ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Э01: 10.21045/1811-0185-2024-6-68-79 УДК 35.088.7
ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОЧЕЙ НАГРУЗКИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОКАЗЫВАЕМОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ: АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ № 67 ИМ. Л.А. ВОРОХОБОВА ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Л.А. Афонина1, А.С. Шкода2, Н.Ф. Подрядова3, А.С. Ангеловский4, Ю.А. Шитова5 н
2 ГБУЗ г. Москвы ГКБ № 67 им. Л.А. Ворохобова ДЗМ, г. Москва, Россия;
3 5 Общество с ограниченной ответственностью «Медеум», г. Москва, Россия;
4 ФГБОУ ВО Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия.
1 https://orcid.org/0009-0003-6151-3096; 2 https://orcid.org/0000-0002-9783-1796; 3 https://orcid.org/0009-0009-6509-7441; 4 https://orcid.org/0009-0005-4758-1791;
5 http://orcid.org/0000-0002-5087-4801.
И Автор для корреспонденции: Шитова Ю.А.
АННОТАЦИЯ
Для снижения нагрузки на средний медицинский персонал необходима разработка новых подходов к организации труда, новых методов и форм управления данным персоналом.
Цель исследования: разработать систему распределения обязанностей среднего медицинского персонала для повышения эффективности функционирования медицинской организации на примере Городской клинической больницы № 67 им. Л.А. Ворохобова Департамента здравоохранения города Москвы. Система позволит существенно снизить рабочую нагрузку медицинского персонала, повысить его мотивацию и повысить качество оказываемой медицинской помощи. Материал и методы. Рассмотрены особенности функционирования Городской клинической больницы № 67 им. Л.А. Во-рохобова Департамента здравоохранения города Москвы, а также проведенной кадровой реформы, которая способствует оптимизации деятельности медицинского персонала. Проведен качественный анализ структуры и количественный анализ затрат рабочего времени медицинских сестер больницы на основе методов статистического учета: инвентаризации задач и анкетирования медицинских сестер отдельного корпуса рассматриваемой медицинской организации.
Результаты. Выявлено, что наибольшие временные затраты на выполнение трудовых операций, не требующих медицинской квалификации, в течение рабочего дня приходятся на медицинских сестер процедурных и перевязочных кабинетов. Определены конкретные должностные обязанности, которые могут быть переданы немедицинским сотрудникам. Согласно результатам проведенного количественного исследования, модернизация принципов организации труда в медицинских организациях на примере Городской клинической больницы № 67 им. Л.А. Ворохобова Департамента здравоохранения города Москвы состоит в делегировании трудовых операций, таких как работа с документацией и работа с электронными ресурсами, немедицинскому персоналу.
Выводы. Полученные результаты могут быть использованы руководством медицинских учреждений при организации труда и распределении рабочей нагрузки медицинского и немедицинского персонала для повышения качества оказываемой медицинской помощи.
Ключевые слова: медицинский персонал, немедицинский персонал, рабочая нагрузка, организация труда, качество медицинской помощи.
Для цитирования: Афонина Л.А., Шкода А.С, Подрядова Н.Ф, Ангеловский А.С, Шитова Ю.А. Оптимизация рабочей нагрузки среднего медицинского персонала как фактор снижения профессионального выгорания и повышения качества оказываемой медицинской помощи: анализ практики организации труда среднего медицинского персонала на примере городской клинической больницы № 67 им. Л.А. Ворохобова Департамента здравоохранения города Москвы. Менеджер здравоохранения. 2024; 6:68-79. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-6-68-79
© Афонина Л.А., Шкода А. С., Подрядова Н. Ф, Ангеловский А. С., Шитова Ю.А, 2024 г.
—I GB
Менеджер
здравоохранения /
Manager № В
ZdrevoochreneniB 2024
Введение
Современные медицинские организации Российской Федерации нацелены не только на улучшение качества оказываемой медицинской помощи, но и на рост производительности и эффективности работников [1]. Улучшение организации условий труда и развитие мотивации у медицинских работников являются неотъемлемой частью повышения эффективности работы медицинского учреждения, повышения квалификации сотрудников и в целом повышения имиджа отечественной отрасли здравоохранения.
Как демонстрирует практика, уровень удовлетворенности трудом не всегда напрямую коррелирует с высокими показателями трудовой деятельности: только сбалансированное сочетание факторов внутренней и внешней мотивации может дать положительный результат и помочь достичь желаемой организационной цели [2].
Задачи повышения мотивации к труду и оптимизации рабочей нагрузки у среднего медицинского персонала являются также актуальными. Так, в АО «Национальный научный кардиохирургический центр» данная проблема рассматривается через призму методики Роджерса-Даймонда [3], которая состоит в проводимом посредством опросов исследовании степени социально-психологической адаптации к новой среде. Не менее важным аспектом является исследование особенностей рабочей нагрузки медицинского персонала, уровень которой существенно вырос в московском здравоохранении [4].
