Научная статья на тему 'Роль армянской диаспоры в развитии новой османской драматургии'

Роль армянской диаспоры в развитии новой османской драматургии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
95
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кычанов С. Е.

The article focuses on some aspects of the formation of the new Ottoman drama. The author concludes that the multinational character of this phenomenon allows to identify modern Turkish literature as a dynamic synthesis of national and foreign influences within a common cultural area. The article presents a new perspec­tive on the Ottoman theatre of the Tanzimat period.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the Armenian diaspora in the development of Ottoman drama

The article focuses on some aspects of the formation of the new Ottoman drama. The author concludes that the multinational character of this phenomenon allows to identify modern Turkish literature as a dynamic synthesis of national and foreign influences within a common cultural area. The article presents a new perspec­tive on the Ottoman theatre of the Tanzimat period.

Текст научной работы на тему «Роль армянской диаспоры в развитии новой османской драматургии»

Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9,2004, вып. 3-4

С. Е. Кычанов

РОЛЬ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ В РАЗВИТИИ НОВОЙ ОСМАНСКОЙ ДРАМАТУРГИИ

Османское государство, расширяя свои территории, подчиняло себе всё новые и новые земли и населявшие их народы, постепенно превращаясь в огромную многонациональную империю, центром которой был Стамбул, представлявший все национальное многообразие страны. Несмотря на введенную в начале XIX в. систему миллетов и общинный уклад жизни национальных меньшинств, общины не могли существовать обособленно1. Их представители, в особенности проживающие в столице, играли значительную роль в экономической, политической, общественной и культурной жизни империи. Не исключением являлись и армяне, внесшие значительный вклад в развитие османской экономики и культуры. Согласно статистическим данным во второй половине XIX в. на территории Турции проживало около 2,5 тыс. армян, из них в Стамбуле около 180 тыс.2 В армянской диаспоре образовалась целая прослойка национальной интеллигенции и буржуазии. Национальным и религиозным меньшинствам было трудно сделать карьеру на государственной службе, поэтому многие из них находили себе применение в коммерции и искусстве, в том числе театральном, которое было также поставлено на коммерческую основу, что одновременно и стимулировало, и тормозило развитие драматургии.

У турков существовал свой народный городской театр — карагёз и орта оюну, но первые любительские театры европейского типа на территории Османской империи были организованы еще в начале XIX в. (Стамбул, 1810) именно армянами, в том числе при поддержке армянской церкви. Ведь первые постановки в стиле европейского театра — это религиозные мистерии, разыгрываемые в пасхальные и рождественские дни.

В 30-40-е годы XIX в. в различных районах Стамбула и Измира начали строить здания театров для приезжающих из Европы на гастроли цирковых и театральных трупп. Но вскоре, наряду с иностранцами, в этих театрах стали выступать и недавно образовавшиеся армянские театральные коллективы, например труппа «Шарк тиятросу» под руководством Ованеса Каспаряна (1826-1867) или труппа Арамьяна, состоящая из армян и христиан неармянского происхождения и дававшая представления в стиле, близком народному театру. Армянские труппы ставили пьесы европейских авторов на языке оригинала либо в переводе на армянский, например «Разбойники» Шиллера, произведения армянских драматургов, сцены на библейские и исторические сюжеты. Но представления носили смешанный характер. Так, за один вечер показывались и балет, и пантомима, и танцы на канате. В 1856 г. в Турции на сцене впервые появилась женщина. Это была первая армянская актриса Афгани Хамса, участвовавшая в постановке библейских сюжетов. В 1859 г. труппу «Шарк тиятросу» возглавил Сырап Хекимьян. Он собрал в один коллектив таких в будущем знаменитых армянских актеров, как Мардирос Мынакян3, Серовп Бегли-ян4, Арузяк Папазян, Давид Триянс, Томас Фасульеджиян5 и др.

