ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.21045/1811-0185-2024-5-117-124 УДК 35.088.7
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Л.А. Афонина 1, А.С. Шкода 2, Н.Ф. Подрядова3, А.С. Ангеловский 4, Ю.А. Шитова 5 :
2 ГБУЗ г. Москвы ГКБ № 67 им. Л.А. Ворохобова ДЗМ, г. Москва, Россия;
3 5 Общество с ограниченной ответственностью «Медеум», г. Москва, Россия;
4 ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», г. Москва, Россия.
1 https://orcid.org/0009-0003-6151-3096; 2 https://orcid.org/0000-0002-9783-1796; 3 https://orcid.org/0009-0009-6509-7441; 4 https://orcid.org/0009-0005-4758-1791;
5
http://orcid.org/0000-0002-5087-4801.
И Автор для корреспонденции: Шитова Ю.А.
АННОТАЦИЯ
Недостаток среднего медицинского персонала является одной из актуальных проблем российского здравоохранения, негативно влияя на эффективность работы медицинских организаций. Данный дефицит частично вызван высокой рабочей нагрузкой на средний медицинский персонал и необходимостью выполнять ряд несвойственных, немедицинских обязанностей, что приводит к снижению качества оказываемой медицинской помощи и негативно сказывается на мотивации сотрудников и занятости в данной сфере.
Цель исследования: выявление ключевых проблем организации труда среднего медицинского персонала и разработка предложений по формированию новой концепции организации труда с учетом международного опыта.
Материалы и методы. В основу проведенного исследования легли анализ существующей академической литературы, источников официальных статистических данных, нормативно-правовых документов, теоретических и практических аспектов управления и организации труда в сфере здравоохранения, изучение соответствующего международного опыта для целей определения инновационных подходов и методик организации труда.
Результаты. В качестве основных проблем организации труда среднего медицинского персонала отмечены нехватка кадров, высокая рабочая нагрузка, усугубляемая проблемами нормативного регулирования и устареванием материально-технической базы. Определены причины кадрового дефицита средних медицинских работников: низкий уровень оплаты труда, неудовлетворенность условиями труда, низкий уровень престижности профессии медицинского сотрудника. В качестве наиболее эффективного способа решения данных проблем на основании примеров из международного опыта предложено внедрение системы делегирования немедицинских обязанностей среднего медицинского персонала немедицинским работникам - ассистентам. Согласно данному подходу, в задачи ассистентов должны входить: не требующий медицинской квалификации уход за пациентами, работа с документами, коммуникации, вспомогательные работы в виде уборки, подготовки помещений и прочее. Международный опыт демонстрирует, что внедрение вспомогательного персонала повышает эффективность медицинских организаций и снижает нагрузку на средний медицинский персонал.
Выводы. Выявлена потребность в дальнейшей проработке концепции организации труда в сфере здравоохранения в Российской Федерации, основанной на принципе делегирования немедицинских обязанностей среднего медицинского персонала немедицинскому вспомогательному персоналу.
Ключевые слова: организация труда, немедицинский персонал, средний медицинский персонал, медицинские сестры. Для цитирования: Афонина Л.А., Шкода А.С, Подрядова Н.Ф, Ангеловский А.С, Шитова Ю.А. Организация труда среднего медицинского персонала как фактор повышения эффективности деятельности медицинских организаций. Менеджер здравоохранения. 2024; 5:117-124. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-5-117-124.
«КС
© Афонина Л.А, Шкода А. С, Подрядова Н. Ф, Ангеловский А. С, Шитова Ю.А, 2024 г.
№5 Manager
2024 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
7 7-
Введение
Средний медицинский персонал (далее - СМП) выполняет разнообразные задачи, связанные с уходом за пациентами и поддержанием работы медицинских организаций, тем самым играя важную роль в системе здравоохранения. Организация труда СМП является одним из ключевых элементов для совершенствования системы здравоохранения в Российской Федерации, повышения ее эффективности и качества оказываемой медицинской помощи, а также обеспечения достойных условий работы для медицинских работников. Численность среднего медицинского персонала в Российской Федерации превышает численность врачей всех специальностей в два раза, составляя почти 1,5 млн. человек по данным 2022 г. Данный факт как подчеркивает необходимость улучшения условий труда для работников, так и оставляет пространство для оптимизации бюджета на здравоохранение для государства [1]. Поскольку функционал СМП играет немаловажную роль в системе здравоохранения, от их компетентности и организованности также зависит качество оказываемой пациентам медицинской помощи.
