Научная статья на тему 'Библиотека как центр межличностного общения: региональный опыт'

Библиотека как центр межличностного общения: региональный опыт Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
478
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / LIBRARY / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / INTERPERSONAL COMMUNICATION / БИБЛИОТЕЧНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / КОЛЛЕКТИВ / COLLECTIVE / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА БИБЛИОТЕКАРЯ / COMMUNICATIVE CULTURE OF THE LIBRARIAN / LIBRARY EXPERT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сушкова Ю.Н.

Проблема межличностного общения в современной библиотеке всегда актуальна, так как эффективное общение является залогом достижения результатов в профессиональной деятельности. В статье рассмотрена специфика межличностного общения в современной библиотеке на примере Белгородского региона, представлены результаты мониторинга уровня межличностного общения библиотечного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARY AS CENTER OF INTERPERSONAL COMMUNICATION: REGIONAL EXPERIENCE

The problem of interpersonal communication in modern library is always relevant as effective communication is the key to achievement of results in professional activity. In article the specifics of interpersonal communication in modern library on the example of the Belgorod region are considered, results of monitoring of level of interpersonal communication of the library expert are presented.

Текст научной работы на тему «Библиотека как центр межличностного общения: региональный опыт»

Литература

1. Барт, P. Camera Lucida. Комментарий к фотографии / Ролан Барт ; пер. с фр. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. - 192 с. : ил.

2. Барт, Р. Риторика образа // Нулевая степень письма : пер. с фр. / Ролан Барт. - М.: Акад. проект, 2008. -431 с.-С. 252-274.

3. Беньямин, В. Краткая история фотографии [эссе] / Вальтер Беньямин. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. -144 с

4. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Э.Гуссерль; пер. с нем. А.В.Михайлова; вступ. статья ВА.Куренного. - М.: Академический Проект, 2009. - 489 с. -(Философские технологии).

5. Кранк, Э. Дискурс в фотографии / Эдуард Кранк - Чебоксары: изд-во Чув. гос. пед. ун-та, 2009. - 220 с. : ил.

6. Кранк, Э. Очерки по феноменологии фотографии. Часть 2. Обстоятельственное поле / Эдуард Кранк. -Чебоксары: изд-во Чув. гос. пед. ун-та, 2014. - 120 с.

7. Кранк, Э. О. Фотография как практическая феноменология: к постановке проблемы / Э. О. Кранк. -Вестник Казанского государственного университета культуры и искусства. - Казань: изд-во Казанского гос. унта культуры и искусств. - 2016. - № 4. - С. 80-83.

8. Меньчиков, Г. П. Детерминизм XXI: проблемы и решения / Г.П.Меньчиков. - М.: Спутник+, 2015. - 96 с.

9. Рейхенбах, Г. Философия пространства и времени /Г. Рейхенбах; пер. с англ.; общ. ред. ААЛогунова. -М.: Прогресс, 1985. - 344 с.

10. Сонтаг, С. О фотографии / С.Сонтаг ; пер. с англ. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. - 272 с.

11. Хайдеггер, М. Время и бытие : статьи и выступления / Мартин Хайдеггер; пер. с нем. - М. : Республика, 1993. - 447 с.

References

1. Bart, R. Camera Lucida. Kommentariy k fotograffi / Rolan Bart ; per. s fr. - M.: Ad Marginem Press, 2 016. -192 s. : il.

2. Bart, R. Ritorika obraza// Nulevaya stepen' pis'ma : per. s fr. / Rolan Bart - M.: Akad. proyekt, 2008. - 431 s. - S. 252-274.