Цель исследования: сформировать методику и рекомендации по делегированию ряда должностных обязанностей медицинских сестер немедицинскому персоналу для повышения мотивации персонала, развития системы здравоохранения и снижения негативного влияния дефицита среднего медицинского персонала в Российской Федерации на эффективность деятельности медицинских организаций.
Материалы и методы
В основу исследования легло анкетирование медицинских сотрудников Городской клинической больницы № 67 им. Л.А. Ворохобова Департамента здравоохранения города Москвы (далее -ГКБ № 67), направленное на выявление факторов, способствующих высокой нагрузке на средний медицинский персонал. Анкетирование также было направлено на определение уровня выгорания
среди среднего медицинского персонала, отрицательно влияющего на его мотивацию. Для анализа данных, полученных в ходе исследования, были использованы методы описательной статистики.
Общее количество среднего медицинского персонала в отделениях хирургического и терапевтического профиля ГКБ № 67, в которых было проведено исследование, на 2022 г. составляло 85 чел., из них медицинских сестер - 61 чел. Респондентами исследования стали 34 сотрудника: 14 палатных медицинских сестер, 5 процедурных медицинских сестер, 5 перевязочных медицинских сестер, 8 старших медицинских сестер.
Результаты
Краткий обзор деятельности Городской клинической больницы № 67 им. Л.А. Ворохобова Департамента здравоохранения города Москвы
ГКБ № 67 является одной из крупнейших лечебных организаций города и имеет в своем составе 4 филиала и более 20 центров, включающих в себя более 50 отделений: хирургического, травматологического, нейрохирургического, эндокринологического, неврологического, терапевтического, кардиологического, акушерско-гинекологи-ческого профилей - с общей коечной мощностью 1348 коек (см. рис. 1).
ГКБ № 67 является одной из наиболее инновационных больниц Российской Федерации, которая внедряет инновационные медицинские и управленческие практики. ГКБ № 67 обладает следующей организационно-управленческой структурой: в подчинении у главного врача находятся заместитель главного врача по медицинской части, заместитель главного врача по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, руководитель логистического центра, служба финансового контроля и службы параклинического центра (см. рис. 2).
С точки зрения иерархической структуры больницы главная медицинская сестра находится на одном уровне с руководителями медицинских центров и напрямую подчиняется заместителю главного врача по медицинской части и главному врачу соответственно. Таким образом, состав среднего медицинского персонала в ГКБ № 67 выведен из-под контроля врачей.
Общее количество среднего медицинского персонала в 2023 г. составило 1012 человек: динамика изменения количества среднего медицинского
с
«КС
№ В Мападег
2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
Центр терапии
Междисциплинарный треннинг центр инновационных хирургических технологий
ГКБ №67 им. Л.А. Ворохобова
Спжалънъш центр хирургии Центр анестезиологии и реанимации
Центр лабораторной диагностики Центр травматологии и ортопедии
Приемно-диагностический центр Травматологический пункт
Центр лучевой диагностики Патологоанатомическая служба
Центр инструментальной диагностики Центр клинических исследований
Центр хирургии Телемедицинский центр
Центр мануальной терапии
Центр сосудистой хирургии
Региональный сосудистый центр
Центр клгтико-экспертного контроля
Служба крови
Центр редких (орфанных) заболеваний
Психиатрическая служба
Центр эндокринной хирургии и метаболических нарушений
Перинатальный центр
Московский городской центр пульмонологии
□ -Филиалы ГКБ №67
- подразделения ГКБ №67
Рис. 1. Структура ГКБ № 67 им. Л.А. Ворохобова
Источник: составлено авторами
Рис. 2. Организационно-управленческая структура ГКБ № 67
Источник: составлено авторами
персонала представлена на рис. 3. Значительный прирост числа СМП в 2021-2022 гг. вызван сформированной в тот период необходимостью в найме дополнительного персонала (в том числе студентов медицинских ВУЗов) для работы в условиях пандемии коронавируса COVID-19, однако после этого наблюдается сокращение количества СМП, связанное, в том числе, с оттоком кадров в отрасли.
Тем не менее, согласно данным отдела кадров, ГКБ № 67 характеризуется низким уровнем
«текучки» кадров (более 85% сотрудников работают более 3 лет) и высоким процентом членства в первичной профсоюзной организации медицинских работников - более 90%.
Реформирование организационной структуры ГКБ № 67
В ГКБ № 67 ведется деятельность по реформированию организационной структуры с целью оптимизации деятельности медицинского персонала,
Менеджер / Мепедег № В
здравоохранения / гйгауоосЬгапеп/а 2024
Рис. 3. Динамика изменения количества среднего медицинского персонала,
2018-2023 гг. (чел.)