Понимание ключевых проблем в организации труда СМП в медицинских организациях Российской Федерации, изучение положительного международного опыта и внедрение инновационных практик в организации труда СМП может улучшить эффективность работы медицинских организаций, оптимизировать рабочие процессы, поспособствовать повышению доступности медицинской помощи, сокращению издержек для государства и улучшению условий труда в системе здравоохранения.
Целью исследования является подготовка предложений по внедрению новой концепции организации труда, направленной на решение ключевых проблем организации труда СМП в медицинских учреждениях Российской Федерации.
Материалы и методы
В основу проведенного исследования положены результаты анализа существующей академической литературы, официальных источников статистической информации (Федеральная служба государственной статистики, Единая межведомственная информационно-статистическая система), нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность СМП, а также теоретических и практических аспектов управления и организации труда в сфере здравоохранения. Был изучен
соответствующий международного опыт организации труда в зарубежных медицинских организациях (на примере практик медицинских организаций США и госпиталя Сеульского Национального Университета Бунданг) для целей выявления инновационных методик и подходов к организации труда.
Результаты
Среди ключевых проблем отрасли здравоохранения в контексте СМП можно выделить высокий уровень кадрового дефицита среднего звена, а также высокую нагрузку на медицинских сестер, связанную, в том числе, с необходимостью выполнения немедицинских обязанностей, которая усугубляется нормативно-правовыми ограничениями возможностей оптимизации лечебного процесса и устареванием материально-технической базы и инфраструктуры значительного числа медицинских организаций.
Дефицит кадров среднего звена
Недостаточное количество СМП наблюдается во всем мире: в отчете ВОЗ за 2020 г. отмечается, что к 2030 г. в мире ожидается нехватка 5,7 млн. медицинских специалистов среднего звена [2]. При этом средний возраст таких сотрудников также увеличивается: например, за период с 2000 по 2018 гг. в США средний возраст среднего медицинского персонала вырос от 42,7 до 47,9 лет [3].
Согласно Федеральному проекту «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» (часть Национального проекта «Здравоохранение»), обеспеченность населения медицинскими работниками среднего звена, работающими в государственных и муниципальных медицинских организациях, должна составлять 95,1 человек на 10 тыс. населения. При этом на конец 2022 г. данная укомплектованность была равна 87,2 человека на 10 тыс. населения [4]. Ситуация усугубляется постоянным снижением общей численности СМП, наблюдаемым с 2015 г. (рис. 1).
Снижение общей численности СМП препятствует выполнению нормы по обеспеченности населения данными медицинскими работниками. Исследование, направленное на анализ потребности в СМП в Российской Федерации, позволило выделить наиболее дефицитные должности СМП (% от общей потребности данной категории персонала) [5]:
- фельдшеры (16,3%);
- медицинские сестры по медико-социальной помощи (15,9%);
—.7 7,
Мападег №5
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
Рис. 1. Численность среднего медицинского персонала (физических лиц) в организациях, оказывающих медицинскую помощь, на конец года, чел.
Источник: Федеральная служба государственной статистики [3]
- медицинские сестры терапевтов участковых (15,1%);
- медицинские сестры врачей общей практики (14,2%);
- медицинские сестры по реабилитации (13,2%);
- медицинские сестры палатные дневных стационаров (12,6%);
- медицинские технологи (12%);
- медицинские сестры педиатров участковых (10,6%);
- медицинские сестры-анестезисты (9,9%).
Дефицит СМП подтверждают и данные Федеральной службы государственной статистики: на конец 2020 г. количество незакрытых вакансий СМП в медицинских организациях в стране превысило 90 тыс. [6].
Среди ключевых причин нехватки СМП можно выделить следующие:
- низкий уровень оплаты труда (по данным Федеральной службы государственной статистики, в первом квартале 2023 г. средняя заработная плата СМП составила 51 тыс. руб., что ниже средней заработной платы по стране);
- неудовлетворительные условия труда, вызванные переработками, переизбытком административной работы и другими факторами;
- низкий уровень престижности профессии медицинского сотрудника среднего звена.