3. Ben'yamin, V. Kratkaya istoriya fotograffi [esse] / Val'ter Ben'yamin. - M.: Ad Marginem Press, 2013. -144 s.

4. Gusserl', E. Idei k chistoy fenomenologii i fenomenologicheskoy fi-losofii. Kniga pervaya / E.Gusserl'; per. s nem. AV.Mikhaylova; vstup. stat'ya VAKurennogo. - M.: Akademicheskiy Proyekt, 2009. - 489 s. - (Filosofskiye tekhnologii],

5. Krank, E. Diskurs v fotograffi / Eduard Krank - Cheboksary: izd-vo Chuv. gos. ped un-ta, 2009. -220 s.: il.

6. Krank, E. Ocherki po fenomenologii fotograffi. Chast' 2. Obstoyatel'stvennoye pole / Eduard Krank - Cheboksary: izd-vo Chuv. gos. ped. un-ta, 2014. -120 s.

7. Krank, E. 0. Fotografiya kak prakticheskaya fenomenologiya: k posta-novke problemy / E. 0. Krank - Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstva. - Kazan': izd-vo Kazanskogo gos. un-ta kul'tury i iskusstv. - 2016. - № 4. - S. 80-83.

8. Men'chikov, G. P. DeterminizmXXI: problemy i resheniya/ G.P.Men'chikov. - M.: Sputnik+, 2015. - 96 s.

9. Reykhenbakh, G. Filosofiya prostranstva i vremeni /G. Reykhenbakh; per. s angl.; obshch. red. AALogunova. -M.: Progress, 1985. - 344 s.

10. Sontag, S. О fotograffi / S.Sontag ; per. s angl. - M.: Ad Marginem Press, 2013. - 272 s.

11. Khaydegger, M. Vremya i bytiye : stat'i i vystupleniya / Martin Khaydegger; per. s nem - M. : Respublika, 1993. - 447 s.

УДК 023

Ю.Н.Сушкова

БИБЛИОТЕКА КАК ЦЕНТР МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Проблема межличностного общения в современной библиотеке всегда актуальна, так как эффективное общение является залогом достижения результатов в профессиональной деятельности. В статье рассмотрена специфика межличностного общения в современной библиотеке на примере Белгородского региона, представлены результаты мониторинга уровня межличностного общения библиотечного специалиста.

Ключевые слова: библиотека, межличностное общение, библиотечный специалист, коллектив, коммуникативная культура библиотекаря.

Yulia N. Sushkova LIBRARY AS CENTER OF INTERPERSONAL COMMUNICATION: REGIONAL EXPERIENCE

The problem of interpersonal communication in modern library is always relevant as effective communication is the key to achievement of results in professional activity. In article the specifics of interpersonal communication in modern library on the example of the Belgorod region are considered, results of monitoring of level of interpersonal communication of the library expert are presented.

Keywords: library, interpersonal communication, library expert, collective, communicative culture of the libra-

Ha современном этапе развития общества библиотека является культурным, информационным, образовательным, духовным центром, поэтому в стенах библиотеки все чаще применяются внутренние коммуникации, так как они необходимы для эффективной деятельности библиотечного

специалиста.

Под внутренней коммуникацией в библиотеке понимается, во-первых, взаимодействие носителей любой информации на индивидуальном и групповом уровнях, т.е. общение: - между библиотекарями, - между библиотекарем и читателем (пользователем), - между самими читателями. Во-вторых, коммуникация нацелена на ориентацию библиотекарей, активизацию результативной работы, усовершенствование речевых навыков, использование инновационных технологий в общении. Процесс общения в библиотеке ориентирован на то, чтобы каждый мог реализовать свои возможности в творчестве, выполнить намеченные цели и задачи [1].

Рассмотрим специфику межличностного общения в современных библиотеках на примере библиотек Белгородского региона, так как библиотечная система Белгородского региона - одна из крупнейших библиотечных систем России.

Белгородская область - это регион, в котором 24 Централизованные библиотечные системы, 6 вузовских библиотек г. Белгорода, Белгородская государственная детская библиотека им. ААЛиханова, Белгородская государственная специальная библиотека для слепых им. В.Я. Ерошено и головная библиотека - Белгородская государственная универсальная научная библиотека.

