УДК 159.923
СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ЖИЗНЬЮ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ
Т.В.Углова
THE SUBJECTIVE CONDITIONS OF LIFE SATISFACTION DURING ADULTHOOD
T.V.Uglova
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
В статье изложены результаты исследования взаимосвязи показателей удовлетворённости жизнью у взрослых с такими особенностями базовых убеждений личности, как обобщённое отношение к людям, благосклонность и справедливость окружающего мира, наличие и выраженность иррациональных идей и др.
Ключевые слова: удовлетворённость жизнью, базовые убеждения личности, взрослые
The article deals with the study results of the relationship between the life satisfaction in adults and such basic beliefs features as: generalized attitude to people, favour and fairness of the world around, the existence and severity of irrational ideas, etc.
Keywords: life satisfaction, basic beliefs, adults
В современном обществе, с развитием цивилизации всё больше на задний план уходит проблема выживания. Комфортная условия труда, отдыха и быта становятся нормой, и всё большее значение и ценность для большинства людей приобретают эмоциональный комфорт, счастье и удовлетворённость. Удовлетворённость жизнью является значимой составляющей психологического и психического здоровья личности, что делает исследования по данной теме значимыми и актуальными. Кроме того, на индивидуальном уровне проблема удовлетворённости жизнью и поиска счастья будет являться актуальной в разные периоды жизни для многих поколений людей.
Понятие «удовлетворенность» определяется в психологической литературе неоднозначно. В общепсихологическом смысле удовлетворённость рассматривается прежде всего как состояние удовольствия, переживаемое субъектом, если его желания и потребности исполнены, реализованы. По своей природе это психическое состояние противоположное потребности и отражает устранение нужды [1]. В социальной психологии удовлетворенность может рассматриваться как оценка субъектом результатов своей деятельности или самой деятельности, то есть как отношение к чему-либо. С этих позиций удовлетворённость жизнью может быть представлена как субъективная оценка человеком своей собственной жизни
в целом (условий жизни и деятельности, достижений, отношений с людьми и т.п.), которая естественно сопровождается приятными, радостными эмоциональными переживаниями.
По мнению Р.М.Шамионова, удовлетворенность жизнью представляет собой субъективное эмоционально-оценочное отношение, обладающее побудительной силой, способствующей действию, поиску, управлению внутренними и внешними объектами. Автор считает, что это сложное, динамичное, социально-психологическое образование, в основе которого лежит интеграция когнитивных и эмоционально-волевых процессов [2].
В зарубежной и отечественной психологии высокая степень удовлетворённости жизнью часто связывается или отождествляется с такими понятиями, как «счастье», «субъективное психологическое благополучие» и рассматривается как важное условие психологического здоровья человека. М. Аргайл считает, что удовлетворенность жизнью есть непременная составляющая счастья, и определяет данное явление как рефлективную оценку прошлого и настоящего положения дел [3].
Безусловно, на удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью оказывают влияние разнопорядковые детерминанты: объективные и субъективные предпосылки экономического, политического, психологического, социально-психологического ха-
рактера. В современной психологии исследованы взаимосвязи данного явления с такими факторами как: личная и семейная безопасность (уровень криминализации жизни и произвола властей); социальная стабильность; климат и другие условия среды; материальное благополучие; социальный статус; достижение поставленных целей; уровень самореализации и самоактуализации; наличие свободного времени и хорошо организованного досуга; гармоничные отношения в семье; межличностные отношения; здоровье; возраст и др.
Л.В. Куликов, опросив примерно пятьсот респондентов из разных социальных групп, выявил, что в большей степени удовлетворены своей жизнью те, кто доволен своими супружескими отношениями и здоровьем, но он не обнаружил корреляций с такими показателями, как качество жилья (отдельная или коммунальная квартира), ожиданиями, связанными с будущим. Автор приходит к выводу, что удовлетворенность жизнью теснее связана с оценками удовлетворения потребностей, чем с оценками значимости этих потребностей. В то же время сам факт и полнота удовлетворения потребностей, по его мнению, лишь опосредованно влияет на удовлетворенность жизнью [4]. К тому же множество условий, способствующих данному переживанию, носят объективный характер и мало подвержены нашему влиянию. На наш взгляд, в оценке собственной жизни решающую роль играют когниции, составляющие основу нашего мировоззрения, а именно базовые убеждения личности. Согласно психологическому словарю, базовые убеждения представляют собой глобальные, имплицитные, достаточно устойчивые суждения индивида о мире и о себе, обуславливающие мышление, эмоциональное состояние и поведение человека [5]. Система базовых убеждений личности включает глубинные представления о доброжелательности-враждебности окружающего мира, значимости собственного «Я» и др.
