Научная статья на тему 'РОЛЬ АССИСТИРУЮЩЕГО ЗВЕНА ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА И ФОРМИРОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ НЕМЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ'

РОЛЬ АССИСТИРУЮЩЕГО ЗВЕНА ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА И ФОРМИРОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ НЕМЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
немедицинский персонал / ассистенты среднего медицинского персонала / организация труда / управление немедицинским персоналом. / non-medical personnel / nursing assistants / labor regulation / management of non-medical personnel

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Афонина Л. А., Шкода А. С., Подрядова Н. Ф., Ангеловский А. С., Шитова Ю. А.

Существует проблема перегруженности врачей и среднего медицинского персонала работой, не связанной напрямую с оказанием медицинской помощи, поэтому часть их функций может быть передана сотрудникам немедицинского профиля. Цель исследования: анализ концептуальных основ и систематизация подходов к определению статуса немедицинского персонала и формирование рекомендаций по делегированию ряда функций среднего медицинского персонала (далее – СМП) потенциальным сотрудникам. Материалы и методы. Анкетирование сотрудников ГБУЗ г. Москвы ГКБ № 67 им. Л. А. Ворохобова ДЗМ (далее – ГКБ № 67). Всего опрошено 188 респондентов: 173 медицинских сестер и 15 врачей из числа руководителей. Для оценки результатов анкетирования были рассчитаны средние и среднеквадратическое отклонения при доверительном интервале 95%. Результаты. Предлагается введение в деятельность медицинских организаций новой категории немедицинских сотрудников – ассистентов медицинских сестер, в чьи функциональные обязанности войдет организационное сопровождение оказания медицинской помощи. Для управления немедицинским персоналом предлагается создание новой структурной единицы в медицинской организации – хозяйственно-обслуживающего отдела. На примере ГКБ № 67 оценена возможность внедрения данных организационных изменений в медицинские организации. Сформирован ряд рекомендаций для региональных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения и медицинских организаций Российской Федерации, нацеленных на решение проблемы дефицита СМП и его высокой рабочей нагрузки путем реорганизации труда в медицинских организациях – внедрения ассистентов медицинских сестер. Выводы. Разработанная в рамках исследования система управления немедицинским персоналом может поспособствовать снижению влияния кадрового дефицита на работу системы здравоохранения в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Афонина Л. А., Шкода А. С., Подрядова Н. Ф., Ангеловский А. С., Шитова Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE ASSISTANT IN PROVIDING MEDICAL CARE IN MEDICAL ORGANIZATIONS: ANALYSIS OF THE CURRENT SYSTEM OF NURSE MEDICAL STAFF LABOR ORGANIZATION AND FORMATION OF RECOMMENDATIONS FOR IMPROVEMENT THE EFFICIENCY OF NON-MEDICAL PERSONNEL MANAGEMENT

The medical practitioners and mid-level workers are overburdened with work that is not related to the medical care provision directly, so some of their functions may be transferred to non-medical staff. Purpose of the study: Analysis of the conceptual foundations and systematization of approaches to determining non-medical personnel status and the formation of recommendations for delegating a number of functions of paramedical personnel to potential non-medical employees. Materials and methods. During the study, a survey was conducted among employees of the SBIH Vorohobov’s City Clinical Hospital № 67 MHD. 188 respondents took part in the survey: 173 nurses and 15 doctors as managers. To evaluate the questionnaire results the standard deviation was calculated at a 95% confidence interval. Results. It is proposed to create a new structural unit in medical organization – an economic and service department – to manage nonmedical personnel. The possibility of introduction these organizational changes was assessed using the example of SBIH Vorohobov’s City Clinical Hospital № 67 MHD. A number of recommendations have been formed for regional executive healthcare authorities and medical organizations of the Russian Federation, aimed at solving the problem of paramedical personnel shortage and their high workload through the labor reorganization in medical organizations – the introduction of nursing assistants. Findings. The non-medical personnel management system, developed in this study, could facilitate reduce the impact of personnel shortages on the functioning of the healthcare system in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АССИСТИРУЮЩЕГО ЗВЕНА ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА И ФОРМИРОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ НЕМЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: Ю.2Ю45/18И-0185-2024-8-35-44 УДК 35.088.2

РОЛЬ АССИСТИРУЮЩЕГО ЗВЕНА ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА И ФОРМИРОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ НЕМЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ

Л.А. Афонина 1, А.С. Шкода 1, Н.Ф. Подрядова2, А.С. Ангеловский 3, Ю.А. Шитова 2 :

1 ГБУЗ г. Москвы ГКБ № 67 им. Л.А. Ворохобова ДЗМ, г. Москва, Россия;

2 Общество с ограниченной ответственностью «Медеум», г. Москва, Россия;

3 ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», г. Москва, Россия.

