Научная статья на тему 'РОЛЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАНА'

РОЛЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕВОЗКА / СТРОИТЕЛЬСТВА НОВЫХ ДОРОГ / СТРАГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ / ПРОТЯЖЕННОСТЬ ДОРОГ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / НАЦИОНАЛНОЙ АВТОМАГИСТРАЛ / ОСЕВАЯ НАГРУЗКА / ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТЬ / СНИЖЕНИЕ АВАРИЙНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Омонов К.Х.

В статье отражается текущее системы и перспективы развития транспортной системы Республики Узбекистан. Производится анализ развития дорожной сети и важную роль в социально-экономическом развитии страны за 2015-2019 гг. на установленных планов и представленных программы. Рассматривается выполнение развитие и модернизации инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF HIGHWAYS IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Resume: The article reflects the current system and development prospects of the transport system of the Republic of Uzbekistan. The analysis of the development of the road network and the important role in the socio-economic development of the country for 2015-2019 is carried out. on established plans and submitted programs. The implementation of the development and modernization of engineering and communication and road transport infrastructure is considered.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАНА»

УДК 004.02:004.5:004.9

Омонов К.Х. старший преподаватель факультет архитектуры и строительства Термезский государственный университет

РОЛЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В РЕСПУБЛИКЕ

УЗБЕКИСТАНА

Аннотация: В статье отражается текущее системы и перспективы развития транспортной системы Республики Узбекистан. Производится анализ развития дорожной сети и важную роль в социально-экономическом развитии страны за 2015-2019 гг. на установленных планов и представленных программы. Рассматривается выполнение развитие и модернизации инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры.

Ключевые словы: перевозка, строительства новых дорог, страгического развития, международные перевозки, автомобилизация, протяженность дорог, национальная программа, националной автомагистрал, осевая нагрузка, пропускной способность, снижение аварийность.

Omonov K. Kh.

Senior lecturer Faculty of Architecture and Construction Termez state University

THE ROLE OF HIGHWAYS IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Resume: The article reflects the current system and development prospects of the transport system of the Republic of Uzbekistan. The analysis of the development of the road network and the important role in the socioeconomic development of the country for 2015-2019 is carried out. on established plans and submitted programs. The implementation of the development and modernization of engineering and communication and road transport infrastructure is considered.

Key words: transportation, construction of new roads, strategic development, international transportation, motorization, length of roads, national program, national highway, axle load, traffic capacity, reduction of accidents.

Как свидетельствует история, на какой бы фазе и своего развития находились и народы, населявшие территории Узбекистана, в центре

внимания всегда оставался вопросы строительства новых дорог и развития торговых отношений, так как при Амир Темуре считалось что мир благоустроен блогодаря купцам, и поэтому выделялись большие средства.

В Узбекистане автодороги играют важную роль в социально-экономическом развитии страны. Не стоит забывать и о внутренных потребностях, на сегодняшний день в республике основная часть грузовых и пассажирских перевозок приходится именно на долю автомобильных дорог. В частности, перевозки по автодорогам составляют около 85 процентов всех грузовых перевозок и свыше 95 процентов-пассажирских.

Автодороги обеспечивают выход к определённым государствам, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей Республики и ее интеграции глобальную экономическую систему.

За годы независимости для развития транспорта и коммуникационной системы была сделана огромная работа стратегического развития. В Республике обеспечена самостоятельность транспорта и создана национальная цельная система, связывающая все регионы Республики между собой.

Созданная в стране эффективная транспортная система служит фактором для развития внешнеэкономических связей и интеграции с другими странами. В настоящее время ускоренной интеграции нашего государства в мировую экономику позволил проходит 20 международных маршрутов и блогодаря которым страна получает доходы от экспорта автотранспортных услуг, транзитных перевозок

В последние годы темпы развития производства и повышение доходов населения привели к резкому увеличению парка автотранспортных средств, объемов грузовых и пассажирских перевозок автотранспортом. Развитие автодорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития страны и обеспечивать потребности в перевозках в соответствии с ростом автомобилизации, так как настоящее время по состояние 1 января 2020 года в республике имеется легковые автомобили 2,410 тысяч штук, грузовые 150,2 тысяч штук, автобусы 5,0 тысяч штук, специалные машины 3,7 тысяч штук.