Анализ деятельности (просмотр планов, отчётов) библиотечной системы Белгородского региона, показал, что в библиотеках проводятся семинары, лекции, мастер-классы, способствующие формированию межличностного общения в коллективе. Одним из таких семинаров стал региональный семинар «Культура общения и поведения: актуальные вопросы», на котором библиотекари обсуждали вопросы, касающиеся библиотечного обслуживания путем внедрения инновационных форм и методов, формирования речевого идеала библиотечного специалиста.

Для диагностики межличностного общения в библиотеках региона нами был проведен мониторинг уровня межличностного общения. В виде анкетирования. Анкета включала вопросы о профессиональном стаже библиотекаря; об общении «библиотекарь-библиотекарь», «библиотекарь-пользователь»; о том, как респондент оценивает свою работу и коллектива библиотеки в целом и в частности (межличностное общение) и т.д.

Предмет исследования - изучение межличностного общения в коллективе библиотеки региона, процесс общения «библиотекарь-пользователь», представление о современной библиотеке и культуре библиотечного общения.

Основная цель исследования - получение информации о библиотечной среде в том виде, в каком она отражается в сознании библиотекарей, культуре библиотечного общения, изучение мнения о формировании межличностного общения, об уровне и перспективах развития межличностного общения в библиотеках региона.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать степень удовлетворенности библиотекарей своей работой;

2) рассмотреть отношения «руководитель-сотрудник» в коллективе;

3) проанализировать психологический климат в коллективе;

4) получить сведения прогностического характера о формировании межличностного общения библиотекарей;

5) определить тенденции руководства межличностным общением специалистов в современной библиотеке.

6) определить уровень коммуникативной культуры специалистов.

В исследовании приняли участие 90% женщин и10 % мужчин.

Таким образом, рассмотрим более подробно основные вопросы, касающиеся межличностного общения и коммуникативной культуры библиотекаря.

На вопрос: «В процессе обслуживания читателей у вас бывает хорошее настроение»? Наиболее распространённым был ответ «В большинстве случаев» (75 % респондентов), 25 % ответили «Иногда» и лишь у 5 % респондентов со стажем работы более 10 лет хорошего настроения в процессе обслуживания читателей не бывает никогда. Два следующих вопроса были направлены на выявление психологического климата между библиотекарем и пользователем: «Вам удаётся сохранить спокойствие, если читатель повысит на Вас голос?» и «Удаётся ли Вам быть объективным в общении с читателями?». 55 % респондентов ответили, что в большинстве случаев удаётся сохранить спокойствие и также 55 % ответили, что в большинстве случаев удаётся быть объективным в общении с читателем; 30 % ответили, что сохранять спокойствие, если читатель повысит голос, удается лишь иногда; 40 % респондентов считают, что им иногда удаётся быть объективными в общении с читателем; 15-ти % респондентам никогда не удаётся сохранять спокойствие, если читатель повысит голос; 5 % библиотека-

рей ответили, что им никогда не удаётся быть объективным в общении с читателем.

Далее мы предложили библиотекарям ответить на вопрос «Довольны ли вы взаимоотношениями с руководителями коллектива?». Большинство респондентов довольны взаимоотношениями с руководителями (85 %), не совсем довольны взаимоотношением с руководителем 10 % респондентов и 5 % опрошенных затрудняются ответить на этот вопрос. Ответы на этот вопрос говорят о том что руководитель каждой библиотеки создал сплочённый коллектив с единством ценностных ори-ентаций, единством целей и мотивов совместной деятельности, а также создал хороший социально-психологический климат.