Высокая текучесть кадров усугубляет проблему дефицита СМП, так как приводит к неравномерности распределения нагрузки, ухудшению социально-психологического климата в медицинских организациях и снижению качества работы.
Проблема кадрового дефицита стала особенно выраженной в последние два десятилетия из-за сокращения численности СМП. С 2020 г. на кадровый дефицит СМП в Российской Федерации также влияли эпидемиологическая обстановка и негативные эффекты пандемии коронавирусной инфекции. Только за период с 2019 по 2020 гг. укомплектованность должностей среднего медицинского персонала в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, сократилась с 91% до 89,2%, и уже в 2022 г. кадровый дефицит СМП составлял 120 тыс. человек [4]. Одними из причин, которые привели к оттоку кадров из отрасли, являются возросшая нагрузка на СМП и отсутствие справедливой оплаты труда.
Большую роль в недостаточной укомплектованности кадрами также играет отсутствие регулярной ротации СМП для целей предотвращения эмоционального выгорания сотрудников и обеспечения их профессионального роста, а также отсутствие проработанных карьерных траекторий и программ повышения мотивации. Карьерные траектории должны разрабатываться таким образом, чтобы содействовать продвижению персонала как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях: финансовый и профессиональный рост должны быть обеспечены как сотрудникам, стремящимся занять руководящие позиции, так и рядовому персоналу.
Выполнение немедицинских функций средним медицинским персоналом
Проблема высокой загруженности СМП, отмечающаяся в Российской Федерации и ряде других стран мира, главным образом связана с выполнением кадрами среднего звена немедицинских
с
«КС
функций. В зарубежных научных работах выделяется термин «обязанности, не связанные с уходом за пациентами» (non-nursing tasks), под которым понимают любые задачи СМП, не требующие специализированного медицинского образования [7, 8]. Среди таких задач отмечается заполнение документов, ответы на телефонные звонки, планирование рабочих встреч, уборка помещений, перенос вещей и т.д.
Исследования показывают, что медицинский персонал среднего звена тратит значительное количество времени на деятельность, которую потенциально можно было бы делегировать немедицинским сотрудникам. В исследовании, проведенном в США и включающем в себя в общей сложности 316 часов наблюдений за работой СМП, было показано, что несмотря на то, что сотрудники проводят 35% своего времени в палате пациента и тратят около 25% своего времени на заполнение непосредственно относящейся к лечению пациента документации, до 16% рабочего времени СМП тратит на виды деятельности, не связанные с медицинскими процедурами [9]. Примером вторичных задач, не относящихся непосредственно к лечению пациентов, является работа с документацией. На ее долю в США приходится от 20,7% до 41,1% затрачиваемого на немедицинские задачи времени в зависимости от отделения, в котором работает человек: наибольший процент приходится на хирургическое отделение, наименьший - на отделение интенсивной терапии [10].
Проблемы нормативного регулирования
В настоящее время в Российский Федерации наблюдается отсутствие достаточного нормативного регулирования функций СМП. Функционал работников определяется только с учетом стандартных для должности обязанностей, определенных нормативными документами. При этом не принимаются во внимание прочие факторы, например, временные затраты сотрудников на заполнение документации, уровень обеспеченности медицинской организации необходимыми лекарствами и оборудованием, что приводит к необъективному оцениванию нагрузки на персонал, его постоянной перегрузке и, как следствие, к снижению качества оказываемой медицинской помощи.
Высокая нагрузка на СМП усугубляется нормативно-правовыми ограничениями возможностей оптимизации лечебного процесса. Количество объектов материально-технической базы (медицинское оборудование, коечный фонд и т.д.) и численность
персонала в структурных отделениях медицинской организации определяются в соответствии с рекомендованными нормативами, а не на основе реальной и актуальной потребности медицинских организаций. Указы Министерства здравоохранения, устанавливающие штатные нормативы и стандарты оснащения структурных подразделений, оказывающих медицинскую помощь по определенному профилю, создают низкую мобильность всей ресурсной базы, что приводит к сложности в организации работы отделений в периоды «пиковой нагрузки», а также к простою материально-технических и кадровых ресурсов в моменты низкой загруженности отделения. Помимо этого, введенные нормы создают барьеры для внедрения новых подходов к организации труда в медицинских организациях, что в свою очередь препятствует повышению эффективности их работы.