1 https://orcid.org/0009-0003-6151 -3096; 3 https://orcid.org/0009-0009-6509-7441; 5 http://orcid.org/0000-0002-5087-4801.

2 https://orcid.org/0000-0002-9783-1796; 4 https://orcid.org/0009-0005-4758-1791;

И Автор для корреспонденции: Шитова Ю.А.

АННОТАЦИЯ

Существует проблема перегруженности врачей и среднего медицинского персонала работой, не связанной напрямую с оказанием медицинской помощи, поэтому часть их функций может быть передана сотрудникам немедицинского профиля. Цель исследования: анализ концептуальных основ и систематизация подходов к определению статуса немедицинского персонала и формирование рекомендаций по делегированию ряда функций среднего медицинского персонала (далее -СМП) потенциальным сотрудникам.

Материалы и методы. Анкетирование сотрудников ГБУЗ г. Москвы ГКБ № 67 им. Л.А. Ворохобова ДЗМ (далее - ГКБ № 67). Всего опрошено 188 респондентов: 173 медицинских сестер и 15 врачей из числа руководителей. Для оценки результатов анкетирования были рассчитаны средние и среднеквадратическое отклонения при доверительном интервале 95%. Результаты. Предлагается введение в деятельность медицинских организаций новой категории немедицинских сотрудников - ассистентов медицинских сестер, в чьи функциональные обязанности войдет организационное сопровождение оказания медицинской помощи. Для управления немедицинским персоналом предлагается создание новой структурной единицы в медицинской организации - хозяйственно-обслуживающего отдела. На примере ГКБ № 67 оценена возможность внедрения данных организационных изменений в медицинские организации.

Сформирован ряд рекомендаций для региональных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения и медицинских организаций Российской Федерации, нацеленных на решение проблемы дефицита СМП и его высокой рабочей нагрузки путем реорганизации труда в медицинских организациях - внедрения ассистентов медицинских сестер.

Выводы. Разработанная в рамках исследования система управления немедицинским персоналом может поспособствовать снижению влияния кадрового дефицита на работу системы здравоохранения в Российской Федерации.

Ключевые слова: немедицинский персонал, ассистенты среднего медицинского персонала, организация труда, управление немедицинским персоналом.

Для цитирования: Афонина Л.А., Шкода А.С, Подрядова Н.Ф, Ангеловский А.С, Шитова Ю.А. Роль ассистирующего звена при оказании медицинской помощи в медицинских организациях: анализ текущей системы организации труда среднего медицинского персонала и формирование рекомендаций для совершенствования управления немедицинским персоналом. Менеджер здравоохранения. 2024; 8:35-44. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-8-35-44

«КС

Введение

I уществующий зарубежный и отечественный опыт демонстрирует, что помимо технологической модернизации здравоохранения возрастает значимость совершенствования

■ • — / у ■

V_/

системы управления медицинскими организациями, в частности, особую роль играет факт увеличения немедицинского персонала как признак развития сервисного менеджмента. Управление качеством сервиса в данном случае означает оказание

© Афонина Л.А., Шкода А.С., Подрядова Н.Ф, Ангеловский А.С., Шитова Ю.А, 2024 г.

№ Q Manager

2024 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

непосредственно медицинском помощи, а также предоставление спектра дополнительных услуг, влияющих на полезность для потребителя. В состав дополнительных услуг входят организационные мероприятия, определяющие скорость и удобство получения медицинской помощи, в связи с чем и формируется потребность в немедицинском персонале. Данный аспект особенно важен в условиях сложившегося дефицита медицинских работников в сфере здравоохранения в Российской Федерации, в частности, СМП.

Отсутствие в международной практике однозначного определения статуса вспомогательного/ прочего персонала, задействованного в деятельности медицинских организаций в части конкретных условий оказания медицинской помощи [1], обусловлено отсутствием в существующих нормативных правовых актах четкого разграничения обязанностей, выполняемых сотрудниками с медицинским и немедицинским образованием [2]. Неоднозначно также понимание терминологии относительно ассистирующего персонала. В различных исследованиях по вопросу немедицинского персонала используются термины «вспомогательный персонал» [3], а также «прочий персонал» [4], причем, естественно, дефиниции у них схожие: персонал, выполняющий работы, не относящиеся к лечебно-диагностическому процессу, а сопровождающий оказание медицинской помощи. Однако каким бы ни был понятийный аппарат, ключевым барьером является отсутствие формальных критериев, позволяющих однозначно разграничить зону ответственности между медицинскими и немедицинскими сотрудниками, что препятствует организационным и управленческим инновациям в медицинских организациях, связанным с реализацией кадровой политики, осуществлением ротации, перераспределением ресурсов организации с основной деятельности, направленной на пациента (то есть, оказанием медицинской помощи), на вспомогательную деятельность, связанную с сопровождением основной (то есть, сервисная составляющая оказания медицинской помощи) [5].