© С. Е. Кычанов, 2004

На фоне активизации театральной деятельности появилапсь целая плеяда молодых армянских драматургов (Каракин Ришгуни, Себун Лас Мынасян, Дикран Калемджиян). Они пишут пьесы на темы не только национальной, но и турецкой истории (Себун Лас Мынасян «Селим III», 1866). Для привлечения к себе внимания широкой публики они переводят пьесы средневековых армянских авторов со старого языка грабара на новоармянский, а также произведения западноевропейских авторов. «Произведения европейской драматургии, переведенные армянскими драматургами, впоследствии, следуя их примеру, были переведены турками на турецкий язык»6. Армянские драматурги, актеры и режиссеры (Риштуни, Нальян, Калемджиян, Мынакян, Гюллю Агоп и др.) пытались писать пьесы на турецком языке, правда, в армянской графике, а также переводить на турецкий пьесы западноевропейских драматургов, так как ставить спектакли на турецком было выгоднее, ибо на них приходили и турки, и армяне, в большинстве своем знавшие турецкий язык. «Первым постановкам на турецком языке, за исключением постановок комедий Мольера во дворце в 1847 г., мы обязаны Сырапу Хекимьяну» — отмечает в своей работе «Османский театр» крупнейший турецкий специалист по театру Метин Анд7.

Ярким примером коммерческого подхода к искусству является деятельность основоположника и директора «Османского театра» Гюллю Агопа (1840-1902), человека противоречивого и неоднозначного. Соплеменники Агопа, армяне, недолюбливали его. Он пытался приучить население к театру, победить предрассудки, привлечь в театр женщину, обеспечив, таким образом, надлежащие кассовые сборы. Армянские исследователи не без оснований причисляют Агопа к армянскому театру8. Но на самом деле, Агоп осуществлял свою деятельность на стыке культур: мусульманской и христианской. На протяжении всей жизни он страдал от двойственности, так как, будучи армянином по происхождению, он активно сотрудничал с турками. Однако Агоп, несмотря на то, что принял ислам, старался не терять связей с армянской общиной и церковью. Являясь мусульманином, он тем не менее посещал армянскую церковь и даже венчался в ней.

В 1868 г. Агоп возглавил труппу «Асья кумпаньясы», образовавшуюся после роспуска труппы «Шарк тиятросу». В 1869 «Асья кумпаньясы» была переименована в «Османский театр» и начала работу в здании театра «Гедик-паша», построенном еще в 1857 г. для выступлений французской цирковой труппы Суильё9. Сначала спектакли в театре ставились в основном на армянском, но в прессе появились пожелания об увеличении числа постановок на турецком языке. Но переводных и адаптированных пьес было немного, а оригинальных произведений практически не было вообще. К тому же армянские актеры обладали специфическим акцентом, не всегда понятным и приятным на слух турецкому зрителю. Тогда Г. Агоп в соавторстве с Мустафой-эфенди написал и поставил пьесу «Лейла и Меджнун» (1868), а также опубликовал в газете объявление, в котором приглашал грамотных артистов-мусульман к сотрудничеству. Постепенно спектакли начали ставить как на армянском, так и на турецком языках, в дни рамазана — только на турецком, а в период христианских праздников — в основном на армянском.

Перед началом каждого театрального сезона Агоп выпускал брошюру, в которой указывал названия пьес, имена задействованных в спектакле актеров, цены на билеты и абонементы и т. д. В брошюрах, издававшихся на турецком языке, дава-

лись только имена турецких драматургов и названия спектаклей, проходящих на турецком языке, и, наоборот, в армянских брошюрах — только информация об армянских спектаклях.

В 1870 г. в жизни «Османского театра» произошли значительные события. Выступление труппы в Долмабахче, на торжестве по случаю обрезания сына султана Азиза Юсуфа Иззеттина, которое наблюдали десятки тысяч зрителей, не только укрепило финансовое положение труппы, но привлекло внимание к театру прозападно настроенной общественности. В частности, там состоялось знакомство Г. Агопа с великим визирем Али-пашой, являвшимся приверженцем идеи панос-манизма и мечтавшим о создании национального османского театра, в котором работали бы представители всех народов, населявших империю. Но Али-паша вскоре отказался от этой идеи и 16 марта 1870 г. передал привилегию на право драматических постановок, открытие и организацию театров в ряде районов Стамбула Гюллю Агопу и «Османскому театру».