Источник: составлено авторами
в частности, с целью повышения эффективности работы среднего медицинского персонала. Так, с 2014 г. и с 2017 г. в ГКБ № 67 реализуется два проекта, соответственно - «Сестринский проект» и проект по созданию хозяйственно-обслуживающей службы, предполагающий внедрение персонала с немедицинским образованием для реализации ряда функций медсестер, не требующих соответствующей медицинской подготовки, связанных с организацией и сопровождением работы среднего медицинского персонала.
Сестринский проект
Ключевой предпосылкой для реализации данной инициативы стала потребность в оптимизации подходов к использованию кадровых ресурсов медицинской организации (ГКБ № 67) с целью предотвращения перегрузок (и, как следствие, эмоционального и профессионального выгорания
сотрудников) и простоев (оптимизация расходования рабочего времени сотрудников и комплектация отделений), оптимизации кадрового состава и бюджета медицинской организации.
«Сестринский проект» на базе ГКБ № 67 был запущен с 2014 г. Идеей проекта было выведение медицинских сестер из подчинения заведующего отделением, расширение их полномочий, повышение социальной составляющей и роли медицинской сестры, поднятие престижа профессии в обществе, повышение мотивации среднего медицинского персонала, подчеркивание значимости работы сестринского персонала в проведении реформ в сфере здравоохранения, в повышении качества лечебно-диагностического процесса.
Организационные преобразования в результате «Сестринского проекта» представлены на рис. 4.
Эффективность деятельности медицинских сестер во многом зависит от того, как координируют их
Рис. 4. Результаты изменений и потенциальный эффект от внедрения «Сестринского проекта»
Источник: составлено авторами
работу старшие медицинские сестры. Была также введена должность старшей по корпусу медицинской сестры, которая контролирует работу среднего медицинского персонала всех отделений, находящихся в корпусе. Периодически проводятся совещания главной медицинской сестры со старшими медицинскими сестрами корпуса с целью контроля их деятельности и выявления необходимости помощи.
Проект по созданию хозяйственно-обслуживающей службы
Предпосылкой для начала введения в работу ГКБ № 67 дополнительного немедицинского персонала стала гипотеза о перегруженности отделений и высокой загрузке среднего медицинского персонала административной работой.
На базе ГКБ № 67 было проведено исследование, направленное на определение уровня выгорания среди среднего медицинского персонала. В рамках исследования была разработана оригинальная анкета, состоящая из нескольких разделов, в том числе: формальные сведения, удовлетворенность работой и профессией и тест на определение уровня профессионального выгорания, разработанный К. Маслач и С. Джексоном. В результате исследования выяснилось, что высокий уровень эмоционального истощения отмечают 38% сотрудниц, деперсонализации - 29%, редукции достижений - 25%. Была выявлена зависимость уровня выгорания и показателей удовлетворенности работой и профессией: риск эмоционального истощения снижается, если старшая медицинская сестра находит в своей работе возможность интеллектуального или профессионального роста, удовлетворяет потребность в общении с коллегами. Обесценивание результатов деятельности менее выражено у сотрудниц, высоко оценивающих
свою квалификацию и значимость своего профессионального мнения, способных найти интерес и разнообразие в выполняемой работе, удовлетворяющих потребность в общении.
В 2017 г. с целью высвобождения медицинского персонала от работы, не связанной с медицинской деятельностью, и для достижения высокого качества обслуживания, лечения больных, дальнейшего совершенствования качества оказания медицинской помощи была введена хозяйственно-обслуживающая служба. Сутью реформы было делегирование части немедицинских обязанностей, выполняемых медицинскими сестрами, административным работникам. Функции «администратора» в настоящий момент зависят от отделения, в котором он находится (см. таблицу 1).
Сотрудники хозяйственно-обслуживающего отдела показали свою эффективность во время пандемии COVID-19, выполняя большой спектр задач, не требующих медицинских знаний: измерение температуры тела при входе в медицинскую организацию, заказ лекарственных средств, помощь в общении с родственниками больных, работа с документацией. Благодаря этому удалось освободить средний медицинский персонал от вторичной по значимости работы, тем самым увеличив время на помощь врачу, общение с пациентами, выполнение медицинских процедур. Результаты деятельности хозяйственно-обслуживающего отдела демонстрируют целесообразность распространения данной системы на прочие медицинские организации Российской Федерации.
Тем не менее в рамках реализованного проекта в ГКБ № 67 немедицинскому персоналу была передана только часть функций, не относящихся напрямую к медицинским обязанностям среднего медицинского персонала. Данное исследование основано на предположении о возможности
Таблица 1
Функции административных работников в зависимости от отделения
Отделение Функции «администратора»
Приемное отделение Оформление историй болезней пациентов
Поликлиника Оформление амбулаторных карт
Стационарное отделение Выстраивание логистики и сопровождение пациентов внутри корпуса и на всей территории больницы
Лаборатории Учет поступления и проверки биоматериала
Оперативный отдел Информирование по телефону
Отдел компьютерной томографии Заполнение паспортных данных и историй болезни в компьютерной базе данных
Источник: составлено авторами
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № 6
гсЛ^адлэос/и-алегна 2024
расширения спектра обязанностей, которые могут быть делегированы персоналу, не имеющему медицинскую квалификацию.