Цель исследования: сформировать новую методику управления медицинским и немедицинским персоналом, на основе результатов анализа текущей системы управления немедицинским персоналом, составить рекомендации по внедрению немедицинского персонала в качестве ассистирующего (делегирование ряда должностных обязанностей/ функционала медицинских сестер

немедицинскому персоналу; возможности структурной организации) для развития системы здравоохранения и снижения негативного влияния дефицита СМП в Российской Федерации на эффективность работы медицинских организаций, а также определить эффекты от внедрения данных изменений на всех участников системы здравоохранения в Российской Федерации. Научная новизна данной работы заключается в формировании предложений по созданию новых стандартов управления медицинским персоналом и рекомендаций регулирующему органу по созданию системы для комплексной реализации предложенной инициативы.

Материалы и методы

В рамках данного исследования был проведен опрос медицинских сотрудников ГКБ № 67, направленный на изучение возможностей медицинских организаций по привлечению немедицинского персонала к сопровождению оказания медицинской помощи. Исследование проводилось при помощи специально разработанной анкеты, идеологической основой для которой послужила анкета, разработанная Департаментом здравоохранения г. Москвы. Результаты были обработаны при помощи статистических методов (рассчитаны средние и среднеквадратическое отклонения при доверительном интервале 95%).

Схожая проблематика поднимается и в других исследовательских работах [7], также использующих анкетирование для оценки отношения сообщества к вопросу относительно возможности привлечения специалистов с немедицинским образованием к оказанию медицинской помощи в логике уникального сервисного продукта - таким образом, в рамках данного исследования опрос нацелен на определение актуальности привлечения специалистов с немедицинским образованием в систему здравоохранения, и по результатам его проведения выявлено, что данная практика знакома столичному здравоохранению больше, чем медицинским организациям в других субъектах Российской Федерации. Согласно результатам работы, важным для респондентов является согласование внедрения немедицинского персонала в деятельность медицинских организаций (например, приказом региональных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения), а также регулирование уровня квалификации и компетенций данных сотрудников.

Количество респондентов: 188 медицинских сестер и врачей из числа руководителей (врачей - 15

—1 3Б

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № В

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024

человек из 188). Практически все респонденты работают в больницах (98% от всех), остальные - в амбу-латорно-поликлинических учреждениях. Из числа респондентов 19% находятся в возрастной категории до 30 лет, 26% - от 31 до 40 лет, 35% - от 41 до 50 лет, 14% - от 51 до 60 лет, 6% - старше 60 лет. Половина респондентов (50%) имеют стаж работы более 10 лет, 20% респондентов - от 6 до 10 лет, 23% - от 1 года до 5 лет, 7% - менее 1 года.

Результаты

Согласно результатам анкетирования, большая часть опрошенных представителей медицинской отрасли рассматривают инициативу внедрения немедицинских сотрудников в работу медицинских организаций как актуальную для современной отрасли здравоохранения (см. рис. 1).

Актуально в достаточной степени Скорее актуально, чем неактуально Совершенно неактуально Скорее неактуально

При этом почти половина респондентов отметили, что не знают примеров привлечения персонала с немедицинским образованием ни в отечественном, ни в международном опыте (см. рис. 2).

Более 60% респондентов отмечают, что практикующие врачи и работники среднего звена перегружены «немедицинской» работой, которая напрямую не относится к оказанию медицинской помощи. Как результат, почти половина респондентов отмечают ряд функций и задач, выполняемых СМП и врачами, которые потенциально могли бы быть переданы немедицинскому персоналу (см. рис. 3).

На рис. 4 и 5 представлены ответы респондентов о том, в каких ситуациях привлечение специалистов с немедицинским образованием является оптимальным, и какие функции можно делегировать

Доля опрошенных, %

Рис. 1. Актуальность привлечения персонала с немедицинским образованием,

по мнению респондентов

Источник: составлено авторами

Нет, ничего не знаю Да (в нашей организации есть такой опыт) Да (известен опыт Москвы) Да (известен зарубежный опыт) Да (известен опыт субъектов РФ)

Доля опрошенных, %

Рис. 2. Осведомленность респондентов о примерах привлечения немедицинского персонала в медицинских организациях