Протяженность путей сообщения в республике приведена в табл.1. Как видно из таблицы, протяженность автодорог более 10 раз превосходит протяженности железных дорог.

Пути сообщения в республике

таблица-1

№ Пути сообщения Длина, км

1 Железнодорожные пути (эксплуатационная длина) общего пользования 4237,5

в том числе электрифицированные 827,7

2 Автомобильные дороги общего пользования, в том числе: 42676,0

Международного значения 3981,0

3 Магистральные трубопроводы 14113,7

Географическая месторасположение республики позволяет развивать автомобильный транспорт, так как он является основным видом транспорта для перевозки грузов и пассажиров. Этот фактор обуславливает дальнейшего развития и совершенствования автодорог и дорожного хозяйства в Республике Узбекистан.

Для повышения роли Узбекистана в Центральной Азии, развивая различные области, экономические отношения с соседними государствами была разработана национальная программа на период 2009-2014 годы[1]. В рамках программы проведены работы по улучшению трасс «Термез -Ташкент-Бишкек-Алматы» и «Самарканд-Бухара-Ашгабат-Туркменбаши» и «Гузар-Бухара-Нукус-Бейнеу», проходящих через территорию республики. В целях продолжения строительных работ принятая в 2 0112015 годах программа[2] по развитию строительства транспортной и коммуникационной инфраструктуры дала возможность развитию производства, транспорта, инженерной инфраструктуры в регионах и в целом по стране.

6 марта 2015 года принято очередное Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-2313 «О Программе развития и модернизации инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры на 2015-2019годы», предусматривающее логическое продолжение строительства и реконструкции участков автодорог республики, входящих в состав Узбекской национальной автомагистрали на 2015-2019 годы.

Реализация проекта позволит обеспечить: -развитие транспортных подходов к пограничным пунктам пропуска и крупным транспортным узлам;

-перевозку транзитных грузов через территорию страны, рост объемов перевозок

-экспортно-импортных грузов;

-ликвидацию наиболее существенных разрывов и «узких мест» дорожной сети, на которых имеются ограничения пропускной и провозной способности;

-гарантированное безопасное движение в сложных погодных условиях;

-увеличение доли протяженности автодорог общего пользования II категории с осевой нагрузкой на ось 13 т;

-уменьшение протяженности автодорог общего пользования с переходным типом покрытия;

-повышение в 4 раза резервов пропускной способности на основных направлениях грузовых и пассажиропотоков;

-снижение аварийности на 10-30%, повышение уровень безопасности состояния объектов придорожной инфраструктуры;

-снижение отрицательного воздействия транспортно-дорожного комплекса на окружающую среду, сокращение объемов выбросов автотранспортных средств

-количества отходов при реконструкции, ремонте и содержании автодорог;

-динамичный рост экономики страны, социальное развитие и укрепление связей, повышение конкурентоспособности и эффективности других отраслей экономики путем предоставления возможности беспрепятственного выхода хозяйствующих субъектов на региональные и международные рынки, рост предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющей на качество жизни и уровень социальной активности населения.

Использованные источники:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 22.04.2009г. №«1111-1103 «О мерах по реконструкции и развитию Узбекской национальной автомагистрали на 2009-2014 годы».

2. Постановление Президента Республики Узбекистан 21.12.2010г. N«1111-1446 «Об ускорении развития инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства в 2011-2015 годах»

3. Постановление Президента Республики Узбекистан от 6.03.2015г. №Ш 1-2313 «О Программе развития и модернизации инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры на 20152019 годы»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.