Комплексный анализ затрат и структуры рабочего времени медицинскими сестрами
В рамках данного исследования была выдвинута гипотеза, что одной из причин перегруженности среднего медицинского персонала является выполнение медицинскими сестрами не свойственных им обязанностей, которые относятся к компетенции немедицинского персонала - заполнение документации, транспортировка пациентов, подготовка помещений к процедурам, заполнение электронных форм и т.д. Вследствие высокой перегруженности медицинских сестер задачами, не требующими медицинской квалификации, в совокупности с высоким уровнем эмоциональной сложности профессии:
- имеются ошибки в оформлении медицинской документации сестринским персоналом отделения;
- имеют место проявления грубости, раздражительности со стороны отдельных медицинских сестер при работе с пациентами;
- имеют место нарушения правил внутреннего трудового распорядка и др.
Для подтверждения гипотезы и дальнейшего совершенствования системы распределения обязанностей медицинского персонала ГКБ № 67 было проведено исследование - комплексный анализ затрат и структуры рабочего времени медицинскими сестрами на основе инвентаризации задач и анкетирования.
Метод инвентаризация задач был необходим для выявления всех медицинских и немедицинских задач, выполняемых средним медицинским персоналом, для дальнейшего определения должностных обязанностей немедицинского персонала и создания инструкций к их работе. По итогам анкетирования от сотрудников была получена первичная информация
о распорядке дня, выполняемых медицинских и немедицинских задачах в течение рабочего дня. Средним медицинским персоналом была самостоятельно проведена оценка трудоемкости выполняемой операции: зафиксированы частота ее выполнения и время, затрачиваемое на ее выполнение.
Оценка репрезентативности выборки оценивалась по формуле расчета относительной ошибки выборки:
А = А/х ,
отн А
где А - предельная ошибка выборки, х - среднее значение по выборке.
Выборка считалась репрезентативной, если
А < 5%.
отн
Предельная ошибка выборки (й), в свою очередь, - это отклонение выборочной характеристики от генеральной, задаваемое с определенной вероятностью:
А = t * л,
где t - коэффициент доверия, зависящий от вероятности Рф, с которой определяется предельная ошибка выборки, ¡л - среднее квадратическое отклонение всех возможных значений выборочной средней от генеральной средней.
В данном исследовании выборка была бесповторной (каждый респондент был опрошен 1 раз), поэтому среднее квадратическое отклонение было рассчитано по следующей формуле:
где а2 - дисперсия, N - генеральная совокупность, п - выборочная совокупность.
Дисперсия была рассчитана на основе показателя оценки времени трудовой функции1 с наибольшим коэффициентом вариации (степень изменчивости по отношению к среднему показателю выборки): считается, что в случае, если выборка
С
«КС
Таблица 2
Показатели оценки времени по трудовой операции «Работа с ЕМИАС»
Оценка времени, мин. Количество респондентов Среднее значение выборки Дисперсия
15 2
20 27 21,18 14,79
30 5
Источник: составлено авторами
1 Оценка времени, затрачиваемого на выполнение трудовой операции, является ключевым показателем в исследовании
№ В Мападег
2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
будет репрезентативной для трудовой операции с наибольшим количеством расхождений в оценке, то она будет репрезентативной для всего исследования.
Наибольший коэффициент вариации был выявлен в отношении трудовой операции «Работа с ЕМИАС» (см. таблицу 2).
Таким образом, среднее квадратическое отклонение выборки, с учетом п=34, N=61, составило:
р = 0,4388.
Тогда предельная ошибка выборки, с учетом коэффициента доверия 1, равного 1,96 (соответствует доверительному уровню 0,95) в соответствии с таблицей значений функции Лапласа, составила:
А = 0,8601.
Относительная ошибка выборки в таком случае составила:
А = 4%,
отн '
что соответствует заданному значению Аотн < 5%: выборка является репрезентативной.
В таблице 3 представлены результаты анкетирования, свидетельствующие о затраченном времени на трудовые задачи, не связанные с медицинскими.
Таким образом, постовая медицинская сестра в среднем за 24-часовую смену тратит до 9 часов рабочего времени на трудовые задачи, не связанные с непосредственным оказанием медицинской помощи. Медицинская сестра процедурной 4,8 часов из 8-часового рабочего дня проводит, занимаясь немедицинскими обязанностями, что составляет 60% рабочего времени. Медицинская сестра
перевязочной в среднем 4,5 часа из 8-часового рабочего дня проводит, занимаясь немедицинскими задачами, что составляет до 57% рабочего времени. Рабочие функции старшей медицинской сестры также включают в себя выполнение значительного объема административной работы (в среднем 47% рабочего дня), часть которых может быть передана вспомогательному персоналу.