Источник: составлено авторами

С

#хс

Такие функции существуют

Такие функции скорее существуют, чем не существуют

Таких функций не существует

Доля опрошенных, %

Рис. 3. Наличие функций медицинского персонала, которые могли бы быть переданы работникам с немедицинским образованием, по мнению респондентов

Источник: составлено авторами

47%

9%

9%

Для выполнения работы, непосредственно не связанной с процессом оказания медицинской помощи

Ограничений нет При выполнении мелких поручений Только в чрезвычайных ситуациях (пандемия COVID-19)

Доля опрошенных, %

Рис. 4. В каких случаях возможно использование специалистов с немедицинским образованием, по мнению респондентов

Источник: составлено авторами

Взаимодействие с пациентами (приглашение на прием, объяснение правил работы отделения и т.п.)

Работы по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима

Другие работы [

Доля опрошенных, %

Рис. 5. Типы работ, которые можно делегировать к выполнению специалистам с немедицинским образованием, по мнению респондентов

Источник: составлено авторами

к выполнению данным сотрудникам (респонденты могли выбирать несколько вариантов ответов).

На рис. 5 к другим типам работ относятся транспортировка, ведение отчетной документации, заполнение рапортов, оформление заявок, выдача справок, телефонные согласования, работа на компьютере, заполнение стат-карт, форм для ВМП (высокотехнологичной медицинской помощи), распечатка выписок из историй болезни и т.д.

Относительно образования немедицинских сотрудников, 42% респондентов считают, что данные работники могут иметь любое высшее или среднее образование, а 32% считают, что они должны пройти краткосрочную подготовку в области психологии, управления, социологии или юриспруденции. Большинство респондентов считают, что привлечение специалистов с немедицинским образованием

допустимо в разных типах медицинских организаций (см. рис. 6).

При этом 48% респондентов указали, что не видят рисков снижения качества работы, а также формирования негативного отношения клиентов медицинских организаций в случае привлечения специалистов с немедицинским образованием к организации динамического диспансерного наблюдения в поликлиниках, 45% - что риски минимальны. Среди возможных и наиболее вероятных рисков делегирования части функций немедицинским работникам респонденты чаще всего указывали снижение качества оказания медицинской помощи.

Большинство респондентов не готовы самостоятельно инициировать процедуры организационных изменений, разработку соответствующих регламентов и иные процессы, связанные с включением

Не зависит от типа МО В амбулаторно-поликлинических учреждениях В учреждениях стационарного типа

Доля опрошенных, %

Рис. 6. Типы медицинских организаций, в которых могут быть задействованы специалисты с немедицинским образованием, по мнению респондентов

Источник: составлено авторами

Готовы только при наличии приказа или иного документа от органов исполнительной власти в сфере здравоохранения

Готовы только при наличии согласования с органами исполнительной власти в сфере здравоохранения

Не согласились бы ни при каких условиях Несомненно проявили бы инициативу

Доля опрошенных, %

Рис. 7. Готовность респондентов инициировать включение специалистов с немедицинским образованием в работу медицинских организаций

Источник: составлено авторами

специалистов с немедицинским образованием в работу медицинских организаций и/или их структурных подразделений (см. рис. 7).

Более трети респондентов указали, что наличие «ассистента» у медицинского сотрудника создает не менее двух положительных эффектов: создание возможности реорганизовать свое рабочее время (более эффективное распределение трудового дня), а также повышение значимости специалиста для пациента - как социальный фактор. 31% респондентов посчитали, что внедрение ассистента скорее повысит, нежели негативно скажется на престиже специалиста, 15% - скорее не повысит.

Обсуждение

Введение немедицинского персонала в медицинских организациях может повысить эффективность общей системы организации труда за счет использования резервов развития немедицинских сотрудников в общей структуре больницы, расширения их функционала. В данной работе предлагается введение в деятельность медицинских организаций новой категории сотрудников - ассистентов медицинских сестер. Такое наименование должности «ассистент» предложено исходя из следующих аспектов:

- в зарубежной практике уже существует должность «ассистент», которая включает в себя группу немедицинских сотрудников, реализующих сопутствующие оказанию медицинской помощи услуги;

- возможные альтернативные наименование («администратор» и административный персонал), используемые для обозначения сотрудников с немедицинским профилем, сопровождающих оказание медицинской помощи, в ГКБ № 67, также используются в отношении немедицинских сотрудников, обеспечивающих экономические и финансовые процессы больницы (бухгалтеры, специалисты по закупкам, экономисты и т.д.).

