Научная статья на тему 'Роль атрибутивных повесток в создании интерпретации при освещении гражданской войны в Сирии в онлайн-версиях RT, "Голоса Америки" и Deutsche Welle'

Роль атрибутивных повесток в создании интерпретации при освещении гражданской войны в Сирии в онлайн-версиях RT, "Голоса Америки" и Deutsche Welle Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
258
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / НООПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО / НОВЫЕ МЕДИА / ИНТЕРНЕТ-СМИ / МЕДИАЭФФЕКТЫ / МЕДИЙНАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ / АТРИБУТИВНЫЕ ПОВЕСТКИ / МЕДИАФРЕЙМИНГ / МЕДИАТЕКСТ / POLITICAL COMMUNICATION / NOOPOLITICS / INFORMATION CONFRONTATION / NEW MEDIA / ONLINE MEDIA / MEDIA EFFECTS / AGENDA SETTING / ATTRIBUTE AGENDAS / MEDIA FRAMING / MEDIA TEXT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Калугина Елена Геннадьевна

Трансграничная природа интернета, позволяющая пользователям иметь доступ к средствам массовой информации и иным ресурсам других государств, существенно расширила пространство информационного противоборства. В этой связи возрастает актуальность исследования способов воздействия с помощью зарубежных СМИ на восприятие гражданами определённого государства событий международного масштаба. В представленной статье освещение гражданской войны в Сирии в онлайн-версиях RT, «Голоса Америки» и Deutsche Welle многоязычных интернет-СМИ, представляющих позицию государства по международным вопросам рассматривается в контексте ноополитики. Интерпретация международных событий в средствах массовой информации представлена как многоуровневый процесс, который предполагает формирование атрибутивных повесток и в конечном итоге медиафреймов. На примере анализа медиатекстов, выходивших в период наиболее важных событий для внешнеи внутриполитической жизни Сирии во время гражданской войны, показано, как выбор атрибутивных повесток способствует формированию отрицательного или положительного отношения аудитории к политике властей арабской республики. Однако для получения более полного представления об интерпретации гражданской войны в Сирии в интернет-СМИ, рассматриваемых в аспекте ноополитики, необходимо учитывать языковые особенности медиатекстов, а также особенности использования в них гипертекстовых, мультимедийных и интерактивных элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF ATTRIBUTE AGENDAS IN FORMATION OF INTERPRETATION BY COVERING CIVIL WAR IN SYRIA IN ONLINE VERSIONS OF RT, VOICE OF AMERICA AND DEUTSCHE WELLE

The transnational nature of the Internet allowing users to have access to media and other recourses of different states has expanded the space of information confrontation significantly. Therefore, it is essential to research means of the influence on the perception of international events by citizens of a specific state through foreign media. This article considers the covering of the civil war in Syria in online versions of RT, Voice of America and Deutsche Welle functioning as multilingual online media and presenting position of a state on the international issues in the context of noopolitics. The interpretation of international events in media is considered as multilevel process assuming the formation of attribute agendas and ultimately media frames. The author analyses media texts published in the period of three months before and after the events that had major influence on Syria''s domestic and foreign policy during the civil war and shows how attribute agendas contribute to the formation of negative or positive attitude of the audience to the policy of Syrian authorities. Therefore, it is necessary to study language features of media texts as well as features of using hypertext, multimedia and interactive elements in them to get a complete vision of interpretation of the civil war in Syria in online media considering in the aspect of noopolitics.