В таблице 4 представлено распределение выделенных респондентами трудовых операций, не требующих медицинской квалификации, по категориям и доля каждой категории в общем объеме временных затрат на выполнение немедицинских функций.
Таким образом, наибольшая часть немедицинских функций медицинских сестер приходится на работу с документами и электронными ресурсами.
Обсуждение
Проведенное исследование подтверждает гипотезу о высокой загруженности среднего медицинского персонала немедицинскими трудовыми функциями, в особенности административной работой, что определяет потребность в модернизации принципов организации труда в медицинских учреждениях. Согласно результатам количественного анализа, медицинские сестры тратят в среднем 46% времени рабочего дня на выполнение немедицинских обязанностей. На работу с документами в зависимости от вида медицинской сестры требуется от 19% до 43% от всего объема времени, затрачиваемого на выполнение немедицинских функций, на работу с электронными ресурсами - от 14% до 23%.
Таблица 3
Затрата времени медицинскими сестрами на немедицинские обязанности
Количество часов,
№ Вид медицинской сестры Число анкетируемых затрачиваемых на трудовые функции, не требующие медицинской квалификации, мин Продолжительность смены, мин % от рабочего дня
1 Постовая медицинская сестра 16 560 (9 ч) 1440 (24 ч) 39
2 Медицинская сестра процедурная 5 290 (4,8 ч) 60
3 Медицинская сестра перевязочной 5 275 (4,5 ч) 480 (8 ч) 57
4 Старшая медицинская сестра 8 230 (3,8 ч) 47
Итого 34 - - 46,6 2
Источник: составлено авторами
2 Средневзвешенное значение по анкетируемым.
Менеджер
здравоохранения /
Мападег № 6
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024
Таблица
Перечень немедицинских функций, выполняемых медицинскими сестрами
Категория
Перечень функций
Старшая медицинская сестра
Работа
с документами
Работа с пациентами
1. Транспортировка документации на подпись в администрацию.
2. Работа с документацией складского учета.
3. Проверка выписных историй болезни на следующие сутки.
4. Составление графиков учета рабочего времени персонала и табелей факт отработанного времени.
5. Оформление поступления и выписки.
6. Доставка документации в многофункциональный справочный центр (МСЦ).
43%
Работа с электронными ресурсами 1. Работа в системе ЕМИАС. 2. Подсчет лекарственных препаратов на всех складах и сверка фактических остатков с системой ЕМИАС. 14%
Работа 1. Обходы отделения с целью контроля качества оказания медицинскои помощи, опрос ,0, О/о с пациентами пациентов.
Обслуживание деятельности 1. Получение расходного материала со склада. 2. Получение лекарственных препаратов из аптеки. 3. Составление заявки на обеспечение отделения типографской продукцией. 4. Оформление необходимой документации на списание медицинского оборудования и имущества, пришедшего в негодность. 31% 5. Организация и контроль своевременного прохождения периодических профилактических медицинских осмотров и диспансеризации персонала отделения. 6. Подготовка и предоставление в оперативный отдел необходимой документации для оформления листков нетрудоспособности и регистрация в журнале по учету их в отделении.
Обслуживание 1. Обход отделения (палат, технических помещений) с целью контроля соблюдения ,0, ^ 6% помещений санитарных норм.
Постовая (палатная) медицинская сестра
1. Описание материальных ценностей. 2. Подготовка историй болезни (контроль их возврата с результатами исследований). Работа 3. Составление сводок. осо/ л о 25% с документами 4. Заполнение журналов. 5. Заготовка бланков для истории. 6. Сбор согласий с пациента.
Работа с электронными ресурсами 1. Работа в ЕМИАС: выписка/прием пациентов, оформление историй болезни. 2. Регистрация лабораторных проб в системе ЕМИАС. 3. Списание лекарственных средств в программе ЕМИАС. 4. Работа с программой Parallels Client. 5. Составление порционных требований с дальнейшим заносом данных в программу Парус. 6. Оформление заказов на исследования в программах больницы. 23%
1. Прием, сопровождение, размещение вновь поступивших пациентов.
2. Ознакомление пациентов с правилами внутреннего распорядка, режимом дня, правилами хранения пищевых продуктов и правилами выписки из отделения.
3. Направление пациентов и транспортировка на исследования.
4. Контроль раздачи пищи пациентам согласно назначенным диетам.
5. Кормление тяжелобольных.
6. Санитарно-гигиеническое обслуживание лежачих и тяжелобольных.
7. Термометрия тела.
8. Получение передач для пациентов.
9. Ведение санитарно-просветительской работы среди пациентов на санитарно-гигиенические темы по правилам ухода за больными и здоровому образу жизни.