Таким образом, название должности - ассистент медицинской сестры - предложено в целях предотвращения смешения понятий при выделении немедицинских сотрудников, сопровождающих оказание медицинской помощи, в отдельный класс специалистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В функциональные обязанности ассистентов войдут:

- проверка наличия и соответствия журналам учета медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинского оборудования и оснащения на медицинском посту;

- заполнение электронной документации в рамках обеспечения цифровой трансформации хозяйственной деятельности медицинских организаций;

- документарное сопровождение процесса лечения пациентов в течение всего периода нахождения их в больнице;

- составление планируемых графиков учета рабочего времени врачей и СМП;

- учет фактически отработанного времени и составление табелей;

- осуществление контроля посещения пациентов;

- составление заявки от отделения на обеспечение бланков, канцелярских принадлежностей, материалов для печати;

- своевременное обеспечение кабинетов необходимым количеством дезинфицирующих средств, антисептиков, расходных материалов;

- контроль сроков годности лекарственных препаратов и дезинфицирующих средств, изделий медицинского назначения;

- контроль выполнения трудовых функций сотрудников клининга;

- своевременная подача заявок на ремонт или списание пришедшего в негодность медицинского оборудования и инструментария;

С

«КС

- четкое и правильное ведение необходимой первичной медицинской документации, в том числе в различных программах;

- подготовка истории болезни/ медицинских карт (контроль их возврата с результатами исследований);

- контроль за соблюдением правил и сроков годности (хранения) пищевых продуктов;

- запись, информирование, консультирование и маршрутизация пациентов.

Отсутствие необходимого нормативного правового регулирования в отношении определения сущности и возможных должностных обязанностей немедицинского персонала в здравоохранении может послужить барьером для формирования нового класса работников медицинских организаций. Для регламентации деятельности ассистентов предлагается использовать специально разработанные внутренние нормативные акты больниц -должностные инструкции (общие положения, должностные обязанности, права, ответственность) и стандартные операционные процедуры (далее -СОП). При этом стоит отметить, что при разработке должностных инструкций и СОПов необходимо учитывать специфику работы и особенности конкретной медицинской организации и конкретного формата работы (например, в условиях стационара и др.).

Широкий спектр функциональных обязанностей ассистентов медицинских сестер создает возможности их ротации как внутри отделения, так и в общей структуре больницы (см. рис. 8) в целях предотвращения выгорания сотрудников, высокой текучести кадров из-за рутинности работы, а также в целях создания карьерных траекторий для них.

Как вариант формата встраивания ассистентов в деятельность медицинских организаций на примере ГКБ № 67 в данной работе предлагается создание новой структурной единицы - хозяйственно-обслуживающего (логистического) отдела.

Создание хозяйственно-обслуживающего отдела, выполняющего функции службы ассистирующего персонала, может быть реализовано

в целях обеспечения качественного управления немедицинским персоналом и его ротации в структуре больницы. Управление предложенным отделом предлагается построить на основе текущих принципов управления службой среднего медицинского персонала в ГКБ № 67. Руководитель (начальник) хозяйственно-обслуживающего отдела осуществляет управление деятельностью ассистентов медицинских сестер и в то же время находится в прямом подчинении главной медицинской сестры. В подчинении же у начальника хозяйственно-обслуживающего отдела находятся все ассистенты медицинских сестер из расчета: один ассистент медицинской сестры на одно отделение (см. рис. 9), находясь вместе с тем в функциональном подчинении у старших медицинских сестер корпусов. Старшие медицинские сестры корпусов находятся в партнерских отношениях с начальником хозяйственно-обслуживающего отдела.

Целью работы хозяйственно-обслуживающего отдела является реализация права граждан на оказание качественной медицинской помощи на основе не только технологии выстраивания эффективных коммуникаций с пациентами, но и с помощью эффективной организации деятельности среднего и старшего медицинского персонала путем выполнения ассистирующих функций, не требующих специального медицинского образования.

В соответствии с выделенными должностными обязанностями всех сотрудников хозяйственно-обслуживающего отдела его ключевыми принципами работы станут:

1) автономность отдела при прямом подчинении только главной медицинской сестре медицинской организации;

2) установление партнерских отношений между начальником хозяйственно-обслуживающего отдела и старшими медицинскими сестрами корпусов, между ассистентами и медицинскими сестрами отделений;

3) двойное подчинение ассистентов медицинских сестер: административное/организационное -

Рис. 8. Варианты горизонтальной ротации ассистентов медицинской сестры

Источник: составлено авторами

—1 40

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № В

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2024

Рис. 9. Модель управления ассистирующим персоналом

Источник: составлено авторами

начальнику отдела и функциональное - старшим медицинским сестрам корпусов;

4) построение деятельности отдела на принципе гибкого распределения кадровых ресурсов: начальник отдела отвечает за координацию работы всех сотрудников хозяйственно-обеспечивающего отдела, обрабатывает запросы старших медицинских сестер по вопросам ротации ассистентов медицинских сестер между корпусами;

5) развитие сотрудников и обеспечение их карьерного роста как внутри отдела, так и в структуре всей медицинской организации (см. рис. 10).