Газеты начали публиковать хвалебные отзывы о работе театра «Гедик-паша». Критикам нравились как постановки, так и игра актеров. Театр вышел на настоящий профессиональный уровень. В нем была развитая административная система и система обслуги, все, что характерно настоящему театру: оркестр, состоящий из четырех инструментов, декораторы, билетеры, секретари, курьеры, смотрители в зале, рассаживающие зрителей по своим местам, рабочие сцены, распространители рекламы, вахтеры и сторожа. В 1872 г. театр уже пользовался покровительством многих влиятельных персон, среди которых были Ахмет Вефик-паша, директор французского театра Нестор Ноджи, послы многих европейских государств. Например, благодаря поддержке и покровительству бельгийского посла, труппе удалось поставить несколько неплохих спектаклей в Бейоглу во французском театре. Пользуясь своими связями, Г. Агоп завоевал популярность и влияние. Зрительскую аудиторию в основном составляли представители новой османской интеллигенции: студенты военных и медицинских учебных заведений и офицеры. Агоп был человеком эксцентричным, умел управлять людьми, найти к ним подход, выйти из любой затруднительной ситуации.

Все в театре держалось на Агопе, который работал от рассвета до заката. С подчиненными он был жесток и нередко штрафовал актеров за дисциплинарные нарушения. В своих сезонных брошюрах Агоп разъяснял роль и значение театра в цивилизованных странах, отвечал на критику прессы и излагал свои взгляды на театр. Агоп писал, что делается все возможное и что настоящие национальные авторы еще появятся. Ведь 1872 г. в театре было поставлено 50 комедий, 10 трагедий и 44 драмы, 10 оперетт и водевилей, из них всего 28 — произведения турецких авторов и то, включая адаптации10. Агопа не смущал национальный вопрос, и он не боялся критики по этому поводу. Он поставил спектакль по пьесе Османа Хамди-бея «iki karpuz bir koltuga sigmaz» («Два арбуза одной рукой не удержишь»), в которой высмеиваются армяне, их неправильный выговор и особенности национального характера. В 1872-1873 гг. Агоп стал уделять больше внимания музыкальным спектаклям: были поставлены «Pamela уа da Karnaval Geceleri» («Памела или карнавальные ночи») и «Fethi Celili Konstantiniyye» («Взятие Константинополя»). В этом спектакле впервые играли и актеры-мусульмане (Халиль-паша и Шемсеттин).

Наряду с государственными привилегиями и активной деятельностью Агопа, важную роль в развитии «Османского театра» сыграло его тесное сотрудничество с турецкими просветителями. В 1873 г. был создан театральный комитет под председательством Мехмеда Решида-паши. В его состав вошли Решит-паша, Намык Ке-маль, Халет-бей, Али-бей и Гюллю Агоп. Комитет занимался редактированием и правкой текстов пьес, а Намык Кемаль и Али-бей давали актерам уроки произношения, так как пресса больше всего критиковала произношение и дикцию актеров армян. Целью комитета было также отвратить население от «порочных» развлечений, под которыми подразумевались представления театров карагёз и орта оюну, и приучить его к театру европейского типа.

Постановка пьесы Намыка Кемаля «Vatan yahut Silistre» («Родина или Силист-рия») в 1873 г. в «Османском театре» имела большое значение с точки зрения литературной, театральной и политической жизни империи. Пьеса вызвала не только патриотический, но и анттшравительственный, революционный резонанс, спектакль вылился в демонстрацию. В результате члены комитета были сосланы в различные удаленные регионы страны. Запрет спектакля и ссылку членов комитета можно считать началом периода «зулюма». Ведь пьеса ставилась до этого неоднократно, а это были уже годы правления Абдул Хамида II (1876-1908). После этого собЬггия давление цензуры и властей на театр сильно возросло. Представления были на время приостановлены. Г. Агоп арестован.

«Османский театр» теперь уже под руководством Д.Триянса и М.Мынакяна отправился в Салоники, но и там представления были запрещены и актеры отправлены обратно в Стамбул. Триянсу и Мынакяну удалось добиться от властей разрешения на возобновление спектаклей. Работа Мынакяна в «Османском театре» также имела для труппы колоссальное значение. Он прославился как хороший педагог и постановщик. Театр претерпел значительные изменения по сравнению с 1871 г.: вызрос состав труппы, увеличилось количество поставленных пьес турецких авторов. Пьесы Намыка Кемаля «Zavalli C^ocuk» («Бедное дитя») и «Akif Bey» («Акиф-бей») ставились без упоминания об авторе, так как он находился в ссылке. Были поставлены пьесы Ахмеда Митхата «Eyvah!» («Вот беда»), Эбуззии Тевфика «Eceli Kaza» («Трагическая гибель»), Шемсетгина Сами «Ahz-i Sar» («Взятие Сара», значится как перевод) и «Besa» («Клятва»), Мехмета Рыфата «Görenek ve Feyzi A§k» («Обычай или благословенная любовь»), а также пьесы армянских драматургов, которые в основном были посвящены армянской истории.