На вопрос «Какие качества (на ваш взгляд) важны в данной профессии?» наиболее распространённым был ответ «доброжелательные отношения в коллективе» (40 %], 25 % считают, что важными качествами в работе библиотекаря являются ответственность, организованность, умение правильно общаться с пользователями, 22 %- уважительное, вежливое отношение к пользователям, 10 % приходятся на следующие ответы респондентов: «умение воздействовать на слушателя», «отношение библиотекаря к знаниям о языке» и лишь 2 % респондентов отказались отвечать на этот вопрос. Вопрос был открытого характера, и каждый библиотекарь мог высказать своё мнение. На наш взгляд были даны полные, чёткие и понятные ответы.

Особое место занимают те вопросы, которые выявляют коммуникативную культуру специалиста. Сотрудникам задавались следующие вопросы: «Знаете ли вы литературные нормы общения по вертикали (руководитель-подчиненный) и горизонтали (сотрудник - сотрудник)?»; «Что такое коммуникативные неудачи и как их избежать?»; «Как вы формируете свой вербальный имидж». Ответы на предложенные вопросы показали, что только 15% респондентов задумываются над этим.

Огромный интерес вызвал вопрос: «Что для вас самое главное в работе коллектива?». На него были даны следующие ответы: сплочённость коллектива (43 %); хорошее отношения с пользователями (27%); хорошее отношение с руководителем (15,2%); трудно сказать (14,8%). Подавляющее большинство респондентов отмечают, что для них самое главное в работе коллектива - это сплочённость. Несмотря на многочисленное количество модельных и сельских библиотек в регионе и созданный хороший психологический климат в коллективе, четверть коллектива считают главным в своей работе -хорошие отношения с руководителем. К сожалению, вопросы коммуникативной культуры, которые являются основой всех вышеперечисленных вопросов, специалисты не принимают во внимание.

На вопрос: «Проводят ли с вами тренинги по формированию коммуникативной культуры?» 80 % из опрошенных ответили «нет». Ответы на вопрос «Оцените в процентном отношении, насколько ценятся в библиотечной среде следующие качества?» нам проиллюстрирует таблица.

Оцените в процентном сочетании, насколько ценятся в библиотечной среде следующие качества:

Качества 0

Способность устной коммуникации 15%

Чувство ответственности 10%

Собранность, внутренняя дисциплина 20%

Энергичность 20%

Организаторские способности 10%

Образование 5%

Инициативность, творческий элемент 20%

Профессия библиотекаря имеет свои тонкости и подразумевает под собой владение определенными навыками, без которых трудновато будет качественно предоставить услуги посетителю, вести себя в коллективе доброжелательно, организовано и т.д. Библиотекарь должен быть достаточно компетентным, если это действительно специалист своей области, он должен быстро и качественно ориентироваться в исследовательской и научной части работы библиотеки, проявлять инициативность, энергичность, проявлять себя с творческой стороны, вести себя собранным в коллективе, выполнять все поставленные задачи в своей работе, это всё, поможет ему зарекомендовать себя, как профессионала в своем деле.

Анализ результатов исследования, позволил выявить степень удовлетворенности библиотекарей своей работой, рассмотреть отношения руководитель-сотрудник в коллективе, проанализировать психологический климат в коллективе, получить сведения прогностического характера по формированию межличностного общения библиотекарей, определить тенденции руководства меж-

личностным общением специалистов в современной библиотеке.

Литература

1.Бородина В. А. Библиотечное обслуживание / В.А. Бородина. - М.: Либерия, 2008. -168 с.

2.Туранина НА. Формирование речевого идеала современного специалиста / НА.Туранина, Ю.Н.Барабанова // Среднее профессиональное образование.- № 6,2013,- С. 21-22.

References

1. Borodina V. A. Bibliotechnoye obsluzhivaniye / V.A. Borodina. - M.: Liberiya, 2008. -168 s.

2. Turanina N.A. Formirovaniye rechevogo ideala sovremennogo spe-tsialista / NATuranina, YuN.Barabanova // «Sredneye professional'noye ob-razovaniye».- № 6,2013,- S. 21-22.