Таким образом, карьерные траектории ассистентов медицинских сестер предполагают их развитие в рамках собственного отдела: предусматривается

Карьерная траектория внутри отдела

возможность роста сотрудника до начальника отдела. Также возможен профессиональный рост ассистентов медицинских сестер в рамках иных немедицинских подразделений медицинской организации, например, в службе статистики, архиве или оперативной службе. Дополнительной перспективой является повышение ассистента медицинской сестры до уровня ассистента врача (при условии создания последней должности).

Рекомендации

В соответствии с результатами проведенного исследования для увеличения эффективности функционирования медицинских организаций существует потребность в передаче части обязанностей

Карьерные траектории в струетуре больницы

Ассистент

Начальник хозяйственно-обслуживающего отдела

Ассистент

I 1

Сотрудник службы статистики Сотрудник архива Сотрудник оперативной службы

Заведующий архивом

Заведующий оперативной службы

Рис. 10. Карьерные траектории ассистента медицинской сестры

Источник: составлено авторами

среднего медицинского персонала, не относящихся непосредственно к медицинской деятельности, новой категории сотрудников - ассистентам. Предложенная управленческая инновация позволит сократить негативное влияние дефицита среднего медицинского персонала и его высокой рабочей нагрузки на развитие российской системы здравоохранения.

В целях преодоления обозначенных проблем дальнейшего развития отрасли здравоохранения предложен ряд рекомендаций для региональных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, медицинских организаций, а также учреждений среднего профессионального образования.

Региональным органам исполнительной власти в сфере здравоохранения рекомендуется оказывать информационную и организационную поддержку медицинским организациям при внедрении организационных изменений, связанных с привлечением немедицинского персонала к деятельности СМП и врачей. Важно отметить, что целесообразным также представляется наличие курирующей (рабочей) группы при региональных органах исполнительной власти в области здравоохранения, отвечающих за контроль процессов разработки стандартных операционных процедур (СОП) для немедицинских сотрудников и индикаторов качества выполнения работы. Для более точной верификации должностных обязанностей немедицинского персонала и разработки системы оптимизации и повышения эффективности управления ресурсами в рамках деятельности медицинских организаций предлагается рассмотреть возможность проведения исследования, направленного на анализ затрачиваемого медицинскими сестрами рабочего времени на выполнение немедицинского функционала на базе ГКБ № 67 при поддержке институтов развития. Это позволит выявить весь спектр немедицинских задач, выполняемых в медицинских организациях в масштабе города Москвы. Для дальнейшего масштабного внедрения практики использования немедицинского персонала рекомендуется разработка методики оценки эффективности данных нововведений:

- система распределения должностных обязанностей среднего медицинского персонала на основе результатов экономико-математического и имитационного моделирования;

- подходы к перераспределению функций среднего медицинского персонала на основе

результатов экономико-математического и имитационного моделирования.

Медицинским организациям рекомендуется составить должностные инструкции1 для немедицинского персонала в соответствии со спецификой выполняемой организацией работы и ее потребностями: к разработке должностных инструкций возможно привлечь медицинских и старших медицинских сестер, а также существующий административный персонал. Это позволит медицинским организациям начать постепенное привлечение немедицинских сотрудников к выполнению работы, не требующей медицинской квалификации. В то же время стоит отметить, что на первых стадиях работы важно наставничество в отношении новых сотрудников и в случае необходимости - обучение особенностям заполнения медицинской документации и выполнению ряда других задач.

Рекомендации для учреждений среднего профессионального образования заключаются в предложении разработать программы среднего специального образования для обучения немедицинских работников и курсы переподготовки для желающих сменить профессию на ассистента медицинской сестры, ассистента врача.

Выводы

В рамках данного исследования представлены результаты анализа действующей системы управления немедицинским персоналом в российских медицинских организациях, проведен необходимый опрос медицинских сотрудников, сформированы рекомендации по делегированию ряда должностных обязанностей среднего медицинского персонала немедицинскому персоналу.

На основании проведенного исследования предложено создание и внедрение новой должности -ассистента медицинской сестры - немедицинского сотрудника, который возьмет часть обязанностей медицинской сестры, напрямую не относящихся к оказанию медицинской помощи. Данное нововведение позволит снизить нагрузку на средний медицинский персонал и помочь решить проблему нехватки кадров. В работе были сформулированы функциональные обязанности ассистента, а также предложена модель внедрения ассистентов в работу медицинских организаций посредством создания хозяйственно-обслуживающего отдела

1 Стоит отметить, что соответствующего профессионального стандарта на момент исследования нет.