Устаревание материально-технической базы
В большинстве субъектов Российской Федерации фиксируется устаревание материально-технической базы и инфраструктуры значительного числа медицинских организаций: по состоянию на 1 января 2019 г. 14% медицинских организаций находились в аварийном состоянии, в 31% отсутствовал водопровод, в 52% - горячее водоснабжение, в 41% - центральное отопление, в 35% - канализация, в 47% не обеспечивалась доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения [11]. Данная проблема особенно актуальна для медицинских организаций, расположенных в сельской области.
Устаревание материально-технической базы связано с моральным и физическим износом оборудования и влечет за собой его несоответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: степень износа основных фондов в отрасли здравоохранения Российской Федерации по состоянию на конец 2021 г. составила 51% [12]. Устаревание основных фондов негативно влияет как на восприятие медицинской организации пациентами, что снижает их удовлетворенность от обслуживания, так и на восприятие персоналом собственного рабочего места, что негативно сказывается на их производительности и мотивации, увеличивает текучесть кадров в отрасли. Кроме того, данная проблема может негативно отражаться на организации труда СМП, увеличивая время, необходимое для обслуживания каждого пациента, и снижая эффективность оказания медицинской помощи ввиду применения устаревшего оборудования.
Обсуждение
Описанные проблемы в различных аспектах организации труда СМП широко распространены в медицинских организациях Российской Федерации, что требует проведения работ по улучшению и совершенствованию текущей системы. Качественное воздействие на указанные вызовы может быть обеспечено комплексными мерами, включающими государственное стимулирование развития медицинского сектора. Однако возможности по снижению влияния данных факторов наблюдаются в области внедрения новых подходов к организации труда среднего медицинского персонала.
При совершенствовании системы труда в медицинских организациях зачастую преследуется цель непрерывного улучшения организационных форм использования труда человека в рамках отдельно взятого медицинского коллектива, что способствует интенсификации, росту эффективности и качества труда медицинских сотрудников. В российской научной работе среди задач по улучшению организации труда медицинских работников отмечаются следующие [13]:
- совершенствование разделения труда между отделениями медицинских организаций и отдельными сотрудниками;
- установление согласования во времени работы различных подразделений и отдельных работников через составление оптимального регламента работы каждого подразделения;
- рациональная организация оснащения рабочих мест;
- изучение, обобщение и внедрение передовых методов и приемов труда;
- повышение уровня цифровых компетенций сотрудников;
- совершенствование системы оплаты труда специалистов в зависимости от качества, объема выполняемой работы, уровня образования.
Еще одним способом решения обозначенных проблем в системе здравоохранения и организации труда СМП является разработка комплекса мер в области внедрения новых подходов к организации труда СМП. Как было указано ранее, высокая загрузка СМП находится в непосредственной зависимости от объемов его функциональных задач, при этом значительная доля его обязанностей не относится к медицинским и может быть делегирована сотрудникам, не имеющим соответствующей медицинской квалификации - немедицинскому персоналу.
Анализ международного опыта показывает достаточно широкую распространенность практики, заключающейся во внедрении системы делегирования обязанностей СМП (nursing delegation) для повышения эффективности организации труда в медицинских организациях. Данный подход включает в себя передачу части немедицинских обязанностей специалиста среднего звена сертифицированному ассистенту [14]. Различные исследования, проводимые для оценки итогов внедрения систем делегирования, показали, что СМП, работающий вместе с ассистентами, получил больше возможностей для планирования собственной работы на протяжении всей смены, а также сосредоточился на уходе за наиболее тяжелобольными пациентами [15].
В США подобное делегирование контролируется законодательством штата и может быть внедрено в медицинской организации при соответствии следующим условиям:
- правильная постановка задачи (задача должна входить в обязанности ассистента);
- подходящее состояние пациента (пациент находится в стабильном состоянии);
- подходящий набор навыков у ассистента;
- правильные коммуникации между сотрудником среднего звена и ассистентом (специалист дает четкие инструкции и отвечает на вопросы о любых процедурах);
- надлежащий надзор за ассистентом.
При этом юридическая ответственность за работу ассистента лежит на сотруднике среднего звена, а эффективность делегирования зависит от того, насколько хорошо распределены роли и обязанности между медицинскими и немедицинскими сотрудниками. Обязанности, которые средний медицинский персонал в США делегирует ассистентам, в большинстве случаев подразделяются на следующие категории: не требующий медицинской квалификации уход за пациентами (кормление пациентов, измерение температуры и т.д.), вспомогательные работы (уборка, подготовка помещений или оборудования), коммуникации, работа с документаций [16].