Текст научной работы на тему «Роль атрибутивных повесток в создании интерпретации при освещении гражданской войны в Сирии в онлайн-версиях RT, "Голоса Америки" и Deutsche Welle»

Kalugina Elena Gennadyevna

ROLE OF ATTRIBUTE AGENDAS .

philological sciences -literary criticism

УДК 82:070

РОЛЬ АТРИБУТИВНЫХ ПОВЕСТОК В СОЗДАНИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРИ ОСВЕЩЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В СИРИИ В ОНЛАЙН-ВЕРСИЯХ RT, «ГОЛОСА АМЕРИКИ» И DEUTSCHE WELLE

© 2018

Калугина Елена Геннадьевна, соискатель учёной степени кандидата наук Российский университет дружбы народов (117198, Россия, Москва, улица Миклухо-Маклая, 6, e-mail: elenakalug2013@gmail.com)

Аннотация. Трансграничная природа интернета, позволяющая пользователям иметь доступ к средствам массовой информации и иным ресурсам других государств, существенно расширила пространство информационного противоборства. В этой связи возрастает актуальность исследования способов воздействия с помощью зарубежных СМИ на восприятие гражданами определённого государства событий международного масштаба. В представленной статье освещение гражданской войны в Сирии в онлайн-версиях RT, «Голоса Америки» и Deutsche Welle - многоязычных интернет-СМИ, представляющих позицию государства по международным вопросам - рассматривается в контексте ноополитики. Интерпретация международных событий в средствах массовой информации представлена как многоуровневый процесс, который предполагает формирование атрибутивных повесток и в конечном итоге -медиафреймов. На примере анализа медиатекстов, выходивших в период наиболее важных событий для внешне- и внутриполитической жизни Сирии во время гражданской войны, показано, как выбор атрибутивных повесток способствует формированию отрицательного или положительного отношения аудитории к политике властей арабской республики. Однако для получения более полного представления об интерпретации гражданской войны в Сирии в интернет-СМИ, рассматриваемых в аспекте ноополитики, необходимо учитывать языковые особенности медиа-текстов, а также особенности использования в них гипертекстовых, мультимедийных и интерактивных элементов.

Ключевые слова: политическая коммуникация, ноополитика, информационное противоборство, новые медиа, интернет-СМИ, медиаэффекты, медийная повестка дня, атрибутивные повестки, медиафрейминг, медиатекст

ROLE OF ATTRIBUTE AGENDAS IN FORMATION OF INTERPRETATION BY COVERING CIVIL WAR IN SYRIA IN ONLINE VERSIONS OF RT, VOICE OF AMERICA AND DEUTSCHE WELLE

© 2018

Kalugina Elena Gennadyevna, applicant for a PhD Degree

Peoples' Friendship University of Russia (117198, Russia, Miklukho-Maklay st., 6, e-mail: elenakalug2013@gmail.com)

Abstract. The transnational nature of the Internet allowing users to have access to media and other recourses of different states has expanded the space of information confrontation significantly. Therefore, it is essential to research means of the influence on the perception of international events by citizens of a specific state through foreign media. This article considers the covering of the civil war in Syria in online versions of RT, Voice of America and Deutsche Welle functioning as multilingual online media and presenting position of a state on the international issues in the context of noopolitics. The interpretation of international events in media is considered as multilevel process assuming the formation of attribute agendas and ultimately media frames. The author analyses media texts published in the period of three months before and after the events that had major influence on Syria's domestic and foreign policy during the civil war and shows how attribute agendas contribute to the formation of negative or positive attitude of the audience to the policy of Syrian authorities. Therefore, it is necessary to study language features of media texts as well as features of using hypertext, multimedia and interactive elements in them to get a complete vision of interpretation of the civil war in Syria in online media considering in the aspect of noopolitics.

Keywords: political communication, noopolitics, information confrontation, new media, online media, media effects, agenda setting, attribute agendas, media framing, media text

Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. В условиях растущего влияния сетевых ресурсов исследование интернет-СМИ и новых медиа в целом в качестве субъектов политической коммуникации становится всё более актуальным. Развитие информационного общества меняет принципы ведения политики, выдвигая на первый план коммуникацию. Трансграничная природа интернета, позволяющая пользователям иметь доступ к средствам массовой информации и иным ресурсам других государств, существенно расширила пространство информационного противоборства. В этой связи возникает необходимость исследования способов воздействия, реализуемых в том числе с помощью зарубежных СМИ, на восприятие гражданами определённого государства событий международного масштаба.