39%
Обслуживание деятельности
Обслуживание помещений
1. Транпортировка биологического материала в лабораторию.
2. Получение расходных материалов на складе.
3. Проверка лекарственных средств и расходных материалов по срокам годности и проверка препаратов/материалов с ограниченным сроком годности.
4. Курьерская служба (архив, подписи).
1. Проверка состояния холодильников.
2. Контроль сбора и утилизации отходов.
2%
№ 6 Manager
2024 Zdravoochranenia
/Менеджер
здравоохранения
Работа
с документами Работа
с электронными ресурсами Работа с пациентами
Обслуживание деятельности
Обслуживание помещений
Работа
с документами
Работа
с электронными ресурсами
Обслуживание деятельности
Медицинская сестра перевязочной
1. Заполнение журналов в перевязочном кабинете.
2. Заполнение медицинской документации (журнал регистрации бактерицидной лампы и т.д.)
19%
1. Списание препаратов в ЕМИАС.
19%
1. Подача пациента в перевязочную.
10%
1. Сдача и получение инвентаря из ЦСО.
2. Контроль сроков годности лекарственных препаратов и дезинфицирующих средств.
3. Количественный учет расходных материалов, медикаментов, антисептиков.
21%
1. Подготовка дезинфицирующих растворов.
2. Дезинфекция инструментов.
3. Подготовка перевязочного материала к стерилизации.
4. Контроль сбора и утилизации отходов.
31%
Медицинская сестра процедурной
1. Заполнение журналов в процедурном кабинете.
2. Занесение результатов исследования в протокол.
3. Заполнение медицинской документации (журнал регистрации бактерицидной лампы и т.д.)
40%
1. Штрихкодирование крови в ЕМИАС.
2. Списание препаратов в ЕМИАС.
1. Транспортирование крови в лабораторию на исследования.
2. Учет медикаментов, шприцев и моноветов.
3. Контроль срока годности препаратов.
25%
1. Обработка инструментов.
Обслуживание 2. Контроль сбора и утилизации отходов. 17%
помещений 3. 4. Изготовление перевязочного материала. Оснащение кабинетов расходным материалом.
Источник: составлено авторами
* - процент от всего объема времени, затрачиваемого на выполнение немедицинских функций
В связи с этим, для достижения цели по снижению нагрузки на средний медицинский персонал предлагается делегировать наиболее трудо- и вре-мязатратные операции, связанные с работой с документами и электронными ресурсами, немедицинскому персоналу. В перечень функций, которые могут быть переданы вспомогательным сотрудникам, в таком случае войдут:
Работа с документами:
- транспортировка документации на подпись в администрацию;
- работа с документацией складского учета;
- составление графиков учета рабочего времени персонала и табелей фактически отработанного времени;
- проверка выписных историй болезни на следующие сутки;
- оформление поступления и выписки;
- доставка документации в многофункциональный справочный центр (МСЦ);
- описание материальных ценностей;
- подготовка историй болезни (контроль их возврата с результатами исследований);
- составление сводок;
- заполнение медицинской документации и журналов, заготовка бланков для истории;
- сбор согласий с пациента;
- занесение результатов исследования в протокол.
Работа с электронными ресурсами:
- подсчет лекарственных препаратов на всех складах и сверка фактических остатков с системой ЕМИАС;
- выписка/ прием пациентов, оформление историй болезни;
- регистрация лабораторных проб в системе ЕМИАС;
- списание лекарственных средств в программе ЕМИАС;
- штрихкодирование крови в ЕМИАС;
- работа с программой Parallels Client;
- составление порционных требований с дальнейшим заносом данных в программу Парус;
- оформление заказов на исследования в программах больницы.
Менеджер / Manager № В
здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2024
Передача обязанностей в части работы с электронными ресурсами немедицинскому персоналу в том числе актуальна в условиях постепенной цифровизации сферы здравоохранения. Активное внедрение цифровых сервисов в работу медицинских организаций уже наблюдается в крупных городах Российской Федерации и дополнительно стимулируется со стороны региональных министерств и департаментов здравоохранения: так, например, в соответствии с Приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 18.03.2021 № 250 «О переходе медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, на новую цифровую модель работы (жизнедеятельности)» в медицинских организациях города введен электронный документооборот в подсистеме ЕМИАС «Клиническая информационная система». В среднесрочной перспективе развития отрасли возможно ожидать расширения используемых в медицинских организациях электронных сервисов и цифровых технологий, в том числе не связанных напрямую с оказанием медицинской помощи: работу с ними целесообразно будет делегировать немедицинскому персоналу для целей сохранения баланса трудовой нагрузки среднего медицинского и врачебного персонала, а, следовательно, и сохранения качества оказываемой медицинской помощи.