В 1874 г. появились театры-конкуренты, специализирующиеся на жанрах, не охваченных монополией11. Опера Диркана Чухаджияна12 (1837-1898) выступала на Баязиде в построенном за месяц театре для военных на 800 чел. Опера также давала представления трижды в неделю в здании театра «Гедик-паша» и один раз в неделю в Бейоглу и Кадыкёе. Чухаджиян написал популярные оперетты «Arifin Hilesi» («Хитрость Арифа»), «Köse Kahya» («Безбородый староста») и «Leblebeci Horhor Aga» («Продавец Зороха Хорхор-ага»). Таким образом, жанр оперетты составил серьезную конкуренцию «Османскому театру». Гюллю Агоп оспаривал свое право на монополию, утверждая, например, что «Arifin Hilesi» («Хитрость Арифа») является водевилем, а не оперой, и поэтому не может быть поставлена вне рамок «Османского театра». По этому поводу возникла полемика в прессе. Театральные труппы, участвующие в спектаклях на турецком языке, но не имеющие права из-за мо-

нополии Агопа работать в Стамбуле, были вынуждены переехать в провинцию. Народный и европейский театр, несмотря на все усилия просветителей, продолжали оставаться конкурентами. В 1875 г. начал работать театр «Талулат» («Импровизация»). Появились новые театры пантомимы. Кавуклу Хамди13 (1841-1911) открывает небольшой театр в Аксарае на 300 человек. А Агоп так и не сумел выполнить обязательства по открытию театров в различных районах Стамбула, взятых на себя при получении монополии.

Атмосфера относительной свободы, ознаменованная, в частности, возвращением из ссылки просветителей, была сведена на нет русско-турецкой войной 18771878 гг., обострившей среди других проблем и армянский вопрос. Правительство больше не уделяло Агопу прежнего внимания. В труппе произошел раскол. Ведущий актер «Османского театра» Т. Фасульеджиян (1843-1901) пошел на хитрость, организовав по примеру театра «Талулат» театр без суфлера, что выводило театр за рамки монополии, хотя на самом деле суфлер был. Ему удалось переманить в свою труппу некоторых актеров «Османского театра». Они провели успешные гастроли в Адрианополе, занятом русскими войсками, а Бенглиян, также входящий в основной костяк труппы, организовал свою опереточную труппу и тоже уехал в Эдирне, что стало вторым серьезным ударом для Агопа. Последний же ехать в Эдирне отказался, мотивируя свой поступок нежеланием выступать перед русскими офицерами, что вызвало недовольство в армянской среде. В 1879 г. актеры под руководством Фасульеджияна переехали в Бурсу, где в тот период должность губернатора занимал страстный поклонник и переводчик Мольера Ахмет Вефик-паша, построивший для труппы настоящий театр с партером и ложами. Труппа не должна была платить за него аренду, а лишь дважды в год давать благотворительные спектакли в пользу местной больницы. При этом актеры получали неплохую зарплату. Театральный сезон продолжался девять месяцев, а на три месяца труппа уходила в отпуск. Театр просуществовал до ноября 1882 г.: он был закрыт либо из-за разногласий с великим визирем Сайд ом-пашой, либо по другой версии по доносу недругов.

А. Вефик, человек по натуре прямой и независимый, был отправлен в отставку. Его противники стали препятствовать работе театра, и труппе пришлось переехать в Болгарию, в г. Филибе. Ряд болгарских изданий выступил против постановок на турецком языке, однако театру удалось выстоять. Работа театра оказала определенное положительное влияние на болгарскую культуру, поскольку образовались местные любительские труппы, которые начали ставить пьесы Мольера уже на болгарском языке14. Таким образом, актеры труппы «Османского театра» под руководством Фасульеджияна способствовали популяризации драматургии не только в турецкой провинции (Бурса, Эдирне, Трабзон), но и среди других народов империи.