В последние десятилетия внимание исследователей всё больше привлекает ноополитика - новая, информационная, стратегия внешнеполитической деятельности. Впервые этот термин появился в работе «The Emergence of Noopolitik. Toward an American Information Strategy» («Появление ноополитики: к американской информационной стратегии») Дж. Аркиллы и Д. Ронфельдта [1]. Они рассматривают ноополитику как позитивный подход к ведению внешней политики, позволяющий обеспечить кооперацию и главенство коллективных интересов, а также подчинить государственных и негосударственных акторов общим целям [1, с. 47]. Вместе с тем рос-

сийские исследователи [2, 3, 4] склонны рассматривать новую стратегию внешнеполитической деятельности как манипулятивную практику. В условиях сосуществования ноополитики и реальной политики такая трактовка представляется более актуальной. С.Б. Никонов определяет ноополитику как «информационную стратегию по манипулированию международными процессами посредством формирования через средства массовой информации у общественности положительного или отрицательного отношения к внешней и внутренней политике государства или блока государств с целью создания положительного или отрицательного имиджа идей и пропагандируемых моральных ценностей» [2, с. 242].

Исследование особенностей интерпретации действительности в сетевых средствах массовой информации, вовлечённых в информационное противоборство, позволит выявить, каким образом они могут способствовать созданию отрицательного/положительного отношения к другому государству или блоку государств. Результаты подобных исследований могут быть использованы при разработке способов защиты участников массовой коммуникации от воздействия манипулятивных информационных технологий, а также для создания правовых механизмов регулирования информационных потоков в интернете.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение нераз-

98

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

филологические науки -литературоведение

Калугина Елена Геннадьевна РОЛЬ АТРИБУТИВНЫХ ...

решённых раньше частей общей проблемы. Процесс установления повестки дня как медиаэффект подробно рассмотрен в работах основоположников соответствующей теории М. Маккомбса и Д. Шоу [5, 6 и др.]. Как указывает Е.Г. Дьякова, этот эффект проявляется только тогда, когда речь идёт о проблемах, находящихся за пределами непосредственного опыта людей [7, с. 111]. Представления о международных событиях, как правило, недоступны для прямого восприятия. А.Г. Джилавян отмечает, что во внешней политике СМИ выступают центральным каналом распространения информации. «В этой связи особую важность приобретает вопрос о механизмах взаимодействия прессы и общества в вопросах внешней политики: насколько СМИ самостоятельны в выработке позиции и насколько они являются проводниками внешнеполитической повестки элит», - пишет автор [8, с. 14].

Исследователи также выделяют эффект установления повестки дня второго уровня. Д. Уивер отмечает его сходство с фреймингом, поскольку оба этих процесса рассматриваются в рамках того, как вопросы или объекты (люди, группы, организации, страны и т.д.) отображаются в СМИ, и фокусируются на наиболее заметных, «выпуклых» аспектах, тематиках или описаниях представляющего интерес объекта [9, с. 145-146]. Исследуя освещение международных событий в интернет-СМИ в контексте ноополитики, мы полагаем, что формирование атрибутивных повесток представляет собой второй уровень интерпретации действительности после установления повестки дня. Соответственно, фрейминг целесообразно рассматривать как третий уровень интерпретации, который реализуется за счёт вербальных и невербальных символических маркеров [10, с. 63]. Результатом этого многоуровневого процесса является формирование медиафреймов.

А.А. Казаков определяет фреймы как «окружающую действительность в том виде, в каком она преподносится прессой» [11, с. 87]. При освещении международных событий основными источниками новостей в средствах массовой информации, как правило, являются заявления высокопоставленных чиновники и сообщения информационных агентств. Интерпретация этой информации в интернет-СМИ зависит от редакционных установок, влияющих на особенности подачи материалов, - жанровые предпочтения редакции, набор гипертекстовых и мультимедийных элементов и степень интерактивности (на восприятие материалов способны влиять пользовательские комментарии, в связи с чем редакции могут отказываться от этого интерактивного элемента или вводить ограничения, такие, как, например, требование зарегистрироваться на сайте или закрытие форума по прошествии определённого времени). При освещении длительных событий, к которым относится конфликт в Сирии, журналисты зачастую выделяют инфопово-ды, опираясь на представленную ранее информацию, и, следовательно, на протяжении всего события фокусируются на нескольких тематических аспектах. Таким образом, установление атрибутивных повесток может рассматриваться как тематический аспект медиафрейминга.