Выводы
Таким образом, в ходе проведенного исследования были сформированы предлагаемые рекомендации относительно перераспределения трудовых обязанностей среднего медицинского персонала. Внедрение системы на основе данных рекомендаций в медицинскую практику будет способствовать сокращению нерациональных временных потерь, связанных с выполнением медицинскими сестрами несвойственных им обязанностей в ущерб времени, уделенному пациентам, что может повысить качество оказания медицинской помощи в медицинских организациях, а также положительно повлиять на мотивацию среднего медицинского персонала.
Ключевыми результатами организации труда немедицинского персонала, оказывающего сопутствующие услуги при оказании медицинской помощи, по предложенной методологии должны стать:
- возможность для медицинских сестер эффективно распределять задачи в рабочем графике;
- снижение общей рабочей нагрузки на медицинских сестер;
- сокращение потребности в найме дополнительного среднего медицинского персонала за счет включения в работу менее высокооплачиваемых ассистентов медицинских сестер;
- повышение общего уровня мобильности медицинских сестер;
- увеличение занятости населения со средним профессиональным образованием.
С
#хс
1. Репринцева Е.В. Направления повышения эффективности деятельности медицинской организации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017; 2: 254-257.
2. Гуськова И.В., Серебровская Н.Е, Аблязова Н.О. Мотивация и стимулирование труда медиков: реалии и проблемы сегодняшнего дня // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021; 29: 630-635.
3. Касимова Г.Б. Особенности адаптации сотрудников в медицинской организации на примере АО «ННКЦ» // Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования, сборник статей VII Международной научно-практической конференции. 2020: 166-169.
4. Ярашева А.В., Александрова О.А., Медведева Е.И., Аликперова Н.В., Крошилин С.В. Проблемы и перспективы кадрового обеспечения московского здравоохранения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020: 174-190.
5. Васильченко Л.В. Многообразие методов мотивации персонала в медицинских учреждениях (на примере ОГАУЗ «Санаторий «Красиво») // Современные образовательные технологии в мировом учебновоспитательном пространстве. 2017: 46-49.
6. Калабина Е.Г. Политика стимулирующей оплаты труда в бюджетных медицинских учреждениях // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2016; 1: 120-128.
7. Костикова А.Ю., Черкасов С.Н. Мотивационные установки руководителей медицинских организаций // Здоровье и образование в XXI веке. 2017; 19(4): 78-80.
№ 6 Manager
2024 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
m
эхо зЯо
t
8. Канева Д.А., Бреусов А.В., Харченко В.В. Социологические аспекты деятельности медицинского персонала стоматологических организаций различной формы собственности // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2018; 4: 125.
9. State of the World's Nursing // World Health Organization. Доступен по: https://apps.who.int/iris/bitstream/ handle/10665/331673/9789240003293-eng.pdf
ORIGINAL PAPER
THE WORKLOAD OPTIMIZATION OF NURSING STAFF AS A FACTOR IN REDUCING PROFESSIONAL BURNOUT AND IMPROVING THE QUALITY OF PROVIDED MEDICAL CARE: CASE STUDY OF NURSING STUFF WORK ORGANIZING ON THE EXAMPLE OF L.A. VOROKHOBOVS CITY CLINICAL HOSPITAL № 67 MOSCOW HEALTHCARE DEPARTMENT
L.A. Afonina ', A.S. Skoda 2, N.F. Podryadova3, A.S. Angelovsky 4, Yu.A. Shitova5 :
2 SBIH Vorohobov's City Clinical Hospital № 67 MHD, Moscow, Russia;
3 5 LLC Medeum, Moscow, Russia;
4 Federal State Budget Educational Institution of Higher Education M.V. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia.
' https://orcid.org/0009-0003-6151-3096; 2 https://orcid.org/0000-0002-9783-1796; 3 https://orcid.org/0009-0009-6509-7441; 4 https://orcid.org/0009-0005-4758-1791;
5 http://orcid.org/0000-0002-5087-4801.
] Corresponding author: Shitova Y.A.
ABSTRACT
To reduce the workload of nursing staff, it is necessary to develop new approaches to the organization of work, new methods and forms of managing these personnel.
Purpose of the study is to develop a system for the distribution of duties of non-medical personnel in order to improve the efficiency of medical organization functioning, basing on the example of the Vorohobov's City Clinical Hospital № 67. The system will significantly reduce the workload of medical personnel, increase staff motivation and improve the quality of medical services provided. Material and methods. The features of the the Vorohobov's City Clinical Hospital № 67 functioning, as well as the personnel reform carried out, contributing to the optimization of the activities of medical personnel, are considered. A quantitative analysis of the costs and structure of the nurses working time in the Vorohobov's City Clinical Hospital № 67 was carried out on the basis of statistical accounting methods: an inventory of tasks and a survey of nurses in a separate building of the medical organization were performed. Results. It was revealed that the greatest time costs for performing labor operations that do not require medical qualifications during the working day fall on the nurses of treatment (procedure) room and dressing examination (bandaging room). Specific job responsibilities that can be delegated to non-medical staff have been identified. According to the results of a quantitative study, the modernization of labor organization principles in medical organizations on the example of the Vorohobov's City Clinical Hospital № 67 consists in delegating labor operations, such as document handling and working with electronic resources, to non-medical personnel.