Г. Агоп с группой актеров второго плана уехал в Салоники. В Стамбуле его замещал Дикран Калемджиян. Чтобы привлечь армянскую публику он начал ставить пьесы армянских драматургов, но в 1879 г. спектакли на армянском были запрещены. Агоп по возвращении из Салоник написал письма артистам в Эдирне с просьбой вернуться к нему в труппу. Некоторые из них вернулись. Прошел ряд удачных спектаклей. Делались попытки обновить репертуар, но безуспешно. К концу войны театры оставались полупустыми. В свете международных событий Агоп больше внимания уделял патриотическим с точки зрения турецкого зрителя произведени-

ям. На сцене исполнялись марши «Алексинач или османский герой», «Триумф Су-хума», «Турецкий герой», «Песня Плевны», «Песня отечества», «Османский марш», «Венгерский марш» и, конечно, полным ходом ставилась «Родина или Силистрия» Намыка Кемаля.

На этот момент главной задачей для Агопа было сохранить в Стамбуле хотя бы часть труппы, так как многие армянские актеры, обнадеженные результатами Берлинского конгресса, разъехались на гастроли по регионам империи. Агоп организовал выступления в пользу актеров (т. е. отдал им весь гонорар от спектаклей). Но актеры все равно убегали на Кавказ и в другие места. В 1880 г. состав труппы уже значительно отличался от первоначального. Газеты критиковали Агопа, заявляя, что он сам загнал себя в трудное положение, в то же время одобрительно отзывались, например, о представлениях импровизации Абдуррезака-эфенди15 (1835 — 1914), о театре комедии в Аксарае («Хаяльханеи османи») и об опере Бенглияна (1835-1900), выступавшей в квартале Султан Ахмет. В прессе возникала ожесточенная полемика. Некоторые издания сообщали об окончании монополии и начале свободного развития театров и театральных объединений, а Агоп эту информацию упорно опровергал. Газеты продолжали писать об успехе Абдуррезака, Кавуклу Хамди, Мынакяна, Бенглияна и равнодушии к Агопу. Агоп был обижен и требовал поддержки и уважения за двадцатилетний труд. Но отчасти он был виноват сам, испортив из-за своего эксцентричного поведения отношения как с актерами, так и с драматургами. В 1881 г. в труппе вновь произошел раскол. Мынакаян с группой актеров поставил «Даму с камелиями» и «Анатолийских крестьян» Вахит-бея, а Агоп дал представления в Шехзадебаши под именем «Османского театра».

Притеснения армян продолжали усиливаться. Вышел запрет на постановки не на турецком языке в Ускюдаре и Кадыкёе. Тогда часть труппы Агопа уехала на гастроли в Салоники, Чанаккале и Мидилли, о чем мы узнали из писем Намыка Кемаля16. Труппа «Османского театра» под руководством Агопа продолжала представления и в 1882 г. поставила переведенные Мынакяном на турецкий язык пьесы европейских драматургов. Объявления подписывались так: «Под руководством владельца монополии господина Гюллю Агопа».

25 октября 1882 г. Агопа забрали на службу во дворец, и он навсегда отошел от театральной жизни. В рекламной брошюре к спектаклю «Вор Симон» он опубликовал свою последнюю статью «Е£1епсес1еп 1зШ:ас1е» («Польза от развлечений») о пользе и достоинствах театра17. В 1884 г. здание театра «Гедик-паша» было разрушено за одну ночь в результате доноса во дворец о постановке пьес Ахмеда Митхата («Танцовщица»), «Сегкег Огс1еп1еп» («Настоящие черкесы»), якобы призывающих к развалу империи18. Труппа под названием «Османский театр» в различном составе продолжала работу еще в течение нескольких лет. Однако массовые гонения на армян в 1895-1896 гг., когда было убито не менее 300 тыс. чел., практически положили конец работе армянских театральных коллективов на территории Османской империи.

