адаптацию, повышают уровень готовности к аддиктивным поведенческим реакциям, снижают эффективность деятельности, нарушают конгруэнтность удовлетворенности жизнью. Такого рода убеждения препятствуют постановке целей, их достижению, ведут к непродуктивным формам поведения, появляются в периоды психологического дистресса; при расстройствах личности они

могут активироваться постоянно. Негативные глубинные убеждения впоследствии связываются с ощущением беспомощности и непринятия жизни [1, 2].

Понимание необходимости коррекции деструктивных убеждений предопределило настоящее исследование. Результаты изучения взаимосвязи базовых убеждений, тревожности и депрессии у сотрудников социальной сферы можно будет использовать в работе практического психолога для повышения качества жизни лиц помогающих профессий.

Цель исследования - изучить роль базовых убеждений в формировании тревожности и депрессии.

В исследовании приняли участие 46 сотрудников ГБУ РБ МЦ «Семья». Возраст испытуемых от 24 до 46 лет. В работе были использованы следующие методики: 1) шкала тревоги Спилбергера-Ханина, STAI (адаптация Ю. Л. Ханина), 2) шкала депрессии Бека (BDI), 3) шкала базовых убеждений Р. Янов-Бульман (адаптация М. А. Падун и А. В. Котельниковой), 4) методика диагностики иррациональных установок А. Эллиса.

Метематико-статистическая обработка полученных результатов была осуществлена на персональном компьютере с использованием программы «Statistica 10.0». Анализ связей признаков проводился непараметрическим методом ранговой корреляции по Спирмену. Достоверными были выбраны результаты на уровне значимости p<0,05.

Изложение основного материала статьи. На первом этапе исследования для диагностики уровня личностной тревожности была использована шкала тревоги Спилбергера-Ханина, результаты диагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1

Выраженность тревожности

Шкала Низкий (ниже среднего) Средний Высокий (выше среднего)

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Личностная тревожность 8 17,4 28 60,9 10 21,7

Из таблицы 1 видно, что в данной выборке преобладает средний уровень личностной тревожности с различными тенденциями (порядка 60,9%). Практически равнозначную часть занимают участники с высоким (21,7%) и низким (17,4%) уровнем личностной тревожности. Таким образом, большинство специалистов данной выборки обладают средним уровнем личностной тревожности.

Для диагностики уровня депрессии использовался тест-опросник - Шкала депрессии Бека (BDI).

Таблица 2

Выраженность депрессии

Шкала Отсутствие депрессивных симптомов Легкая депрессия (субдепрессия) Умеренная депрессия

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Личностная тревожность 43 93 3 7 0 0

Из таблицы 2 видно, что у большинства респондентов отсутствуют депрессивные симптомы (93%). Легкий уровень депрессии встречается в 3%. Умеренный, средний и высокий уровни депрессии не обнаружен. Таким образом, у большинства специалистов данной выборки отсутствуют депрессивные симптомы.

Далее для диагностики базовых убеждений личности были использованы диагностические методики: шкала базовых убеждений Р. Янов-Бульман и методика диагностики иррациональных установок А. Эллиса. Результаты диагностики представлены в таблице 3.

Из таблицы 3 видно, что в данной выборке преобладает выраженное наличие убеждений по шкалам: «долженствование в отношении себя» (78%), «образ «Я»» (69,6%) и «катастрофизация» (65%). Следовательно, основную часть данной выборки можно охарактеризовать как людей, у которых сформировано представление о самих себе: об уме, теле, способностях и чертах характера. Такие люди предъявляют завышенные требования к себе и всему миру, они склонны любое жизненное событие прогнозировать с негативным исходом, для них удачное разрешение ситуации является практически невозможным. А это может вызывать у них сильнейший дискомфорт.

Таблица 3

Выраженность базовых убеждений

Шкалы Отсутствие убеждений Убеждения присутствуют Выраженное наличие убежд.

Кол-во | % Кол-во | % Кол-во | %

по шкале Р. Янов-Бульман

Доброжелательность окружающего мира 6 13 24 52 16 34,8

Справедливость 10 22 30 65 6 13

Образ «Я» 0 0 14 30,4 32 69,6

Удача 2 4,3 18 39 26 56,5

Убеждения о контроле 6 13 24 52 16 34,8

по шкале А. Эллиса

Катастрофизация 0 0 16 35 30 65

Долженствование в отношении себя 0 0 10 21,7 36 78

Долженствование в отношении других 4 8,7 18 39 24 52

Низкая фрустрационная толерантность 8 17,4 28 60,9 10 22

Самооценка 8 17,4 26 57 12 26

Далее для выявления роли иррациональных убеждений в формировании снижению тревожности и депрессии у сотрудников социальной сферы был проведен корреляционный анализ (таблица 4).