Findings. The results of the study can be used by the management of medical organizations in the organization of labor and the distribution of the workload of medical and non-medical personnel to improve the quality of medical services provided. Keywords: medical personnel, non-medical personnel, workload, labor organization, quality of medical services.
For citation: Afonina L.A., Skoda A.S., Podryadova N.F., Angelovsky A.S., Shitova Yu.A. The workload optimization of nursing staff as a factor in reducing professional burnout and improving the quality of provided medical care: case study of nursing stuff work organizing on the example of L.A. Vorokhobov's city clinical hospital № 67 Moscow healthcare department. Manager Zdravookhranenia. 2024; 6:68-79. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-6-68-79
REFERENCES
1. Reprintseva E.V. Directions for increasing the efficiency of a medical organization // Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy. 2017; 2:254-257. (in Russian).
2. Guskova I.V., Serebrovskaya N.E., Ablyazova N.O. Motivation and stimulation of the work of doctors: realities and problems of today // Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2021; 29: 630-635. (in Russian).
3. Kasimova G.B. Features of adaptation of employees in a medical organization using the example of JSC «NNCC» // Fundamental'nyye osnovy innovatsionnogo razvitiya nauki i obrazovaniya, sbornik statey VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 2020: 166-169. (in Russian).
4. Yarasheva A.V., Aleksandrova O.A., Medvedeva E.I, Alikperova N.V., Kroshilin S.V. Problems and prospects for staffing Moscow healthcare // Ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. 2020: 174-190. (in Russian).
Менеджер
здравоохранения /
Manager № 6
ZdrevoochreneniB 2024
5. Vasilchenko L.V. The variety of methods of motivating staff in medical institutions (on the example of the Regional State Autonomous Institution "Sanatorium "Krasivo") // Sovremennyye obrazovatel'nyye tekhnologii v mirovom uchebnovospitatel'nom prostranstve. 2017: 46-49. (in Russian).
6. Kalabina E.G. Policy of incentive remuneration in budgetary medical institutions // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. 2016; 1: 120-128. (in Russian).
7. Kostikova A.Yu, Cherkasov S.N. Motivational attitudes of managers of medical organizations Zdorov'ye i obrazovaniye v XXI veke. 2017; 19(4): 78-80. (in Russian).
8. Kaneva D.A., Breusov A.V., Kharchenko V.V. Sociological aspects of the activities of medical personnel of dental organizations of various forms of ownership // Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. Elektronnoye izdaniye. 2018; 4:125. (in Russian).
9. State of the World's Nursing // World Health Organization. Доступен по: https://apps.who.int/iris/bitstream/ handle/10665/331673/9789240003293-eng.pdf
Статья публикуется впервые.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Афонина Лариса Александровна - главная медицинская сестра ГБУЗ г. Москвы ГКБ № 67 им. Л.А. Ворохобова ДЗМ, г. Москва, Россия.
Larisa A. Afonina - Head Nurse of the SBIH Vorohobov's City Clinical Hospital № 67 MHD, Moscow, Russia. E-mail: afonina.lora@gmail.com
Шкода Андрей Сергеевич - профессор, д-р мед. наук, главный врач ГБУЗ г. Москвы ГКБ № 67 им. Л.А. Ворохобова ДЗМ, г. Москва, Россия.
Andrei S. Skoda - Professor, Doctor of Medical Sciences, Chief Medical Officer of the SBIH Vorohobov's City Clinical Hospital № 67 MHD, Moscow, Russia. E-mail: as.shkoda67@mail.ru
Подрядова Надежда Федоровна - руководитель аналитического отдела ООО «Медеум», г. Москва, Россия. Nadezhda F. Podryadova - Head of the Analytical Department of LLC Medeum, Moscow, Russia. E-mail: nadia-krechetl6@yandex.ru
Ангеловский Александр Сергеевич - руководитель направления операционного консалтинга Центра компетенций НТИ по большим данным ФГБОУ ВО Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия. Aleksandr S. Angelovsky — Head of the Operational Consulting Department of the NTI Competence Center for Big Data of Federal State Budget Educational Institution of Higher Education M. V. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. E-mail: angelovskiy.al@digital.msu.ru
Шитова Юлия Александровна - генеральный директор ООО «Медеум», г. Москва, Россия. Yuliya A. Shitova - Chief executive officer of LLC Medeum, Moscow, Russia. E-mail: yuliya.shitova@medeum.ru
№ 6 Manager
2024 ZdrevoochreneniB ,
'Менеджер
здравоохранения