Другим примером реорганизации деятельности СМП через введение вспомогательного персонала является практика госпиталя Сеульского Национального Университета Бунданг (анализ деятельности госпиталя в настоящем исследовании основан на отчете по результатам прохождения стажировки одного из авторов - Афониной Л.А., отчет «Система организации сестринского дела в медицинском госпитале «Бунданг» для целей выявления
С
#хс
№ 5 Manager
2024 Zdravoochranenia
/Менеджер
здравоохранения
инновационных методик и подходов к организации труда»). Главная медицинская сестра госпиталя имеет высшее медицинское образование и занимается развитием сестринского дела в больнице, ведет медицинские проекты, анализирует повседневные работы и проверяет их качество. Все медицинские сестры госпиталя выведены из подчинения врачей, между ними установлены партнерские отношения. В госпитале нет должности заведующего отделением: лечением больного, взаимодействием с его родственниками, обеспечением лечебного процесса руководит старшая медицинская сестра. В то же время медицинские сестры полностью освобождены от несвойственной им работы и не занимаются вопросами, не связанными с оказанием медицинской помощи.
Немедицинские обязанности СМП, например, заполнение документации, выполняет административный персонал. Он является самостоятельной кадровой единицей и не подчиняется ни медицинским сестрам, ни врачам. Для повышения эффективности организации труда в данном госпитале также было полностью исключено ведение бумажной медицинской документации: вся необходимая информация хранится на электронных устройствах, что сводит к минимуму вероятность ошибки. Весь относящийся к пациентам документооборот выполняется без карточек, бумаг, выписок и т.д., а запись к врачу осуществляется самостоятельно в информационной системе госпиталя. Для коммуникации с пациентами и помощи в работе с данной системой приглашены волонтеры, в роли которых обычно выступают студенты-медики; на всех этапах лечения пациента сопровождает медицинский координатор от административного отдела. Данная система разделения обязанностей и организации
труда позволяет минимизировать нагрузку на средний медицинский персонал и повышает качество оказываемой медицинской помощи.
Таким образом, зарубежный опыт демонстрирует возможность и актуальность введения персонала, не обладающего медицинской квалификацией, для выполнения задач, непосредственно не связанных с медицинским обслуживанием, с целью оптимизации работы среднего медицинского персонала.
Выводы
С целью решения описанных в данной работе проблем в системе организации труда СМП в Российской Федерации может быть внедрена система делегирования части немедицинских задач СМП вспомогательным сотрудникам. Данное исследование формирует фундамент для дальнейшего изучения вопроса и детальной разработки новой системы организации труда, включающей привлечение вспомогательных, ассистирующих сотрудников. Ключевыми результатами внедрения такой системы организации труда должны стать: возможность для СМП эффективно распределять задачи в рабочем графике, снижение общей рабочей нагрузки на СМП, сокращение потребности в найме дополнительного СМП за счет включения в работу более низкооплачиваемых ассистентов, повышение общего уровня мобильности СМП, увеличение занятости населения со средним профессиональным образованием. Зарубежная практика демонстрирует, что внедрение данной системы организации труда немедицинского персонала может положительно повлиять на снижение давления кадрового дефицита на здравоохранение и повысить качество предоставляемой населению медицинской помощи.
1. Здравоохранение. Федеральная служба государственной статистики. Доступен по: https://rosstat.gov.ru/ folder/13721 (Дата обращения: 21.07.2023).
2. State of the World's Nursing // World Health Organization. Доступен по: https://apps.who.int/iris/bitstream/hand le/10665/331673/9789240003293-eng.pdf (Дата обращения: 21.07.2023).
3. The 2021 American Nursing Shortage: A Data Study. University of St. Augustine for Health Sciences. Доступен по: https://www.usa.edu/blog/nursing-shortage/ (Дата обращения: 21.07.2023).
4. Обеспеченность населения средними медицинскими работниками, работающими в государственных и муниципальных медицинских организациях // Единая межведомственная информационно-статистическая система. Доступен по: https://www.fedstat.ru/indicator/61874 (Дата обращения: 21.07.2023).