В след за Дж. Келли, А. Беком, А. Эллисом мы предполагаем, что когнитивные механизмы оценки собственной жизни и происходящих событий базируются на глубинных семантических структурах сознания. Наиболее обобщённые оценочные и дескриптивные убеждения формируются достаточно рано, не всегда ясно осознаются индивидом, но проявляться в его рассуждениях о мире, о себе и о людях, в интерпретациях и оценках событий.
На наш взгляд, наиболее подходящей возрастной группой для исследования базовых убеждений личности и удовлетворенности жизнью являются взрослые. Данный возраст - период расцвета личности, многое ещё впереди, но и за спиной уже достаточно длинный путь, череда событий и достижений, что даёт возможность дать оценку приобретённому опыту, подвести промежуточные итоги. Система убеждений личности в этот период достаточно стабильна.
Эмпирическое исследование взаимосвязи базовых убеждений с удовлетворенностью жизнью у
взрослых было проведено нами в 2013 г. в Москве, с использованием следующих психодиагностических методик: тест «Индекс жизненной удовлетворенности» Н.В. Паниной; шкала базовых убеждений Р.Янофф-Бульман; шкала враждебности Ку-ка-Медлей; тест выраженности иррациональных убеждений А. Эллиса. В исследовании принимали участие 40 человек (20 мужчин и 20 женщин) в возрасте 35-40 лет. Среди испытуемых были люди разных профессий, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, с разным социальным, семейным статусом и уровнем доходов.
Удовлетворённость жизнью респондентов измерялась с помощью методики «Индекс жизненной удовлетворенности» в адаптации Н.В. Паниной. По результатам психодиагностики 27,5% испытуемых оказались неудовлетворенными своей жизнью, у 50% — уровень удовлетворённости средний и у 22,5% — высокий, они считают, что переживают лучшие годы, занимаются тем, что им интересно, в будущем их также ожидают увлекательные дела, а воспоминания о прожитом, в основном, приятны.
Также в ходе психодиагностического обследования нами были выявлены следующие параметры мировоззрения респондентов.
1. Три категории базовых убеждений (по методике Р. Янофф-Бульман):
- Вера в то, что в мире больше добра, чем зла (благосклонность окружающего нас мира и доброта людей);
- Убеждение в том, что мир полон смысла (события, происходящие с нами не случайны, а подчиняются законам справедливости);
- Убеждение в ценности собственного "Я" (я хороший человек, я правильно себя веду и я удачлив).
2. Обобщённое отношение к людям (по шкале Кука-Медлей):
- цинизм;
- агрессивность;
- враждебность.
3. Наличие и выраженность следующих иррациональных идей (по методике А. Эллиса):
- Катастрофизация (склонность оценивать каждое неблагоприятное событие как ужасное и невыносимое);
- Долженствование в отношении себя (наличие чрезмерно высоких требований по отношению к себе);
- Долженствование в отношении других (наличие чрезмерно высоких требований к другим);
- Оценочная установка (человек оценивает себя и других в целом, генерализованно);
- Фрустрационная толерантность (степень переносимости различных фрустраций).
Результаты психодиагностики вышеперечисленных параметров базовых убеждений у взрослых представлены в таблице 1.
Таблица 1
Выраженность иррациональных когниций у взрослых (в процентах)
Параметры Уровень выраженности
Низкий Средний Высокий
Благосклонность окружающего мира и доброта людей 25 - 75
Осмысленность и справедливость мира 30 - 70
Убеждение в ценности собственного «Я» 27.5 - 72.5
Цинизм в отношении к людям 22.5 50 27.5
Агрессивность в отношении к людям 22.5 52.5 25
Враждебность в отношении к людям 22.5 62.5 15
Низкая катастрофизация 25 55 20
Отсутствие идеи долженствования в отношении себя 25 52.5 22.5
Отсутствие идеи долженствования в отношении других 25 60 15
Низкая фрустрацион-ная толерантность 22.5 77.5 -
Дифференцирован-ность оценки 25 75 -
На следующем этапе был проведён корреляционный анализ полученных данных с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона. Значения коэффициентов корреляции, которые можно увидеть в табл.2, все без исключений, попадают в зону значимости.
