УДК: 93/94
Сайдуллаев Ш.А. студент 2 курса магистратуры исторический факультет Дагестанский государственный университет
Россия
РОЛЬ АЛИБЕКА АЛИБЕКОВИЧА ТАХО-ГОДИ В РАЗВИТИИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В ДАГЕСТАНЕ
Аннотация. Статья посвящена анализу роли Алибека Тахо -Годи в развитии музейного дела в Дагестане в 1920-е годы. По мнению автора, именно А. Тахо-Годи принадлежит главная роль в появлении Дагестанского краеведческого музея, который в настоящее время занимает ведущие позиции на Северном Кавказе среди подобных культурных учреждений
Ключевые слова: Алибек Тахо-Годи, культурно-творческая деятельность, Дагестанский краеведческий музей.
Saidullaev S.A.
2-year master's degree student Faculty of History Dagestan State University
Russia
THE ROLE OF ALIBEK ALIBEKOVICH TAKHO-GODI IN THE DEVELOPMENT OF MUSEUM BUSINESS IN DAGESTAN
Annotation. The article is devoted to the analysis of Alibek Tahodi's role in the development of museum business in Dagestan in the 1920s. According to the author, it is A. Tahogodi who plays the main role in the emergence of the Dagestan Museum of Local Lore, which currently occupies a leading position in the North Caucasus among such cultural institutions
Keywords: Alibek Takho-Godi, cultural and creative activity, Dagestan Museum of Local Lore.
К числу выдающихся и ярких личностей, оставивших заметный вклад в духовном развитии Дагестана 1920-1930-х гг., благодаря которым произошло укрепление экономических, культурных и научных показателей нашей республики советского периода, следует отнести видного революционера, ученого и мыслителя, уроженца селения Урахи Даргинского округа Алибека Алибековича Тахо-Годи. По мнению большинства современников, он являлся одним из самых
"Мировая наука" №4(85) 2024 science-j.com
высокообразованных деятелей в Дагестанской автономной республике отмеченного выше периода.
В основном А. Тахо-Годи знают, как выдающегося революционера, одного из участников социалистической группы Дагестане, а также как крупного ученого, организатора системы народного образования в республике. Однако большой след в истории А. Тахо-Годи оставил, в том числе, как культурный и общественный деятель, в роли инициатора развития музейного дела в горном крае.
Стоит отметить, что после объявления автономии Дагестана усилившийся интерес к изучению культурного наследия горских народов, способствовал духовному развитию региона, тем самым став толчком для развития музейного дела в Дагестане. Как отмечает сам А. Тахо -Годи писал: «Музейное дело в нашем понимании уже вышло из той стадии развития, когда оно трактовалось как дело любителей-коллекционеров редкостей и всяческих кунсткамер» [4, с. 120].
В период строительства социализма в Дагестане именно музейному делу принадлежала важная роль в приобщении горцев к сокровищам мировой духовной и материальной культуры, патриотическом и гражданском воспитании, пропаганде боевых и трудовых традиций дагестанского народа. По мнению Алибека Тахо-Годи музей должен был стать памятной книгой человечества. Музейное дело выступало как специфическая сфера общественной деятельности, имеющей прямое отношение к научному изучению края, нравственно-политическому образованию, воспитанию гражданина в духе преданности народу и Отечеству.
Именно поэтому по инициативе А. Тахо -Годи в Дагестане начал работу республиканский краеведческий музей, официальной датой открытия которого является весна 1925 г., хотя, до этого, в течение двух лет, шли подготовительные мероприятия, связанные с разработкой плана устройства музея, подбором экспонатов, а также ремонтом помещений. Деятельность музея шла по двум направлениям - научно-исследовательском и культурно-просветительском [2, с. 11]. Для распространения знаний и расширения общего интеллектуального кругозора дагестанцев отделения музея были открыты в Дербенте, Кизляре и Темир-Хан-Шуре.
При музее кроме краеведческих отделов был организован «Художественный отдел» с картинной галереей, который содействовал эстетическому развитию сознания горцев, принимая во внимание значимость в экономике Дагестана художественно-кустарных промыслов. Кроме того, были созданы ботанический сад, зверинец, метеорологические станции, национальный заповедник (Гунибское плато), лаборатории и мастерские: фотографическая, препараторская, монтировочная и живописно-скульптурная.
Мировая наука" №4(85) 2024
science-j.com
Стоит отметить, что музей пополнялся не только местными экспонатами, но и выделяемыми из государственных музейных фондов СССР артефактами, которые шли в обмен на дагестанские произведения искусства. Так, музей получил ряд ценных экспонатов, таких, как коллекция князя Барятинского, оригиналы картин выдающихся художников [3, с. 277 -278].
Именно по инициативе А. Тахо-годи в 1925 г. из Москвы поступила коллекция из 100 картин выдающихся русских художников, в том числе, произведения выдающегося мастера панорамной картины рубежа XIX -XX вв. Ф.А. Рубо. Вдобавок, по просьбе А. Тахо-Годи Петроградский Главный музей отправил в Дагестан 200 экспонатов, а Азиатский музей - 9 писем Шамиля, музеи Керамики, Третьяковки, Новой Западной Живописи и Изящных Искусств» - несколько сот картин, рисунков, скульптур, гравюр и керамики [3, с. 279].
Алибек Тахо-Годи, как опытный историк-краевед, стремился использовать разнообразную методику поиска и систематизации материалов по истории родного региона. К примеру, он составил уникальную анкету на русском и языках коренных народов Дагестана, которую использовали для сбора материала по региональной истории на местах.
В Дагестанский краеведческий музей пополнялся за счет различных артефактов - знамен, орудий, произведений живописи итальянских, фламандских, французских, немецких мастеров. Сам Тахо -годи отдал музею из личных запасов 18 ценных книг, альбом и один экземпляр рукописного Корана в художественном переплете [1, с. 35].
Таким образом, благодаря развитию музейного дела в Дагестане произошло дальнейшее развитие духовного богатства и общественного сознания горцев, приобщения их к достижениям мировой культуры. Необходимо отметить, что в настоящее время Дагестанский краеведческий музей, носящий имя своего основателя А. Тахо -Годи, является одним из ключевых учреждений культуры на Северном Кавказе, к слову, имеющих 34 филиала во всех крупных населенных пунктах республики. как нам кажется, главная заслуга в этом принадлежит выдающемуся политическому деятелю, талантливому организатору и просветителю Алибеку Алибековичу Тахо-Годи.
Использованные источники:
1. Азизов И.М. Крупнейший деятель просвещения, культуры и науки Дагестана // Культурная жизнь Юга России. 2012. № 2 (45). С. 32-36.
2. Дандамаева З. Э. Деятельность Алибека Тахо-Годи по становлению и развитию дагестанского краеведения и музейного дела // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2014. №164. С. 7-14.
Мировая наука" №4(85) 2024
science-j.com ■ 156
3. Магомедов А. М. Алибек Тахо-Годи. Жизнь, мировоззрение, творческое наследие. Махачкала, 1993. 511 с.
4. Хасбулатов Х. М. А. Тахо-Годи. Жизнь и общественно-политическое воззрение. Махачкала, 1969. 126 с.
Мировая наука" №4(85) 2024
science-j.com