5. Латышова А.А., Купеева И.А., Гажева А.В. Оценка ликвидации дефицита специалистов со средним медицинским образованием в Российской Федерации по итогам 2020 года // Менеджер здравоохранения. 2021; 7: 66-72.
6. Кадровый дефицит в здравоохранении // Медицинский университет инноваций и развития. Доступен по: https:// xn - b1adccapc0al7alnbe.xn - p1ai/news/kadrovyy-defitsit-v-zdravookhranenii-chto-izmenilos-s-2018-goda/ (Дата обращения: 21.07.2023).
7. Biuso J,, Lalor L, Mueller L. Non-nursing tasks: do they make 'cents'? // Nursing Management. 1992; 23(9): 128Q.
8. Grosso S., Tonet S., Bernard I., Corso J., De Marchi D, Dorigo L, Funes G, Lussu M., Oppio N, Pais dei Mori L, Palese A. Non-nursing tasks as experienced by nurses: A descriptive qualitative study // International nursing review. 2019; 66(2): 259-268.
9. Yen P. Y, Kellye M, Lopetegui M, Saha A, Loversidge J, Chipps E.M., Lynn G.F., Buck J. Nurses' time allocation and multitasking of nursing activities: a time motion study. AMIA annual symposium proceedings // American Medical Informatics Association. 2018. 2018: 1137-1146.
10. Schenk E, Schleyer R, Jones C.R., Fincham S, Daratha K.B., Monsen K.A. Time motion analysis of nursing work in ICU, telemetry and medical-surgical units // Journal of Nursing Management. 2017; 25(8): 640-646.
11. Бюллетень Счетной палаты РФ: Здравоохранение // Счетная палата Российской Федерации. Доступен по: https://ach.gov.ru/upload/iblock/84e/84ed13237c0fe2b0dae052063e371cfe.pdf (Дата обращения: 21.07.2023).
12. Основные фонды и другие нефинансовые активы. Федеральная служба государственной статистики. Доступен по: https://rosstat.gov.ru/folder/14304 (Дата обращения: 21.07.2023).
13. Барсукова Ю.И., Егорова Л.А. Научная организация труда - основа успешности управления деятельностью сестринского персонала // Мать и дитя в Кузбассе. 2002; 3(11): 43-44.
14. National Guidelines for Nursing Delegation // National Council of State Boards of Nursing. Доступен по: https:// www.ncsbn.org/public-files/NCSBN_Delegation_Guidelines.pdf (Дата обращения: 21.07.2023).
15. Riisgaard H, Nexoe J, Le J.V., Sendergaard J., Ledderer L. Relations between task delegation and job satisfaction in general practice: a systematic literature review // BMC Family Practice. 2016; 17(1): 1-8.
16. Blay N, Roche M.A. A systematic review of activities undertaken by the unregulated nursing assistant // Journal of Advanced Nursing. 2020; 76(7): 1538-1551.
17. Макаров С.В., Гайдаров Г.М., Алексеевская Т.И., Апханова Н.С., Алексеева Н.Ю. Социологические аспекты текучести медицинских кадров // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021; 29(5): 1207-1213.
18. Фадеева Е.В. Социально-экономическое положение среднего медицинского персонала в ситуации пандемии коронавирусной инфекции // Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022; 1:75-85.
ORIGINAL PAPER
MID-LEVEL MEDICAL PERSONNEL WORK ORGANIZATION AS A FACTOR OF ENHANCING MEDICAL INSTITUTION EFFICIENCY
L.A. Afonina1, A.S. Skoda2, N.F. Podryadova3, A.S. Angelovsky4, Yu.A. Shitova5И
1 2 SBIH Vorohobov's City Clinical Hospital № 67 MHD, Moscow, Russia;
3 5 LLC Medeum, Moscow, Russia;
4 Federal State Budget Educational Institution of Higher Education M.V. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia.
' https://orcid.org/0009-0003-6151-3096; 2 https://orcid.org/0000-0002-9783-1796; 3 https://orcid.org/0009-0009-6509-7441; 4 https://orcid.org/0009-0005-4758-1791;
5 http://orcid.org/0000-0002-5087-4801.
И Corresponding author: Shitova Yu.A.