На сегодняшний день особенности интерпретации международных событий в СМИ в контексте теории ме-диаэффектов, а также процесс реализации ноополитики посредством сетевых СМИ остаются недостаточно изученными. В связи с этим представляется целесообразным исследовать атрибутивные повестки, устанавливаемые в многоязычных интернет-СМИ, которые отражают позицию государства по международным вопросам. Сложившийся медийный бэкграунд позволяет говорить о происходящем в последние годы информационном противоборстве между Россией, США и Германией, в связи с чем для исследования были выбраны он-лайн-версии RT, «Голоса Америки» и Deutsche Welle. Наблюдаемым противостоянием также был продиктован выбор их языковых версий: англоязычной - в RT и

русскоязычной - в «Голосе Америки» и Deutsche Welle.

Формирование целей статьи (постановка задания). В данной статье мы ставим целью показать, какие атрибутивные повестки создавались в онлайн-версиях RT, «Голоса Америки» и Deutsche Welle при освещении гражданской войны в Сирии в период событий, имевших наиболее важное значение для внутри- и внешнеполитической жизни страны в период конфликта, и определить их роль в создании отрицательного/положительного отношения к политике властей Сирии.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Хронологические рамки исследования охватывают 2011-2014 годы. Их выбор обусловлен тем, что в этот период конфликта произошли события, наиболее значимые для внутри- и внешнеполитической жизни Сирии (на момент исследования): непосредственно начало протестов, 15 марта 2011 года, и выборы президента Сирии, 3 июня 2014 года. Чтобы выявить особенности интерпретации действительности, были проанализированы материалы, опубликованные в онлайн-версиях RT, «Голоса Америки» и Deutsche Welle в течение трёх месяцев до каждого из указанных событий и трёх месяцев после них. Таким образом, в выборку вошли медиатексты, выходившие c 15 декабря 2010 года по 15 июня 2011 года и с 3 марта по 3 сентября 2014 года.

Для определения атрибутивных повесток нами были проанализированы медиатексты, заголовки которых ассоциируются с Сирией по названию страны либо по упоминанию имён её политических деятелей или названий её населённых пунктов (в онлайн-версии RT вышло в общей сложности 63 материала о гражданской войне в Сирии, в «Голосе Америки» - 148, в Deutsche Welle

- 97). В результате удалось выявить подтемы, получившие регулярное освещение в выбранных интернет-СМИ в контексте гражданской войны в Сирии. Исследование показало, что в атрибутивных повестках онлайн-версий RT, «Голоса Америки» и Deutsche Welle имеются общие подтемы, подтемы, которые регулярно освещались только двумя из указанных СМИ, и подтемы, характерные только для одного СМИ.

В первый период все три сетевых средства массовой информации регулярно освещали непосредственно события, происходившие в Сирии в то время, политику США в период конфликта, деятельность ООН и сирийско-израильские отношения. Наряду с этим в онлайн-версиях «Голоса Америки» и Deutsche Welle можно выделить такие подтемы, как «Действия сирийских властей во время конфликта» и «Политика президента Сирии Башара Асада». Материалы о действиях руководства арабской республики занимают в обоих интернет-СМИ первое место по объёму внимания. Так, в «Голосе Америки» они составляют 28% от общего количества публикаций (на втором месте - «Происходящее в Сирии» (20%), на третьем - «Политика США в период сирийского конфликта» (10%). К таким материалам можно отнести, например, следующие: «Полиция в Сирии не жалеет патронов», «В Сирии медиков не допускают к демонстрантам», «Сирийская артиллерия обстреливает город Хомс».