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № В

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2024

в медицинской организации, в состав которого войдут ассистенты. Проработаны возможные варианты ротации ассистентов и их карьерные траектории внутри медицинской организации.

Таким образом, в результате указанного нововведения ожидаются следующие эффекты:

- исчисляемая экономическая выгода за счет оптимизации рабочей загрузки СМП и уменьшения количества необходимых сотрудников при включении в работу ассистентов медицинских сестер;

- осязаемая качественная выгода в пользу СМП за счет возможности делегировать часть немедицинских задач ассистентам;

- совокупное снижение рабочей нагрузки на СМП;

- повышение общего уровня организационной гибкости СМП;

- увеличение занятости населения за счет привлечения сотрудников со средним профессиональным образованием.

Общеэкономические эффекты на уровне государства сводятся к снижению воздействия кадрового дефицита (нехватка сотрудников СМП) на систему здравоохранения в Российской Федерации, также косвенно влияя на повышение качества предоставляемой медицинской помощи.

1. Hofstede G. Culture's consequences: Comparing values, behaviors, institutions, and organizations across nations // Beverly Hills CA: Sage. 2001. Доступен по https://doi.org/10.1016/S0005-7967 (02) 00184-5

2. Adams J.G. & Walls R.M. (2020). Supporting the health care workforce during the COVID-19 global epidemic // Jama, 323(15), 1439-1440. Доступен по https://doi.org/10.1001/jama.2020.3972

3. Koch C. Consciousness: confessions of a romantic reductionist. Cambridge (Mass.): The MIT Press. 2012. Доступен по https://doi.org/10.5860/choice.50-0806

4. Koch C, Tononi G. Consciousness: Here, There and Everywhere? // Philosophical Transactions of the Royal Society, Philosophical Transactions B. 2015; 370(1668). Доступен по https://doi.org/10.1098/rstb.2014.0167

5. Martin D.P., Hunt J.R., Hughes-Stone M, Conrad D.A. The Planetree Model Hospital Project: an example of the patient as partner // Hosp Health Serv Adm. 1990; 35(4):591-601. PMID: 10107389. Доступен по https:// pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/10107389/

6. James G. Adams, Ron M. Walls. Supporting the Health Care Workforce During the COVID-19 Global Epidemic // JAMA. 2020;323(15):1439-1440. Доступен по https://doi.org/10.1001 / jama.2020.3972

7. Бурковская Ю.В. и др. Привлечение специалистов с немедицинским образованием к деятельности в медицинской организации // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. - 2022. -№ 5. - С. 437-461. Доступен по https://doi.org/10.24412/2312-2935-2022-5-437-461

8. Савинкина Л.А., Шепелова Т.С. Проблема дефицита медицинских кадров и пути ее решения // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 569-569. Доступен по https://science-education. ru/ru/article/view?id=16466

REFERENCES

1. Hofstede G. Culture's consequences: Comparing values, behaviors, institutions, and organizations across nations // Beverly Hills CA: Sage. 2001. Available at: https://doi.org/10.1016/S0005-7967 (02) 00184-5

2. Adams J.G. & Walls R.M. (2020). Supporting the health care workforce during the COVID-19 global epidemic // Jama, 323(15), 1439-1440. Available at: https://doi.org/10.1001/jama.2020.3972

3. Koch C. Consciousness: confessions of a romantic reductionist. Cambridge (Mass.): The MIT Press. 2012. Available at: https://doi.org/10.5860/choice.50-0806

4. Koch C, Tononi G. Consciousness: Here, There and Everywhere? // Philosophical Transactions of the Royal Society, Philosophical Transactions B. 2015;370(1668). Available at: https://doi.org/10.1098/rstb.2014.0167

5. Martin D.P., Hunt J.R., Hughes-Stone M, Conrad D.A. The Planetree Model Hospital Project: an example of the patient as partner // Hosp Health Serv Adm. 1990; 35(4):591-601. PMID: 10107389. Available at: https:// pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/10107389/

6. James G. Adams, Ron M. Walls. Supporting the Health Care Workforce During the COVID-19 Global Epidemic // JAMA. 2020;323(15):1439-1440. Available at: https://doi.org/10.1001 / jama.2020.3972

7. Burkovskaya Yu. V. et al. Attracting specialists with non-medical education to work in a medical organization // Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoi statistiki. - 2022. - № 5. - P. 437-461. Available at: https://doi.org/10.24412/2312-2935-2022-5-437-461