ABSTRACT
The shortage of mid-level medical personnel is one of the most urgent problems of healthcare system in the Russian Federation and affects negatively the efficiency of hospitals. This deficit is partially caused by a high burden on mid-level medical staff and their necessity to provide a number of non-specific non-medical activities. This leads to the medical services quality reduction, negatively affects the motivation of employees and decreases employment in this area.
Purpose of this study is to identify the key problems of the organization of labor of mid-level medical staff and the formation of a new concept of labor organization taking international experience into account.
Materials and methods. The research is based on the analysis of existing academic literature, sources of official statistical data, regulatory documents, theoretical and practical aspects of labor management and organization in the field of healthcare, the study of relevant international experience in order to identify innovative approaches and methods of labor organization.
Results. According to the research the main problems of organizing the work of mid-level medical personnel include shortage of this personnel, its high workload, problems of regulation etc. The reasons for the shortage of mid-level medical specialists are identified: low wages, dissatisfaction with working conditions, low prestige of the medical profession. A system for delegating non-medical duties of mid-level medical personnel to non-medical assistants is introduced as the most effective way to solve these problems based on examples from international experience. According to this approach the tasks of assistants should include non-medical care of patients, work with documents, communications, cleaning, preparing rooms, and so on. International experience shows that assisting staff increases the efficiency of medical organizations and reduces the burden on mid-level medical staff.
Findings. The need has been identified for further elaboration of the concept of labor organization in the healthcare system of the Russian Federation based on the principle of delegating non-medical duties of mid-level medical staff to non-medical assisting staff. Keywords: regulation of labor, non-medical personnel, mid-level medical personnel, nurses.
For citation: Afonina L.A., Skoda A.S., Podryadova N.F., Angelovsky A.S., Shitova Yu.A. Mid-level medical personnel work organization as a factor of enhancing medical institution efficiency. Manager Zdravookhranenia. 2024; 5:117-124. DOI: W.2W45/I8II-0I85-2024-5-II7-I24.
С
#xc
-гР
зЯо
REFERENCES
1. Zdravoohranenie. [Healthcare] // Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Available at: https://rosstat.gov.ru/folder/13721 (Accessed: 21.07.2023). (in Russian).
2. State of the World's Nursing // World Health Organization. Available at: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/331673 /9789240003293-eng.pdf (Accessed: 21.07.2023).
3. The 2021 American Nursing Shortage: A Data Study // University of St. Augustine for Health Sciences. Available at: https://www. usa.edu/blog/nursing-shortage/ (Accessed: 21.07.2023).
4. Obespechennost' naselenija srednimi medicinskimi rabotnikami, rabotajushhimi v gosudarstvennyh i municipal'nyh medicinskih organi-zacijah. [Provision of the population with mid-level medical workers in state and municipal medical organizations] // Edinaja mezhvedom-stvennaja informacionno-statisticheskaja sistema. Available at: https://www.fedstat.ru/indicator/61874 (Accessed: 21.07.2023). (in Russian).
5. Latyshova A.A., Kupeeva I.A., Gazheva A. V. Ocenka likvidacii deficita specialistov so srednim medicinskim obrazovaniem v Rossijskoj Federacii po itogam 2020 goda. [Assessment of the shortage of specialists with mid-level medical education in the Russian Federation at the end of 2020] // Menedzher zdravoohranenija. 2021; 7: 66-72. (in Russian).
6. Kadrovyj deficit v zdravoohranenii. [Staff shortage in healthcare system] // Medicinskij universitet innovacij i razvitija. Available at: https://xn-b1adccapc0al7alnbe.xn-p1ai/news/kadrovyy-defitsit-v-zdravookhranenii-chto-izmenilos-s-2018-goda (Accessed: 21.07.2023). (in Russian).
7. Biuso J, Lalor L, Mueller L. Non-nursing tasks: do they make 'cents'? // Nursing Management. 1992; 23(9): 128Q.
8. Grosso S, Tonet S, Bernard I, Corso J., De Marchi D, Dorigo L, Funes G, Lussu M, Oppio N, Pais dei Mori L, Palese A. Non-nursing tasks as experienced by nurses: A descriptive qualitative study // International nursing review. 2019; 66(2): 259-268.
9. Yen P. Y, Kellye M, Lopetegui M, Saha A, Loversidge J, Chipps E.M, Lynn G.F, Buck J Nurses' time allocation and multitasking of nursing activities: a time motion study. AMIA annual symposium proceedings // American Medical Informatics Association. 2018. 2018: 1137-1146.