Так, были выявлены отрицательные взаимосвязи на высоком уровне значимости (р=0,01) между личностной тревожностью и иррациональными убеждениями по «долженствованию в отношении себя» (г=-0,57), а также личностной тревожностью и иррациональными убеждениями по «низкой фрустрационной толерантностью» (г=-0,33).

Следовательно, можно предположить, что завышенные требования к себе с одной стороны, - и нетерпимость ко всему, что неприятно (дискомфорт, неудачи, проблемы, препятствия, отсрочка исполнения желаний), с другой стороны, -формируют личностную тревожность.

Таблица 4

Коэффициенты корреляционной связи между базовыми убеждениями и уровнями тревожности и депрессии

Шкалы Коэффициент взаимосвязи между уровнем тревожности и базовыми убеждениями Коэффициент взаимосвязи между уровнем депрессии и базовыми убеждениями

Доброжелательность окружающего мира - 0,22 0,11

Справедливость - 0,16 - 0,12

Образ «Я» 0,11 - 0,20

Удача - 0,15 - 0,15

Убеждения о контроле 0,15 - 0,13

Катастрофизация - 0,20 0,07

Долженствование в отношении себя - 0,57 - 0,02

Долженствование в отношении других - 0,02 - 0,01

Низкая фрустрационная толерантность - 0,33 0,15

Самооценка - 0,20 - 0,01

Примечание: жирным выделены достоверные взаимосвязи при р < 0,01

Люди с подобными иррациональными убеждениями постоянно испытывают стресс, гнев, беспокойство, тревожность, грусть, обиду.

Следует также отметить, что по причине отсутствия депрессивных симптомов у респондентов взаимосвязь между уровнем депрессии и базовыми убеждениями не выявлялась.

Выводы:

1) Большинство испытуемых в выборке специалистов социальной сферы имеют средний уровень личностной тревожности.

2) У большинства испытуемых в выборке специалистов социальной сферы отсутствуют депрессивные симптомы.

3) У большинства специалистов данной выборки в большей степени имеются выраженные иррациональные убеждения.

4) Иррациональные убеждения приводят к стрессу, гневу, беспокойству, тревожности, грусти, обиде.

5) Для освобождения от иррациональных убеждений для специалистов помогающих профессий необходима программа психологический помощи, в задачи которой должны входить: формирование позитивного мышления, повышение самооценки, снижение уровня тревожности.

Литература:

1. Бек, А.Т. Когнитивная терапия: монография / А.Т. Бек, А. Раш, Брайан ШО, Гэри Эмери. - СПб.: Питер, 2018. - 195 с.

2. Бек, Дж.С. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям: монография / Дж.С. Бек. - СПб.: Питер, 2018. - 416 с.

3. Коростелева, И.С. Проблема алекситимии в контексте поведенческих концепций психосоматических расстройств / И.С. Коростелева, В.С. Ротенберг //Телесность человека: междисциплинарные исследования. - М., 1993. - С. 142-150.

4. Котенева, А.В. Деструктивная психологическая защита и пути ее преодоления / А.В. Котенева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - №4-5. - С. 1002-1005.

5. Чиркова, В.С. Взаимосвязь иррациональных убеждений и эмоциональных схем в когнитивной сфере личности (теоретический анализ) / В.С. Чиркова // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2020. - Vol. 12-1 (51). -Рр. 107-100.

6. Эллис, А. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия : монография / А. Эллис, К. Макларен. - РнД.: Феникс, 2008. - 160 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Хилько (Швецова) Ольга Владимировна

Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь)

АЛЛЕГОРИЯ «ЧЕРНОЙ», НЕБЕЗОПАСНОЙ ПЕДАГОГИКИ В АНТИУТОПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

А.В. АФАНАСЬЕВА «ТЕ, КТО РЯДОМ»

Аннотация. Статья посвящена анализу аллегории «черной», небезопасной, авторитарной педагогики в антиутопии для детей А.В. Афанасьева «Те, кто рядом», анализу героев произведения.

Ключевые слова: «черная» педагогика, авторитария, тоталитаризм.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the allegory of "black", unsafe, authoritarian pedagogy in A.V. Afanasyev "Those who are nearby", the analysis of the heroes of the work.

Key words: "black" pedagogy, authoritarianism, totalitarianism.