Таким образом, деятельность Г. Агопа и труппы «Османского театра» можно оценить двояко. С одной стороны, Агоп в силу своих деловых качеств, организаторских и дипломатических способностей сумел создать первый в истории Турции по настоящему профессиональный театр, наладить отношения с властями, привлечь на свою сторону прессу, турецких просветителей и интеллигенцию, тем самым

стимулируя развитие национальной турецкой драматургии как в столице, так и в провинции. С другой стороны, используя право на монополию, он всячески пытался помешать возникновению других театров и развитию других театральных жанров, выходящих за рамки монополии, так как рассматривал иные театральные труппы как своих коммерческих конкурентов.

Армянская и турецкая драматургия развивались синхронно, параллельно, в рамках одного театра, и в тот период, в силу культурных и политических условий, не могли существовать и развиваться друг без друга. Хотя каждая имела свою специфику, однако они значительно отличалась одна от другой. Армяне преимущественно ставили пьесы армянских драматургов эпохи средневековья, либо писали пьесы на темы национальной истории. Турецкая драматургия развивалась в основном под влиянием французской, используя некоторые приемы народного театра. Поэтому говорить о существовании османской культуры как синтеза культур различных народов, населявших империю, можно лишь с определенными оговорками. Тем не менее многонациональный характер этого явления, как представляется, был одним из факторов, способствовавших идентификации современной турецкой литературы вообще как динамического синтеза национальных и инонациональных факторов в рамках единого культурного пространства. События показали, что уничтожение только что зарождающихся демократических основ, установление деспотического правления и притеснение национальных меньшинств в период русско-турецкой войны и в послевоенный период свели на нет многолетние усилия армянских и турецких просветителей и театральных деятелей, совместно работавших над строительством драматической культуры в стране, и в конечном итоге в конце XIX столетия привели к многолетнему упадку драматического искусства в Турции.

Summary

The article focuses on some aspects of the formation of the new Ottoman drama. The author concludes that the multinational character of this phenomenon allows to identify modern Turkish literature as a dynamic synthesis of national and foreign influences within a common cultural area. The article presents a new perspective on the Ottoman theatre of the Tanzimat period.

1 Berkes Niyazi. Tiirkiye'de çagdaçlama. istanbul, 2002. S. 176-177.

2 Ubicini J.H. Pavet de Courteille. Etat présent de l'Empire Ottoman. Paris, 1876. S. 202; Юзбашан К. H. Введение в арменистику. СПб., 2003. С. 14.

3 Мардирос Мынакян (7-1920) — известный армянский актер, режиссер и драматург, внесший значительный вклад в развитие турецкого театра. Впервые вышел на сцену в 1857 г.

4 Серовп Бенглиян (1835-1900)— крупный армянский драматический и оперный актер. Долгое время работал в «Османском театре».

5 Томас Фасульеджиян (1843-1901) — самый значительный армянский актер, режиссер и педагог из современников Г. Агопа

6 And Metin. Osmanli Tiyatrosu. Ankara, 1999. S. 178.

7 Там же.

8 Степанян К. Основные этапы развития западного армянского театра. Ереван, 1962; Çarasan. Tirkahay Pemn yev ir Korgiçneri 1850-1908 (Türk Ermeni Sahnesi ve Faal Temsilcileri). istanbul, 1914.

9 Знаменитая французская цирковая труппа под руководством Луиса Суильё (1813-1886) неоднократно посещала Османскую империю с гастролями в период с 1837 по 1860 г.

"> And Metin. Türk Tiyatrosunun Evreleri. Ankara, 1983. S.175-176.

11 Монополия распространялась на постановку драматических спектаклей с суфлером.

12 Дикран Чухаджиян (1837-1898) — известный армянский музыкант и композитор. Организовал в Стамбуле оперный театр, составивший серьезную конкуренцию театру Г. Агопа.

13 Кавуклу Хамди (1841-1911) — самый известный турецкий актер и постановщик городского площадного театра «Орта Оюну».

14 Fehim A. Sahnede Elli Sene, istanbul, 2002. S. 7-16.

15 Абдуррезак-эфенди (Абди) (1835-1914) — известный турецкий актер и режиссер театра импровизации.

16 Namik Kemal'in Mektuplan. Ankara, 1973. C.3.163.

17 And Metin. Osmanli Tiyatrosu. Ankara, 1999. S. 95.

18 Fehim Ahmet. Sahnede Elli Sene. S. 21.

Статья поступила в редакцию 20 сентября 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.