Материалы о политике президента Сирии Башара Асада в онлайн-версии американского интернет-СМИ составляют 6% от общего количества (например: «Президент Асад обещал распустить правительство», «Президент Сирии обратился с речью к новому кабинету министров»). Примерно такое же внимание в «Голосе Америки» уделялось в период начала народных протестов деятельности ООН.

В Deutsche Welle медиатексты о действиях сирийских властей также занимают первое место по объёму внимания наряду с публикациями о деятельности ООН

- по 19,4% от общего количества. Это такие материалы, как, например: «В Сирии власти жестоко расправились с демонстрантами», «Сирийская полиция открыла огонь

Kalugina Elena Gennadyevna philological sciences -

ROLE OF ATTRIBUTE AGENDAS ... literary criticism

по похоронным процессиям», «Сирийская армия начала крупную операцию против оппозиционеров». Второе место разделено между подтемами «Политика США в период сирийского конфликта» и «Политика президента Сирии Башара Асада» (по 9,7%). (Политике главы арабской республики в немецком интернет-СМИ посвящены такие материалы, как, например: «Правительство Сирии ушло в отставку», «В Сирии после 48 лет отменён режим чрезвычайного положения».)

Во второй период - до и после выборов президента Сирии - во всех трёх средствах массовой информации можно выделить такие атрибутивные повестки, как: «Деятельность исламистских группировок», «Деятельность ООН в связи с сирийским конфликтом», «Сирийское химическое оружие», «Политика США в период сирийского конфликта», «Выборы президента Сирии» и «Сирийско-израильские отношения».

Наибольший интерес представляет освещение ключевого события - президентских выборов. Внимание всех трёх интернет-СМИ было сосредоточено на нём в период с 21 апреля по 8 июня. Однако в RT количество материалов по этой подтеме занимает большую долю (18,2%) от общего количества публикаций по сравнению с «Голосом Америки» и Deutsche Welle (по 10,6%). Большинство материалов в российском интернет-СМИ написано в аналитических жанрах, преимущественно - в жанре комментария. Публикации разъясняющего характера по этой подтеме начали выходить в RT за месяц до выборов. Так, 2 мая 2014 года на сайте появился материал «Выборы в Сирии: проголосовать за правильный путь или же...» [12], 6 мая - «Почему Сирии нужен Асад как президент» [13], 15 мая - «США выступают против выборов в Сирии, опасаясь, что Асад может победить» [14]. Непосредственно в период события, со 2 по 8 июня, в RT вышло семь материалов о выборах президента Сирии, в то время как в «Голосе Америки» и Deutsche Welle - по четыре. Российское интернет-СМИ не только проинформировало о результатах голосования, но и привело позицию советника Башара Асада Бутании Шаабан, заявившей, что «у Запада нет права признавать или отказывать в легитимности сирийскому народу» [15], а также опубликовало несколько комментариев, авторы которых высказывались по поводу позиции Запада в отношении сирийских выборов и разъясняли, «почему сирийский народ хочет Асада» [16, 17, 18].

В «Голосе Америки» и Deutsche Welle выходили преимущественно материалы в информационных жанрах. Аналитику эти интернет-СМИ выпустили только непосредственно в период выборов. Так, американское СМИ 4 июня 2014 года опубликовало аналитический опрос под заголовком «Выборы президента в Сирии: исторический прецедент или фарс?», в котором приведены мнения эксперта Московского центра Карнеги Алексея Малашенко и председателя Сирийского национального совета в России, члена движения «Декларация Дамаска» Махмуда Хамза [19]. При этом днём ранее в «Голосе Америки» было опубликовано заявление США о том, что «выборы в Сирии - позор» [20]. В Deutsche Welle 3 июня появилась корреспонденция «Сирия: выборы в стране, охваченной войной». «В Сирии идёт война, миллионы граждан страны стали беженцами. И, тем не менее, 3 июня там проходят выборы президента. В них участвуют три кандидата, однако победитель известен уже заранее», - отмечается в лиде [21]. На следующий день в немецком интернет-СМИ вышел видеорепортаж под заголовком «Президентские выборы Асада в условиях гражданской войны» [22]. 5 июня в онлайн-версии Deutsche Welle опубликовали расширенную заметку под заголовком «Большая семёрка»: У Асада нет будущего в Сирии» [23]. Во второй период немецкое СМИ, в отличие от американского, также продолжало освещать действия сирийских властей и политику президента Башара Асада, однако гораздо менее активно, чем в первый период: 6% и 3% материалов от 100

общего количества соответственно.