Введение. Фантастическое произведение, написанное в жанре антиутопии для детей «Те, кто рядом» А.В. Афанасьева [1], изданное в 1990 году и продолжающее традиции «Алисы в Стране Чудес» Л. Кэррола, «Незнайки на Луне» Н. Носова, «Волшебника Изумрудного города» А.М. Волкова, начинается с попадания главного героя книги мальчика Толи и его учительницы Варвары Петровны Кузьмищевой в мир, антиподный нашему (когда в одном мире происходит что-то хорошее, в другом мире - что-то плохое: «у вас родился хороший человек, у нас - плохой»). «Я это ты, а ты - это я», -говорит Глен Толе, иллюстрируя связь миров [1]. Посланники антиподного мира: мальчик Глен и Кудрявый Лист, зверек, похожий на белку, но не белка, являются в наш мир за Толей с просьбой о помощи: перейти в их мир и «разъединить» миры, убрать их зависимость друг от друга, антиподность (возможно, по аналогии расстановки сил в современном мире: багополучие «развитых стран» при капиталистической системе построено на выкачивании ресурсов из «развивающихся» стран).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложение основного материала статьи. Аналогичную картину мы наблюдаем с Элли из Изумрудного города, где собачка Татошка, подобно Кудрявому Листу для Толи, является причиной того, что девочка попадает в параллельный сказочный мир. Животные в этих мирах умеют разговаривать и помогают человеку справляться с трудностями. Идея существования и взаимовлияния параллельных миров или «мультивселенной» прослеживается в религиозных и научных трактатах. Материальность мыслей и помыслов восходит к христианству как понимание целостности материального и духовного в человеке [2; 6]. Мальчика Толю, по аналогии с «Алисой в стране Чудес», ведет в антиподный мир зверек Кудрявый Лист, похожий на белку, но не белка, в случае Алисы, она отправилась в Зазеркалье за кроликом. Толя попадает в антиподный мир через дыру, спрятанную в шалаше странного старика, «дремлющего в пустыне», в дыру Толя падает долго, так же, как и Алиса, попавшая в нее через дупло дерева. Элли с Татошкой уносит ураган. Элли, Толя и Алиса, каждый в «своем» произведении, попадают в свой «нижний» мир: тоталитарный и дремучий, построенный на полном контроле, на беззакании и на угнетении. Словами советника Балдоуса, правой руки тирана Бена Аморали, говорит автор, Афанасьев А.В.: «Наше государство - клубок предрассудков. И пока оно такое, а будет оно таким всегда, ибо на предрассудках держится власть ...» [1] сообщает нам о порядке, установившемся в большинстве стран современного мира тоталитарного толка, которые через низведение народа до скотского состояния, через разрушение образования, через пропаганду всего примитивного в человеке, добиваются подчинения народа. В результате, все чаще в современном образовании ведется речь уже об обеспечении его безопасности [8; 9; 10; 12]. Симптоматично также, что произведение было написано в 1989 году, а издано в 1990 году, - в год, предшествующий развалу СССР: книга является пророческой [6].

Примечательным является эпизод в начале книги, в котором описаны темные времена падения мира Рюмов и земледельцев, произошедшие примерно за три тысячи лет до описываемых в книге событий: на землю Рюмов приходит многодневная тьма и снег (затмение? смутные времена?), после того, как тьма уходит, по селениям Рюмов начинают ходить и просить подаяния Жеки, волосатые человекоподобные существа, не умеющие говорить (аллегория деградации человека). Рюмам и земледельцам жаль этих существ, они заботятся о них, с Жеками часто играют их дети. Затем, Рюмы начинают замечать, что дети, общаясь с Жеками, тоже начинают обрастать шерстью, деградировать. Вскоре, по аналогии с Гамельнским крысоловом, персонажем средневековой немецкой легенды, Жеки уводят изменившихся, обросших шерстью, деградировавших детей, из селений [4; 14; 15]. Потом выясняется, что они увели детей в Город, чудесным традиционно сказочным образом построенный за одну ночь. Город как метафора урбании - искусственной, созданной человеком среды, среды совершенной и технологичной, но приводящей к деградации Человека, среды небезопасной для человека. В дальнейшем, приспешники Бена Аморали, тирана, подвергают в условиях Города все новых и новых Рюмов «укомплектовке» - переформатированию мозга при помощи некоего аппарата, в результате чего человек деградирует физически и морально и интеллектуально. «Укомплектовка» - аллегория «черной», тототалитарной педагогики, которая обслуживает интересы полицейских, в основном, капиталистических государств, участвует в оскотинивании, примитивизации подрастающего поколения [11; 13].

В произведении А.В. Афанасьева есть и представитель гуманной педагогики, учительница Варвара Петровна Кузьмищева, которую, по мыслям Толи «. в десант бы посылать» [1], которая кинулась в антиподный мир вслед за Толей, преодолев все препятствия, что создал ей на пути проводник Толи Кудрявый Лист. Варвару Петровну дети любят за то, « . что она не умеет повышать голос» (не доминирует, не подавляет). Дети «.Только тем отличаются от взрослых - они не прощают притворства, с возрастом, пройдя через «укомлектовку» «черной педагогики», пользуясь термином, введенным А. Миллер [7], - педагогики бесчеловечной, авторитарной, находящейся на службе у тоталитаризма, многие выросшие дети теряют чувствительность ко лжи, принимают ее как данность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.