10. Schenk E, Schleyer R, Jones C.R., Fincham S, Daratha K.B., Monsen K.A. Time motion analysis of nursing work in ICU, telemetry and medical-surgical units // Journal of Nursing Management. 2017; 25(8): 640-646.
11. Bjulleten' Schetnoj palaty RF: Zdravoohranenie. [Bulletin of the Accounts Chamber of the Russian Federation: Healthcare] // Schetnaja palata Rossijskoj Federacii. Available at: https://ach.gov.ru/upload/iblock/84e/84ed13237c0fe2b0dae052063e371cfe.pdf (Accessed: 21.07.2023). (in Russian).
12. Osnovnye fondy i drugie nefinansovye aktivy. [Fixed assets and other non-financial assets] // Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Available at: https://rosstat.gov.ru/folder/14304 (Accessed: 21.07.2023). (in Russian).
13. Barsukova Ju. I., Egorova L.A. Nauchnaja organizacija truda - osnova uspeshnosti upravlenija dejatel'nost'ju sestrinskogo personala. [The scientific organization of labor is the basis for successful management of the nursing staff] // Mat' i ditja v Kuzbasse. 2002; 3(11): 43-44. (in Russian).
14. National Guidelines for Nursing Delegation // National Council of State Boards of Nursing. Available at: https://www.ncsbn.org/ public-files/NCSBN_Delegation_Guidelines.pdf (Accessed: 21.07.2023).
15. Riisgaard H., Nex0e J., Le J.V., S0ndergaard J., Ledderer L. Relations between task delegation and job satisfaction in general practice: a systematic literature review // BMC Family Practice. 2016; 17(1): 1-8.
16. Blay N., Roche M.A. A systematic review of activities undertaken by the unregulated nursing assistant // Journal of Advanced Nursing. 2020; 76(7): 1538-1551.
17. Makarov S.V., Gajdarov G.M, Alekseevskaja T.I., Aphanova N.S., Alekseeva N.Ju. Sociologicheskie aspekty tekuchesti medicinskih kadrov. [Sociological aspects of medical staff turnover] // Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny. 2021; 29(5): 1207-1213. (in Russian).
18. Fadeeva E.V. Social'no-jekonomicheskoe polozhenie srednego medicinskogo personala v situacii pandemii koronavirusnoj infekcii. [Socio-economic situation of mid-level medical personnel in the situation of the coronavirus pandemic] // Vestnik RGGU Serija «Filosofija. Sociologija. Iskusstvovedenie». 2022; 1:75-85. (in Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Афонина Лариса Александровна - главная медицинская сестра ГБУЗ г. Москвы ГКБ № 67 им. Л.А. Ворохобова ДЗМ, г. Москва, Россия.
Larisa A. Afonina - Head Nurse of the SBIH Vorohobov's City Clinical Hospital № 67 MHD, Moscow, Russia. E-mail: afonina.lora@gmail.com
Шкода Андрей Сергеевич - профессор, доктор медицинских наук, главный врач ГБУЗ г. Москвы ГКБ № 67 им. Л.А. Ворохобова ДЗМ, г. Москва, Россия.
Andrei S. Skoda - Professor, Doctor of Medical Sciences, Chief Medical Officer of the SBIH Vorohobov's City Clinical Hospital № 67 MHD, Moscow, Russia. E-mail: as.shkoda67@mall.ru
Подрядова Надежда Федоровна - руководитель аналитического отдела ООО «Медеум», г. Москва, Россия. Nadezhda F. Podryadova - Head of the Analytical Department of LLC Medeum, Moscow, Russia. E-mail: nadia-krechetl6@yandex.ru
Ангеловский Александр Сергеевич - руководитель направления операционного консалтинга Центра компетенций НТИ по большим данным ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», г. Москва, Россия. Aleksandr S. Angelovsky - Head of the Operational Consulting Department of the NTI Competence Center for Big Data of Federal State Budget Educational Institution of Higher Education M. V. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. E-mail: angelovskiy.al@digital.msu.ru
Шитова Юлия Александровна - генеральный директор ООО «Медеум», г. Москва, Россия. Yuliya A. Shitova - Chief executive officer of LLC Medeum, Moscow, Russia. E-mail: yuliya.shitova@medeum.ru