8. Savinkina L.A., Shepelova T.S. The problem of shortage of medical personnel and ways to solve it // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2014. - № 6. - P. 569-569. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16466

И

•КС

№ В Manager

2024 Zdravoochranenia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/Менеджер

здравоохранения

Ш

ORIGINAL PAPER

THE ROLE OF THE ASSISTANT IN PROVIDING MEDICAL CARE IN MEDICAL ORGANIZATIONS: ANALYSIS OF THE CURRENT SYSTEM OF NURSE MEDICAL STAFF LABOR ORGANIZATION AND FORMATION OF RECOMMENDATIONS FOR IMPROVEMENT THE EFFICIENCY OF NON-MEDICAL PERSONNEL MANAGEMENT

L.A. Afonina1, A.S. Skoda1, N.F. Podryadova2, A.S. Angelovsky3, Yu.A. Shitova2:

1 SBIH Vorohobov's City Clinical Hospital № 67 MHD, Moscow, Russia;

2 LLC Medeum, Moscow, Russia;

3 Federal State Budget Educational Institution of Higher Education M.V. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia.

1 https://orcid.org/0009-0003-6151-3096; 2 https://orcid.org/0000-0002-9783-1796; 3 https://orcid.org/0009-0009-6509-7441; 4 https://orcid.org/0009-0005-4758-1791; 5 http://orcid.org/0000-0002-5087-4801.

H Corresponding author: Shitova Yu.A.

ABSTRACT

The medical practitioners and mid-level workers are overburdened with work that is not related to the medical care provision directly, so some of their functions may be transferred to non-medical staff.

Purpose of the study: Analysis of the conceptual foundations and systematization of approaches to determining non-medical personnel status and the formation of recommendations for delegating a number of functions of paramedical personnel to potential non-medical employees.

Materials and methods. During the study, a survey was conducted among employees of the SBIH Vorohobov's City Clinical Hospital № 67 MHD. 188 respondents took part in the survey: 173 nurses and 15 doctors as managers. To evaluate the questionnaire results the standard deviation was calculated at a 95% confidence interval.

Results. It is proposed to create a new structural unit in medical organization - an economic and service department - to manage nonmedical personnel. The possibility of introduction these organizational changes was assessed using the example of SBIH Vorohobov's City Clinical Hospital № 67 MHD.

A number of recommendations have been formed for regional executive healthcare authorities and medical organizations of the Russian Federation, aimed at solving the problem of paramedical personnel shortage and their high workload through the labor reorganization in medical organizations - t he introduction of nursing assistants.

Findings. The non-medical personnel management system, developed in this study, could facilitate reduce the impact of personnel shortages on the functioning of the healthcare system in the Russian Federation.

Keywords: non-medical personnel, nursing assistants, labor regulation, management of non-medical personnel.

For citation: Afonina L.A., Skoda A.S., Podryadova N.F., Angelovsky A.S., Shitova Yu.A. The role of the assistant in providing medical care in medical organizations: analysis of the current system of nurse medical staff labor organization and formation of recommendations for improvement the efficiency of non-medical personnel management. Manager Zdravookhranenia. 2024; 8:35-44. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-8-35-44

j=p

t

зЯо

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Афонина Лариса Александровна - главная медицинская сестра ГБУЗ г. Москвы ГКБ № 67 им. Л.А. Ворохобова ДЗМ, г. Москва, Россия.

Larisa A. Afonina - Head Nurse of the SBIH Vorohobov's City Clinical Hospital № 67 MHD, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Шкода Андрей Сергеевич - профессор, д-р мед. наук, главный врач ГБУЗ г. Москвыi ГКБ № 67 им. Л.А. Ворохобова ДЗМ, г. Москва, Россия.

Andrei S. Skoda - Professor, Doctor of Medical Sciences, Chief Medical Officer of the SBIH Vorohobov's City Clinical Hospital № 67 MHD, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Подрядова Надежда Федоровна - руководитель аналитического отдела ООО «Медеум», г. Москва, Россия. Nadezhda F. Podryadova - Head of the Analytical Department of LLC Medeum, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Ангеловский Александр Сергеевич - руководитель направления операционного консалтинга Центра компетенций НТИ по большим данным, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», г. Москва, Россия. Aleksandr S. Angelovsky - Head of the Operational Consulting Department of the NTI Competence Center for Big Data of Federal State Budget Educational Institution of Higher Education M. V. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Шитова Юлия Александровна - генеральный директор ООО «Медеум», г. Москва, Россия. Yuliya A. Shitova - Chief executive officer of LLC Medeum, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Менеджер

здравоохранения /

Manager № В

ZdrevoochrBnenÍB 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.