Научная статья на тему 'РОЛЬ АУДИТА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ'

РОЛЬ АУДИТА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АУДИТА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ»

дополнительные финансовые ресурсы, ведет к стремлению компаний различных отраслей экономики быть более прозрачными и привлекательными для инвесторов. Именно поэтому, в последнее время, все более востребованными становятся услуги по подготовке и аудиту отчетности по МСФО. Кроме инвесторов требования к наличию отчетности по МСФО начинают предъявлять и кредиторы.

2) Вторая тенденция общего рынка - происходящие процессы реформирования и консолидации предприятий, сопровождающиеся образованием новых юридических лиц и формированием дочерних обществ. Они не первый год способствуют увеличению спроса на комплекс услуг, связанных с постановкой бухгалтерского учета, разработкой и внедрением финансовой стратегии и системы финансового управления. Кроме того, со стороны крупного бизнеса из года в год увеличивается спрос на услуги по вводу компаний на первичное размещение акций (IPO).

Подводя итоги, можно прогнозировать, что в ближайшие 2-3 года на рынке аудита в России произойдут существенные изменения. Главные тенденции - укрупнение аудиторских фирм через слияния и поглощения; рост качества аудиторских услуг и соответственно стоимости этих услуг, активное развитие и доминирование на рынке национальных аудиторских сетей, работающих под международными брендами.

Использованные источники:

1) Федеральный закон от 30.12.2008 №307- ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступающими в силу с 04.03.2014) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф

2) Лосева Н.А. Формирование и развитие аудиторской деятельности в России // АУДИТОР. - 2013. - №9 c.27

3) Официальный сайт МинФин РФ «Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации»

Галлямова Т.Р., к.э.н.

доцент Галеева А.А. студент

ФГБОУВПО Башкирский ГАУ Россия, г. Уфа

РОЛЬ АУДИТА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Экономический контроль в России становится одним из важнейших элементов рыночной экономики, реально выполняющим функцию управления деятельностью хозяйствующих субъектов предпринимательства. Появились и действуют новые контролирующие государственные и негосударственные органы, позволяющие обеспечить необходимой информацией всю систему и уровни управления.

Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов контроля финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов в рыночных условиях является независимый контроль - аудит.

Аудит проводится аудиторами, а также аудиторскими организациями (фирмами), осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет клиента (заказчика), т.е. проверяемого субъекта.

Аудит как форма независимого контроля может охватывать все экономические субъекты, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также ведомственной принадлежности [2].

Цели аудита и других видов финансового контроля схожи. Так, целью налоговой проверки хозяйствующих субъектов является соблюдение налогового законодательства: правильное исчисление, полнота и своевременность внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Основная цель банковского регулирования и надзора, осуществляемого Банком России, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, защита интересов вкладчиков и кредиторов [3]. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации [1].

Аудиторская проверка по общему правилу проводится на основе гражданско-правового договора, заключаемого между аудитором и клиентом (аудируемым лицом) и регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено законодательством об аудите. Другие же формы финансового контроля осуществляются уполномоченными на то органами на основании принадлежащих им властных полномочий и не носят коммерческого характера.

Аудиторская деятельность является предпринимательской и осуществляется в частном интересе. При этом пользователи аудиторского заключения широкий круг лиц: это не только граждане и юридические лица, но и должностные лица государственных органов. Деятельность органов государственного контроля не является предпринимательской, она осуществляется в публичном интересе.

Как было сказано выше, одним из принципов аудита является его независимость, которая выражается в отсутствии у аудитора при формировании его мнения какой-либо заинтересованности в делах проверяемого лица, а также в отсутствии зависимости от третьих лиц. Действующее законодательство устанавливает ряд мер, обеспечивающих независимость аудиторской проверки. Так, аудиторская организация самостоятельна в выборе методов и процедур при проведении проверки.

Известно, что основным методом финансового контроля является ревизия, позволяющая глубоко и полно обследовать финансово-хозяйственную деятельность организаций, и в зависимости от полноты охвата подконтрольного объекта бывает сплошной, охватывающей деятельность предприятия за определенный период, выборочной, когда проверяются отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности, документальной, в ходе которой проверяются денежные документы, и фактической, заключающейся в сверке документов с наличием денег, материальных ценностей. Аудиторская проверка имеет много общего с ревизией; при проведении аудита применяются специальные приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета, и наоборот при проведении ревизионной проверки составления финансовых (бухгалтерских) отчетов с определенными оговорками могут быть использованы нормы и стандарты аудита. В отличие от аудита ревизия проводится с целью выявления недостатков, их устранения, наказания виновных, направлена на сохранность активов, пресечение и профилактику злоупотреблений. Практическими же задачами аудита являются оказание помощи в улучшении финансового положения клиентов, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), консультирование клиентов.

Таким образом, можно говорить, что аудит как форма финансового контроля относится к независимой проверке финансовой отчетности организации, осуществляемой специальным субъектом (аудитором), в соответствии с законодательством об аудите на коммерческой основе. При аудиторской проверке применяются специфические формы и методы планирования, проведения, документального оформления, общие требования к которым установлены правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Использованные источники:

1. Алборов, Р.А., Галлямова, Т.Р. Внутрихозяйственный контроль (аудит) в организациях АПК [Текст]: учебное пособие / Р.А. Алборов, Т.Р. Галлямова. - Уфа: Башкирский ГАУ. - 2004. - 80 с.

2. Прохоров, И.В. Сущность и роль аудиторских услуг в рыночной экономике [Текст] / И.В. Прохоров // Аудитор. - 2012. - № 12. - с. 35-40.

3. Правило (стандарт) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» [Электронный ресурс]: утверждено приказом Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 (в ред. от 22.12.2011 № 1095) // СПС «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.