УДК 069.01:908

З.Э.Дандамаева

О ВОЗНИКНОВЕНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДАГЕСТАНСКИХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ МУЗЕЕВ (НА ПРИМЕРЕ АХТЫНСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ)

В данной статье рассматриваются основные аспекты становления и развития краеведческих музеев Дагестана, от возникновения первого краеведческого музея в республике в 1923г. и до формирования широкой музейной сети. Основное внимание уделяется истории создания и деятельности Ахтынского краеведческого музея, созданного в 1937 г. на базе местной школы и краеведческих кружков, который на сегодняшний день входит в систему Дагестанского государственного исторического и архитектурного музея им А.Тахо-Годи. Анализ собранного материала показывает, что за период своей деятельности Ахтынский краеведческий музей превратился в крупное научно-просветительское учреждение и богатейшее хранилище памятников материальной и духовной культуры Дагестана. В статье освещаются основные направления музейной деятельности, история формирования коллекций и структура музея, а также деятельность музея на современном этапе и перспективы его развития.

Ключевые слова: музей, музейное дело, краеведение, краеведческий музей, культура

Zagida Е. Dandamaeva ON THE ORIGIN AND ACTIVITIES OF DAGESTAN'S LOCAL LORE MUSEUMS (ON THE EXAMPLE OF THE AKHTYN LOCAL HISTORY MUSEUM)

This article examines the main aspects of the formation and development of local lore museums in Dagestan, from the emergence of the first museum of local lore in the republic in 1923 and before the formation of a wide museum network The main attention is paid to the history of the creation and activity of the Akhtyn Local History Museum, created in 1937 on the basis of a local school and local lore circles, which today is part of the Dagestan State Historical and Architectural Museum named after A. Taho-Godi, which is the largest museum association in the republic with numerous affiliates. The analysis of the collected material shows that during the period of its activity the Akhtyn Local History Museum has turned into a large scientific and educational institution and the richest storehouse of monuments of material and spiritual culture of Dagestan. The museum's funds number more than 14 thousand exhibits, among which valuable collections of ancient manuscripts, firearms and knives, archaeological collection, a collection of jewelry from silver and bronze, etc. The article highlights the main areas of museum activities, the history of the formation of collections and the structure of the museum, as well as the activities of the museum at the present stage and the prospects for its develop-

Key words: museum, museology, local history, museum of local lore, culture

Одной их наиболее многочисленных групп музеев в Дагестане, как и в России, являются краеведческие музеи [6].

Первый дагестанский краеведческий музей был создан в 1923 г. по инициативе видного общественного и государственного деятеля Алибека Тахо-Годи. В основу его собрания легли научные материалы по истории, природе и культуре края, собранные учеными-краеведами.

Официальное открытие музея состоялось в апреле 1925 г., а до этого времени, начиная с 1923 г., музеем проводилась большая работа по сбору, систематизации и популяризации материалов, характеризующих природные богатства, растительный и животный мир региона, историческое прошлое, материальную и духовную культуру дагестанских народов. [5, с. 43].

В целях комплексного изучения Дагестана Алибеком Тахо-Годи, при поддержки Академии наук СССР, было организовано около 160 экспедиций с привлечением известных ученых: этнографическая, геологическая, ботаническая, географическая, искусствоведческая, гидрологическая, ботаническая, археологическая, зоологическая и др. В экспедициях участвовали такие известные ученые, академики как Н.Марр, И.Орбели, АБашкиров, ЛЖирков, Н.Бакланов, АДирр, профессор Н. Яковлев и др. [6, с.9].

Уже к 1923 году было проведено несколько экспедиций в горные районы Дагестана для сбора материалов, в которых активное участие принимало и население республики. В результате экспедиций было собрано более 1000 музейных предметов. Таким образом, фонд музея быстро пополнялся экспонатами, собираемыми научными экспедициями, а также приобретаемыми музеем за предела-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.