Таблица 2 Значения коэффициентов корреляции между показателями удовлетворенности жизнью и базовых убеждений у взрослых
Базовые убеждения Удовлетворенность жизнью
Благосклонность окружающего мира и доброта людей 0,85**
Осмысленности и справедливость мира 0,78**
Убеждение в ценности собственного «Я» 0,82**
Цинизм в отношении к людям -0 9**
Агрессивность в отношении к людям -0,87**
Враждебность в отношении к людям -0,74**
Низкая катастрофизация 0,87**
Отсутствие идеи долженствования в отношении себя 0,88**
Отсутствие идеи долженствования в отношении других 0,83**
Фрустрационная толерантность 0,72**
Дифференцированность самооценки 0,69**
**связь статистически значима на уровне р < 0,01.
Таким образом, неудовлетворённость жизнью связана со следующими когнициями. Неудовлетворённый жизнью человек убеждён, что в мире гораздо больше плохого, чем хорошего, его судьба, по сути, зависит от случая, и повлиять на ход событий невозможно. О себе и окружающих он невысокого мнения, считает, что люди по своей природе недружелюбны, злы, равнодушны и т.п., а значит цинизм, враждебность и агрессия оправданы по отношению к ним. Его рассуждения и интерпретации часто иррациональны, есть тенденция преувеличивать негативные последствия происходящих с ним событий, он склонен к генерализованным, обобщённым оценкам себя и других, считает, что мир и другие люди должны соответствовать его представлениям и взглядам, к себе он также предъявляет повышенные требования.
В основе мировоззрения удовлетворённого жизнью, счастливого взрослого человека лежат следующие когниции. Он уверен, что в мире больше добра, чем зла, мир полон смысла, события, происходящие с нами не случайны, а подчиняются определённым законам и эти законы справедливы, у нас есть возможность влиять на ход событий. Такой человек убеждён в ценности собственного «Я», считает, что может контролировать своё поведение, и если он будет вести себя правильно, к нему придёт удача и благополучие. Представление о других людях у счастливого человека в целом позитивное, а, следовательно, для враждебности и агрессии нет серьёзных оснований, в мире больше добрых людей, чем злонамеренных, да и оценивает он себя и других скорее не в целом, а за конкретные качества и поступки. Его мировоззрение более рационально, он не склонен расценивать неблагоприятные события как катастрофу, не предъявляет к другим и к себе слишком высоких требований.
Выборка нашего исследования не была большой, но при этом, почти все коэффициенты корреляции близки к единице, связи сильные, на основании чего, можно предположить, что базовые убеждения личности и являются той отправной точкой для оценок, интерпретаций и последующих эмоционально-окрашенных переживаний, происходящих с нами событий. Достижение поставленных целей, построение гармоничных отношений с близкими, делает нас счастливыми на некоторое время, но если базовые убеждения о мире, глубинные оценки мира, людей и себя остаются негативными, мы вновь и вновь будем возвращаться к переживанию неудовлетворённости и разочарования. Взрослые люди способные к рефлексии и самоанализу самостоятельно или с помощью когнитивно-ориентированного психотерапевта имеют все возможности подвергнуть критическому анализу свои базовые убеждения и, если это им необходимо, изменить их.
1. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. 752 с.
2. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов, 2008. 296 с.
3. Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003. 271 с.
4. Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика / Под ред. В. Ю. Большакова. СПб.: СпбГУ, 2000. С. 476-510.
5. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А.Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011. 600 с.
Bibliography (Transliterated)
1. Il'in E. P. Jemocii i chuvstva. SPb: Piter, 2001. 752 s.
2. Shamionov R.M. Sub#ektivnoe blagopoluchie lichnosti: psi-hologicheskaja kartina i faktory. Saratov, 2008. 296 s.
3. Argajl M. Psihologija schast'ja. SPb.: Piter, 2003. 271 s.
4. Kulikov L. V. Determinanty udovletvorennosti zhizn'ju // Obshhestvo i politika / Pod red. V. Ju. Bol'shakova. SPb.: SpbGU, 2000. S. 476-510.
5. Psihologija obshhenija. Jenciklopedicheskij slovar' / Pod obshh. red. A.A.Bodaleva. M. Kogito-Centr, 2011. 600 s.