Анализ материалов, в которых Сирия упоминается только в тексте (в RT в выборку вошло 184 публикации, в «Голосе Америки» - 255, в Deutsche Welle - 143), показал, что формируемый в них «набор» атрибутивных повесток может отличаться от того, который представлен в публикациях, содержащих ассоциацию с арабской республикой в заголовке. Так, например, в онлайн-версии «Голоса Америки» в первый период уделялось большое внимание политике России, эта подтема находится на втором месте после подтемы «Политика США». Следующая повестка по объёму внимания -«Происходящее в Сирии», затем следуют «Действия сирийских властей» и «Сирийско-израильские отношения». Кроме того, в американском интернет-СМИ можно выделить подтему «Сирийско-ливанские отношения».

В RT, напротив, индексация информации «сужается» до подтемы «Политика США». В онлайн-вер-сии Deutsche Welle уделялось внимание подтемам «Политика Германии и Евросоюза», «Политика США» и «Происходящее в Сирии» - вопросам, которые содержатся в первоначальной повестке.

Во второй период исследования «Голосе Америки» по-прежнему уделяется большое внимание политике Российской Федерации. В контексте упоминаний о Сирии также можно выделить подтемы «Сирийско-турецкие отношения», «Сирийско-иранские отношения», «Действия сирийских властей» и «Международные отношения». При этом поддерживается внимание и к отдельным вопросам первоначальной повестки. В Deutsche Welle в контексте упоминаний о Сирии также появляются новые подтемы, в частности, как и в американском интернет-СМИ, освещаются сирийско-турецкие отношения. Небольшое внимание уделено политике России.

В RT появляется подтема «Международные отношения». Как и в двух других СМИ, в упоминаниях освещаются сирийско-турецкие отношения. Кроме того, в российском интернет-СМИ уделяется внимание отношениям Сирии и Ирака и политике РФ в связи с конфликтом в арабской республике. Однако ключевое событие - выборы президента - на уровне упоминаний не затрагивается ни в одном из трёх интернет-СМИ.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Результаты исследования атрибутивных повесток при освещении гражданской войны в Сирии в онлайн-версиях RT, «Голоса Америки» и Deutsche Welle позволяют сделать вывод, что определённые приоритетные темы могут способствовать созданию отрицательного или, напротив, более нейтрального отношения к политике арабской республики. Так, в период начала народных протестов в Сирии в онлайн-версиях «Голоса Америки» и Deutsche Welle формированию отрицательного отношения к политике республики наряду с языковыми средствами выражения идеологической модальности способствовали такие атрибутивные повестки, как «Действия сирийских властей в период конфликта» и «Политика президента Сирии Башара Асада». Пример RT свидетельствует о том, что отказ от этих приоритетных тем в сочетании с большим количеством аналитических материалов, имеющих оправдательную или разоблачающую риторику, позволяет формировать иное, более нейтральное, отношение к политике властей другого государства.

Дополнительные атрибутивные повестки, формируемые в интернет-СМИ на уровне материалов, содержащих упоминания о Сирии, могут оказывать воздействие на восприятие политики государств, выступающих соперниками в информационном противоборстве. В он-лайн-версии «Голоса Америки» это повестка «Политика России», в RT одной из приоритетных тем является «Политика США». Однако для получения более полного представления об интерпретации действительности в интернет-СМИ, рассматриваемых нами в аспекте но-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

филологические науки -литературоведение

Калугина Елена Геннадьевна

РОЛЬ АТРИБУТИВНЫХ ...

ополитики, необходимо учесть языковые особенности медиатекстов, а также особенности использования в них гипертекстовых, мультимедийных и интерактивных элементов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Arquilla J., Ronfeldt D. The Emergence of Noopolitik. Toward an American Information Strategy. URL: http:// www.rand.org/pubs/monograph_reports/MR1033.html

2. Nikonov S.B. Information Society in its Function as an Object of Directed Influence of Noopolitics // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 27. Pp. 241-246.

3. Байчик А.В., Никонов С.Б. Ноополитика как глобальная информационная стратегия // Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2012. Вып. 1. С. 205-213.

4. Лабуш Н.С. Информационная война как порождение нового времени и современных массмедиа технологий. Часть 1. Продолжение политики средствами информационного насилия // Медиаскоп. 2015. №2. URL: http://www.mediascope.ru/1738

5. McCombs M.E., Shaw D.L. The Agenda-Setting Function of Mass Media // The Public Opinion Quarterly. 1972. Vol. 36, No.2. Pp. 176-187.

6. McCombs M.E., Shaw D.L. The Evolution of AgendaSetting Research: Twenty-Five Years in the Marketplace of Ideas // Journal of Communication. 1993. Vol. 43. Pp. 58-67.

7. Дьякова Е.Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу // Полис. Политические исследования. 2003. №3. С. 109-119.

8. Джилавян А.Г. Россия и мир: формирование внешнеполитической повестки дня в российских средствах массовой информации: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.10. М., 2006. 17 с.

9. Weaver D.H. Thoughts on Agenda Setting, Framing and Priming // Journal of communication. 2007. Vol. 57. Pp. 142-147

10. Пономарёв Н.Ф. Фрейминг медиаповестки дня и типология медиафреймов // Вестник Пермского университета. 2010. №3(9). С. 62-67.

11. Казаков А.А. Фрейминг медиа-текстов как инструмент воздействия на аудиторию: обзор распространенных трактовок // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2014. Т. 14, №4. С. 85-89.

12. Clark N. Syria election: Vote the right way - or else. URL: https://www.rt.com/op-ed/155940-presidential-elec-tions-in-syria/

13. Sukhoparova I. Why Syria needs Assad as its president. URL: https://www.rt.com/op-ed/157112-elections-in-syria-assad/

14. US against elections in Syria fearing Assad might win. URL: https://www.rt.com/op-ed/159156-usa-against-elections-in-syria/

15. West has no right to give or refuse Syrian people legitimacy - Assad's advisor. URL: https://www.rt.com/ news/164380-syrian-election-legitimate-vote/

16. Nazemroaya M.D. Why are US-backed politicians in Lebanon angry when Syrians want to vote free? URL: https://www.rt.com/op-ed/163040-us-politicians-leba-non-syria-elections/

17. Narvani S. Western focus on 'delegitimizing' Syria election. URL: https://www.rt.com/op-ed/163596-west-ern-focus-delegitimizing-syria-election/

18. Bowie N. Why Syria's people want Assad. URL: https://www.rt.com/op-ed/164140-syria-people-want-assad/

19. Васильев В. Выборы президента в Сирии: исторический прецедент или фарс? URL: https://www.go-los-ameriki.ru/a/basar-asad-elections/1928272.html

20. Мозговая Н. Госдепартамент: «Выборы в Сирии - позор». URL: https://www.golos-ameriki.ru/a/nm-syr-ia/1928881.html

21. Наггар М., Барановская М. Сирия: выборы в стране, охваченной войной. URL: www.dw.com/ru/ сирия-выборы-в-стране-охваченной-войной/a-17676798

22. Сирия: выборы в стране, охваченной войной. URL: www.dw.com/ru/сирия-выборы-в-стране-охваченной-войной/а-17676798

23. «Большая семёрка»: У Асада нет будущего в Сирии. URL: http://www.dw.com/ru/большая-семерка-у-асада-нет-будущего-в-сирии/а-17683984

Статья поступила в редакцию 30.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.